Главная / Информатика / Конспект урока «В мире кодов» 5 класс

Конспект урока «В мире кодов» 5 класс

Название документа в мире кодов.ppt

В мире кодов Урок информатики в 5 классе Сатиной Светланы Владимировны МОУ «...
Москва, 2006 г.
В мире кодов
Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информ...
12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрам...
КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – фран...
Азбука Брайля
Штрих-коды
Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 396790 – Богучар 628400 – Сургут 356420 -
Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0...
1) Замена буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я ...
Декодирование –процесс обратный кодированию. Восстановление информации по изв...
Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого дан...
Инструктаж по технике безопасности: Не трогайте питающие провода и разъемы со...
 Backspace Delete
Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить тольк...
С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Какие коды вы использу...
Москва, 2006 г.
* Домашнее задание: §1.6 учить Р.т. №14, 15 (стр. 17,18).
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 В мире кодов Урок информатики в 5 классе Сатиной Светланы Владимировны МОУ «СОШ
Описание слайда:

В мире кодов Урок информатики в 5 классе Сатиной Светланы Владимировны МОУ «СОШ №6» Москва, 2006 г.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Москва, 2006 г.
Описание слайда:

Москва, 2006 г.

№ слайда 4 В мире кодов
Описание слайда:

В мире кодов

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информаци
Описание слайда:

Коды и кодирование Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование –это представление информации с помощью некоторого кода.

№ слайда 7 12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами –
Описание слайда:

12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами – число, записанное вавилонской клинописью

№ слайда 8 КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – француз
Описание слайда:

КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык

№ слайда 9 Азбука Брайля
Описание слайда:

Азбука Брайля

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Штрих-коды
Описание слайда:

Штрих-коды

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 396790 – Богучар 628400 – Сургут 356420 -
Описание слайда:

Почтовые индексы 143511 – Волоколамск 396790 – Богучар 628400 – Сургут 356420 -

№ слайда 14 Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100
Описание слайда:

Двоичное кодирование 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1

№ слайда 15 1) Замена буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33
Описание слайда:

1) Замена буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33 ЗАГАДКА Способы кодирования 9 1 4 1 5 12 1 14 16 19 12 3 1 м о с к в а

№ слайда 16 Декодирование –процесс обратный кодированию. Восстановление информации по извест
Описание слайда:

Декодирование –процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду. Москва, 2006 г.

№ слайда 17 Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данног
Описание слайда:

Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова: а) колос, мебель, таракан; б) молоко, нерест, таракан; в) кора, лото, боксер; г) баран, рана, банщик; д) монета; лошадь, корова.

№ слайда 18 Инструктаж по технике безопасности: Не трогайте питающие провода и разъемы соеди
Описание слайда:

Инструктаж по технике безопасности: Не трогайте питающие провода и разъемы соединительных кабелей. Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. Не пытайтесь самостоятельно устранить неисправности аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

№ слайда 19  Backspace Delete
Описание слайда:

Backspace Delete

№ слайда 20 Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только в
Описание слайда:

Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить а) соловей, потолок; б) змея, рама; в) пуговица, молоток, лава; г) укор, бузина, тина; д)поворот, пороша, канава.

№ слайда 21 С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Какие коды вы используете
Описание слайда:

С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Какие коды вы используете на уроке математики, русского языка?

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Москва, 2006 г.
Описание слайда:

Москва, 2006 г.

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 * Домашнее задание: §1.6 учить Р.т. №14, 15 (стр. 17,18).
Описание слайда:

* Домашнее задание: §1.6 учить Р.т. №14, 15 (стр. 17,18).

Название документа карточка.doc

Фамилия Имя______________________










1)ЗАГАДКА







2) 14 16 19 12 3 1


3. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же по­рядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:

12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.




___________________________________________________________________________





Название документа практическое занятие в мире кодов.doc

Зашифрованные слова.


Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.


а) соловей, потолок;

б) змея, рама;

в) пуговица, молоток, лава;

г) укор, бузина, тина;

д) поворот, пороша, канава


Конспект урока «В мире кодов» 5 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

Обучающая:

  • Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
  • Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.

Развивающая:

  • Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»
  • На примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить

Воспитывающая:

  • Воспитывать культуру общения, усидчивость
  • Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации

Средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры. Приложения: MS Word, Презентация, Рабочие листы для учащихся, будильник.

Форма проведения урока:

Структура урока

Основные методы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Проверка теоретических знаний учащихся:
-информация
-виды информации

частично-поисковый, словесный

Фронтальная

Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся

частично-поисковый, словесный

Фронтальная

Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике.

Практический
Наглядный

Индивидуальная

Подведение итогов урока

Словесный

Фронтальная

Ход урока

№ п/п

Вид работы

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

1

Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя.

2

Проверка знаний учащихся

4

Учитель проводит опрос:
Что такое информация?

 

 

 

 

 

Демонстрирует слайд 1
А это изображение является информацией?
А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель включает будильник.
Учитель: как вы думаете, а что хотел нам сказать будильник этим звонком.

Учитель: мы с вами расшифровали слово, по звуку вспомнили, о чем нам может говорить будильник. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?

 

Учащиеся отвечают на вопросы. Информация- это сведение об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую,
графическую и видеоинформацию.

Ученик : графическая информация.
Дети разгадывают ребус.

 

Ученик: Звуковая информация. Перемена, начало урока, утром пробуждение

 

Ученик: Кодировать или шифровать информацию….

3

Постановка учебной задачи

1

Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?

Демонстрируется 2 и 3 слайд.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.

Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.

 

 

Учащиеся проверяют наличие листа

4

Решение учебной задачи

9

Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией
(слайды 5-13)

 

Слушают учителя,
отвечают на вопросы.

 

Код — это система условных знаков для представле­ния информации.
Кодирование — это представление информации с по­мощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код исполь­зуется для оценки знаний в школе (число «5» — код от­личных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удов­летворительных, «2» — плохих).

На экране слайд 8. Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавли­ваются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавле­ны три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки (слайд 9)
А что же мы кодируем с помощью этих знаков?

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конвер­те в специально отведённом для этого месте. По коду мож­но узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской об­ласти начинаются с цифры 1.
А индекс какого населенно пункта приведен последним? (Слайд 12)
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уни­кальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111

5

Закрепление материала

7

Демонстрируется 15 слайд.
Учитель: закодируем слово загадка.
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1

Учащиеся заполняет таблицу в карточке.

 

2-2-1-9.jpg

 

 

 

Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
(Слайд 15)

 

 

Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.

1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же по­рядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)

Устно: (Слайд 16)

4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д)монета; лошадь, корова

Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания в карточке

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

6

Физминутка

1

Учитель: сейчас мы проведем физминутку. Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.

показать движениями:
сердце
птицу
динозавра
лук

мы руками поведем, будто по морю плывем,
раз, два три, четыре, пять и к компьютерам плывем.

Учащиеся движениями «показывают» слова

 

 

 

 

 

 

Идут к компьютерам

7

Инструктаж по технике безопасности

1

Слайд 18.
учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание

Отвечают на вопросы учителя.

8

Практическое занятие

7

Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.
учитель акцентирует внимание учащихся на слайд 18,
Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace)
А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete).
Открыт документ со следующим заданием.
а) соловей, потолок;
б) змея, рама;
в) пуговица, молоток, лава;
г) укор, бузина, тина;
д)поворот, пороша, канава

Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает одноклассникам.
После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы. (Слайд 19)

Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete).
(Backspace)

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическое задание

 

9-10

Подведение итогов. Домашнее задание.

6

учитель задает вопросы учащимся (Слайды 20-23)

 

В первую очередь опрашивает тех учеников, кто весь урок «работал на оценку».

выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. Слайд 24

 

Учащиеся садятся за парты.

 

Отвечают на вопросы учителя

11

Рефлексия

1

Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.

 

Используемые источники:
1. Босова Л. Л. «Информатика-5»,М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
2. Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
3. http://aida.ucoz.ru/load/



dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «В мире кодов»

Слайд 1
y1.jpg




Слайд 11
y11.jpg




Слайд 24
y24.jpg


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 25 слайдов.

Автор Сатина Светлана Владимировна
Дата добавления 11.08.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4757
Номер материала 336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓