Главная / Информатика / Конспект урока «Обработка информации» для учащихся 5 класса по учебнику Босовой Л.В.

Конспект урока «Обработка информации» для учащихся 5 класса по учебнику Босовой Л.В.

Документы в архиве:

833.72 КБ obrabotka-5kl.notebook
Конспект урока «Обработка информации» для учащихся 5 класса по учебнику Босовой Л.В.
  • Информатика
Описание:

Место урока: №17 по планированию в методическом пособии «Уроки информатики в 5-7 классах», автор Босова Л.В.

Класс: 5

Программа по информатике и ИКТ, автор Босова Л.В.

Цели урока:

Образовательные:

  • Дать учащимся представление о процессе обработки информации,
  • О двух типах обработки информации;
  • Расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.

Развивающие:

  • развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса;
  • развитие мышления,
  • развитие умения анализировать, делать выводы;
  • развитие внимания и памяти учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного подхода к работе;

План урока:

  • Организационный момент.
  • (1 слайд) Повторение по вопросам. Этот урок первый в 3 четверти, поэтому следует повторить ранее изученный материал.
    • Что такое информация?
    • Какие действия совершает человек с информацией?
    • Какие носители информации вам известны?
    • Какова общая схема передачи информации? (один ученик выходит к доске и рисует схему передачи на интерактивной доске)
    • Какие способы кодирования информации вам
  • (слайд 2) Один ученик выходит к доске и показывает устройства, которые называет класс, также говорит назначение этого устройства. Оценивает правильность ответа тот ученик, который назвал устройство. А потом уже учитель дополняет, исправляет. Просит высказать свое мнение других учеников.
  • (Слайд 3). Задание направлено на закрепление знания назначения устройств. Один ученик приглашается к доске и зачеркивает неверно указанные устройства и называет нужные. Можно организовать работу иначе: ученики читают и устно исправляют ошибки.
  • (Слайд 4). Учитель показывает элементы Рабочего стола, учащиеся называют их.
  • (Слайд 5). Один ученик выходит к доске и соединяет линиями элементы диалогового окна с соответствующими надписями. Учитель повторяет со всем классом элементы окна.
  • (Слайд 6). Для того чтобы подвести учащихся к новой теме, учитель задает вопрос:

- Что общего в примерах: Ученик написал сочинение; Ученый нашел решение сложной задачи; Учитель проверил правильность примера (примеры обработки информации)

  • (Слайд 7). Учитель объявляет тему урока, ставит цель урока.
  • (Слайд 8). –Рассмотрим первый пример: Ученик написал сочинение

- Какая информация была сначала? (тема сочинения)

- Какой стал информация потом? (само сочинение)

Рассмотрим второй пример: Ученый нашел решение сложной задачи

- Какая информация была сначала? (условие задачи)

- Какой стал информация потом? (решение, ответ, закон)

Рассмотрим третий пример: Учитель проверил правильность примера.

- Какая информация была сначала? (пример)

- Какой стала информация после обработки? (пример, исправленный пример)

- Что общего в этих примерах? (есть начальная информация, новая информация)

- Схема обработки выглядит следующим образом: Исходная инф-> Обработка -> Новая информация. Информация всегда обрабатывается по определенному плану, по алгоритму. (Учитель отодвигает прямоугольник, затеняющий схему обработки).

  • (Слайд 9). Учитель предлагает классу разбить примеры обработки ан две группы и обосновать критерий разбиения. Ученик выходит к доске и рукой перемещает предложения в разные стороны. В примерах 1,4 информация только изменяет форму представления, а не содержание, а в примерах 2, 3, 5 появляется новая информация. Когда дети правильно распределяют примеры по группам, учитель удаляет или отодвигает прямоугольники, затеняющие надписи о типах обработки. Предлагает привести свои примеры на разные типы обработки.
  • (Слайд 10). Закрепление изученного по вопросам параграфа 1.12 стр. 47.
  • Домашнее задание §1.12 РТ: 37 стр. 73.
  • Объяснение практической работы №5 стр. 148 учебника.


dop.png Файл презентации для электронной доски «Обработка информации» в формате .notebook в архиве ZIP, объемом 832 Kб (2-2-1-13.zip)



Конспект урока «Обработка информации»


5 класс
по учебнику Босовой Л.В.



Цели урока:

1. Образовательная:

ЗНАТЬ:

  • сформировать представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки информации;
  • сформировать навыки нахождения имеющихся исходных данных и предполагаемого результата решения информационной задачи;
  • расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации;
  • повторить понятие информация, действия с информацией, кодирование информации;
  • повторить и проверить умение учащихся пользоваться компьютерным калькулятором;

УМЕТЬ:

  • уметь различать и приводить примеры различных способов обработки информации;

2. Воспитательная:

  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
  • формировать информационную культуру и потребность приобретения знаний;
  • прививать интерес к предмету.

3. Развивающая:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности;
  • развитие познавательного интереса:
  • связь между предметами (информатика-математика);
  • практическое применение теоретического материала.

Содержание учебного материала:

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационная часть

  • проверка подготовки учащихся к уроку;
  • проверка отсутствующих;
  • объявление темы, целей и хода урока.

2 мин

2

 Основная часть

  • Актуализация и проверка усвоения изученного материала;
  • Объяснение нового материала;
  • Разминка
  • Практическая часть.

8 мин
15 мин
2 мин
15 мин

3

 Заключительная часть

  • подведение итогов;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.

3 мин

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационная часть:

  • проверка подготовки учащихся к уроку;
  • проверка отсутствующих;

объявление темы, целей и хода урока.

Записать тему урока в тетрадь.

2

2.1.

Основная часть:
Актуализация знаний.
Устный опрос:

  1. Что такое информация?
  2. Какие действия человек совершает с информацией?
  3. Как человек получает и передает информацию?
  4. Как человек хранит информацию?
  5. Что такое обработка информации?
  6. Всегда ли вы получали новую информацию?

Делаем вывод:
Обработка информации это решение информационной задачи.
Обработка информации бывает двух типов.

 

Учащиеся отвечают:

Информация – это сведения о окружающем нас мире.

Получение, передача, хранение и обработка информации.

По каналу связи от источника к передатчику.

Человек хранит информацию в памяти или записывает.

Кодирование, решение математической задачи, рассуждения, поиск.

Нет, например: если в задаче требуется расположить числа в порядке убывания или возрастания или при кодировании.

2.2

Объяснение нового материала.

Конспект в тетради.

  • Определение: Обработка информации это решение информационной задачи или процесс перехода от исходных данных к результату.

Решим (устно) задачи.
Задача №1
Какое число надо вставить?


Ответ: 21
4 х 3=12
17 х 3 = 51
7 х 3 = 21

Задача №2 (декодировать информацию)
Неожиданно осветилась стена над камином, и Золушка увидела следующую надпись: ФПТЗСЯЛЫЬЪД СТУДЛЫЙЗ. Помоги ей прочитать сообщение, если известно, что для его составления использовались 33 буквы, а само сообщение было искажено при прохождении через волшебный канал передачи информации одинаковым способом для каждой буквы.
1) МАЛЕНЬКИЙ ВОЛШЕБНИК              3) ПРИГОТОВЬСЯ ЗОЛУШКА
2) ХРУСТАЛЬНАЯ КАРЕТА                    4) ХРУСТАЛЬНЫЕ ТУФЕЛЬКИ
Ответ: 4, способ декодировки – каждая буква исходного текста заменяется на следующую.

Делаем вывод:

Различие между типами обработки информации состоит в том, что в результате обработки информации при 1-ом типе получается новое содержание и новая информация, а при 2-ом – новая форма информации, но сохраняется старое содержание.

 

2.3

Разминка

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

 

2.4

Практическая часть.

  • РТ № 49 (стр49)

 Выполните вычисления и расположите буквы в порядке убывания соответствующих ответов. Вы узнаете, кто из русских поэтов написал о русском языке такие строки:
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.

Ь

963-741=

 

А

55*11=

 

Т

242:22=

 

Н

144:12=

 

Л

789-456=

 

О

369-258=

 

М

11*11=

 

Б

123+987=

 



 

 

 

 

 

 

 

 

  • Практическая работа № 8 (задание 2) стр.158.

Работа за компьютерами.

Ответ:

Ь

963-741=

222

А

55*11=

605

Т

242:22=

11

Н

144:12=

12

Л

789-456=

333

О

369-258=

111

М

11*11=

121

Б

123+987=

1110

 

Б

А

Л

Ь

М

О

Н

Т

3

Заключительная часть:

 

 

Подведение итогов:
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «обработка информации» и двумя видами обработки. Ответьте на следующие вопросы:

  • Что такое обработка информации?  Приведите примеры обработки информации.
  • Какие существуют виды обработки информации? Приведите примеры.
  • К какому типу обработки относятся задачи, которые вы решили самостоятельно?

Рефлексия:

Выберите рожицу, которая соответствует вашему настроению.

 

Домашнее задание:

  • § 1.12

Методическое обеспечение урока
При актуализации знаний – устный опрос пройденного материала;
при объяснении нового материала – лекция, демонстрация презентации, устная работа и  работа в тетради;
при формировании умения и навыков– индивидуальная деятельность учащихся;

Дидактические материалы:
Презентация, рабочая тетрадь, учебник.

Оформление урока –

  • презентация к уроку;
  • рабочая тетрадь;
  • компьютер;
  • проектор.

Использованы методические материалы:

  • Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, -  5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.  Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Автор Лавренченко Елена Владимировна
Дата добавления 15.10.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5935
Номер материала 340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓