Главная / Информатика / Конспект урока «Передача информации» 5 класс

Конспект урока «Передача информации» 5 класс

Конспект урока «Передача информации» 5 класс
  • Информатика
Описание:

Цель:

  1. дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации.

Задачи:

  1. сформировать представление об источниках информации и приёмниках, наиболее важных для современного общества;
  2. ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
  3. сформировать представление об источниках информации, наиболее важных для современного общества;
  4. развивать логику и гибкость мышления, познавательный интерес к предметному материалу,  проектный способ деятельности учащихся;
  5. воспитывать всесторонне развитую личность, стремление к достижению поставленной цели.

Оборудование:

  1. Программа презентаций Microsoft PowerPoint.
  2. Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  3. Презентации со слайдами, представляющими новый материал.
  4. Стакан с водой для проведения опыта «Помехи».
  5. Картинки для составления схем передачи информации.

Основные понятия:

  1. источник информации;
  2. информационный канал;
  3. приёмник информации.

Учебно-методический материал:
«Уроки информатики в 5-7 классах» Л. Босова, А. Босова, Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2008;
Поурочные разработки по информатике 5 класс Л. Босова, Москва. ВАКО. 2009;
Информатика учебник для 5 класса Л. Босова, Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2008;
Информатика рабочая тетрадь для 5 класса Л. Босова, . Бином. Лаборатория знаний. 2008;
Ключевые слова или опорные понятия: информатика, открытый урок, передача информации, Босова, конспект.
Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows  
  • Программа  Power Point
  • программа SMART Notebook 10

Ход урока:

На доске написано число, тема урока: «Передача информации».
I. Организация класса:
1) Приветствие;
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть!
* фиксация отсутствующих;
* проверка подготовленности класса к учебному занятию;
* проверка организации подготовленности помещения к занятию;
II. Актуализация мыслительной деятельности:

  1. Каждый день всегда, везде:

На уроке, в окружающей среде,
Через книги, интернет
Новости и знания воспринимаем,
Информацией мы их называем.

  1. Заполнить ромашку «Информация». (слайд 2)
  2. Более подробнее остановимся на действиях с информацией. Определить о каком действии идет речь. Задания на компьютер.
  3. Для чего люди хранят информацию?

- Объясните своими словами, что такое носитель информации.
- Какие носители информации вам известны?
- Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
- Распределит носители информации на современные и древние.

  1. Визуальная проверка домашнего задания в рабочей тетради.

III. Подготовка учащихся к работе по новому материалу
1)Определите тему урока, разгадав ребус:
(слайд 4)
- Запишите тему урока в тетрадь.
2)Указание цели и тему урока на экране с помощью проектирования слайда программы Power Point
«Наши задачи»

Ответить на два вопроса:

  • ЧТО за процесс передачи информации
  • ОТКУДА человек получает информацию
  • ЗАЧЕМ он её получает (с какой целью, что он потом с ней делает и как использует)
  • КТО участвует в процессе передачи информации

IV. Изучение нового материала.
- Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой? Нашей темой.
Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.
- Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, публикуем книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.
- С какой целью люди передают информацию?
- Можно ли было бы прожить без данного действия с информацией?
- Как давно люди передают информацию?
- Заглянем в историю, в древний мир.
- Известно, например, применение на Кавказе костровой связи. Два костровых сигнальщика находились на расстоянии прямой видимости на возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность, сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население.
История средств передачи информации.
-Просмотрите видеофрагмент. Какой процесс с информацией происходит? Кто кому передаёт информацию?
- Что с информацией делает Лунтик? Пчелы?
- Сколько сторон участвует в процессе передачи?
(слайд 18)
Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник(получатель).
Дети рисуют схему в тетрадь.
(слайд 21)
Эксперимент. В кристаллизатор налить чистой воды (соблюдать правила техники безопасности). Заранее приготовить лист бумаги формата А4, на котором написать акварельными красками «Привет!». Вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если лист бумаги поместить в воду? Достоверна ли будет информация, написанная на листе? Что явилось причиной этого недоразумения? (Помехи). Приведите примеры, когда информация становится недостоверной из-за помех? (игра «Поломанный телефон», поломка на телефонной станции, слухи или сплетни).
- Рассмотрим ситуацию:
«Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.
Другой спрашивает:
- Ты что, на рыбалку собрался?
- Да нет, я на рыбалку.
- А я думал, ты на рыбалку…»
Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.
Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником.

  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку.
  2. Школьник учит уроки по учебнику.
  3. Мальчик играет на компьютере.
  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить.
  5. Ты пишешь поздравительную открытку.
  6. Ты пишешь адрес и почтовый индекс на конверте.


- Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону; а в последней - происходит взаимный обмен информацией. (слайд 22)


V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебникам. с. 24 №7.

Ситуация

Источник

Приемник

Характер передачи

1

Школьник читает текст в учебнике

Учебник

Школьник

Односторонний (1)

2

Бабушка читает письмо

Письмо

 Бабушка

 Односторонний (1)

3

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

 Мальчик

 Односторонний (1)

4

Разговаривают две подруги Таня и Лена

Таня и Лена

Таня и Лена

Двусторонний (2)

5

Учитель объясняет новый материал всему классу

Учитель

 Учащиеся

 Односторонний (1)

6

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Пешеходы, водители

Двусторонний (2)

7

Человек читает объявление в газете

Газета

 Человек

 Односторонний (1)

8

Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков

Завуч

Ученики и учителя

 Односторонний (1)

9

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

 Диспетчер

Пассажиры

 Односторонний (1)

10

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

 Знак

Водители

 Односторонний (1)

11

Мальчик получил пригласительный билет на елку

Билет

Мальчик

 Односторонний (1)

Работаем на месте, за партами - готовим выпуск «живой газеты».
Ребятам выдаю листы белой бумаги, набор картинок, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры. Ребята вырезают одну из картинок и дорисовывают вторую, указывают источник, приёмник и вид передачи информации.
Придумайте примеры передачи вашего вида информации, укажите приемник и источник в вашей ситуации, учтите характер канала связи.Затем выходят к доске рассказывают те ситуации, которые они придумали.

VI. Обобщение и систематизация знаний.
- Работа в тетрадях, с.12 №6.

Вспомним, как происходит передача информации в компьютере. Покажите стрелками.
«Самое главное»
Человек постоянно участвует в действиях, связанных с приёмом и передачей информации.
Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой: источник информации - информационный канал - приёмник информации.
Телефон, телеграф, телевидение, Интернет – современные информационные каналы.

VII. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание:
§1.5 (с. 20-22),
тетрадь с. 13 №7
инструктаж по выполнению д/з

VIII. Подведение итогов.

  • Какой информационный процесс рассматривали на уроке?
  • Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? Расскажите о них.
  • Оценивание детей.

IX. Рефлексия.
Передайте нам свое настроение после урока.

Критерии обучения

Учащиеся должны знать:

  • названия трех основных компонентов информационного обмена: источник информации – информационная связь – потребитель информации;
  • правила обращения с книгой как источником информации;
  • правила обращения с информацией.

Учащиеся должны понимать:

  • роль  информационного обмена при взаимодействии человека с окружающей средой;
  • механизм взаимодействия источника информации и её потребителя через информационную связь;
  • информационную связь графических элементов управления компьютером;
  • роль средств информации в развитии общества;
  • роль компьютера и компьютерных сетей в качестве источника информации.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять источники и потребителей информации в конкретных примерах информационного обмена;
  • определять способы управления информационными связями в конкретных примерах информационного обмена;
  • приводить примеры простейших информационных обменов.



dop.pngДополнительно:
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Передача информации»


Слайд 1
zuk1.jpg


Слайд 4
zuk4.jpg


Слайд 18
zuk18.jpg


Здесь представлены лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 26 слайдов.

Автор Жукович Марина Сергеевна
Дата добавления 04.12.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 8268
Номер материала 350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓