Главная / Информатика / Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»

Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»

Название документа Митасова.docx

Сопроводительное письмо к материалу файла Митасова.zip

  1. Автор: Митасова Татьяна Сергеевна

  2. Должность: учитель информатики

  3. Квалификационная категория: I

  4. Место работы: ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 440 г. Москвы

  5. E-mail: mitasova.t@ya.ru

Название документа Кодирование информации.docx

hello_html_m55a2fa49.gif
hello_html_6e561fc8.gif
hello_html_6e561fc8.gif
hello_html_m55a2fa49.gif





Кодирование информации

Опорный конспект урока информатики









Урок разработан учителем информатики

ГОУ СОШ «Школа здоровья » № 440

Митасовой Т.С.



















Урок «Кодирование информации» проводился в рамках изучения в пятом классе темы «Человек и информация».

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

  • Образовательная

    • Показать учащимся многообразие кодов

    • Отметить роль кодирования

    • Сформировать систему знаний по теме и основные понятия «код», «кодирование» , «декодирование»

    • Выработать умение пользоваться таблицей

    • Показать работу с таблицей в текстовом редакторе

  • Развивающая

    • Развивать внимание, наблюдательность, воображение,

    • Вырабатывать умение логически мыслить, сравнивать, соотносить.

  • Воспитательная

    • Воспитывать умение работать в коллективе



I этап. Организационный момент.

Приветствие, учащиеся занимают рабочие места, каждый получает карточку с заданиями для урока.

II этап. Повторение .

Проверка домашнего задания, актуализация знаний по ранее пройденным темам(используется компьютерная презентация). Тема «Информация» – слайд № 2, «Передача информации» - слайд № 3.

III этап. Объяснение нового материала (используется компьютерная презентация).

Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.

Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым, звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку. Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок - начало или конец урока.

Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться, как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда ма пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой. Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.

Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.

Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый - растр.

С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).

Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Код-система знаков для представления информации.

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.

Существуют три основных вида кодирования текста:

  • Графический –с помощью специальных рисунков.

  • Числовой –с помощью чисел

  • Символьный – с помощью символов тогоже алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.

IV этап. Применение изученного.

Учащиеся переходят к работе на компьютере, загружают файл с заданием и выполняют его. Предварительно, можно объяснить ход выполнения задания используя презентацию.

  1. Дана простейшая кодовая таблица

А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Е-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу

13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Впиши полученную фразу:


  1. Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ

ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ РПОАМ


  1. Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7

А чтобы полить огород 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу

Самое колючее животное в лесу 12,13

Разгадай код и прочитай пословицу

1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4

Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку. Для тех кто выполнил компьютерный практикум предлагается задания 18.1-18.3 на стр 22 рабочей тетради.

V этап. Разминка для глаз.

Выполняется с помощью презентации

VI этап. Подведение итогов

Проверка выполнения практического задания проводится с помощью проектора.

Обобщение и актуализация ранее полученной информации.



Должны знать

Основные понятия:

  • Код

  • Кодирование

  • Декодирование

  • Типы кодирования

Должны уметь

  • Кодировать информацию

  • Декодировать информацию

  • Вносить информацию в компьютер

Оценивание учащихся, домашнее задание.

Стр.24 п.1.6, рт стр. 18 №№ 15,16,17.

Использованная литература:

  1. Учебник Информатика, 5, авт. Босова Л.Л.









Название документа Презентация1.pptx

Кодирование информации Презентация выполнена учителем информатики ГОУ СОШ «Шк...
Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная Текстовая Числовая Графическая...
Объект, передающий информацию? Объект, получающий информацию? Что соединяет ...
Кодирование информации Для того, чтобы произошла передача от источника к прие...
Любая информация всегда храниться в виде кодов. Код- система условных знаков ...
Текстовая информация Символы: Система кодирования: Или буквы алфавит А, Б, В...
Числовая информация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I II III IV V VI VII VIII iX X
Звуковая информация Графическая информация
Способ кодирования зависит от цели кодирования: Сокращение записи Переход к б...
Существует три основных способа кодирования текстовой информации Графический ...
Задание 1. Дана простейшая кодовая таблица Расшифруй фразу: 13 28 33 9 20 24 ...
Задание 2 Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и замен...
Задание 3. Продолжи предложения Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7 А чтобы ...
Физкультминутка Ш И Ф Р О В А Л Щ И К Ь ШИФРОВАЛЬЩИК
Ответы на задания Мы изучаем информатику Услышал забыл, увидел запомнил, сдел...
Домашнее задание: Страница 24, п. 1.6, РТ стр. 18 №№ 15, 16, 17 Урок окончен ...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Кодирование информации Презентация выполнена учителем информатики ГОУ СОШ «Школа
Описание слайда:

Кодирование информации Презентация выполнена учителем информатики ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 440 г. Москвы Митасовой Т.С.

№ слайда 2 Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная Текстовая Числовая Графическая Зв
Описание слайда:

Зрительная Слуховая Обонятельная Осязательная Текстовая Числовая Графическая Звуковая Информация Новости, знания, сведения, сообщения Способ восприятия Форма представления

№ слайда 3 Объект, передающий информацию? Объект, получающий информацию? Что соединяет ист
Описание слайда:

Объект, передающий информацию? Объект, получающий информацию? Что соединяет источник и приемник? Источник информации Приемник информации Канал связи Передача информации

№ слайда 4 Кодирование информации Для того, чтобы произошла передача от источника к приемни
Описание слайда:

Кодирование информации Для того, чтобы произошла передача от источника к приемнику, приемник должен не только получить ее, но и расшифровать. Сигнал может быть: световым, звуковым, в виде жеста, условного знака, движения. Но одинаковые сигналы могут носить различную смысловую нагрузку. Например, звонок в дверь, звонок будильника , школьный звонок !!!

№ слайда 5 Любая информация всегда храниться в виде кодов. Код- система условных знаков для
Описание слайда:

Любая информация всегда храниться в виде кодов. Код- система условных знаков для представления информации. Кодирование - перевод информации в форму удобную для передачи и хранения.

№ слайда 6 Текстовая информация Символы: Система кодирования: Или буквы алфавит А, Б, В N,
Описание слайда:

Текстовая информация Символы: Система кодирования: Или буквы алфавит А, Б, В N,R,Q

№ слайда 7 Числовая информация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I II III IV V VI VII VIII iX X
Описание слайда:

Числовая информация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 I II III IV V VI VII VIII iX X

№ слайда 8 Звуковая информация Графическая информация
Описание слайда:

Звуковая информация Графическая информация

№ слайда 9 Способ кодирования зависит от цели кодирования: Сокращение записи Переход к боле
Описание слайда:

Способ кодирования зависит от цели кодирования: Сокращение записи Переход к более удобной форме представления Шифровка (засекречивание информации) Декодирование – обратный процесс преобразования информации (расшифровка)

№ слайда 10 Существует три основных способа кодирования текстовой информации Графический - с
Описание слайда:

Существует три основных способа кодирования текстовой информации Графический - с помощью специальных рисунков или значков Числовой – с помощью чисел Символьный – с помощью знаков того же алфавита, что и исходный текст

№ слайда 11 Задание 1. Дана простейшая кодовая таблица Расшифруй фразу: 13 28 33 9 20 24 1 6
Описание слайда:

Задание 1. Дана простейшая кодовая таблица Расшифруй фразу: 13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34 А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ж-7 З-8 И-9 Й-10 К-11 Л-12 М-13 Н-14 О-15 П-16 Р-17 С-18 Е-19 У-20 Ф-21 Х-22 Ц-23 Ч-24 Ш-25 Щ-26 Ъ-27 Ы-28 Ь-29 Э-30 Ю-31 Я-32 ПРОБЕЛ-33 ТОЧКА-34 ЗАПЯТАЯ-35

№ слайда 12 Задание 2 Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил
Описание слайда:

Задание 2 Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение ФТМЬЩБМ ИБВЬМ ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ ТЕЖМБМ РПОАМ

№ слайда 13 Задание 3. Продолжи предложения Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7 А чтобы пол
Описание слайда:

Задание 3. Продолжи предложения Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7 А чтобы полить огород 10,4,5,1,6 Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу Самое колючее животное в лесу 12,13 Разгадай код и прочитай пословицу 1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,13,12,4

№ слайда 14 Физкультминутка Ш И Ф Р О В А Л Щ И К Ь ШИФРОВАЛЬЩИК
Описание слайда:

Физкультминутка Ш И Ф Р О В А Л Щ И К Ь ШИФРОВАЛЬЩИК

№ слайда 15 Ответы на задания Мы изучаем информатику Услышал забыл, увидел запомнил, сделал
Описание слайда:

Ответы на задания Мы изучаем информатику Услышал забыл, увидел запомнил, сделал понял Копейка рубль бережет

№ слайда 16 Домашнее задание: Страница 24, п. 1.6, РТ стр. 18 №№ 15, 16, 17 Урок окончен Мол
Описание слайда:

Домашнее задание: Страница 24, п. 1.6, РТ стр. 18 №№ 15, 16, 17 Урок окончен Молодцы!

Опорный конспект урока по теме «Кодирование информации»
  • Информатика
Описание:

Тип урока: изучения нового материала
Цели:

  1. Образовательная
  2.  Показать учащимся многообразие кодов
  3. Отметить роль кодирования
  4. Сформировать систему знаний  по теме  и основные понятия «код», «кодирование», «декодирование»
  5. Выработать умение пользоваться  таблицей
  6. Показать работу с таблицей в текстовом редакторе
  7. Развивающая
  • Развивать внимание, наблюдательность, воображение, 
  • Вырабатывать умение логически мыслить, сравнивать, соотносить.
Воспитательная
  • Воспитывать умение работать в коллективе

I этап. Организационный момент.
Приветствие, учащиеся занимают рабочие места, каждый получает карточку с заданиями для урока.
II этап. Повторение .
Проверка домашнего задания, актуализация знаний по ранее пройденным темам(используется компьютерная презентация). Тема «Информация» – слайд № 2, «Передача информации» - слайд № 3.
III этап. Объяснение нового материала (используется компьютерная презентация).
Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.
Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым,  звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку.  Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел,  школьный звонок  - начало или конец урока.
Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться,  как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда ма пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой.  Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.
Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.
Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый  - растр.
С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).
Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.
Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.
Код-система знаков для представления информации.
Декодирование  – процесс обратный кодированию.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.
Существуют три основных вида кодирования текста:

  • Графический –с помощью специальных рисунков.
  • Числовой –с помощью чисел
  • Символьный – с помощью символов тогоже алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.
IV этап. Применение изученного.
Учащиеся переходят к работе на компьютере, загружают файл с заданием и выполняют его. Предварительно, можно объяснить ход выполнения задания используя презентацию.

  • Дана простейшая кодовая таблица

 А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Е-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу
13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34
Впиши полученную фразу:

 

  • Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ
ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ
ТЕЖМБМ РПОАМ


  • Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7
А чтобы полить огород 10,4,5,1,6
Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу
Самое колючее животное в лесу 12,13
Разгадай код и прочитай пословицу
1,2,3,4,5,1,6  7,8,9,10,11  9,4,7,13,12,4


 

Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку. Для тех кто выполнил компьютерный практикум предлагается задания 18.1-18.3 на стр 22 рабочей тетради.
V этап. Разминка для глаз.
Выполняется с помощью презентации
VI этап. Подведение итогов
Проверка выполнения практического задания проводится с помощью проектора.
Обобщение и актуализация ранее полученной информации.

Должны знать
Основные понятия:

  • Код
  • Кодирование
  • Декодирование
  • Типы кодирования

Должны уметь

  • Кодировать информацию
  • Декодировать информацию
  • Вносить информацию в компьютер

Оценивание учащихся, домашнее задание.
Стр.24 п.1.6, рт стр. 18 №№ 15,16,17.
 Использованная литература:

  • Учебник Информатика, 5, авт. Босова Л.Л.




dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку по «Кодирование информации» (16 слайдов)

Слайд 9
mit9.jpg


Слайд 11
mit11.jpg
Автор Митасова Татьяна Сергеевна
Дата добавления 25.06.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3886
Номер материала 673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓