Главная / Информатика / К вопросу об аттестации учителей информатики

К вопросу об аттестации учителей информатики

Название документа ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА..doc

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ,
АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА.

Информационно-методическое письмо
Министерства образования Российской Федерации № 112-М от 23.06.93




Завершен I этап процесса информатизации образования: курс информатики включен в Базисный учебный план в качестве обязательного предмета в старших классах общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными программами, пособиями для обучающихся, методическими рекомендациями для учителей, изданными отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также в качестве сопровождения к программному обеспечению для компьютеров отечественного и импортного образцов.

Процесс информатизации образования вступает в новую фазу, а именно:

  • широко ведется преподавание курса информатики в 8—9 классах общеобразовательных учреждений;

  • профильный курс углубленного изучения информатики ведется в 10—11 классах;

  • пропедевтический курс информатики апробируется в младших классах отдельных общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев и т. п.);

  • новые технологии обучения, основанные на использовании компьютеров, внедряются в преподавание других предметов;

  • информационные технологии, основанные на использовании баз данных и компьютерных локальных телекоммуникационных сетей, внедряются в систему управления учреждениями образования.

Достижение вышеуказанных целей требует сохранения и привлечения высококвалифицированных кадров учителей информатики, менеджеров в области информатизации образования и специалистов по обслуживанию вычислительной техники.

РАЗДЕЛ I

Организация обучения информатике

Для обеспечения квалифицированного преподавания информатики учитель (преподаватель) информатики:

  • Составляет учебно-тематические планы по курсу информатики для различных параллелей с учетом профиля общеобразовательного учреждения, количества учебных часов, предусмотренных учебными планами и программами, имеющейся техники на основе рекомендованных учебников и методических разработок.

  • Устанавливает и адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные программные средства.

  • Подбирает и тиражирует необходимые учебные программные и печатные материалы для проведения уроков информатики.

  • Изучает, систематизирует и использует в учебном процессе программные средства, поддерживающие курс информатики.

  • Отвечает за сохранность оборудования и программных средств во время учебного процесса.

  • Обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований во время учебных занятий.

РАЗДЕЛ II

Аттестация учителей информатики и оплата их труда

Уровень квалификации учителя информатики имеет свою специфику и определяется в соответствии со следующими основными критериями:

  • знание принципов функционирования основных устройств компьютера;

  • умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;

  • знание языка программирования; знание операционной системы;

  • знание программ по информатике и различных учебников;

  • умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники;

  • умение разработать собственную программу и методику преподавания информатики.

Для оценки уровня квалификации учителя информатики при институтах повышения квалификации работников образования (институтах усовершенствования учителей) или учебно-методических кабинетах целесообразно создавать экспертные комиссии с привлечением специалистов в области информатики (ученых, методистов, опытных преподавателей).

Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ETC учителям информатики с учетом стажа педагогической работы, необходимо иметь в виду следующее:

  1. В стаж педагогической работы учителям информатики включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (подпункт «е» пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 № 94, в редакции приказа Гособразования СССР от 08.06.90 № 400).

  2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты труда по ETC с 12 по 14 осуществляется в соответствии с п. 14 Положения о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. № 406.

  3. При очередной аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики требованиям тарифно-квалификационных характеристик с учетом следующих особенностей:
    3.1.  На II квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей информатики, умеющие разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года;
    3.2.   На I квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2 лет;
    3.3.   На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки (пособия, программы и т. п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4 лет.

РАЗДЕЛ III

Обслуживание вычислительной техники

Для обеспечения учебного процесса необходимо поддержание дисплейных классов в работоспособном состоянии. Для этого необходимы следующие виды обслуживания:

  • техническое;

  • эксплуатационное;

  • информационное.

Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники, к которым относятся:

  1. ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе;

  2. осуществление профилактического обслуживания компьютеров и проверка технического состояния путем тестирования;

  3. регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;

  4. устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки отдельных блоков;

  5. осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о ТЕХНИЧЕСКОМ обслуживании;

  6. выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах;

  7. изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению;

  8. организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование);

  9. ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами;

  10. планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса;

  11. планирование загрузки дисплейного класса;

  12. осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм в дисплейном классе.

При возложении на работника дополнительных обязанностей указывается размер доплаты, который определяется учреждением образования самостоятельно в пределах выделенных средств (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93 № 67-М «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования»).

В учреждениях, где объем работы по ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников и их количество обусловливается числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и т. д. При наличии вакансий на должности лаборанта, техника или инженера и возложении обязанностей по ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ и ИНФОРМАЦИОННОМУ обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер которой определяется учреждением образования.

В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий, к которым относятся:

  1. планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;

  2. организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;

  3. оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств;

  4. организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов и т.п.;

  5. планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и производстве;

  6. обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;

  7. планирование закупки нового оборудования и программно-методических комплексов.

Настоящие рекомендации могут использоваться и при организации обучения информатике и аттестации и оплате труда преподавателей информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.



К вопросу об аттестации учителей информатики
  • Информатика
Описание:

В Министерство образования Российской Федерации поступает много вопросов от учителей информатики по поводу их аттестации и установки доплат и надбавок к их заработной плате.

В 1993 г. Минобразованием России были разработаны и направлены во все региональные органы управления образованием в качестве рекомендаций по проведению аттестации учителей и установлению надбавок к заработной плате два документа:

  1. «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования» от 09.04.93 № 67-М.
  2. «Об организации обучения информатике, аттестации учителей и оплате их труда» от 23.06.93 № 112-М.

Прежде всего, оба документа носят рекомендательный характер и передают компетенцию по решению этих вопросов местным органам управления и администрациям школ.

В первом документе речь идет об учителях различных специальностей и указывается, что при возложении на работника дополнительных обязанностей размер доплаты определяется учреждением образования САМОСТОЯТЕЛЬНО в пределах выделенных средств.

Понимая, что учителя информатики в учебном заведении занимают ОСОБОЕ место, выполняют значительное число дополнительных функций, требующих особой квалификации, дополнительного времени, ответственности, отдел информатизации Министерства образования Российской Федерации разработал второй документ с рекомендациями по аттестации именно учителей информатики и начислению надбавок к их заработной плате. Он полностью соответствует первому, но содержит более подробные рекомендации, касающиеся учителей информатики не только общеобразовательных школ, но и учреждений начального и среднего профессионального образования.

Второй документ полностью опубликован в журнале «Информатика и образование» в № 3 за 1993 г. и вторично перепечатан в № 1 за 1994 г.

В документе отдельно перечисляются должностные обязанности различных категорий работников образовательного учреждения, непосредственно связанных с работой в компьютерном классе и с другой вычислительной техникой, установленной в образовательном учреждении.

Приводятся отдельно должностные обязанности:
  • учителя информатики (раздел I);
  • заведующего кабинетом информатики (раздел III);
  • заместителя директора образовательного учреждения по внедрению новых информационных технологий (раздел III).

Должностные обязанности лаборанта, техника или инженера в письме не приводятся, так как полностью повторяют соответствующие обязанности, приведенные в документе «Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих» (постановление Министерства труда Российской Федерации от 10.11.92 №30).

Если на учителя информатики кроме его непосредственной работы возлагаются еще дополнительные обязанности заведующего кабинетом или лаборанта, то ему следует установить надбавку к заработной плате в соответствии с объемом работы, квалификацией учителя, финансовыми возможностями образовательного учреждения.

Учитывая многочисленные письменные и устные запросы органов управления образованием, а также слушателей совещаний-семинаров по переводу работников на условия оплаты труда на основе единой тарифной сетки (ETC), Министерство образования Российской Федерации направило во все органы управления образованием сборник «Ответы на вопросы, возникающие при введении дифференцированной оплаты труда работников образования на основе единой тарифной сетки» (91-М от 19.05.93).

В частности, на вопрос 16 о том, сохраняется ли при введении ETC право работника на получение доплат в размере до 12% за работу, связанную с вредными условиями, и как определяется конкретный размер доплаты, например, учителям школы, лаборантам и т. д., дается ответ, что порядок установления доплат сохраняется и доведен до органов управления образованием письмом от 12.01.93 № 10/32-Т При его применении администрация учреждения прежде всего должна принять все необходимые меры, исключающие неблагоприятные условия труда для работников.

Для учителей информатики это сводится к оборудованию кабинета информатики по правилам, предусмотренным соответствующими документами (дисплеи желательно оборудовать защитными экранами и т. п.).

Размер же доплаты определяется объемом рабочего времени учителя непосредственно за экраном ЭВМ. Если, к примеру, это время составляет 70% всего рабочего времени, то надбавка будет исчисляться в 8,4% (12% х х 0,7 = 8,4) к общему окладу, включая все надбавки.

В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.05.90 № 193/7-69 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций системы народного образования» руководителям учреждений и организаций системы Гособразования СССР предоставлено право по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать доплаты рабочим, специалистам и служащим за неблагоприятные условия труда (приложение 1 к приказу Гособразования СССР от 20.08.90 № 579 «Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР»).

Приводим выдержки из этого документа.

«Доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных Перечнем, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденными Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС по отраслям народного хозяйства (приложение 2), и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах или в таких условиях труда.

При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью. На работах с тяжелыми и вредными условиями труда доплаты устанавливаются до 12% должностного оклада (ставки), а на работах с особо тяжелыми, особо вредными условиями труда — до 24% должностного оклада (ставки).

Аттестация рабочих мест или оценка условий труда в учреждении, организации проводится экспертной комиссией в соответствии с Рекомендациями, согласованными с Центральным комитетом профсоюза работников образования и науки (постановление Президиума от 28.04.90 № 37) и утвержденными Госкомитетом СССР по народному образованию 30.03.90.

Экспертная комиссия образуется совместным решением администрации и профсоюзного комитета из числа наиболее квалифицированных сотрудников, представителей профсоюзного комитета, службы охраны труда учреждения, организации. В качестве членов экспертной комиссии могут привлекаться специалисты других служб и организаций.

Экспертную комиссию возглавляет заместитель руководителя учреждения, организации.

Руководитель подразделения совместно с профсоюзным комитетом подразделения составляет характеристики работ и условий труда конкретных сотрудников (группы сотрудников) с указанием действующих опасных и вредных производственных факторов, предусмотренных ГОСТом 12.0.003—74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», по каждому виду работы.

Ответственность за достоверность характеристик условий труда сотрудников, действующих опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах несет руководитель структурного подразделения. О всех изменениях условий труда сотрудников руководитель подразделения должен своевременно представлять дополнительные материалы в экспертную комиссию. По заключению экспертной комиссии при последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

На основании заключения экспертной комиссии руководитель учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень конкретных работ, на которые устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда, и размеры доплат по видам работ. Перечень работ и размер доплат включаются в коллективный договор.Конкретные размеры доплат и их срок устанавливаются по учреждению, организации».

В приложении 2 к этому документу в перечне видов работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которые устанавливается доплата до 12%, имеется п. 1.164 «Работа за дисплеями ЭВМ». Этот пункт непосредственно имеет отношение к учителям информатики.

В информационно-методическом письме отдела информатизации об аттестации учителей информатики подробно рассматриваются вопросы, связанные с установлением разрядов оплаты труда по ETC с учетом стажа педагогической работы. При этом обращается внимание на то, что в педагогический стаж работы учителя информатики включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (подпункт «е» пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 №95, в редакции приказа Гособразования СССР от 08.06.90 № 400).

При очередной аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики требованиям тарифно-квалификационных характеристик с учетом следующих особенностей:

  1. На II квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей информатики, умеющие разрабатывать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года.
  2. На I квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2 лет.
  3. На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки (пособия, программы и т. п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4 лет.



Главный специалист
отдела информатизации
Министерства образования
Российской Федерации
Л. Е. Самовольнова
Автор
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2536
Номер материала 125

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы