Главная / Информатика / Элективный курс «Основы предпринимательства» 10 - 11 класс

Элективный курс «Основы предпринимательства» 10 - 11 класс

Название документа Злобина.doc


Злобина Татьяна Алексеевна

Учитель экономики

Высшая категория

МБОУ Кашарская СОШ

Ростовская область сл. Кашары

Pchelka55@yandex.ru

Название документа Элективный курс - Основы предпринимательства.doc

Злобина Татьяна Алексеевна

Учитель экономики, истории, обществознания

Высшая квалификационная категория

МБОУ Кашарская СОШ

Сл. Кашары, Кашарский район, Ростовская область

Pchelka55@yandex.ru

Предпринимательство, программа, развитие, экономика

Реализация данной программы способствует формированию предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практическому применению своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.































Пояснительная записка


Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для 10 - 11 классов (35 часов в одном из классов или по 0,5 часов в каждом классе) в рамках профильного социально-экономического курса.

Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. А именно это проблемы созидания нового. Развитие государства и общества зависит сегодня от все ускоряющегося темпа инноваций. И важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением. Ведь выдающиеся инноваторы определяют облик цивилизации. В свете этой проблемы разработана «Государственная образовательная стратегия России 21 века», где «Наша новая школа» это «Пространство творческого развития личности».

Данная программа предполагает подход к изучению «основ предпринимательской деятельности» по принципу «открытая задача», т.е. нет готового алгоритма решения (сегодня между задачами, которые ставит школа и жизнь, большая пропасть). В рамках такого подхода предусматривается использование: классического кейса (CASE), т.е. сборника описаний реальных ситуаций, цель которого – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление; SWOT-анализа, т.е. определение сильных и слабых сторон объекта (решения) и возможностей применения; «Морфологического ящика» - анализ способов реализации идеи (изобретение новых подходов); проектной и исследовательской деятельности; компьютерных технологий и др.

Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:

- развитие гражданского образования, предпринимательского инновационного образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.


Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в предпринимательстве;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

Приемы организации деятельности:

Активные – дебаты, семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация.

Интерактивные – лекция, диспут, дискуссия, мини-сочинение.




Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

(форма и вид

деятельности)

Элементы

содержания

Требования

к уровню

подготовки

Вид

контроля.

Измерите-ли

Элементы

дополни-

тельного

содержа-

ния

Домаш-

нее за-дание

Дата

проведе-ния

1



В какой эко-номике мы живем.


1




Урок изучения нового материала.

Основные критерии разг-раничения экономических систем. Частная соб-ственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.

Знать:

- критерии разграничения экономических систем;

-причины эффективности и роль рыночных ме-ханизмов.

Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их.

Составление таблицы «Признаки рыночной экономической системы»

Основные рыночные структуры



2


Экономические свободы и роль государства в их защите.


1

Комбинированный урок.

Роль государства в защите экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономи-ческой жизни

Знать:

-роль государства как экономической свободы;

-государственные органы, участвующие в регу-лировании экономической жизни.

Составить схему «Го-сударственные органы, участвую-щие в регулирова-нии эконо-мической жизни стра ны»




3

Истоки рос-сийского предпринимательства. Истори-ческий аспект

1

Комбинированный урок

Известные предпринима-тели России. Сферы дея-тельности первых пред-принимателей. «Кодекс чести» предпринимателя

Уметь приводить примеры о российских предпри нимателях.

Выбрать ин формацию о предпринимателях из «Истории России».

Меценатство российских предпринимателей

Информация из СМИ о предпринимателях


4


Предпринима-тельство и предпринима-тель.


1


Урок изучения нового материала

Четвертый фактор произ-водства. Предприимчи-вость как движущая сила производства. Кого на-зывают предпринимате-лями.

Знать, что собой пред-ставляет четвертый фак-тор производства, в чем заключается предприим-чивость, кого называют предпринимателями.



Расспро-сить предпри-нимате-лей о их деятель-ности.


5

Особенности статуса ИП и юридического лица.


1

Комбинированный урок

Индивидуальный пред-приниматель и юриди-ческое лицо. Сходство и различия.

Знать:

-особенности статуса ИП

-особенности юридичес-кого лица.

Уметь различать сферы деятельности ИП и юри-дических лиц.

Таблица «Сходство и различия ИП и юрлица»




6

Виды фирм.

Цели деятель-ности фирм.

1

Комбинированный урок

Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможность собствен-ников влиять на цели деятельности фирм. Влияние целей фирмы на формирование предложе ния.

Знать:

-виды и цели, факторы деятельности фирм;

-основные графические модели;

-о максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции;

Уметь:

-вести расчеты коэффи-циента эластичности предложения;

-построить кривую пред-ложения.

Составить схему «Виды фирм»


Подгото- вить ин-форма-цию о наличии местных фирм и их видах


7

Проблемы, стоящие перед предпринимателями.


1

Урок изучения нового материала

Проблемы, стоящие перед предпринимателями. Риск. Что, сколько, где и как производить.

Знать, что такое риск в бизнесе, какие первосте-пенные вопросы решает предприниматель.

Эссе «Оправдан ли риск?»




8

Процедура регистрации фирмы.

1

Комбинированный урок

Регистрация фирмы. Устав. Учредительный договор. Расчетный счет.

Знать:

-что необходимо для регистрации фирмы;

-для чего служат устав и учредительный договор фирмы;

-что такое уставный капитал.

Список документов, необходи-мых для регистрации фирмы




9

Условия эф-фективности деятельности фирмы.


1

Комбинированный урок

Понятие эффективности. Эффект масштаба про-изводства. Технологичес-кая, экономическая эффек-тивность. Рентабельность фирмы.


Определять в чем заключается эффект масштаба производства, технологическая и экономическая эффектив-ность, что способствует рентабельности фирмы.

Решение задач




10

Понятие и необходимость управления в бизнесе.


1

Урок изучения нового материала

Управление и успешность фирмы. Понятие менеджмента. Кто такой менеджер. Виды деятель-ности в менеджменте.

Знать:

-что такое управление и почему оно необходимо;

-виды деятельности в менеджменте;

-что означает слово «менеджер».


Эссе «Роль менеджера в успешности фирмы


Сведения из СМИ по теме.


11

Главные цели современного менеджмента.

1

Комбинированный урок

Определение цели. Главные и второстепен-ные цели менеджмента. Области целеполагания: производительность, потребители, репутация. Требования к целям.

Давать определение цели, используя понятие «объект», «состояние», «параметр».

Приводить примеры об-щих и частных, долгос-рочных и краткосрочных целей


Определе-ния по теме




12

Организация управления.

1

Комбинированный урок

Организационная струк-тура управления фирмой. Организационная струк-тура отдела в фирме. Проблемы в организации управления: передача полномочий, координация, компетентность, централизация. Гибкость структуры управления. Коммуникации.

Уметь составлять схемы организационной струк-туры фирмы и отдела фирмы. Объяснять, что такое централизация в управлении, роль комму-никации в управлении.

Схема «Ор-ганизацион-ная структу ра фирмы, отдела фир мы»




13

Сложности планирования и контроль.

1

Комбинированный урок

Производственная прог-рамма фирмы. Сетевой график. Финансовый план (бюджет). Виды и формы контроля. Оперативный контроль.

Знать:

-что такое производст-венная программа фирмы;

-что такое сетевой график;

-виды и формы контроля. Уметь объяснять для чего нужен оперативный контроль.

Определе-ния по теме


Финансовый план фирмы, произво-дящей мороже-ное


14

Прогнозирова-ние-сведение риска к мини-муму.


1

Комбинированный урок

Условия частичной неоп-ределенности, прогнози-рование спроса. Учет тенденций. Метод экспе-ртных оценок. Статисти-ческий прогноз.

Уметь объяснять для чего фирмы применяют прогнозы, что такое тен-денция, кто такие экс-перты. Приводить при-меры товаров эластичного и неэластичного спроса.

Решение задач

Коэффици-ент эластичности спроса

(точечная, дуговая эластич-ность)



15

Финансы и финансирова-ние в бизнесе.


1

Урок изучения нового материала

Денежное обращение. Разница между понятиями «деньги» и «финансы». Внутренние и внешние источники финансирова-ния предпринимательской деятельности. Факторы, влияющие на величину прибыли фирмы. Условия предоставления фирме банковского кредита.

Уметь объяснять разницу между понятиями «деньги» и «финансы». Знать внутренние и внешние источники финансирова-ния, факторы влияющие на величину прибыли. Давать характеристику условиям предоставления фирме банковского кредита.

Решение задач




16

Баланс фирмы.

1

Комбинированный урок

Понятия «баланс», «ак-тив», «пассив». Главный финансовый документ фирмы – бухгалтерский баланс. Активные и пас-сивные счета.

Уметь объяснять понятия «баланс», «актив», «пассив», для чего фир-мам нужен бухгалтерский баланс. Знать, как выглядит счет, что такое двойная запись в бухгал-терском учете.

Основные понятия по теме




17

Амортизация.


1

Комбинированный урок

Понятие амортизации. Амортизационный фонд. Износ. Ускоренная амортизация. Амортиза-ция и цена товара.

Знать:

-для чего нужен аморти-зационный фонд;

-как износ средств про-изводства отражается на их стоимости;

-что такое годовые амор-тизационные отчисления

Решение задач

Материальный и моральный износ



18

Анализ финансового состояния фирмы.


1

Итоговый урок

Важные показатели финансового состояния: рентабельность, устой-чивость, платежеспособ-ность.

Уметь объяснять, что такое рентабельность, платежес-пособность фирмы, какую информацию несет в себе показатель устойчивости.

Анализ экономических ситуаций




19

Значение маркетинга в современном бизнесе.


1

Урок изучения нового материала

Понятие «рынок», «по-тенциальные потребите-ли», «маркетинг». Задачи маркетинга: выявление, удовлетворение и возоб-новление потребностей.

Давать характеристику роли маркетинга в сов-ременном бизнесе.

Знать, какие задачи решает система маркетинга и для чего специалисты по маркетингу занимаются изучением рынка.

Эссе «Что я знаю о маркетинге»

Основные понятия по теме




20

Что необходи-мо знать при изучении рынка.


1

Комбинированный урок

Поведение потребителей. Факторы, влияющие на решение потребителей. Процесс покупки.

Знать:

-какие факторы влияют на поведение потребителей;

-основные этапы процесса покупки;

-для чего специалист по маркетингу изучает поведение потребителей.



Описать процесс покупки товара


21

Мероприятия специалиста по маркетингу.


1

Комбинированный урок

Цели исследования. Этапы работы с информацией: нахождение источников информации, сбор информации, анализ информации, принятие решения по проблеме.

Знать:

-основные источники рыночной информации;

-способы сбора марке-тинговой информации;

-что такое обработка и анализ маркетинговой информации.

Решение экономических ситуаций




22

Маркетинговая деятельность по разработке товара.


1

Комбинированный урок

Виды деятельности по разработке товаров. Этапы нового товара: проект, маркетинговая проверка проекта, детальная разработка, выпуск проб-ной партии, коммерческое производство.

Уметь объяснять, из каких видов деятельности складывается разработка товара, что такое потре-бительские свойства то-вара и какую роль играют упаковка и товарная марка фирмы.

Эссе «Роль упаковки в сохранности товара»


Соста-вить то-варную марку фирмы, выпускающей каранда-ши


23

Маркетинговая деятельность по сбыту товара.


1

Комбинированный урок

Установление цены товара (равновесие, верхняя граница цены, нижняя граница цены, ожидаемая прибыль с единицы продукции). Каналы рас-пределения.

Объяснять, чем опреде-ляются верхняя и нижняя границы цены товара Давать характеристику каналам распределения товаров.


Роль пос-редников в формировании цены товара



24

Мощное ору-дие маркетинга – реклама.


1

Комбинированный урок

Понятие «реклама». Цели рекламы. Рекламное агентство. Что рекла-мировать, как реклами-ровать, сколько денег тратить на рекламу, какой должна быть реклама.

Знать:

-понятие «реклама»;

-цели рекламы;

-функции рекламы;

-виды рекламы.

Основные понятия по теме урока


Соста-вить рекламу швей- ным иглам


25

Одно из нап-равлений мар-

кетинга-стиму-лирование сбыта.


1

Комбинированный урок

Стимулирование сбыта. «Личная продажа». Спо-собы стимулирования сбыта: льготная цена, распродажа по сниженным ценам, премии, конкурсы и лотереи. Стимулирование агентов по продаже.

Распознавать способы стимулирования сбыта товара.

Решение экономических ситуаций


Исследо-вать местный рынок как сти-мулиру-ют сбыт


26

Работа с людьми-основной фактор успеха фирмы.


1

Комбинированный урок

Основной фактор успеха – работа с людьми. Соз-дание своей команды. Решение предпринимате-лем проблем, связанных с людьми. Иерархия в трудовом коллективе.

Знать:

-почему умение работать с людьми – важный фактор делового успеха;

-что значит «создать свою команду»;

-проблемы, связанные с людьми, которые часто приходится решать пред-принимателю.

Социальный тест о коммуника-тивности «Я и коллектив»




27

Коммуникации в коллективе.


1

Комбинированный урок

Способы коммуникаций в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы, возникающие в трудовом коллективе.

Уметь моделировать ситуации в трудовом коллективе (начальники-подчиненные), анализи-ровать и давать оценку проблемам, возникающим в трудовом коллективе.





28

Стили руководства.

1

Комбинированный урок

Стили руководства: авто-кратический, бюрократи-ческий, демократический Индивидуальный подход Самоустранение. Нефор-мальный лидер. Автори-тет.

Знать:

-стили руководства;

-главные задачи лидера в коллективе;

-что такое неформальное лидерство.





29

Мотивация в бизнесе.

1

Комбинированный урок

Стимулы к работе: основные, социальные, индивидуальные. Вознаг-раждение за разумный риск, инициативу, новые идеи, качество и др. Способы вознаграждения человека за труд.

Знать:

-что такое мотивация в бизнесе;

-способы вознаграждения человека за труд;

-что вознаграждает хоро-ший лидер.



Новые идеи стимули-рования к работе


30

Оплата труда.

1

Комбинированный урок

Значение материальных стимулов в системе мо-тивации работников. Основная заработная плата (повременная и сдельная, должностной оклад), дополнительная заработная плата, налог и чистый заработок.

Знать и уметь распозна-вать способы и формы оплаты труда.

Уметь делать расчеты сдельной заработной платы за определенный период времени.

Задачи по теме.




31

Почему государство должно вмешиваться в бизнес

1

Урок изучения нового материала

Исторические корни государственного регу-лирования. Причины и цели государственного регулирования. Виды, формы и методы госу-дарственного вмешатель-ства в экономику.

Знать:

-для чего в странах с ры-ночной экономикой при-меняется государственное регулирование;

-основные экономические функции государства

Составить схему «Причины государст-венного ре- гулирования рыночной экономики»




32

Помощь пред-принимательс-тву


1

Комбинированный урок

Субсидии, государствен-ные закупки и государст-венные заказы. Помощь начинающим фирмам. Нефинансовые способы поддержки и регулирова-ния бизнеса

Знать:

-формы помощи государ-ства частным фирмам;

-что такое субсидии, го-сударственные закупки и госзаказы;

Уметь отличать нефинан- совые формы помощи бизнесу со стороны госу-дарства

Примеры из СМИ по изучаемой теме.




33

Бизнес-план

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Понятие, значение и структура бизнес-плана. Процесс планирования. Знакомство с реальным бизнес-планом. Разработка бизнес-плана.

Знать:

-какие задачи ставятся при составлении бизнес- плана;

-методику разработки и оформления бизнес-плана по разделам, основные этапы финансового планирования.

Уметь составлять бизнес-план, работать в группе

Разработать проект «Бизнес- план»

Проанали-зировать сигменты рынка и выбрать направле-ние дея-тельности

Завер-шить проект


34

35

Презентация проекта

«Бизнес-план»


1

Итоговый урок

Презентация итоговой работы – проекта «Бизнес-план»

Уметь защищать итоговую работу (коллективную или индивидуальную) в электронном виде или в бумажном варианте


































Критерии освоения элективного курса

«Основы предпринимательской деятельности»

Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических работ, решения задач. Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов. Итоговое занятие возможно и в форме подготовки разделов бизнес-планов.

Примерные варианты заданий

  1. Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела?

  2. Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства?

  3. Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»?

  4. В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»?

  5. Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы.

  6. Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов.

  7. Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают?

  8. Кто принимает решения о регистрации новых фирм?

  9. Какие документы нужны для регистрации фирмы?

  10. Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен?

  11. Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»?

  12. Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля?

  13. Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами?

  14. Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками?

  15. Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино?

  16. Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.?

  17. Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?

  18. Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее?

Фирма

1

2

Годовой доход

1 млн. руб.

1,5 млн. руб.

Затраты

0,75 млн. руб.

1 млн. руб.


19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение.

20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль?

21. Заполните таблицу:


Признаки


Индивидуаль-

ное частное

предприятие

Товарищество

Акционерное

общество

открытого

типа

Государст-

венное предприятие

Полное

На вере


Кто владелец





Кто несет ответственность





Откуда берется капитал






Как распределяется прибыль






Кто управляет







22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб.

23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар?

24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы?

25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере 500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока?

26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника?

27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели).

28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат:

а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб.

29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе; б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;

30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги?

31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.

Используемая литература

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 6.

  2. Сборник нормативных документов. Экономика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Абчук В.А. Путь к успеху, или курс бизнеса. Учеб. Пособие для учащихся – СПб: Интерлайн, 1998.

  4. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2008.

  5. Экономика (книга 1) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».

  6. Экономика (книга 2) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».

  7. В.А. Напёров. Увлекательный менеджмент. – М.: Педагогическое общество России, 2007.


Элективный курс «Основы предпринимательства» 10 - 11 класс
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и  на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для 10 - 11 классов (35 часов в одном из классов или по 0,5 часов в каждом классе) в рамках профильного социально-экономического курса.
Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. А именно это проблемы созидания нового. Развитие государства и общества зависит сегодня от все ускоряющегося темпа инноваций. И важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением. Ведь выдающиеся инноваторы определяют облик цивилизации. В свете этой проблемы разработана «Государственная образовательная стратегия России 21 века», где «Наша новая школа» это «Пространство творческого развития личности».
Данная программа предполагает подход к изучению «основ предпринимательской деятельности» по принципу «открытая задача», т.е. нет готового алгоритма решения (сегодня между задачами, которые ставит школа и жизнь, большая пропасть). В рамках такого подхода предусматривается использование: классического кейса (CASE), т.е. сборника описаний реальных ситуаций, цель которого – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление; SWOT-анализа, т.е. определение сильных и слабых сторон объекта (решения) и возможностей применения; «Морфологического ящика» - анализ способов реализации идеи (изобретение новых подходов); проектной и исследовательской деятельности; компьютерных технологий и др.
Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:
- развитие гражданского образования, предпринимательского инновационного образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.

Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в предпринимательстве;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Приемы организации деятельности:
Активные – дебаты,семинар,практическая работа,ролевая игра,деловая игра,экскурсия,ситуация.
Интерактивные – лекция,диспут,дискуссия,мини-сочинение. 


Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»

см. в ахиве с программой.

Критерии освоения элективного курса
«Основы предпринимательской деятельности»

Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических работ, решения задач. Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов. Итоговое занятие возможно и в форме подготовки разделов бизнес-планов.

Примерные варианты заданий

  1. Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела?
  2. Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства?
  3. Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»?
  4. В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»?
  5. Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы.
  6. Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов.
  7. Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают?
  8. Кто принимает решения о регистрации новых фирм?
  9. Какие документы нужны для регистрации фирмы?
  10. Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен?
  11. Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»?
  12. Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля?
  13. Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами?
  14. Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками?
  15. Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино?
  16. Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.?
  17.  Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты  на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?
  18. Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее?

Фирма

1

2

Годовой доход

1 млн. руб.

1,5 млн. руб.

Затраты

0,75 млн. руб.

1 млн. руб.

19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение.
20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль?
21. Заполните таблицу:

Признаки

Индивидуальное частное
предприятие

Товарищество

Акционерное
общество
открытого
типа

Государственное предприятие

Полное

На вере

Кто владелец

         

Кто несет ответственность

         

Откуда берется капитал

         

Как распределяется прибыль

         

Кто управляет

         

22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб.
23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар?
24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы?
25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере  500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока?
26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника?
27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели).
28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат:
а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб.
29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе;  б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;
30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги?
31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.

Используемая литература

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 6.
  2. Сборник нормативных документов. Экономика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Абчук В.А. Путь к успеху, или курс бизнеса. Учеб. Пособие для учащихся – СПб: Интерлайн, 1998.
  4. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2008.
  5. Экономика (книга 1) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».
  6. Экономика (книга 2) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс».
  7. В.А. Напёров. Увлекательный менеджмент. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Автор Злобина Татьяна Алексеевна
Дата добавления 03.01.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6088
Номер материала 63
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓