Главная / Информатика / Программа элективного курса «Учимся рисовать на Паскале» 9 класс

Программа элективного курса «Учимся рисовать на Паскале» 9 класс

Документы в архиве:

54 КБ Про

Название документа Про

Программа элективного курса
«Учимся рисовать на Паскале»

9 класс



Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе
Элективный курс «Учимся рисовать на Паскале» – рассчитан для учащихся 9 классов. Количество часов 18.
Профили: информационно-технологический.
Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение графических возможностей языка Qbasic.

Цели и задачи курса

  • Формирование у обучающихся представления о языке Паскаль через графические возможности языка.

  • Рассмотреть применение основных операторов при создании изображений.

  • Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения.

  • Научить учащихся работать с операторам создания текста.

Образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

  • Алфавит языка, основные типы данных.

  • Структуру программы на Паскале.

  • Операторы ввода/вывода.

  • Условные операторы.

  • Графические режимы: достоинства и недостатки.

  • Основные операторы создания и заливки фигур, операторы работы с текстом.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать простейшие программы с использованием операторов вводы/вывода, операторов циклов и условные операторы.

  • Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей).

  • Выполнять масштабирование над объектам.

  • Использовать заливки изображений.

  • Создавать надписи, заголовки, задавать цвет текста.

  • Развивать творческие способности учащихся.

Содержание курса


№ п/п

Тема

всего

теория

практика

1.

Введение в язык паскаль. Алгоритм.

1 ч.

1 ч.

 

2.

Алфавит. Структура программы.

1 ч.

1 ч.

 

3-4.

Данные. Операторы ввода/вывода.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5-6.

Условный оператор

2 ч.

1 ч.

1 ч.

7.

Графические режимы. Структура экрана.

1 ч.

1 ч.

 

8-11

Основные операторы графики.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

12-14.

Заполнение фигур.

3 ч.

1 ч.

2 ч.

15-16.

Отображение текста в графическом режиме.

2 ч.

 

2 ч.

17-18.

Творческая зачетная работа

2 ч.

 

2 ч.

 

Итого:

18 ч.

7 ч.

11 ч.

1. Введение в язык паскаль. Алгоритм.

(Понятие алгоритм. Формы записи алгоритма. Графическая форма.)

2. Алфавит. Структура программы.

(Понятие алфавита. Идентификатор. Структура программы:  заголовок программы, раздел описаний, тело программы.)

3. Данные. Операторы ввода/вывода.

(Данные: типы данных, константы, переменные. Операторы ввода/вывода. Синтаксис операторов, назначение. Отличие read и readln, write и  writeln.)

4. Условный оператор.

(Назначение. Синтаксис оператора. Полная и неполная форма ветвления.)

5. Графические режимы. Структура экрана.

(Характеристика режимов. Установка графического режима. Система координат в графическом режиме. Функции управления текущим указателем.)

6-9. Основные операторы графики.

(Процедуры и функции рисования точек, линий, окружностей, дуг, эллипсов, прямоугольников.)

10-14. Заполнение фигур.

(Управление цветом фона и линий. Установка стиля линий. Функции закрашивания фигур.)

15.  Отображение текста в графическом режиме.

(Вывод текста с текущей позиции и от точки с координатами. Установка шрифта и стиля текста, размера, ориентации и направления.)

17-18. Творческая зачетная работа

(Учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу).

Методы преподавания и  учения:

Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные и практические занятия. Важной  составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом:

  • Лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы

  • Самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.

  • Упражнения для самостоятельного выполнения.

Теоретическую и практическую части курса необходимо изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

Формы контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала должен осуществляться, в основном, по результатам выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Итоговый контроль оценка за итоговую творческую работу. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу.
Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и на сколько они сформировались. Предлагается использовать дополнительно  к цифровой шкале качественную словесную шкалу с определенными градациями.

Список литературы для учителя и ученика

  1. Алексеев Е.Р. Чеснокова О.В. Турбо-Паскаль 7.0 –М.: НТ Пресс, 2004. 0 320 с.: ил. – (Шаг за шагом).

  2. Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003. 416 с.ил.

  3. С.А.Немнюгин. – СПб: Издательство «Питер», 2001. – 496 с.: ил.

  4. Молчанова С.И. Основы программирования Турбо-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. М.: «Аквариум»; ООО Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 224 с.:ил.

  5. Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: Практикум по программированию. Волгоград: Учитель, 2005. – 236 с.

  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах. Рабочая тетрадь. М.: Интеллект-Центр. 2001 – 80 с.

  7. Научно-методические журналы «Информатика и образование».

  8. Газеты «Информатика» приложение к «1 сентября».

  9. Электронный учебник на CD-диске «Язык программирования – Паскаль».



Программа элективного курса «Учимся рисовать на Паскале» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе
Элективный курс «Учимся рисовать на Паскале» – рассчитан для учащихся 9 классов. Количество часов 18.
Профили: информационно-технологический.
Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение графических возможностей языка Qbasic.

Цели и задачи курса

  • Формирование у обучающихся представления о языке Паскаль через графические возможности языка.
  • Рассмотреть применение основных операторов при создании изображений.
  • Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения.
  • Научить учащихся работать с операторам создания текста.

Образовательные результаты

Учащиеся должны знать:

  • Алфавит языка, основные типы данных.
  • Структуру программы на Паскале.
  • Операторы ввода/вывода.
  • Условные операторы.
  • Графические режимы: достоинства и недостатки.
  • Основные операторы создания и заливки фигур, операторы работы с текстом.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать простейшие программы с использованием операторов вводы/вывода, операторов циклов и условные операторы.
  • Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей).
  • Выполнять масштабирование над объектам.
  • Использовать заливки изображений.
  • Создавать надписи, заголовки, задавать цвет текста.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Содержание курса


№ п/п

Тема

всего

теория

практика

1.

Введение в язык паскаль. Алгоритм.

1 ч.

1 ч.

 

2.

Алфавит. Структура программы.

1 ч.

1 ч.

 

3-4.

Данные. Операторы ввода/вывода.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5-6.

Условный оператор

2 ч.

1 ч.

1 ч.

7.

Графические режимы. Структура экрана.

1 ч.

1 ч.

 

8-11

Основные операторы графики.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

12-14.

Заполнение фигур.

3 ч.

1 ч.

2 ч.

15-16.

Отображение текста в графическом режиме.

2 ч.

 

2 ч.

17-18.

Творческая зачетная работа

2 ч.

 

2 ч.

 

Итого:

18 ч.

7 ч.

11 ч.

1. Введение в язык паскаль. Алгоритм.

(Понятие алгоритм. Формы записи алгоритма. Графическая форма.)

2. Алфавит. Структура программы.

(Понятие алфавита. Идентификатор. Структура программы:  заголовок программы, раздел описаний, тело программы.)

3. Данные. Операторы ввода/вывода.

(Данные: типы данных, константы, переменные. Операторы ввода/вывода. Синтаксис операторов, назначение. Отличие read и readln, write и  writeln.)

4. Условный оператор.

(Назначение. Синтаксис оператора. Полная и неполная форма ветвления.)

5. Графические режимы. Структура экрана.

(Характеристика режимов. Установка графического режима. Система координат в графическом режиме. Функции управления текущим указателем.)

6-9. Основные операторы графики.

(Процедуры и функции рисования точек, линий, окружностей, дуг, эллипсов, прямоугольников.)

10-14. Заполнение фигур.

(Управление цветом фона и линий. Установка стиля линий. Функции закрашивания фигур.)

15.  Отображение текста в графическом режиме.

(Вывод текста с текущей позиции и от точки с координатами. Установка шрифта и стиля текста, размера, ориентации и направления.)

17-18. Творческая зачетная работа

(Учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу).

Методы преподавания и  учения:

Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные и практические занятия. Важной  составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом:

  • Лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы
  • Самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
  • Упражнения для самостоятельного выполнения.

Теоретическую и практическую части курса необходимо изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

Формы контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала должен осуществляться, в основном, по результатам выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Итоговый контроль оценка за итоговую творческую работу. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу.
Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и на сколько они сформировались. Предлагается использовать дополнительно  к цифровой шкале качественную словесную шкалу с определенными градациями.

Список литературы для учителя и ученика

  1. Алексеев Е.Р. Чеснокова О.В. Турбо-Паскаль 7.0 –М.: НТ Пресс, 2004. 0 320 с.: ил. – (Шаг за шагом).
  2. Шауцукова Л.З. Информатика: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003. 416 с.ил.
  3. С.А.Немнюгин. – СПб: Издательство «Питер», 2001. – 496 с.: ил.
  4. Молчанова С.И. Основы программирования Турбо-Паскаль 7.0 для школьников и абитуриентов. М.: «Аквариум»; ООО Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 224 с.:ил.
  5. Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: Практикум по программированию. Волгоград: Учитель, 2005. – 236 с.
  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах. Рабочая тетрадь. М.: Интеллект-Центр. 2001 – 80 с.
  7. Научно-методические журналы «Информатика и образование».
  8. Газеты «Информатика» приложение к «1 сентября».
  9. Электронный учебник на CD-диске «Язык программирования – Паскаль».
Автор Деркач Марина Сергеевна
Дата добавления 07.10.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2023
Номер материала 78
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓