Главная / Информатика / План-конспект урока «Системы счисления» 10-11 класс

План-конспект урока «Системы счисления» 10-11 класс

Название документа D_z_Перевод из 10-ой СС в 2-ю 8-ю и 16-ю СС и обратно.ppt

Д/задание. Перевести числа в указанную СС. Перевод дробного числа выполнить с...
Д/задание_Ответы 	Вариант 1	Вариант 2	Вариант 3 N2N10	22 1/4	53 1/2	21 1/8 N...
1 из 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Д/задание. Перевести числа в указанную СС. Перевод дробного числа выполнить с то
Описание слайда:

Д/задание. Перевести числа в указанную СС. Перевод дробного числа выполнить с точностью до 5 знаков после запятой. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 N2N10 10110,012 110101,12 10101,0012 N10 N2 27 35 54 N10 N2 0,580310 0,519810 0,462210 N10 N8 154 127 135 N10 N16 135 154 127

№ слайда 2 Д/задание_Ответы 	Вариант 1	Вариант 2	Вариант 3 N2N10	22 1/4	53 1/2	21 1/8 N10
Описание слайда:

Д/задание_Ответы Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 N2N10 22 1/4 53 1/2 21 1/8 N10 N2 11011 100011 110110 N10 N2 0, 100102 0,100002 0,011002 N10 N8 232 177 207 N10 N16 87 9А 7F

Название документа plan-konspekt_urok_SS.doc

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Системы счисления»

Информатика 10 класс

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 класс

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления».

Задачи урока: 

  1. Образовательная:

  • закрепить основные навыки работы;

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

  1. Развивающая: 

  • развивать у школьников логическое мышление;

  • познавательный интерес.

  1. Воспитательная: 

  • воспитывать информационную культуру школьников;

  • способствовать воспитанию собранности, целеустремленности, настойчивости;

  • прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование и

материалы:

компьютерный класс, ОС Windows 7, проектор, тестирующая оболочка MyTestX,

презентации: sistemy_schislenia_obobschenie.ppt,

zanimat_inform_SS.ppt,

D_z_Перевод из 10-ой СС в 2-ю 8-ю и 16-ю и обратно.ppt

Используемая литература:

Н. Угринович Информатика и информационные технологии 10-11» , Д.М. Златопольский «Занимательные задачи»

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала, урок-игра.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний (10 мин.)

  3. Компьютерное тестирование (20 мин.)

  4. Рефлексия (2 мин.)

  5. Игра из раздела «Занимательная информатика» (10 мин.)

  6. Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учащихся, отметка  отсутствующих на уроке учащихся. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления» (Демонстрируется слайд 1. Титульный).  Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. На уроке вам предстоит оценить свои знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.

2. Актуализация знаний (10 мин.)

Фронтальный опрос: учащиеся выполняют задания 1-10 презентации sistemy_schislenia_obobschenie.ppt на проверку знаний теоретического материала по теме урока.   Каждый правильный ответ оценивается.

Блиц-опрос. (Демонстрируется слайд 2)

  1. Система счисления – это … (Демонстрируется слайд 3)

а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F;

б) совокупность цифр 0, …, 7;

в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;

г) последовательность цифр 0, 1.

Правильный ответ: в)

2. Вставьте пропущенные слова… (Демонстрируется слайд 4)
Различают … и … системы счисления.

Правильный ответ: Различают позиционные и непозиционные системы счисления.

3. К позиционным системам счисления  относятся …(Демонстрируется слайд 5)

а) двоичная система счисления;

б) десятичная система счисления;

в) восьмеричная система счисления;

г) римская система счисления;

д) шестнадцатеричная система счисления.

Правильный ответ: а), б), в), д)

4. В ЭВМ используется …(Демонстрируется слайд 6)

а) десятичная система счисления;

б) восьмеричная система счисления;

в) двоичная система счисления;

г) шестнадцатеричная система счисления.

Правильный ответ: в)

Учитель добивается правильных ответов в заданиях 1-4.

5. Назовите алгоритм перевода произвольных чисел в десятичную систему счисления.… (Демонстрируется слайд 7)

Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 8.

5_ответ. Для перевода чисел в десятичную систему счисления Необходимо:
Записать число в развернутой форме и вычислить его значение.
6. Назовите алгоритм перевода целых десятичных чисел в в n-ричную СС. (Демонстрируется слайд 9)

Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 10.

6_ответ. Алгоритм перевода целых десятичных чисел в n -ричную систему счисления.
1.Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа
и получаемых целых частных на основание системы (на n) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, т.е. меньшее n.
2. Записать полученные остатки в обратной последовательности.

7. Назовите алгоритм перевода правильных десятичных дробей в n-ричную СС.

(Демонстрируется слайд 11)

Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 12.

7_ответ. Алгоритм перевода правильных десятичных дробей n-ричную систему счисления.
1. Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей произведений на основание системы (на n) до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений.
2. Записать полученные целые части произведения в прямой последовательности.

8. Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную и обратно.

(Демонстрируется слайд 13)

Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 14.

8_ответ. Алгоритм перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную и обратно.
1. Необходимо разбить данное двоичное число вправо и влево от запятой на триады  (по три цифры) и представить каждую триаду соответствующим восьмеричным кодом. Допускается добавление нулей слева в целой записи числа и справа в дробной части числа.
2. Для обратного перевода каждую цифру восьмеричного числа представляют соответствующей триадой двоичного кода.

9. Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной СС в 16-ричную и обратно.

(Демонстрируется слайд 15)

Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 16.

9_ответ. Алгоритм перевода чисел из двоичной СС в 16-ричную и обратно.
1. Необходимо разбить двоичное число вправо и влево от запятой на тетрады (по 4 цифры) и представить каждую тетраду соответствующим 16-ричным кодом. Допускается добавление нулей  слева в целой записи числа и справа в дробной части числа.
2. Для обратного перевода каждую цифру 16-ричного числа представляют тетрадой двоичного кода.

10. Заполните таблицу сложения и вычитания чисел в двоичной СС. (Демонстрируется слайд 15)

0

+

0

=


0

+

1

=


1

+

0

=


1

+

1

=




0

-

0

=


0

-

1

=


1

-

0

=


1

-

1

=


Учащиеся дают ответ. Правильный ответ представлен на слайде 18.

Учитель подводит итоги фронтального ответа, выставляет оценки.

3.Компьютерное тестирование (20 мин.)

Переходим ко второй части урока.

Учащиеся выполняют тестирование по теме «Системы счисления» в тестовой оболочке MyTestX.

Для этого открывают файл задания Системы счисления_обобщение_10 класс в тестовой оболочке MyTestX (sistemi_schislenia_obobchenie_10kl.mtf).Тест содержит 10 заданий по переводу чисел из одной СС в другую, задание №10 имеет формат Демо ЕГЭ 2013г. Время тестирования – 20 минут.

Вопросы и правильные ответы можно найти в режиме редактора тестов MyTestEditor.

Результаты тестирования собираются учителем.


  1. Рефлексия (2 мин.)


Вопросы для рефлексии:

  1. Какие задания вызвали трудности, как ты справился?

  2. Дать оценку своей деятельности на уроке: «Своей работой на уроке я …»:

  • доволен;

  • не совсем доволен;

  • я не доволен, потому что ...

5. Игра из раздела «Занимательная информатика» (10 мин.)

Открывается презентация zanimat_inform_SS.ppt.

Играют учитель и один ученик, пожелавший поиграть. Учитель поясняет условие игры. Правила игры. На 2-ом слайде представлен список подарков к Новому году. Учащийся, с которым проводится игра, должен загадать подарок, не называя его вслух, а затем последовательно дать ответ, присутствует ли его подарок в следующих 3 таблицах. Ответ «да» соответствует 1, ответ «нет» - 0.

Учитель, запоминает/записывает(рекомендуется) ответы учащегося. Затем, используя представление чисел от 1 до 7 в двоичной системе счисления, получает правильный ответ.

Например, загадан подарок «ноутбук» (его номер 3). Двоичная запись числа 3 - 011. Следовательно, в первой таблице этого подарка нет – 0, а во II и III таблицах он есть – 1.

На 6 слайде учитель называет загаданный учеником подарок.

На 7-ом слайде представлен список имен.

Учащийся, с которым проводится игра, должен задумать имя из списка, не называя его вслух, а затем последовательно дать ответ, присутствует ли задуманное им имя в следующих 4 таблицах. Ответ «да» соответствует 1, ответ «нет» - 0.

Учитель, запоминает/записывает(рекомендуется) ответы учащегося. Затем, используя представление чисел от 1 до 15 в двоичной системе счисления, получает правильный ответ. На 12 слайде учитель называет задуманное учеником имя.

Игра, представленная на этом уроке, очень кстати подходит к обобщению и систематизации темы «Системы счисления», очень нравится ученикам.


6. Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин.)


Подведение итогов.

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей и показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу.

Домашнее задание.

Домашнее задание учащиеся получают в электронном виде, учитель только называет номер варианта для ученика:

D_z_Перевод из 10-ой СС в 2-ю 8-ю и 16-ю и обратно.ppt.



Название документа sistemy_schisleniya.ppt

Системы счисления Урок обобщения и систематизации знаний
Задание 1. Блиц-опрос
1. Система счисления – это … а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F; ...
2. В позиционной системе счисления … а) интерпретация цифры в записи числа за...
3. К позиционным системам счисления относятся … а) двоичная система счисления...
4. В ЭВМ используется … а) римская система счисления {I, …, M}; б) восьмеричн...
5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести … а) экономию памя...
Задание 2. Кроссворд «Системы счисления»
Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зав...
Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» ...
Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционн...
Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для...
Символы, при помощи которых записывается число 1 П О З И Ц И О Н Н А Я 2 А Б ...
Задание 1. Изречение
Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами...
ЗАДАНИЕ А
ЗАДАНИЕ В
Ответы	Буква-код 1111	Б 101	Л 11101	Ш 110111111101	А 35	Н 10*162+12*161+6*160...
Ответы	Буква-код 53	И 100	Р 4002	Н 39	Е 123	К 10000	Ь 1010011	У 100	О 4А	К 10...
Творческие задания: Закодируйте любое крылатое выражение, используя представл...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Системы счисления Урок обобщения и систематизации знаний
Описание слайда:

Системы счисления Урок обобщения и систематизации знаний

№ слайда 2 Задание 1. Блиц-опрос
Описание слайда:

Задание 1. Блиц-опрос

№ слайда 3 1. Система счисления – это … а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F; б)
Описание слайда:

1. Система счисления – это … а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F; б) совокупность цифр 0, …, 7; в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами; г) последовательность цифр 0, 1.

№ слайда 4 2. В позиционной системе счисления … а) интерпретация цифры в записи числа завис
Описание слайда:

2. В позиционной системе счисления … а) интерпретация цифры в записи числа зависит от ее позиции; б) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения знака в старшем разряде; в) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения числа; г) интерпретация цифры в записи числа не зависит от ее позиции.

№ слайда 5 3. К позиционным системам счисления относятся … а) двоичная система счисления {0
Описание слайда:

3. К позиционным системам счисления относятся … а) двоичная система счисления {0, 1}; б) десятичная система счисления {0, …, 9}; в) восьмеричная система счисления {0, …, 7}; г) римская система счисления {I, …, M}; д) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.

№ слайда 6 4. В ЭВМ используется … а) римская система счисления {I, …, M}; б) восьмеричная
Описание слайда:

4. В ЭВМ используется … а) римская система счисления {I, …, M}; б) восьмеричная система счисления {0, …, 7}; в) двоичная система счисления {0, 1}; г) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.

№ слайда 7 5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести … а) экономию памяти
Описание слайда:

5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести … а) экономию памяти компьютера; б) компактность двоичной системы счисления; в) наглядность и понятность записи чисел в двоичной системе счисления; г) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера «включено», «выключено» и операции «сдвиг».

№ слайда 8 Задание 2. Кроссворд «Системы счисления»
Описание слайда:

Задание 2. Кроссворд «Системы счисления»

№ слайда 9 Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависи
Описание слайда:

Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения в последовательности цифр, изображающей число 1 П О З И Ц И О Н Н А Я

№ слайда 10 Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или
Описание слайда:

Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда 1 П О З И Ц И О Н Н А Я 2 А Б З И С

№ слайда 11 Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной
Описание слайда:

Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления 1 П О З И Ц И О Н Н А Я 2 А Б З И С 1 О С Н В А Н Е

№ слайда 12 Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для за
Описание слайда:

Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел 1 П О З И Ц И О Н Н А Я 2 А Б З И С 1 О С Н В А Н Е 2 А Л Ф В И Т

№ слайда 13 Символы, при помощи которых записывается число 1 П О З И Ц И О Н Н А Я 2 А Б З И
Описание слайда:

Символы, при помощи которых записывается число 1 П О З И Ц И О Н Н А Я 2 А Б З И С 1 О С Н В А Н Е 2 А Л Ф В И Т 3 Ф Ц Р Ы

№ слайда 14 Задание 1. Изречение
Описание слайда:

Задание 1. Изречение

№ слайда 15 Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. О
Описание слайда:

Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. Определите зашифрованное изречение, которое получите, собирая двоичные числа и переведя их десятичные. (Для задания В – полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером). Задание А Задание В

№ слайда 16 ЗАДАНИЕ А
Описание слайда:

ЗАДАНИЕ А

№ слайда 17 ЗАДАНИЕ В
Описание слайда:

ЗАДАНИЕ В

№ слайда 18 Ответы	Буква-код 1111	Б 101	Л 11101	Ш 110111111101	А 35	Н 10*162+12*161+6*160	Е
Описание слайда:

Ответы Буква-код 1111 Б 101 Л 11101 Ш 110111111101 А 35 Н 10*162+12*161+6*160 Е 204 – 101111 У 112 И 4*103+5*102+6*101+3*100 Е 110110111100 М

№ слайда 19 Ответы	Буква-код 53	И 100	Р 4002	Н 39	Е 123	К 10000	Ь 1010011	У 100	О 4А	К 10010
Описание слайда:

Ответы Буква-код 53 И 100 Р 4002 Н 39 Е 123 К 10000 Ь 1010011 У 100 О 4А К 1001010 У 53 И

№ слайда 20 Творческие задания: Закодируйте любое крылатое выражение, используя представлени
Описание слайда:

Творческие задания: Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.

№ слайда 21
Описание слайда:

Название документа zanimat_inform_SS.ppt

Занимательная информатика *
* Выберите подарок из списка: 1	Мешок конфет 2	Телефон 3	Ноутбук 4	Набор косм...
* Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 1 Набор косметики Машина Поездк...
* Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 2 Телефон Ноутбук Поездка на мо...
* Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 3 Мешок конфет Ноутбук Машина Р...
* Вы загадали подарок … 1	Мешок конфет 2	Телефон 3	Ноутбук 4	Набор косметики ...
* Загадайте имя из списка: 1	Анастасия 2	Вероника 3	Григорий 4	Геннадий 5	Све...
* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 1 Петр Александр Сергей Вера...
* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 2 Геннадий Светлана Евгений ...
* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 3 Вероника Евгений Сергей Ел...
* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 4 Анастасия Светлана Алексан...
* Вы загадали имя … 1	Анастасия 2	Вероника 3	Григорий 4	Геннадий 5	Светлана 6...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Занимательная информатика *
Описание слайда:

Занимательная информатика *

№ слайда 2 * Выберите подарок из списка: 1	Мешок конфет 2	Телефон 3	Ноутбук 4	Набор космети
Описание слайда:

* Выберите подарок из списка: 1 Мешок конфет 2 Телефон 3 Ноутбук 4 Набор косметики 5 Машина 6 Поездка на море 7 Ролики

№ слайда 3 * Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 1 Набор косметики Машина Поездка н
Описание слайда:

* Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 1 Набор косметики Машина Поездка на море Ролики

№ слайда 4 * Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 2 Телефон Ноутбук Поездка на море
Описание слайда:

* Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 2 Телефон Ноутбук Поездка на море Ролики

№ слайда 5 * Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 3 Мешок конфет Ноутбук Машина Роли
Описание слайда:

* Есть ли Ваш подарок в этой таблице? Таблица 3 Мешок конфет Ноутбук Машина Ролики

№ слайда 6 * Вы загадали подарок … 1	Мешок конфет 2	Телефон 3	Ноутбук 4	Набор косметики 5	М
Описание слайда:

* Вы загадали подарок … 1 Мешок конфет 2 Телефон 3 Ноутбук 4 Набор косметики 5 Машина 6 Поездка на море 7 Ролики

№ слайда 7 * Загадайте имя из списка: 1	Анастасия 2	Вероника 3	Григорий 4	Геннадий 5	Светла
Описание слайда:

* Загадайте имя из списка: 1 Анастасия 2 Вероника 3 Григорий 4 Геннадий 5 Светлана 6 Евгений 7 Никифор 8 Петр 9 Александр 10 Сергей 11 Вера 12 Надежда 13 Любовь 14 Елена 15 Ирина

№ слайда 8 * Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 1 Петр Александр Сергей Вера На
Описание слайда:

* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 1 Петр Александр Сергей Вера Надежда Любовь Елена Ирина

№ слайда 9 * Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 2 Геннадий Светлана Евгений Ири
Описание слайда:

* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 2 Геннадий Светлана Евгений Ирина Елена Любовь Надежда Никифор

№ слайда 10 * Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 3 Вероника Евгений Сергей Елена
Описание слайда:

* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 3 Вероника Евгений Сергей Елена Ирина Вера Никифор Григорий

№ слайда 11 * Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 4 Анастасия Светлана Александр
Описание слайда:

* Есть ли загаданное имя в этой таблице? Таблица 4 Анастасия Светлана Александр Любовь Ирина Вера Никифор Григорий

№ слайда 12 * Вы загадали имя … 1	Анастасия 2	Вероника 3	Григорий 4	Геннадий 5	Светлана 6	Ев
Описание слайда:

* Вы загадали имя … 1 Анастасия 2 Вероника 3 Григорий 4 Геннадий 5 Светлана 6 Евгений 7 Никифор 8 Петр 9 Александр 10 Сергей 11 Вера 12 Надежда 13 Любовь 14 Елена 15 Ирина

Название документа Автор.doc

Дударева Галина Леонидовна

учитель

высшая квалификационная категория

МБОУ МУК «Центр индивидуального развития»

Россия/ХМАО /г. Сургут

e-mail DudGal@mail.ru



План-конспект урока «Системы счисления» 10-11 класс
  • Информатика
Описание:

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления».

Задачи урока: 

  • Образовательная:
  • закрепить основные навыки работы;
  • выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.
  • Развивающая: 
  • развивать у школьников логическое мышление;
  • познавательный интерес.
  • Воспитательная: 
  • воспитывать информационную культуру школьников;
  • способствовать воспитанию собранности, целеустремленности, настойчивости;
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование и
материалы:

компьютерный класс, ОС Windows 7, проектор, тестирующая оболочка MyTestX,
презентации:  sistemy_schislenia_obobschenie.ppt,
zanimat_inform_SS.ppt,  
D_z_Перевод из 10-ой СС в 2-ю 8-ю и 16-ю и обратно.ppt

Используемая литература:

Н. Угринович Информатика и информационные технологии 10-11» , Д.М. Златопольский «Занимательные задачи»

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала, урок-игра.

План урока

  • Организационный момент (1 мин.)
  • Актуализация знаний (10 мин.)
  • Компьютерное тестирование (20 мин.)
  • Рефлексия (2 мин.)
  • Игра из раздела «Занимательная информатика» (10 мин.)
  • Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учащихся, отметка  отсутствующих на уроке учащихся. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления» (Демонстрируется слайд 1. Титульный).  Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. На уроке вам предстоит оценить свои знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.

2. Актуализация знаний (10 мин.)
Фронтальный опрос: учащиеся выполняют задания 1-10 презентации sistemy_schislenia_obobschenie.ppt на проверку знаний теоретического материала по теме урока.   Каждый правильный ответ оценивается.
Блиц-опрос. (Демонстрируется слайд 2)

3. Система счисления – это … (Демонстрируется слайд 3)
а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F;
б) совокупность цифр 0, …, 7;
в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;
г) последовательность цифр 0, 1.
Правильный ответ: в)

2. Вставьте пропущенные слова…   (Демонстрируется слайд 4)
Различают   …   и   …  системы   счисления.

Правильный ответ: Различают  позиционные  и  непозиционные системы   счисления.

3. К позиционным системам счисления  относятся …(Демонстрируется слайд 5)
а) двоичная система счисления;
б) десятичная система счисления;
в) восьмеричная система счисления;
г) римская система счисления;
д) шестнадцатеричная система счисления.
Правильный ответ: а), б), в), д)

4. В ЭВМ используется …(Демонстрируется слайд 6)
а) десятичная система счисления;
б) восьмеричная система счисления;
в) двоичная система счисления;
г) шестнадцатеричная система счисления.
Правильный ответ: в)
Учитель добивается правильных ответов в заданиях 1-4.

5. Назовите алгоритм перевода произвольных чисел в десятичную систему счисления.… (Демонстрируется слайд 7)
Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 8.
5_ответ. Для перевода чисел в десятичную систему счисления Необходимо:
Записать число в развернутой форме и вычислить его значение.

6. Назовите алгоритм перевода целых десятичных чисел в в n-ричную СС. (Демонстрируется слайд 9)
Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 10.
6_ответ. Алгоритм перевода целых десятичных чисел в n -ричную систему счисления.
1.Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа
и получаемых целых частных на основание системы (на n) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, т.е. меньшее n.
2. Записать полученные остатки в обратной последовательности.

7. Назовите алгоритм перевода правильных десятичных дробей в  n-ричную СС.
(Демонстрируется слайд 11)
Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 12.
7_ответ. Алгоритм перевода правильных десятичных дробей n-ричную систему счисления.
1. Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей произведений на основание системы (на n) до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений.
2. Записать полученные целые части произведения в прямой последовательности.

8. Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную и обратно.
(Демонстрируется слайд 13)
Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 14.
8_ответ. Алгоритм перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную и обратно.
1. Необходимо разбить данное двоичное число вправо и влево от запятой на триады  (по три цифры) и представить каждую триаду соответствующим восьмеричным кодом. Допускается добавление нулей слева в целой записи числа и справа в дробной части числа.
2. Для обратного перевода каждую цифру восьмеричного числа представляют соответствующей триадой двоичного кода.

9. Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной СС в 16-ричную и обратно.
(Демонстрируется слайд 15)
Учащийся дает ответ. Его ответ сверяют с алгоритмом, представленным на слайде 16.
9_ответ. Алгоритм перевода чисел из двоичной СС в 16-ричную и обратно.
1. Необходимо разбить двоичное число вправо и влево от запятой на тетрады (по 4 цифры) и представить каждую тетраду соответствующим 16-ричным кодом. Допускается добавление нулей  слева в целой записи числа и справа в дробной части числа.
2. Для обратного перевода каждую цифру 16-ричного числа представляют тетрадой двоичного кода.

10. Заполните таблицу сложения и вычитания чисел в двоичной СС. (Демонстрируется слайд 15)

0

+

0

=

0

+

1

=

1

+

0

=

1

+

1

=

 

0

-

0

=

0

-

1

=

1

-

0

=

1

-

1

=

Учащиеся дают ответ. Правильный ответ представлен на слайде 18.
Учитель подводит итоги фронтального ответа, выставляет оценки.

3. Компьютерное тестирование (20 мин.)

Переходим ко второй части урока.
Учащиеся выполняют тестирование по теме «Системы счисления» в тестовой оболочке MyTestX.
Для этого открывают файл задания Системы счисления_обобщение_10 класс в тестовой оболочке MyTestX (sistemi_schislenia_obobchenie_10kl.mtf).Тест содержит 10 заданий по переводу чисел из одной СС в другую, задание №10 имеет формат Демо ЕГЭ 2013г.  Время тестирования – 20 минут.
Вопросы и правильные ответы можно найти в режиме редактора тестов MyTestEditor.
Результаты тестирования собираются учителем.

4. Рефлексия (2 мин.)

Вопросы для рефлексии:

  • Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
  • Дать оценку своей деятельности на уроке: «Своей работой на уроке я …»:
  • доволен;
  • не совсем доволен;
  • я не доволен, потому что ...

5. Игра из раздела «Занимательная информатика» (10 мин.)

Открывается презентация zanimat_inform_SS.ppt.
Играют учитель и один ученик, пожелавший поиграть. Учитель поясняет условие игры. Правила игры. На 2-ом слайде представлен список подарков к Новому году. Учащийся, с которым проводится игра, должен загадать подарок, не называя его вслух, а затем последовательно дать ответ, присутствует ли его подарок в следующих 3 таблицах. Ответ «да» соответствует 1, ответ «нет» - 0.
Учитель, запоминает/записывает(рекомендуется) ответы учащегося. Затем, используя представление чисел от 1 до 7 в двоичной системе счисления, получает правильный ответ.
Например, загадан подарок «ноутбук» (его номер 3). Двоичная запись числа 3 -  011. Следовательно, в первой таблице этого подарка нет – 0, а во II и III таблицах он есть – 1.
На 6 слайде учитель называет загаданный учеником подарок.
На 7-ом слайде представлен список имен.
Учащийся, с которым проводится игра, должен задумать имя из списка, не называя его вслух, а затем последовательно дать ответ, присутствует ли задуманное им имя в следующих 4 таблицах. Ответ «да» соответствует 1, ответ «нет» - 0.
Учитель, запоминает/записывает(рекомендуется) ответы учащегося. Затем, используя представление чисел от 1 до 15 в двоичной системе счисления, получает правильный ответ.  На 12 слайде учитель называет задуманное учеником имя.
Игра, представленная на этом уроке, очень кстати подходит к обобщению и систематизации темы «Системы счисления», очень нравится ученикам.

6. Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин.)

Подведение итогов.
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей и показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу.
Домашнее задание.
Домашнее задание учащиеся получают в электронном виде, учитель только называет номер варианта для ученика:
D_z_Перевод из 10-ой СС в 2-ю 8-ю и 16-ю и обратно.ppt.



save.pngПриложения:

  1. Конспект урока (.doc)
  2. Файл презентации к уроку «Системы счисления» (.ppt)
  3. Презентация «D_z_Перевод из 10-ой СС в 2-ю 8-ю и 16-ю СС и обратно» (.ppt)
  4. Презентация «Занимательная информатика» (.ppt)
Автор Дударева Галина Леонидовна
Дата добавления 27.12.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3745
Номер материала 695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓