Главная / Информатика / Конспект урока «Представление чисел в формате с фиксированной запятой» 10 класс

Конспект урока «Представление чисел в формате с фиксированной запятой» 10 класс

Название документа Представление чисел в формате с фиксированной запятой.docx

hello_html_64f27e6f.gifhello_html_64f27e6f.gifhello_html_5003c784.gifhello_html_17a9e681.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifТема урока: «Представление чисел в формате с фиксированной запятой»
информатика 10 класс
ключевые слова: информатика, профиль информационно-технологический, конспект, системы счисления, фиксированная запятая.

Пояснительная записка

Данный урок является первым в изучении темы: «Кодирование и обработка числовой информации» в профильном курсе. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Дидактическая ценность этого занятия состоит в том, что урок входит в раздел профильного курса изучения предмета «Информатика и ИКТ». Полученные на уроке знания можно применить в общеобразовательной деятельности, а именно в математике.

Рассматриваемая тема урока может быть изучена как в 10 классах, так и в 11 классе.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «Формат представления целых чисел»; Представлять целое число в формате с фиксированной запятой; По формату с фиксированной запятой определять десятичное число. Структура урока представлена в таблице 1, технологическая карта урока в таблице 2,организационная структура урока в таблице 3, ход урока в таблице 4.

Триединая дидактическая задача урока: [2]

  1. Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятиями формат представления целых чисел

  • организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с целыми числами с фиксированной запятой;

  • сформировать умения определять, десятичное число по формату числа с фиксированной запятой;

  • сформировать знание, алгоритма представления целых чисел без знака.

  1. Развивающая:

  • обогащать и усложнять словарный запас учащихся;

  • развивать мышление (учить строить аналогии, определять и объяснять понятия);

  • развитие навыков устного счета;

  • развитие сенсорной сферы (ориентировка во времени);

  • развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц);

  1. Воспитывающая:

  • формировать трудовые качества личности;

  • формировать требовательность к себе.

Материально – техническое оснащение: персональный компьютер учителя, проектор, экран.


Этап

Название этапа

Время

I

Организационный момент

3 мин

II

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

2 мин

III

Усвоение новых знаний и способов деятельности

20 мин

IV

Первичная проверка понимания

5 мин

V

Закрепление новых знаний и способов деятельности

7 мин

VI

Контроль и самоконтроль знаний

2 мин

VII

Подведение итогов

3 мин

VIII

Рефлексия

1 мин

IX

Домашнее задание

2 мин

Таблица 1 - Структура урока



Таблица 2 - Технологическая карта урока

Предмет, класс

Информатика и ИКТ, 10 класс

Учитель

Старостина Елена Николаевна

Тема урока,

урока по теме

«Представление чисел в формате с фиксированной запятой»

Урок №3

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности учебного материала

 

Цель урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности 

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные


познакомить учащихся с понятием «Формат представления целых чисел»; Представлять целое число в формате с фиксированной запятой; По формату с фиксированной запятой определять десятичное число

  • навыки организации рабочего места;

  • развития познавательной активности учащихся; развития мышления, устного счета.

развивать внимание,

контроль и взаимоконтроль

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(мультимедийный компьютер, программные средства)

ПК учителя, проектор, экран


Таблица 3 - Организационная структура урока

Название этапа


Длитель-ность

этапа

Задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды

деятельности учащихся

Название этапа


1.Организационный

1 мин

Подготовить учащихся к работе. Полная готовность кабинета и класса к работе.

Перцептивный (Словесный)

Ознакомление с темой, целью и планом урока

Cлушание

Включение учащихся в деловой ритм

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

2 мин

Активизировать знания учащихся.

Формировать познавательные мотивы.

Перцептивный (словесный)

сообщение

Вспомнить какое количество бит занимают числа без знака

Применение знаний по предмету «Математика», сообщение

Принятие целей урока учащимися

3. Изучение нового материала


20 мин

Ввести новые понятия: представление чисел со знаком и без знака, преобразование дополнительного кода в десятичное число. Развивать мыслительные навыки.

Перцептивный (аудио-
визуальный)

Учебная презентация

По дополнительному коду

Слушание, осмысление, сообщение

Определение основных понятий по теме урока

4. Первичная проверка понимания

7 мин

Установить осознанность восприятия через ответы на поставленные вопросы.

Логический (аналогия)

Предложение заданий по определению дополнительного кода числа и представление его в виде десятичного числа

Самостоятельная работа по алгоритму

Самостоятельное заполнение по образцу таблицы. Самоконтроль

5. Закрепление новых знаний и способов деятельности

7 мин

Актуализация деятельности учащихся по применению полученных знаний

Гностический (эвристический)

Корректировка действий учащихся



6. Контроль и самоконтроль знаний

2 мин

Получение достоверной информации о достижении всеми учащихся планируемых результатов обучения.

Взаимный контроль и коррекция

Координация по работе с таблицей

Самопроверка, работа над ошибками

Исправление допущенных ошибок

7. Подведение итогов

3 мин

Суждение с использованием внутреннего критерия.

Формирования долга и ответственности

Оценка деятельности учащихся

Обсуждение

Подведение итогов

8. Рефлексия

1 мин


Контроля и коррекции


Выражение своего отношения к занятию

Понравилось ли занятие

9. Домашнее задание

2 мин


Перцептивный (словесный)

сообщение

Сообщение

Слушание



Таблица 4 - Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I

1 мин

Организационный

Здравствуйте! Прошу вас приготовиться к уроку. Вам понадобится: тетрадь

дневник, учебник, пенал.

Приветствие учителя. Подготовка к уроку.

II

2 мин

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Тема нашего сегодняшнего урока: «Представление чисел в формате с фиксированной запятой»

Давайте вспомним:

  1. Скажите какая наименьшая единица измерения информации?

  2. Сколько битов в 1 байте? А в 2 байтах?

  3. Какие таблицы кодирования информации вам известны?

  4. В чем различие между названными кодировочными таблицами?



Ответ: «Бит»

Ответ: «8 и 16 бит»

Ответ: «ASCII, Windows, КОИ  8, Unicod»

Ответ: «Разное количество бит для записи кодов»

III

20 мин


Изучение нового материала

  1. . Целые числа без знака занимают 1 байт или 2 байта

1 байт – значение от 0 до 255 (N=28)

от 00000000 до 11111111


00 FF( для шестнадцатеричной системы счисления)

2 байта от 0 до 65535(N=216) от

0000000000000000 до 1111111111111111


0000 FFFF( для ( для шестнадцатеричной системы счисления)


Алгоритм представления целых чисел без знака:[5]

  1. Перевести число в 2 систему счисления;

  2. Записать полученное двоичное число в 8-ми и (16-ти) разрядной сетке, дополняя полученный результат при необходимости слева назначающими 0.

Пример: А10=125

Какое самое большое число для однобайтовой записи в двочной системе счисления?

Как удобно быстро перевести число в двоичную систему счисления?


128

-

3

125

10000000

-

11

1111101

  1. Однобайтовый формат:

А2=111101

Разделим число на тетрады (для удобства перевода чисел в шестнадцатеричную систему счисления)

7

6

5

4

3

2

1

0

Номера разрядов

0

1

1

1

1

1

0

1

Биты числа

7

D

( для шестнадцатеричной системы счисления)

Как записать это же число для двухбайтового формата?

  1. Двухбайтовый формат:

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

7

D


  1. Целые числа со знаком занимают 1байт., 2байта., 4байта., самый левый байт содержит информацию о знаке числа (0-положительные, 1-отрицательные)

1байт

-128 до 127

-27 до 27-1

N=27

2байта

-32786 до 32786

-215 до 215-1

N=215

4байта

-2147483648 до 2147483648

-231 до 231-1

N=231

В компьютерной технике применяются 3 формы записи целых чисел:

  • Прямой код;

  • Обратный код;

  • Дополнительный код (позволяют заменить операцию вычитания операцией сложения).

Положительные числа в прямом, обратном, дополнительном коде изображаются одинаково.
Отрицательные числа имеют разные изображения.

Алгоритм представления целых чисел со знаком:[5]

  1. Перевести целое число в 2 систему счисления;

  2. Записать полученное двоичное число в 8-ми и (16-ти, 32-ти) разрядной сетке, дополняя полученный результат при необходимости слева незначащими 0;

  3. Получить обратный код, инвертируя все цифры прямого кода (1 0, 0 1)

  4. Получить дополнительный код путем прибавления (+1) единицы младшему разряду обратного кода.

Пример: А10=125 двухбайтовый формат

  1. 12510=11111012

  2. А прямой код

    0000

    0000

    0111

    1101

    007D для шестнадцатеричной системы счисления

  3. Aобратный код

    1111

    1111

    1000

    0010

    FF82 для шестнадцатеричной системы счисления

  4. А дополнительный код

1111

1111

1000

0011

FF83 для шестнадцатеричной системы счисления

Отрицательное число

125-125=125+(-125)=0

007D

0000000001111101

FF83

1111111110000010

10000

10000000000000000

переполнение

Алгоритм преобразование дополнительного кода в десятичное число

  1. Проанализировать знаковый бит и определить знак числа

  2. Если число отрицательное (1), то вычесть единицу из младшего разряда (получить обратный код), затем инвертировать биты и получить прямой код числа.

  3. Перевести двоичный код в 10 систему счисления, дописать знак к полученному числу.

Пример: А дополнительный код =FFAB

1111

1111

1010

1011

FFAB

Число отрицательное

Aобратный код

1111

1111

1010

1010

FFAА

А прямой код

0000

0000

0101

0101

0055

5516=5*16+5=8510












Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.


Ответ: «Наибольшее число в двочной системе счисления для однобайтовой записи 11111111 что соответствует 255»

Ответ: «Мы помним, что 10000000 это число128, его можно использовать для перевода числа 125»




Ответ: «Это сказано в алгоритме дополняя полученный результат при необходимости слева назначающими 0.»




























Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.




























Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.

IV

7 мин

Первичная проверка понимания.

Работа по вариантам:

Учащимся предлагается перевести числа22910 и 8810

К доске вызываются учащиеся по желанию, весь класс работает параллельно в тетрадях.

У доски работают учащиеся


V и VI

9 мин


Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Iвариант

  1. 22910=111001012

  2. А прямой код

    0000

0000

1110

0101

00Е5 для шестнадцатеричной системы счисления

Aобратный код

1111

1111

0001

1010

FF1А для шестнадцатеричной системы счисления

А дополнительный код

1111

1111

1000

1011

FF8В для шестнадцатеричной системы счисления

IIвариант

  1. 8810=010110002А прямой код

    0000

    0000

    0101

    1000

    0068 для шестнадцатеричной системы счисления

  2. Aобратный код

    1111

    1111

    1010

    0111

    FFА7 для шестнадцатеричной системы счисления

  3. А дополнительный код

1111

1111

1010

1000

FF8В для шестнадцатеричной системы счисления


Контроль и самоконтроль.

Отрицательное число

229-229=229+(-229)=0

00Е5

0000000011100101

FF1А

1111111110001010

FFFF

1111111111111111


Отрицательное число

88-88=88+(-88)=0

0068

0000000001011000

FFА7

1111111110100111

FFFF

1111111111111111



Учащиеся помогают в заполнении таблицы, по цепочке называя следующее значение.

VII

3 мин

Подведение итогов

Выставление оценок за урок.

Учащиеся предлагают отметить оценками активных одноклассников.

VIII

1 мин

Рефлексия

Учащиеся дают оценку своей деятельности.

IX

2 мин

Домашнее задание

  1. Представить целые числа без знака:

  1. В однобайтовом формате;

  2. В двухбайтовом формате.

  1. Представить 2 положительных и 2 отрицательных числа в формате со знаком (2 байта) 1 отрицательное (1 байт)

  2. По дополнительному коду определить десятичное число любые два примера (1 положительное, 1 отрицательное) формат 2 байта или придумать задания для закрепления материала и выполнить их.


Запись домашнего задания.


Используемые источники и литература

  1. Андреев Е.В., Босова Л.Л. «Математические основы информатики» М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005 – 238с.

  2. Алямовская Н.А. Катасонова Т.Н. «Современные требования к уроку» М: «Авангард» 2003г. - 30 с.

  3. Бешенкова С.А, Е.А.Ракитиной Е.А «Информатика. Системный курс»10 кл. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006 - 431с.

  4. Лапчик М.П и др «Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов» — издательский центр «Академия»,2001 – 624 с.

  5. «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2008, - 463 с.

  6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика.» 10-11 класс.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;– 246 с.

  7. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» 10-11 класс - М.: БИНОМ, 2007 -2008 – 371с.

  8. Шауцуковой Л.З. «Информатика. Учебное пособие для 10-11 классов»М.:Просвещение, 2004. - 416 с.

  9. Электронные учебники: http://www.agtu.ru/e-book

Название документа автор.docx

Старостина Елена Николаевна

Учитель информатики

Первая

ГБОУ СОШ №1028

Г. Москва

Leoncia1972@rambler.ru

http://school1028.edusite.ru/



Конспект урока «Представление чисел в формате с фиксированной запятой» 10 класс
  • Информатика
Описание:

Данный урок является первым в изучении темы: «Кодирование и обработка числовой информации» в профильном курсе. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Дидактическая ценность этого занятия состоит в том, что урок входит в раздел профильного курса изучения предмета «Информатика и ИКТ». Полученные на уроке знания можно применить в общеобразовательной деятельности, а именно в математике.
Рассматриваемая тема урока может быть изучена как в 10 классах, так и в 11 классе.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «Формат представления целых чисел»; Представлять целое число в формате с фиксированной запятой; По формату с фиксированной запятой определять десятичное число. Структура урока представлена в таблице 1, технологическая карта урока в таблице 2, организационная структура урока в таблице 3, ход урока в таблице 4.

Триединая дидактическая задача урока:

  1. Образовательная:
    1. познакомить учащихся с понятиями формат представления целых чисел
    2. организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с целыми числами с фиксированной запятой;
    3. сформировать умения определять, десятичное число по формату числа с фиксированной запятой;
    4. сформировать знание, алгоритма представления целых чисел без знака.
  2. Развивающая:
    1. обогащать и усложнять словарный запас учащихся;
    2. развивать мышление (учить строить аналогии, определять и объяснять понятия);
    3. развитие навыков устного счета;
    4. развитие сенсорной сферы (ориентировка во времени);
    5. развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц);
  3. Воспитывающая:
    1. формировать трудовые качества личности;
    2. формировать требовательность к себе.

Материально – техническое оснащение: персональный компьютер учителя, проектор, экран.

Структура урока

Этап

Название этапа

Время

I

Организационный момент

3 мин

II

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

2 мин

III

Усвоение новых знаний и способов деятельности

20 мин

IV

Первичная проверка понимания

5 мин

V

Закрепление новых знаний и способов деятельности

7 мин

VI

Контроль и самоконтроль знаний

2 мин

VII

Подведение итогов

3 мин

VIII

Рефлексия

1 мин

IX

Домашнее задание

2 мин

Технологическая карта урока  

см. в приложении

Используемые источники и литература

  1. Андреев Е.В., Босова Л.Л. «Математические основы информатики» М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005 – 238с.
  2. Алямовская Н.А. Катасонова Т.Н. «Современные требования к уроку» М: «Авангард» 2003г. - 30 с.
  3. Бешенкова С.А, Е.А.Ракитиной Е.А «Информатика. Системный курс»10 кл. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006 - 431с.
  4. Лапчик М.П и др «Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов» — издательский центр «Академия»,2001 – 624 с.
  5. «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2008, - 463 с.
  6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика.» 10-11 класс.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;– 246 с.
  7. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» 10-11 класс - М.: БИНОМ, 2007 -2008 – 371с.
  8. Шауцуковой Л.З.  «Информатика. Учебное пособие для 10-11 классов»М.:Просвещение, 2004. - 416 с.
  9. Электронные учебники: http://www.agtu.ru/e-book


Автор Старостина Елена Николаевна
Дата добавления 02.08.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2205
Номер материала 694
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓