Главная / Информатика / Конспект урока «Информация. Основные информационные процессы» 8 класс

Конспект урока «Информация. Основные информационные процессы» 8 класс

Название документа Kalsinova_pismo.doc

Автор: Калсынова Дженнет Камалпашаевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: высшая

Образовательное учреждение:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 1467

Республика/край, город/поселение: Россия, Москва, Ново - Переделкино

E-mail: djennet81@mail.ru

Web сайт: http://co1467.mskzapad.ru/

hello_html_6c02cb85.jpg

Название документа Kalsinova_yrok.doc

Автор: Калсынова Дженнет Камалпашаевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Конспект урока: «Информация. Основные информационные процессы».

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 8.

Ключевые слова: информатика, урок по ФГОС, конспект, Н.Д. Угринович, использование ЭОР, ссылки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Литература, эор:

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 8 класс (базовый курс)

  2. http://files.school-collection.edu.ru

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием информация.

  2. Познакомить учащихся с основными информационными процессами: прием-передача, хранение, обработка.

Задачи урока:

Обучающие:

  • составить представление о понятии «информационный процесс»;

  • рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;

  • научится выполнять действия, выполняемые над информацией;

  • вспомнить о видах информации по способу восприятия

Развивающие:

  • воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Воспитательные:

  • развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала);

  • развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин)


1

2

3

4

5

6

1

Организация начала занятия.


Приветствие учащихся, проверка присутствующих учащихся, запись даты. Сообщение темы, постановка целей. Показ презентации по ТБ.

Запись даты, темы в тетрадь. Прослушивают инструктаж.

2 мин

2

Актуализация знаний.


Так как в большинстве случаев эта тема изучается в начальной школе, то начнем с повторения.

Что означает слово «информация»? Где человек встречается с информацией? (приведите примеры).

Повторения и запись в тетрадь определения термина «информация» происходит от латинского «informatio» – разъяснение, осведомление, изложение.

Размышляют и отвечают на поставленные вопросы. Запись определения в тетрадь.

3 мин

3

Усвоение новых знаний.

  1. Анимация «Органы чувств» (ЕК ЦОР) №1.

Переход к восприятию информации. Как человек воспринимает информацию? (органами чувств)

Демонстрация ресурса (1). Способы восприятия информации – процентное соотношение - Восприятие информации человеком (анимация)

Назовите органы чувств: (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус).

Ответы на вопрос. Просмотр демонстрационного материала

7 мин



  1. Анимация «Классификация информации» (ЕК ЦОР) № 2.

Информация может быть представлена в разных видах: текстовая, графическая, числовая, звуковая…

Демонстрация ресурса (2). Виды информации - анимация с вопросом по окончанию просмотра.



4

Первичная проверка понимания.


  1. Интерактивная схема «Определение вида информации по действию». № 3

  2. Анимация «Органы чувств» (ЕК ЦОР). №4

  3. «Кто как видит» (ЕК ЦОР). №5

Проверим понимание видов информации. Выполним задание (ресурс 3). Виды информации - Схема (проверка знаний).

Интересно, что животные воспринимают информацию по-разному. Как вы думаете почему?

Демонстрация ресурса 4, 5. Восприятие информации животными – анимация. Кто как видит (животные, птицы, человек…).

Самостоятельная работа учащихся за компьютерами. Один ученик работает, демонстрируя результат через проектор.

5 мин

5

Физкультминутка.


Демонстрирует презентацию. Организует выполнение упражнений.

Выполняют упражнения.


6

Продолжение усвоения новых знаний.

  1. Презентация «Действия с информацией» (ЕК ЦОР) № 6.

Основные информационные процессы

С какими глаголами используется слово «Информация»? Компьютер – умеет работать с информацией. Это единственная машина, умеющая получать, хранить и обрабатывать информацию. После обработки компьютер выдает человеку информацию.

Можно выделить следующие информационные процессы:

  • хранение информации

  • передача информации

  • обработка информации

Демонстрация ресурса 6. Презентация "Действия с информацией" – презентация.

Просмотр демонстрационного материала. Запись нового материала.


22 мин



  1. Схема передачи информации (ЕК ЦОР). № 7


  1. Интерактивное задание «Выбор источника заданной информации» (ЕК ЦОР). № 8

  2. Интерактивное задание «Выбор приемника заданной информации» (ЕК ЦОР). № 9


Хранение. Дерево хранит информацию о своей жизни. Если спилить дерево, то по кольцам можно определить сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни. Семена хранят информацию о растениях.

Устройства, на которых хранится информация называются информационными носителями.

Передача информации. В передаче участвуют две стороны. Источник – тот, кто передает информацию, приемник – тот, кто ее получает.

Демонстрация ресурса 7. Схема передачи информации – рисунок.

Проверим свои знания. Демонстрация ресурса 8,9 «Источники информации» - Источник – приемник информации (проверка знаний)

Прием-передача: приемник – Источник – приемник информации (проверка знаний)

Очень часто при передаче информации возникают помехи. И тогда информация от источника к приемнику поступает в искаженном виде. Что может происходить с информацией при прохождении канала связи:

    • Передача без искажений

    • Частичная или полная потеря информации

    • Искажение исходной информации


Ученики по очереди проходят тест на интерактивной доске (ресурс 8).

Ресурс 9 ученики выполняют парами за ПК.




  1. Анимация «Искажение информации». № 10

Демонстрация ресурса 10. Прием-передача: канал связи – искажение сигнала – анимация

Обработка информации. Информацию, которую обрабатывают, называют исходной. После обработки получается новая информация.

Компьютер часто называют универсальной машиной по обработке информации. Как вы думаете, почему?



7

Подведение итогов урока.


Спрашивает учеников, что нового они узнали на уроке, чему научились, где это будут применять. Объявляет оценки за урок.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы.

3 мин

8

Домашнее задание.


Заполните таблицу. Примеры источника, приемника информации, каналов связи.

Источник

Канал связи

Приемник








Запись домашнего задания

3 мин


Информация. Информационные процессы

Таблица 2.

Перечень используемых на данном уроке эор

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Способы восприятия информации- процентное соотношение

И-тип.

Мультимедиа

Объект представляет собой анимацию.

hello_html_m5558b3c9.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf

2

Виды информации

И-тип.

Мульти-медиа.

Объект представляет собой анимацию.

hello_html_m160594b5.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf

3

Виды информации

К-тип.

Интерактивное задание.

Объект представляет собой схему с заданием.

hello_html_m538bee57.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf

4

Восприятие информации животными

И-тип.

Мульти-медиа

Объект представляет собой анимацию.

hello_html_m35685954.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca889a6-1fb1-4451-81f1-bbd11a619787/%5BINF_010%5D_%5BAM_03%5D.swf


5

Кто как видит (животные, птицы, человек…)


И-тип.

Мультимедиа

Объект представляет собой презентацию.

hello_html_67903e7b.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/%5BINF_011%5D_%5BIM_01%5D.swf

6

Презентация Действия с информацией

И-тип.

Мульти-медиа.

Объект представляет собой презентацию.

hello_html_m309f63b3.png

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/66ad1826-2ac0-4348-b9dc-b23d4dda64e7/view/

7

Схема передачи информации

И-тип.

Мульти-медиа.

Объект представляет собой рисунок.

hello_html_461e119c.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/156ccd3b-d854-414c-884d-026c976a6fdb/2_47.jpg

8

«Выбор источника заданной информации»

К-тип.

Тест.

Объект представляет собой тест с выбором ответа. hello_html_m58179363.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf

9

«Выбор приемника информации»

К-тип.

Тест.

Объект представляет собой тест с выбором ответа.

hello_html_m3e3977b0.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec17d4c-ae8e-4744-ad5d-7644bbe9553a/2_34.swf

10

Прием-передача: канал связи – искажение сигнала

И-тип.

Мульти-медиа.

Объект представляет собой анимацию.

hello_html_41ccb878.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/%5BINF_023%5D_%5BAM_01%5D.swf


Конспект урока «Информация. Основные информационные процессы» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием информация.
  2. Познакомить учащихся с основными информационными процессами: прием-передача, хранение, обработка.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  2. составить представление о понятии «информационный процесс»;
  3. рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;
  4. научится выполнять действия, выполняемые над информацией;
  5. вспомнить о видах информации по способу восприятия.
  1. Развивающие:
  2. воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
  1. Воспитательные:
  2. развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала);
  3. развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

Структура и ход урока:

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (мин)
1 2 3 4 5 6
1 Организация начала занятия   Приветствие учащихся, проверка присутствующих учащихся, запись даты. Сообщение темы, постановка целей. Показ презентации по ТБ. Запись даты, темы в тетрадь. Прослушивают инструктаж. 2 мин
2 Актуализация знаний.   Так как в большинстве случаев эта тема изучается в начальной школе, то начнем с повторения.Что означает слово «информация»? Где человек встречается с информацией? (приведите примеры). Повторения и запись в тетрадь определения термина «информация» происходит от латинского «informatio» – разъяснение, осведомление, изложение. Размышляют и отвечают на поставленные вопросы. Запись определения в тетрадь. 3 мин
3 Усвоение новых знаний 1. Анимация «Органы чувств»
(ЕК ЦОР) №1.
Переход к восприятию информации. Как человек воспринимает информацию? (органами чувств) Демонстрация ресурса (1). Способы восприятия информации – процентное соотношение - Восприятие информации человеком (анимация) Назовите органы чувств: (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус). Ответы на вопрос. Просмотр демонстрационного материала 7 мин
2. Анимация «Классификация информации» (ЕК ЦОР) № 2. Информация может быть представлена в разных видах: текстовая, графическая, числовая, звуковая… Демонстрация ресурса (2). Виды информации - анимация с вопросом по окончанию просмотра.
4 Первичная проверка понимания. 3. Интерактивная схема «Определение вида информации по действию». № 3
4. Анимация «Органы чувств»
(ЕК ЦОР). №4
5. «Кто как видит» (ЕК ЦОР). №5
Проверим понимание видов информации. Выполним задание (ресурс 3). Виды информации - Схема (проверка знаний). Интересно, что животные воспринимают информацию по-разному. Как вы думаете почему? Демонстрация ресурса 4, 5. Восприятие информации животными – анимация. Кто как видит (животные, птицы, человек…). Самостоятельная работа учащихся за компьютерами. Один ученик работает, демонстрируя результат через проектор. 5 мин
5 Физкультминутка.   Демонстрирует презентацию. Организует выполнение упражнений. Выполняют упражнения.
6 Продолжение усвоения новых знаний. 6. Презентация «Действия с информацией»
(ЕК ЦОР) № 6.
Основные информационные процессы. С какими глаголами используется слово «Информация»? Компьютер – умеет работать с информацией. Это единственная машина, умеющая получать, хранить и обрабатывать информацию. После обработки компьютер выдает человеку информацию. Можно выделить следующие информационные процессы:
• хранение информации
• передача информации
• обработка информации
Демонстрация ресурса 6. Презентация "Действия с информацией" – презентация.
Просмотр демонстрационного материала. Запись нового материала. 22 мин
Хранение. Дерево хранит информацию о своей жизни. Если спилить дерево, то по кольцам можно определить сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни. Семена хранят информацию о растениях. Устройства, на которых хранится информация называются информационными носителями. Ученики по очереди проходят тест на интерактивной доске (ресурс 8). 8. Интерактивное задание «Выбор источника заданной информации»
(ЕК ЦОР). № 8 Передача информации. В передаче участвуют две стороны. Источник – тот, кто передает информацию, приемник – тот, кто ее получает. 9. Интерактивное задание «Выбор приемника заданной информации»
(ЕК ЦОР). № 9 Демонстрация ресурса 7. Схема передачи информации – рисунок. Проверим свои знания. Демонстрация ресурса 8, 9 «Источники информации» - Источник – приемник информации (проверка знаний) Прием-передача: приемник – Источник – приемник информации (проверка знаний) Очень часто при передаче информации возникают Ресурс 9, ученики выполняют парами за ПК. 10. Анимация «Искажение информации».
№ 10 Демонстрация ресурса 10. Прием-передача: канал связи – искажение сигнала – анимация Обработка информации. Информацию, которую обрабатывают, называют исходной. После обработки получается новая информация. Компьютер часто называют универсальной машиной по обработке информации. Как вы думаете, почему?   7 Подведение итогов урока.   Спрашивает учеников, что нового они узнали на уроке, чему научились, где это будут применять. Объявляет оценки за урок. Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы. 3 мин 8 Домашнее задание.   Заполните таблицу. Примеры источника, приемника информации, каналов связи. Запись домашнего задания 3 мин

Информация. Информационные процессы

Перечень используемых на данном уроке эор

Таблица 2

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Способы восприятия информации- процентное соотношение И-тип.
Мультимедиа
Объект представляет собой анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/[INF_010]_[AM_02].swf
2 Виды информации И-тип.
Мульти-медиа.
Объект представляет собой анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/[INF_008]_[AM_02].swf
3 Виды информации К-тип.
Интерактивное задание.
Объект представляет собой схему с заданием. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf
4 Восприятие информации животными И-тип.
Мульти-медиа
Объект представляет собой анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca889a6-1fb1-4451-81f1-bbd11a619787/[INF_010]_[AM_03].swf
5 Кто как видит (животные, птицы, человек…) И-тип.
Мультимедиа
Объект представляет собой презентацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e461113e-8f38-4938-b6b4-0cd89cf4ee9b/[INF_011]_[IM_01].swf
6 Презентация "Действия с информацией" И-тип.
Мульти-медиа
Объект представляет собой презентацию. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/66ad1826-2ac0-4348-b9dc-b23d4dda64e7/view
7 Схема передачи информации И-тип.
Мульти-медиа.
Объект представляет собой рисунок. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/156ccd3b-d854-414c-884d-026c976a6fdb/2_47.jpg
8 «Выбор источника заданной информации» К-тип.
Тест.
Объект представляет собой тест с выбором ответа. http:/files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf Объект представляет собой тест с выбором ответа.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf
9 «Выбор приемника информации» К-тип.
Тест.
Объект представляет собой тест с выбором ответа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec17d4c-ae8e-4744-ad5d-7644bbe9553a/2_34.swf
10 Прием-передача: канал связи – искажение сигнала И-тип.
Мульти-медиа.
Объект представляет собой анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/[INF_023]_[AM_01].swf

Литература, эор:

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 8 класс (базовый курс)
  2. http://files.school-collection.edu.ru
Автор Калсынова Дженнет Камалпашаевна
Дата добавления 03.02.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4156
Номер материала 361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓