Главная / Информатика / Конспект урока «Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ». 4 класс

Конспект урока «Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ». 4 класс

Документы в архиве:

486.5 КБ Конс

Название документа Конс

Конспект урока «Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ».

4 класс




Цели урока:

  • закрепить понятие «высказывание»;

  • развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;

  • развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;

  • установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;

  • развивать информационную культуру;

  • воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;

  • воспитание основ информационной культуры.

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство «Баласс»)

Этапы урока:

  • Организационный момент (2 мин).

  • Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).

  • Самостоятельная работа учащихся (10 мин)

  • Физкультминутка (3 мин).

  • Самостоятельная работа учащихся (10 мин)

  • Рефлексия (4 мин).

  • Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый (эвристический);

  • самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент
Класс разделен на две группы.
Учитель: Что изучали на прошлом уроке?
Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация опорных знаний (множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)
Кто больше?
Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества «Животных», а вторая – «Деревьев», (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).
Правильные числа
Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.
Пример карточек

hello_html_m52f4717e.jpg

 

Учитель: Что необычного заметили?
Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств.
Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?
Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками.
Учитель: Все ли числа нашли свое место?
Ученик: Нет, остались лишние числа.
Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?
Ученик:  Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.
Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5
Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств
Учитель: Что же называется объединением?
Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком

Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.
Ученик: Все сделали.
Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 6 слов, обозначены квадратом.
Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 2слова, обозначены кругом.
Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 3 слова, обозначены трапецией.
Распределение слов в схеме.
Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?
Ученик: Все слова находятся за пределами круга.
Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?
Ученик: Истинные, если в них говорится правда,  и ложные, если в них говорится неправда.

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.
Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране.

Примеры заданий
hello_html_5b797149.jpg

hello_html_78a6e6cb.jpg

Учитель: Молодцы, все справились.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели!
Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.

hello_html_m40bf097b.jpg



Давайте подробно разберем первый пример:

hello_html_m36f13268.jpg

Учитель:  Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.
Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.
Примеры карточек

hello_html_6914ebd5.jpg


Ученик: Мы сделали.
Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.
Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.

6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.



Конспект урока «Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ». 4 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  • закрепить понятие «высказывание»;
  • развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  • развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  • установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
  • развивать информационную культуру;
  • воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
  • воспитание основ информационной культуры.

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство «Баласс»)

Этапы урока:

  • Организационный момент (2 мин).
  • Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
  • Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
  • Физкультминутка (3 мин).
  • Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
  • Рефлексия (4 мин).
  • Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент
Класс разделен на две группы.
Учитель: Что изучали на прошлом уроке?
Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация опорных знаний (множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)
Кто больше?
Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества «Животных», а вторая – «Деревьев», (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).
Правильные числа
Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.
Пример карточек

log1.jpg

Учитель: Что необычного заметили?
Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств.
Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?
Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками.
Учитель: Все ли числа нашли свое место?
Ученик: Нет, остались лишние числа.
Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?
Ученик: Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.
Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5
Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств
Учитель: Что же называется объединением?
Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком

Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.
Ученик: Все сделали.
Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 6 слов, обозначены квадратом.
Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 2слова, обозначены кругом.
Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?
Ученик: 3 слова, обозначены трапецией.
Распределение слов в схеме.
Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?
Ученик: Все слова находятся за пределами круга.
Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?
Ученик: Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда.

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.
Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране.

Примеры заданий
log2.jpg

log3.jpg

Учитель: Молодцы, все справились.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встанем прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих, вздохнули дружно,
Наш урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели,
На меня все посмотрели!
Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.

log4.jpg




Давайте подробно разберем первый пример:

log5.jpg

Учитель: Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.
Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.
Примеры карточек

log6.jpg

Ученик: Мы сделали.
Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.
Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.

6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.



06.12.2009
Автор Харисова Елена Анатольевна
Дата добавления 06.12.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3768
Номер материала 664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓