Главная / Информатика / Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования

Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования

Документы в архиве:

242.97 КБ Catalog_vol5.pdf
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования
  • Информатика
Описание:


Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека. С их помощью повышается эффективность работы инженеров и врачей, юристов и военных, экономистов и деятелей культуры. Современные телекоммуникационные технологии и электронные ресурсы не обошли стороной и образование. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников и студентов, при организации внеучебной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности.

Как и в любом другом деле, в освоении компьютерной сети важен первый шаг. Даже если в распоряжении педагога или учащегося оказывается компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, важно, каким образом начнется их путешествие по многочисленным информационным ресурсам, окажутся ли среди таких ресурсов средства, которые помогут учителям и школьникам в их труде, будут ли такие ресурсы интересными и полезными. От этого, очевидно, зависит мотивация к использованию телекоммуникаций.

Редакционная коллегия на протяжении вот уже трех лет ведет работу по знакомству педагогов, учащихся и родителей с основными образовательными ресурсами сети Интернет, которые могли бы оказаться востребованными и значимыми с точки зрения обучения и воспитания. При этом учтен тот факт, что люди, только начинающие пользоваться компьютерной сетью или средствами телекоммуникаций, как правило, не могут делать это сразу достаточно эффективно. Именно потому описания первостепенных ресурсов неоднократно собирались и публиковались в виде «бумажных» версий Каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет». За эти годы было издано четыре выпуска Каталога. Все они были разосланы по школам России. Практически каждый учитель или ученик может получить доступ к Каталогу. Это издание имеется в библиотеках большинства российских школ, электронная версия всех выпусков Каталогов опубликована в сети Интернет по адресу: http:// katalog.iot.ru.

Все издания Каталога были тематическими. Несмотря на то, что их общая содержательная линия всегда оставалась неизменной — знакомство учителей, школьников и родителей с основами работы с электронными ресурсами, каждый каталог имел свой содержательный «акцент». Благодаря этим изданиям появилась возможность знакомства с ресурсами, способствующими повышению эффективности обучения естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, качества организационно-управленческой деятельности. Кроме этого, ресурсы и статьи одного из выпусков Каталога были ориентированы на знакомство с федеральными коллекциями ссылок на образовательные электронные ресурсы. В целом, предыдущие выпуски издания покрывали практически все основные области образовательной деятельности, эффективность которых могла быть повышена за счет использования ресурсов и сервисов сети Интернет.

Очевидно, что чтение бумажной версии Каталога в условиях работы с компьютерной техникой и ресурсами сети Интернет может оправдать себя только на первом этапе, в рамках знакомства с Сетью. Дальнейшее применение таких ресурсов возможно уже без использования бумажных изданий за счет использования имеющихся в сети поисковых систем и порталов. Кроме того, достижению этой же цели служит электронная версия Каталога, которая будет постоянно расширяться. Более того, локальная электронная копия всех выпусков Каталога, снабженная интерактивными гиперссылками, была распространена на специальном компакт-диске, прилагавшемся к четвертому выпуску Каталога.

В то же время редакционная коллегия постоянно получает отклики от педагогов, школьников и родителей о том, что дальнейшее издание бумажных версий перспективно. Преподаватели постоянно совершенствуют свое мастерство и расширяют сферы применения Каталога. Большинство из них уже освоили простейшие навыки работы с телекоммуникационными системами, получили доступ к электронным ресурсам, познакомились с регулярно публикуемыми в Каталогах методическими рекомендациями по обучению с использованием средств информатизации. В настоящее время осуществляется активное применение электронных ресурсов и участникам образовательного процесса необходима соответствующая помощь.

Редакционной коллегии очевидно, что совершенствование каталога и издание его новых версий по принципу простого наращивания объема публикуемых ссылок на ресурсы сети Интернет бесперспективно. В связи с этим настоящий, пятый по счету выпуск Каталога посвящен возможностям самостоятельного поиска образовательных электронных ресурсов в Сети теми педагогами и школьниками, кто уже освоил доступ к ресурсам. Используя материалы данного издания, можно выйти за пределы тех рамок, которые были очерчены публиковавшимися ссылками.

Как и ранее, остаются в силе подходы к отбору ссылок на образовательные ресурсы сети Интернет. Все ресурсы опубликованы в русскоязычном сегменте Сети. Их адреса, вводить которые в компьютер преподавателям и учащимся придется самостоятельно, максимально просты. Для работы с такими ресурсами не требуется особого программного обеспечения, кроме распространенных популярных интернет-обозревателей. Для доступа к любому ресурсу Каталога достаточно в специальной строке обозревателя на компьютере, имеющем доступ к сети Интернет, указать адрес ресурса в том виде, в каком он приводится в тексте издания. При этом эффективность использования ресурсов, ссылки на которые классифицированы в Каталоге, во многом определяется опытом и педагогическим мастерством учителя.

Важно отметить, что практически не существует педагогов, так или иначе не имеющих отношения к творческим разработкам научного или методического характера. Благодаря творчеству педагогов в системе образования появляются достаточно эффективные средства обучения и воспитания: от простого бумажного плаката или наглядного пособия до сложных установок, книг и компьютерных программ. Все чаще разработки учителей связаны с компьютерами, компьютерными сетями и опубликованными в них ресурсами. Авторами многих образовательных электронных ресурсов являются действующие учителя.

Безусловно, разработкой электронных ресурсов должны заниматься профессионалы — специалисты в области создания подобных средств обучения. В то же время ни один такой ресурс не может быть разработан без привлечения педагогов в состав соответствующего авторского коллектива. Кроме того, опыт показывает: несмотря ни на что, педагоги занимаются творчеством, в результате которого создаются достаточно эффективные и востребованные другими педагогами и школьниками электронные ресурсы. Многие такие ресурсы публикуются учителями и школьниками в сети Интернет и становятся общедоступными. Доказательством тому могут служить ссылки на ресурсы, созданные педагогами, приведенные в каждом из предыдущих выпусков Каталога.

Учитывая это, редакционная коллегия приняла решение о включении в содержание настоящего выпуска Каталога материалов и ссылок, которые помогли бы преподавателям создавать эффективные электронные ресурсы, сделать в этом направлении первые шаги. В издании речь пойдет о тех средствах, технологиях и методических разработках, которые могут оказаться полезными для педагога, занимающегося созданием учебных и методических материалов с помощью компьютера и сети Интернет, вне зависимости от того, будут ли публиковаться учительские разработки в Сети или останутся в локальном варианте для применения в рамках только лишь школы или класса.

Все эти причины повлияли на структуру содержания пятого выпуска Каталога. В нем предусмотрены разделы, посвященные технологиям поиска электронных ресурсов в сети Интернет, обзору поисковых систем, коллекциям электронных образовательных ресурсов и поиску средств обучения с их помощью. Отдельный раздел посвящен описанию и перечислению российских образовательных интернет-порталов, поскольку они являются еще и мощным тематическим средством поиска и навигации в системе образовательных электронных ресурсов.

Каталог содержит отдельный раздел, адресованный педагогам, разрабатывающим электронные ресурсы или участвующим в такой разработке. Этот раздел содержит краткое описание инструментальных средств, технических и методических подходов, рекомендуемых для разработки электронных образовательных ресурсов.

Традиционно в Каталоге имеется раздел, содержащий ссылки на информационные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В раздел включены подборки ресурсов по пятнадцати предметным областям. При этом кроме достаточно больших популярных интернет-проектов, выполняемых ведущими научно-педагогическими коллективами, в данный раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов.

Один из разделов посвящен ресурсам сети Интернет, созданным в рамках формирования системы оценки качества образования, подготовки и проведения в России Единого государственного экзамена. Очевидно, что использование ресурсов этого раздела может ознакомить педагогов и обучаемых с содержанием контрольно-измерительных материалов, условиями и сроками проведения ЕГЭ.

Как и в предыдущих выпусках, в данном издании предусмотрены материалы, адресованные администрации и методистам образовательных учреждений. В соответствующем разделе Каталога опубликованы ссылки на образовательные ресурсы, содержащие нормативные и методические материалы, результаты исследований и научно-методических разработок, сайты образовательных проектов и сетевых сообществ.

Нововведением является раздел Каталога, содержащий результаты анкетирования педагогов, проведенного по всей стране с целью определения особенностей использования электронных ресурсов в обучении. Редакционная коллегия убеждена, что результаты такого опроса будут интересны читателям. Кроме этого, в Каталоге имеются материалы, направленные на повышение эффективности самоподготовки педагогов и обучаемых.

И, наконец, как и во всех предыдущих выпусках, в Каталог включен раздел, представляющий собой методические рекомендации, раскрывающий дополнительные аспекты создания и использования электронных ресурсов педагогами.

Авторским коллективом Каталога на протяжении нескольких лет ведется работа по отбору, классификации и публикации образовательных электронных ресурсов сети Интернет. За эти годы собрано немало средств, использование которых облегчает труд учителя. Но издание корректировалось и изменялось не только по решению авторов и редакторов. Все это время в адрес редакции поступали электронные и обычные письма с предложениями и замечаниями от педагогов, родителей, школьников. Редакционная коллегия уверена, что такая переписка будет продолжена, а информация, поступающая по «обратной связи», позволит сделать издание выпусков Каталога более актуализированным.

Источник: http://www.ed.gov.ru/

Автор
Дата добавления 20.03.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2624
Номер материала 132

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы