Главная / Информатика / Алгебра логики. Формы мышления 10 класс

Алгебра логики. Формы мышления 10 класс

Название документа Об авторе и материале.doc

Урок изучения нового материала по теме
«Алгебра логики. Формы мышления»

УМК Угринович Н. Д. 10 класс


В архиве: разработка урока,

презентация к уроку,

доклад учащегося о Г. Лейбнице,

презентация к докладу о Лейбнице,

мини-игра «Кто хочет стать отличником по логике» (презентация)



  • ФИО полностью, Ломакин Александр Владимирович

  • должность, учитель физики, математики и информатики

  • квалификационная категория, первая

  • место работы, МОУ «Ладомировская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

  • Республика/край, город/поселение Белгородская область, Ровеньский район, село Ладомировка, ул Центральная, 5

  • контактный для пользователей e-mail, ladlav@yandex.ru

  • адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть) школьный сайт http://www.ladomirovka.narod.ru, сайт учителя http://www.ladlav.narod.ru

  • тема урока, Формы мышления. Алгебра логики.

  • предмет, информатика и ИКТ

  • класс/группа, 10

  • использованные источники и литература 1) Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
    2) Голованов Я. Этюды об ученых. Изд. 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с.: ил
    .

  • ключевые слова или опорные понятия через запятую, алгебра логики, логика, логические операции, высказывания, формы мышления


Название документа Презентация к уроку.ppt

Тема урока: «Алгебра логики» Цели урока: изучить предмет алгебры логики, осно...
Найдите ответы на вопросы: Что изучает логика? Кто является основателем логик...
Алгебра логики Раздел логики, система алгебраических методов решения логическ...
Основоположники алгебры логики Готфрид Лейбниц Джордж Буль
Джордж Буль (1815 - 1864) Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное поло...
Значение алгебры логики Теория автоматики Лингвистика Вычислительная математика
Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказ...
Работа с учебником: 1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1 2 группа – с...
Высказывания Простые Сложные (атомарные) (молекулярные) «Процессор – устройст...
Высказывания Истинные Ложные А=1 В=0 А=«Оперативная память хранится в микросх...
Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполн...
Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполн...
Задание-пароль Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа воз...
Запишите высказывания на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый»...
Определите истинность (ложность) высказываний: А =«7*8=48 или Земля - планета...
Домашнее задание: П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы ист...
Синквейн 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - ...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: «Алгебра логики» Цели урока: изучить предмет алгебры логики, основны
Описание слайда:

Тема урока: «Алгебра логики» Цели урока: изучить предмет алгебры логики, основные понятия алгебры логики, базовые логические операции; научиться переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний

№ слайда 2 Найдите ответы на вопросы: Что изучает логика? Кто является основателем логики?
Описание слайда:

Найдите ответы на вопросы: Что изучает логика? Кто является основателем логики? Из каких разделов состоит логика? Работа по учебнику

№ слайда 3 Алгебра логики Раздел логики, система алгебраических методов решения логических
Описание слайда:

Алгебра логики Раздел логики, система алгебраических методов решения логических задач и совокупность таких задач. (Энциклопедический словарь) Раздел логики, изучающий строение сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов. (Учебник информатики)

№ слайда 4 Основоположники алгебры логики Готфрид Лейбниц Джордж Буль
Описание слайда:

Основоположники алгебры логики Готфрид Лейбниц Джордж Буль

№ слайда 5 Джордж Буль (1815 - 1864) Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное положен
Описание слайда:

Джордж Буль (1815 - 1864) Джордж Буль - математик-самоучка. Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков.   Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал. Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями символической логики. В 1854 году появился главный его труд "Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей".   Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключательных схем: ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому, как утверждение может быть истинным, либо ложным. Уже в XX веке, вместе с двоичной системой счисления, созданный Булем математический аппарат лег в основу разработки цифрового электронного компьютера.

№ слайда 6 Значение алгебры логики Теория автоматики Лингвистика Вычислительная математика
Описание слайда:

Значение алгебры логики Теория автоматики Лингвистика Вычислительная математика

№ слайда 7 Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать
Описание слайда:

Предмет алгебры логики -высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и принимают два значения: истина (1), ложь (0)

№ слайда 8 Работа с учебником: 1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1 2 группа – сост
Описание слайда:

Работа с учебником: 1 группа – ответить на вопросы в конце п.3.1 2 группа – составить 5-6 вопросов к п. 3.1 3 группа - составить краткий конспект п. 3.1

№ слайда 9 Высказывания Простые Сложные (атомарные) (молекулярные) «Процессор – устройство,
Описание слайда:

Высказывания Простые Сложные (атомарные) (молекулярные) «Процессор – устройство, обрабатывающее информацию» «Процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоит из АЛУ и УУ»

№ слайда 10 Высказывания Истинные Ложные А=1 В=0 А=«Оперативная память хранится в микросхема
Описание слайда:

Высказывания Истинные Ложные А=1 В=0 А=«Оперативная память хранится в микросхемах» В=«Сканер – устройство для печати»

№ слайда 11 Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполняем
Описание слайда:

Базовые (булевские) логические операции Логическая функция Обозначение Выполняемые действия Таблица истинности Логическое отрицание (инверсия) Логическое умножение (конъюнкция) Логическое сложение (дизъюнкция)

№ слайда 12 Базовые (булевские) логические операции Логическая функция	Обозначение	Выполняем
Описание слайда:

Базовые (булевские) логические операции Логическая функция Обозначение Выполняемые действия Таблица истинности Логическое отрицание (инверсия) ¯, ¬, НЕ, NOT Изменяет значе-ние выражения на противополо-жное А ¬ А 0 1 1 0 Логическое умножение (конъюнкция) ·, ^, И, AND, & Связывает 2 логи-ческих выражения и возвращает истина, если оба выражения истинны, ложь – в остальных случаях А В А ^В 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 Логическое сложение (дизъюнкция) +, V, ИЛИ, OR Связывает 2 логи-ческих выражения и возвращает ложь, если оба выраже-ния ложны, истина – в остальных случаях А В А V В 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 0 0

№ слайда 13 Задание-пароль Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьми
Описание слайда:

Задание-пароль Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль. 1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву) 2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву) 3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву) 4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву) 5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)

№ слайда 14 Запишите высказывания на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый» «И
Описание слайда:

Запишите высказывания на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый» «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить дискетой или диском или флешкой» Эта ночь холодная и незвездная А и В А или В или С А и не В

№ слайда 15 Определите истинность (ложность) высказываний: А =«7*8=48 или Земля - планета» В
Описание слайда:

Определите истинность (ложность) высказываний: А =«7*8=48 или Земля - планета» В =«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим» С=«Данное число четное, или число, большее его на единицу, четное» Д=«Буква а – первая буква в слове аист или в слове сова»

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Домашнее задание: П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинн
Описание слайда:

Домашнее задание: П. 3.1, 3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций.

№ слайда 18 Синквейн 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - 3 г
Описание слайда:

Синквейн 1 строка - 1 существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - 3 глагола 4 строка - словосочетание 5 строка - резюме (краткий вывод)

Название документа Разработка урока.doc

Тема урока: «Алгебра логики. Формы мышления».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению понятий: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение, инверсия, конъюнкция, дизъюнкция; фактов: обозначения и таблиц истинности логических операций, обозначения высказываний;

  • способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;

  • создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умений работать с учебником (выделять главное, структурировать информацию), умений анализировать ответ одноклассника, навыков работы на ПК;

  • способствовать развитию познавательного интереса

  • воспитывать культуру общения, взаимопомощь учащихся

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), компьютерный класс с установленным СБППО (пакет лицензионного ПО);

доклад + презентация о Г. Лейбнице (на учительском компьютере), презентация к уроку, презентация «Кто хочет стать отличником по логике» (на каждом компьютере учащихся)


Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап изучения нового материала.

Сообщение учителем темы и цели урока. (Слайд 1 - Тема урока)

1) Изучение предмета логики и алгебры логики (фронтальная работа с учебником) Слайд 2

- Найдите в учебнике определение логики.

- Кто является создателем логики? (Аристотель)

- Из каких разделов состоит логика? (Алгебра логики, математическая логика, формальная логика)

Мы с вами будем изучать только алгебру логики. Внимание на доску: определение алгебры логики запишите в тетрадь. (Слайд 3)

Основоположниками алгебры логики являются Готфрид Лейбниц и Джордж Буль, поэтому алгебру логики еще называют булевской. (Слайд 4)


Ребята подготовили небольшие сообщения о Лейбнице и Джордже Буле.

(Слайд 5 + презентация и доклад учащегося о Г. Лейбнице)


Алгебра логики имеет большое практическое значение в теории автоматов, лингвистике, вычислительной математике. (Слайд 6)

Предмет алгебры логики - высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Алгебра логики строится по тем же принципам, что и обычная алгебра. (Слайд 7)

Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и принимают два значения: истина (1), ложь (0).


2) Изучение форм мышления.

Как уже мы с вами выяснили, логика изучает формы и способы мышления. Сейчас мы с вами выясним, какие существуют формы мышления.

(Слайд 8) (групповая работа с учебником 10-12 мин)

1 группа: быстро, внимательно прочитать текст учебника на с. 122-124

Ответить на вопросы в конце параграфа.

2 группа: прочитайте текст, составьте 5-6 вопросов к нему

3 группа - составьте краткий конспект параграфа.


Отчет групп по проделанной работе:

3 группа представляет краткий конспект параграфа.

1 группа отвечает по вопросам в конце параграфа.

2 группа: учащиеся задают вопросы, отвечают товарищи


3) Изучение видов высказываний (объяснение учителя)

Высказывания бывают простые (атомарные) и сложные (молекулярные). (Слайд 9)

Например, «процессор – устройство, обрабатывающее информацию» - простое; «процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоящее из АЛУ и УУ» - сложное.

Высказывания в алгебре логики обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д.

Высказывания могут быть истинными и ложными. (Слайд 10) Высказывание истинно, если отражает истинное положение дел. Например, «Принтер – устройство для печати». Истинное высказывание обозначается 1.

Примеры ложных высказываний: «Pentium Ш – сейчас самый мощный процессор». Ложное высказывание обозначается 0.


4) Изучение базовых логических операций.

Сложные высказывания образуются из простых с помощью логических операций: инверсии, конъюнкции, дизъюнкции. (Слайд 11 – 12))

(Фронтальная работа с учебником, заполнение таблицы по группам)

Базовые логические операции (булевские)

Логическая
операция

Определение

Обозначение

Таблица истинности

Инверсия
(логическое отрицание)



¬, ¯, НЕ, NOT


Конъюнкция
(логическое умножение)


·, И, AND, &, ^


Дизъюнкция
(логическое сложение)


+, ИЛИ, OR, V


(учащиеся записывают свои ответы на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)


3. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания материала.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание – пароль. (Слайд 13)

Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль.

1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву)

2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву)

3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву)

4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву)

5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)

Ответы: 1) понятие, 2) ложное, 3) умозаключение, 4) отрицание, 5) атомарное. Пароль – ПЛАТА.

    1. Этап закрепления изученного материала.

А) Устные упражнения: (Слайд 14)

Запишите на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый», «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить диском или флешкой»

Б) Определите истинность (ложность) высказываний: (слайд 15)

«7*8=48 или Земля – планета» (1)

«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим» (0)

В) Самостоятельная работа (Игра «Кто хочет стать отличником по логике?» (Слайд 16 + презентация «Кто хочет стать отличником по логике»


5. Этап информации о домашнем задании (Слайд 17)

П. 3.1-3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций


6. Подведение итогов урока.

Словесная цепочка.


7. Рефлексия в форме синквейн. (Слайд 18)

Составьте пятистишие (синквейн):

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – словосочетание

5 строка – резюме (краткий вывод)

(учащиеся записывают получившиеся пятистишия на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)


Список использованной литературы:

1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.

4


Название документа Стать миллионером по логике.ppt

Игра состоит из 5 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа,...
Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес од...
Сколько предложений являются высказываниями? «Число 6 – четное» «Внимание!» «...
А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати» В = «...
Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной ...
В каком из приведенных ниже высказываний результатом будет ложь (0)? А) 1 ИЛ...
Оценка 5 Выход из игры
… и Вы покидаете игру! Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0
К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи! Правильный ответ: С) ...
Оба высказывания истинны! Оценка 2
Ответ неправильный! Оценка 1 Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые р...
К великому сожалению, вы проиграли. Может, повезет в следующий раз. До встречи.
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Игра состоит из 5 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа, не
Описание слайда:

Игра состоит из 5 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа, необходимо выбрать правильный. Вы готовы?

№ слайда 3 Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес один
Описание слайда:

Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит» А) 1 Б) 2 С) 3 Д) 4

№ слайда 4 Сколько предложений являются высказываниями? «Число 6 – четное» «Внимание!» «Нек
Описание слайда:

Сколько предложений являются высказываниями? «Число 6 – четное» «Внимание!» «Некоторые рыбы – хищники» «Вы любите читать?» А) 1 Б) 2 С) 3 Д) 4

№ слайда 5 А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати» В = «7*7
Описание слайда:

А=«Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати» В = «7*7=47 или 7*8 =56» Какие из этих высказываний истинны? А) А В) В С) А и В Д) А и В ложны

№ слайда 6 Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной сис
Описание слайда:

Запишите высказывание на языке алгебры логики: «Меркурий – планета Солнечной системы и не имеет спутников» А) А В) А и В С) А и ¬В Д) ¬В

№ слайда 7 В каком из приведенных ниже высказываний результатом будет ложь (0)? А) 1 ИЛИ 0
Описание слайда:

В каком из приведенных ниже высказываний результатом будет ложь (0)? А) 1 ИЛИ 0 В) 0 И 1 С) 1 И 1 Д) (1 ИЛИ 0) И 1

№ слайда 8 Оценка 5 Выход из игры
Описание слайда:

Оценка 5 Выход из игры

№ слайда 9 … и Вы покидаете игру! Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0
Описание слайда:

… и Вы покидаете игру! Правильный ответ: В) 0 И 1 = 0

№ слайда 10 К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи! Правильный ответ: С) А и
Описание слайда:

К сожалению, вы проиграли и покидаете игру. До встречи! Правильный ответ: С) А и ¬В

№ слайда 11 Оба высказывания истинны! Оценка 2
Описание слайда:

Оба высказывания истинны! Оценка 2

№ слайда 12 Ответ неправильный! Оценка 1 Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые рыбы
Описание слайда:

Ответ неправильный! Оценка 1 Высказываний 2: «Число 6 – четное», «Некоторые рыбы хищники» Высказывание не может быть в повелительной или вопросительной форме.

№ слайда 13 К великому сожалению, вы проиграли. Может, повезет в следующий раз. До встречи.
Описание слайда:

К великому сожалению, вы проиграли. Может, повезет в следующий раз. До встречи.

Алгебра логики. Формы мышления 10 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению понятий: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение, инверсия, конъюнкция, дизъюнкция; фактов: обозначения и таблиц истинности логических операций, обозначения высказываний;
  • способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;
  • создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умений работать с учебником (выделять главное, структурировать информацию), умений анализировать ответ одноклассника, навыков работы на ПК;
  • способствовать развитию познавательного интереса
  • воспитывать культуру общения, взаимопомощь учащихся

Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор), компьютерный класс с установленным СБППО (пакет лицензионного ПО);
доклад + презентация о Г. Лейбнице (на учительском компьютере), презентация к уроку, презентация «Кто хочет стать отличником по логике» (на каждом компьютере учащихся)

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап изучения нового материала.

Сообщение учителем темы и цели урока. (Слайд 1 - Тема урока)
1) Изучение предмета логики и алгебры логики (фронтальная работа с учебником) Слайд 2
- Найдите в учебнике определение логики.
- Кто является создателем логики? (Аристотель)
- Из каких разделов состоит логика? (Алгебра логики, математическая логика, формальная логика)
Мы с вами будем изучать только алгебру логики. Внимание на доску: определение алгебры логики запишите в тетрадь. (Слайд 3)
Основоположниками алгебры логики являются Готфрид Лейбниц и Джордж Буль, поэтому алгебру логики еще называют булевской. (Слайд 4)

Ребята подготовили небольшие сообщения о Лейбнице и Джордже Буле.
(Слайд 5 + презентация и доклад учащегося о Г. Лейбнице)

Алгебра логики имеет большое практическое значение в теории автоматов, лингвистике, вычислительной математике. (Слайд 6)
Предмет алгебры логики - высказывание, т. е. утверждение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Алгебра логики строится по тем же принципам, что и обычная алгебра. (Слайд 7)
Отличие алгебры логики и алгебры: в формулах алгебры логики переменные являются логическими и  принимают два значения: истина (1), ложь (0).

2) Изучение форм мышления.
Как уже мы с вами выяснили, логика изучает формы и способы мышления. Сейчас мы с вами выясним, какие существуют формы мышления.
(Слайд 8) (групповая работа с учебником 10-12 мин)
1 группа: быстро, внимательно прочитать текст учебника на с. 122-124
Ответить на вопросы в конце параграфа.
2 группа: прочитайте текст, составьте 5-6 вопросов к нему
3 группа - составьте краткий конспект параграфа.

Отчет групп по проделанной работе:
3 группа представляет краткий конспект параграфа.
1 группа отвечает по вопросам в конце параграфа.
2 группа: учащиеся задают вопросы, отвечают товарищи

3) Изучение видов высказываний (объяснение учителя)
Высказывания бывают простые (атомарные) и сложные (молекулярные). (Слайд 9)
Например, «процессор – устройство, обрабатывающее информацию» - простое; «процессор – устройство, обрабатывающее информацию и состоящее из АЛУ и УУ» - сложное.
Высказывания в алгебре логики обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д.
Высказывания могут быть истинными и ложными. (Слайд 10) Высказывание истинно, если отражает истинное положение дел. Например, «Принтер – устройство для печати». Истинное высказывание обозначается 1.
Примеры ложных высказываний: «Pentium Ш – сейчас самый мощный процессор». Ложное высказывание обозначается 0.

4) Изучение базовых логических операций.
Сложные высказывания образуются из простых с помощью логических операций: инверсии, конъюнкции, дизъюнкции. (Слайд 11 – 12))
(Фронтальная работа с учебником, заполнение таблицы по группам)
Базовые логические операции (булевские)

Логическая
операция

Определение

Обозначение

Таблица истинности

Инверсия
(логическое отрицание)

 

¬, ¯, НЕ, NOT

 

Конъюнкция
(логическое умножение)

 

·, И, AND, &, ^

 

Дизъюнкция
(логическое сложение)

 

+, ИЛИ, OR, V

 

(учащиеся записывают свои ответы на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)

3. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания материала.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание – пароль. (Слайд 13)
Ответьте на поставленные вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные мною буквы, из них составьте слово-пароль.
1) … выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. (Из ответа возьмите первую букву)
2) Высказывание, которое не соответствует реальной действительности (Из ответа возьмите первую букву)
3) К какой форме мышления относится предложение: «Если соблюдать ТБ при работе с дисками, то они прослужат более ста лет» (Из ответа возьмите пятую букву)
4) Инверсия – это логическое … (Из ответа возьмите вторую букву)
5) Как еще называется простое высказывание? (Из ответа возьмите пятую букву)
Ответы: 1) понятие, 2) ложное, 3) умозаключение, 4) отрицание, 5) атомарное. Пароль – ПЛАТА.
 

Этап закрепления изученного материала.

А) Устные упражнения:  (Слайд 14)
Запишите на языке алгебры логики: «Этот день солнечный и теплый», «Информацию с одного компьютера на другой можно переносить диском или флешкой»
Б) Определите истинность (ложность) высказываний: (слайд 15)
«7*8=48 или Земля – планета» (1)
«Существительное – часть речи и всегда является подлежащим»  (0)
В) Самостоятельная работа (Игра «Кто хочет стать отличником по логике?»  (Слайд 16 + презентация «Кто хочет стать отличником по логике»

Этап информации о домашнем задании (Слайд 17) П. 3.1-3.2, выучить определения, обозначения и таблицы истинности логических операций Подведение итогов урока. Словесная цепочка.

7. Рефлексия в форме синквейн. (Слайд 18)
Составьте пятистишие (синквейн):
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – словосочетание
5 строка – резюме (краткий вывод)
(учащиеся записывают получившиеся пятистишия на интерактивной доске, при ее отсутствии – на меловой доске)

Список использованной литературы:

1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович . – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.



dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку «Алгебра логики. Формы мышления» (18 слайдов)

Слайд 1
lom1.png


Слайд 6
lom6.png



Демонстрационный материал к мини-игре в рамках урока «Кто хочет стать отличником по логике» (13 слайдов)

Слайд 1
lom01.png


dop.pngДополнительно: Архив ZIP, объемом 2.2 Mб (2-2-10-10.zip)

  1. Конспект урока (.doc)
  2. Презентация к уроку «Алгебра логики. Формы мышления» (.ppt)
  3. Демонстрационный материал к мини-игре в рамках урока «Кто хочет стать отличником по логике» (.ppt)
  4. Доклад «Готфрид Вильгельм Лейбниц»
Автор Ломакин Александр Владимирович
Дата добавления 03.02.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5592
Номер материала 671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓