Главная / Информатика / Лабораторно-практическая работа «Технология создания и обработки текстовой информации: Использование тезауруса и размещение сносок в тексте» 10 класс

Лабораторно-практическая работа «Технология создания и обработки текстовой информации: Использование тезауруса и размещение сносок в тексте» 10 класс

Название документа Автор.doc

Крячко София Викторовна

Учитель информатики

I категория

МОУ СОШ №14 «Зеленый шум»

Волгоградская область, г. Волжский

e-mail: ksv140671@rambler.ru

Тема урока: Технологии обработки текстовой информации: использование тезауруса и размещение сносок в тексте

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 10 базовый уровень

Литература:

  1. Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ профильный уровень, М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.

  2. Ю Шафрин Информационные технологии, М: Лаборатория знаний, 1999.


Ключевые слова: информатика, текст, сноска, тезаурус, поиск, замена




Название документа Крячко.doc

Практическая работа

Технология создания и обработки текстовой информации: Использование тезауруса и размещение сносок в тексте



Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 10 (базовый уровень)

Аппаратное и программное обеспечение: компьютер с установленной операционной системой Windows XP/Vista, Microsoft Office 2007.

Цель работы: Научиться размещать сноски в документе и пользоваться тезаурусом.


Теза́урус (в переводе с греческого - сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.

Сноска — это комментарий или ссылка на источники цитат либо информации, использованной при написании статьи, проставляемая вручную в тексте и автоматически выводимая в разделе «Примечания» с помощью соответствующих тегов или шаблонов. Сноски иногда применяются для размещения текста, который, будучи вставленным в основной текст, мог бы отвлечь от основного предмета, но имеет ценность в объяснении какой-либо подробности.

Связь между текстом и его сноской показывается цифрой или значком, который автоматически ставится в основном тексте после фрагмента поясняемого текста, а в «Примечаниях» — перед сноской.


Задание:

Внести изменения в текст исходного файла Тезаурус.doc, а именно:

  1. С помощью тезауруса, встроенного в Word, найти синонимы к словам: сообразительность, инструкции, сведения, специалисты, оборудование.

  2. Применяя автоматизированный поиск, найти эти слова в тексте и, используя возможности Word, оформить на них сноски (в тексте слово помечается верхним индексом в виде цифр или других знаков, а на той же странице внизу под чертой выводится его толкование, в нашем случае – синонимы).



Ход работы:

  1. Открыть документ Тезаурус.doc.

  2. Ввести команду [Рецензирование-Тезаурус]. В открывшемся диалоговом окне [Справочные материалы] с правой стороны экрана в текстовое поле [Искать:] ввести слово, ниже, в контекстном меню выбрать [Тезаурус русский] и нажать на кнопку [Начать поиск]. Ниже в окне видим результаты поиска.

  3. Дать команду [Главная - Найти]. В появившемся диалоговом окне ввести слово и нажать на кнопку [Найти в- Основной документ]. Компьютер найдет данное слово в тексте. Если таких слов несколько – все они будут выделены. Выбрать самое первое выделенное слово в тексте. На него будем устанавливать сноску.

  4. Выделить мышью слово. Дать команду [Ссылки – вставить сноску]. Справа от слова появился верхний индекс с цифрой, а курсор перешел вниз страницы под черту. Тут нужно написать значение данного слова (в нашем случае – синонимы). При желании вы можете форматировать сноску как обычный текст.

  5. Повторить действия, начиная со второго пункта, для всех остальных слов.

  6. Сохранить работу в сетевом окружении в папке своего класса под своей фамилией.


Текст Тезаурус.doc

Компьютер – самый необычный инструмент из всех, придуманных человеком. Он используется не в материальной, а в умственной, интеллектуальной деятельности людей разных профессий: экономистов, конструкторов, переводчиков, психологов, физиков, художников… Возможности своего интеллектуального помощника человек постоянно старается расширить. Для этого только совершенствуется оборудование, «железо» компьютера, но и создаются новые компьютерные программные средства. Эти программы составляются программистами – специалистами в области информатики. Зачем нужны компьютерные программы? Компьютер часто называют «умной» машиной, однако он не обладает человеческим разумом. Человек действует, когда захочет этого сам, или по заданию других людей. Компьютер ничего не делает «по собственному хотению». Все действия он выполняет только по заданию человека. Для управления действиями компьютера и предназначены компьютерные программы. Могут ли программисты составить компьютерные программы без участи других специалистов? Создать программу, предназначенную для компьютерной игры, программист может самостоятельно: решить, каким будет сюжет, персонажи, правила игры… А вот если программа предназначена для авиаконструктора или модельера-парикмахера, то программисту потребуется помощь представителей этих профессий. Только специалисты смогут подробно рассказать, с какими предметами, персонажами и явлениями они имеют дело в своей работе, что может происходить со всеми этими объектами, как принимаются решения. На месте такого специалиста может оказаться в будущем любой из вас, какую бы вы профессию не выбрали. Может ли человек, не изучавший информатику, рассказать о своей работе, учебе или любимой игре? Наверное, да. Но одно дело, когда рассказ предназначен для другого человека, и совсем другое, - когда сведения нужны для создания компьютерной программы. Объясняя что-то людям, мы можем вдаваться в какие-то подробности, полагаясь на их опыт, знания, сообразительность. В описаниях, которые составляются при создании компьютерных программ, не должно быть ничего лишнего, но в то же время они не могут полагаться на чей-то опыт или смекалку. И еще: Эти описания нужно представить не в форме устного рассказа или повести, а в виде наглядных и компактных схем, таблиц, списков. Составлению таких «компьютерных» описаний нужно специально учиться – изучать информатику. Полученные знания и умения можно использовать не только при создании компьютерных программ. Они пригодятся всем, кому приходится составлять описания, инструкции, объяснения. А ведь делать это приходится практически каждому человеку – в любом возрасте и в самых различных ситуациях.

Литература:

  1. Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ профильный уровень, М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.

  2. Ю Шафрин Информационные технологии, М: Лаборатория знаний, 1999.

Ключевые слова: информатика, текст, сноска, тезаурус, поиск, замена.

Лабораторно-практическая работа «Технология создания и обработки текстовой информации: Использование тезауруса и размещение сносок в тексте» 10 класс
  • Информатика
Описание:

Аппаратное и программное обеспечение: компьютер с установленной операционной системой Windows XP/Vista,  Microsoft Office 2007.
Цель работы: Научиться размещать сноски в документе и пользоваться тезаурусом.

Тезаурус (в переводе с греческого -  сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.
В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.
Сноска — это комментарий или ссылка на источники цитат либо информации, использованной при написании статьи, проставляемая вручную в тексте и автоматически выводимая в разделе «Примечания» с помощью соответствующих тегов или шаблонов. Сноски иногда применяются для размещения текста, который, будучи вставленным в основной текст, мог бы отвлечь от основного предмета, но имеет ценность в объяснении какой-либо подробности.
Связь между текстом и его сноской показывается цифрой или значком, который автоматически ставится в основном тексте после фрагмента поясняемого текста, а в «Примечаниях» — перед сноской.

Задание:
Внести изменения в текст исходного файла Тезаурус.doc, а именно:

  1. С помощью тезауруса, встроенного в Word, найти синонимы к словам: сообразительность, инструкции, сведения, специалисты, оборудование.
  2. Применяя автоматизированный поиск,  найти эти слова в тексте и, используя возможности Word, оформить на них сноски (в тексте слово помечается верхним индексом в виде цифр или других знаков, а на той же странице внизу под чертой выводится его толкование, в нашем случае – синонимы).

Ход работы:

  1. Открыть документ Тезаурус.doc.
  2. Ввести команду [Рецензирование-Тезаурус]. В открывшемся диалоговом окне [Справочные материалы] с правой стороны экрана в текстовое поле [Искать:] ввести слово,  ниже, в контекстном меню выбрать [Тезаурус русский ]и нажать на кнопку [Начать поиск]. Ниже в окне видим результаты поиска.
  3. Дать команду [Главная - Найти]. В появившемся диалоговом окне ввести слово и нажать на кнопку [Найти в- Основной документ]. Компьютер найдет данное слово в тексте. Если таких слов несколько – все они будут выделены. Выбрать самое первое выделенное слово в тексте. На него будем устанавливать сноску.
  4. Выделить мышью слово. Дать команду [Ссылки – вставить сноску]. Справа от слова появился верхний индекс с цифрой, а курсор перешел вниз страницы под черту. Тут нужно написать значение данного слова (в нашем случае – синонимы). При желании вы можете форматировать сноску как обычный текст.
  5. Повторить действия, начиная со второго пункта,  для всех остальных слов.
  6. Сохранить работу в сетевом окружении в папке своего класса под своей фамилией.

Текст Тезаурус.doc
Компьютер – самый необычный инструмент из всех, придуманных человеком. Он используется не в материальной, а в умственной, интеллектуальной деятельности людей разных профессий: экономистов, конструкторов, переводчиков, психологов, физиков, художников… Возможности своего интеллектуального помощника человек постоянно старается расширить. Для этого только совершенствуется оборудование, «железо» компьютера, но и создаются новые компьютерные программные средства. Эти программы составляются программистами – специалистами в области информатики. Зачем нужны компьютерные программы? Компьютер часто называют «умной» машиной, однако он не обладает человеческим разумом. Человек действует, когда захочет этого сам, или по заданию других людей. Компьютер ничего не делает «по собственному хотению». Все действия он выполняет только по заданию человека. Для управления действиями компьютера и предназначены компьютерные программы. Могут ли программисты составить компьютерные программы без участи других специалистов? Создать программу, предназначенную для компьютерной игры, программист может самостоятельно: решить, каким будет сюжет, персонажи, правила игры… А вот если программа предназначена для авиаконструктора или модельера-парикмахера, то программисту потребуется помощь представителей этих профессий. Только специалисты смогут подробно рассказать, с какими предметами, персонажами и явлениями они имеют дело в своей работе, что может происходить со всеми этими объектами, как принимаются решения. На месте такого специалиста может оказаться в будущем любой из вас, какую бы вы профессию не выбрали. Может ли человек, не изучавший информатику, рассказать о своей работе, учебе или любимой игре?  Наверное, да. Но одно дело, когда рассказ предназначен для другого человека, и совсем другое, - когда сведения нужны для создания компьютерной программы. Объясняя что-то людям, мы можем вдаваться в какие-то подробности, полагаясь на их опыт, знания, сообразительность. В описаниях, которые составляются при создании компьютерных программ, не должно быть ничего лишнего, но в то же время они не могут полагаться на чей-то опыт или смекалку. И еще: Эти описания нужно представить не в форме устного рассказа или повести, а в виде наглядных и компактных схем, таблиц, списков. Составлению таких «компьютерных» описаний  нужно специально учиться – изучать информатику. Полученные знания и умения можно использовать не только при создании компьютерных программ. Они пригодятся всем, кому приходится составлять описания, инструкции, объяснения. А ведь делать это приходится практически каждому человеку – в любом возрасте и в самых различных ситуациях.

Литература:

  1. Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ профильный уровень, М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
  2. Ю Шафрин Информационные технологии, М: Лаборатория знаний, 1999.
Автор Крячко София Викторовна
Дата добавления 05.04.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3318
Номер материала 291
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓