Главная / Информатика / Конспект урока «Представление числовой и текстовой информации» 7 класс

Конспект урока «Представление числовой и текстовой информации» 7 класс

Название документа Заявка.doc

ФИО полностью

Пикулева Екатерина Владимировна


Должность


Учитель информатики

Квалификациионная категория


Первая

Место работы (образовательное учреждение)

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион-84»

Республика/край, город/поселение


Самара

Контактный для пользователей e-mail


kapiku@mail.ru

Адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть)


dp84.ru

Тема урока


Представление числовой и текстовой информации

Предмет


Информатика

Класс/группа


7 класс

Использованные источники и литература


  • Учебник Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009

  • Электронный учебник по Информатике и Программированию http://kuzelenkov.narod.ru

  • А.А. Малева, В.В. Малев

Практикум по методике преподавания информатики

  • Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.

hello_html_567414c4.png

Название документа Презентация к уроку.ppt

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в ...
Представление числовой и текстовой информации Актуализация знаний прошлого ур...
образовательная: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодиров...
Представление числовой и текстовой информации Что такое информация? Какие вид...
Представление числовой и текстовой информации Формы представления информации:...
Далее Представление числовой и текстовой информации Алфавит - конечный набор ...
Далее Представление числовой и текстовой информации Код – набор символов для ...
Далее Представление числовой и текстовой информации Самюэль Морзе и кодовая т...
Далее Представление числовой и текстовой информации Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Далее Представление числовой и текстовой информации Джордж Буль Чарльз Сандер...
Представление числовой и текстовой информации Чтобы определить объем информац...
Представление числовой и текстовой информации Перевести число 86 из десятично...
Представление числовой и текстовой информации 1. Укажите правильный порядок в...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в пол
Описание слайда:

Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами. Представление числовой и текстовой информации Гилберт Честертон

№ слайда 2 Представление числовой и текстовой информации Актуализация знаний прошлого урока
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Актуализация знаний прошлого урока Цели урока Изучение нового материала Решение задач Домашнее задание

№ слайда 3 образовательная: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодировани
Описание слайда:

образовательная: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»; воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся; развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации. Представление числовой и текстовой информации

№ слайда 4 Представление числовой и текстовой информации Что такое информация? Какие виды и
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Что такое информация? Какие виды информации вы знаете? Способы получения информации? Свойства информации? Формы представления? Далее

№ слайда 5 Представление числовой и текстовой информации Формы представления информации: зн
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Формы представления информации: знаковая письменная: символьная графическая табличная в виде жестов или сигналов устная словесная

№ слайда 6 Далее Представление числовой и текстовой информации Алфавит - конечный набор зна
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Алфавит - конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение. Мощность алфавита — количество символов алфавита. Языки формальные естественные

№ слайда 7 Далее Представление числовой и текстовой информации Код – набор символов для пре
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Код – набор символов для представления информации. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса: кодирование декодирование

№ слайда 8 Далее Представление числовой и текстовой информации Самюэль Морзе и кодовая табл
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Самюэль Морзе и кодовая таблица его азбуки

№ слайда 9 Далее Представление числовой и текстовой информации Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Готфрид Вильгельм Лейбниц.

№ слайда 10 Далее Представление числовой и текстовой информации Джордж Буль Чарльз Сандерс П
Описание слайда:

Далее Представление числовой и текстовой информации Джордж Буль Чарльз Сандерс Пирс

№ слайда 11 Представление числовой и текстовой информации Чтобы определить объем информации
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи: Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита Определить количество символов в сообщении (m) Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.

№ слайда 12 Представление числовой и текстовой информации Перевести число 86 из десятичной с
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации Перевести число 86 из десятичной системы счисления в двоичную. Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов? Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов? Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?

№ слайда 13 Представление числовой и текстовой информации 1. Укажите правильный порядок возр
Описание слайда:

Представление числовой и текстовой информации 1. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:   А) бит, байт, гигабайт, килобайт; Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт; В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт; Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.   2. На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Определить информационный объем страницы в битах и байтах. Объем информации, содержащейся в одном символе, равен одному байту.

Название документа Урок.doc

План-конспект урока

Тема: «Представление числовой и текстовой информации»


Предмет: информатика, 7 класс

по учебнику Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»;

  2. Воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;

  3. Развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный урок, лекция +решение познавательных задач.


Ход урока:

Слайд 1

hello_html_m28b6b13f.jpg

  1. Орг. момент:


    1. Приветствие.

    2. Проверка присутствующих.

    3. Сообщение темы урока.


Слайд 2

hello_html_m339a4dd2.jpg


  1. Актуализация знаний предыдущего урока:

    1. Что такое информация?

    2. Какие виды информации вы знаете?

    3. Способы получения информации?

    4. Свойства информации?

    5. Формы представления информации?


hello_html_67153248.jpgСлайд 4















Вспомним способы восприятия и формы представления информации.


hello_html_m3ff50134.jpgСлайд 5










  1. Изучение нового материала:

(Курсивом выделена информация, предназначенная для записи в тетрадь)


Независимо от формы представления и способа передачи информация всегда передается с помощью какого-либо языка. Существует язык математики, физики, химии, язык глухонемых, в мире насчитывается около 10 000 разных языков и диалектов.


Основу любого языка составляет алфавит - конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение.


Мощность алфавита — количество символов алфавита.

hello_html_10756116.jpg

Слайд 6













Яhello_html_ma438a11.gifhello_html_m196f45c9.gifзыки

формальные естественные


С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов, кроме того существуют различные формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

hello_html_185baf82.jpg

Слайд 7










Код – набор символов для представления информации.

Кодирование – процесс представления информации в виде кода.


Водитель передает сигнал с помощью гудка, кодом является наличие или отсутствие гудка. Светофор передает сигнал с помощью цвета, код определяю цвета – красный, желтый, зеленый. В основу естественного языка, на котором общаются люди, тоже положен код, только в этом случае он называется алфавитным. При разговоре этот код передается звуками, при письме – буквами.


По мере развития техники появлялись различные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Самюэль Морзе изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Кодом служат три сигнала: длинный (тире), короткий (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.

hello_html_m477386b8.jpg

Слайд 8













Люди всегда искали способы быстрой передачи информации – для этого посылали гонцов, использовали почтовых голубей, у народов существовали разные способы оповещения о надвигающейся опасности: барабанный бой, дым костров, флаги и т.д. Однако использование всего этого требовало предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.

Знаменитый ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц еще в XVII веке предложил уникальную и простую систему представления чисел, с помощью 0 и 1. Он занялся исследованием математических законов применительно к двоичной системе счисления. Лейбницу первому пришла мысль использовать двоичную систему в вычислительном устройстве.


Слайд 9





hello_html_6c38cbd.jpg












В 1816 году английский математик Джордж Буль подхватил идею Лейбница и создал универсальный логический язык, с помощью которого предложил кодировать высказывания, а затем оперировать с ними как с числами.


В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.

hello_html_2f4d59ca.jpg

Слайд 10













Достижения всех ученых и изобретателей, вносивших свой вклад в развитие двоичной логики и информатики на протяжении многих лет, нашли воплощение только в середине XX века, когда была создана первая цифровая вычислительная машина.


В основе современного компьютера лежат законы математики и логики двоичной системы счисления.


С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение: есть сигнал – 1, нет сигнала – 0. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум.

Символы двоичного кода принято называть двоичными цифрами или битами. Бит является минимальной единицей измерения объема информации.


Бит – наименьшая единица измерения объема информации.


Более крупной единицей измерения объема является 1 байт, состоящий из 8 бит. Также принято использовать следующие единицы измерения объема информации:

1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.


Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса:

  • кодирование – преобразование информации в машинную форму, т.е. в двоичный код.

  • декодирование – преобразование двоичного кода в форму, понятную человеку.

Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:

  1. Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита

  2. Определить количество символов в сообщении (m)

  3. Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.

Слайд 11

hello_html_448102be.jpg

Например, если текстовое сообщение, закодированное по двоичной системе, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 100 бит.

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:

Допустим, дано двоичное число 110001. Для перевода в десятичное просто запишите его справа налево как сумму по разрядам следующим образом:

hello_html_47079156.png









hello_html_596ebad0.png


  1. Решение задач, закрепление пройденного материала.

hello_html_e1012df.jpg

Слайд 12














  1. Перевести число 86 из десятичной системы счисления в двоичную.

  2. Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную.

  3. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов?

  4. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов?

  5. Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?


  1. Домашнее задание.


Слайд 13

hello_html_m9f7a6ab.jpg

    1. Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:



А) бит, байт, гигабайт, килобайт;

Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;

В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт;

Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.


    1. На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Информация представлена в двоичном коде. Определить информационный объем страницы в битах и байтах.

Конспект урока «Представление числовой и текстовой информации» 7 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить с понятием мощности алфавита и историей кодирования информации, актуализировать прежние знания по темам «Единицы измерения информации» и «Двоичная система счисления»;
  • Воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
  • Развивающая: развить умение определять и анализировать объем информации.

Программно – дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный урок, лекция +решение познавательных задач.

Ход урока:

Слайд 1

  • Орг. момент:
    • Приветствие.
    •  Проверка присутствующих.
    • Сообщение темы урока.

 

Слайд 2

  • Актуализация знаний предыдущего урока:
    • Что такое информация?
    • Какие виды информации вы знаете?
    • Способы получения информации?
    • Свойства информации?
    • Формы представления информации?

 

Слайд 4

Вспомним способы восприятия и формы представления информации.

Слайд 5

Изучение нового материала:

(Курсивом выделена информация, предназначенная для записи в тетрадь)

Независимо от формы представления и способа передачи информация всегда передается с помощью какого-либо языка. Существует язык математики, физики, химии, язык глухонемых, в мире насчитывается около 10 000 разных языков и диалектов.

Основу любого языка составляет алфавит -  конечный набор знаков любой природы, из которых формируется сообщение.

Мощность алфавита — количество символов алфавита.

Слайд 6

С появлением языка, а затем и знаковых систем расширились возможности общения между людьми. Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов, кроме того существуют различные формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

Слайд 7

Код – набор символов для представления информации.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.

Водитель передает сигнал с помощью гудка, кодом является наличие или отсутствие гудка. Светофор передает сигнал с помощью цвета, код определяю цвета – красный, желтый, зеленый. В основу естественного языка, на котором общаются люди,  тоже положен код, только в этом случае он называется алфавитным. При разговоре этот код передается звуками, при письме – буквами.

По мере развития техники появлялись различные способы кодирования информации. Во второй половине XIX века американский изобретатель Самюэль Морзе изобрел удивительный код, который служит человечеству до сих пор. Кодом служат три сигнала: длинный (тире), короткий (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.

Слайд 8

Люди всегда искали способы быстрой передачи информации – для этого посылали гонцов, использовали почтовых голубей, у народов существовали разные способы оповещения о надвигающейся опасности: барабанный бой, дым костров, флаги и т.д. Однако использование всего этого требовало предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.
Знаменитый ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц еще в XVII веке предложил уникальную и простую систему представления чисел, с помощью 0 и 1. Он занялся исследованием математических законов применительно к двоичной системе счисления. Лейбницу первому пришла мысль использовать двоичную систему в вычислительном устройстве.

Слайд 9

В 1816 году английский математик Джордж Буль подхватил идею Лейбница и создал универсальный логический язык, с помощью которого предложил кодировать высказывания, а затем оперировать с ними как с числами.

В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.

Слайд 10

Достижения всех ученых и изобретателей, вносивших свой вклад в развитие двоичной логики и информатики  на протяжении многих лет, нашли воплощение только в середине XX века, когда была создана первая цифровая вычислительная машина.

В основе современного компьютера лежат законы математики и логики двоичной системы счисления.

С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение: есть сигнал – 1, нет сигнала – 0. Двоичный алфавит содержит 2 символа, его мощность равна двум.

Символы двоичного кода принято называть двоичными цифрами или битами. Бит является минимальной единицей измерения объема информации.

Бит – наименьшая единица измерения объема информации.

Более крупной единицей измерения объема является 1 байт, состоящий из 8 бит. Также принято использовать следующие единицы измерения объема информации:
1 Кбайт (один килобайт) = 210 байт = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта.
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта = 240 байта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта = 250 байта.

Для преобразования информации в двоичные коды и обратно в компьютере должно быть организовано 2 процесса:

  • кодирование – преобразование информации в машинную форму, т.е. в двоичный код.
  • декодирование – преобразование двоичного кода в форму, понятную человеку.

Чтобы определить объем информации в сообщении при алфавитном подходе, нужно последовательно решить задачи:

  • Определить количество информации (i) в одном символе по формуле 2i = N, где N — мощность алфавита
  • Определить количество символов в сообщении (m)
  • Вычислить объем информации по формуле: V = i * m.

Слайд 11

Например, если текстовое сообщение, закодированное по двоичной системе, содержит 100 символов, то его информационный объем составляет 100 бит.

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:
Допустим, дано двоичное число 110001. Для перевода в десятичное просто запишите его справа налево как сумму по разрядам следующим образом:

  • Решение задач, закрепление пройденного материала.

Слайд 12

  • Перевести  число 86 из десятичной системы счисления в двоичную.
  • Перевести число 01001110 из двоичной системы счисления в десятичную.
  • Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по двоичной системе и содержащего 376 символов?
  • Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по десятичной системе и содержащего 100 символов?
  • Каков информационный объем текстового сообщения, закодированного по восьмеричной системе и содержащего 25 символов?
  • Домашнее задание.

Слайд 13

    • Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации:

А) бит, байт, гигабайт, килобайт;
Б) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;
В) бит, терабайт, петабайт, мегабайт;
Г) байт, мегабайт, бит, терабайт.

    • На странице содержится 30 строк по 60 символов в каждой. Информация представлена в двоичном коде. Определить информационный объем страницы в битах и байтах.

Использованная литература

  • Учебник Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ, Питер, 2009
  • Электронный учебник по Информатике и Программированию http://kuzelenkov.narod.ru
  • А.А. Малева, В.В. Малев Практикум по методике преподавания информатики
  • Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.


dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку «Представление числовой и текстовой информации» (7 класс) (13 слайдов)

Слайд 1
pik1.jpg


Слайд 2
pik2.jpg
Автор Пикулева Екатерина Владимировна
Дата добавления 02.12.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4798
Номер материала 335
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓