Главная / Информатика / Конспект урока на основе метапредметного подхода по информатике и ИКТ Тема: «Отношения соподчинения, противоречия и противоположности» 6 класс

Конспект урока на основе метапредметного подхода по информатике и ИКТ Тема: «Отношения соподчинения, противоречия и противоположности» 6 класс

Название документа автор.docx

Малахова Светлана Александровна,

учитель информатики

МКОУ СОШ №6

Ставропольский край, Петровский район, с.Гофицкое

Seva0078@inbox.ru



Название документа конспект урока.docx

hello_html_m700ec8e1.gifhello_html_m700ec8e1.gifhello_html_m700ec8e1.gifМуниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 с.Гофицкое








Конспект урока

на основе метапредметного подхода

по информатике и ИКТ

Тема: «Отношения соподчинения, противоречия и противоположности»




Класс: 6

УМК: Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ»

Автор: Малахова С.А.,

учитель информатики

МКОУ СОШ №6 с. Гофицкое

Петровского района

Ставропольского края















2013-2014 учебный год


Конспект урока по информатике в 6 классе

Тема: Отношения соподчинения, противоречия и противоположности

Тип урока: вводный урок изучения нового материала и первичного закрепления

Вид урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учеников с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности и закрепить представления об общих подходах к сравнению понятий

Задачи:

  1. Учебная:

  • изучение отношения между понятиями: соподчинение, противоречие, противоположность.

  1. Развивающая:

  • учение детей абстрактно и логически мыслить;

  • развитие внимание, четкость выражения своих мыслей;

  • развитие умения постановки цели перед собой и умения ее реализовывать;

  • развитие познавательного интереса;

  • расширение кругозора учащихся.

  1. Воспитательная:

  • воспитание чувства уверенности у учащихся;

  • воспитание информационной культуры;

  • воспитывать уважение друг к другу.


Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Пед.технологии: целеполагание, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для практической работы, карточки с тестами для закрепления темы (приложение 1), макет рабочего стола компьютера (приложение 2), корзина с оценками.



Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут меня Светлана Александровна, и сегодня урок информатики проведу у вас я.



II. Постановка темы и цели урока

- Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)


- А какие цели перед собой мы можем поставить на урок (учащиеся формируют цель урока).


- Я хотела бы попросить у вас о помощи. Давайте составим мини план нашего урока. Для чего нам нужен план занятия? (дети формируют ответ). Правильно! А для того чтобы мы могли соблюдать его и оценить нашу работу в конце занятия, я запишу план на доске. Итак, как вы думаете, какой первый пункт может быть в нашем плане (дети рассуждают, учитель делает записи на доске)

Примерный план на доске:

1. Изучение отношения между понятиями «соподчинение»

2. Изучение отношения между понятиями «противоречие»

3. Изучение отношения между понятиями «противоположность»

4. Закрепление нового материала

5. Подведение итогов

6. Обсуждение впечатлений полученных на уроке.


II. Изучение нового материала

- Ну вот, наш урок расписан поэтапно, можно переходить к его реализации. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на интерактивную доску (на слайде появляются изображения различных носителей информации: береста, глиняная доска, папирус, бумага и гибкий магнитный диск).

- Ребята, изображения каких предметов представлены на этом слайде? (учащиеся перечисляют названия носителей информации)

- Как назвать перечисленные предметы одним понятием? (ответ учеников: «Это носители информации»)

- Вы видите, что объемы различных носителей информации не пересекаются, но принадлежат более общему (родовому) понятию. Такое отношение между понятиями называется соподчинением». Соподчинением называется отношения между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему понятию.

- Приведите, пожалуйста, свои примеры понятий, которые состоят в отношении соподчинения (учащиеся приводят примеры).

- Молодцы, правильно! А давайте проведем эксперимент для того чтобы выявить в каких еще отношениях могут состоять понятия. Для участия в эксперименте мне понадобятся 3 человека. Выходите ко мне желающие.

- Скажите, а человек тоже понятие? А можете ли вы состоять в отношениях между собой как понятия? (ответы учащихся: да)

- Вы все разного роста, я попрошу вас построиться по росту. Ребята скажите, ваши товарищи могут состоять в отношении «соподчинения»? И почему? (учащиеся формируют ответ: они все разные, но они относятся к понятию человек).

(учитель сажает на место учащегося среднего роста).

- Теперь, в каком отношении могут состоять оставшиеся ребята? (учащиеся формируют ответ: в отношении противоположности)

- Правильно, участники эксперимента присаживайтесь на свои места, следующие отношение между понятиями, которое мы сегодня изучим, будет отношение «противоположности» (на слайде появляются изображения соли и сахара).

- Посмотрите на доску, нам даны два понятия «соль» и «сахар», в чем различие между ними? (ответы учащихся: по вкусу, они противоположны).

- Правильно, они выражают противоположные понятия. Объемы этих двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия. Такие понятия называют противоположными». Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.

(на слайде появляются изображения нового и ненового компьютера)

- А как вы думаете, в каком отношении состоят эти понятия? (учащиеся формируют ответ)

- «Понятие «неновый компьютер» находится в отношении противоречия с понятием «новый компьютер». Круг, выражающий отношение противоречия, делится на две части: третьего понятия между ними нет». Понятие, находящееся в противоречии с понятием А, обозначают не-А.

- Итак, какой же микровывод вы можете сделать из изучения новых отношений между понятиями? (учитель задает наводящие вопросы)

Вопросы:

1. В каких трех отношениях могут состоять понятия между собой?

2. В чем выражается отношением понятий «соподчинение»?

3. В чем выражается отношением понятий «противоположности»?

4. В чем выражается отношением понятий «противоречие»?


IV. Первичное закрепление изученного материала

- Молодцы, по вашим ответам я могу сделать вывод, что теоретическую часть нашего занятия, вы усвоили хорошо, переходим теперь к практической части закрепления ваших новых знаний. У вас на партах лежит половина ватмана, переверните его, пожалуйста, скажите, что изображено на ватмане (ответы учащихся: рабочий стол компьютера).


- Вы наверно задумались, зачем нам макет рабочего стола, когда в кабинете установлено так много компьютерной техники. Все привыкли на уроках информатики работать за компьютером, а знаете ли вы, что при провождении 10 минут перед экраном монитора, ребенок получает вредное электромагнитное излучение, влекущее за собой уменьшения продолжительности его жизни равное примерно 10 минутам. В результате этого было решено выполнить практическую часть нашего занятия на виртуальных здоровьесберегающих компьютерах.


- На ваших виртуальных рабочих столах есть папка «Изучаем информатику». В ней сохранено три файла, переместите, пожалуйста, эти файлы на ваш рабочий стол. Первый файл, с которым мы будем работать, имеет название «Задание 1».


- Ваша задача будет определить отношения между понятиями, и изобразить эти отношения по образцу. После выполнения работы я попрошу сохранить новый файл в папке «Мои документы». Прошу обратить внимание на то, что тыльная сторона карточек, отклеивается, поэтому вы с легкость можете сгруппировать свои работа в единое целое. Приступаем к выполнению задания (учитель контролирует выполнение работы).

- Я вижу, что с данным заданием все справились. Переходим к выполнению задания под номером 2. Здесь же ваша цель состоит в составлении пары сравнимых понятий. Заполните таблицу внутри папки, указав их общий признак (учитель контролирует выполнение работы).

- Молодцы, вы справились и с этим заданием, я увидела, что группами вы работать умеете, работаете слажено, дружно! Теперь давайте поработаем каждый индивидуально, последняя папка, которая у нас осталась не тронутой на рабочем столе, содержит материал для контроля ваших знаний по теме отношения между понятиями. На выполнения теста вам отводиться полтары минуты. Внимательно читайте задание, и выбирайте правильный вариант ответа. И не забудьте в конце теста указать вашу фамилию и имя. По окончанию выполнения работы сохраните ваш файл в папке «Мои документы».

V. Подведение итогов

- Итак, мы заканчиваем практическую часть занятия, наш урок подходит к концу и время вернуться к вашему мини-плану, давайте подведем итоги вашей работы. Посмотрите на доску, и скажите, удалось ли вам реализовать мини-план? Все ли этапы плана вы выполнили? Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия? (учащиеся формируют ответы)

VI. Домашнее задание.

- На следующем уроке вы продолжите изучение понятий и отношений между ними, домашнем заданием будет страницы 48-50 учебника.

VII. Рефлексия

- Ребята вы сегодня поработали дружно, плодотворно и теперь с легкостью можете ставить перед собой цели и воплощать их в реальность. Так как урок у вас сегодня был немного необычный, я думаю закончиться он должен на столь же приятной ноте. У меня в руках две корзины оценок, попрошу вас выставить оценку за урок, только не себе, а мне. Итак, какую бы оценку вы поставили учителю за работу на уроке. Поднимите, пожалуйста, выбранные вами таблички вверх, чтобы я смогла их увидеть. Спасибо за оценки, с вами было очень приятно работать. На этом наш урок окончен, до новых встреч!






















Приложение 1

Задание 1



Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.



Образец.

Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.

Задание 1



Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.



Образец.

Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.

Безымянный.bmp






Безымянный.bmp





Задание 2



Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак (заполните таблицу внутри папки)







Понятия: веселье, весна, осень, монитор, клавиатура, грусть, стол, береза, автомобиль, диван, дерево, арбуз, гуляш, самолет, платье, шапка, тюльпан, мимоза



Сравнимые понятия

Общий признак

Понятие 1

Понятие 2

веселье

грусть

настроение

весна

осень


монитор

клавиатура


стол

диван


автомобиль

самолет


арбуз

гуляш


платье

шапка


тюльпан

мимоза


береза – дерево – арбуз






Задание 2



Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак (заполните таблицу внутри папки)







Понятия: веселье, весна, осень, монитор, клавиатура, грусть, стол, береза, автомобиль, диван, дерево, арбуз, гуляш, самолет, платье, шапка, тюльпан, мимоза



Сравнимые понятия

Общий признак

Понятие 1

Понятие 2


веселье

грусть

настроение

весна

осень


монитор

клавиатура


стол

диван


автомобиль

самолет


арбуз

гуляш


платье

шапка


тюльпан

мимоза


береза – дерево – арбуз




Помоги «Незнайке» закрепить свои знания. Выполни задания, выбрав правильный ответ.http://www.stihi.ru/pics/2011/12/11/9049.jpg



1. Выберите понятие, находящиеся с третьим понятием в таком же отношении, как и первые два: утро-ночь=зима-…….

А) весна

Б) день

В) осень

Г) ночь

2. Выберите понятие, находящиеся с третьим понятием в таком же отношении, как и первые два: школа-обучение= больница-…….

А) доктор

Б) ученик

В) больной

Г) лечение

3. Отношения между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему понятию, называются …

А) тождеством

Б) соподчинением

В) противоречием

Г) противоположностью



4. Понятие, находящееся в противоречии с понятием А, обозначают ….

А) и А

Б) не А

В) против А



5. Если объемы двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, такие понятия называются ….

А) противоположные

Б) соподчиненные

В) противоречивые





Тест выполнил ______________



Помоги «Незнайке» закрепить свои знания. Выполни задания, выбрав правильный ответ.http://www.stihi.ru/pics/2011/12/11/9049.jpg



1. Выберите понятие, находящиеся с третьим понятием в таком же отношении, как и первые два: утро-ночь=зима-…….

А) весна

Б) день

В) осень

Г) ночь

2. Выберите понятие, находящиеся с третьим понятием в таком же отношении, как и первые два: школа-обучение= больница-…….

А) доктор

Б) ученик

В) больной

Г) лечение

3. Отношения между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему понятию, называются …

А) тождеством

Б) соподчинением

В) противоречием

Г) противоположностью



4. Понятие, находящееся в противоречии с понятием А, обозначают ….

А) и А

Б) не А

В) против А



5. Если объемы двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, такие понятия называются ….

А) противоположные

Б) соподчиненные

В) противоречивые





Тест выполнил ______________













































Приложение 2

Макет рабочего стола

286.jpgFolder222.pngFolder222.pngmusica.pngmacpro-060612.jpg

244223.png

Мои документы

Изучаем информатику

Корзина

Моя музыка

Мой компьютер



Конспект урока на основе метапредметного подхода по информатике и ИКТ Тема: «Отношения соподчинения, противоречия и противоположности» 6 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: вводный урок изучения нового материала и первичного закрепления
Вид урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учеников с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности и закрепить представления об общих подходах к сравнению понятий
Задачи:

  1. Учебная:
  • изучение отношения между понятиями: соподчинение, противоречие, противоположность.
Развивающая:
  • учение детей абстрактно и логически мыслить;
  • развитие внимание, четкость выражения своих мыслей;
  • развитие умения постановки цели перед собой и умения ее реализовывать;
  • развитие познавательного интереса;
  • расширение кругозора учащихся.
Воспитательная:
  • воспитание чувства уверенности у учащихся;
  • воспитание информационной культуры;
  • воспитывать уважение друг к другу.

Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Пед.технологии: целеполагание, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,   мультимедийная презентация, карточки с заданиями для практической работы, карточки с тестами для закрепления темы (приложение 1), макет рабочего стола компьютера (приложение 2), корзина с оценками.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут меня Светлана Александровна, и сегодня урок информатики проведу у вас я.

II. Постановка темы и цели  урока

- Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)

- А какие цели перед собой мы можем поставить на урок (учащиеся формируют цель урока).

- Я хотела бы попросить  у вас о помощи. Давайте составим мини план нашего урока. Для чего нам нужен план занятия? (дети формируют ответ). Правильно! А для того чтобы мы могли соблюдать его и оценить нашу работу в конце занятия, я запишу план на доске. Итак, как вы думаете, какой первый пункт может быть в нашем плане (дети рассуждают, учитель делает записи на доске)

Примерный план на доске:
1.  Изучение отношения между понятиями «соподчинение»
2. Изучение отношения между понятиями «противоречие»
3. Изучение отношения между понятиями «противоположность»
4. Закрепление нового материала
5. Подведение итогов
6. Обсуждение впечатлений полученных на уроке.

II. Изучение нового материала
- Ну вот, наш урок расписан поэтапно, можно переходить к его реализации. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на интерактивную доску (на слайде появляются изображения различных носителей информации: береста, глиняная доска, папирус, бумага и гибкий магнитный диск).
- Ребята, изображения каких предметов представлены на этом слайде? (учащиеся перечисляют названия носителей информации)
- Как назвать перечисленные предметы одним понятием? (ответ учеников: «Это носители информации»)
- Вы видите, что объемы различных носителей информации не пересекаются, но принадлежат более общему (родовому) понятию. Такое отношение между понятиями называется соподчинением». Соподчинением называется отношения между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему понятию.
- Приведите, пожалуйста, свои примеры понятий, которые состоят в отношении соподчинения (учащиеся приводят примеры).
- Молодцы, правильно! А давайте проведем эксперимент для того чтобы выявить в каких еще отношениях могут состоять понятия. Для участия в эксперименте  мне понадобятся 3 человека. Выходите ко мне желающие.
- Скажите, а человек тоже понятие? А можете ли вы состоять в отношениях между собой как понятия? (ответы учащихся: да)
- Вы все разного роста, я попрошу вас построиться по росту. Ребята скажите, ваши товарищи могут состоять в отношении «соподчинения»? И почему? (учащиеся формируют ответ: они все разные, но они относятся к понятию человек).
(учитель сажает на место учащегося среднего роста).
- Теперь, в каком отношении могут состоять оставшиеся ребята? (учащиеся формируют ответ: в отношении противоположности)
- Правильно, участники эксперимента присаживайтесь на свои места,  следующие отношение между понятиями, которое мы сегодня изучим, будет отношение «противоположности» (на слайде появляются изображения соли и сахара).
 - Посмотрите на доску, нам даны два понятия «соль» и «сахар», в чем различие между ними? (ответы учащихся: по вкусу, они противоположны).
 - Правильно, они выражают противоположные понятия. Объемы этих двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия. Такие понятия называют противоположными». Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.
(на слайде появляются изображения нового и ненового компьютера)
- А как вы думаете, в каком отношении состоят эти понятия? (учащиеся формируют ответ)
 - «Понятие «неновый компьютер» находится в отношении противоречия с понятием «новый компьютер». Круг, выражающий отношение противоречия, делится на две части: третьего понятия между ними нет». Понятие, находящееся в противоречии с понятием А, обозначают не-А.
- Итак, какой же микровывод вы можете сделать из изучения новых отношений между понятиями? (учитель задает наводящие вопросы)

Вопросы:
1. В каких трех отношениях могут состоять понятия между собой?
2. В чем выражается отношением понятий «соподчинение»?
3. В чем выражается отношением понятий «противоположности»?
4. В чем выражается отношением понятий «противоречие»?

IV. Первичное закрепление изученного материала

- Молодцы, по вашим ответам я могу сделать вывод, что теоретическую часть нашего занятия, вы усвоили хорошо, переходим теперь к практической части закрепления ваших новых знаний. У вас на партах лежит половина ватмана, переверните его, пожалуйста, скажите, что изображено на ватмане (ответы учащихся: рабочий стол компьютера).

- Вы наверно задумались, зачем нам макет рабочего стола, когда в кабинете установлено так много компьютерной техники. Все привыкли на уроках информатики работать за компьютером, а знаете ли вы, что при провождении  10 минут перед экраном монитора, ребенок получает вредное электромагнитное излучение, влекущее за собой уменьшения продолжительности его жизни равное примерно 10 минутам. В результате этого было решено выполнить практическую часть нашего занятия на виртуальных здоровьесберегающих компьютерах.

- На ваших виртуальных рабочих столах есть папка «Изучаем информатику». В ней сохранено три файла, переместите, пожалуйста, эти файлы на ваш рабочий стол. Первый файл, с которым мы будем работать, имеет название «Задание 1».

- Ваша задача будет определить отношения между понятиями, и изобразить эти отношения по образцу. После выполнения работы я попрошу сохранить новый файл в папке «Мои документы». Прошу обратить внимание на то, что тыльная сторона карточек, отклеивается, поэтому вы с легкость можете сгруппировать свои работа в единое целое. Приступаем к выполнению задания (учитель контролирует выполнение работы).
- Я вижу, что с данным заданием все справились. Переходим к выполнению задания под номером 2. Здесь же ваша цель состоит в составлении пары сравнимых понятий. Заполните таблицу внутри папки, указав их общий признак (учитель контролирует выполнение работы).
- Молодцы, вы справились и с этим заданием, я увидела, что группами вы работать умеете, работаете слажено, дружно! Теперь давайте поработаем каждый индивидуально, последняя папка, которая у нас осталась не тронутой на рабочем столе, содержит материал для контроля ваших знаний по теме отношения между понятиями. На выполнения теста вам отводиться полтары минуты. Внимательно читайте задание, и выбирайте правильный вариант ответа. И не забудьте в конце теста указать вашу фамилию и имя. По окончанию выполнения работы сохраните ваш файл в папке «Мои документы».

V. Подведение итогов

- Итак, мы заканчиваем практическую часть занятия, наш урок подходит к концу и время вернуться к вашему мини-плану, давайте подведем итоги вашей работы. Посмотрите на доску, и скажите, удалось ли вам реализовать мини-план? Все ли этапы плана вы выполнили? Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия? (учащиеся формируют ответы)

VI. Домашнее задание.

- На следующем уроке вы продолжите изучение понятий и отношений между ними, домашнем заданием будет страницы 48-50 учебника.

VII. Рефлексия

- Ребята вы сегодня поработали дружно, плодотворно и теперь с легкостью можете ставить перед собой цели и воплощать их в реальность. Так как урок у вас сегодня был немного необычный, я думаю закончиться он должен на столь же приятной ноте. У меня в руках две корзины оценок, попрошу вас выставить оценку за урок, только не себе, а мне. Итак,  какую бы оценку вы поставили учителю за работу на уроке. Поднимите, пожалуйста, выбранные вами таблички вверх, чтобы я смогла их увидеть. Спасибо за оценки, с вами было очень приятно работать. На этом наш урок окончен, до новых встреч!  



save.pngПриложения:

  1. Конспект урока (.doc)
  2. Задания для учащихся 2 варианта (.doc)
  3. Макет рабочего стола (.doc)
Автор Малахова Светлана Александровна
Дата добавления 08.01.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2744
Номер материала 696
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓