Главная / Информатика / Образовательная программа дополнительного образования «Компьютерная графика» для детей 6-10 лет 2 года обучения – 72 часа (1 раз в неделю)

Образовательная программа дополнительного образования «Компьютерная графика» для детей 6-10 лет 2 года обучения – 72 часа (1 раз в неделю)

Документы в архиве:

85 КБ О

Название документа О

Образовательная программа дополнительного образования
«Компьютерная графика»

для детей 6-10 лет
2 года обучения – 72 часа (1 раз в неделю)



Пояснительная записка

В настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.  Кружок «Компьютерная графика» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера.
Данный  курс  дополнительного образования ведет к достижению главной цели образовательной программы школы №202 – подготовке разносторонней личности. На I ступени обучения – формирование познавательного интереса, развитие у учащихся основ теоретического мышления.
Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством.  Содержание программы «Компьютерная графика» не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Содержание программы построено по спирали и на каждом витке усложняется и расширяется рассматриваемые вопросы, понятия, проблемы.
Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения компьютерной графики как вида искусства, о возможностях компьютерной графики при создании буклетов, брошюр, коллажей. Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания произведений на основе сочетания компьютерной графики и литературного слова. 
Эта программа служит для создания творческого человека – решающей силе современного общества, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают занятия по данной программе, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления.
Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, вкуса.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса младших школьников.
Кружок «Компьютерная графика» прививает эстетический вкус, формирует у учащихся основы компьютерной грамотности, помогает:
– освоить азы компьютерной графики;
– научиться пользоваться ПК и программой «Графический редактор»;
– выполнять рисунки разной степени сложности;
– освоить основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике.

Основные задачи программы:

обучающие:

  • знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, цветоподачи, оформления;

  • привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.

  • Обучение работе с ПК и с программой «Графический редактор»

развивающие:

  • подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию.

  • раскрытие способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;

  • привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса.

  • развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

  • Организация развивающего досуга

воспитательные:

  • Формирование информационной и полиграфической культуры обучающихся;

  • Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества;

  • Привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;

  • Развитие мотивации личности к познанию;

  • Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности.

  • Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.

 

Организация занятий кружка и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики. Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической: творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания.
Данная программа заинтересует учащихся, так как компьютерная графика – необычайно интересный и перспективный предмет, а применение ее уже в школьном возрасте окрасит жизнь учеников новыми красками. Стоит постоянно демонстрировать ряд уникальных устройств, которыми обладает именно изучаемая в данный момент компьютерная программа. Прежде всего, стоит показать манипулирование изображением, создание сложных композиций, редактирование их и получение на основе созданных композиций готовой печатной продукции.
Воспитательное воздействие станет особенно актуальным, если знакомство с компьютерной графикой выйдет на уровень практической деятельности обучающегося  и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, дискам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.
Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Поистине, компьютерная графика и новые информационные технологии творят чудеса!

Данная программа ориентирована на детей 6-10 лет. Общий срок реализации – 2 года (72 часа: по 1 часу в неделю). Наполняемость группы 12-15 человек (по количеству компьютерной техники).


Учебно-тематический план

1-й год обучения (Paint)

п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее количество часов

1

Вводное занятие
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда.

1

 

1

2

Инструментарий программы Paint
Вызов программы, меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
Цветовой круг. Основные характеристики цвета: хроматические и ахроматические, основные и промежуточные цвета, теплые и холодные цвета, насыщенность, светлота, гармоническое сочетание, рисование плоских и объемных геометрических фигур, палитра цветов, заполнение цветом замкнутой области, задания: абстрактная композиция

8

7

15

3

Пейзаж
Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

3

2

5

4

Шрифт
Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

2

2

4

5

Декоративное рисование
Линии, прорисовка геометрических тел, узоры (орнамент), цвет

5

5

10

6

Резерв

1

 

1

Итого часов:

20

16

36


 2-й год обучения (Word, Paint)

п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее количество часов

1

Вводное занятие
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда.

1

 

1

2

Композиция
Основные понятия и правила художественной композиции

1

 

1

3

Шрифтовые композиции
Шрифт, как элемент графического оформления

5

4

9

4

Символы
Понятие символа, использование библиотек символов

0,5

1,5

2

5

Рисунок фигуры человека, пропорции человеческого тела

1

1

2

6

Инструментарий программы Word

2

5

7

7

Работа со шрифтами и символами
Создание образца визитной карточки, поздравительной открытки, работа с библиотекой символов

1

5

6

 

Шрифт
Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

1

4

5

11

Декоративное рисование
Линии, прорисовка геометрических тел, узоры (орнамент), цвет

1

10

11

12

Композиция
Основные понятия и правила художественной композиции

1

4

5

Итого часов:

36

20

16


  1. Ожидаемые результаты

К концу изучения программы кружковцы должны овладеть основами компьютерной графики, а именно

должны знать:

  • основные приемы работы, в программе Paint

  • грамотно продумывать цветовую гамму,

  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

  • назначение и функции различных графических программ

должны уметь:

  • самостоятельно создавать композиции, разнообразные узоры, природные мотивы и сюжеты

  • анализировать явления и предметы окружающего мира

  • владеть основными приемами работы, в программе

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;

  • применять к тексту различные эффекты;

  1. Формы проверки результатов

  • наблюдение за детьми в процессе работы

  • игры

  • коллективные творческие работы

  • беседы с детьми и их родителями

  • проведение школьного конкурса компьютерной графики

  • участие в районо конкуре «Вернисаж»

  1. Основные критерии оценки работы учащихся:

  • аккуратность исполнения

  • выбор правильной техники выполнения элементов и деталей эскиза

  • самостоятельное выполнение изделия от начала до конца.

Лучшие работы представляются на районном конкурсе «Компьютерный вернисаж»
При отборе и оценке детских работ необходимо учитывать возраст учащегося, трудоемкость, технологичность и художественную ценность изделия.


  1. Методическое обеспечение

  • Наличие специальной методической литературы по информационным технологиям, педагогике, психологии.

  • Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах; прохождение курсов.

  • Разработка собственных методических пособий, дидактического  и раздаточного материала.

  • Обобщение и распространение собственного опыта работы.

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим освещением, классной доской, таблицами, мультимедийным оборудованием (проектор, экран, аудиоустройства)

  • Материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы, учебные компьютерные программы и презентации.

Для реализации настоящей программы требуется компьютерный класс, полностью оснащенный компьютерной техникой:

  • персональные компьютеры, программное обеспечение; по одному на каждое рабочее место, оснащенное выходом в Интернет;

  • центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;

  • принтер цветной;

  • сканер;

  • наборы съемных носителей информации:

  • Мультимедийный проектор с экраном;

  • Аудио устройства

  • компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы, например: «Графика и дизайн», «Дизайн на ПК», «Создание полиграфических изданий».


  1. Список литературы, используемой при разработке программы

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999. - 368 с.

  2. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Известия АПН РСФСР. - М., 1947. - Вып. 11. - С. 7-26.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М:Учпедгиз,1946.-703 с.

  4. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика,1988. - 104 с.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

  6. Эстетическое воспитание школьников: программы кружковой и факультативной деятельности. - Мн.:НИО,1998. - 142с.

  7. А. Тайц, PhotoShop 7.0, Москва, «Питер», 2003

  8. Буляница Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003.

  9. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.

  10. Н. Угринович, Информатика и информационные технологии, Москва, ЛБЗ, 2009



Образовательная программа дополнительного образования «Компьютерная графика» для детей 6-10 лет 2 года обучения – 72 часа (1 раз в неделю)
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

В настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.  Кружок «Компьютерная графика» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера.
Данный  курс  дополнительного образования ведет к достижению главной цели образовательной программы школы №202 – подготовке разносторонней личности. На I ступени обучения – формирование познавательного интереса, развитие у учащихся основ теоретического мышления.
Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством.  Содержание программы «Компьютерная графика» не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Содержание программы построено по спирали и на каждом витке усложняется и расширяется рассматриваемые вопросы, понятия, проблемы.
Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения компьютерной графики как вида искусства, о возможностях компьютерной графики при создании буклетов, брошюр, коллажей. Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания произведений на основе сочетания компьютерной графики и литературного слова. 
Эта программа служит для создания творческого человека – решающей силе современного общества, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают занятия по данной программе, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления.
Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, вкуса.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса младших школьников.
Кружок «Компьютерная графика» прививает эстетический вкус, формирует у учащихся основы компьютерной грамотности, помогает:
– освоить азы компьютерной графики;
– научиться пользоваться ПК и программой «Графический редактор»;
– выполнять рисунки разной степени сложности;
– освоить основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике.

Основные задачи программы:

обучающие:

  • знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, цветоподачи, оформления;
  • привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.
  • Обучение работе с ПК и с программой «Графический редактор»

развивающие:

  • подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную личную самореализацию.
  • раскрытие способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
  • привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса.
  • развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
  • Организация развивающего досуга

воспитательные:

  • Формирование информационной и полиграфической культуры обучающихся;
  • Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества;
  • Привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
  • Развитие мотивации личности к познанию;
  • Воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности.
  • Формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.

 

Организация занятий кружка и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики. Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической: творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания.
Данная программа заинтересует учащихся, так как компьютерная графика – необычайно интересный и перспективный предмет, а применение ее уже в школьном возрасте окрасит жизнь учеников новыми красками. Стоит постоянно демонстрировать ряд уникальных устройств, которыми обладает именно изучаемая в данный момент компьютерная программа. Прежде всего, стоит показать манипулирование изображением, создание сложных композиций, редактирование их и получение на основе созданных композиций готовой печатной продукции.
Воспитательное воздействие станет особенно актуальным, если знакомство с компьютерной графикой выйдет на уровень практической деятельности обучающегося  и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, дискам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.
Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Поистине, компьютерная графика и новые информационные технологии творят чудеса!

Данная программа ориентирована на детей 6-10 лет. Общий срок реализации – 2 года (72 часа: по 1 часу в неделю). Наполняемость группы 12-15 человек (по количеству компьютерной техники).


Учебно-тематический план

1-й год обучения (Paint)

№ п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее количество часов

1

Вводное занятие
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда.

1

 

1

2

Инструментарий программы Paint
Вызов программы, меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
Цветовой круг. Основные характеристики цвета: хроматические и ахроматические, основные и промежуточные цвета, теплые и холодные цвета, насыщенность, светлота, гармоническое сочетание, рисование плоских и объемных геометрических фигур, палитра цветов, заполнение цветом замкнутой области, задания: абстрактная композиция

8

7

15

3

Пейзаж
Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

3

2

5

4

Шрифт
Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

2

2

4

5

Декоративное рисование
Линии, прорисовка геометрических тел, узоры (орнамент), цвет

5

5

10

6

Резерв

1

 

1

Итого часов:

20

16

36


 2-й год обучения (Word, Paint)

№ п\п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее количество часов

1

Вводное занятие
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности, организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда.

1

 

1

2

Композиция
Основные понятия и правила художественной композиции

1

 

1

3

Шрифтовые композиции
Шрифт, как элемент графического оформления

5

4

9

4

Символы
Понятие символа, использование библиотек символов

0,5

1,5

2

5

Рисунок фигуры человека, пропорции человеческого тела

1

1

2

6

Инструментарий программы Word

2

5

7

7

Работа со шрифтами и символами
Создание образца визитной карточки, поздравительной открытки, работа с библиотекой символов

1

5

6

 

Шрифт
Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

1

4

5

11

Декоративное рисование
Линии, прорисовка геометрических тел, узоры (орнамент), цвет

1

10

11

12

Композиция
Основные понятия и правила художественной композиции

1

4

5

Итого часов:

36

20

16


  1. Ожидаемые результаты

К концу изучения программы кружковцы должны овладеть основами компьютерной графики, а именно

должны знать:

  • основные приемы работы, в программе Paint
  • грамотно продумывать цветовую гамму,
  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
  • назначение и функции различных графических программ

должны уметь:

  • самостоятельно создавать композиции, разнообразные узоры, природные мотивы и сюжеты
  • анализировать явления и предметы окружающего мира
  • владеть основными приемами работы, в программе
  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
  • применять к тексту различные эффекты;
  1. Формы проверки результатов
  • наблюдение за детьми в процессе работы
  • игры
  • коллективные творческие работы
  • беседы с детьми и их родителями
  • проведение школьного конкурса компьютерной графики
  • участие в районо конкуре «Вернисаж»
  1. Основные критерии оценки работы учащихся:
  • аккуратность исполнения
  • выбор правильной техники выполнения элементов и деталей эскиза
  • самостоятельное выполнение изделия от начала до конца.

Лучшие работы представляются на районном конкурсе «Компьютерный вернисаж»
При отборе и оценке детских работ необходимо учитывать возраст учащегося, трудоемкость, технологичность и художественную ценность изделия.


  1. Методическое обеспечение
  • Наличие специальной методической литературы по информационным технологиям, педагогике, психологии.
  • Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах; прохождение курсов.
  • Разработка собственных методических пособий, дидактического  и раздаточного материала.
  • Обобщение и распространение собственного опыта работы.
  1. Материально-техническое обеспечение:
  • Кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим освещением, классной доской, таблицами, мультимедийным оборудованием (проектор, экран, аудиоустройства)
  • Материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы, учебные компьютерные программы и презентации.

Для реализации настоящей программы требуется компьютерный класс, полностью оснащенный компьютерной техникой:

  • персональные компьютеры, программное обеспечение; по одному на каждое рабочее место, оснащенное выходом в Интернет;
  • центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;
  • принтер цветной;
  • сканер;
  • наборы съемных носителей информации:
  • Мультимедийный проектор с экраном;
  • Аудио устройства
  • компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы, например: «Графика и дизайн», «Дизайн на ПК», «Создание полиграфических изданий».

  1. Список литературы, используемой при разработке программы
  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999. - 368 с.
  2. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Известия АПН РСФСР. - М., 1947. - Вып. 11. - С. 7-26.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М:Учпедгиз,1946.-703 с.
  4. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика,1988. - 104 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  6. Эстетическое воспитание школьников: программы кружковой и факультативной деятельности. - Мн.:НИО,1998. - 142с.
  7. А. Тайц, PhotoShop 7.0, Москва, «Питер», 2003
  8. Буляница Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003.
  9. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.
  10. Н. Угринович, Информатика и информационные технологии, Москва, ЛБЗ, 2009
Автор Гаусман Галина Викторовна, Гагарская Татьяна Васильевна
Дата добавления 20.11.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5593
Номер материала 57
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓