Главная / Информатика / Практическая работа «Работа в среде Lazarus. Разработка проекта «Тест» профильные классы (10 или 11) школ или гимназий

Практическая работа «Работа в среде Lazarus. Разработка проекта «Тест» профильные классы (10 или 11) школ или гимназий

Название документа Автор.doc

Автор: Смоленцева Вера Николаевна

Должность: учитель информатики и ИТ

Квалификационная категория: высшая

Место работы: Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение межшкольный учебный комбинат города Белебея

Расположение: Россия, Республика Башкортостан, Белебеевский район, г. Белебей

Контактные данные: smovera@yandex.ru

Название документа Практическая работа.docx

Тема урока: Работа в среде Lazarus. Разработка проекта «Тест»
Изучение компонентов ввода-вывода: Edit,. Label, Memo, списки, переключатели.

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс (группа): профильные классы (10 или 11) школ или гимназий.

Цель проекта: научить использовать объекты ввода-вывода данных панели Standart. Организовывать диалог с пользователем. Оформлять внешний вид приложения.

Использованная литература: Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. «Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus»; Донецк, 2009


Технические средства: ПК с операционной системой Windows (не ниже Vista) или Linux. Среда программирования Lazarus IDE v1.0.2

Базовые понятия (которыми уже должны владеть учащиеся): основные этапы ООП, объекты, свойства, методы, события; приемы создания проекта, его сохранение, компиляция.

Работа рассчитана на 2 смежных урока.

План урока №1:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Что такое класс в ООП, объект?

  • Пояснить смысл понятий свойство объекта, метод объекта, событие?

  • Назвать основные свойства объектов и классов.

  • Как создается приложение в среде Lazarus?

  • Основные окна среды Lazarus, их назначение.

  • Как правильно сохранять проект?

  • Как откомпилировать и выполнить проект?

  • Какие компоненты панели Standart вы знаете, их назначение.

  1. Объяснение хода работы, демонстрация работы готового проекта.

  2. Вопросы учащихся, пояснения.

  3. Конец урока.



План урока №2:

  1. Орг. момент.

  2. Раздаются инструкции к выполнению работы (ниже)

  3. Выполнение работы

  4. Проверка (тестирование) проектов, оценки.

  5. Подведение итогов, конец урока









Инструкция к выполнению практической работы «Тест»


Вид готовой формы проекта. hello_html_m28554398.png

Ход работы над проектом:

  1. В файловой системе ученик создает папку «Фамилия имя»/ Тест. В данной папке будут сохраняться все файлы проекта.


  1. Запускается среда Lazarus проект – создать проект – тип Приложение

  2. Разработка теста


Шаг 1. Создаем на форме интерфейс указанный на примере (вопросы и ответы к ним можно придумать свои)

Вопросы тестов расположены внутри компонентов Memo (для всех использовано свойство ReadOnly=true); для ответов используются компоненты: RadioGroup, ListBox. ComboBox, Edit, CheckBox, CheckGroup (они здесь перечислены в порядке расположения на форме сверху вниз). Для вывода итогов используется Panel (на ней расположены объекты Memo, Label1) и Label2 – на свободном месте формы. Добавляем 2 кнопки Button1 ( Итоги) и Button2 (Очистить)


Шаг 2. В окне кода в разделе описания глобальных переменных добавляется описание переменной K целого типа.

var

Form1: TForm1;

k: integer;

implementation


Шаг 3. В каждом из объектов, используемых для ответов, происходит событийная обработка переменной K (при подаче правильного ответа её значение увеличивается на 1)

Объект

Событие

Что писать в процедуре

комментарий

RadioGroup1

onClick

if RadioGroup1.ItemIndex=i then inc(k);

i – индекс (номер) правильного ответа в примере

ListBox1

onClick

if ListBox1.ItemIndex=J then inc(k);

J - индекс (номер) правильного ответа в примере

ComboBox1

onMouseUp

if ComboBox1.ItemIndex=X then inc(k);

X – индекс правильного ответа в примере

Edit1

onEditingDone

if Edit1.Text = 'P' then inc(k);

P – правильный ответ в примере

CheckBox1

OnClick

if CheckBox1.Checked then inc(k);

Если флажок установлен, то …

CheckGroup1

onItemClick

if CheckGroup1.Checked[m1] and CheckGroup1.Checked[m2] then inc(k);

Если отмечены флажки с индексами M1 и M2


Шаг 4. Обрабатываем события кнопок

Итог - выводит в свойство Label1.Caption количество правильных ответов; запрашивает через окно ввода (InputBox) имя пользователя; выводит в Label2.Caption оценку за тест. Блокирует (делает недоступными) все объекты для ввода-выбора ответов (использует свойство Enabled);


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var s:string;

begin

Label1.Caption:=inttostr(k);

s:=InputBox('Информация о тестируемом','Введите Ваше ИМЯ','');

case k of

6: Label2.Caption:=s+', Вы ОТЛИЧНО знаете этот материал!';

4..5: Label2.Caption:=s+', Вы ХОРОШО знаете этот материал!';

3: Label2.Caption:=s+', Вы допустили много ошибок. Оценка 3';

else Label2.Caption:=s+', Вы плохо знаете этот материал!';

end;

RadioGroup1.Enabled:=false;

ListBox1.Enabled:=false;

ComboBox1.Enabled:=false;

CheckBox1.Enabled:=false;

CheckGroup1.Enabled:=false;

Edit1.Enabled:=false;

end;

.

Очистить – очищает все объекты (или ставит все параметры по умолчанию). Делает объекты для ввода-выбора ответов доступными (написать процедуру самостоятельно)


Шаг 5. Сохраняем все части проекта в папке. Выполняется компиляция, сборка проекта.

Шаг 6. Запуск (демонстрация работы проекта). При необходимости – доработка.

Практическая работа «Работа в среде Lazarus. Разработка проекта «Тест» профильные классы (10 или 11) школ или гимназий
  • Информатика
Описание:

Изучение компонентов ввода-вывода: Edit, Label, Memo, списки, переключатели.

Цель проекта: научить использовать объекты ввода-вывода данных панели Standart. Организовывать диалог с пользователем. Оформлять внешний вид приложения.

Использованная литература: Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. «Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus»; Донецк, 2009

Технические средства: ПК с операционной системой Windows (не ниже Vista) или Linux. Среда программирования Lazarus IDE v1.0.2
Базовые понятия (которыми уже должны владеть учащиеся): основные этапы ООП, объекты, свойства, методы, события;  приемы создания проекта, его сохранение, компиляция.

Работа рассчитана на 2 смежных урока.

 План урока №1:

  • Орг. момент.
  • Актуализация знаний.
  • Что такое класс в ООП, объект?
  • Пояснить смысл понятий свойство объекта, метод объекта, событие?
  • Назвать основные свойства объектов и классов.
  • Как создается приложение в среде Lazarus?
  • Основные окна среды Lazarus, их назначение.
  • Как правильно сохранять проект?
  • Как откомпилировать и выполнить проект?
  • Какие компоненты панели Standart вы знаете, их назначение.
  • Объяснение хода работы, демонстрация работы готового проекта.
  • Вопросы учащихся, пояснения.
  • Конец урока.

План урока №2:

  • Орг. момент.
  • Раздаются инструкции к выполнению работы (ниже)
  • Выполнение работы
  • Проверка (тестирование) проектов, оценки.
  • Подведение итогов, конец урока

Инструкция к выполнению практической работы «Тест»

Вид готовой формы проекта.

smol0.jpg

Ход работы над проектом:

  • В файловой системе ученик создает папку «Фамилия имя»/ Тест. В данной папке будут сохраняться все файлы проекта.
  • Запускается среда Lazarus à проект – создать проект – тип Приложение
  • Разработка теста

Шаг 1. Создаем на форме интерфейс указанный на примере (вопросы и ответы к ним можно придумать свои)
Вопросы тестов расположены внутри компонентов Memo (для всех использовано свойство ReadOnly= true); для ответов используются компоненты: RadioGroup, ListBox. ComboBox, Edit, CheckBox, CheckGroup (они здесь перечислены в порядке расположения на форме сверху вниз). Для вывода итогов используется Panel (на ней расположены объекты Memo, Label1) и Label2 – на свободном месте формы. Добавляем 2 кнопки Button1 ( Итоги)  и Button2 (Очистить)

Шаг 2. В окне кода в разделе описания глобальных переменных добавляется описание переменной K целого типа.

var
  Form1: TForm1;
  k: integer;
implementation 

Шаг 3. В каждом из объектов, используемых для ответов, происходит событийная обработка переменной K (при подаче правильного ответа её значение увеличивается на 1)

Объект

Событие

Что писать в процедуре

комментарий

RadioGroup1

onClick

if  RadioGroup1.ItemIndex=i  then   inc(k);

i – индекс (номер)  правильного ответа в примере

ListBox1

onClick

if ListBox1.ItemIndex=J then inc(k);

J - индекс (номер)  правильного ответа в примере

ComboBox1

onMouseUp

if ComboBox1.ItemIndex=X then inc(k);

X – индекс правильного ответа в примере

Edit1

onEditingDone

if Edit1.Text = 'P' then inc(k);

P –  правильный ответ в примере

CheckBox1

OnClick

if CheckBox1.Checked then inc(k);

Если флажок установлен, то …

CheckGroup1

onItemClick

if CheckGroup1.Checked[m1] and CheckGroup1.Checked[m2] then inc(k);

Если отмечены флажки с индексами M1 и M2

Шаг 4. Обрабатываем события кнопок
Итог   - выводит в свойство Label1. Caption количество правильных ответов; запрашивает через окно ввода (InputBox) имя пользователя; выводит в  Label2. Caption оценку  за тест. Блокирует (делает недоступными) все объекты для ввода-выбора ответов (использует свойство Enabled);

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var s:string;
begin
  Label1.Caption:=inttostr(k);
   s:=InputBox('Информация о тестируемом','Введите Ваше ИМЯ','');
    case k of
   6: Label2.Caption:=s+', Вы ОТЛИЧНО знаете этот материал!';
   4..5: Label2.Caption:=s+', Вы ХОРОШО знаете этот материал!';
    3: Label2.Caption:=s+', Вы допустили много ошибок. Оценка 3';
    else Label2.Caption:=s+', Вы плохо знаете этот материал!';
end;
  RadioGroup1.Enabled:=false;
  ListBox1.Enabled:=false;
  ComboBox1.Enabled:=false;
  CheckBox1.Enabled:=false;
  CheckGroup1.Enabled:=false;
  Edit1.Enabled:=false;
 end;  
….
Очистить – очищает все объекты (или ставит все параметры по умолчанию). Делает объекты для ввода-выбора ответов доступными (написать процедуру самостоятельно)

Шаг 5. Сохраняем все части проекта в папке. Выполняется компиляция, сборка проекта.
Шаг 6. Запуск (демонстрация работы проекта). При необходимости – доработка.

Автор Смоленцева Вера Николаевна
Дата добавления 18.02.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 7041
Номер материала 325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓