Главная / Информатика / Оценка продуктивности деятельности учителя

Оценка продуктивности деятельности учителя

Название документа Оценка продуктивности деятельности учителя.doc

Оценка продуктивности деятельности учителя



Аттестация учителей информатики
Процедура аттестации

Целью аттестации является выявление уровня профессионализма учителя и определение соответствующего ему квалификационного разряда.
Процедура аттестации проводится в соответствии с регламентом и положением по аттестации муниципального уровня.
Наиболее объективной является оценка профессиональной подготовленности учителя по двум показателям:

  • Оценка уровня профессиональной подготовленности,

  • Оценка продуктивности деятельности.

Оценка продуктивности деятельности
Для оценки продуктивности деятельности учителя информатики могут использоваться следующие показатели.


№ п/п

Показатели

Оценка,
баллы

2

3

4

5

II квалификационная категория

1

Руководство основными законодательными и нор­мативными документами по вопросам образования и защиты прав ребенка

1.1

Учитель не имеет нормативных документов

2

 

 

 

1.2

Учитель имеет нормативные документы, но использует их положения частично

 

3

 

 

1.3

Учитель имеет нормативные документы и полностью использует положения одного документа, а остальные — частично

 

 

4

 

1.4

Учитель имеет нормативные документы и системно использует их в работе

 

 

 

5

2

Представление о содержании и структуре Базисного учебного плана

2.1

Учитель не знаком с Базисным учебным планом

2

 

 

 

2.2

Учитель имеет представление о структуре Базисного учебного плана

 

3

 

 

2.3

Учитель имеет представление о содержании и структуре Базисного учебного плана

 

 

4

 

2.4

Учитель имеет представление о содержании, структуре Базисного учебного плана, месте предмета «Информатика» в нем

 

 

 

5

3

Использование положений современной теории воспитания и методики преподавания информатики

3.1

Учитель не знает традиционных теорий воспитания и методик обучения информатике

2

 

 

 

3.2

Учитель имеет представление об одной теории воспитания и одной методике обучения информатике;

 

3

 

 

3.3

Учитель имеет полное представление о двух теориях воспитания и одной методике обучения информатике

 

 

4

 

3.4

Учитель имеет системное представление о теориях воспитания и современных методиках обучения информатике

 

 

 

5

4

Знание современных концепций  компьютерного образования школьников

4.1

Учитель не знает ни одной концепции компьютерного образования школьников

2

 

 

 

4.2

Учитель знает одну концепцию компьютерного образования школьников

 

3

 

 

4.3

Учитель знает две концепции компьютерного образования школьников

 

 

4

 

4.4

Учитель знает более двух концепций компьютерного образования школьников

 

 

 

5

5

Использование понятийного аппарата и терминологии предмета

5.1

Учитель не владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», не может назвать основные классификационные группы понятийного аппарата курса

2

 

 

 

5.2

Учитель владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», может назвать некоторые основные классификационные группы понятийного аппарата курса

 

3

 

 

5.3

Учитель владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», может назвать большинство основных классификационных групп понятийного аппарата курса

 

 

4

 

5.4

Учитель владеет знаниями, составляющими основу курса «Информатика», и может назвать все классификационные группы понятийного аппарата курса

 

 

 

5

6

Реализация содержания курса «Информатика»

6.1

Учитель работает не по программе

2

 

 

 

6.2

Учитель реализует 60 % программы

 

3

 

 

6.3

Учитель реализует 80 % программы

 

 

4

 

6.4

Учитель реализует 100 % программы

 

 

 

5

7

Различение целей и задач компьютерного обучения с выявлением их контекстных отличий в программах курсов «Информатика»

7.1

Учитель не различает целей, задач курса и не видит их контекстных отличий

2

 

 

 

7.2

Учитель различает цели, задачи курса, но не видит их контекстных отличий

 

3

 

 

7.3

Учитель различает цели, задачи курса и видит их отдельные контекстные отличия

 

 

4

 

7.4

Учитель различает цели, задачи курса и видит все их контекстные отличия

 

 

 

5

8

Владение различными видами планирования про­цесса обучения информатике

8.1

Учитель не владеет умениями календарно-тематического и поурочного планирования

2

 

 

 

8.2

Учитель осуществляет календарно-тематическое и поурочное планирование, реализуя на 50 % цели и задачи курса информатики

 

3

 

 

8.3

Учитель осуществляет календарно-тематическое и поурочное планирование, реализуя на 80 % цели и задачи курса информатики

 

 

4

 

8.4

Учитель осуществляет календарно-тематическое и поурочное планирование, реализуя на 100 % цели и задачи курса информатики

 

 

 

5

9

Моделирование структуры различных типов уро­ков информатики

9.1

Учитель не владеет умением моделирования уроков

2

 

 

 

9.2

Учитель моделирует структуры некоторых типов уроков объяснительно-иллюстративного обучения информатике

 

3

 

 

9.3

Учитель моделирует структуры всех типов уроков объяснительно-иллюстративного обучения информатике

 

 

4

 

9.4

Учитель моделирует структуры всех типов уроков объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения информатике

 

 

 

5

10

Методы обучения информатике

10.1

Учитель не знает методов обучения информатике

2

 

 

 

10.2

Учитель знает некоторые методы объяснительно-иллюстративного обучения

 

3

 

 

10.3

Учитель знает все методы объяснительно-иллюстративного обучения

 

 

4

 

10.4

Учитель знает все методы объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения

 

 

 

5

11

Реализация методов обучения информатике на практике

11.1

Учитель владеет некоторыми методами объяснительно-иллюстративного обучения

2

 

 

 

11.2

Учитель владеет всеми методами объяснительно-иллюстративного обучения

 

3

 

 

11,3

Учитель владеет методами объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения

 

 

4

 

11.4

Учитель владеет методами объяснительно-иллюстративного, развивающего и проблемного обучения

 

 

 

5

12

Использование средств обучения информатике

12.1

Учитель не использует наглядные средства обучения информатике

2

 

 

 

12.2

Учитель использует только учебные таблицы и плакаты по информатике

 

3

 

 

12.3

Учитель использует учебные таблицы и модели на уроках информатики

 

 

4

 

12.4

Учитель использует весь арсенал средств обучения информатике

 

 

 

5

13

Разнообразие форм организации учебной деятельности

13.1

Учитель использует только традиционную форму урока

2

 

 

 

13.2

Учитель использует традиционную форму урока и еще одну из форм (урок-диспут, урок-викторина, проблемный урок и т. д.)

 

3

 

 

13.3

Учитель использует традиционную форму урока и еще две формы урока

 

 

4

 

13.4

Учитель использует традиционную форму урока и еще три формы урока

 

 

 

5

14

Использование различных подходов к проведению работы на компьютере

14.1

Учитель не владеет методикой проведения уроков работы на компьютере

2

 

 

 

14.2

Учитель владеет только методикой проведения уроков выполнения контрольных работ на компьютере

 

3

 

 

14.3

Учитель частично владеет методикой проведения уроков выполнения работ на компьютере контролирующего и обучающе-контролирующего типов

 

 

4

 

14.4

Учитель владеет методикой проведения уроков выполнения работ на компьютере контролирующего и обучающе-контролирующего типов

 

 

 

5

15

Использование различных видов и форм оценки знаний и умений работы на компьютере

15.1

Учитель использует в работе только периодический контроль за выполнением работ на компьютере

2

 

 

 

15.2

Учитель бессистемно использует в работе текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, и периодический контроль за выполнением работ на компьютере

 

3

 

 

15.3

Учитель систематически использует в работе текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, и периодический контроль за выполнением работ на компьютере

 

 

4

 

15.4

Учитель систематически использует в работе текущий контроль знаний, осуществляемый в процессе устного опроса, периодический контроль за выполнением работ на компьютере и итоговый контроль знаний в конце обучения

 

 

 

5

16

Применение в работе личностно ориентированного подхода к учащимся

16.1

У учителя отсутствует личностно ориентированный подход к учащимся

2

 

 

 

16.2

Учитель использует в работе некоторые отдельные положения личностно ориентированного подхода к учащимся

 

3

 

 

16.3

Учитель в большей мере реализует личностно ориентированный подход к учащимся

 

 

4

 

16.4

Учитель системно реализуется личностно ориентированный подход к учащимся

 

 

 

5

17

Использование оборудования кабинета информатики

17.1

Учитель не имеет необходимого оборудования

2

 

 

 

17.2

Учитель имеет только морально устаревшие модели компьютеров

 

3

 

 

17.3

Кабинет не полностью укомплектован необходимым учебным оборудованием

 

 

4

 

17.4

Кабинет полностью укомплектован необходимым учебным оборудованием

 

 

 

5

18

Организация внеклассной работы по информатике

18.1

Учитель не ведет внеклассную работу по информатике

2

 

 

 

18.2

Учитель проводит отдельные внеклассные мероприятия в течение года или ведет кружковую работу

 

3

 

 

18.3

Учитель ведет кружковую работу и проводит отдельные внеклассные мероприятия в течение года

 

 

4

 

18.4

Учитель систематически проводит кружковую работу и другие внеклассные мероприятия

 

 

 

5

19

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

19.1

Учитель не учитывает возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

2

 

 

 

19.2

Учитель учитывает возрастные, но не учиты­вает индивидуальные особенности учащихся

 

3

 

 

19.3

Учитель частично учитывает возрастные особенности и осуществляет индивидуаль­ный подход

 

 

4

 

19.4

Учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся

 

 

 

5

20

Освоение техники общения

20.1

Учитель не владеет техникой общения

2

 

 

 

20.2

Учитель частично владеет техникой общения

 

3

 

 

20.3

Учитель достаточно полно владеет техникой общения

 

 

4

 

20.4

Учитель в совершенстве владеет техникой общения

 

 

 

5

21

Использование в работе психолого-педагогической, методической и специальной литературы

21.1

Учитель не использует в работе современную психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу

2

 

 

 

21.2

Учитель частично использует в работе психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу какого-либо одного направления

 

3

 

 

21.3

Учитель полно использует в работе психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу какого-либо одного направления

 

 

4

 

21.4

Учитель системно использует в работе психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу различных направлений

 

 

 

5

22

Выполнение учителем своих функциональных обязанностей

22.1

Учитель не выполняет своих функциональных обязанностей

2

 

 

 

22.2

Учитель выполняет свои функциональные обязанности на 60 %

 

3

 

 

22.3

Учитель выполняет свои функциональные обязанности на 80 %

 

 

4

 

22.4

Учитель выполняет свои функциональные обязанности на 100 %

 

 

 

5

I квалификационная категория
Для аттестуемых на первую квалификационную категорию, кроме показателей продуктивности, указанных в пп. 1-22, предусматриваются следующие:

23

Владение теоретическими основами предмета «Информатика»

23.1

Учитель не владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации

2

 

 

 

23.2

Учитель владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации на 60 %

 

3

 

 

23.3

Учитель владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации на 80 %

 

 

4

 

23.4

Учитель владеет понятийным аппаратом предмета, методами и способами отображения информации на 100 %

 

 

 

5

24

Применение современных подходов к организации учебно-образовательного процесса

24.1

Учитель не применяет современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

2

 

 

 

24.2

Учитель применяет отдельные современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

 

3

 

 

24.3

Учитель применяет многие современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

 

 

4

 

24.4

Учитель системно применяет современные подходы к организации учебно-образовательного процесса

 

 

 

5

25

Применение современных средств обучения на уроках информатики

25.1

Учитель не применяет современные средства обучения

2

 

 

 

25.2

Учитель применяет отдельные современные средства обучения

 

3

 

 

25.3

Учитель применяет большинство современ­ных средств обучения

 

 

4

 

25.4

Учитель комплексно применяет современные средства обучения

 

 

 

5

26

Использование принципов адаптивной образова­тельной системы на уроках информатики

26.1

Учитель не использует принципы адаптив­ной образовательной системы

2

 

 

 

26.2

Учитель использует принципы адаптивной образовательной системы на 60%

 

3

 

 

26.3

Учитель использует принципы адаптивной образовательной системы на 80%

 

 

4

 

26.4

Учитель использует принципы адаптивной образовательной системы на 100 %

 

 

 

5

27

Диагностирование и мониторинг уровня сформиро-ванности знаний и умений работы на компьютере

27.1

Учитель не владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере

2

 

 

 

27.2

Учитель владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на 60 %

 

3

 

 

27.3

Учитель владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на 80 %

 

 

4

 

27.4

Учитель владеет диагностикой и мониторингом уровня сформированности знаний и умений работы на компьютере на 100 %

 

 

 

5

28

Представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников

28.1

Учитель не имеет представлений об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников

2

 

 

 

28.2

Учитель имеет представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников на 60 %

 

3

 

 

28.3

Учитель имеет представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников на 80 %

 

 

4

 

28.4

Учитель имеет представление об основных компонентах содержания Базового компьютерного образования школьников на 100 %

 

 

 

5

Высшая квалификационная категория
Для аттестуемых на высшую квалификационную категорию, кроме показателей продуктивности, указанных в пп. 1-28, предусматриваются следующие:

29

Представление об основных направлениях развития психолого-педагогической и методической наук

29.1

Учитель не имеет представления об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

2

 

 

 

29.2

Учитель имеет некоторое представление об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

 

3

 

 

29.3

Учитель имеет полное представление об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

 

 

4

 

29.4

Учитель имеет системное представление об основных тенденциях развития психолого-педагогической и методической наук

 

 

 

5

30

Знакомство с новейшими достижениями в преподаваемой области знаний

30.1

Учитель не знаком с новейшими достижениями

2

 

 

 

30.2

Учитель знает отдельные новейшие достижения

 

3

 

 

30.3

Учитель знает основные новейшие достижения

 

 

4

 

30.4

Учитель имеет системное представление о новейших достижениях

 

 

 

5

31

Моделирование педагогического процесса как целостного процесса

31.1

Учитель не владеет моделированием педагогического процесса как целостного процесса

2

 

 

 

31.2

Учитель моделирует отдельные части педагогического процесса как целостного процесса

 

3

 

 

31.3

Учитель моделирует основные части педагогического процесса как целостного процесса

 

 

4

 

31.4

Учитель системно моделирует все части педагогического процесса как целостного процесса

 

 

 

5

32

Представление о сущности современных образовательных технологий

32.1

Учитель не имеет представления о сущности современных образовательных технологий

2

 

 

 

32.2

Учитель имеет представление о сущности одной из современных образовательных технологий

 

3

 

 

32.3

Учитель имеет представление о сущности двух современных образовательных технологий

 

 

4

 

32.4

Учитель имеет системное представление о сущности многих современных образовательных технологий

 

 

 

5

33

Знакомство с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом преподавания информатики

33.1

Учитель не знаком с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом

2

 

 

 

33.2

Учитель знаком с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом частично

 

3

 

 

33.3

Учитель знаком с мировым, отечественным, региональным педагогическим опытом в полной мере

 

 

4

 

33.4

Учитель имеет системное знание о мировом, отечественном, региональном педагогическом опыте

 

 

 

5

34

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей на уроках информатики

34.1

Учитель не осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи на уроках информатики

2

 

 

 

34.2

Учитель осуществляет межпредметные и «внутрипредметные связи информатики с одним из предметов школьного учебного плана

 

3

 

 

34.3

Учитель осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи информатики с двумя-тремя предметами школьного учебного плана

 

 

4

 

34.4

Учитель осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи информатики с четырьмя-пятью предметами школьного учебного плана

 

 

 

5

35

Ознакомление со школьными учебниками «Информатика»

35.1

Учитель знаком с содержанием и концепцией только одного школьного учебника

2

 

 

 

35.2

Учитель знаком с содержанием и концепцией двух школьных учебников

 

3

 

 

35.3

Учитель знаком с содержанием и концепцией трех школьных учебников

 

 

4

 

35.4

Учитель знаком с содержанием и концепцией более трех существующих школьных учебников

 

 

 

5

На II квалификационную категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 72 баллов (65%) из 110 возможных.
На I квалификационную категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 105 баллов (75%) из 140 возможных.
На высшую квалификационную категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 149 баллов (85%) из 175 возможных.
По пособию «Аттестация учителей технологии, черчения и информатики. Методические рекомендации» В.В. Кальней, Д.А. Матохин и др. М: Айрис-пресс, 2005



Оценка продуктивности деятельности учителя
  • Информатика
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Обоснование актуальности курса:

Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.

Место данного курса в образовательном процессе

Данный элективный предмет входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:

  1. знание теории основ делопроизводства;
  2. умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
  3. умение оперативно работать с информацией;
  4. умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
  5. знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.

Цели курса:

  1. формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
  2. овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
  3. изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.

Задачи курса:

  1. дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
  2. познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
  3. научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
  4. освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
  5. освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
  6. заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.


Формы организации учебных занятий:

Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. требования безопасности труда на рабочем месте;
  2. основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.
  3. устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
  4. правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
  5. распространенные сокращения слов и правила их применения;
  6. классификацию видов документации;
  7. правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
  8. способы графления таблиц и правила их заполнения.
  9. понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
  10. виды программных продуктов для организации работы офиса.
  11. правила организации документооборота;
  12. правила регистрации, индексации документов;
  13. виды и назначение номенклатуры дел;
  14. правила телефонного общения.
  15. назначение электронных таблиц;
  16. элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
  17. типы данных и форматы их представления;
  18. понятие абсолютной и относительной ссылки;
  19. правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
  20. понятие, назначение, виды баз данных;
  21. понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
  22. функциональные возможности СУБД;
  23. назначение мастера и конструктора;
  24. назначение запроса, фильтра;
  25. виды компьютерных сетей;
  26. понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
  27. структуру и приемы работы в браузерах;
  28. способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
  29. действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
  30. характеристики файлов;
  31. приемы работы со стандартными программами;
  32. понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
  33. назначение и основные возможности текстового процессора;
  34. структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
  35. суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
  36. средства и способы редактирования и форматирования ТД;
  37. понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
  38. методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
  39. виды программных продуктов для организации сканирования документов;
  40. общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
  41. требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
  42. назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
  43. способы антивирусной защиты.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.
  2. принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
  3. организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.
  4. заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
  5. составлять и оформлять служебные документы;
  6. оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
  7. выполнять построение сложных таблиц;
  8. использовать справочную систему для выяснения вопросов;
  9. осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
  10. вести работу в стандартных программах Windows;
  11. настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
  12. создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
  13. производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
  14. оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
  15. разрабатывать формы документов как шаблоны;
  16. внедрять графические элементы в текст;
  17. организовать работу с редактором формул;
  18. производить настройку параметров программы;
  19. работать с таблицами.
  20. работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
  21. пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
  22. составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
  23. производить редактирование готовых табличных документов;
  24. представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
  25. организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
  26. создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
  27. вводить и редактировать данные средствами СУБД;
  28. формировать фильтр для отбора нужных данных;
  29. осуществлять сортировку данных;
  30. создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
  31. создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
  32. осуществлять обмен информацией по электронной почте;
  33. организовать поиск информации в сети Интернет.

 

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается:

  1. учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова (Изд. Питер 2002-2004г.);
  2. курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;
  3. пакетом программ MS Office;
  4. практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
  5. Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
  6. комплектом заданий по практической части курса;
  7. комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.
Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» — менее 40% от общей суммы баллов;
«3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов;
«4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов;
«5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.
При успешном окончании курса выдается грамота.

Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд.,испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  2. Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С, Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный курс. — СПб.: Питер, 2003
  4. http://dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений, исков, бланков
  5. www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
  6. www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.Термины и определения.
  7. www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
  8. www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
  9. www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
  10. www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.
  11. www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
  12. www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
  13. www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
  14. www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов

Для учащихся

  1. Л.М.Вялова. Основы делопроизводства. Серия «Профессиональная подготовка школьников». Москва, 2000.
  2. Авторское электронное учебное пособие.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п./п.

Предметы

Класс обучения

Всего часов за курс обучения

10

11

1.

Машинопись

12

9

21

2.

Делопроизводство

13

15

28

3.

Культура делового общения

 

2

2

4.

Компьютерные технологии.

30

42

72

5.

Организационно-техническое обеспечение офиса

3

 

 

 

ИТОГО:

58

68

126

 

Практика (выполнение заданий для нужд школы)

10

 

10

 

ВСЕГО

68

68

136





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс


п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

12

1

Организация труда секретаря

2

1.1

Правила техники безопасности

 

1

1.2

Оборудование рабочего места

 

1

2

Изучение клавиатуры

10

2.1

Понятие о слепом «десятипальцовом» методе.

 

1

2.2

Схема клавиатуры

 

1

2.3

Программы-тренажеры

 

8

II

Делопроизводство

13

1

Введение

2

1.1

История развития делопроизводства и секретарской службы

 

1

1.2

Организация труда персонала

 

1

2

Служебные документы

11

2.1

Состав реквизитов документов

 

1

2.2

Бланк документов

 

1

2.3

Правила оформления реквизитов документов

 

1

2.4

Виды служебных документов и их назначение

 

1

2.5

Составление и оформление служебных писем

 

1

2.6

Приказ и выписка из него

 

1

2.7

Докладная записка и справка

 

1

2.8

Протокол и выписка из него

 

1

2.9

Акт

 

1

2.10

Заявление

 

1

2.11

Резюме

 

1

III

Компьютерные технологии

32

1

Программные продукты и основные характеристики

2

1.1

Основные понятия программного обеспечения

 

1

1.2

Виды программных продуктов для организации работы офиса

 

1

2

Системное программное обеспечение

9

2.1

Понятие и назначение ОС

 

1

2.2

Файловая структура. Файлы, папки

 

1

2.3

Средства работы с файлами. Программа «Проводник», «Мой компьютер»

 

1

2.4

Действия выполняемые над файлами (копирование, перемещение, удаление, переименование)

 

1

2.5

Стандартные программы WINDOWS

 

2

2.6

Правила установки прикладных программ на жесткий диск

 

1

2.7

Панель управления

 

1

2.8

Устранение неполадок, тестирование, обслуживание, жесткого диска. Служебные программы.

 

1

3

Текстовый процессор

20

3.1

Основные правила создания текстового документа

 

1

3.2

Средства и способы редактирования текста

 

2

3.3

Средства и способы форматирования текста

 

3

3.4

Создание таблиц средствами ТП

 

4

3.5

Создание колонтитулов и элементов оформления

 

2

3.6

Макетирование

 

2

3.7

Создание графических объектов средствами ТП

 

2

3.8

Технология внедрения и связывания объектов OLE

 

2

3.9

Создание и хранение бланков

 

1

3.10

Настройка пользовательского интерфейса

 

1

4

Автоматизация работы в офисе

1

IV

Организационно-техническое
обеспечение офиса

3

1

Общая характеристика средств оргтехники, их назначение

1

2

Технические средства офиса

2

2.1

Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств

 

1

2.2

Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей

 

1

 

Практика

10

 

Итого за год

68 часов



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс


п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

9

1

Изучение клавиатуры

5

1.1

Программы-тренажеры

 

5

2

Оформление организационно-распорядительной документации

4

2.1

Виды организационно – распорядительной документации. Правила оформления. Повторение, закрепление

 

4

II

Делопроизводство

15

1

Служебные документы

12

1.1

Виды служебных документов. Повторение, закрепление

 

2

1.2

Составление и оформление служебных документов. Повторение, закрепление

 

8

1.3

Организация документооборота.

 

1

1.4

Правила регистрации, индексации документов

 

1

2

Номенклатура дел

1

2.1

Виды и назначения номенклатуры дел

 

1

3

Бездокументное обслуживание

2

3.1

Деловые качества секретаря (работника офиса)

 

1

3.2

Правила телефонного общения

 

1

III

Культура делового общения

2

1

Этика делового общения
Деловая игра

2

IV

Компьютерные технологии

42

1

Работа с числовой информацией

20

1.1

Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица

 

1

1.2

Этапы создания табличного документа

 

1

1.3

Формулы и функции в табличном процессоре

 

6

1.4

Абсолютные и относительные ссылки

 

2

1.5

Диаграммы. Редактирование, форматирование диаграмм

 

2

1.6

Поиск, сортировка, межтабличные связи

 

2

1.7

Использование ЭТ как формы для ведения отчетности

 

2

1.8

Статическая обработка данных

 

4

2

Хранение и обработка данных

10

2.1

Базы данных. Назначение базы данных.

 

1

2.2

Этапы работы с базами данных

 

1

2.3

Ввод и редактирование данных в таблицах

 

1

2.4

Создание БД с применением «Мастера»

 

1

2.5

Создание БД в режиме «Конструктор»

 

1

2.6

Создание форм. Редактирование формы

 

1

2.7

Создание и редактирование отчетов

 

1

2.8

Обработка данных поиск, запрос, фильтрация

 

1

2.9

Отработка практических навыков по созданию БД

 

2

3

Создание презентаций в среде PowerPoint

6

3.1

Создание презентаций при помощи шаблонов оформления и Мастера автосодержания

 

2

3.2

Создание интерактивных обучающих презентаций.

 

2

3.3

Настройка режимов демонстрации.

 

2

4

Электронный офис

3

4.1

Знакомство с интерфейсом среды Outlook

3

5

Сетевые технологии

3

5.1

Технология работы в сети.

1

Интернет. Сервис в сети Интернет

1

Деловая игра

1

Итого за год

68часов

Автор
Дата добавления 13.06.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Номер материала 131

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы