Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс

Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

автор.docx Моисеев.doc Методическая копилка учителя информатики.url ‚ ¦­®!.txt

Выбранный для просмотра документ автор.docx

 

Моисеев Михаил Петрович

 

Моисеев М.П. пр.Информатики.jpg

 

 

Учитель

Квалификациионная категория - I

МБОУ СОШ №14

Мурманская область, г. Мончегорск

 mmp-inf@yandex.ru

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Моисеев.doc


Тема урока: «Кодирование информации».

8 класс. Открытый урок.

Информатика и ИКТ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: систематизировать теоретические знания и практические навыки кодирования информации

Задачи:

1. Научиться переводить числа в разных системах счисления с помощью математических методов и приёмов;

2. Научиться применять цифровые и сетевые ресурсы для кодирования информации;

3. Вырабатывать у обучающихся такие качества, как внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

 

Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.

Дополнительные ресурсы:

Программы шифрации и дешифрации QR кодов barshow ,  barcapture.

Сетевые ресурсы кодирования и декодирования  QR Coder  и decode.jspx

Компьютерная презентация (демонстрирует ход урока): ссылка -  

http://prezi.com/sbfu26xkfqs1/presentation/

Список используемых источников:

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса.-М.: Бином, 2009;

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/INFORMATIKA.html      (Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия).

Ключевые слова: информатика, открытый урок, кодирование информации, деятельность на уроке информатике, QR код, игра кодирование информации, шифрование и дешифрование.

План урока:
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Актуализация знаний. (3 мин)
III. Теоретическая часть. (10 мин)
IV. Практическая часть  (20 мин)
V. Подведение итогов урока. (5 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Кодирование информации – основной фундамент для понимания работы аппаратной и программной систем компьютера. Потому в ГИА и ЕГЭ по данному разделу школьной программы обучения информатики и ИКТ  предлагается много различных заданий.  Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами. На практике же во время обработки информации происходит многократное кодирование. На этом уроке мы обобщим теоретические знания и на практике двойное кодирование и расшифровку числовой информации.

III. Теоретическая часть.

Обобщение пройденного материала. Обучающиеся получают карточки с заданиями. Их задача привести в соответствие (записать цифры в третий столбец) основные термины и их определения изученного раздела «Кодирование информации».

1

Код

 

Преобразование знаков одной знаковой системы в другую

2

Длина кода

 

Последовательность из восьми различных разрядов

3

Перекодирование

 

Совокупность знаков и система определённых правил, при помощи которых может быть представлена информация

4

Основание системы счисления

 

Разряд двоичного кода

5

Количество информации

 

Количество знаков в коде

6

Бит

 

Мера уменьшения неопределённости знания

7

Байт

 

Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления

После выполнения задания проводится проверка и краткое обсуждение. 

В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Таблица соответствия систем счисления:

Десятичная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

8

9

10

11

12

13

14

15

Двоичная

0

1

 10

 11

100

101

110

111

1000

1001

 1010

1011

 1100

1101

1110

1111

Восьмеричная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

10

11

 12

13

14

15

16

17

Шестнадцатеричная

0

1

2

3

4

 5

6

7

8

 9

A

 B

C

D

E

 F

Устные ответы обучающихся: а) правила перевода из десятичной системы счисления в другие системы; б) правила перевода из какой-либо системы счисления в десятичную.

Существует множество автоматизированных систем кодирования информации. Имеется возможность кодировать информацию с помощью специальных компьютерных программ. Например,  любая числовая и текстовая информация может быть представлена в виде QR кодов. Пользователь видит такую информацию в виде изображений, специфических картинок. Шифрование производится программой  barshow ,  а дешифрование программой barcapture. Также можно воспользоваться On Line сервисами, например  QRCoder  и DeCode.jspx.

 На представленных изображениях закодированы фразы: «Кодирование информации» и «Школа №14».

        

IV. Практическая часть.

Игра-соревнование: «Двойное кодирование». Обучающиеся выполняют двойную шифрацию информации для группы соперников и расшифровывают информацию, данную этими соперниками.

Порядок игры:

1.      Обучающиеся разделены на две (или более двух) группы.

2.      Каждая группа получает по три числа (>100) для поведения процесса шифрования. Карточки с числами берутся из «черного ящика».

3.      Числа переводятся с помощью математических методов соответственно в двоичную систему счисления (первое число), восьмеричную (второе), и шестнадцатеричную (третье).

4.      Обучающиеся выполняют второй этап шифрования. Двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа с помощью дополнительных ресурсов преобразовываются в QR коды.

5.      Полученными изображениями группы обмениваются для выполнения операций дешифрования.

6.      Процесс дешифрования производится в два этапа: а) с помощью дополнительных ресурсов – в двоичную систему счисления, восьмеричную и шестнадцатеричную; б) с помощью математических методов – в десятичную.

7.      Подведение итогов игры. Полученные результаты сверяются. В случаях несовпадения выполняется анализ ошибок.

V. Подведение итогов урока.

На уроке мы обобщили пройденный материал и отработали кодирование информации двумя методами. Усвоение  данного материала поможет  обучающимся добиться лучшего понимания, изучая дальнейший курс информатики и ИКТ.
Ответы на вопросы обучающихся.
Выставление оценок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦель урока: систематизировать теоретические знания и практические навыки кодирования информации Задачи: 1. Научиться переводить числа в разных системах счисления с помощью математических методов и приёмов; 2. Научиться применять цифровые и сетевые ресурсы для кодирования информации; 3. Вырабатывать у обучающихся такие качества, как внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры. Дополнительные ресурсы: Программы шифрации и дешифрации QR кодов barshow, barcapture. Сетевые ресурсы кодирования и декодирования QR Coder и decode.jspx Компьютерная презентация (демонстрирует ход урока): http://prezi.com/sbfu26xkfqs1/presentation/Список используемых источников : Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса.-М.: Бином, 2009; http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/INFORMATIKA.html (Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия).План урока: I. Организационный момент. (2 мин) II. Актуализация знаний. (3 мин) III. Теоретическая часть. (10 мин) IV. Практическая часть (20 мин) V. Подведение итогов урока. (5 мин) Ход урока: I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Актуализация знаний. Кодирование информации – основной фундамент для понимания работы аппаратной и программной систем компьютера. Потому в ГИА и ЕГЭ по данному разделу школьной программы обучения информатики и ИКТ предлагается много различных заданий. Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами. На практике же во время обработки информации происходит многократное кодирование. На этом уроке мы обобщим теоретические знания и на практике двойное кодирование и расшифровку числовой информации. III. Теоретическая часть. Обобщение пройденного материала. Обучающиеся получают карточки с заданиями. Их задача привести в соответствие (записать цифры в третий столбец) основные термины и их определения изученного раздела «Кодирование информации». 1 Код Преобразование знаков одной знаковой системы в другую 2 Длина кода Последовательность из восьми различных разрядов 3 Перекодирование Совокупность знаков и система определённых правил, при помощи которых может быть представлена информация 4 Основание системы счисления Разряд двоичного кода 5 Количество информации Количество знаков в коде 6 Бит Мера уменьшения неопределённости знания 7 Байт Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления После выполнения задания проводится проверка и краткое обсуждение. В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Таблица соответствия систем счисления: Десятичная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Двоичная 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 Восьмеричная 0 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 Шестнадцатеричная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F Устные ответы обучающихся: а) правила перевода из десятичной системы счисления в другие системы; б) правила перевода из какой-либо системы счисления в десятичную. Существует множество автоматизированных систем кодирования информации. Имеется возможность кодировать информацию с помощью специальных компьютерных программ. Например, любая числовая и текстовая информация может быть представлена в виде QR кодов. Пользователь видит такую информацию в виде изображений, специфических картинок. Шифрование производится программой barshow, а дешифрование программой barcapture. Также можно воспользоваться On Line сервисами, например QRCoder и DeCode.jspx. На представленных изображениях закодированы фразы: «Кодирование информации» и «Школа №14». IV. Практическая часть. Игра-соревнование: «Двойное кодирование». Обучающиеся выполняют двойную шифрацию информации для группы соперников и расшифровывают информацию, данную этими соперниками. Порядок игры: Обучающиеся разделены на две (или более двух) группы. Каждая группа получает по три числа ( 100) для поведения процесса шифрования. Карточки с числами берутся из «черного ящика». Числа переводятся с помощью математических методов соответственно в двоичную систему счисления (первое число), восьмеричную (второе), и шестнадцатеричную (третье). Обучающиеся выполняют второй этап шифрования. Двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа с помощью дополнительных ресурсов преобразовываются в QR коды. Полученными изображениями группы обмениваются для выполнения операций дешифрования. Процесс дешифрования производится в два этапа: а) с помощью дополнительных ресурсов – в двоичную систему счисления, восьмеричную и шестнадцатеричную; б) с помощью математических методов – в десятичную. Подведение итогов игры. Полученные результаты сверяются. В случаях несовпадения выполняется анализ ошибок. V. Подведение итогов урока. На уроке мы обобщили пройденный материал и отработали кодирование информации двумя методами. Усвоение данного материала поможет обучающимся добиться лучшего понимания, изучая дальнейший курс информатики и ИКТ. Ответы на вопросы обучающихся. Выставление оценок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 325 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.06.2020 238
    • ZIP 53.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ермакова Елена Алексеевна
    Ермакова Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70770
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 561 человек из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе