Главная / Информатика / Открытый урок по теме: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор»

Открытый урок по теме: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор»

Название документа 6 класс 5 урок.docx

hello_html_476f131a.gifhello_html_476f131a.gifhello_html_476f131a.gifhello_html_476f131a.gifhello_html_476f131a.gifhello_html_476f131a.gifФИО: Тихонова Наталья Юрьевна,

должность: учитель информатики,

квалификационная категория: высшая квалификационная категория,

место работы (образовательное учреждение): муниципальная Городищенская средняя общеобразовательная школа №1,

Республика/край, город/поселение: Волгоградская область, р.п. Городище,

контактный для пользователей e-mail: mirix112@ya.ru,

адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть) ,

тема урока: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор,

предмет: информатика,

6 класс,

использованные источники и литература:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/7kl_IIch-pourochn_Bosova.pdf

http://vietsciences.free.fr/biographie/mathematicians/images/laplace.jpg

http://www.proshkolu.ru/user/inna177/file/165163/

http://www.belygorod.ru/img2/MasteraMirovoyZhivopisi/Used/00Kauffmann_JohWolfgGoethe.jpg




Тип урока: урок изучения нового материала

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно-интерактивный.

Форма урока: урок - эксперимент

Цели урока:

Дидактическая – создать условия для усвоения нового материала, используя интерактивный метод обучения и работу в малых группах.

Образовательная – познакомить со способами перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Развивающая – развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Воспитательная – воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, умение их давать объективную самооценку, социализация.

Задачи урока:

Воспитательная: развивать познавательный интерес, создать условия для формирования коммуникативной культуры.

Учебная: ввести новые понятия, расширить представления о возможностях приложения Калькулятор, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.

Развивающая: развивать логическое мышление, расширять кругозор через различные задания для развития логического мышления, речи.


Оборудование:


  • интерактивная доска;

  • компьютер;

  • раздаточный материал (карточки).


Основные понятия:

  • двоичная система счисления;

  • двоичное кодирование.

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)

2. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности. (2 мин)

3. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. (10 мин)

4.Гимнастика для глаз (2 мин.)

5.Изучение нового материала, его закрепление.

5.1 Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. (10 мин.)

5.2 Компьютерный эксперимент (10 мин.)

  1. Обобщение и систематизация знаний. (5 мин)

  2. Домашнее задание, подведение итогов (рефлексия). (4 мин)


Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности. (2 мин)

Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке? (На предыдущих уроках вы познакомились с понятием системы счисления, её видам и научились переводить из десятичной системы счисления в двоичную).

Сегодня мы продолжим работу с системами счисления. Вы будете на уроке экспериментировать, выполнять самостоятельную работу, практическую работу по карточкам.

Обратите внимание на эти слова (Слайд 1) «Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Да, выдающейся французский математик, физик и астроном Пьер Симон Лаплас прав, числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления, либо является носителем.

Как вы думаете, как помогает двоичная система счисления создавать часть окружающего нас мира? (Многие предметы созданы в процессе управления устройствами, которые работают с помощью записанных на компьютере программ, а они в свою очередь записаны различными языками программирования, в основе каждого из которых лежит двоичная система счисления).

Да, ешё Иоанн Вольфганг Гете, сказал: (слайд 3)

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.

И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.

Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной?

Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате.



  1. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. (10 мин)

Давайте вспомним основные определения, с которыми вы познакомились на прошлых уроках. Посмотрите внимательно на экран при помощи линии Вам необходимо соединить определение с названием. Все согласны? Молодцы.

Все согласны? Молодцы.

Следующее задание связано с системами счисления, но у вас в параграфе об этом не говорится. Но самый любознательный может, знает эти дополнительные сведения. (Слайд 3) Итак, давайте проведем эксперимент: посчитаем большим пальцем число фаланг на одной руке. Сколько получилось? (12)

Где еще встречается число 12? (Слайд 4)

Сколько часов в сутках? (24) А если разделить на 2? (12)

Сервиз бывает на 6 персон, бывает на 12

В набор карандашей или фломастеров по 6 или по 12 штук. Как называется такая система счисления, кто догадался? Правильно двенадцатеричная.

Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления.

Молодцы! На прошлом уроке вы не только познакомились с видами систем счисления, но и научились переводить из десятичной системы счисления в двоичную. Давайте вспомним способы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

Назовите 1 способ перевода чисел? Метод разностей. К доске идет _____________(Слайд 6)

1055 – 1024 = 31

105510 = 1024+16+8+4+2=
= 1· 1024 + 0 · 512 + 0 · 256 + 0 · 128 + 0 · 64 + 0 · 32 + 1 · 16 +
+ 1 · 8 + 1 · 4 + 1 · 2 + 1 · 1 = 100000111112

31 – 16 = 15

15 – 8 =7

7 – 4 = 3

3 – 2 = 1

2 способ основан на записи остатков от деления исходного числа и получаемых частных на2.

2

Найдите двоичный код числа 23010 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2. (Слайд 7)

47

4710 = 1011112

2

1

23



2

1

11



1

2

5



2

1

2





2

0

1



1

0





А сейчас с целью проверки усвоения вами материала, предлагаю вам маленькую самостоятельную работу. В течение 5 минут вы должны перевести число из десятичной системы счисления в двоичную тем способом, который записан в карточке.

  1. мин)

  1. Гимнастика для глаз (слайд 8)

  2. Изучение нового материала, его закрепление.

    1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. (10 мин)

Мы с вами перевели из десятичной системв счисления в двоичную, а сегодня вы научитесь переводить обратно: из двоичной с.с. в десятичную.

Итак, откройте тетради и запишите тему урока (слайд 9)

Здесь тоже существует 2 основных способа.

1 способ (слайд 10)

Пусть имеется число 1111012 , его можно представить так:

1111012 = 1*1+0*2+1*4+1*8+1*16+1*32 =6110

При математических вычислениях используются сочетательные свойства чисел.32+8=40 40+16=56 56+4=60 60+1=61

2 способ (слайд 12)

Возьмем тоже число 1111012 переведем единицу 6-го разряда (первая слева в записи числа) в единицы 5-го разряда, для чего 1 умножим на 2, ибо единица 6 –го разряда в двоичной системе содержит 2 единицы 5 –го разряда.

К полученным двум единицам 5-го разряда прибавим имеющуюся единицу 5-го разряда. Переведем эти 3 единицы 5-го разряда в 4 разряд и прибавим имеющуюся единицу 4 разряда:3*2+1 =7

Переведем 7 единиц 4-го разряда в 3-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 3-го разряда: 7*2+1 =15.

Переведём 15 единиц 3 –го разряда во 2-й разряд: 15*2 =30. В исходном числе во втором разряде единиц нет.

Переведем 15 единиц 2-го разряда в 1_ разряд и прибавим имеющуюся там единицу:30*2+1 =61. Мы получили, что исходное число содержит 61 единицу 1 –го разряда.

Письменные вычисления удобно располагать так:

1111012 = ((((1·2+1) ·2+1) ·2+1) ·2+0) ·2+1= 6110

Понятно? Поднимите руки, кто понял, хорошо, поднимите руки, кто не понял способа перевода?

    1. Компьютерный эксперимент (10 мин)



А теперь, опираясь на новые знания, проведем еще один эксперимент. А для этого нам понадобится сесть за компьютеры. Давайте вспомним основные правила ТБ при работе на ПК. (слайд 14)

Прочитайте про себя все внимательно правила и сядьте за ПК в соответствии с ними.

Практическая работа.

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную

(Слайд 15)

  1. Запустите приложение (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор). Выполните команду Вид – Инженерный. Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:

hello_html_m41add14c.png

Двоичная

система счисления

Десятичная

система счисления









  1. Убедитесь, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. Введите в поле ввода произвольное двузначное число. Активизируйте переключатель Bin и проследите за изменениями в окне ввода. Вернитесь в десятичную систему счисления. Очистите поле вода.



  1. Настройте калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимания на то, какие кнопки Калькулятора и цифровые клавиши клавиатуры вам доступны. Какие цифровые клавиши вам доступны? (0,1)



  1. Вы выполняли самостоятельную работу по карточкам. Возьмите свои тетради и обменяйтесь с соседом по парте и проверьте с помощью программы калькулятор Правильность выполнения задания.


  1. Закройте приложение Калькулятор.




  1. Поднимите, кто правильно выполнил самостоятельную работу? Кто не смог решить? После уроков жду вас на дополнительное занятие.


Выставление отметок

  1. Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке. (5 мин)

Итак, подведем итог нашего урока. (слайд 16)

  1. Какие данные называются цифровыми?

  2. Почему возникла потребность в цифровом представлении информации?

  3. Вам необходимо перевести число из двоичной системы счисления в десятичную? Как вы поступите?



Да, теперь вы умеете: (слайд 17)

    1. Переводить приложение Калькулятор в вид Инженерный;

    2. С помощью приложения Калькулятор находить двоичный код десятичных чисел;

    3. Переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную.

  1. Домашнее задание, подведение итогов (рефлексия). (4 мин)

Выставление отметок. Откройте свои дневники и запишите дом .задание , готовьтесь дома внимательно, вас ждет еще много интересных задач.

Домашнее задание.

Уровень знания:

п. 1.3, выполнить перевод чисел: 21410 , 1110111112

Уровень понимания: п. 1.3, Р.Т. № 20 стр. 13.

Уровень применения: п. 1.3, РТ. № 21 стр. 14-15

Сегодня некоторые из вас уже выполнили задание, давайте послушаем, что же у них получилось.



Рефлексия.

Вам понравился урок? Чтобы узнать ваше мнение, учесть ваши интересы и подготовиться к следующему уроку. Напишите на листочках что на уроке вам больше всего было интересно, что вы узнали.

На доске прикреплена афишная тумба, прикрепите на доску свои предложения.

Урок закончен. Всего вам хорошего.







Название документа Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме,...
Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. Иоганн Гете
Символы для изображения чисел Кодирование, которое представлено с помощью пос...
Проведем эксперимент Посчитайте фаланги пальцев Для счета используйте большой...
Двенадцатеричная система счисления
1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, … 1055 Метод разностей
1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, … 47 Метод записи остатков от де...
Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную
1 способ
1 111101 2 = 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128… это разрядные единицы двоичной сист...
2 способ
·2+ ( = ( ( 2 111101 30 2 15 4 7 3 30 60 0 1 ·2 6 1 14 ·2 ·2 1 + ·2 + + + 111...
Вот наилучший способ посадки за компьютером 50-70 см Экран монитора находитс...
Компьютерный эксперимент Цель работы: научится переводить числа из двоичной с...
Подведем итоги… Мы знаем… Почему возникла потребность в цифровом представлени...
Теперь мы умеем Переводить приложение Калькулятор в вид Инженерный; С помощью...
Домашнее задание Уровень знания: п. 1.3, выполнить перевод чисел: 21410 , 111...
Викторина "Сколько?" Сколько больших планет обращается вокруг солнца? Подсказ...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, ещ
Описание слайда:

«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …» Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827 гг.) Все есть число!

№ слайда 2 Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. Иоганн Гете
Описание слайда:

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. Иоганн Гете

№ слайда 3 Символы для изображения чисел Кодирование, которое представлено с помощью послед
Описание слайда:

Символы для изображения чисел Кодирование, которое представлено с помощью последовательности нулей и единиц Система счисления, в которой каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа Система счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Совокупность приемов и правил для обозначения и именования чисел Двоичная система счисления Непозиционнаясистема счисления Цифры Система счисления Позиционная система счисления

№ слайда 4 Проведем эксперимент Посчитайте фаланги пальцев Для счета используйте большой па
Описание слайда:

Проведем эксперимент Посчитайте фаланги пальцев Для счета используйте большой палец Сколько получилось? Число 12 – дюжина

№ слайда 5 Двенадцатеричная система счисления
Описание слайда:

Двенадцатеричная система счисления

№ слайда 6 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, … 1055 Метод разностей
Описание слайда:

1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, … 1055 Метод разностей

№ слайда 7 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, … 47 Метод записи остатков от делен
Описание слайда:

1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, … 47 Метод записи остатков от деления на 2

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную
Описание слайда:

Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную

№ слайда 10 1 способ
Описание слайда:

1 способ

№ слайда 11 1 111101 2 = 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128… это разрядные единицы двоичной системы
Описание слайда:

1 111101 2 = 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128… это разрядные единицы двоичной системы счисления, записанные в десятичной форме = 61 10 = 1 1 + 0 · 2 · + 1 · 4 + 1 · 8 + 1 · 16 + 32 = ·

№ слайда 12 2 способ
Описание слайда:

2 способ

№ слайда 13 ·2+ ( = ( ( 2 111101 30 2 15 4 7 3 30 60 0 1 ·2 6 1 14 ·2 ·2 1 + ·2 + + + 111101
Описание слайда:

·2+ ( = ( ( 2 111101 30 2 15 4 7 3 30 60 0 1 ·2 6 1 14 ·2 ·2 1 + ·2 + + + 111101 2 Разряды: 1 2 4 3 5 6 В двоичной системе счисления каждая единица старшего разряда содержит 2 единицы младшего разряда 2 2 1 3 5 6 = 1 + = 61 10 ( 1 ) ·2+ ) ·2+ ) ·2+ ) ·2+ = 61 10

№ слайда 14 Вот наилучший способ посадки за компьютером 50-70 см Экран монитора находится н
Описание слайда:

Вот наилучший способ посадки за компьютером 50-70 см Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Спина расположена вертикально. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.

№ слайда 15 Компьютерный эксперимент Цель работы: научится переводить числа из двоичной сист
Описание слайда:

Компьютерный эксперимент Цель работы: научится переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и из десятичной в двоичную в приложении Калькулятор. Десятичная система счисления Двоичная система счисления

№ слайда 16 Подведем итоги… Мы знаем… Почему возникла потребность в цифровом представлении и
Описание слайда:

Подведем итоги… Мы знаем… Почему возникла потребность в цифровом представлении информации? Вам необходимо перевести число из двоичной системы счисления в десятичную? Как вы поступите? 1. Какие данные называются цифровыми?

№ слайда 17 Теперь мы умеем Переводить приложение Калькулятор в вид Инженерный; С помощью пр
Описание слайда:

Теперь мы умеем Переводить приложение Калькулятор в вид Инженерный; С помощью приложения Калькулятор находить двоичный код десятичных чисел; Переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную.

№ слайда 18 Домашнее задание Уровень знания: п. 1.3, выполнить перевод чисел: 21410 , 111011
Описание слайда:

Домашнее задание Уровень знания: п. 1.3, выполнить перевод чисел: 21410 , 1110111112 Уровень понимания: п. 1.3, Р.Т. № 20 стр. 13. Уровень применения: п. 1.3, РТ. № 21 стр. 14-15

№ слайда 19 Викторина "Сколько?" Сколько больших планет обращается вокруг солнца? Подсказка:
Описание слайда:

Викторина "Сколько?" Сколько больших планет обращается вокруг солнца? Подсказка: 1001 9 Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? Подсказка: 1100100 100 Сапоги какого размера носил дядя Степа? Подсказка: 101101 45 Сколько вершков в аршине? Подсказка: 10000 16 Сколько глаз у пиявки? Подсказка: 1010 10

Название документа карточки.doc

Задание на смекалку:

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?

Когда дважды два равно 100?

_____________________________________________________________________________________

Прочитайте стихотворение. Переведите встречающиеся в нем числительные из двоичной системы счисления в десятичную.

Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в 101-ый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

___________________________________________________________________________

№1

  1. Переведите число 13510 в двоичную систему счисления методом разностей.


№2

  1. Найдите двоичный код числа 6110 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№3

  1. Переведите число 15110 в двоичную систему счисления методом разностей.


№4

  1. Найдите двоичный код числа 6910 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№5

  1. Переведите число 14710 в двоичную систему счисления методом разностей.


№6

  1. Найдите двоичный код числа 7510 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№7

  1. Переведите число 15910 в двоичную систему счисления методом разностей.


№8

  1. Найдите двоичный код числа 6510 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№9

  1. Переведите число 16110 в двоичную систему счисления методом разностей.


№10

  1. Найдите двоичный код числа 6310 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№11

  1. Переведите число 13710 в двоичную систему счисления методом разностей.


№12

  1. Найдите двоичный код числа 7110 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№13

  1. Переведите число 14510 в двоичную систему счисления методом разностей.


№14

  1. Найдите двоичный код числа 6710 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.

№15

  1. Переведите число 15510 в двоичную систему счисления методом разностей.


№16

  1. Найдите двоичный код числа 7910 методом деления исходного числа и получаемых остатков на 2.





Открытый урок по теме: «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор»
  • Информатика
Описание:

Тип урока: урок  изучения нового материала
Форма работы: фронтальная, групповая,  индивидуальная.
Методы: объяснительно-интерактивный.
Форма урока: урок - эксперимент
Цели урока:
 Дидактическая – создать условия для усвоения нового материала, используя   интерактивный  метод обучения и работу в малых группах.
Образовательная  – познакомить со способами перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Развивающая – развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.
Воспитательная – воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, умение их давать объективную самооценку, социализация.
Задачи урока:
Воспитательная: развивать познавательный интерес, создать условия для формирования коммуникативной культуры.
Учебная: ввести новые понятия, расширить представления о возможностях приложения Калькулятор, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.
Развивающая: развивать логическое мышление, расширять кругозор через различные задания для развития логического мышления, речи.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • раздаточный материал (карточки).

Основные понятия:

  • двоичная система счисления;
  • двоичное кодирование.

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности. (2 мин)
  3. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. (10 мин)
  4. Гимнастика для глаз (2 мин)
  5. Изучение нового материала, его закрепление.
    5.1 Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. (10 мин)
    5.2 Компьютерный эксперимент (10 мин.)
  6. Обобщение и систематизация знаний. (5 мин)
  7. Домашнее задание, подведение итогов (рефлексия). (4 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2.  Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности. (2 мин)

Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке? (На предыдущих уроках вы познакомились с понятием системы счисления, её видам и научились переводить из десятичной системы счисления в двоичную).
 Сегодня мы продолжим  работу с системами счисления. Вы будете на уроке экспериментировать, выполнять самостоятельную работу, практическую работу по карточкам.
Обратите внимание на эти слова (Слайд 1) «Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»
Да, выдающейся  французский  математик, физик  и астроном  Пьер Симон  Лаплас прав,  числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления,  либо является носителем.
Как вы думаете, как помогает двоичная система счисления создавать часть окружающего нас мира? (Многие предметы созданы в процессе управления  устройствами,  которые работают  с помощью записанных на компьютере программ, а они в свою очередь записаны различными языками программирования,  в основе каждого из которых лежит  двоичная система счисления).
Да, ешё Иоанн  Вольфганг Гете, сказал: (слайд 3)
Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.
И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом  цифровых данных является то, что их относительно  просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.
Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной?
Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате.

 Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. (10 мин)

Давайте вспомним основные определения, с которыми вы познакомились на прошлых  уроках. Посмотрите внимательно на экран при помощи линии  Вам необходимо соединить определение с названием.  Все согласны? Молодцы.
Все согласны? Молодцы.
Следующее задание связано с системами счисления, но у вас в параграфе об этом не говорится. Но самый любознательный может, знает эти дополнительные сведения. (Слайд 3) Итак, давайте проведем эксперимент: посчитаем большим пальцем число фаланг на одной руке. Сколько получилось? (12)
Где еще встречается число 12?  (Слайд 4)
Сколько часов в сутках? (24) А если разделить на 2? (12)
Сервиз бывает на 6 персон, бывает на 12
В набор карандашей или    фломастеров  по 6 или по 12 штук. Как называется такая система счисления, кто догадался? Правильно двенадцатеричная.
Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления.
Молодцы! На прошлом уроке вы не только познакомились с видами систем счисления, но и научились переводить из десятичной системы счисления в двоичную. Давайте вспомним способы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Назовите 1 способ перевода чисел? Метод разностей. К доске идет _____________(Слайд 6)
А сейчас с целью проверки усвоения вами материала, предлагаю вам маленькую самостоятельную работу. В течение 5 минут вы должны перевести число из десятичной системы счисления в двоичную тем способом, который записан в карточке. (5 мин)

Гимнастика для глаз (слайд 8) Изучение нового материала, его закрепление.
  • Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.  (10 мин)
Мы с вами перевели из десятичной системв счисления в двоичную, а сегодня вы научитесь переводить обратно: из двоичной с.с. в десятичную.
Итак, откройте  тетради и запишите тему урока (слайд 9)
Здесь тоже существует 2 основных способа.
1 способ (слайд 10)
Пусть имеется число 1111012, его можно представить так:
1111012 = 1*1+0*2+1*4+1*8+1*16+1*32 =6110 
При математических вычислениях используются сочетательные свойства чисел.32+8=40 40+16=56 56+4=60 60+1=61
2способ (слайд 12)
Возьмем тоже число 1111012 переведем единицу 6-го разряда (первая слева в записи числа) в единицы 5-го разряда, для чего 1 умножим на 2, ибо единица 6 –го разряда в двоичной системе содержит 2 единицы 5 –го разряда.
К полученным двум единицам 5-го разряда прибавим имеющуюся единицу 5-го разряда. Переведем эти 3 единицы 5-го разряда в 4 разряд и прибавим имеющуюся единицу 4 разряда:3*2+1 =7
Переведем 7 единиц 4-го разряда в 3-й разряд и прибавим имеющуюся единицу 3-го разряда: 7*2+1 =15.
Переведём 15 единиц 3 –го разряда во 2-й разряд: 15*2 =30. В исходном числе во втором разряде единиц нет.
Переведем 15 единиц 2-го разряда в 1_ разряд и прибавим имеющуюся там единицу:30*2+1 =61. Мы получили, что исходное число содержит 61 единицу 1 –го разряда.
Письменные вычисления удобно располагать так:
1111012 = ((((1·2+1) ·2+1) ·2+1) ·2+0) ·2+1= 6110
Понятно? Поднимите руки, кто понял, хорошо, поднимите руки, кто не понял способа перевода? Компьютерный эксперимент  (10 мин)

А теперь, опираясь на новые знания, проведем еще один эксперимент. А для этого нам понадобится сесть за компьютеры. Давайте вспомним основные правила ТБ при работе на ПК. (слайд 14)
Прочитайте про себя  все внимательно правила и сядьте за ПК в соответствии с ними.
Практическая работа.
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
(Слайд 15)

Запустите приложение (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор). Выполните команду Вид – Инженерный. Обрате внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления: Убедитесь, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. Введите в поле ввода произвольное двузначное число. Активизируйте переключатель Bin и проследите за изменениями в окне ввода. Вернитесь в десятичную систему счисления. Очистите поле вода.   Настройте калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимания на то, какие кнопки Калькулятора и цифровые клавиши  клавиатуры вам доступны. Какие цифровые клавиши вам доступны? (0,1) Вы выполняли самостоятельную работу по карточкам. Возьмите свои тетради и обменяйтесь с соседом по парте и проверьте с помощью программы калькулятор Правильность выполнения задания.   Закройте приложение Калькулятор.  Поднимите, кто правильно выполнил самостоятельную работу? Кто не смог решить? После уроков жду вас на дополнительное занятие.

Выставление отметок

Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке. (5 мин)

Итак, подведем итог нашего урока. (слайд 16)

Какие данные называются цифровыми? Почему возникла потребность в цифровом представлении информации? Вам необходимо перевести число из двоичной системы счисления в десятичную? Как вы поступите?

Да, теперь вы умеете: (слайд 17)

Переводить приложение Калькулятор в вид Инженерный; С помощью приложения Калькулятор находить двоичный код десятичных чисел; Переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную. Домашнее задание, подведение итогов (рефлексия). (4 мин)

Выставление отметок. Откройте свои дневники и запишите дом .задание, готовьтесь дома внимательно, вас ждет еще много интересных задач.

Домашнее задание.
Уровень знания:
п. 1.3, выполнить перевод чисел: 21410   , 1110111112
Уровень понимания: п. 1.3,  Р.Т. № 20 стр. 13.
Уровень применения: п. 1.3,  РТ. № 21 стр. 14-15
Сегодня некоторые из вас уже выполнили задание, давайте послушаем, что же у них получилось.

Рефлексия.
Вам понравился урок?  Чтобы узнать ваше мнение, учесть ваши интересы и подготовиться к следующему уроку. Напишите на листочках что на уроке вам больше всего было интересно, что вы узнали.
На доске прикреплена афишная тумба, прикрепите на доску свои предложения.
Урок закончен. Всего вам хорошего.





dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к открытому уроку «Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор» (19 слайдов)

Слайд 1
tich2.png


Слайд 4
tich4.png
Автор Тихонова Наталья Юрьевна
Дата добавления 16.01.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3904
Номер материала 667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓