Главная / Информатика / ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА. Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации № 112-М от 23.06.93

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА. Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации № 112-М от 23.06.93

Название документа ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА..doc

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ,
АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА.

Информационно-методическое письмо
Министерства образования Российской Федерации № 112-М от 23.06.93




Завершен I этап процесса информатизации образования: курс информатики включен в Базисный учебный план в качестве обязательного предмета в старших классах общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными программами, пособиями для обучающихся, методическими рекомендациями для учителей, изданными отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также в качестве сопровождения к программному обеспечению для компьютеров отечественного и импортного образцов.

Процесс информатизации образования вступает в новую фазу, а именно:

  • широко ведется преподавание курса информатики в 8—9 классах общеобразовательных учреждений;

  • профильный курс углубленного изучения информатики ведется в 10—11 классах;

  • пропедевтический курс информатики апробируется в младших классах отдельных общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев и т. п.);

  • новые технологии обучения, основанные на использовании компьютеров, внедряются в преподавание других предметов;

  • информационные технологии, основанные на использовании баз данных и компьютерных локальных телекоммуникационных сетей, внедряются в систему управления учреждениями образования.

Достижение вышеуказанных целей требует сохранения и привлечения высококвалифицированных кадров учителей информатики, менеджеров в области информатизации образования и специалистов по обслуживанию вычислительной техники.

РАЗДЕЛ I

Организация обучения информатике

Для обеспечения квалифицированного преподавания информатики учитель (преподаватель) информатики:

  • Составляет учебно-тематические планы по курсу информатики для различных параллелей с учетом профиля общеобразовательного учреждения, количества учебных часов, предусмотренных учебными планами и программами, имеющейся техники на основе рекомендованных учебников и методических разработок.

  • Устанавливает и адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные программные средства.

  • Подбирает и тиражирует необходимые учебные программные и печатные материалы для проведения уроков информатики.

  • Изучает, систематизирует и использует в учебном процессе программные средства, поддерживающие курс информатики.

  • Отвечает за сохранность оборудования и программных средств во время учебного процесса.

  • Обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований во время учебных занятий.

РАЗДЕЛ II

Аттестация учителей информатики и оплата их труда

Уровень квалификации учителя информатики имеет свою специфику и определяется в соответствии со следующими основными критериями:

  • знание принципов функционирования основных устройств компьютера;

  • умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;

  • знание языка программирования; знание операционной системы;

  • знание программ по информатике и различных учебников;

  • умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники;

  • умение разработать собственную программу и методику преподавания информатики.

Для оценки уровня квалификации учителя информатики при институтах повышения квалификации работников образования (институтах усовершенствования учителей) или учебно-методических кабинетах целесообразно создавать экспертные комиссии с привлечением специалистов в области информатики (ученых, методистов, опытных преподавателей).

Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ETC учителям информатики с учетом стажа педагогической работы, необходимо иметь в виду следующее:

  1. В стаж педагогической работы учителям информатики включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (подпункт «е» пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 № 94, в редакции приказа Гособразования СССР от 08.06.90 № 400).

  2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты труда по ETC с 12 по 14 осуществляется в соответствии с п. 14 Положения о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. № 406.

  3. При очередной аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики требованиям тарифно-квалификационных характеристик с учетом следующих особенностей:
    3.1.  На II квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей информатики, умеющие разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года;
    3.2.   На I квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2 лет;
    3.3.   На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки (пособия, программы и т. п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4 лет.

РАЗДЕЛ III

Обслуживание вычислительной техники

Для обеспечения учебного процесса необходимо поддержание дисплейных классов в работоспособном состоянии. Для этого необходимы следующие виды обслуживания:

  • техническое;

  • эксплуатационное;

  • информационное.

Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники, к которым относятся:

  1. ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе;

  2. осуществление профилактического обслуживания компьютеров и проверка технического состояния путем тестирования;

  3. регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;

  4. устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки отдельных блоков;

  5. осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о ТЕХНИЧЕСКОМ обслуживании;

  6. выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах;

  7. изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению;

  8. организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование);

  9. ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами;

  10. планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса;

  11. планирование загрузки дисплейного класса;

  12. осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм в дисплейном классе.

При возложении на работника дополнительных обязанностей указывается размер доплаты, который определяется учреждением образования самостоятельно в пределах выделенных средств (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93 № 67-М «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования»).

В учреждениях, где объем работы по ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников и их количество обусловливается числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и т. д. При наличии вакансий на должности лаборанта, техника или инженера и возложении обязанностей по ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ и ИНФОРМАЦИОННОМУ обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер которой определяется учреждением образования.

В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий, к которым относятся:

  1. планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;

  2. организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;

  3. оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств;

  4. организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов и т.п.;

  5. планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и производстве;

  6. обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;

  7. планирование закупки нового оборудования и программно-методических комплексов.

Настоящие рекомендации могут использоваться и при организации обучения информатике и аттестации и оплате труда преподавателей информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.



ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА. Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации № 112-М от 23.06.93
  • Информатика
Описание:

Завершен I этап процесса информатизации образования: курс информатики включен в Базисный учебный план в качестве обязательного предмета в старших классах общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными программами, пособиями для обучающихся, методическими рекомендациями для учителей, изданными отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также в качестве сопровождения к программному обеспечению для компьютеров отечественного и импортного образцов.

Процесс информатизации образования вступает в новую фазу, а именно:

  • широко ведется преподавание курса информатики в 8—9 классах общеобразовательных учреждений;
  • профильный курс углубленного изучения информатики ведется в 10—11 классах;
  • пропедевтический курс информатики апробируется в младших классах отдельных общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев и т. п.);
  • новые технологии обучения, основанные на использовании компьютеров, внедряются в преподавание других предметов;
  • информационные технологии, основанные на использовании баз данных и компьютерных локальных телекоммуникационных сетей, внедряются в систему управления учреждениями образования.

Достижение вышеуказанных целей требует сохранения и привлечения высококвалифицированных кадров учителей информатики, менеджеров в области информатизации образования и специалистов по обслуживанию вычислительной техники.

РАЗДЕЛ I

Организация обучения информатике

Для обеспечения квалифицированного преподавания информатики учитель (преподаватель) информатики:

  • Составляет учебно-тематические планы по курсу информатики для различных параллелей с учетом профиля общеобразовательного учреждения, количества учебных часов, предусмотренных учебными планами и программами, имеющейся техники на основе рекомендованных учебников и методических разработок.
  • Устанавливает и адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные программные средства.
  • Подбирает и тиражирует необходимые учебные программные и печатные материалы для проведения уроков информатики.
  • Изучает, систематизирует и использует в учебном процессе программные средства, поддерживающие курс информатики.
  • Отвечает за сохранность оборудования и программных средств во время учебного процесса.
  • Обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований во время учебных занятий.




РАЗДЕЛ II

Аттестация учителей информатики и оплата их труда

Уровень квалификации учителя информатики имеет свою специфику и определяется в соответствии со следующими основными критериями:

  • знание принципов функционирования основных устройств компьютера;
  • умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;
  • знание языка программирования; знание операционной системы;
  • знание программ по информатике и различных учебников;
  • умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники;
  • умение разработать собственную программу и методику преподавания информатики.

Для оценки уровня квалификации учителя информатики при институтах повышения квалификации работников образования (институтах усовершенствования учителей) или учебно-методических кабинетах целесообразно создавать экспертные комиссии с привлечением специалистов в области информатики (ученых, методистов, опытных преподавателей).

Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ETC учителям информатики с учетом стажа педагогической работы, необходимо иметь в виду следующее:

  1. В стаж педагогической работы учителям информатики включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (подпункт «е» пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 № 94, в редакции приказа Гособразования СССР от 08.06.90 № 400).
  2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты труда по ETC с 12 по 14 осуществляется в соответствии с п. 14 Положения о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. № 406.
  3. При очередной аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики требованиям тарифно-квалификационных характеристик с учетом следующих особенностей:
    3.1.  На II квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей информатики, умеющие разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года;
    3.2.   На I квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2 лет;
    3.3.   На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки (пособия, программы и т. п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4 лет.

РАЗДЕЛ III

Обслуживание вычислительной техники

Для обеспечения учебного процесса необходимо поддержание дисплейных классов в работоспособном состоянии. Для этого необходимы следующие виды обслуживания:

  • техническое;
  • эксплуатационное;
  • информационное.

Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники, к которым относятся:

  1. ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе;
  2. осуществление профилактического обслуживания компьютеров и проверка технического состояния путем тестирования;
  3. регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;
  4. устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки отдельных блоков;
  5. осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о ТЕХНИЧЕСКОМ обслуживании;
  6. выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах;
  7. изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению;
  8. организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование);
  9. ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами;
  10. планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса;
  11. планирование загрузки дисплейного класса;
  12. осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм в дисплейном классе.

При возложении на работника дополнительных обязанностей указывается размер доплаты, который определяется учреждением образования самостоятельно в пределах выделенных средств (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93 № 67-М «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования»).

В учреждениях, где объем работы по ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников и их количество обусловливается числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и т. д. При наличии вакансий на должности лаборанта, техника или инженера и возложении обязанностей по ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ и ИНФОРМАЦИОННОМУ обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер которой определяется учреждением образования.

В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий, к которым относятся:

  1. планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;
  2. организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
  3. оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств;
  4. организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов и т.п.;
  5. планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и производстве;
  6. обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
  7. планирование закупки нового оборудования и программно-методических комплексов.

Настоящие рекомендации могут использоваться и при организации обучения информатике и аттестации и оплате труда преподавателей информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Автор
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2448
Номер материала 124

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы