Главная / Информатика / Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов» 10 класс

Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов» 10 класс

Документы в архиве:

129.71 КБ логические схемы.docx

Название документа логические схемы.docx


Автор: 
Аристамбекова Гульнара Галимбековна
 
учитель информатики и ИКТ
категория: вторая
МБОУ СОШ № 19 с УИОП
 
Республика Татарстан, г.Набережные Челны
e-mail:
 написать автору





Конспект урока 
«Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»

10 класс





Тип урока: лекция, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность урока: 45 мин.



Цели урока:

Образовательные:

  • научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;

  • научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

  • привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

  • развитие внимания, мышления, памяти учащихся.



Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).
2. Проверка пройденного материала (5 мин).

Фронтальный опрос.

  1. Перечислите основные логические операции.

  2. Что такое логическое умножение?

  3. Что такое логическое сложение?

  4. Что такое инверсия?

  5. Что такое таблица истинности?

  6. Что такое сумматор?

  7. Что такое полусумматор?

3. Изучение нового материала (20 мин).

Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом.
Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».
Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции.
Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.
На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор).

Логический элемент «И»:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_1.jpg

Логический элемент «ИЛИ»:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_2.jpg

Логический элемент «НЕ»:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_3.jpg

Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов.

Пример 1. По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_4.jpg построить логическую схему.

Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_5.jpg

Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1


http://www.metod-kopilka.ru/images/a_6.jpg



Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_7.jpg

4. Закрепление нового материала (15 мин).

Для закрепления материала учащимся раздаются карточки на два варианта для самостоятельной работы.

Вариант 1.

1. По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_15.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_8.jpg



http://www.metod-kopilka.ru/images/a_16.jpg



2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0


http://www.metod-kopilka.ru/images/a_122.jpg



Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_9.jpg

Вариант 2.

1. По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_10.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_11.jpg



http://www.metod-kopilka.ru/images/a_17.jpg



2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_12.jpg



Решение:

http://www.metod-kopilka.ru/images/a_18.jpg

5. Постановка домашнего задания. (3 мин).

По заданной логической функции http://www.metod-kopilka.ru/images/a_14.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.

6. Подведение итогов урока. (1 мин).

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Литература, эор:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, Н. Д. Угринович – 2007г.;

  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.


Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов» 10 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: лекция, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность урока: 45 мин.


Цели урока:

Образовательные:

  • научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;
  • научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

  • привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

  • развитие внимания, мышления, памяти учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).
2. Проверка пройденного материала (5 мин).

Фронтальный опрос.

  1. Перечислите основные логические операции.
  2. Что такое логическое умножение?
  3. Что такое логическое сложение?
  4. Что такое инверсия?
  5. Что такое таблица истинности?
  6. Что такое сумматор?
  7. Что такое полусумматор?

3. Изучение нового материала (20 мин).

Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом.
Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».
Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции.
Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.
На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор).

Логический элемент «И»:

a_1.jpg

Логический элемент «ИЛИ»:

a_2.jpg

Логический элемент «НЕ»:

a_3.jpg

Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов.

Пример 1. По заданной логической функции a_4.jpg построить логическую схему.

Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).

a_5.jpg

Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А В F
0 0 1
0 1 0
1 0 1
1 1 1

a_6.jpg

Решение:

a_7.jpg

4. Закрепление нового материала (15 мин).

Для закрепления материала учащимся раздаются карточки на два варианта для самостоятельной работы.

Вариант 1.

1. По заданной логической функции a_15.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

a_8.jpg


a_16.jpg

2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А В F
0 0 1
0 1 0
1 0 1
1 1 0

a_122.jpg

Решение:

a_9.jpg




Вариант 2.

1. По заданной логической функции a_10.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

a_11.jpg


a_17.jpg

2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А В F
0 0 0
0 1 0
1 0 1
1 1 0

a_12.jpg

Решение:

a_18.jpg

5. Постановка домашнего задания. (3 мин).

По заданной логической функции a_14.jpg построить логическую схему и таблицу истинности.

6. Подведение итогов урока. (1 мин).

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Литература, эор:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, Н. Д. Угринович – 2007г.;
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.
Автор Аристамбекова Гульнара Галимбековна
Дата добавления 25.10.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 12187
Номер материала 687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓