Главная / Информатика / Рабочая программа учебной дисциплины «ОДБ.09 Информатика и ИКТ» 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»

Рабочая программа учебной дисциплины «ОДБ.09 Информатика и ИКТ» 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»

Название документа автор .doc

Пиджакова Татьяна Анатольевна

преподаватель информатики высшей категории

ГБОУ СПО "Шадринский политехнический колледж" отделение НПО,

Курганская область

e-mail: jatan24@mail.ru



Название документа новая программа газовик.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж»

Начальное профессиональное образование















Рабочая программа учебной дисциплины


ОДБ.09 Информатика и ИКТ


100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»





















2011 год



Рассмотрено Утверждаю

на заседании м/к ООД зам. директора по

Протокол №________ отделению НПО

от ________________ Е.В. Булыгин

Председатель м/к _________________

__________________ __________20___г.





Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) укрупнённой группы профессии 100000 Сфера обслуживания по профессии 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования».

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.09 Информатика и ИКТ разработана в соответствии с рабочим учебным планом профессии 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» и Рабочей программой учебной дисциплины ОДБ.09 «Информатика и ИКТ» для профессий НПО и специальностей СПО, автор - Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО), протокол 24/1 от 27 марта 2008 года.



Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж».






Разработчик: Пиджакова Татьяна Анатольевна, преподаватель информатики высшей категории, ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж», отделение начального профессионального образования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.09 «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО социально-экономического профиля информатика изучается как базовый учебный предмет: в учреждениях НПО – в объеме 70 часов.

.Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

информационная деятельность человека;

информация и информационные процессы;

средства информационно-коммуникационных технологий;

технологии создания и преобразования информационных объектов;

телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся по 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в профессии.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся информационной картины мира.






















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Техника безопасности в кабинете информатики.


  1. Информационная деятельность человека

1.1. Информатизация общества.

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • этапы формирования, характерные черты, опасные тенденции информационного общества;

  • признаки информационной культуры человека;

  • перечень информационных услуг, существующих сегодня;

  • образовательные информационные ресурсы.

Должны уметь:

- пользоваться информационными ресурсами;

- выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой.

Практикум:

  1. Работа с информационными и образовательными ресурсами общества.

  2. Определение видов профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности.


1.2. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • меры по регулированию проблем информационного общества;

  • стоимостные характеристики информационной деятельности;

  • основные правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения;

Должны уметь:

- обновлять программы через Интернет;

- инсталлировать программное обеспечение;

- различать лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

Практикум:

1. Правовые нормы информационной деятельности. Решение задач на определение стоимостных характеристик информационной деятельности.

2. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления».


2. Информация и информационные процессы.

2.1. Основные подходы к определению информации.

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • понятие информации и её основные свойства и виды;

  • основные формы представления информации;

  • основные единицы измерения объёма информации;

  • что такое «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных»;

  • как найти количество информации в тексте и в сообщении;

  • принцип кодирования текстовой и графической информации;

  • что такое таблица кодов ASCII;

  • что такое растр, пиксель, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета;

  • что такое глубина кодирования и частота дискретизации;

  • принцип кодирования звуковой информации;

  • форматы записи чисел в памяти компьютера;

  • прямой, обратный и дополнительный код чисел.

Должны уметь:

  • определять объём информации любого текста;

  • различать информацию по видам и формам представления;

  • выбирать наиболее удачную форму представления информации;

  • находить количество информации в тексте и в сообщении;

  • переводить количество информации в производные;

  • кодировать и декодировать символы с помощью таблицы кодов;

  • находить информационный объём текстов, сообщений и графических изображений;

  • находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов;

  • находить информационный объём звуковой информации;

  • представлять числа в k-байтовой разрядной сетке.

Практикум:

1. Представление текстовой графической информации в ПК.

2. Решение задач по теме кодирование звуковой и видеоинформации.


2.2. Информационные процессы.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • различие между естественным и формальным языками;

  • назначение языка, кода и кодирования информации;

  • основные единицы измерения объёма информации;

  • понятие информационного процесса;

  • что такое «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных»;

  • как найти количество информации в тексте и в сообщении;

  • как кодируются различные виды информации в вычислительной технике.

Должны уметь:

  • приводить примеры естественных и формальных языков;

  • кодировать текст каким-либо способом;

  • восстанавливать информацию по её кодовому представлению;

  • находить количество информации в тексте и в сообщении;

  • приводить примеры информационных процессов в обществе, живой природе, в технике.


2.3. Принципы обработки информации компьютером.

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • принципы обработки информации компьютером;

  • арифметические и логические основы работы компьютера;

  • понятие алгоритма и его свойства;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную;

Должны уметь:

  • приводить примеры алгоритмов;

  • приводить примеры компьютерных моделей различных процессов

  • проводить исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели;

Практикум:

  1. Среда программирования. Тестирование готовой линейной программы.

  2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой.

  3. Тестирование готовой программы с циклической структурой.

  4. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.


2.4. Хранение информационных объектов.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.


Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • определение объемов различных носителей информации;

  • понятие архива информации;

  • определение файла, его параметров и атрибутов.

Должны уметь:

- создавать архив данных;

- извлекать данные из архива;

- находить атрибуты и объем файла;

- производить запись информации на компакт-диски различных видов;

- выполнять организацию информации на компакт-диске с интерактивным меню.

Практикум:

  1. Создание архива данных и работа с ним.

  2. Работа с файлами, атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски, организация интерактивного меню.


2.5. Поиск информации с использованием компьютера

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

- программные поисковые сервисы;

- способы использование ключевых слов, фраз для поиска информации;

- комбинации условия поиска.

Должны уметь:

- осуществлять поиск информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет;

Практикум:

1. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.


2.6. Передача информации между компьютерами.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

- осуществление передачи информации между компьютерами;

- понятие проводной и беспроводной связи.



Должны уметь:

- создавать ящик электронной почты и настраивать его параметры;

- осуществлять формирование адресной книги.

Практикум:

1. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.


2.7. Управление процессами.

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

- представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Должны уметь:

- производить демонстрацию использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

Практикум:

1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.


3. Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1. Архитектура компьютеров.

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • все устройства компьютера и их функции;

  • функциональную организацию компьютера;

  • каким образом происходит обмен данными между устройствами;

  • назначение различных типов памяти;

  • технику безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере;

  • характеристики накопителей и носителей;

  • физическую структуру дисков;

  • основные характеристики компьютера;

  • историю развития компьютерной техники;

  • названия первых компьютеров;

  • поколения ЭВМ и их характеристики.

  • виды программного обеспечения;

  • назначение основных видов ПО;

  • определение ОС, виды, назначение, состав, этапы загрузки;

  • принципы ОС Windows;

  • определения понятий файл, папка, файловая система, характеристики и свойства папок и файлов;

  • для чего важно упорядочивать информацию;

  • объекты Windows – Рабочий стол, окна, меню;

  • элементы управления окнами, их назначение;

  • элементы управления Рабочего стола – Пуск, Главное меню, Панель задач;

  • этапы создания папок и файлов;

  • приемы переходов по файловой системе компьютеров;

  • назначение и использование контекстного меню;

  • операции с папками и файлами;

  • назначение программ Блокнот, Paint, WordPad;

  • назначение служебных приложений;

Должны уметь:

  • определять емкость различных носителей информации;

  • перечислять состав и назначение устройств компьютера;

  • понимать взаимодействие процессора с другими устройствами;

  • понимать взаимодействие внутренней памяти с другими устройствами;

  • распознавать различные виды носителей информации;

  • понимать взаимодействие внешней памяти с процессором;

  • определять характеристики компьютера;

  • называть в хронологическом порядке основные вычислительные средства и их изобретателей;

  • различать программы по их назначению;

  • работать с мышью и клавиатурой;

  • сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека;

  • различать ОС;

  • проследить этапы загрузки ОС;

  • различать окна ОС Windows по назначению;

  • активизировать объекты Windows с помощью элементов управления;

  • составлять дерево файловой системы;

  • правильно называть файлы и папки;

  • отслеживать путь по файловой системе;

  • создавать папки и простые текстовые и графические файлы;

  • использовать контекстное меню;

  • совершать операции с папками и файлами (копирование, переименование, удаление, перемещение и др.);

  • получать сведения о компьютерной системе;

Практикум:

1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

2. Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

3.2. Локальные сети

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях (2 час.).

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • организацию работы пользователей в локальных компьютерных сетях;

  • способы защиты информации;

  • понятие вируса и антивирусной программы;

  • пути проникновения вирусов в ПК;

Должны уметь:

  • определять топологию сети;

  • находить скорость передачи данных;

  • проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов.

Практикум:

1. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.

2. Защита информации, антивирусная защита.


3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

- правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения на рабочем месте.

Должен уметь:

- производить профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Практикум:

1. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.


4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

4.1. Информационные системы

Представление об информационной системе и автоматизации информационных процессов. Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы. Классификации информационных систем. Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • понятие информационных систем и их классификацию;

  • различие между разомкнутой и замкнутой информационными системами.

Должны уметь:

  • приводить примеры информационных систем;


4.2.Технология обработки текстовой информации.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • представление о макете текстового документа;

  • форматы текстовых файлов;

  • основные объекты текстовых документов и их параметры;

  • технологию создания и редактирования текстового документа;

  • технологию форматирования текста;

  • понятия гипертекст, гиперссылка;

  • способы создания таблиц;

  • возможности компьютерных словарей и систем перевода текста;

  • окно редактора формул.

Должны уметь:

  • создавать и редактировать текстовый документ;

  • проверять орфографию и синтаксис;

  • владеть операциями редактирования текста;

  • владеть операциями форматирования текста;

  • создавать таблицы и форматировать их;

  • создавать в тексте графические объекты;

  • создавать текст с гиперссылками;

  • создавать и редактировать формулы;

  • работать с компьютерным словарём;

  • сохранять текстовые объекты в собственной папке;

  • создавать компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов.

Практикум:

1. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

2. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).

3. Работа с программой – переводчиком. Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое представление информации.


4.3. Технология обработки числовой информации.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • назначение табличного процессора, его команд и режимов;

  • объекты электронной таблицы и их характеристики;

  • типы данных электронной таблицы;

  • технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;

  • правила записи, использования и копирования формулы, функции;

  • о сортировке данных и поиске данных через фильтр;

  • типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;

  • технологию создания и редактирования диаграмм и графиков.

Должны уметь:

  • создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными;

  • редактировать любой фрагмент электронной таблицы;

  • записывать формулы и использовать в них логические функции;

  • вводить формулы, используя Мастер функций;

  • использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;

  • выполнять сортировку и поиск данных;

  • создавать и редактировать диаграмму;

  • организовывать защиту данных.

Практикум:

1. Создание и форматирование таблиц в Excel. Вычисления по формулам.

2. Работа со встроенными функциями (математическими, статистическими, финансовыми).

3. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и диаграмм.


    1. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • основные функции и возможности баз данных;

  • основные типы баз данных и различия их структур;

  • что такое «система управления базами данных»;

  • технологию создания и редактирования базы данных;

  • методы поиска данных в БД.

Должны уметь:

  • описывать назначение и возможности баз данных;

  • создавать и редактировать структуру базы данных;

  • просматривать базу данных в режиме списка и формы;

  • формировать запросы для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей..

Практикум:

  1. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

  2. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

3. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных.

4. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.


4.5. Компьютерная графика и презентации

Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

  • форматы графических файлов;

  • основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;

  • технологию создания и редактирования графических объектов;

  • что такое презентация;

  • основные требования к мультимедиа проектам;

  • возможности презентационных программ;

  • технологию работы в среде MS Power Point.

Должны уметь:

  • создавать и редактировать любой графический объект;

  • различать форматы графических файлов;

  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

  • сохранять графические объекты в собственной папке;

  • разрабатывать мультимедиа проекты;

  • использовать рисунки и графические примитивы на слайдах;

  • использовать элементы анимации в презентациях;

  • открывать презентации и запускать показ слайдов;

  • создавать различные переходы между слайдами;

  • создавать самостоятельно презентации.

Практикум:

1. Создание и редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

2. Создание и редактирование изображений в векторном графическом редакторе.

3. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

4. Создание компьютерных презентаций с использованием анимации и использование презентационного оборудования.


5. Телекоммуникационные технологии

5.1. Интернет-технологии

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.



Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

  • назначение программы-браузера и её управляющих элементов;

  • понятие Всемирной паутины;

  • методы и средства создания и сопровождения сайта

  • Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения;

  • понятие провайдер.

Должны уметь:

  • осуществлять просмотр и поиск информации в Интернете с помощью браузеров и поисковых программ;

  • осуществлять поиск информации для написания письменной экзаменационной работы по профессии;

  • вставлять найденную информацию в текстовый редактор и форматировать ее.

  • вставлять найденные картинки в зачетную презентацию;

  • работать с архивными документами и мультимедиа проигрывателями;

  • использовать методы и средства создания и сопровождения сайта.

Практикум:

  1. Настройка браузера. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

  2. Средства создания и сопровождения слайда.

  3. Создание ссылок на Web – страницах.


5.2. Сетевое ПО для организации коллективной деятельности

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

Требования к знаниям обучающихся

Должны знать:

- возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

Должны уметь:

- использовать тестирующие системы в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

- работать в сетевых информационных системах профессиональной деятельности.

- участвовать в анкетировании, он-лайн конференциях, конкурсах, олимпиадах или тестировании.

Практикум:

1. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

2. Работа в сетевых информационных системах профессиональной деятельности.



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ


  1. Создание базы данных библиотеки.

  2. Создание базы данных классификатора.

  3. Простейшая информационно-поисковая система.

  4. Сортировка массива.

  5. Рост и вес среднестатистического учащегося.

  6. Тест по предметам.

  7. Статистика труда.

  8. Графическое представление процесса.

  9. Профилактика ПК.

  10. Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.

  11. АРМ специалиста.

  12. Прайс-лист.

  13. Оргтехника и профессия.

  14. Мой «рабочий стол» на компьютере.

  15. Электронная библиотека.

  16. Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.

  17. Реферат.

  18. Электронная тетрадь.

  19. Журнальная статья.

  20. Вернисаж работ на компьютере.

  21. Электронная доска объявлений.

  22. Ярмарка профессий.

  23. Композитор.

  24. Звуковая запись.

  25. Музыкальная открытка.

  26. Диаграмма информационных составляющих.

  27. Плакат-схема.

  28. «Эскиз и чертеж» (САПР).

  29. Обработка результатов эксперимента.

  30. Статистический отчет.

  31. Расчет заработной платы.

  32. Бухгалтерские программы.

  33. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.

  34. Урок в дистанционном обучении.

  35. Дистанционный тест, экзамен.

  36. Резюме «Ищу работу».








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов

Количество часов

Практикумы

Введение

1

-

1. Информационная деятельность человека

5

4

  1. Информация и информационные процессы

22

12

  1. Средства ИКТ

15

5

  1. Технологии создания и преобразования информационных объектов

18

14

  1. Телекоммуникационные технологии

8

5

Итоговая контрольная работа

1


Итого

70

40




ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


В результате изучения учебной дисциплины ОДБ.09 «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.




Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:


основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью совре­менных программных средств информационных и коммуникационных технологий;


контрольная работа

практические занятия

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

практические занятия,

домашние работы

устный опрос

тестирование

назначение и функции операционных систем;

контрольная работа

практические занятия

устный опрос

тестирование

Умения:


оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;


практические занятия

самостоятельная работа

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, био­логических и технических системах;

контрольная работа,

домашняя работа

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответст­вие реальному объекту и целям моделирования;

практические занятия

самостоятельная работа

Защита проекта

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;


практические занятия

самостоятельная работа

просматривать, создавать, иллюстрировать учебные работы с использованием средств информацион­ных технологий;


практические занятия,

домашние работы

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе ги­пертекстовые документы;


практические занятия,

домашние работы


редактировать, сохранять записи в базах дан­ных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

практические занятия,

самостоятельная работа


наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;


практические занятия,

домашние работы

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.


практические занятия

самостоятельная работа






















ЛИТЕРАТУРА


Основные источники:


  1. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям: КН. для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2003. – 208с.

  2. Информатика. Задачник - практикум в 2 т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 2. — М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. — 280 с. Ил.

  3. Колмыкова, Е.А.: учебное пособие для студ. Проф. образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. – 6 –е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

  4. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2005.

  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр./Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с: ил.

  6. Симонович, С.В., Евсеев, Г.А., Алексеев, А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы./ С.В.Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

  7. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511с.

  8. Угринович, Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие./ Н.Д. Угринович [и др.] – М.: БИНОМ, 2005 г.


Дополнительные источники:


  1. Ефимова, О.В. Моисеев, М. В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии: Методическое пособие / О.В. Ефимова, М.В. Моисеев, Ю.А. Шафрин– М.: АБФ, 1997 – 560 с.

  2. Информатика. 9-11 классы: Контрольные и самостоятельные работы по программированию / ав.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.

  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г Хлебостроев, Л.А. Обухова; Под ред. Л.А. Обуховой. – М.: 5 за знания, 2005 – 112 с.

  4. Мендель, А.В., Колегаева, Е.М. Информатика. 9-11 классы: подготовка учащихся к олимпиадам. Задачи, упражнения, методические рекомендации./ А.В.Мендель, Е.М. Колегаева– Волгоград: Учитель, 2009. – 167 с.

  5. Молодцов, В.А., Рыжикова, Н. Б. Современные открытые уроки информатики 8-11-е классы. / В.А.Молодцов, Н. Б. Рыжикова - Изд. 2-е, дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 352с.

  6. Олимпиадные задания по информатике. 9-11 классы/ авт.-сост. Э.С. Ларина. - Волгоград: Учитель, 2007. – 111 с.

  7. Соколова, О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс./ О.Л. Соколова - М.: ВАКО, 2006. – 400 с.

  8. Третьяк, Т.М., Кубарева М.В. Практикум Web-дизайна./ Т.М.Третьяк, М.В. Кубарева – М.: СОЛОН-ПЕРСС, 2007 . – 176 с.

  9. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 230 с. – 2 ч.

  10. Чуркина, Т.Е. ЕГЭ. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие./ Т.Е. Чуркина– М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 182 с.

  11. Шафрин, Ю. А. Основы компьютерной технологии: Учебное пособие для 7 – 11 кл / Ю. А. Шафрин – М.: ABF, 1996 – 560с.

  12. Щикот, С.Е., Крамаров С.О., Перепёлкин В.В. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике./ С.Е. Щикот, С.О. Крамаров, В.В. Перепёлкин – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.


Литература для обучающихся:


1. Гусева, И.Ю. Информатика в схемах и таблицах/ И.Ю. Гусева. – Спб.: Тригон, 2007 – 624 с.

  1. Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 256 с.

  2. Могилев, А. В. Практикум по информатике: учеб. пособие/ А.В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 608 с.

  3. Семакин, И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. 7-9 кл : Приложение к учебнику: Информатика. Базовый курс/ И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин.- М. : Лаборатория базовых знаний, 2004.- 168 с.

  4. Уваров, В.М. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб . пособие / В.М. Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова. – М.: Академия 2005. -240с.

  5. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511с.

  6. Угринович, Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие./Н.Д. Угринович [и др.] – М.: БИНОМ, 2005 г.




Интернет-ресурсы:


  1. Metod-kopilka.ru[Электронный ресурс]/Методическая копилка учителя информатики/Усольцева Э.М-А. /.- Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/-Загл. с экрана.

  2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе [Электронный ресурс]/Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ/.- Режим доступа: http://www.klyaksa.net/ - Загл. с экрана.

  3. ИП "Уроки.нет" [Электронный ресурс]/ Copyright © 2005-2010 /.- Режим доступа: www.uroki.net -Загл. с экрана.

  4. Самоучитель Microsoft Office XP [Электронный ресурс]. – ООО «Мультисофт», Россия, 2005 г. – Сист. треб.: Windows98/ME/2000/XP, разрешение экрана: 1024х768 пикселей, оперативная память: 64 Мб, видео: 2Мб, CD-ROM: 4x.

  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]/ Издательский дом 1 сентября/.- Режим доступа: http:// http://festival.1september.ru// - Загл. с экрана.

  6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]/ Система федеральных образовательных порталов/.- Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/- Загл. с экрана.








Рабочая программа учебной дисциплины «ОДБ.09 Информатика и ИКТ» 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»
  • Информатика
Описание:

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) укрупнённой группы профессии 100000 Сфера обслуживания по профессии 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»;. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.09 Информатика и ИКТ разработана в соответствии с рабочим учебным планом профессии 100107.01 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования»; и Рабочей программой учебной дисциплины ОДБ.09 «Информатика и ИКТ»; для профессий НПО и специальностей СПО, автор - Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО), протокол 24/1 от 27 марта 2008 года.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.09 «Информатика и ИКТ»; предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования. Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. При освоении профессий НПО социально-экономического профиля информатика изучается как базовый учебный предмет: в учреждениях НПО - в объеме 70 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:
  • информационная деятельность человека;
  • информация и информационные процессы;
  • средства информационно-коммуникационных технологий;
  • технологии создания и преобразования информационных объектов;
  • телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ. При освоении программы у обучающихся по 100107.01
Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования формируется информационно-коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в профессии. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся информационной картины мира.

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Техника безопасности в кабинете информатики.

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Информатизация общества.
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
¬ этапы формирования, характерные черты, опасные тенденции информационного общества;
¬ признаки информационной культуры человека;
¬ перечень информационных услуг, существующих сегодня;
¬ образовательные информационные ресурсы.

Должны уметь:
- пользоваться информационными ресурсами;
- выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой.

Практикум:
1. Работа с информационными и образовательными ресурсами общества.
2. Определение видов профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности.

1.2. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
¬ меры по регулированию проблем информационного общества;
¬ стоимостные характеристики информационной деятельности;
¬ основные правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения;

Должны уметь:
- обновлять программы через Интернет;
- инсталлировать программное обеспечение;
- различать лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

Практикум:
1. Правовые нормы информационной деятельности. Решение задач на определение стоимостных характеристик информационной деятельности.
2. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления.

2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

2.1. Основные подходы к определению информации.

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • понятие информации и её основные свойства и виды;
  • основные формы представления информации;
  • основные единицы измерения объёма информации;
  • что такое «алфавит»;, «мощность алфавита»;, «скорость передачи данных»;;
  • как найти количество информации в тексте и в сообщении;
  • принцип кодирования текстовой и графической информации;
  • что такое таблица кодов ASCII;
  • что такое растр, пиксель, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета;
  • что такое глубина кодирования и частота дискретизации;
  • принцип кодирования звуковой информации;
  • форматы записи чисел в памяти компьютера;
  • прямой, обратный и дополнительный код чисел.
Должны уметь:
  • определять объём информации любого текста;
  • различать информацию по видам и формам представления;
  • выбирать наиболее удачную форму представления информации;
  • находить количество информации в тексте и в сообщении;
  • переводить количество информации в производные;
  • кодировать и декодировать символы с помощью таблицы кодов;
  • находить информационный объём текстов, сообщений и графических изображений;
  • находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов;
  • находить информационный объём звуковой информации;
  • представлять числа в k-байтовой разрядной сетке.
Практикум:
1. Представление текстовой графической информации в ПК.
2. Решение задач по теме кодирование звуковой и видеоинформации.

2.2. Информационные процессы.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
  • различие между естественным и формальным языками;
  • назначение языка, кода и кодирования информации;
  • основные единицы измерения объёма информации;
  • понятие информационного процесса;
  • что такое «алфавит»;, «мощность алфавита»;, «скорость передачи данных»;;
  • как найти количество информации в тексте и в сообщении;
  • как кодируются различные виды информации в вычислительной технике.
Должны уметь:
  • приводить примеры естественных и формальных языков;
  • кодировать текст каким-либо способом;
  • восстанавливать информацию по её кодовому представлению;
  • находить количество информации в тексте и в сообщении;
  • приводить примеры информационных процессов в обществе, живой природе, в технике.

2.3. Принципы обработки информации компьютером. v Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
¬ принципы обработки информации компьютером;
¬ арифметические и логические основы работы компьютера;
¬ понятие алгоритма и его свойства;
¬ основные алгоритмические конструкции;
¬ алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную;

Должны уметь:
¬ приводить примеры алгоритмов;
¬ приводить примеры компьютерных моделей различных процессов
¬ проводить исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели;

Практикум:
1. Среда программирования. Тестирование готовой линейной программы.
2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой.
3. Тестирование готовой программы с циклической структурой.
4. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.

2.4. Хранение информационных объектов.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
¬ определение объемов различных носителей информации;
¬ понятие архива информации;
¬ определение файла, его параметров и атрибутов.

Должны уметь:
- создавать архив данных;
- извлекать данные из архива;
- находить атрибуты и объем файла;
- производить запись информации на компакт-диски различных видов;
- выполнять организацию информации на компакт-диске с интерактивным меню.

Практикум:
1. Создание архива данных и работа с ним.
2. Работа с файлами, атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски, организация интерактивного меню.

2.5. Поиск информации с использованием компьютера
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
- программные поисковые сервисы;
- способы использование ключевых слов, фраз для поиска информации;
- комбинации условия поиска.

Должны уметь:
- осуществлять поиск информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет;

Практикум:
1. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

2.6. Передача информации между компьютерами.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
- осуществление передачи информации между компьютерами;
- понятие проводной и беспроводной связи.

Должны уметь:
- создавать ящик электронной почты и настраивать его параметры;
- осуществлять формирование адресной книги.

Практикум:
1. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

2.7. Управление процессами.
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
- представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
Должны уметь:
- производить демонстрацию использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.
Практикум:
1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Архитектура компьютеров.
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • все устройства компьютера и их функции;
  • функциональную организацию компьютера;
  • каким образом происходит обмен данными между устройствами;
  • назначение различных типов памяти;
  • технику безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере;
  • характеристики накопителей и носителей;
  • физическую структуру дисков;
  • основные характеристики компьютера;
  • историю развития компьютерной техники;
  • названия первых компьютеров;
  • поколения ЭВМ и их характеристики.
  • виды программного обеспечения;
  • назначение основных видов ПО;
  • определение ОС, виды, назначение, состав, этапы загрузки;
  • принципы ОС Windows;
  • определения понятий файл, папка, файловая система, характеристики и свойства папок и файлов;
  • для чего важно упорядочивать информацию;
  • объекты Windows - Рабочий стол, окна, меню;
  • элементы управления окнами, их назначение;
  • элементы управления Рабочего стола - Пуск, Главное меню, Панель задач;
  • этапы создания папок и файлов;
  • приемы переходов по файловой системе компьютеров;
  • назначение и использование контекстного меню;
  • операции с папками и файлами;
  • назначение программ Блокнот, Paint, WordPad;
  • назначение служебных приложений;
Должны уметь:
  • определять емкость различных носителей информации;
  • перечислять состав и назначение устройств компьютера;
  • понимать взаимодействие процессора с другими устройствами;
  • понимать взаимодействие внутренней памяти с другими устройствами;
  • распознавать различные виды носителей информации;
  • понимать взаимодействие внешней памяти с процессором;
  • определять характеристики компьютера;
  • называть в хронологическом порядке основные вычислительные средства и их изобретателей;
  • различать программы по их назначению;
  • работать с мышью и клавиатурой;
  • сопоставлять ПО и определённый вид профессиональной деятельности человека;
  • различать ОС;
  • проследить этапы загрузки ОС;
  • различать окна ОС Windows по назначению;
  • активизировать объекты Windows с помощью элементов управления;
  • составлять дерево файловой системы;
  • правильно называть файлы и папки;
  • отслеживать путь по файловой системе;
  • создавать папки и простые текстовые и графические файлы;
  • использовать контекстное меню;
  • совершать операции с папками и файлами (копирование, переименование, удаление, перемещение и др.);
  • получать сведения о компьютерной системе;

Практикум:
1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
2. Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

3.2. Локальные сети
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях (2 час.).

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • организацию работы пользователей в локальных компьютерных сетях;
  • способы защиты информации;
  • понятие вируса и антивирусной программы;
  • пути проникновения вирусов в ПК;
Должны уметь:
  • определять топологию сети;
  • находить скорость передачи данных;
  • проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов.

Практикум:
1. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.
2. Защита информации, антивирусная защита.


3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
- правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения на рабочем месте.

Должен уметь:
- производить профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Практикум:
1. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

4.1. Информационные системы
Представление об информационной системе и автоматизации информационных процессов. Понятие разомкнутой и замкнутой информационной системы. Классификации информационных систем. Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы. Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
¬ понятие информационных систем и их классификацию;
¬ различие между разомкнутой и замкнутой информационными системами.
Должны уметь:
¬ приводить примеры информационных систем;


4.2.Технология обработки текстовой информации.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • представление о макете текстового документа;
  • форматы текстовых файлов;
  • основные объекты текстовых документов и их параметры;
  • технологию создания и редактирования текстового документа;
  • технологию форматирования текста;
  • понятия гипертекст, гиперссылка;
  • способы создания таблиц;
  • возможности компьютерных словарей и систем перевода текста;
  • окно редактора формул.
Должны уметь:
  • создавать и редактировать текстовый документ;
  • проверять орфографию и синтаксис;
  • владеть операциями редактирования текста;
  • владеть операциями форматирования текста;
  • создавать таблицы и форматировать их;
  • создавать в тексте графические объекты;
  • создавать текст с гиперссылками;
  • создавать и редактировать формулы;
  • работать с компьютерным словарём;
  • сохранять текстовые объекты в собственной папке;
  • создавать компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов.

Практикум:
1. Использование систем проверки орфографии и грамматики.
2. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
3. Работа с программой - переводчиком. Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое представление информации.


4.3. Технология обработки числовой информации.
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • назначение табличного процессора, его команд и режимов;
  • объекты электронной таблицы и их характеристики;
  • типы данных электронной таблицы;
  • технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
  • правила записи, использования и копирования формулы, функции;
  • о сортировке данных и поиске данных через фильтр;
  • типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;
  • технологию создания и редактирования диаграмм и графиков.
Должны уметь:
  • создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными;
  • редактировать любой фрагмент электронной таблицы;
  • записывать формулы и использовать в них логические функции;
  • вводить формулы, используя Мастер функций;
  • использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;
  • выполнять сортировку и поиск данных;
  • создавать и редактировать диаграмму;
  • организовывать защиту данных.

Практикум:
1. Создание и форматирование таблиц в Excel. Вычисления по формулам.
2. Работа со встроенными функциями (математическими, статистическими, финансовыми).
3. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и диаграмм.


4.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
¬ основные функции и возможности баз данных;
¬ основные типы баз данных и различия их структур;
¬ что такое «система управления базами данных»;;
¬ технологию создания и редактирования базы данных;
¬ методы поиска данных в БД.

Должны уметь:
¬ описывать назначение и возможности баз данных;
¬ создавать и редактировать структуру базы данных;
¬ просматривать базу данных в режиме списка и формы;
¬ формировать запросы для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей..

Практикум:
1. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
2. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.
3. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных.
4. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.


4.5. Компьютерная графика и презентации
Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
  • форматы графических файлов;
  • основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
  • технологию создания и редактирования графических объектов;
  • что такое презентация;
  • основные требования к мультимедиа проектам;
  • возможности презентационных программ;
  • технологию работы в среде MS Power Point.
Должны уметь:
  • создавать и редактировать любой графический объект;
  • различать форматы графических файлов;
  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
  • сохранять графические объекты в собственной папке;
  • разрабатывать мультимедиа проекты;
  • использовать рисунки и графические примитивы на слайдах;
  • использовать элементы анимации в презентациях;
  • открывать презентации и запускать показ слайдов;
  • создавать различные переходы между слайдами;
  • создавать самостоятельно презентации.

Практикум:
1. Создание и редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
2. Создание и редактирование изображений в векторном графическом редакторе.
3. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций
4. Создание компьютерных презентаций с использованием анимации и использование презентационного оборудования.

5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. Интернет-технологии
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:

  • назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
  • понятие Всемирной паутины;
  • методы и средства создания и сопровождения сайта
  • Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения;
  • понятие провайдер.
Должны уметь:
  • осуществлять просмотр и поиск информации в Интернете с помощью браузеров и поисковых программ;
  • осуществлять поиск информации для написания письменной экзаменационной работы по профессии;
  • вставлять найденную информацию в текстовый редактор и форматировать ее.
  • вставлять найденные картинки в зачетную презентацию;
  • работать с архивными документами и мультимедиа проигрывателями;
  • использовать методы и средства создания и сопровождения сайта.

Практикум:
1. Настройка браузера. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
2. Средства создания и сопровождения слайда.
3. Создание ссылок на Web - страницах.


5.2. Сетевое ПО для организации коллективной деятельности
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

Требования к знаниям обучающихся
Должны знать:
- возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

Должны уметь:
- использовать тестирующие системы в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
- работать в сетевых информационных системах профессиональной деятельности.
- участвовать в анкетировании, он-лайн конференциях, конкурсах, олимпиадах или тестировании.

Практикум:
1. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
2. Работа в сетевых информационных системах профессиональной деятельности.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

  1. Создание базы данных библиотеки.
  2. Создание базы данных классификатора.
  3. Простейшая информационно-поисковая система.
  4. Сортировка массива.
  5. Рост и вес среднестатистического учащегося.
  6. Тест по предметам.
  7. Статистика труда.
  8. Графическое представление процесса.
  9. Профилактика ПК.
  10. Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
  11. АРМ специалиста.
  12. Прайс-лист.
  13. Оргтехника и профессия.
  14. Мой «рабочий стол»; на компьютере.
  15. Электронная библиотека.
  16. Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
  17. Реферат.
  18. Электронная тетрадь.
  19. Журнальная статья.
  20. Вернисаж работ на компьютере.
  21. Электронная доска объявлений.
  22. Ярмарка профессий.
  23. Композитор.
  24. Звуковая запись.
  25. Музыкальная открытка.
  26. Диаграмма информационных составляющих.
  27. Плакат-схема.
  28. «Эскиз и чертеж»; (САПР).
  29. Обработка результатов эксперимента.
  30. Статистический отчет.
  31. Расчет заработной платы.
  32. Бухгалтерские программы.
  33. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
  34. Урок в дистанционном обучении.
  35. Дистанционный тест, экзамен.
  36. Резюме «Ищу работу»;.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов
Количество часов
Практикумы
Введение 1 -
1. Информационная деятельность человека 5 4
Информация иинформационные процессы 22 12
Средства ИКТ 15 5
Технологии создания и преобразования информационных объектов 18 14
Телекоммуникационные технологии 8 5
Итоговая контрольная работа 1  
Итого 70 40


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины ОДБ.09 «Информатика и ИКТ»; обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;
уметь
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:


основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных  программных средств информационных и коммуникационных технологий;

контрольная работа
практические занятия

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

практические занятия,
домашние работы
устный опрос
тестирование

назначение и функции операционных систем;

контрольная работа
практические занятия
устный опрос
тестирование

Умения:

 

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

практические занятия
самостоятельная работа

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

контрольная работа,
домашняя работа

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

практические занятия
самостоятельная работа
Защита проекта

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

практические занятия
самостоятельная работа

просматривать, создавать, иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

практические занятия,
домашние работы

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

практические занятия,
домашние работы

редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

практические занятия,
самостоятельная работа

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

практические занятия,
домашние работы

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

практические занятия
самостоятельная работа


ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

  1. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям: КН. для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.
  2. Информатика. Задачник - практикум в 2 т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 2. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. - 280 с. Ил.
  3. Колмыкова, Е.А.: учебное пособие для студ. Проф. образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. - 6 -е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия»;, 2009. - 416 с.
  4. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В.П. Леонтьев.- М.: ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2005.
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр./Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с: ил.
  6. Симонович, С.В., Евсеев, Г.А., Алексеев, А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы./ С.В.Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
  7. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 511с.
  8. Угринович, Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие./ Н.Д. Угринович [и др.] - М.: БИНОМ, 2005 г.
Дополнительные источники:
  1. Ефимова, О.В. Моисеев, М. В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии: Методическое пособие / О.В. Ефимова, М.В. Моисеев, Ю.А. Шафрин- М.: АБФ, 1997 - 560 с.
  2. Информатика. 9-11 классы: Контрольные и самостоятельные работы по программированию / ав.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г Хлебостроев, Л.А. Обухова; Под ред. Л.А. Обуховой. - М.: 5 за знания, 2005 - 112 с.
  4. Мендель, А.В., Колегаева, Е.М. Информатика. 9-11 классы: подготовка учащихся к олимпиадам. Задачи, упражнения, методические рекомендации./ А.В.Мендель, Е.М. Колегаева- Волгоград: Учитель, 2009. - 167 с.
  5. Молодцов, В.А., Рыжикова, Н. Б. Современные открытые уроки информатики 8-11-е классы. / В.А.Молодцов, Н. Б. Рыжикова - Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс»;, 2003. - 352с.
  6. Олимпиадные задания по информатике. 9-11 классы/ авт.-сост. Э.С. Ларина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 111 с.
  7. Соколова, О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс./ О.Л. Соколова - М.: ВАКО, 2006. - 400 с.
  8. Третьяк, Т.М., Кубарева М.В. Практикум Web-дизайна./ Т.М.Третьяк, М.В. Кубарева - М.: СОЛОН-ПЕРСС, 2007. - 176 с.
  9. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 230 с. - 2 ч.
  10. Чуркина, Т.Е. ЕГЭ. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие./ Т.Е. Чуркина- М.: Издательство «Экзамен»;, 2010. - 182 с.
  11. Шафрин, Ю. А. Основы компьютерной технологии: Учебное пособие для 7 - 11 кл / Ю. А. Шафрин - М.: ABF, 1996 - 560с.
  12. Щикот, С.Е., Крамаров С.О., Перепёлкин В.В. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике./ С.Е. Щикот, С.О. Крамаров, В.В. Перепёлкин - Ростов н/Д: «Феникс»;, 2003.
Литература для обучающихся:
  1. Гусева, И.Ю. Информатика в схемах и таблицах/ И.Ю. Гусева. - Спб.: Тригон, 2007 - 624 с.
  2. Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 256 с.
  3. Могилев, А. В. Практикум по информатике: учеб. пособие/ А.В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 608 с.
  4. Семакин, И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. 7-9 кл : Приложение к учебнику: Информатика. Базовый курс/ И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин.- М. : Лаборатория базовых знаний, 2004.- 168 с.
  5. Уваров, В.М. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие / В.М. Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова. - М.: Академия 2005. -240с.
  6. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 511с.
  7. Угринович, Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие./Н.Д. Угринович [и др.] - М.: БИНОМ, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
  1. Metod-kopilka.ru[Электронный ресурс]/Методическая копилка учителя информатики/Усольцева Э.М-А. /.- Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/-Загл. с экрана.
  2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе [Электронный ресурс]/Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ/.- Режим доступа: http://www.klyaksa.net/ - Загл. с экрана.
  3. ИП «Уроки.нет»; [Электронный ресурс]/ Copyright © 2005-2010 /.- Режим доступа: www.uroki.net -Загл. с экрана.
  4. Самоучитель Microsoft Office XP [Электронный ресурс]. - ООО «Мультисофт»;, Россия, 2005 г. - Сист. треб.: Windows98/ME/2000/XP, разрешение экрана: 1024х768 пикселей, оперативная память: 64 Мб, видео: 2Мб, CD-ROM: 4x.
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; [Электронный ресурс]/ Издательский дом 1 сентября/.- Режим доступа: http:// http://festival.1september.ru// - Загл. с экрана.
  6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]/ Система федеральных образовательных порталов/.- Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/- Загл. с экрана.
Автор Пиджакова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 12.08.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1826
Номер материала 68
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓