Главная / Информатика / Конспект интегрированного урока по теме «Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации» (информатика + русский язык)

Конспект интегрированного урока по теме «Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации» (информатика + русский язык)

Название документа Сопроводительное письмо Карандашова Гирева.doc

  • ФИО – Карандашова Юлия Александровна; Гирёва Светлана Юрьевна

  • Должность – учитель математики, информатики; учитель русского языка и литературы

  • квалификационная категория – первая; высшая

  • место работы (образовательное учреждение) ГУ СОШ № 40

  • Республика/край, город/поселение _ Республика Казахстан, ВКО, г.Семей

  • контактный для пользователей e-mail – yuliya3475@mail.ru

  • тема урока – Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации

  • предмет – информатика; русский язык

  • класс/группа – 10 класс

  • ключевые слова или опорные понятия через запятую – текстовый процессор, обработка текстовой информации, фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки, интегрированный урок, информатика, русский язык, конспект, презентация


Название документа венгерские головоломки.doc

Текстовый процессор MS Word

Вариант 1

ФИО____________________

Найдите слова и термины, которые используются при работе в программе ТП MS Word. Слова записаны «змейкой». Их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали (сверху вниз, снизу вверх, слева направо и т.д).

О

Б

Т

Е

К

А

Н

И

Е

С

Т

О

Л

У

Р

Ы

А

Ф

А

Ц

Е

Б

Г

А

Б

Ц

Р

В

Т

О

Ф

И

Т

Л

И

А

С

Л

О

В

О

С

И

М

Г

Б

У

К

В

К

Л

О

В

М

Н

А

Ц

И

О

С

П

Р

Е

А

Р

Т

И

Е

И

В

А

Н

Ч

Е

А

Н

С

П

К

А

Т















Текстовый процессор MS Word

Вариант 1

ФИО____________________

Найдите слова и термины, которые используются при работе в программе ТП MS Word. Слова записаны «змейкой». Их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали (сверху вниз, снизу вверх, слева направо и т.д).

В

Ы

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

И

К

Р

О

Л

Е

Н

Р

И

Н

У

О

Ф

М

К

И

Е

С

Т

Р

С

О

Р

О

Л

К

У

Е

А

Б

З

А

Ц

О

О

Н

Р

Р

О

С

Н

О

Н

Ь

С

В

Т

К

А

К

С

Т

П

И

А

С

А

Л

У

Т

И

Д

А

Л

И

К

Н

О

Л

О

К

Н















Название документа заготовка - пословицы.doc


Кітап – білім бұлағы. (Книга – источник знаний.)

Денсаулық – байлықтан қымбат. (Здоровье – дороже богатства.)

Тәрбие бесіктен басталады. (Воспитание начинается с колыбели.)

A little bird fold me. (Сорока на хвосте принесла.)

In Rome, do as the Romans do. (В чужой монастырь со своим уставом не ходят.)

To throw sands in the wheels. (Вставлять палки в колеса.)

ПоговоркацЦЦЦветочек, пословица – ягодка.

Родимая 100рона – мать, чужая – мачеха.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Жизнь дана на добрые дела.

Труд челоооовека кормит, а лень – портит.

Кто не работает, тот ест.

Цыплят по осени

считают.

Авось, небось, да как-нибудь добра не будет.

Без худа как-нибудь хоть брось.

Бальшие парятки да водят да бальших безпарятков.

В пустой бочьке, если-не жжжжот, то чернит.

Есть тирпение–будет и уменье.

Злой человек – как уголь: вылитит, не поймаешь.

Как нехитри, а правды не пирихитришь.

Когда голова думает, язык отдыхает.

Лычше умного упрек, чем ггглуоа пахвала.

Материнский гнев, что вес еннийснег: и много выпадет, да скоро растает.

Совесть–сосед, от нее уйдешь.

Не плюй в колодезь, дальше будешь.

Слово не вара бей: пригодит на питьсяяяя.

Тиши едиш – звону больши.


Название документа орфографический диктант.doc

Н рыба, н мясо; н каких нет; н смотря на все усилия; н каким образом; н в коем случае; как н когда; н смотря под ноги; н защищен; н лепо; н чист на руку; н чего сказать; на нет и суда нет; тридцать три н счастья; н легкая принесла; еще н прочитана; н меркнущая звезда.


Название документа интегр урок ИВТ и рус яз.ppt

Тема урока: Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова...
Цели: Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отли...
Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) Н рыба, н мясо; н ка...
Признаки свободных словосочетаний	Признаки фразеологизмов Любое из слов можно...
Фразеологизмы всегда косве___о отр___жают во___рение народа обществе___ый стр...
Как работает слово Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному сл...
Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного п...
(В.Тендряков) Мудрость нации заключается в их пословицах, которые коротки и с...
Упражнение 247 Прочитайте. Какие качества пословиц отмечены в упражнении?
“Умело ограненный алмаз становится бриллиантом”
“Минутка час бережет”
К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной...
"Крылатые слова" и информатика Вам будут предложены пословицы, поговорки, цит...
Упражнение 246 Сравнить русские и казахские пословицы.
Мудрец не тот, кто приобрел немало книг, а тот, кто их прочел и многое постиг...
ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, а...
Домашнее задание Варианты ЕНТ (в1-5, в2-12, в3-5, в4-12, в5-20, в6-20, в7-20,...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. О
Описание слайда:

Тема урока: Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации. *

№ слайда 2 Цели: Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличат
Описание слайда:

Цели: Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний. Формировать умение определять и формулировать значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова от пословиц и поговорок. Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях. Обобщить и систематизировать знания и умения обработки текстовой информации. Развивать внимание, умение анализировать, применять полученные по другим предметам знания. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.

№ слайда 3 Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) Н рыба, н мясо; н каких
Описание слайда:

Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) Н рыба, н мясо; н каких нет; н смотря на все усилия; н каким образом; н в коем случае; как н когда; н смотря под ноги; н защищен; н лепо; н чист на руку; н чего сказать; на нет и суда нет; тридцать три н счастья; н легкая принесла; еще н прочи-тана; н меркнущая звезда.

№ слайда 4 Признаки свободных словосочетаний	Признаки фразеологизмов Любое из слов можно за
Описание слайда:

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов Любое из слов можно заменить другими словами В их составе нельзя изменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

№ слайда 5 Фразеологизмы всегда косве___о отр___жают во___рение народа обществе___ый строй
Описание слайда:

Фразеологизмы всегда косве___о отр___жают во___рение народа обществе___ый строй ид___логию своей эпохи. Отр___жают как свет утра отр___жается в капле росы. Фразеологические «капли росы» могут стать об___ективным отр___жением русской р___альности, однако в том случае если их национальная «чистота» апробирована дост___верным этимологическим анализом.

№ слайда 6 Как работает слово Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служи
Описание слайда:

Как работает слово Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало «воды утекло». О смелом мы вправе сказать наперед: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! А гуси и утки – сухие всегда, Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идет: «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…» В. Суслов

№ слайда 7 Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного пред
Описание слайда:

Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения. В пословице содержится какое-либо поучение.

№ слайда 8 (В.Тендряков) Мудрость нации заключается в их пословицах, которые коротки и соде
Описание слайда:

(В.Тендряков) Мудрость нации заключается в их пословицах, которые коротки и содержательны. Пословицы – это драгоценней-шие украшения из слов, вечно сверкающие на указательном пальце времени.

№ слайда 9 Упражнение 247 Прочитайте. Какие качества пословиц отмечены в упражнении?
Описание слайда:

Упражнение 247 Прочитайте. Какие качества пословиц отмечены в упражнении?

№ слайда 10 “Умело ограненный алмаз становится бриллиантом”
Описание слайда:

“Умело ограненный алмаз становится бриллиантом”

№ слайда 11 “Минутка час бережет”
Описание слайда:

“Минутка час бережет”

№ слайда 12 К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной ли
Описание слайда:

К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной литературы. Афоризмы, в отличие от крылатых слов имеют характер самостоятельного изречения. Поговорки представляют собой чаще всего часть пословиц и отличаются от них недосказанностью, отсутствием назидания.

№ слайда 13 "Крылатые слова" и информатика Вам будут предложены пословицы, поговорки, цитаты
Описание слайда:

"Крылатые слова" и информатика Вам будут предложены пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих «крылатых слов» будут также предложены три понятия, связанных с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным «крылатым словам».

№ слайда 14 Упражнение 246 Сравнить русские и казахские пословицы.
Описание слайда:

Упражнение 246 Сравнить русские и казахские пословицы.

№ слайда 15 Мудрец не тот, кто приобрел немало книг, а тот, кто их прочел и многое постиг. У
Описание слайда:

Мудрец не тот, кто приобрел немало книг, а тот, кто их прочел и многое постиг. Учись у мудреца и сторонись глупца. Где не знают тебя - по халату твоему судят, а где знают тебя - по твоему уму судят. Ты у мудреца возьми совет, ибо в споре с глупым проку нет. Если твой умишко невелик, ты пред мудрым придержи язык. Умному подай один лишь только знак, остальное он поймет и так. (Казахские пословицы)

№ слайда 16 ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ
Описание слайда:

ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ

№ слайда 17 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Дерево крепко корнями, а человек … друзьями, достар, frinds

№ слайда 18 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Друг хвалит за глаза, недруг… глаза, көз, eyes

№ слайда 19 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Где-то, может, и хорошо, а на … лучше Родина, Отан, Motherland

№ слайда 20 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Человек без цели, что птица без… крылья, қанат, wings

№ слайда 21 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Жить без друзей, что есть пищу без… соль, тұз, salt

№ слайда 22 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Чем плохой друг, лучше достойный… враг, жау, enemy

№ слайда 23 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Многословие – серебро, а молчание - … золото, алтын, gold

№ слайда 24 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Родная земля – золотая … колыбель, бесiк, bed

№ слайда 25 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Души и языка нет, а говорит разумное - … книга, кiтап, book

№ слайда 26 Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, англ
Описание слайда:

Закончить пословицу, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский) Самая святая пища - … хлеб, нан, bread

№ слайда 27 Домашнее задание Варианты ЕНТ (в1-5, в2-12, в3-5, в4-12, в5-20, в6-20, в7-20, в8
Описание слайда:

Домашнее задание Варианты ЕНТ (в1-5, в2-12, в3-5, в4-12, в5-20, в6-20, в7-20, в8-10, в9-20, в10-13, в11-10, в16-20, в19-10, в20-6, в23-6, в24-6, в25-10). . Найти по 5 пословиц, схожих по смыслу на 3-х языках (русский, казахский, английский). Составить в программе MS Word кроссворд по теме «Текстовый процессор» Придумать сказку о Текстовом процессоре MS Word.

Название документа интегрированный урок.doc

Тема урока: Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации

Цели:

  1. углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний.

  2. Формировать умение определять и формулировать значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова от пословиц и поговорок

  3. Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.

  4. Обобщить и систематизировать знания и умения обработки текстовой информации.

  5. Развивать внимание, умение анализировать, применять полученные по другим предметам знания.

  6. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.

Тип урока: интегрированный урок русского языка и информатики

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, фишки разного цвета и формы (голубые – за правильный ответ по ИВТ, розовые – по рус.яз.)


  1. Организационный момент

  2. Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) на ПК

Ни рыба, ни мясо; никаких нет; несмотря на все усилия; никаким образом; ни в коем случае; как никогда; не смотря под ноги; не защищен; нелепо; нечист на руку; нечего сказать; на нет и суда нет; тридцать три несчастья; нелегкая принесла; еще не прочитана; немеркнущая звезда.

- Обоснуйте выбор написания частицы: не и ни, слитно или раздельно?

- Найдите фразеологизмы в словарном диктанте.

- Какие признаки фразеологизмов вы знаете?

(Устойчивые неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)


  1. Работа по теме урока (расширение знаний учащихся)

Беседа по теме. Следует обратить внимание на признаки фразеологизмов как системных единиц:

    1. Фразеологизмы и свободные словосочетания. Признаки фразеологизмов: устойчивость, смысловая целостность, воспроизводимость, образность.

Таблица.

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

    1. Упражнение 121 (дид.материал)

    2. Раскройте смысл фразеологических оборотов, отвечая на вопросы:

      1. Кого мы называем?

        • Белая ворона, стреляный воробей, важная птица, мокрая курица?

      2. Кого мы называем?

        • Душа общества, ходячая энциклопедия, восходящая звезда?

    3. Упражнение 245 (письменно).

Задание. Переписать, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.

      1. Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрение народа, общественный строй, идеологию своей эпохи. Отражают, как свет утра отражается в капле росы.

      2. Фразеологические «капли росы» могут стать объективным отражением русской реальности, однако, в том случае, если их национальная «чистота» апробирована достоверным этимологическим анализом.

    1. прочитать стихотворение В. Суслова «Как работает слово». Выписать все фразеологизмы со словом «вода».

Как работает слово

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

  1. Ученику – удача, учителю – радость. Проверка знаний учащихся по теме «Текстовый процессор MS Word». Предлагается 2 варианта. Результат оценивается по следующему критерию: 4-6 слов – оценка «3»; 7-9 – «4»; 10-11 – «5».

Ребята, порадуйте меня своими знаниями. Подумайте, поломайте голову, вспомните все, что мы с вами изучали. Я предлагаю вам венгерские головоломки. Найдите в них слова и термины, которые используются при работе в программе ТП MS Word. Слова записаны «змейкой». Их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали (сверху вниз, снизу вверх, слева направо и т.д). Удачи вам!

Вариант 1

О

Б

Т

Е

К

А

Н

И

Е

С

Т

О

Л

У

Р

Ы

А

Ф

А

Ц

Е

Б

Г

А

Б

Ц

Р

В

Т

О

Ф

И

Т

Л

И

А

С

Л

О

В

О

С

И

М

Г

Б

У

К

В

К

Л

О

В

М

Н

А

Ц

И

О

С

П

Р

Е

А

Р

Т

И

Е

И

В

А

Н

Ч

Е

А

Н

С

П

К

А

Т

ОТВЕТЫ:

  1. Слово

  2. Правка

  3. Символ

  4. Список

  5. Таблица

  6. Буквица

  7. Столбец

  8. Фрагмент

  9. Обтекание

  10. Начертание

  11. Автофигуры


Вариант 2

В

Ы

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

И

К

Р

О

Л

Е

Н

Р

И

Н

У

О

Ф

М

К

И

Е

С

Т

Р

С

О

Р

О

Л

К

У

Е

А

Б

З

А

Ц

О

О

Н

Р

Р

О

С

Н

О

Н

Ь

С

В

Т

К

А

К

С

Т

П

И

А

С

А

Л

У

Т

И

Д

А

Л

И

К

Н

О

Л

О

К

Н

ОТВЕТЫ:

  1. Абзац

  2. Курсор

  3. Сноска

  4. Строка

  5. Рисунок

  6. Надпись

  7. Колонки

  8. Интервал

  9. Выделение

  10. Колонтитул

  11. Оформление











  1. Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения. В пословице содержится какое-либо поучение.

1. Переписать высказывания о пословицах. Какие качества пословиц в них отмечаются?

      1. Мудрость нации заключается в их пословицах, которые коротки и содержательны.

      2. Пословицы – это драгоценнейшие украшения из слов, вечно сверкающие на указательном пальце времени.

(В.Тендряков)

2. Упражнение 247 (учебник) Устно.

  1. Умело ограненный алмаз становится бриллиантом” Форматирование документа по образцу в программе МS Word.


  1. Физминутка. “Минутка час бережет”

Что мы можем сделать за минуту?

  • Поморгать,

  • Потянуться, и при этом улыбнуться;

  • Налево повернуться;

  • Направо повернуться;

  • Не забудьте улыбнуться!

  • Покачаться, повертеться!

  • 3 сек. помолчать;

  • Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать!


  1. Беседа по теме.

    1. Следует обратить внимание на различие крылатых слов, афоризмов, пословиц и поговорок.

К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной литературы.

Афоризмы, в отличие от крылатых слов имеют характер самостоятельного изречения.

Поговорки представляют собой чаще всего часть пословиц и отличаются от них недосказанностью, отсутствием назидания.

    1. "Крылатые слова" и информатика

Вам будут предложены пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих "крылатых слов" будут также предложены три понятия, связанных с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным "крылатым словам".

1) Ни дня без строчки

1. Текстовый файл.

2. Лазерный принтер.

3. Сканер.

2) По образу и подобию

1. Предыдущий вариант файла.

2. Локальная переменная с именем, совпадающим с именем глобальной переменной.

3. Копия файла.

3) А все-таки она вертится.

1. Дискета.

2. "Мышь".

3. Системная шина.

4) Видит око, да зуб неймет

1. Ошибка в программе.

2. Скрытый файл.

3. Антивирусной программой обнаружен новый вид вируса.

5) "На деревню дедушке"

1. Использование в программе оператора перехода.

2. Неправильный адрес оперативной памяти.

3. Неправильное имя файла.

6) "Как белка в колесе"

1. Зацикливание программы.

2. Использование в программе рекурсии.

3. "Зависание" компьютера.

7) "На ошибках учатся"

1. Написание программы.

2. Резервное копирование программы на дискету.

3. Отладка программы.

8) "Подальше положишь — поближе возьмешь"

1. Резервное копирование программы на диск.

2. Размещение файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку.

3. Использование операторов программы во вложенных циклах.

9) "Были когда-то и вы рысаками..."

1. Компьютер с процессором типа Pentium I.

2. Программа, выполняющая расчеты быстрее другой программы.

3. 128-скоростной CD-ROM.


    1. Упражнение 246 (учебник) Сравнить русские и казахские пословицы.

      1. Мудрец не тот кто пр___обрел немало книг а тот кто их проч___л и многое постиг.

      2. Учись у мудреца и стор___нись глупца.

      3. Где (не) знают тебя по халату твоему судят а где знают тебя по твоему уму судят.

      4. Ты у мудреца возьми совет ибо в споре с глупым проку нет.

      5. Если твой умишк___ (не) велик ты пред мудрым пр___держи язык.

      6. Умному подай один лишь только знак остальное он поймет и так.

(Казахские пословицы)

    1. ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.


  1. Компьютер - лучший друг. (Книга - лучший друг.)

  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.)

  3. Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота. (Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)

  4. Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)

  5. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

  6. Компьютер на столе не для одних только игр. (Голова на плечах не для одной только шапки.)

  7. По компьютеру встречают, по уму провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают.)

  8. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят.)

  9. Кто абак вспомнит, тому глаз вон. (Кто старое вспомянет, тому глаз вон.)

  10. Не Intel’ом единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.)

  11. Мал микропроцессор, да дорог. (Мал золотник, да дорог.)

  12. Утопающий за «F1» хватается. (Утопающий за соломинку хватается.)

  13. Семь бед - один «Reset». (Семь бед - один ответ.)

  14. Бит байт бережёт. (Копейка рубль бережёт.)

  15. Отформатировать винчестер - секунда, а восстановить - года. (Сломить дерево - секунда, а вырастить - года.)

  16. Два раза подумай, один раз удали. (Два раза подумай, один раз скажи.)

  17. Удаляй по файлику, наберёшь Корзину. (Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.)

  18. Наудалял с три Корзины. (Наврал с три короба.)

  19. Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)

  20. Винчестер - зеркало души пользователя. (Глаза - зеркало души.)

  21. Паскалю учиться - всегда пригодиться. (Грамоте учиться - всегда пригодиться.)


  1. Закрепление

Закончить пословицы, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский)

    1. Дерево крепко корнями, а человек …

    2. Друг хвалит за глаза, недруг…

    3. Родная земля – золотая …

    4. Человек без цели, что птица без…

    5. Жить без друзей, что есть пищу без…

    6. Чем плохой друг, лучше достойный…

    7. Где-то, может, и хорошо, а на … лучше.

    8. Души и языка нет, а говорит разумное - …

    9. Самая святая пища - …

    10. Многословие – серебро, а молчание - …

друзьями, достар, frinds

глаза, коз, eyes

колыбель, бесiк, bed

крылья, канат, wings

соль, туз, salt

враг, жау, enemy

Родина, Отан, Motherland

Книга, кiтап, book

Хлеб, нан, bread

Золото, алтын, gold


  1. Домашнее задание

    1. варианты ЕНТ 2010 г. (в1-5, в2-12, в3-5, в4-12, в5-20, в6-20, в7-20, в8-10, в9-20, в10-13, в11-10, в16-20, в19-10, в20-6, в23-6, в24-6, в25-10).

    2. Найти по 5 пословиц, схожих по смыслу на 3-х языках (русский, казахский, английский).

    3. Составить в программе MS Word кроссворд по теме «Текстовый процессор».

    4. Придумать сказку о Текстовом процессоре MS Word.


Гирева С.Ю., учитель русского языка и литературы,
Карандашова Ю.А., учитель математики, информатики и ВТ

ГУ СОШ № 40 г. Семей

5


Название документа образец - пословицы.doc

Фамилия Имя, класс

hello_html_m5d1f33f6.gif


  1. Кітап – білім бұлағы. (Книга – источник знаний.)

  2. Денсаулық – байлықтан қымбат. (Здоровье – дороже богатства.)

  3. Тәрбие бесіктен басталады. (Воспитание начинается с колыбели.)

  1. A little bird fold me. (Сорока на хвосте принесла.)

  2. In Rome, do as the Romans do. (В чужой монастырь со своим уставом не ходят.)

  3. To throw sands in the wheels. (Вставлять палки в колеса.)

hello_html_73a00599.jpg

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Жизнь дана на добрые дела.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Кто не работает, тот не ест.

Цыплят по осени считают.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

  • Авось, небось, да хоть брось.

  • Бhello_html_394897bf.jpgез худа добра не бывает.

  • Большие порядки доводят до больших беспорядков.

  • В пустой бочке звону больше.

  • Есть терпение – будет и уменье.

  • Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернит.

  • Как не хитри, а правды не перехитришь.

  • Когда голова думает, язык отдыхает.

  • Лучше умного упрек, чем глупого похвала.

  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

  • Слово не воробей: вылетит, не поймаешь.

  • Тише едешь – дальше будешь.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

    1. Переименовать файл Заготовка-пословицы.doc в файл Фамилия.doc

    2. Не забудьте сохранять изменения в документе!


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Исправить орфографические и синтаксические ошибки.

  2. Изменить, где требуется, начертание и размер шрифта.

  3. Добавить заголовок (объект WordArt)

  4. Расположить пословицы, записанные на русском языке, по центру.

  5. Сохранить документ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Обрамить документ рамкой

  2. Добавить рисунок из файла, расположить его за текстом.

  3. Создать списки.

  4. Разбить текст пословиц на казахском и английском языках на 2 колонки.

  5. Вставить колонтитул, указав свою Фамилию, Имя, класс

  6. Сохранить документ.

Конспект интегрированного урока по теме «Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации» (информатика + русский язык)
  • Информатика
Описание:

Цели :

  1. углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках; отличать от слов и свободных словосочетаний.
  2. Формировать умение определять и формулировать значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова от пословиц и поговорок
  3. Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.
  4. Обобщить и систематизировать знания и умения обработки текстовой информации.
  5. Развивать внимание, умение анализировать, применять полученные по другим предметам знания.
  6. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.

Тип урока: интегрированный урок русского языка и информатики
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, фишки разного цвета и формы (голубые – за правильный ответ по ИВТ, розовые – по рус.яз.)

  1. Организационный момент
  2. Орфографический диктант (не и ни с разными частями речи) на ПК

Ни рыба, ни мясо; никаких нет; несмотря на все усилия; никаким образом; ни в коем случае; как никогда; не смотря под ноги; не защищен; нелепо; нечист на руку; нечего сказать; на нет и суда нет; тридцать три несчастья; нелегкая принесла; еще не прочитана; немеркнущая звезда.
- Обоснуйте выбор написания частицы: не и ни, слитно или раздельно?
- Найдите фразеологизмы в словарном диктанте.
- Какие признаки фразеологизмов вы знаете?
(Устойчивые неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)

Работа по теме урока (расширение знаний учащихся)

Беседа по теме. Следует обратить внимание на признаки фразеологизмов как системных единиц:

    • Фразеологизмы и свободные словосочетания. Признаки фразеологизмов: устойчивость, смысловая целостность, воспроизводимость, образность.

Таблица.

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

Любое из слов можно заменить другими словами

В их составе нельзя изменять слова по своему желанию

Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность

Слова теряют свою смысловую самостоятельность

Создаются в процессе речи, не требуют запоминания

Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания

    • Упражнение 121 (дид.материал)
    • Раскройте смысл фразеологических оборотов, отвечая на вопросы:
      • Кого мы называем?
        • Белая ворона, стреляный воробей, важная птица, мокрая курица?
      • Кого мы называем?
        • Душа общества, ходячая энциклопедия, восходящая звезда?
    • Упражнение 245 (письменно).

Задание. Переписать, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.

      • Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрение народа, общественный строй, идеологию своей эпохи. Отражают, как свет утра отражается в капле росы.
      • Фразеологические «капли росы» могут стать объективным отражением русской реальности, однако, в том случае, если их национальная «чистота» апробирована достоверным этимологическим анализом.
    • прочитать стихотворение В. Суслова «Как работает слово». Выписать все фразеологизмы со словом «вода».

Как работает слово
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Ученику – удача, учителю – радость. Проверка знаний учащихся по теме «Текстовый процессор MS Word». Предлагается 2 варианта. Результат оценивается по следующему критерию: 4-6 слов – оценка «3»; 7-9 – «4»; 10-11 – «5».

Ребята,  порадуйте меня своими знаниями. Подумайте, поломайте голову, вспомните все, что мы с вами изучали. Я предлагаю вам венгерские головоломки. Найдите в них слова и термины, которые используются при работе в программе ТПMS Word. Слова записаны «змейкой». Их можно читать в любом направлении по горизонтали и вертикали (сверху вниз, снизу вверх, слева направо и т.д). Удачи вам!


Вариант 1

О

Б

Т

Е

К

А

Н

И

Е

С

Т

О

Л

У

Р

Ы

А

Ф

А

Ц

Е

Б

Г

А

Б

Ц

Р

В

Т

О

Ф

И

Т

Л

И

А

С

Л

О

В

О

С

И

М

Г

Б

У

К

В

К

Л

О

В

М

Н

А

Ц

И

О

С

П

Р

Е

А

Р

Т

И

Е

И

В

А

Н

Ч

Е

А

Н

С

П

К

А

Т


Вариант 2

В

Ы

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

И

К

Р

О

Л

Е

Н

Р

И

Н

У

О

Ф

М

К

И

Е

С

Т

Р

С

О

Р

О

Л

К

У

Е

А

Б

З

А

Ц

О

О

Н

Р

Р

О

С

Н

О

Н

Ь

С

В

Т

К

А

К

С

Т

П

И

А

С

А

Л

У

Т

И

Д

А

Л

И

К

Н

О

Л

О

К

Н


Пословица – краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения. В пословице содержится какое-либо  поучение.

Переписать высказывания о пословицах. Какие качества пословиц в них отмечаются?

  • Мудрость нации заключается в их пословицах, которые коротки и содержательны.
  • Пословицы – это драгоценнейшие украшения из слов, вечно сверкающие на указательном пальце времени.

(В.Тендряков)

Упражнение 247 (учебник)  Устно. «Умело ограненный алмаз становится бриллиантом» Форматирование документа по образцу в программе МS Word. Физминутка. «Минутка час бережет»

Что мы можем сделать за минуту?

  • Поморгать,
  • Потянуться, и при этом улыбнуться;
  • Налево повернуться;
  • Направо повернуться;
  • Не забудьте улыбнуться!
  • Покачаться, повертеться!
  • 3 сек. помолчать;
  • Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать!
Беседа по теме. Следует обратить внимание на различие крылатых слов, афоризмов, пословиц и поговорок.

К крылатым словам относятся и словосочетания, и предложения из художественной литературы.
Афоризмы, в отличие от крылатых слов имеют характер самостоятельного изречения.
Поговорки представляют собой чаще всего часть пословиц и отличаются от них недосказанностью, отсутствием назидания.

    • "Крылатые слова" и информатика

Вам будут предложены пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих "крылатых слов" будут также предложены три понятия, связанных с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным "крылатым словам".
1)Ни дня без строчки
1. Текстовый файл.
2. Лазерный принтер.
3. Сканер.
2)  По образу и подобию
1. Предыдущий вариант файла.
2. Локальная переменная с именем, совпадающим с именем глобальной переменной.
3. Копия файла.
3) А все-таки она вертится.
1. Дискета.
2. "Мышь".
3. Системная шина.
4)Видит око, да зуб неймет
1. Ошибка в программе.
2. Скрытый файл.
3. Антивирусной программой обнаружен новый вид вируса.
5) "На деревню дедушке"
1. Использование в программе оператора перехода.
2. Неправильный адрес оперативной памяти.
3. Неправильное имя файла.
6)"Как белка в колесе"
1. Зацикливание программы.
2. Использование в программе рекурсии.
3. "Зависание" компьютера.
7) "На ошибках учатся"
1. Написание программы.
2. Резервное копирование программы на дискету.
3. Отладка программы.
8) "Подальше положишь — поближе возьмешь"
1. Резервное копирование программы на диск.
2. Размещение файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку.
3. Использование операторов программы во вложенных циклах.
9) "Были когда-то и вы рысаками..."
1. Компьютер с процессором типа PentiumI.
2. Программа, выполняющая расчеты быстрее другой программы.
3. 128-скоростной CD-ROM.

  • Упражнение 246 (учебник) Сравнить русские и казахские пословицы.
    • Мудрец не тот кто пр___обрел немало книг а тот кто их проч___л и многое постиг.
    • Учись у мудреца и стор___нись глупца.
    • Где (не) знают тебя по халату твоему судят а где знают тебя по твоему уму судят.
    • Ты у мудреца возьми совет ибо в споре с глупым проку нет.
    • Если твой умишк___ (не) велик ты пред мудрым пр___держи язык.
    • Умному подай один лишь только знак остальное он поймет и так.

(Казахские пословицы)

  • ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.

  1. Компьютер - лучший друг. (Книга - лучший друг.)
  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.)
  3. Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота. (Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)
  4. Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
  5. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
  6. Компьютер на столе не для одних только игр. (Голова на плечах не для одной только шапки.)
  7. По компьютеру встречают, по уму провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают.)
  8. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят.)
  9. Кто абак вспомнит, тому глаз вон. (Кто старое вспомянет, тому глаз вон.)
  10. Не Intel’ом единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.)
  11. Мал микропроцессор, да дорог. (Мал золотник, да дорог.)
  12. Утопающий за «F1» хватается. (Утопающий за соломинку хватается.)
  13. Семь бед - один «Reset». (Семь бед - один ответ.)
  14. Бит байт бережёт. (Копейка рубль бережёт.)
  15. Отформатировать винчестер - секунда, а восстановить - года. (Сломить дерево - секунда, а вырастить - года.)
  16. Два раза подумай, один раз удали.           (Два раза подумай, один раз скажи.)
  17. Удаляй по файлику, наберёшь Корзину. (Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.)
  18. Наудалял с три Корзины. (Наврал с три короба.)
  19. Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)
  20. Винчестер - зеркало души пользователя. (Глаза - зеркало души.)
  21. Паскалю учиться - всегда пригодиться. (Грамоте учиться -  всегда пригодиться.)
Закрепление

Закончить пословицы, дав вариант ответа на трех языках (русский, казахский, английский)

    • Дерево крепко корнями, а человек …
    • Друг хвалит за глаза, недруг…
    • Родная земля – золотая …
    • Человек без цели, что птица без…
    • Жить без друзей, что есть пищу без…
    • Чем плохой друг, лучше достойный…
    • Где-то, может, и хорошо, а на … лучше.
    • Души и языка нет, а говорит разумное - …
    • Самая святая пища - …
    • Многословие – серебро, а молчание - …

друзьями, достар, frinds
глаза, коз, eyes
колыбель, бесiк, bed
крылья, канат, wings
соль, туз, salt
враг, жау, enemy
Родина, Отан, Motderland
Книга,  кiтап, book
Хлеб, нан, bread
Золото, алтын, gold

Домашнее задание
  • варианты ЕНТ 2010 г. (в1-5, в2-12, в3-5, в4-12, в5-20, в6-20, в7-20, в8-10, в9-20, в10-13, в11-10, в16-20, в19-10, в20-6, в23-6, в24-6, в25-10).
  • Найти по 5 пословиц, схожих по смыслу на 3-х языках (русский, казахский, английский).
  • Составить в программе MS Word кроссворд по теме «Текстовый процессор».
  • Придумать сказку о Текстовом процессоре MS Word.




dop.pngДополнительно:
Демонстрационный материал к интегрированному уроку по информатике+русский язык: «Фразеология. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации» (27 слайдов)



Слайд 3
rus3.png


Слайд 4
rus4.png
Автор Карандашова Юлия Александровна
Дата добавления 09.02.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 7592
Номер материала 718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓