Главная / Информатика / Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс

Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс

Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс

Цель урока:

Познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот.
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
Прививать интерес к предмету;
Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Оборудование. Интерактивная доска, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!
Сегодня мы повторим наши знания и дополним их новыми.  Тема нашего урока  -. Перевод чисел в позиционных системах счисления

  1. Проверка домашнего задания. Повторение пройденной темы.

Работа в группах.
Задание найти свою пару. В одной карточке термины, а в другой их определения.  Нужно правильно найти соответствие между разными карточками.
система счисления
совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел 
непозиционные системы счисления
В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже  величину 10, а в сумме ХХХ это 30.
Позиционные  системы счисления
Количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает справа налево.
Основание
равно количеству используемых цифр в позиционной системе счисления
Алфавит
это множество используемых цифр в данной системе.
Решение кроссворда на доске

кроссворд

 По горизонтали:

    1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.

    2. Единица измерения информации.

    3. Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали:

    1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.

    2. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.



  1. Новая тема

Прежде чем мы начнем урок, послушайте стихотворение
Сколько лет девочке
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног.
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ответить на эти вопросы мы сможем ответить в конце урока.
Как мы знаем, бывают два вида системы счисления позиционные и непозиционные.
Сейчас мы считаем с помощью 10 цифр. Информация в ПК представлена в виде цифровых кодов с помощью двух цифр нуля и единицы, которые легко различает компьютер.
Сегодня мы познакомимся с переводом десятичной системы в двоичную и наоборот.
Система счисления с которой мы привыкли работать это десятичная . она состоит из 10 цифр это – 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
С помощью этих цифр мы составляем любое число.
Смотрите мы считаем от 0 до 9 как только цифра заканчивается, последнее число заменяем на 0, перед ней пишем один и получаем 10. И дальше 11,12,13…….19 заменяем 9 на  0, а к 1 прибавляем 1 и получаем 20.
По аналогии с десятичной системой в двоичной у нас будут только 2 цифры 0 и1, но будьте внимательны, если мы начнем считать в двоичной системе, то мы сделаем следующее. Вот у нас цифры в 10ичной системе. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Таким образом, у нас формируется числа в двоичной системе счисления. Как видите если нам нужно найти например число 139 в двоичной системе, сколько цифр  нам бы понадобилось?  существуют специальные правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Сейчас мы с ними познакомимся. Итак, нам нужно 53(10) перевести в двоичную систему счисления. Для этого мы число 53 делим на 2 до тех пор пока число, т.е. частное  не станет меньше  двух.
Начиная с последнего числа мы выписываем остатки в обратном порядке и получим число 110101(2) =53(10). проверим правильно ли мы сделали перевод и заодно научимся переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Для этого нам нужно с крайней правой цифры пронумеровать их в обратном порядке. Так вот эти цифры показывают степень числа 2, на которую мы будем умножать цифры.
Мы сделали с вами преобразование. Но существует наиболее простой способ перевода чисел с одной системы счисления в другую это калькулятор.
Демонстрация  работы на калькуляторе.

  1. Упражнения для закрепления

    1. Перевести число 45 из десятичной системы счисления в двоичную.
      Перевести число 1101 из двоичной системы счисления в десятичную
      Перевести число 23 из десятичной системы счисления в двоичную.
      Перевести число 1100001 из двоичной системы счисления в десятичную

    2. Нахождение ответа  на задачу

    3. Отгадайте русскую  пословицу.

Здесь зашифрована известная русская поговорка
Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр
в определенной последовательности.

шифровка

    1. Задание «Верно ли высказывание»

    2. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

    3. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.

    4. В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.

    5. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.

    6. Римская система счисления – это позиционная система счисления.

    7.  В двоичной системе счисления: один + один = один ноль.

    8. Переведите число своего дня рождения в двоичную систему счисления.

 

  1.  Рефлексия

Что нового мы узнали.

    1. сегодня я узнал…

    2. было интересно…

    3. было трудно…

    4. я выполнял задания…

    5. теперь я могу…

    6. я научился…

    7. у меня получилось …

 Оценивание.

  1.  Домашнее задание

§4 читать  задание в тетрадях  №3 §4


Использованные источники и литература

  1. учебник 6 кл для 12летней школы

  2. методическое руководство 6 кл для 12летней школы.

  3. А.Н.Стариков «Необыкновенная девочка»


11.03.2011



Перевод чисел в позиционных системах счисления 6 класс
  • Информатика
Описание:



Цель урока:

Познакомить учащихся с правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот.
Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
Прививать интерес к предмету;
Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Оборудование. Интерактивная доска, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

    Здравствуйте ребята!
    Сегодня мы повторим наши знания и дополним их новыми.  Тема нашего урока  -. Перевод чисел в позиционных системах счисления

  2. Проверка домашнего задания. Повторение пройденной темы.

    Работа в группах.
    Задание найти свою пару. В одной карточке термины, а в другой их определения.  Нужно правильно найти соответствие между разными карточками.
    система счисления
    совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел 
    непозиционные системы счисления
    В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже  величину 10, а в сумме ХХХ это 30.
    Позиционные  системы счисления
    Количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает справа налево.
    Основание
    равно количеству используемых цифр в позиционной системе счисления
    Алфавит
    это множество используемых цифр в данной системе.
    Решение кроссворда на доске

    sul1.png

     По горизонтали:

    1. Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.
    2. Единица измерения информации.
    3. Символы, при помощи которых записывается число.

    По вертикали:

    1. Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
    2. Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.


  3. Новая тема

    Прежде чем мы начнем урок, послушайте стихотворение
    Сколько лет девочке
    Ей было 1100 лет.
    Она в 101 класс ходила.
    В портфеле по 100 книг носила.
    Все это правда, а не бред.
    Когда пыля десятком ног.
    Она шагала по дороге,
    За ней всегда бежал щенок
    С одним хвостом, зато стоногий,
    Она ловила каждый звук
    Своими десятью ушами,
    И 10 загорелых рук
    Портфель и поводок держали.
    И 10 темно-синих глаз
    Оглядывали мир привычно.
    Но станет все совсем обычным,
    Когда поймете наш рассказ.

    Ответить на эти вопросы мы сможем ответить в конце урока.
    Как мы знаем, бывают два вида системы счисления позиционные и непозиционные.
    Сейчас мы считаем с помощью 10 цифр. Информация в ПК представлена в виде цифровых кодов с помощью двух цифр нуля и единицы, которые легко различает компьютер.
    Сегодня мы познакомимся с переводом десятичной системы в двоичную и наоборот.
    Система счисления с которой мы привыкли работать это десятичная . она состоит из 10 цифр это – 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
    С помощью этих цифр мы составляем любое число.
    Смотрите мы считаем от 0 до 9 как только цифра заканчивается, последнее число заменяем на 0, перед ней пишем один и получаем 10. И дальше 11,12,13…….19 заменяем 9 на  0, а к 1 прибавляем 1 и получаем 20.
    По аналогии с десятичной системой в двоичной у нас будут только 2 цифры 0 и1, но будьте внимательны, если мы начнем считать в двоичной системе, то мы сделаем следующее. Вот у нас цифры в 10ичной системе. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
    Таким образом, у нас формируется числа в двоичной системе счисления. Как видите если нам нужно найти например число 139 в двоичной системе, сколько цифр  нам бы понадобилось?  существуют специальные правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Сейчас мы с ними познакомимся. Итак, нам нужно 53(10) перевести в двоичную систему счисления. Для этого мы число 53 делим на 2 до тех пор пока число, т.е. частное  не станет меньше  двух.
    Начиная с последнего числа мы выписываем остатки в обратном порядке и получим число 110101(2) =53(10). проверим правильно ли мы сделали перевод и заодно научимся переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Для этого нам нужно с крайней правой цифры пронумеровать их в обратном порядке. Так вот эти цифры показывают степень числа 2, на которую мы будем умножать цифры.
    Мы сделали с вами преобразование. Но существует наиболее простой способ перевода чисел с одной системы счисления в другую это калькулятор.
    Демонстрация  работы на калькуляторе.

  4. Упражнения для закрепления
    • Перевести число 45 из десятичной системы счисления в двоичную.
      Перевести число 1101 из двоичной системы счисления в десятичную
      Перевести число 23 из десятичной системы счисления в двоичную.
      Перевести число 1100001 из двоичной системы счисления в десятичную
    • Нахождение ответа  на задачу
    • Отгадайте русскую  пословицу.

    Здесь зашифрована известная русская поговорка
    Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр
    в определенной последовательности.

    sul2.png
    • Задание «Верно ли высказывание»
    • Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
    • Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
    • В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
    • Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
    • Римская система счисления – это позиционная система счисления.
    •  В двоичной системе счисления: один + один = один ноль.
    • Переведите число своего дня рождения в двоичную систему счисления.

     

  5.  Рефлексия

    Что нового мы узнали.

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. теперь я могу…
    6. я научился…
    7. у меня получилось …

     Оценивание.

  6.  Домашнее задание

§4 читать  задание в тетрадях  №3 §4


Использованные источники и литература

  1. учебник 6 кл для 12летней школы
  2. методическое руководство 6 кл для 12летней школы.
  3. А.Н.Стариков «Необыкновенная девочка»

11.03.2011
Автор Султанбекова Анар Мырзатаевна
Дата добавления 11.03.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2505
Номер материала 672
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓