Главная / Информатика / Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс

Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс

Название документа Моисеев.doc

Моисеев М. П.


Тема урока: «Кодирование информации».

8 класс. Открытый урок.

Информатика и ИКТ

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: систематизировать теоретические знания и практические навыки кодирования информации

Задачи:

1. Научиться переводить числа в разных системах счисления с помощью математических методов и приёмов;

2. Научиться применять цифровые и сетевые ресурсы для кодирования информации;

3. Вырабатывать у обучающихся такие качества, как внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.


Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.

Дополнительные ресурсы:

Программы шифрации и дешифрации QR кодов barshow , barcapture.

Сетевые ресурсы кодирования и декодирования QR Coder и decode.jspx

Компьютерная презентация (демонстрирует ход урока): ссылка -

http://prezi.com/sbfu26xkfqs1/presentation/

Список используемых источников:

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса.-М.: Бином, 2009;

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/INFORMATIKA.html (Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия).

Ключевые слова: информатика, открытый урок, кодирование информации, деятельность на уроке информатике, QR код, игра кодирование информации, шифрование и дешифрование.

План урока:
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Актуализация знаний. (3 мин)
III. Теоретическая часть. (10 мин)
IV. Практическая часть (20 мин)
V. Подведение итогов урока. (5 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Кодирование информации – основной фундамент для понимания работы аппаратной и программной систем компьютера. Потому в ГИА и ЕГЭ по данному разделу школьной программы обучения информатики и ИКТ предлагается много различных заданий. Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами. На практике же во время обработки информации происходит многократное кодирование. На этом уроке мы обобщим теоретические знания и на практике двойное кодирование и расшифровку числовой информации.

III. Теоретическая часть.

Обобщение пройденного материала. Обучающиеся получают карточки с заданиями. Их задача привести в соответствие (записать цифры в третий столбец) основные термины и их определения изученного раздела «Кодирование информации».

1

Код


Преобразование знаков одной знаковой системы в другую

2

Длина кода


Последовательность из восьми различных разрядов

3

Перекодирование


Совокупность знаков и система определённых правил, при помощи которых может быть представлена информация

4

Основание системы счисления


Разряд двоичного кода

5

Количество информации


Количество знаков в коде

6

Бит


Мера уменьшения неопределённости знания

7

Байт


Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления

После выполнения задания проводится проверка и краткое обсуждение.

В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Таблица соответствия систем счисления:

Десятичная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

8

9

10

11

12

13

14

15

Двоичная

0

1

 10

 11

100

101

110

111

1000

1001

 1010

1011

 1100

1101

1110

1111

Восьмеричная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

10

11

 12

13

14

15

16

17

Шестнадцатеричная

0

1

2

3

4

 5

6

7

8

 9

A

 B

C

D

E

 F

Устные ответы обучающихся: а) правила перевода из десятичной системы счисления в другие системы; б) правила перевода из какой-либо системы счисления в десятичную.

Существует множество автоматизированных систем кодирования информации. Имеется возможность кодировать информацию с помощью специальных компьютерных программ. Например, любая числовая и текстовая информация может быть представлена в виде QR кодов. Пользователь видит такую информацию в виде изображений, специфических картинок. Шифрование производится программой  barshow , а дешифрование программой barcapture. Также можно воспользоваться On Line сервисами, например QRCoder и DeCode.jspx.

На представленных изображениях закодированы фразы: «Кодирование информации» и «Школа №14».

hello_html_m48c05760.pnghello_html_4750e11.png

IV. Практическая часть.

Игра-соревнование: «Двойное кодирование». Обучающиеся выполняют двойную шифрацию информации для группы соперников и расшифровывают информацию, данную этими соперниками.

Порядок игры:

  1. Обучающиеся разделены на две (или более двух) группы.

  2. Каждая группа получает по три числа (>100) для поведения процесса шифрования. Карточки с числами берутся из «черного ящика».

  3. Числа переводятся с помощью математических методов соответственно в двоичную систему счисления (первое число), восьмеричную (второе), и шестнадцатеричную (третье).

  4. Обучающиеся выполняют второй этап шифрования. Двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа с помощью дополнительных ресурсов преобразовываются в QR коды.

  5. Полученными изображениями группы обмениваются для выполнения операций дешифрования.

  6. Процесс дешифрования производится в два этапа: а) с помощью дополнительных ресурсов – в двоичную систему счисления, восьмеричную и шестнадцатеричную; б) с помощью математических методов – в десятичную.

  7. Подведение итогов игры. Полученные результаты сверяются. В случаях несовпадения выполняется анализ ошибок.

V. Подведение итогов урока.

На уроке мы обобщили пройденный материал и отработали кодирование информации двумя методами. Усвоение данного материала поможет обучающимся добиться лучшего понимания, изучая дальнейший курс информатики и ИКТ.
Ответы на вопросы обучающихся.
Выставление оценок.


Название документа автор.docx


Моисеев Михаил Петрович



Моисеев М.П. пр.Информатики.jpg





Учитель

Квалификациионная категория - I

МБОУ СОШ №14

Мурманская область, г. Мончегорск

mmp-inf@yandex.ru



Конспект открытого урока «Кодирование информации» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: систематизировать теоретические знания и практические навыки кодирования информации

Задачи:
1. Научиться переводить числа в разных системах счисления с помощью математических методов и приёмов;
2. Научиться применять цифровые и сетевые ресурсы для кодирования информации;
3. Вырабатывать у обучающихся такие качества, как внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.

Дополнительные ресурсы:
Программы шифрации и дешифрации QR кодов barshow,  barcapture.
Сетевые ресурсы кодирования и декодирования  QR Coder  и decode.jspx
Компьютерная презентация (демонстрирует ход урока): http://prezi.com/sbfu26xkfqs1/presentation/
Список используемых источников :
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса.-М.: Бином, 2009;
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/INFORMATIKA.html      (Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия).

План урока:
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Актуализация знаний. (3 мин)
III. Теоретическая часть. (10 мин)
IV. Практическая часть  (20 мин)
V. Подведение итогов урока. (5 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
Кодирование информации – основной фундамент для понимания работы аппаратной и программной систем компьютера. Потому в ГИА и ЕГЭ по данному разделу школьной программы обучения информатики и ИКТ  предлагается много различных заданий.  Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами. На практике же во время обработки информации происходит многократное кодирование. На этом уроке мы обобщим теоретические знания и на практике двойное кодирование и расшифровку числовой информации.
III. Теоретическая часть.
Обобщение пройденного материала. Обучающиеся получают карточки с заданиями. Их задача привести в соответствие (записать цифры в третий столбец) основные термины и их определения изученного раздела «Кодирование информации».

1

Код

 

Преобразование знаков одной знаковой системы в другую

2

Длина кода

 

Последовательность из восьми различных разрядов

3

Перекодирование

 

Совокупность знаков и система определённых правил, при помощи которых может быть представлена информация

4

Основание системы счисления

 

Разряд двоичного кода

5

Количество информации

 

Количество знаков в коде

6

Бит

 

Мера уменьшения неопределённости знания

7

Байт

 

Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления

После выполнения задания проводится проверка и краткое обсуждение. 
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Таблица соответствия систем счисления:

Десятичная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

8

9

10

11

12

13

14

15

Двоичная

0

1

 10

 11

100

101

110

111

1000

1001

 1010

1011

 1100

1101

1110

1111

Восьмеричная

0

1

 2

3

4

5

6

 7

10

11

 12

13

14

15

16

17

Шестнадцатеричная

0

1

2

3

4

 5

6

7

8

 9

A

 B

C

D

E

 F

Устные ответы обучающихся: а) правила перевода из десятичной системы счисления в другие системы; б) правила перевода из какой-либо системы счисления в десятичную.
Существует множество автоматизированных систем кодирования информации. Имеется возможность кодировать информацию с помощью специальных компьютерных программ. Например,  любая числовая и текстовая информация может быть представлена в виде QR кодов. Пользователь видит такую информацию в виде изображений, специфических картинок. Шифрование производится программой  barshow,  а дешифрование программой barcapture. Также можно воспользоваться On Line сервисами, например  QRCoder  и DeCode.jspx.
 На представленных изображениях закодированы фразы: «Кодирование информации» и «Школа №14».

moi2.png

IV. Практическая часть.
Игра-соревнование: «Двойное кодирование». Обучающиеся выполняют двойную шифрацию информации для группы соперников и расшифровывают информацию, данную этими соперниками.

Порядок игры:

  1. Обучающиеся разделены на две (или более двух) группы.
  2. Каждая группа получает по три числа (>100) для поведения процесса шифрования. Карточки с числами берутся из «черного ящика».
  3. Числа переводятся с помощью математических методов соответственно в двоичную систему счисления (первое число), восьмеричную (второе), и шестнадцатеричную (третье).
  4. Обучающиеся выполняют второй этап шифрования. Двоичные, восьмеричные и шестнадцатеричные числа с помощью дополнительных ресурсов преобразовываются в QR коды.
  5. Полученными изображениями группы обмениваются для выполнения операций дешифрования.
  6. Процесс дешифрования производится в два этапа: а) с помощью дополнительных ресурсов – в двоичную систему счисления, восьмеричную и шестнадцатеричную; б) с помощью математических методов – в десятичную.
  7. Подведение итогов игры. Полученные результаты сверяются. В случаях несовпадения выполняется анализ ошибок.

V. Подведение итогов урока.
На уроке мы обобщили пройденный материал и отработали кодирование информации двумя методами. Усвоение  данного материала поможет  обучающимся добиться лучшего понимания, изучая дальнейший курс информатики и ИКТ.
Ответы на вопросы обучающихся.
Выставление оценок.



Автор Моисеев Михаил Петрович
Дата добавления 22.04.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3812
Номер материала 674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓