Главная / Информатика / Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс

Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс

Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:
образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;
развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Средства обучения:
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
программные средства: презентация,  подготовленная  в PowerPoint (Приложение 1), интерактивный учебник;
раздаточный материал: опорный конспект урока,  карточки с домашним заданием.

Ход урока

1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие действия с информацией вы знаете, а также  изучим,  как кодируется информация.

2. Актуализация знаний
1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)
2. Перечислите виды информации.

  • По форме представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео)
  • По способу восприятия (зрительная, звуковая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос, язык, руки? (Ухо – звуковую,  глаз – зрительную, нос – обонятельную, язык – вкусовую, руки - осязательную);
4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.
6. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек совершает с информацией (хранение, передача, обработка).
7. Как называют объект, который передает  информацию? (Источник)
8. Как называют объект, который принимает информацию?  (Приемник)
Видеофрагмент – Передача информации.
Включается музыка.
Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
То  есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.
Запишем в тетрадь тему урока  – «Кодирование информации».
Информация  может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы.
Видеофрагмент – Информация и ее носитель.
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать  его.
Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
 Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.
Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.  (Видеофрагмент)
Видеофрагмент – Кодирование процесс.
Видеофрагмент – Кодирование информации (звука).
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

  • Числовой способ – с помощью чисел.
  • Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
  • Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

  • Кодирование музыки  (нотная грамотность)
  • На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
  • Код используется для оценки знаний в школе (Число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3» – удовлетворительных, «2» – плохих).
  • Штрих-код в   магазине на этикетках товаров.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «А» имеет двоичный код 11000000, а цифра «254» – 11111110.
  • Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной  и флажковой азбуки (сообщения)
  • Азбука Брайля, ее использовали слепые люди (сообщения).

4. Закрепление материала
Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.
 Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.
Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)

  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – «мечта»;
  • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – «камбуз» (судовая кухня);
  • С помощью азбуки Морзе – «дискета»;
  • Если все буквы  в алфавите  пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите (Например, А – 1, Б – 2  и т.д.)

Расшифруйте слово  9  1  4  1  5  12  1 (Загадка)

  • Расшифруйте ребус (передача)

Динамическая пауза
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Наклоняемся вперёд.
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт.
Так качаемся мы в лад-
(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покрутим-
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны.)
Встанем, дети, на носочки -
(Потягивания — руки вверх.)
На зарядке ставим точку.

Задания на компьютере:

  • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – «кубрик (общая жилая каюта), склянки (полчаса), швартовы (тросы, которыми корабль привязывают к берегу), якорь; только смелым покоряются моря»;
  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – «надвигается шторм»;
  • С помощью азбуки Морзе – «мышь, принтер, монитор, клавиатура, дисковод»
  • Если все буквы  в алфавите  пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите «кукушка кукушонку сшила капюшон; ткёт ткач ткани на платки Тане».

Дополнительное задание:  раскодировать ребус (Расшифровка ребуса:  информация, столица, восемь).

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.
1) Что вы понимаете под кодированием информации?
2) С какой целью люди кодируют информацию?
3) Что можно назвать кодом?
4) Какие знаки используются для представления информации при:
а) записи мелодий;
б) записи арифметических выражений;
в) оформлении календаря погоды;
г) управлении движением транспорта?

6. Домашнее задание. 
§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.
Работа по карточке.

Использованые ребусы взяты тут



Фрагмент презентации (60 слайдов)

kod1.jpg


Автор Шегедина Ирина Игоревна
Дата добавления 10.11.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4298
Номер материала 363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓