Главная / Информатика / РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ» (7 – 9 класс. Базовый уровень) отделение КШИ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ» (7 – 9 класс. Базовый уровень) отделение КШИ

Название документа РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Информатика и ИКТ» 7-9 класс.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Качканарское профессиональное училище»











РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
«____» ____________2006 г.
Председатель: ________/О.А.Чайкова/

СОГЛАСОВАНО
«___» ___________2006 г.
Зам.директора по УВР:_______/С.Г.Кошелева/

УТВЕРЖДАЮ
«___» ___________2006 г.
Директор ГОУ НПО КПУ:
_____________/С.М.Бородулина/













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ»

(7 – 9 класс. Базовый уровень)

отделение КШИ
















Разработала:
преподаватель I категории
Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна













Г. КАЧКАНАР
2006 г.





1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Федеральная программа развития образования;

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  4. Учебные стандарты школ России;

  5. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;

  6. Программа развития КПУ с отделение КШИ;

  7. Устав ОУ КПУ с отделением КШИ;

  8. Программно методические материалы;

  9. Информатика 10 – 11 классы.

  10. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;

  11. Программа по информатике (Системно-информационная концепция).

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

  1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

  2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.

  3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Основная задача курса по предмету «Информатика» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:

На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5 – 6-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 0,5 часа в неделю в 5 классе и по 1 часу в неделю в 6 классе.
Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.

Курс состоит из трех разделов:

  1. Обучение работе на компьютере;

  2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 7-9 классов. На изучение курса отводится в 7-8 х классах – по 1 часу в неделю (34 часа в год), 9-х классах по 2 часу в неделю (68 часов в год).

Базовый курс информатики состоит из трех фундаментальных содержательных линии:

Содержательные линии курса

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Учебный план ГОУ КПУ с отделением КШИ;

  • Примерные учебные программы по информатике;

  • Методические разработки и рекомендации;

  • Индивидуальные проблемные задания;

  • Индивидуальные вариативные задания;

  • Тестовые тематические задания;

  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.


Для осуществления образовательного процесса в ОУ КПУ с отделением КШИ используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Дидактические игры;

  • Проблемное обучение;

  • Педагогики сотрудничества.


В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Творческая лаборатория;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-игра;

  • Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.


Формы рубежной и завершающей аттестации:

  • Тематические зачеты;

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  • Диктанты по информатике;

  • Решение задач;

  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

  • Итоговые контрольные работы;

  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
    Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним (полным) общим образованием проводится в форме:

    1. итогового тестирования;

    2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

    3. защиты рефератов.

2.   СТРУКТУРА КУРСА

Программой предусматривается прямое и концентрическое изучение материала указанных содержательных линий. Это позволяет по мере изучения курса давать более глубокие знания по каждой из перечисленных линий, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса.

Обучение информатике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Основ информатики и вычислительной техники» – это создание своей системы непрерывного изучения данной науки, в зависимости от специализации образовательного учреждени, выбранной профессии, уровня оснащенности компьютерами и т.д.

Структура курса

Взаимосвязь частей, выделяемых в методике обучения и содержательных линий курса информатики



7 класс


Структура курса 7 класса

8 класс


Структура курса 8 класса

9 класс


Структура курса 9 класса

Данная структура позволяет усилить преемственные связи между разделами курса. В основе курса лежит поэтапный принцип построения обучения.

3.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
(34 час в год)



N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Часть I. Информационная картина мира

Тема 1. Роль информации в деятельности человека

1.

Введение. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

1

-

1

2.

Информация, ее виды и свойства

1

-

1

3.

Представление информации

1

-

1

4.

Информационная деятельность человека

1

-

1

Тема 2. Представление об объектах окружающего мира

5.

Что такое объект

1

-

1

6.

Свойства и параметры объектов

1

-

1

7.

Параметры объектов. Состояние объекта

1

-

1

8.

Контрольная работа «Информация и объект»

1

-

1

Тема 3. Представление о модели объекта

9.

Понятие модели

1

-

1

10.

Информационные модели

0,5

0,5

1

11.

Моделирование в среде Paint

-

2

2

12.

Контрольная работа «Модели объекта»

0,5

0,5

1

Часть II. Техническое и программное обеспечение информационных процессов

Тема 4. Компьютер как средство обработки информации

13.

ПК, его состав и технические характеристики

1

-

1

14.

Операционная среда Windows

1

-

1

15.

Графический интерфейс. Окно

-

1

1

16.

Файл и папка. Действия с ними

0,5

0,5

1

17.

Проводник. Папка и ее параметры

0,5

0,5

1

18.

Самостоятельная работа «Действия с папками и файлами»

0,5

0,5

1

19.

Приложение и документ

0,5

0,5

1

20.

Технология OLE

0,5

0,5

1

21.

Настройка параметров рабочего стола

0,5

0,5

1

22.

Контрольная работа «ОС Windows»

1

-

1

Часть III. Основы алгоритмизации и программирования

Тема 5. Алгоритм и программа

23.

Понятие алгоритма

1

-

1

24.

Блок-схема. Следование

0,5

0,5

1

25.

Блок-схема. Ветвление

0,5

0,5

1

26.

Блок-схема. Цикл

0,5

0,5

1

27.

Понятие «Программа»

0,5

0,5

1

28.

Среда программирования ЛогоМиры 2.0. Команда

0,5

0,5

1

29.

Процедурное программирование

0,5

0,5

1

30.

Цикл в программе

1

1

2

31.

Контрольная работа «Алгоритм и программа»

0,5

0,5

1

32.

Итоговый урок

1

-

1

 

Общее количество часов в 7 классе

22,5

11,5

34




8 класс
(34 час в год)



N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Часть I. Информационные процессы

Тема 1. Информационные процессы

1.

Введение. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

1

-

1

2.

Информационные технологии

1

-

1

3.

Основы понятия процесса управления

1

-

1

4.

Классификация систем управления

1

-

1

Часть II. Технология работы в системной и прикладных программных средах

Тема 2. Освоение системной среды Windows

5.

Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов

1

-

1

6.

Технология OLE: внедрение и связывание объектов

0,5

0,5

1

7.

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

0,5

0,5

1

8.

Архивация файлов. Архиваторы

0,5

0,5

1

9.

Контрольная работа «Системная среда Windows»

0,5

0,5

1

Тема 3. Освоение среды текстового процессора Word

10.

История обработки текстовых документов. Макет документа

1

-

1

11.

Интерфейс текстового процессора. Настройка пользовательского интерфейса

0,5

0,5

1

12.

Шрифт, начертание, размер

-

1

1

13.

Набор и редактирование текста

-

1

1

14.

Абзацные отступы и интервалы

-

1

1

15.

Абзацные отступы и интервалы

-

1

1

16.

Рисование в документе

-

1

1

17.

Вставка готового рисунка

-

1

1

18.

Объект WordArt

-

1

1

19.

Таблицы в Word

-

1

1

20.

Работа со списками

-

1

1

21.

Комбинированный документ

-

1

1

22.

Диаграммы

-

1

1

23.

Редактор формул

-

1

1

24.

Верстка готового документа

-

1

1

25.

Создание титульного листа

-

1

1

26.

Контрольная работа «Технология работы в среде текстового процессора»

0,5

0,5

1

Часть III. Техническое обеспечение информационных процессов

Тема 4. Аппаратное обеспечение компьютера

27.

Назначение и характеристики микропроцессора

1

-

1

28.

Назначение и устройство памяти. Внутренняя память

1

-

1

29.

Назначение и устройство памяти. Внешняя память

1

-

1

30.

Назначение и устройство памяти. Внешняя память

1

-

1

31.

Структурная схема компьютера

1

-

1

32.

Системная плата. Порты

1

-

1

33.

Контрольная работа «Аппаратное обеспечение информационных процессов»

1

-

1

34.

Резерв времени

1

-

1

 

Общее количество часов в 8 классе

16,5

17,5

34




9 класс
(68 час в год)



N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Часть I. Информационная картина мира

Тема 1. Представление о системе объектов

1.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Клавиатурный тренажер.

0,5

0,5

1

2.

Отношения и связи между объектами

1

-

1

3.

Понятие о системе объектов

1

-

1

4.

Информационная модель системы

1

-

1

5.

Графы

0,5

0,5

1

Часть II. Техническое и программное обеспечение информационных процессов

Тема 2.Освоение среды табличного процессора MS Excel

6.

Общая характеристика табличного процессора

1

-

1

7.

Создание и редактирование табличного документа

-

2

2

8.

Формула и правила ее записи в электронной таблице

-

1

1

9.

Автозаполнение ячеек

-

1

1

10.

Вычисления по формулам

-

1

1

11.

Использование в формулах встроенных функций

-

1

1

12.

Относительная, абсолютная и смешанная ссылка

-

1

1

13.

Логические функции

0,5

0,5

1

14.

Использование в вычислениях логических функций

-

1

1

15.

Выполнение расчетов в среде электронных таблиц

-

1

1

16.

Статистические функции

-

1

1

17.

Форматирование табличного документа

-

1

1

18.

Функции даты и времени

-

1

1

19.

Создание и настройка диаграмм

-

1

1

20.

Построение графиков функций

-

1

1

21.

Контрольная работа «Технология работы в среде табличного процессора»

0,5

0,5

1

Тема 3. Классификация моделей

22.

Виды классификации моделей

1

-

1

23.

Основные этапы моделирования: разработка модели

1

-

1

24.

Формализация задачи и разработка модели

1

-

1

25.

Анализ результатов моделирования

1

-

1

Тема 4. Практикум по моделированию

26.

Моделирование в среде текстового процессора. Образно-знаковая модель (Блок-схема, граф)

1

1

2

27.

Моделирование в среде табличного процессора. Моделирование биологических процессов

1

1

2

28.

Моделирование в среде табличного процессора. Моделирование экологических систем

1

1

2

Тема 5. История и современное состояние компьютерной техники и программного обеспечения

29.

История КТ

1

-

1

30.

Классификация КТ

1

-

1

31.

Программное обеспечение ПК

1

-

1

32.

Операционные системы

1

1

2

33.

Файл и файловая система

1

1

2

Тема 6. Системы управления базами данных MS Access

34.

Общая характеристика СУБД

1

-

1

35.

Основные приемы работы с данными

-

1

1

36.

Создание и редактирование формы. Сортировка данных

-

1

1

37.

Организация поиска. Создание и применение фильтра

-

1

1

38.

Элементы управления

-

1

1

39.

Создание и редактирование отчета

-

1

1

40.

Организация работы с данными

-

1

1

41.

Управление данными

-

1

1

42.

Построение выражений

-

1

1

43.

Создание запроса по условию

-

1

1

44.

Создание запроса. Сортировка в запросе

-

1

1

45.

Создание отчета. Построение выражений

-

1

1

46.

Контрольная работа «Базы данных MS Access»

0,5

0,5

1

Тема 7. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей

47.

Виды компьютерных сетей

1

-

1

48.

Информационные услуги Интернета

2

-

2

49.

Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Протоколы

1

-

1

50.

Поиск информации в Интернете

1

-

1

51.

Основные понятия WWW

1

-

1

52.

Работа с браузером WWW

0,5

0,5

1

53.

Основные элементы Web-документа

1

-

1

54.

Этапы разработки Web-сайта

1

-

1

55.

Создание Web-сайта в приложении Word

1

1

2

56.

Создание Web-сайта в приложении MS Publisher

1

1

2

57.

Контрольная работа «Компьютерные сети»

0,5

0,5

1

58.

Итоговый урок

1

-

1

59.

Резерв времени

1

-

1

 

Общее количество часов в 9 классе

32,5

35,5

68




5.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



7 КЛАСС



Часть 1. Информационная картина мира


Тема 1. Понятие информации. Представление информации


Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации; полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности — на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Тема 2. Представление об объектах окружающего мира


Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Тема 3. Представление о модели объекта


Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели.

Понятие о моделировании в среде графического редактора.

Моделирование геометрических операций и фигур. Моделирование геометрических операций. Моделирование объектов с заданными свойствами. Конструирование — разновидность моделирования. Моделирование паркета. Компьютерное конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм. Создание набора кирпичиков для конструирования. Конструирование из кирпичиков по общему виду. Моделирование расстановки мебели. Моделирование объемных конструкций из кирпичиков по трем проекциям.

Разнообразие геометрических моделей. Моделирование резьбы по дереву. Моделирование оконных наличников. Моделирование топографической карты или плана местности. Графический алгоритм процесса.

Часть 2. Техническое и программное обеспечение информационных процессов


Тема 4. Компьютер как средство обработки информации


Компьютер как средство обработки информации. Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

Назначение системной среды Windows.

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.

Часть 3. Основы алгоритмизации и программирования


Тема 5. Алгоритм и программа



Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Стадии создания алгоритма.

Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

8 КЛАСС



Часть 1. Информация. Информационные процессы


Тема 1. Информационные процессы



Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.

Часть 2. Технология работы в системной и прикладных программных средах


Тема 2. Освоение системной среды Windows


Назначение системной среды Windows.

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.

Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

Тема 3. Освоение среды текстового процессора Word


Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа в целом и его объектов. Общая характеристика инструментов прикладной среды.

История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры.

Способы выделения объектов текстового документа.

Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблиц и преобразование данных в диаграмму. Печать документа. Использование в текстовом документе готовых графических объектов, а также создание графических объектов средствами Word. Верстка готового документа.

Часть 3. Техническое обеспечение информационных процессов


Тема 4. Аппаратное обеспечение компьютера


Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.

Понятие памяти компьютера. Назначение, основные характеристики и виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройств внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.

Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.

Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

9 КЛАСС



Часть 1. Информационная картина мира


Тема 1. Представление о системе объектов


Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения.

Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей. Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.

Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Часть 2. Техническое и программное обеспечение информационных процессов



Тема 2.Освоение среды табличного процессора MS Excel


Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы.

Типовые действия с объектами электронной таблицы.

Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа.

Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе.

Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.

Тема 3. Классификация моделей


Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления.

Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.

Место моделирования в деятельности человека. Прототип — моделирование — принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель.

Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.

Тема 4. Практикум по моделированию


Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели.

Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Моделирование ситуаций.

Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование движения тела под действием силы тяжести. Моделирование экологических систем.

Моделирование случайных процессов.

Тема 5. История и современное состояние компьютерной техники и программного обеспечения ЭВМ


Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ. Перспективы развития компьютерных систем.

Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры. Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.

Программное обеспечение ЭВМ и его состав. Операционные системы, основное назначение и функции. Файл и файловая система. Принцип организации информации на диках: файл, каталог (папка).

Тема 6. Системы управления базами данных MS Access


Назначение системы управления базами данных (СУБД). Объекты базы данных. Инструменты СУБД для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных.

Создание структуры базы данных и заполнение ее данными. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Критерии выборки данных. Разработка отчета для вывода данных.

Тема 7. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей


Возможности Интернета. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в Интернете. Язык разметки гипертекста HTML.Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты.

Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами.

Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.



5.   КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Требования к технике

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  7. Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  8. Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  9. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  10. Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  11. Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника, как минимум, должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. PENTIUM II

  2. 256 Мб RAM

  3. 40Гб HDD

  4. CD-DVD-ROM

  5. Видео карта SVGA 8 Мб

  6. Аудиокарта Sound Blaster Vibra 16

  7. Манипулятор типа «мышь»

  8. Акустическая система: наушники, микрофон, колонки.


Программное обеспечение

  1. MS DOS

  2. Total Commander

  3. Операционная система WINDOWS 2000

  4. Для базового курса – текстовый процессор Word 2000, графический редактор Paint, табличный процессор Excel 2000, система управления базами данных Access 2000, среда программирования ЛогоМиры 2.0.


Учебно-методическая литература

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

  2. Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  3. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  4. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  5. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  6. Босова Л.Л. Знакомство с машинной графикой на УКНЦ. Методическое пособие для учителя. 5 – 6 класс. ИОСО РАО,1996

  7. Босова Л.Л. Знакомство с машинной графикой на УКНЦ. Методическое пособие для учителя. 7класс. ИОСО РАО,1996

  8. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997

  9. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996

  10. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - М.: ABF,1997

  11. Мачульский В.В., Гейн А.Г. и др. Культура информационной деятельности. Учебное пособие для основной школы. 9 класс. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006

  12. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

  13. Семакин И.Г., Залогова Л.Т и др. Информатика. Базовый кур. 7 – 9 классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

  14. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  15. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2002



6.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ



Предметно-информационная составляющая:

  • Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ;

  • Знать правила поведения в компьютерном классе;

  • Иметь представление об информации, формах ее представления и обработки в технологических процессах;

  • Понимание значения информации для человеческой деятельности;

  • Иметь представление о сигнале как носителе информации, знать единицы измерения информации;

  • Знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере;

  • Понимать смысл алгоритма, его свойств, средств и способов описания алгоритмов, назначение алгоритма при решении учебных задач;

  • Знать определение программы как алгоритма записанного на формальном языке, понятном исполнителю, имитируемому на ЭВМ;

  • Знать приемы и способы отладки программ на компьютере;

  • Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера и понимать, что компьютер – универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;

  • Понимать технологические принципы и режимы обработки информации различного вида.

  • Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера;

  • Знать типы ЭВМ, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека;

  • Знать типы памяти ПЭВМ их сходство и различия, а также возможности;

  • Знать классификацию машинных средств хранения информации;

  • Иметь представление о понятии «Информационное общество»;

  • Знать средства компьютерной коммуникаций;

  • Знать современные ОС их сходство и различие;

  • Знать типы ПО и их назначение для решения различного рода задач;

  • Знать понятия «Файл» и «файловая система»


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Умение выражать различные объемы информации в стандартных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах);

  • Умение пользоваться готовым алгоритмом для решения типовых задач из различных учебных предметов;

  • Освоение основных алгоритмических конструкций решения практических задач;

  • Умение записывать программу на формальном языке по готовому алгоритму;

  • Умение отличить синтаксическую ошибку от семантической;

  • Уметь использовать стандартные функции для производства численных расчетов на компьютере;

  • Уметь разбить решение задачи на этапы, приводящие к искомому результату.

  • Умение отыскать необходимый файл в каталоге;

  • Уметь копировать, удалять, перемещать, переименовывать файлы;

  • Уметь размещать и просматривать файлы в корневом, родительском каталоге;

  • Умение определить емкость машинных средств хранения информации;

  • Уметь сформировать адрес в сети;

  • Уметь определять технические характеристики к аппаратным средствам ПЭВМ для мультимедийных возможностей;

  • Различать типы файлов по их расширению и уметь определять программу-создатель;

  • Уметь рассказать о характерных особенностях компьютера того или иного поколения и различать их по элементной базе;

  • Уметь определять по основным признакам уровень развития общества в информационном пространстве.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Умение выбрать готовый алгоритм для решения конкретной задачи;

  • Определять примерный набор допустимых действий для решения данного класса жизненных задач;

  • Работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных, разветвляющихся, циклических и содержащих подмодули программ.

  • Умение отличить числовую переменную в информатике от числовой переменной в математике;

  • Уметь производить отладку и тестирование программ;

  • Умение различать «хороший» и «плохой» алгоритм (программу);

  • Умение выбрать оптимальный способ решения поставленной задачи;

  • Уметь строить простые компьютерные математические модели;

  • Понимать, что компьютер – универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;

  • Уметь сохранять информацию в текущем каталоге и на дискете;

  • Уметь различать типы памяти и находить более эффективные средства хранения того или иного рода информации;

  • Уметь соединять разнотипную информацию в одном электронном документе, понимая какими программными средствами необходимо воспользоваться;

  • Умение определить оптимальные средства для коммуникативных возможностей ПЭВМ.





7.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Федеральная программа развития образования. 2000г.

  3. Конвенция о правах ребенка. 1998г.

  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.

  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.

  6. Областной закон «Об образовании Свердловской области», 1998г.

  7. Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.

  8. Устав ОУ Качканарского профессионального училища с отделением «Кадетская школа – интернат».

  9. Программа развития ГОУ НПО КПУ с отделением «Кадетская школа – интернат».

  10. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.

  11. Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  12. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997

  13. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996

  14. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997

  15. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  16. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

  17. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  18. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001

  19. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

  20. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

  21. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001

  22. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. – М.: Дрофа, 2001

  23. Журнал «Информатика в школе»

  24. Газета «Информатика»

  25. Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005/2006 учебного года» - http://festival.1september.ru

  26. Спутниковый канал ЕОИС – http://sputnik.mto.ru

  27. Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ» (7 – 9 класс. Базовый уровень) отделение КШИ
  • Информатика
Описание:

1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральная программа развития образования;
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  4. Учебные стандарты школ России;
  5. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;
  6. Программа развития  КПУ с отделение КШИ;
  7. Устав ОУ КПУ с отделением КШИ;
  8. Программно методические материалы;
  9. Информатика 10 – 11 классы.
  10. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
  11. Программа по информатике (Системно-информационная концепция).

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

  1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

  2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие  у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.

  3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ.Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Основная задача курса по предмету «Информатика» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:

На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5 – 6-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 0,5 часа в неделю в 5 классе и по 1 часу в неделю в 6 классе.
Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.

Курс состоит из трех разделов:
  1. Обучение работе на компьютере;

  2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 7-9 классов. На изучение курса отводится в 7-8 х классах – по 1 часу в неделю (34 часа в год), 9-х классах по 2 часу в неделю (68  часов в год).

Базовый курс информатики состоит из трех фундаментальных содержательных линии:

095.jpg
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
  •    
  •    Учебный план ГОУ КПУ с отделением КШИ;
  •    Примерные учебные программы по информатике;
  •    Методические разработки и рекомендации;
  •    Индивидуальные проблемные задания;
  •    Индивидуальные вариативные задания;
  •    Тестовые тематические задания;
  •    Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Для осуществления образовательного процесса в ОУ КПУ с отделением КШИ используются элементы следующих педагогических технологий:
  •    Традиционное обучение;
  •    Развивающее обучение;
  •    Личностно-ориентированное обучение;
  •    Дифференцированное обучение;
  •    Дидактические игры;
  •    Проблемное обучение;
  •    Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
  •    Комбинированный урок;
  •    Урок-лекция;
  •    Урок-демонстрация;
  •    Урок-практикум;
  •    Творческая лаборатория;
  •    Урок-демонстрация;
  •    Урок-игра;
  •    Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.


Формы рубежной и завершающей аттестации:
  •    Тематические зачеты;
  •    Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
  •    Диктанты по информатике;
  •    Решение задач;
  •    Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
  •    Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
  •    Итоговые контрольные работы;
  •    Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
    Итоговая аттестация по информатике  у учащихся групп со средним  (полным) общим образованием проводится  в форме:
    1.    итогового тестирования;
    2.    разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
    3.    защиты рефератов.

2.   СТРУКТУРА КУРСА

 

Программой предусматривается прямое и концентрическое изучение материала указанных содержательных линий. Это позволяет по мере изучения курса давать более глубокие знания по каждой из перечисленных линий, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса.

Обучение информатике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Основ информатики и вычислительной техники» – это создание своей системы непрерывного изучения данной науки, в зависимости от специализации образовательного учреждени, выбранной профессии,  уровня оснащенности компьютерами и т.д.

094.jpg

Взаимосвязь  частей, выделяемых в методике обучения  и содержательных линий курса информатики



7 класс


0100.jpg

8 класс


0101.jpg

9 класс


0102.jpg
 

Данная структура позволяет усилить преемственные связи между разделами курса. В основе курса лежит поэтапный принцип построения обучения.

3.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
(34 час в год)



N
п/п
Название темыКоличество часов
ТеорияПрактика Всего
Часть I. Информационная картина мира
Тема 1. Роль информации в деятельности человека  
1.Введение. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе1-1
2.Информация, ее виды и свойства1-1
3.Представление информации1-1
4.Информационная деятельность человека1-1
Тема 2. Представление об объектах окружающего мира
5.Что такое объект1-1
6.Свойства и параметры объектов1-1
7.Параметры объектов. Состояние объекта1-1
8.Контрольная работа «Информация и объект»1-1
Тема 3. Представление о модели объекта
9.Понятие модели1-1
10.Информационные модели0,50,51
11.Моделирование в среде  Paint-22
12.Контрольная работа «Модели объекта»0,50,51
Часть II. Техническое и программное обеспечение информационных процессов
Тема 4. Компьютер как средство обработки информации
13.ПК, его состав и технические характеристики1-1
14.Операционная среда Windows1-1
15.Графический интерфейс. Окно-11
16.Файл и папка. Действия с ними0,50,51
17.Проводник. Папка и ее параметры0,50,51
18.Самостоятельная работа «Действия с папками и файлами»0,50,51
19.Приложение и документ0,50,51
20.Технология OLE0,50,51
21.Настройка параметров рабочего стола0,50,51
22.Контрольная работа «ОС Windows»1-1
Часть III. Основы алгоритмизации и программирования
Тема 5. Алгоритм и программа
23.Понятие алгоритма1-1
24.Блок-схема. Следование0,50,51
25.Блок-схема. Ветвление0,50,51
26.Блок-схема. Цикл 0,50,51
27.Понятие «Программа»0,50,51
28.Среда программирования ЛогоМиры 2.0. Команда 0,50,51
29.Процедурное программирование0,50,51
30.Цикл в программе112
31.Контрольная работа «Алгоритм и программа»0,50,51
32.Итоговый урок1-1
 Общее количество часов в 7 классе22,511,534



8 класс
(34 час в год)



N
п/п
Название темыКоличество часов
ТеорияПрактика Всего
Часть I. Информационные процессы
Тема 1.  Информационные процессы
1.Введение. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе1-1
2.Информационные технологии1-1
3.Основы понятия процесса управления1-1
4.Классификация систем управления1-1
Часть II. Технология работы  в системной и прикладных программных средах
Тема 2. Освоение системной среды Windows
5.Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов1-1
6.Технология OLE: внедрение и связывание объектов0,50,51
7.Компьютерные вирусы. Антивирусные программы0,50,51
8.Архивация файлов. Архиваторы 0,50,51
9.Контрольная работа «Системная среда Windows»0,50,51
Тема 3. Освоение среды текстового процессора Word
10.История обработки текстовых документов. Макет документа1-1
11.Интерфейс текстового процессора. Настройка пользовательского интерфейса0,50,51
12.Шрифт, начертание, размер-11
13.Набор и редактирование текста-11
14.Абзацные отступы и интервалы-11
15.Абзацные отступы и интервалы-11
16.Рисование в документе-11
17.Вставка готового рисунка-11
18.Объект WordArt-11
19.Таблицы в Word-11
20.Работа со списками-11
21.Комбинированный документ-11
22.Диаграммы-11
23.Редактор формул-11
24.Верстка готового документа-11
25.Создание титульного листа-11
26.Контрольная работа «Технология работы в среде текстового процессора»0,50,51
Часть III. Техническое обеспечение информационных процессов
Тема 4.  Аппаратное обеспечение компьютера
27.Назначение и характеристики микропроцессора1-1
28.Назначение и устройство памяти. Внутренняя память1-1
29.Назначение и устройство памяти. Внешняя память1-1
30.Назначение и устройство памяти. Внешняя память1-1
31.Структурная схема компьютера1-1
32.Системная плата. Порты1-1
33.Контрольная работа «Аппаратное обеспечение информационных процессов»1-1
34.Резерв времени1-1
 Общее количество часов в 8 классе16,517,534



9 класс
(68 час в год)



N
п/п
Название темыКоличество часов
ТеорияПрактика Всего
Часть I. Информационная картина мира
Тема 1.  Представление о системе объектов
1.Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Клавиатурный тренажер.0,50,51
2.Отношения и связи между объектами1-1
3.Понятие о системе объектов1-1
4.Информационная модель системы1-1
5.Графы0,50,51
Часть II. Техническое и программное обеспечение информационных процессов
Тема 2.Освоение среды табличного процессора MS Excel
6.Общая характеристика табличного процессора1-1
7.Создание и редактирование табличного документа-22
8.Формула и правила ее записи в электронной таблице-11
9.Автозаполнение ячеек-11
10.Вычисления по формулам-11
11.Использование в формулах встроенных функций-11
12.Относительная, абсолютная и смешанная ссылка-11
13.Логические функции0,50,51
14.Использование в вычислениях логических функций-11
15.Выполнение расчетов в среде электронных таблиц-11
16.Статистические функции-11
17.Форматирование табличного документа-11
18.Функции даты и времени-11
19.Создание и настройка диаграмм-11
20.Построение графиков функций-11
21.Контрольная работа «Технология работы в среде табличного процессора»0,50,51
Тема 3. Классификация моделей
22.Виды классификации моделей1-1
23.Основные этапы моделирования: разработка модели1-1
24.Формализация задачи и разработка модели1-1
25.Анализ результатов моделирования1-1
Тема 4. Практикум по моделированию
26.Моделирование в среде текстового процессора. Образно-знаковая модель (Блок-схема, граф)112
27.Моделирование в среде табличного процессора. Моделирование биологических процессов112
28.Моделирование в среде табличного процессора. Моделирование экологических систем112
Тема 5. История и современное состояние компьютерной техники и программного обеспечения
29.История КТ1-1
30.Классификация КТ1-1
31.Программное обеспечение ПК1-1
32.Операционные системы112
33.Файл и файловая система112
Тема 6. Системы управления базами данных MS Access
34.Общая характеристика СУБД1-1
35.Основные приемы работы с данными-11
36.Создание и редактирование формы. Сортировка данных-11
37.Организация поиска. Создание и применение фильтра-11
38.Элементы управления-11
39.Создание  и редактирование отчета-11
40.Организация работы с данными-11
41.Управление данными-11
42.Построение выражений-11
43.Создание запроса по условию-11
44.Создание запроса. Сортировка в запросе-11
45.Создание отчета. Построение выражений-11
46.Контрольная работа «Базы данных MS Access»0,50,51
Тема 7. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей
47.Виды компьютерных сетей1-1
48.Информационные услуги Интернета2-2
49.Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Протоколы 1-1
50.Поиск информации в Интернете1-1
51.Основные понятия WWW1-1
52.Работа с браузером WWW0,50,51
53.Основные элементы Web-документа 1-1
54.Этапы разработки Web-сайта 1-1
55.Создание Web-сайта в приложении Word112
56.Создание Web-сайта в приложении MS Publisher 112
57.Контрольная работа «Компьютерные сети»0,50,51
58.Итоговый урок1-1
59.Резерв времени1-1
 Общее количество часов в 9 классе32,535,568



5.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



7 КЛАСС



 

Часть 1. Информационная картина мира


Тема 1. Понятие информации. Представление информации


Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации; полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности — на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Тема 2. Представление об объектах окружающего мира


Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Тема 3. Представление о модели объекта


Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели.

Понятие о моделировании в среде графического редактора.

Моделирование геометрических операций и фигур. Моделирование геометрических операций. Моделирование объектов с заданными свойствами.Конструирование — разновидность моделирования. Моделирование паркета. Компьютерное конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм. Создание набора кирпичиков для конструирования. Конструирование из кирпичиков по общему виду. Моделирование расстановки мебели. Моделирование объемных конструкций из кирпичиков по трем проекциям.

Разнообразие геометрических моделей. Моделирование резьбы по дереву. Моделирование оконных наличников. Моделирование топографической карты или плана местности. Графический алгоритм процесса.

Часть 2. Техническое  и программное обеспечение информационных процессов


Тема 4. Компьютер как средство обработки информации


Компьютер как средство обработки информации. Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

Назначение системной среды Windows.

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде  Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.

Часть 3. Основы алгоритмизации и программирования


Тема 5. Алгоритм и программа



Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Стадии создания алгоритма.

Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

8 КЛАСС



Часть 1. Информация. Информационные процессы


Тема 1. Информационные процессы



Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.

Часть 2. Технология работы  в системной и прикладных программных средах


Тема 2. Освоение системной среды Windows


Назначение системной среды Windows.

Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде  Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.

Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

Тема 3. Освоение среды текстового процессора Word


Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа в целом и его объектов. Общая характеристика инструментов прикладной среды.

История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры.

Способы выделения объектов текстового документа.

Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблиц и преобразование данных в диаграмму. Печать документа. Использование в текстовом документе готовых графических объектов, а также создание графических объектов средствами Word. Верстка готового документа.

Часть 3. Техническое обеспечение информационных процессов


Тема 4.  Аппаратное обеспечение компьютера


Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.

Понятие памяти компьютера. Назначение, основные характеристики и виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройств внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.

Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.

Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

9 КЛАСС



Часть 1. Информационная картина мира


Тема 1.  Представление о системе объектов


Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения.

Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей. Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.

Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Часть 2. Техническое и программное обеспечение информационных процессов



Тема 2.Освоение среды табличного процессора MS Excel


Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы.

Типовые действия с объектами электронной таблицы.

Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа.

Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе.

Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.

Тема 3. Классификация моделей


Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления.

Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.

Место моделирования в деятельности человека. Прототип — моделирование — принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель.

Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.

Тема 4. Практикум по моделированию


Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели.

Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Моделирование ситуаций.

Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование движения тела под действием силы тяжести. Моделирование экологических систем.

Моделирование случайных процессов.

Тема 5. История и современное состояние компьютерной техники и программного обеспечения ЭВМ


Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ. Перспективы развития компьютерных систем.

Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры. Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры. Промышленные компьютеры.

Программное обеспечение ЭВМ и его состав. Операционные системы, основное назначение и функции. Файл и файловая система. Принцип организации информации на диках: файл, каталог (папка).

Тема 6. Системы управления базами данных MS Access


Назначение системы управления базами данных (СУБД). Объекты базы данных. Инструменты СУБД для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных.

Создание структуры базы данных и заполнение ее данными. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Критерии выборки данных. Разработка отчета для вывода данных.

Тема 7. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей


Возможности Интернета. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в Интернете. Язык разметки гипертекста HTML.Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты.

Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами.

Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.



5.   КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Требования к технике
  1.    Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2.    Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3.    Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4.    Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5.    Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  6.    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  7.    Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  8.    Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  9.    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  10.    Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  11.    Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника, как минимум, должна удовлетворять следующим требованиям:
  1.    PENTIUM II
  2.    256 Мб RAM
  3.    40Гб HDD
  4.    CD-DVD-ROM
  5.    Видео карта SVGA 8 Мб
  6.    Аудиокарта Sound Blaster Vibra 16
  7.    Манипулятор типа «мышь»
  8.    Акустическая система: наушники, микрофон, колонки.

Программное обеспечение
  1. MS DOS
  2. Total Commander
  3. Операционная система WINDOWS  2000
  4. Для базового курса – текстовый процессор  Word 2000, графический редактор Paint, табличный процессор Excel 2000, система управления базами данных Access 2000, среда программирования ЛогоМиры 2.0.

Учебно-методическая литература
  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.
  2.    Информатика. 5 – 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  3.    Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  4.    Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  5.    Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  6.    Босова Л.Л. Знакомство с машинной графикой на УКНЦ. Методическое пособие для учителя. 5 – 6 класс. ИОСО РАО,1996
  7.    Босова Л.Л. Знакомство с машинной графикой на УКНЦ. Методическое пособие для учителя. 7класс. ИОСО РАО,1996
  8.    Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997
  9.    Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996
  10.    Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - М.: ABF,1997
  11.    Мачульский В.В., Гейн А.Г. и др. Культура информационной деятельности. Учебное пособие для основной школы. 9 класс. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006
  12.    Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  13.    Семакин И.Г., Залогова Л.Т и др. Информатика. Базовый кур. 7 – 9 классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  14.    Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
  15.    Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2002


6.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ



Предметно-информационная составляющая:
  •    Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ;
  •    Знать правила поведения в компьютерном классе;
  •    Иметь представление об информации, формах ее представления и обработки в технологических процессах;
  •    Понимание значения информации для человеческой деятельности;
  •    Иметь представление о сигнале как носителе информации, знать единицы измерения информации;
  •    Знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере;
  •    Понимать смысл алгоритма, его свойств, средств и способов описания алгоритмов, назначение алгоритма при решении учебных задач;
  •    Знать определение программы как алгоритма записанного на формальном языке, понятном исполнителю, имитируемому на ЭВМ;
  •    Знать приемы и способы отладки программ на компьютере;
  •    Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера и понимать, что компьютер – универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;
  •    Понимать технологические принципы и режимы обработки информации различного вида.
  •    Знать полный состав аппаратных и программных средств для освоения традиционных технологий компьютера;
  •    Знать типы ЭВМ, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека;
  •    Знать типы памяти ПЭВМ их сходство и различия, а также возможности;
  •    Знать классификацию машинных средств хранения информации;
  •    Иметь представление о понятии «Информационное общество»;
  •    Знать средства компьютерной коммуникаций;
  •    Знать современные ОС их сходство и различие;
  •    Знать типы ПО и их назначение для решения различного рода задач;
  •    Знать понятия «Файл» и «файловая система»

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •    Умение выражать различные объемы информации в стандартных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах);
  •    Умение пользоваться готовым алгоритмом для решения типовых задач из различных учебных предметов;
  •    Освоение основных алгоритмических конструкций решения практических задач;
  •    Умение записывать программу на формальном языке по готовому алгоритму;
  •    Умение отличить синтаксическую ошибку от семантической;
  •    Уметь использовать стандартные функции для производства численных расчетов на компьютере;
  •    Уметь разбить решение задачи на этапы, приводящие к искомому результату.
  •    Умение отыскать необходимый файл в каталоге;
  •    Уметь копировать, удалять, перемещать, переименовывать файлы;
  •    Уметь размещать и просматривать файлы в корневом, родительском каталоге;
  •    Умение определить емкость машинных средств хранения информации;
  •    Уметь сформировать адрес в сети;
  •    Уметь определять технические характеристики к аппаратным средствам ПЭВМ для мультимедийных возможностей;
  •    Различать типы файлов по их расширению и уметь определять программу-создатель;
  •    Уметь рассказать о характерных особенностях компьютера того или иного поколения и различать их по элементной базе;
  •    Уметь определять по основным признакам уровень развития общества в информационном пространстве.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •    Умение выбрать готовый алгоритм для решения конкретной задачи;
  •    Определять примерный набор допустимых действий для решения данного класса жизненных задач;
  •    Работать с исполнителями, имитируемыми на ЭВМ, поручая им выполнение отдельных команд и линейных, разветвляющихся, циклических и содержащих подмодули программ.
  •    Умение отличить числовую переменную в информатике от числовой переменной в математике;
  •    Уметь производить отладку и тестирование программ;
  •    Умение различать «хороший» и «плохой» алгоритм (программу);
  •    Умение выбрать оптимальный способ решения поставленной задачи;
  •    Уметь строить простые компьютерные математические модели;
  •    Понимать, что компьютер – универсальное технологическое средство для обработки информации, выраженной с помощью формально-знаковых конструкций;
  •    Уметь сохранять информацию в текущем каталоге и на дискете;
  •    Уметь различать типы памяти и находить более эффективные средства хранения того или иного рода информации;
  •    Уметь соединять разнотипную информацию в одном электронном документе, понимая какими программными средствами необходимо воспользоваться;
  •    Умение определить оптимальные средства для коммуникативных возможностей ПЭВМ.




7.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.    Закон РФ «Об образовании»
  2.    Федеральная программа развития образования. 2000г.
  3.    Конвенция о правах ребенка. 1998г.
  4.    Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.
  5.    Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
  6.    Областной закон «Об образовании Свердловской области», 1998г.
  7.    Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.
  8.    Устав ОУ Качканарского профессионального училища с отделением «Кадетская школа – интернат».
  9.    Программа развития ГОУ НПО КПУ с отделением «Кадетская школа – интернат».
  10.    Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.
  11.    Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  12.    Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997
  13.    Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996
  14.    Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997
  15.    Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
  16.    Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
  17.    Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
  18.    Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001
  19.    Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
  20.    Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  21.    Кузнецов А.А., Самовольнова  Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001
  22.    Кузнецов А.А., Самовольнова  Л.Е., Угринович Н.Д. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. – М.: Дрофа, 2001
  23.    Журнал «Информатика в школе»
  24.    Газета «Информатика»
  25.    Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005/2006 учебного года» -  http://festival.1september.ru
  26.    Спутниковый канал ЕОИС – http://sputnik.mto.ru
  27.    Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
Автор Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 8290
Номер материала 8
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы