Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Информатика / Конспект урока «Немного истории о действиях с информацией» 3 класс

Конспект урока «Немного истории о действиях с информацией» 3 класс

  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  • обобщить сведения об информации и о способах ее представления словами и рисунками;
  • обобщить сведения о способах восприятия информации;
  • обобщить представление о носителях информации;
  • ввести понятие «действие с информацией» на примере получения, передачи и хранения информации;
  • научить определять действия с информацией и называть их;
  • обратить внимание на особенности действий с информацией для человека и компьютера.

Педагогические задачи урока:

  • инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об информации, способах ее представления на носителях информации;
  • совершенствовать аналитические навыки учащихся при действиях с информацией;
  • развивать  информационную  культуру  учащихся при выполнении действий с информацией.

Ключевые понятия: получение информации, передача информации, хранение информации.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:
восприятие информации, способы передачи информации, носители информации, устройства для приема и передачи информации.

Материальное обеспечение урока:

  • учебник (§ 6);
  •  рабочая тетрадь № 1;
  •  презентация к уроку «Немного истории о действиях с информацией»

План урока

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Обобщение с учащимися пройденного материала. (использование презентации 1)  (10 мин).
  3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (использование презентации 2) (10 мин).
  4. Физкультминутка (3 мин).
  5. Выполнение заданий в рабочей тетради (использование призентации3)  (10 мин).
  6. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  7. Комментарии учителя к домашнему заданию (2мин).

Ход  урока

Каждый день мы узнаем что-то новое, получаем информацию. Без информации человек не мог бы жить. Информация – это сведения об окружающем на мире. Она позволяет находить пишу, перемещаться, избегать опасностей от  холода и жары. Знания  которые ты получаешь на уроках, читаешь в книга, приключения, которые ты смотришь по телевизору – все это тоже информация.

А теперь давайте вспомним  какие органы чувств есть у человека для восприятия информации? (1слайд)

Какую информацию получит мальчик возле этой картины? (2-3 слайд)

Какую информацию получит девочка слушая пение птицы? (5-6 слайд)

Какую информацию получит мальчик возле костра? (7-8 слайд)

Какую информацию получит девочка от аромата цветов? (9-10 слайд)

Какую информацию получит мальчик попробовав мед? (11-12 слайд)

Еще  посмотрите на эту таблицу какими органами чувств человек воспринимает информацию.(13 слайд).

Физкультминутка:
Руки подняли и покачали -
Это дерево в лесу
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу
В сторону руки. Плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем –
Руки отводим назад.

Тема сегодняшнего урока «Немного истории о действиях с информацией».

Слово «история» в переводе из греческого языка означает «рассказ о прошедшем». За долгую историю человечество научилось запоминать, хранить и передавать информацию. В древности люди использовали для хранения информации зарубки, наскальные рисунки, глиняных дощечках, предметах быта  в которых они отражали предметы и явления природы. (слайд3)

Историческую информацию можно найти в библиотеке, музее, архиве.

Задание учащимся предлагается выполнить в рабочих тетрадях.

Для закрепление нового материала выполните задание в рабочих тетрадях на стр.22 упражнение 1-4

Упражнения 1 является формирование представления о важности информации и действий с информацией в жизни человека. (слайл1)

Упражнение 2 опирается на материал первой главы и обеспечивает выход на материал данной темы. Учащимся предлагается выбрать продолжение предложений по смыслу, соединяя фразы стрелками попарно. (2- 3 слайд)

В упражнении 3, пользуясь текстом из учебника, учащиеся должны вставить пропущенные слова в предложения. Учитель проводит выполнение этого упражнения в ходе беседы о хранении информации, при этом у учащихся должно сформироваться представление о том, что носитель информации есть материальный предмет. В четвертом предложении детям предлагается назвать источники исторической информации. Учащиеся могут также назвать места, в которых они могут получить историческую информацию. Последнее предложение носит обобщающий характер: учащиеся должны получить представление о том, что информацию человек получает в результате наблюдения..

Правильный ответ:

а) «Древние люди оставили информацию о себе в виде изображений на каменных стенах пещер»;
б) «В далекие времена люди делали записи на глиняных дощечках, стенах зданий, предметах быта»;
в) «На древних монетах сохранилась информация о людях, живших очень давно»;
г) «Историческую информацию можно найти в библиотеке, музее, архиве»;
д) «Люди с древних времен умели наблюдать и сохранять информацию о своих наблюдениях».

В упражнении 4 учащимся предлагается выделить (подчеркнуть) лишнее слово в каждой из групп слов, В первую группу входят названия бумажных источников информации. (Лишнее слово — «компьютер».) Во второй группе перечислены объекты, которые помогают представлять информацию. На этом этапе не следует проводить резкого разделения между понятиями «знак» и «символ», —• достаточно интуитивного понимания. (Правильный ответ: «компьютер», «книга».)
В упражнениях 1-4 учащимся предлагалась текстовая информация для обработки.

В упражнении 5 учащиеся работают уже с числовой информацией. Учитель предлагает рассмотреть образец и определить, какое действие выполнено с информацией. Затем по этому правилу выполняются остальные задания. Учитель может предложить учащимся выполнить часть этого упражнения дома. (Правильный ответ: правило «8 = 4 + 4»; числа, записываемые в квадратах: а) 3, б) 10, в) 6 и 6, г) 22 и 11, д) 44 и 44.)

Обобщение и подведение итогов
При подведении итогов следует обратить внимание на все аспекты, которые были затронуты в течение урока:

  • действия с информацией люди выполняли всегда, а не только после появления  компьютеров;
  • человек  придумал  различные  способы хранения информации: в виде рисунков, текста, файлов;
  • для хранения информации человек использовал в древности и/или использует сейчас различные носители: каменные стены пещер, пергамент, бересту, глиняные таблички, папирус, бумагу, электронные носители;
  • для действий с информацией человек использует различные технические устройства: телеграф, телефон, компьютер.

Необходимо привлекать к этой работе учащихся, спрашивать, все ли им понятно.

Домашнее задание

  • Прочитать текст учебника — § 6 «Немного истории о действиях с информацией».
  • Ответить на вопросы в конце параграфа.
  • В рабочей тетради № 1 стр. 24 упражнение 5
  • Записать в рабочую тетрадь новые слова.

Самоанализ урока

  1. Урок проводился в 3б классе, 17.05.2008  уч. года, учитель Грушко Н.В. по теме «Немного истории и действиях с информацией».
  2. На уроке использовалось оборудования кабинета: персональный компьютер, видеопроектор (презентация), наглядные пособия, раздаточный материал, учебник, тетради с письменными принадлежностями.
  3. Соблюдение правила ТБ и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
  4. Структура урока состоит из следующих этапов:
    • Организационный момент (2 мин).
    • Обобщение с учащимися пройденного материала. (использование презентации 1)  (10 мин).
    • Новый материал по теме в виде эвристической беседы (использование презентации 2) (10 мин).
    • Физкультминутка (3 мин).
    • Выполнение заданий в рабочей тетради (использование призентации3)  (10 мин).
    • Обобщение и подведение итогов (3 мин).
    • Комментарии учителя к домашнему заданию (2мин).
  1. Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования учебного материала. Благодаря этому достигнуты цели урока:
    • обобщить сведения об информации и о способах ее представления словами и рисунками;
    • обобщить сведения о способах восприятия информации;
    • обобщить представление о носителях информации;
    • ввести понятие «действие с информацией» на примере получения, передачи и хранения информации;
    • научить определять действия с информацией и называть их;
    • обратить внимание на особенности действий с информацией для человека и компьютера.
  1. На уроке реализованы принципы научности и новизны изучаемого материала, решались проблемные и творческие задания, что обеспечивает развитее познавательной деятельности учащихся. Все этапы урока были последовательны, теоретический материал был закреплен практически.
  2. Работа учащихся на уроке:
    • степень интереса к изучаемому материалу высокая;
    • проявлялась активность;
    • класс был организован и дисциплинирован;
    • правила ТБ были соблюдены.
  1. Для снятия напряжения и концентрации внимания урок содержит валеологические минутки отдыха.
  2. Заданно посильное домашнее задание.



dop.pngДополнительно:
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Немного истории о действиях с информацией»



Слайд 1
gr1.png


Слайд 7
gr7.png


Слайд 18
gr18.png


Здесь представлены лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 18 слайдов.

Скачать материал
Автор Грушко Наталья Владимировна
Дата добавления 26.03.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6602
Номер материала 351
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы