Главная / Информатика / Рабочая программа профессионального самоопределения и выбора профессии обучающихся ЦДО «Путь в профессию» (возраст до 18 лет)

Рабочая программа профессионального самоопределения и выбора профессии обучающихся ЦДО «Путь в профессию» (возраст до 18 лет)

Документы в архиве:

90 КБ Р

Название документа Р

Рабочая программа профессионального самоопределения и выбора профессии обучающихся ЦДО
«Путь в профессию»

(возраст до 18 лет)



Пояснительная записка

 Труд избавляет нас от трёх великих зол:
скуки, порока и нужды.
 Ф. Вольтер

Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых актов:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей трудовой деятельностью подростка, профессиональным самоопределением. Подготовительная работа по профессиональному самоопределению ведётся с  начала прошлого века, но и в настоящее время эта проблема является одной из основных проблем в любой сфере развития общества. По мере развития цивилизации и технического прогресса эта проблема становиться более актуальной.
Психологически грамотный подход к использованию всех форм и методов трудового воспитания, изучение требований к профессии и развития личности обеспечивает наиболее эффективное восприятие учащимися профориентационных воздействий и позволяет быстрее и успешнее претворять в жизнь право на выбор профессии в соответствии с призванием и способностями. Помогает раскрыть структуру личности и выявить её особенности. Без этого, как и без достаточной подготовки, невозможно решать вопрос о согласовании личностных качеств человека и объективных требований к профессии. Более того, выбор профессии связан со всеми обстоятельствами жизни человека и подготовлен всем предшествующим периодом его развития.
В том, когда и как человек решает вопрос о своём профессиональном будущем, видны результаты его обучения и воспитания, сложившиеся взгляды и убеждения, его характер, способности, уровень самопознания. Работа по профессиональной ориентации должна заключаться в обоснованном анализе возрастной и индивидуальной структуры личности в целом и в выделении тех её особенностей, которые важны в плане осуществления профессионального самоопределения индивидуума.
Из практики и личных исследований известно, что подросткам свойственна ярко выраженная потребность в самопознании и самоопределении. В этот период человек овладевает системой социально значимых ценностей, идеалов, отношений путём активного самоанализа, соотносит себя с миром взрослых и сверстников; мысленно включает себя в предполагаемую сферу профессионального труда и, связанную с ней, общность людей; у него ускоренно формируются основы моральной и профессиональной направленности, определяются доминирующие мотивы поведения и деятельности. Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения. В связи с этим возникла важная задача – разработать методы повышения активной роли самого подростка в поисках формирования призвания, а значит подготовить его к сознательному профессиональному самоопределению.
Важно чтобы каждый подросток для своего профессионального самоопределения
составил программу личной профессиональной перспективы, которая строилась бы с учётом следующих факторов:
1) учёт своих склонностей;
2) учёт способностей, внешних и внутренних возможностей;
3) учёт престижности выбираемой профессии;
4) учёт информированности о ней;
5) учёт позиции родителей;
6) учёт позиции одноклассников, друзей и сверстников;
7) учёт потребностей рынка труда.
Основной задачей профориентации является: обеспечение потребностей всех сфер деятельности человечества квалифицированными работникам, в повышении эффективности работы по подготовке дипломированных специалистов.
И так, главная цель профессионального самоопределения является – свобода выбора; постепенное формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Педагогический коллектив обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учащихся, способствует формированию модели ученика-профессионала ЦДО.

Этапы реализации программы.
Профориентация в ЦДО осуществляется в три этапа:
1-й - этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 5-7-х классах.
2-й - активно-поисковый этап профориентации в основном проходит в 8-9-х классах.
3-й - этап профессионального самоопределения учащихся 10-11-х классов. 

Педагогические цели первого этапа профориентации: 
-актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников; 
-создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
-формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

Направления профориентационной работы:
1. Вовлечение школьников в деятельность объединений ЦДО.
2. Вовлечение учащихся 7-х классов Белоярских школ в профессиональные
пробы рабочих специальностей (летний период).

Педагогические цели второго активно-поискового этапа профориентации:
- помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения;
-помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями.
-психолого-педагогическое сопровождение выбора профессиональной подготовкой ЦДО.

Направления профориентационной работы:
1.Вовлечение учащихся в деятельность объединений ЦДО.
2. Диагностика профессиональных предпочтений, склонностей, способностей 8-9-х классах.
3. Психологическая профилактика правильности выбора профессионального направления ЦДО.

Педагогические цели третьего этапа профессионального самоопределения:
-воспитывать готовность учащихся ЦДО к проектированию карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
-способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Направления профориентационной работы:
1. Психологическое консультирование подростков по вопросам социальной адаптации в условиях современного общества.
2. Формирование базовых трудовых навыков в рамках выбранной профессии

Цель программы : Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся учреждения профессионального образования, отвечающей требованиям регионального рынка труда.
Формирование модели профессионала ученика ЦДО.

Задачи программы :

 1. Формировать умения и навыки, определяющие совместимость и оптимальный выбор будущей профессии.

 2. Создавать условия для продуктивного продвижения учащегося по выбранному профессиональному направлению.

3. Обеспечить усвоение практических навыков будущей профессии.

4. Диагностировать и корректировать профессиональное обучение учащихся, определяя психологический и образовательный отбор.

5. Консультировать учащихся по вопросам социальной адаптации в условиях современного общества.

6. Поиск и поддержка одарённых обучающихся.

7. Помогать учащимся конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания.

8. Развивать устойчивую мотивацию учащихся, необходимую для получения профессии.

9. Воспитывать позитивное отношение к рабочим профессиям.

10. Обеспечение доступности качественной профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

План подготовки к профессиональному самоопределению

п/п

Направления работы

Методы и формы работы

Участники

Ответственные

1.

Формирование базовых трудовых навыков в рамках выбранной профессии

Занятия по программе
выбранной профессии

Учащиеся первого года обучения

Педагоги д.о.

2.

Консультирование старшеклассников и их родителей по вопросам выбора профессии и учебного заведения

Посещение родительских собраний и классных часов Белоярских СОШ №1,№ 3

5-11 классы

 Педагоги д.о., методист,

 

 Вовлечение учащихся в активное творческое познания мира профессий

Профориентационные конкурсы, игровые мероприятия ЦДО.

Учащиеся первого года обучения

Методист, психолог

3.

Поиск и поддержка одарённых обучающихся.

Творческие конкурсы, олимпиады профессионального мастерства.

Учащиеся ЦДО

Педагоги д.о., методист, психолог

4.

Диагностика профессиональных предпочтений, склонностей, способностей

Психологическое и
профориентационное тестирование,
консультирование.

Учащиеся первого года обучения

Методист, психолог

4.

Профессиональные
пробы

Профессиональные
пробы по направлениям ЦДО.

Учащиеся 7-х, 8-х классов Белоярских общеобразовательных школ.

Педагоги д.о., методист, психолог

5.

Знакомство с содержанием профессий

Выставки результатов
профессионального
труда учащихся ЦДО.

Учащиеся первого года обучения

Педагоги д.о., методист

6.

Психологическая профилактика правильности выбора профиля обучения.

Проведение профилактических мероприятий:
беседы, тренинги.

Учащиеся первого года обучения

Психолог,
методист

7.

Анализ профессий

Занятия по изучению
характеристик профессий.

Учащиеся второго года обучения.

Методист

8.

Мотивы и ценностные
ориентации самоопределения.

Социально-образовательные
тренинги и деловые
игры.

Учащиеся второго года обучения.

Методист, педагоги д.о., психолог

9.

Психологическая коррекция профессионального обучения

Занятия по развитию
психических процессов, необходимых для
обучения на профессию.

Учащиеся второго года обучения

Психолог,
Педагоги д.о.

10.

Психологическое консультирование подростков по вопросам социальной адаптации в условиях современного общества

Работа по профилактике вредных привычек
и асоциального
поведения учащихся.

Учащиеся второго года обучения.

Психолог,
методист

11.

Проектная деятельность.

Участие в практически
ориентированных
учебных и социальных проектах.

Учащиеся третьего года обучения.

Методист,
педагоги д.о.

13.

Формирование профессиональной идентичности (отождествление себя с будущей профессией), социально-ценностного отношения к осваиваемой
профессии

Вариативная часть
основной профессиональной образовательной программы
по специальности.

Учащиеся третьего года обучения работодатели, государственные, частные организации.

Методист, психолог,
педагоги д.о.

14.

Расширение профессиональных контактов обучающихся вне образовательного учреждения

Вне учебная
деятельность

Учащиеся третьего года обучения, службы занятости, органы местного самоуправления.

Педагоги д.о., методист.

15.

Формирование активной адаптивной стратегии на рынке труда, ориентированной на самореализацию в области занятости

Профориентационные экскурсии и профессиональные пробы,
консультации по
вопросам получения
образования и трудоустройства.

Учащиеся третьего года обучения, службы занятости, органы местного самоуправления.

Педагоги д. о., методист.

16.

Формировать умения составлять план своего профессионального роста.

Занятия по изучению
характеристик профессий.

Учащиеся третьего года обучения.

Методист, педагоги д.о.

17.

Знакомство с рынком труда и перспективами его развития; содействие трудоустройству и карьерному росту обучающегося.

Индивидуальное и
групповое консультирование.

Учащиеся третьего года обучения,
службы занятости, органы местного самоуправления.

Методист

18.

Разработка планов и заключение соглашений о совместной работе по профориентации между общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей.

 

 

Администрация ЦДО, методист.

Тематический план мероприятий

п/п

Мероприятия

Срок
исполнения

Участники

Ответственные

1.

«Моя первая профессия» - конкурс.

Февраль,

Учащиеся
2, 3 года обучения

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

2.

«Лучший по профессии». (Олимпиады профессионального мастерства для учащихся ЦДО)

ежегодно

Учащиеся ЦДО

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

3.

«Твоя профессия – твоё будущее» - конкурс
сочинений о роли выбранной профессии в твоём карьерном росте.

Март,
ежегодно

Учащиеся 2 года обучения.

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

4.

«Я выбираю профессию рабочего» - конкурс
характеристик рабочих профессий
(профессиограмм).

Декабрь,
ежегодно

Учащиеся 1 года обучения.

Методист,
педагоги
доп.
образования

5.

Олимпиада профессионального мастерства

ежегодно.

Учащиеся выпускных групп.

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

 

«День открытых дверей» в ЦДО

Май

Учащиеся 7-х, 8-х классов Белоярских общеобразовательных школ.

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

6.

«Я б в рабочие пошёл…» - посещение
ярмарки вакансий рабочих мест для выпускников.

ежегодно.

Учащиеся выпускных групп.

Методист,
педагоги
дополнительного
образования

7.

Летняя площадка (профессиональные
пробы рабочих специальностей)

ежегодно
(летний период)

Учащиеся
7-х классов
СОШ №1,3

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

Методическое обеспечение программы

1. Кадровое обеспечение: методист, педагог-психолог ЦДО: Баранова Елена Геннадьевна (первая квалификационная категория 2011 год); высшее образование - Армавирский государственный педагогический институт, 1999г. Специальность по диплому: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Педагог дошкольного обучения.
2. Педагоги дополнительного образования ЦДО.
3. Формы занятий:
- Теоретическая подготовка: беседы, общения, корректирующие упражнения, тестирование, составление характеристики и формулы выбранной профессии.
- Практические занятия: профессиональные пробы под руководством педагогов дополнительного образования, выбранной профессиональной подготовки.
4. Дидактические материалы: таблицы, схемы, иллюстрации, тесты для изучения интересов, способностей и намерений к трудовой и профессиональной деятельности, сценарии профессиональных игр, конкурсов, викторин, анкеты, опросники.
5. Техническое оснащение практических занятий: наборы необходимых инструментов, материалов, электронагревательных приборов и приспособлений, ИКТ, транспортные средства, детали и сборные узлы автомобилей.

Литература

1. С.Н. Чистякова «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников»
2. Н.С. Пряжников «Профессиональное самоопределение»
3. Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников «Профориентация»
4. Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьёва «Найди свой путь»
5. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин « Твой компас на рынке труда»
6. В. А. Майстер «Профнавигатор»: методический сборник – Тюмень 2009г.
7. И.Л. Пшенцова «Ранее профессиональное самоопределение школьников»- учебно-методическое пособие.
8. «Профессии ХХI века» - справочник новых профессий.
9. С.Н. Чистякова, Т.И.Шалавина «Твоя профессиональная карьера» - учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
10. «Мир профессий» -справочник.
11. Г.И. Кругликов «Методика профессионального обучения с практикумом»
12. «Технология» - учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
13. Образовательные Интернет-сайты.
14.«Арнадия» 1997 г. Энциклопедия популярных психологических тестов. Москва 1997г.с 303.
15. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога Часть 1. «Владос» Москва 1999г с 383.
16. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога Часть 2. «Владос» Москва 1999г с 476.
17. Р.В. Овчаровой Справочная книга школьного психолога. «Просвещение», «Учебная литература» Москва 1996 г
18. А.Г. Лидерс Психологический тренинг с подростками А.Г. Лидерс
19. И. Сушко Психология взаимоотношений. Екатеринбург 1999г. с 438
20 Кулагина Возрастная психология издательство РОУ И.Ю Москва 1996г. с173.
21. Информационно-издательский дом «Филинъ» практическая психология для преподавателей. Москва 1997г. с 321.
22. Н.И. Шевандрин Психодиагностика, коррекция и развитие личности. «Владос». Москва 1998г.
23. Энциклопедия психологических тестов (профессиональное консультирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор. Тесты для безработных). Москва 1997 г. с. 315.



Рабочая программа профессионального самоопределения и выбора профессии обучающихся ЦДО «Путь в профессию» (возраст до 18 лет)
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

 Труд избавляет нас от трёх великих зол:
скуки, порока и нужды.
 Ф. Вольтер

Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых актов:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей трудовой деятельностью подростка, профессиональным самоопределением. Подготовительная работа по профессиональному самоопределению ведётся с  начала прошлого века, но и в настоящее время эта проблема является одной из основных проблем в любой сфере развития общества. По мере развития цивилизации и технического прогресса эта проблема становиться более актуальной.
Психологически грамотный подход к использованию всех форм и методов трудового воспитания, изучение требований к профессии и развития личности обеспечивает наиболее эффективное восприятие учащимися профориентационных воздействий и позволяет быстрее и успешнее претворять в жизнь право на выбор профессии в соответствии с призванием и способностями. Помогает раскрыть структуру личности и выявить её особенности. Без этого, как и без достаточной подготовки, невозможно решать вопрос о согласовании личностных качеств человека и объективных требований к профессии. Более того, выбор профессии связан со всеми обстоятельствами жизни человека и подготовлен всем предшествующим периодом его развития.
В том, когда и как человек решает вопрос о своём профессиональном будущем, видны результаты его обучения и воспитания, сложившиеся взгляды и убеждения, его характер, способности, уровень самопознания. Работа по профессиональной ориентации должна заключаться в обоснованном анализе возрастной и индивидуальной структуры личности в целом и в выделении тех её особенностей, которые важны в плане осуществления профессионального самоопределения индивидуума.
Из практики и личных исследований известно, что подросткам свойственна ярко выраженная потребность в самопознании и самоопределении. В этот период человек овладевает системой социально значимых ценностей, идеалов, отношений путём активного самоанализа, соотносит себя с миром взрослых и сверстников; мысленно включает себя в предполагаемую сферу профессионального труда и, связанную с ней, общность людей; у него ускоренно формируются основы моральной и профессиональной направленности, определяются доминирующие мотивы поведения и деятельности. Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения. В связи с этим возникла важная задача – разработать методы повышения активной роли самого подростка в поисках формирования призвания, а значит подготовить его к сознательному профессиональному самоопределению.
Важно чтобы каждый подросток для своего профессионального самоопределения
составил программу личной профессиональной перспективы, которая строилась бы с учётом следующих факторов:
1) учёт своих склонностей;
2) учёт способностей, внешних и внутренних возможностей;
3) учёт престижности выбираемой профессии;
4) учёт информированности о ней;
5) учёт позиции родителей;
6) учёт позиции одноклассников, друзей и сверстников;
7) учёт потребностей рынка труда.
Основной задачей профориентации является: обеспечение потребностей всех сфер деятельности человечества квалифицированными работникам, в повышении эффективности работы по подготовке дипломированных специалистов.
И так, главная цель профессионального самоопределения является – свобода выбора; постепенное формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Педагогический коллектив обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учащихся, способствует формированию модели ученика-профессионала ЦДО.

Этапы реализации программы.
Профориентация в ЦДО осуществляется в три этапа:
1-й - этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 5-7-х классах.
2-й - активно-поисковый этап профориентации в основном проходит в 8-9-х классах.
3-й - этап профессионального самоопределения учащихся 10-11-х классов. 

Педагогические цели первого этапа профориентации: 
-актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников; 
-создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
-формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

Направления профориентационной работы:
1. Вовлечение школьников в деятельность объединений ЦДО.
2. Вовлечение учащихся 7-х классов Белоярских школ в профессиональные
пробы рабочих специальностей (летний период).

Педагогические цели второго активно-поискового этапа профориентации:
- помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения;
-помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями.
-психолого-педагогическое сопровождение выбора профессиональной подготовкой ЦДО.

Направления профориентационной работы:
1.Вовлечение учащихся в деятельность объединений ЦДО.
2. Диагностика профессиональных предпочтений, склонностей, способностей 8-9-х классах.
3. Психологическая профилактика правильности выбора профессионального направления ЦДО.

Педагогические цели третьего этапа профессионального самоопределения:
-воспитывать готовность учащихся ЦДО к проектированию карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
-способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Направления профориентационной работы:
1. Психологическое консультирование подростков по вопросам социальной адаптации в условиях современного общества.
2. Формирование базовых трудовых навыков в рамках выбранной профессии

Цель программы: Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся учреждения профессионального образования, отвечающей требованиям регионального рынка труда.
Формирование модели профессионала ученика ЦДО.

Задачи программы :

 1. Формировать умения и навыки, определяющие совместимость и оптимальный выбор будущей профессии.

 2. Создавать условия для продуктивного продвижения учащегося по выбранному профессиональному направлению.

3. Обеспечить усвоение практических навыков будущей профессии.

4. Диагностировать и корректировать профессиональное обучение учащихся, определяя психологический и образовательный отбор.

5. Консультировать учащихся по вопросам социальной адаптации в условиях современного общества.

6. Поиск и поддержка одарённых обучающихся.

7. Помогать учащимся конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания.

8. Развивать устойчивую мотивацию учащихся, необходимую для получения профессии.

9. Воспитывать позитивное отношение к рабочим профессиям.

10. Обеспечение доступности качественной профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

План подготовки к профессиональному самоопределению

№ п/п

Направления работы

Методы и формы работы

Участники

Ответственные

1.

Формирование базовых трудовых навыков в рамках выбранной профессии

Занятия по программе
выбранной профессии

Учащиеся первого года обучения

Педагоги д.о.

2.

Консультирование старшеклассников и их родителей по вопросам выбора профессии и учебного заведения

Посещение родительских собраний и классных часов Белоярских СОШ №1,№ 3

5-11 классы

 Педагоги д.о., методист,

 

 Вовлечение учащихся в активное творческое познания мира профессий

Профориентационные конкурсы, игровые мероприятия ЦДО.

Учащиеся первого года обучения

Методист, психолог

3.

Поиск и поддержка одарённых обучающихся.

Творческие конкурсы, олимпиады профессионального мастерства.

Учащиеся ЦДО

Педагоги д.о., методист, психолог

4.

Диагностика профессиональных предпочтений, склонностей, способностей

Психологическое и
профориентационное тестирование,
консультирование.

Учащиеся первого года обучения

Методист, психолог

4.

Профессиональные
пробы

Профессиональные
пробы по направлениям ЦДО.

Учащиеся 7-х, 8-х классов Белоярских общеобразовательных школ.

Педагоги д.о., методист, психолог

5.

Знакомство с содержанием профессий

Выставки результатов
профессионального
труда учащихся ЦДО.

Учащиеся первого года обучения

Педагоги д.о., методист

6.

Психологическая профилактика правильности выбора профиля обучения.

Проведение профилактических мероприятий:
беседы, тренинги.

Учащиеся первого года обучения

Психолог,
методист

7.

Анализ профессий

Занятия по изучению
характеристик профессий.

Учащиеся второго года обучения.

Методист

8.

Мотивы и ценностные
ориентации самоопределения.

Социально-образовательные
тренинги и деловые
игры.

Учащиеся второго года обучения.

Методист, педагоги д.о., психолог

9.

Психологическая коррекция профессионального обучения

Занятия по развитию
психических процессов, необходимых для
обучения на профессию.

Учащиеся второго года обучения

Психолог,
Педагоги д.о.

10.

Психологическое консультирование подростков по вопросам социальной адаптации в условиях современного общества

Работа по профилактике вредных привычек
и асоциального
поведения учащихся.

Учащиеся второго года обучения.

Психолог,
методист

11.

Проектная деятельность.

Участие в практически
ориентированных
учебных и социальных проектах.

Учащиеся третьего года обучения.

Методист,
педагоги д.о.

13.

Формирование профессиональной идентичности (отождествление себя с будущей профессией), социально-ценностного отношения к осваиваемой
профессии

Вариативная часть
основной профессиональной образовательной программы
по специальности.

Учащиеся третьего года обучения работодатели, государственные, частные организации.

Методист, психолог,
педагоги д.о.

14.

Расширение профессиональных контактов обучающихся вне образовательного учреждения

Вне учебная
деятельность

Учащиеся третьего года обучения, службы занятости, органы местного самоуправления.

Педагоги д.о., методист.

15.

Формирование активной адаптивной стратегии на рынке труда, ориентированной на самореализацию в области занятости

Профориентационные экскурсии и профессиональные пробы,
консультации по
вопросам получения
образования и трудоустройства.

Учащиеся третьего года обучения, службы занятости, органы местного самоуправления.

Педагоги д. о., методист.

16.

Формировать умения составлять план своего профессионального роста.

Занятия по изучению
характеристик профессий.

Учащиеся третьего года обучения.

Методист, педагоги д.о.

17.

Знакомство с рынком труда и перспективами его развития; содействие трудоустройству и карьерному росту обучающегося.

Индивидуальное и
групповое консультирование.

Учащиеся третьего года обучения,
службы занятости, органы местного самоуправления.

Методист

18.

Разработка планов и заключение соглашений о совместной работе по профориентации между общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей.

   

Администрация ЦДО, методист.

Тематический план мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Срок
исполнения

Участники

Ответственные

1.

«Моя первая профессия» - конкурс.

Февраль,

Учащиеся
2, 3 года обучения

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

2.

«Лучший по профессии». (Олимпиады профессионального мастерства для учащихся ЦДО)

ежегодно

Учащиеся ЦДО

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

3.

«Твоя профессия – твоё будущее» - конкурс
сочинений о роли выбранной профессии в твоём карьерном росте.

Март,
ежегодно

Учащиеся 2 года обучения.

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

4.

«Я выбираю профессию рабочего» - конкурс
характеристик рабочих профессий
(профессиограмм).

Декабрь,
ежегодно

Учащиеся 1 года обучения.

Методист,
педагоги
доп.
образования

5.

Олимпиада профессионального мастерства

ежегодно.

Учащиеся выпускных групп.

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

 

«День открытых дверей» в ЦДО

Май

Учащиеся 7-х, 8-х классов Белоярских общеобразовательных школ.

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

6.

«Я б в рабочие пошёл…» - посещение
ярмарки вакансий рабочих мест для выпускников.

ежегодно.

Учащиеся выпускных групп.

Методист,
педагоги
дополнительного
образования

7.

Летняя площадка (профессиональные
пробы рабочих специальностей)

ежегодно
(летний период)

Учащиеся
7-х классов
СОШ №1,3

Методист, психолог
педагоги
дополнительного
образования

Методическое обеспечение программы

1. Кадровое обеспечение: методист, педагог-психолог ЦДО: Баранова Елена Геннадьевна (первая квалификационная категория 2011 год); высшее образование - Армавирский государственный педагогический институт, 1999г. Специальность по диплому: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Педагог дошкольного обучения.
2. Педагоги дополнительного образования ЦДО.
3. Формы занятий:
- Теоретическая подготовка: беседы, общения, корректирующие упражнения, тестирование, составление характеристики и формулы выбранной профессии.
- Практические занятия: профессиональные пробы под руководством педагогов дополнительного образования, выбранной профессиональной подготовки.
4. Дидактические материалы: таблицы, схемы, иллюстрации, тесты для изучения интересов, способностей и намерений к трудовой и профессиональной деятельности, сценарии профессиональных игр, конкурсов, викторин, анкеты, опросники.
5. Техническое оснащение практических занятий: наборы необходимых инструментов, материалов, электронагревательных приборов и приспособлений, ИКТ, транспортные средства, детали и сборные узлы автомобилей.

Литература

1. С.Н. Чистякова «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников»
2. Н.С. Пряжников «Профессиональное самоопределение»
3. Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников «Профориентация»
4. Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьёва «Найди свой путь»
5. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин « Твой компас на рынке труда»
6. В. А. Майстер «Профнавигатор»: методический сборник – Тюмень 2009г.
7. И.Л. Пшенцова «Ранее профессиональное самоопределение школьников»- учебно-методическое пособие.
8. «Профессии ХХI века» - справочник новых профессий.
9. С.Н. Чистякова, Т.И.Шалавина «Твоя профессиональная карьера» - учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
10. «Мир профессий» -справочник.
11. Г.И. Кругликов «Методика профессионального обучения с практикумом»
12. «Технология» - учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
13. Образовательные Интернет-сайты.
14.«Арнадия» 1997 г. Энциклопедия популярных психологических тестов. Москва 1997г.с 303.
15. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога Часть 1. «Владос» Москва 1999г с 383.
16. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога Часть 2. «Владос» Москва 1999г с 476.
17. Р.В. Овчаровой Справочная книга школьного психолога. «Просвещение», «Учебная литература» Москва 1996 г
18. А.Г. Лидерс Психологический тренинг с подростками А.Г. Лидерс
19. И. Сушко Психология взаимоотношений. Екатеринбург 1999г. с 438
20 Кулагина Возрастная психология издательство РОУ И.Ю Москва 1996г. с173.
21. Информационно-издательский дом «Филинъ» практическая психология для преподавателей. Москва 1997г. с 321.
22. Н.И. Шевандрин Психодиагностика, коррекция и развитие личности. «Владос». Москва 1998г.
23. Энциклопедия психологических тестов (профессиональное консультирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор. Тесты для безработных). Москва 1997 г. с. 315.

Автор Баранова Елена Геннадьевна
Дата добавления 08.05.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3083
Номер материала 94
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓