Главная / Информатика / Кодирование информации. Системы счисления 10 класс

Кодирование информации. Системы счисления 10 класс

Название документа Артемьева ЮЮ.doc

Тема: Кодирование информации. Системы счисления


Класс: 10

Продолжительность урока: 40 минут

Цели урока:

  • Повторение и закрепление знаний по теме «Кодирование информации. Системы счисления»

  • Развитие мышления, умения применять полученные знания при решении нестандартных задач.

  • Активизация взаимодействия между учениками, стимулирование интереса учащихся к предмету.

Оборудование: компьютер со стандартным набором ПО, проектор, экран, интерактивная доска, презентация, карточки с заданием для групп_приложение2, карточки с заданием для практической работы_приложение1, для учителя бланк учета ответов учеников.


Этапы урока:


  1. Организационный - 1 мин.

  2. Повторение теоретического материала + устная работа-6 мин.

  3. Работа в группах -20 мин.

  4. Рефлексия -1 мин.

  5. Практическая работа – 10 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин.

  7. Подведение итогов урока, выставление оценок – 1 мин.

Ход урока:


1. Организационный:

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы повторяем с вами изученную тему и готовимся к итоговой контрольной работе по теме «Кодирование числовой информации».

Урок будет проходить в несколько этапов. В конце урока каждый из вас получит оценку.


2. Повторение теоретического материала


  • Прочитать стихотворение (слайд 2,3 )

Ей было тысяча сто лет,

Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ

Вопрос: О какой системе счисления идет речь?

Пожалуйста, переведите все числа в десятичную систему и прочитайте стихотворение вновь.



Ответ:

Ей было 12 лет,
Она в 5  класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.


  • Повторение определения «система счисления», «позиционная, непозиционная система счисления» (Слайд 4,5). Сначала отвечают ученики, потом открывается слайд с ответом.

  • (Слайд 6, 7 ,8) Работа с Римской системой счисления.

hello_html_21312ad5.gif


Ответы ученики записывают на интерактивной доске

УПР 1.

Переведите числа из римской системы счисления

LXXXVI=86

XLIX=49

MCMXCIV=1994



УПР 2

Переведите в римскую систему счисления

464=CDLXIV=CCCCLXIV

390=XCCCC

521=DXXI

444=CCCCXXXXIV=CDXLIV


3. Работа в группах


Ученики делятся на группы по 3 человека(4 группы), выбирается главный помощник.

Раздаются карточки с заданиями и листочки для ответов.

Для задания с рисованием по координатным точкам - в презентации слайд 9. Все ученики расшифровывают свои координаты, передают главному помощнику, который в свою очередь воспроизводит на доске интерактивной. Соединив правильно все координаты, ребята получают один общий рисунок.


4. Рефлексия


Тема урока кодирование числовой информации, но можно кодировать информацию и с помощью жестов и мимики. Покажите с помощью жестов: просьбу сохранять молчание, радость, удивление , сомнение, все хорошо, все плохо.


5. Практическая работа


Работа на листочках по вариантам. Приложение 2

После выполнения обмениваются вариантами с соседом и проверяют, ответы на слайде 10.


6. Домашнее задание

Стр 38-42,

подготовиться к контрольной работе, задания на стр. 48, №5,8,9


7. Подведение итогов

Подвести итоги урока, поблагодарить учеников, выставить оценки.






Приложение 1


Карточки для практической работы.

Вариант 1

1. Найдите пропущенное число

101112 , 318 , 1А16

2. В классе 1000q учеников, из них 120q девочек и 110q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?

3. Укажите какие числа записаны с ошибками?

2314 , 4767 , 1212 , 95811, 4956 , 111103

Вариант 2

1. Найдите пропущенное число

2216 ,438, 1001012

2.В саду 100 кустов малины- 28 чёрной и 61 красной. В какой системе счисления посчитаны кусты?

3. Укажите какие числа записаны с ошибками?

1111013 , 1124 ,6787 , 5434 , 6548 , 3343




Приложение2


Зhello_html_60392714.gifhello_html_353dff75.gifадания для группы № 1

1 Выписать числа в порядке возрастания.

3248 , 10111102 , 1А016

2 По координатам построить рисунок. Каждому ученику достается расшифровать по координат, затем все точки передаются главному помощнику, и он чертит рисунок на интерактивной доске.

(11002 ,100102) (178 , 1203) (1034 , 169 )

(100112 , 268) (157 , 101102) (148 , 1216)

3 Распишите числа от 6 до 11 в 8-ричной системе счисления.

4 Выполните действия, запишите число в центр. Подумайте, в какой системе счисления число, записанное в центре, получается числом, записанным в кружочках.

111011012 +10110012

506


146

11012


hello_html_7c88edf6.gif

hello_html_7f3fc9fe.gif


hello_html_8ea2dfd.gifhello_html_m629af88f.gif

2301


hello_html_57aed7ff.gif

644


110002






Задания для группы № 2

1 Выписать числа в порядке возрастания.

ЕС16 , 5528 ,11101112

2 По координатам построить рисунок. Каждому ученику достается расшифровать по координат, затем все точки передаются главному помощнику, и он чертит рисунок на интерактивной доске.

(159 ,258) (207 ,100102) (100002, 1004) (1216 , 208)

(228 , 101012) (11102 , 1516) (168 , 2008) (335 , 209)

3 Распишите числа от 7 до 12 в 9-ричной системе счисления.

4 Выполните действия, запишите число в центр Подумайте, в какой системе счисления число, записанное в центре, получается числом, записанным в кружочках.

101101112+11000112


432


101110



hello_html_m5450ec5c.gifhello_html_7c88edf6.gif

2112


hello_html_60392714.gifhello_html_7f3fc9fe.gif


hello_html_8ea2dfd.gifhello_html_m629af88f.gif

6440


hello_html_57aed7ff.gif

11А


343






З

128

адания для группы № 3

1 Выписать числа в порядке возрастания.

111110012 , 2368 , 6916

2 По координатам построить рисунок. Каждому ученику достается расшифровать по координат, затем все точки передаются главному помощнику, и он чертит рисунок на интерактивной доске.

(100112 , 100102) (348 , 228) (1С16 , 101102) (100112 , 268)

(11102 ,1616) (168 , 318) (100012 ,110012)

3 Распишите числа от 5 до 10 в 7-ричной системе счисления.

4 Выполните действия, запишите число в центр Подумайте, в какой системе счисления число, записанное в центре, получается числом, записанным в кружочках.

110011012+10110112




hello_html_5789e2f7.gif

450


hello_html_m2b1bea0d.gif

296


hello_html_60392714.gifhello_html_7f3fc9fe.gif


hello_html_8ea2dfd.gifhello_html_m629af88f.gif

hello_html_57aed7ff.gif

101222

358


602






Задания для группы № 4

1 Выписать числа в порядке возрастания.

111110012 , 1368 , 5116

2 По координатам построить рисунок. Каждому ученику достается расшифровать по координат, затем все точки передаются главному помощнику, и он чертит рисунок на интерактивной доске.

(110012 , 1616) (2213 ,318) (2113 , 1916)

(101102 , 268) (100012 , 110012) (218 , 101102)

3 Распишите числа от 4 до 9 в 6-ричной системе счисления.

4 Выполните действия, запишите число в центр Подумайте, в какой системе счисления число, записанное в центре, получается числом, записанным в кружочках.

101101112+10101102


10D



415


hello_html_353dff75.gifhello_html_7c88edf6.gif

2034


hello_html_60392714.gifhello_html_7f3fc9fe.gif


hello_html_8ea2dfd.gifhello_html_m629af88f.gif

533


hello_html_57aed7ff.gif

328


100222









Ответы для практической работы

hello_html_m553f90fd.gif






Ответы для карточек по группам

Группа 1

1. 10111102 , 3248 , 1А016

2. (12,18),(15,15),(19,15),(19,22),(12,22),(12,18)

3. 6,7,10,11,12,13

4. 5068,14616,23015 ,1100023 ,6447,110124

Группа 2

1. 11101112 ЕС16 , 5528

2. (14,21),(14,18),(16,16),(18,16),(18,21),(14,21),(14,18),(18,18)

3. 7,8,10,11,12,13

4. 4328 ,1011103 ,64407 ,3439 ,11А16 ,21125

Группа 3

1. 6916 ,2368 , 111110012

2. (19,18),(28,18),(28,22),(19,22),(14,22),(14,25),(17,25)

3. 5,6,10,11,12,13

4. 12816 , 4508 ,1012223 , 6027 , 3589 , 29610

Группа 4

1. 5116 , 1368 , 111110012

2. (25,22),(25,25),(22,25),(22,22),(17,25),(17,22)

3. 4,5,10,11,12,13

4. 10D16 , 4158 , 5337 , 1002223, 328,9 , 20345








Название документа АртемьеваЮЮ.ppt

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ Фрагмент урока в 8 классе. Учитель Артемьева Ю.Ю. ОУ СОШ №...
Ей было тысяча сто лет, Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носил...
Ей было 12 лет, Она в 5  класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все...
Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специа...
Системы счисления позиционные непозиционные вес цифры зависит вес цифры не за...
Числа складываются при переходе от большей к меньшей VI=6 Числа вычитаются пр...
УПР 1. Переведите числа из римской системы счисления LXXXVI XLIX MCMXCIV =86 ...
УПР 2 Переведите в римскую систему счисления 464 390 521 444
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ Фрагмент урока в 8 классе. Учитель Артемьева Ю.Ю. ОУ СОШ № 19
Описание слайда:

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ Фрагмент урока в 8 классе. Учитель Артемьева Ю.Ю. ОУ СОШ № 19 г.о.Сызрань

№ слайда 2 Ей было тысяча сто лет, Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила.
Описание слайда:

Ей было тысяча сто лет, Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий, Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Оглядывали мир привычно. Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ

№ слайда 3 Ей было 12 лет, Она в 5  класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все эт
Описание слайда:

Ей было 12 лет, Она в 5  класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель  и поводок держали. Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.

№ слайда 4 Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальн
Описание слайда:

Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).

№ слайда 5 Системы счисления позиционные непозиционные вес цифры зависит вес цифры не завис
Описание слайда:

Системы счисления позиционные непозиционные вес цифры зависит вес цифры не зависит от позиции, которую от позиции, которую она занимает в числе. она занимает в числе.

№ слайда 6 Числа складываются при переходе от большей к меньшей VI=6 Числа вычитаются при п
Описание слайда:

Числа складываются при переходе от большей к меньшей VI=6 Числа вычитаются при переходе от меньшей к большей IV=4 Римская система счисления

№ слайда 7 УПР 1. Переведите числа из римской системы счисления LXXXVI XLIX MCMXCIV =86 =49
Описание слайда:

УПР 1. Переведите числа из римской системы счисления LXXXVI XLIX MCMXCIV =86 =49 =1994

№ слайда 8 УПР 2 Переведите в римскую систему счисления 464 390 521 444
Описание слайда:

УПР 2 Переведите в римскую систему счисления 464 390 521 444

№ слайда 9
Описание слайда:

Название документа данные по уроку.doc

ФИО Артемьева Юлия Юрьевна

должность учитель информатики и математики

квалификационная категория 2

место работы (образовательное учреждение) ОУ СОШ № 19 г. Сызрани

Республика/край, город/поселение Самарская область, г. Сызрань

контактный для пользователей e-mail art206@list.ru

тема урока Кодирование информации. Системы счисления.

предмет информатика

класс/группа 10

Кодирование информации. Системы счисления 10 класс
  • Информатика
Описание:


Продолжительность урока: 40 минут
Цели урока :

  • Повторение и закрепление знаний по теме «Кодирование информации. Системы счисления»
  • Развитие мышления, умения применять полученные знания при решении нестандартных задач.
  • Активизация взаимодействия между учениками, стимулирование интереса учащихся к предмету.

 
Оборудование: компьютер со стандартным набором ПО, проектор, экран, интерактивная доска, презентация, карточки с заданием для групп_приложение2, карточки с заданием  для практической работы_приложение1, для учителя бланк учета ответов учеников.

Этапы урока:

  1. Организационный - 1 мин.
  2. Повторение теоретического материала +  устная работа-6 мин.
  3. Работа в группах -20 мин.
  4. Рефлексия -1 мин.
  5. Практическая работа – 10 мин.
  6. Домашнее задание – 1 мин.
  7. Подведение итогов урока, выставление оценок – 1 мин.

Ход урока:

1. Организационный :
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы повторяем с вами изученную тему и готовимся к итоговой контрольной работе по теме «Кодирование числовой информации».
Урок будет проходить в несколько этапов. В конце урока каждый из вас получит оценку.

2. Повторение теоретического материала

  • Прочитать стихотворение (слайд 2,3 )

Ей было тысяча сто лет,
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Вопрос: О какой системе счисления идет речь?
Пожалуйста, переведите все числа в десятичную систему  и прочитайте стихотворение вновь. 

Ответ:

Ей было 12 лет,
Она в 5   класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырех ногий.
И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

  • Повторение определения «система счисления», «позиционная, непозиционная система счисления»  (Слайд 4,5). Сначала отвечают ученики, потом открывается слайд с ответом.
  • (Слайд 6, 7,8) Работа с Римской системой счисления.

Ответы ученики записывают на интерактивной доске
УПР 1.
Переведите числа из римской системы  счисления
LXXXVI=86
XLIX=49
MCMXCIV=1994

УПР 2  
Переведите в римскую систему  счисления
 464=CDLXIV=CCCCLXIV
 390=XCCCC
 521=DXXI
 444=CCCCXXXXIV=CDXLIV

3. Работа в группах

Ученики  делятся на группы по 3 человека(4 группы), выбирается главный помощник.
Раздаются карточки с заданиями и листочки для ответов.
Для задания с рисованием по координатным точкам - в презентации слайд 9. Все ученики расшифровывают свои координаты, передают главному помощнику, который в свою очередь воспроизводит на доске интерактивной. Соединив правильно все координаты, ребята получают один общий рисунок. 

4. Рефлексия

Тема урока кодирование числовой информации, но можно кодировать информацию и с помощью жестов и мимики. Покажите с помощью жестов: просьбу сохранять молчание, радость, удивление, сомнение, все хорошо, все плохо.

5. Практическая работа

Работа на листочках по вариантам. Приложение 2
 После выполнения обмениваются вариантами с соседом и проверяют, ответы  на слайде 10.

6. Домашнее задание
Стр 38-42,
подготовиться к контрольной работе, задания на стр. 48, №5,8,9

7. Подведение итогов
Подвести итоги урока, поблагодарить учеников, выставить оценки.



dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к открытому уроку «Кодирование информации. Системы счисления» (9 слайдов)

Слайд 1
art1.png
Автор Артемьева Юлия Юрьевна
Дата добавления 26.12.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3388
Номер материала 669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓