Главная / Информатика / Комплект рабочих программ учебного курса «Информатика и ИКТ» 8-11 класс базовый уровень составлены на основе авторской программы Угриновича Н.Д.

Комплект рабочих программ учебного курса «Информатика и ИКТ» 8-11 класс базовый уровень составлены на основе авторской программы Угриновича Н.Д.

Название документа Автор.doc

Сопроводительное письмо

Лапушкин Сергей Сергеевич

hello_html_76e44716.jpg

учитель информатики

первая категория

МОУ «Хабарская СОШ №2»

Алтайский край Хабарский район с.Хабары

lapushkinss@mail.ru

habary2.ucoz.ru

Название документа Угринович 10 2011г.doc

Комитет по образованию администрации Хабарского района
Алтайского края
Муниципальное образовательное учреждение
«Хабарская средняя общеобразовательная школа №2
»



«Согласовано»

Зам.директора по УВР



___________ Кислых О.М.



от «____» августа 2011 г.


«Принято»
РМО учителей информатики



___________ Гавриленко С.В.

Протокол № ___

от «____» августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ
«Хабарская СОШ №2»

__________

Приказ № ___

от «___» августа 2011 г.






Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

10 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.



Составитель Лапушкин С.С.
учитель информатики и ИКТ
первая квалификационная категория





Хабары

2011

 Пояснительная записка

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

       освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

       овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

       воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

       приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

       учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»; 

       методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

       комплект цифровых образовательных ресурсов.



Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 часов за год.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ – 3 + вводный контроль, итоговый контроль.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.



 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

                     понятия: информация, информатика;

                     виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

                     единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

                     сущность алфавитного подхода к измерению информации

                     назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

                     представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

                     понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

                     назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

уметь

                     решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

                     выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

                     представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

                     создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

                     искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

                     пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                     создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

                     создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

                     организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

                     передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

                      индивидуальные;

                      групповые;

                      индивидуально-групповые;

                      фронтальные;

                      практикумы. 

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

20 ч

2

Информационные технологии

20 ч

3

Коммуникационные технологии

24 ч

4

Повторение.

4

 

Итого:

68

 

Календарно-тематический план

урока

Наименование раздела и тем
Содержание материала

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.

с. 7-11



2

Информация и информационные процессы.




3

Кодирование текстовой информации.

П. 1.1 с. 14-17



4

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»




5

Создание документов в текстовых редакторах.

П. 1.1 с. 17-21



6

Создание документов в текстовых редакторах.




7

Вводный контроль

 



8

Вводный контроль




9

Форматирование документов в текстовых редакторах.

П. 1.1 с. 21-28



10

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»




11

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

П. 1.1 с. 28-31



12

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Перевод текста»




13

Кодирование графической информации.

П. 1. 2 с. 36-39



14

Инструктаж по Тб. Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»




15

Кодирование звуковой информации.

П. 1.3 с. 72-76



16

Инструктаж по Тб. Практическая работа №5 «Редактирование звука»




17

Системы оптического распознавания текстов.

П. 1.1 с. 32-36



18

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»




19

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

 



20

Повторение




21

Растровая графика.

П. 1.2 с. 39-52



22

Инструктаж по Тб. Практическая работа №7 «Растровая графика»




23

Векторная графика.

П. 1.2 с. 52-59



24

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Векторная графика»




25

Проверочная работа.

С. 59-69



26

Инструктаж по Тб. Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»




27

Повторение материала по теме «Кодирование информации».

Повт п. 1.1, 1.2



28

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»




29

Компьютерные презентации.

П. 1.4 с. 76-85



30

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Разработка презентации»




31

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»

С. 85-91



32

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»




33

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

П. 1.5 с. 91-96



34

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»




35

Электронные таблицы.

П. 1.5 с. 96-102



36

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»




37

Построение диаграмм и графиков.

П. 1.5 с. 102-113



38


Инструктаж по Тб. Практическая работа №15«Построение диаграмм» 




39

Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии»

 



40


Повторение




41

Локальные компьютерные сети.

П. 2.1 с. 115-122



42

Инструктаж по Тб. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»




43

Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.

П. 2.2, 2. 10 с. 122-126,184-194



44

Инструктаж по Тб. Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»




45

Подключение к Интернету.

П. 2.3 с. 126-138



46

Ин6структаж по Тб. Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»




47

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

П. 2.12 с. 199-201



48

Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»




49

Всемирная паутина.

П. 2.4 с. 140-146



50

Инструктаж по Тб. Практическая работа №20 «Настройка браузера»




51

Электронная почта.

П. 2.5 с. 146-155



52

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»




53

Общение в Интернете в реальном времени.

П. 2.6 с. 156-167



54

Инструктаж по Тб. Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»




55

Файловые архивы.

П. 2.7 с. 168-176



56

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»




57

Радио, Web-камеры, телевидение, геоинформационные системы в Интернете.

П. 2.8 с. 176-184



58

Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»




59

Электронная коммерция в Интернете.

П. 2.11 с. 194-199



60

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»




61

Основы языка разметки гипертекста.

П. 2.13 с. 201-208



62

Инструктаж по Тб. Практическая работа №26 «Разработка сайта»




63

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»

 



64

Повторение материала по теме «Информационные технологии»




65

Повторение материала по теме «Информационные технологии»

 



66

Итоговая контрольная работа

 



67

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»




68

Резерв

 



Содержание учебного курса

Информация и информационные процессы (20 ч)

Информация и информационные процессы. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы.

Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

Практическая работа №3 «Перевод текста»

Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»

Практическая работа №5 «Редактирование звука»

Практическая работа №6 «Сканирование и распознавание текста»

 Информационные технологии (20 ч)

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Практическая работа №7 «Растровая графика»

Практическая работа №8 «Векторная графика»

Практическая работа №9 «Выполнение геометрических построений в среде КОМПАС»

Практическая работа №10 «Создание флеш-анимации»

Практическая работа №11 «Разработка презентации»

Практическая работа №12 «Разработка интерактивной презентации»

Практическая работа №13 «Перевод чисел с помощью калькулятора»

Практическая работа №14 «Ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №15 «Построение диаграмм»

 Коммуникационные технологии (24 ч)

Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру»

Практическая работа №17 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №18 «Создание подключения к Интернету»

Практическая работа №19 «Определение IP-адреса»

Практическая работа №20 «Настройка браузера»

Практическая работа №21 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №22 «Общение в реальном времени»

Практическая работа №23 «Работа с файловыми архивами»

Практическая работа №24 «Геоинформационные системы»

Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине»

Практическая работа №26 «Разработка сайта»

Итоговое повторение (4 ч)

Формы и средства контроля.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Количество контрольных работ по курсу:

Раздел программы

Контрольные работы

Информация и информационные процессы

2

Информационные технологии

1

Коммуникационные технологии

1

Итоговое повторение

1

 








Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

 

1.        Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2.        Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3.        Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2010 и 2011 г.г.).

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер

Проектор/ интерактивная доска

Принтер

Модем

Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Интернет.

ОС Windows или Linux., пакет СБППО



Название документа Угринович 11 2011г.doc

Комитет по образованию администрации Хабарского района
Алтайского края
Муниципальное образовательное учреждение
«Хабарская средняя общеобразовательная школа №2
»



«Согласовано»

Зам.директора по УВР


___________ Кислых О.М.


от «____» августа 2011 г.


«Принято»
РМО учителей информатики


___________ Гавриленко С.В.

Протокол № ___

от «____» августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ
«Хабарская СОШ №2»

__________

Приказ № ___

от «___» августа 2011 г.









Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

11 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.



Составитель Лапушкин С.С.
учитель информатики и ИКТ
первая квалификационная категория

















Хабары

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 11 классе 70 часов, а в рабочей программе – 68 часа.

Программа рассчитана на 2 ч. в неделю

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.



Учебно-методическая литература по Информатике и ИКТ

11 класс.


  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый уровень: учебник для 11 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  3. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006

  4. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005

  5. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2011 г.).





Тема

Количество часов

Компьютер и программное обеспечение

28

Моделирование и формализация

14

Хранение, поиск и сортировка информации  в базах данных

16

Основы социальной информатики

4

Итоговое повторение

6


Всего:

68


Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

11 класс




урока

Тема урока

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. История развития ВТ.

П. 1.1 с.10-18


 

2

Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи»




3

Архитектура ПК.

П. 1.2 с. 19-24


 

4

Инструктаж по ТБ Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре ПК»




5

Основные характеристики операционных систем.

П. 1.3 с. 25-30


 

6

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Сведения о логических разделах дисков»




7

Операционная система Windows.

П. 1.3 с. 30-35


 

8

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 Знаки и ярлыки на Рабочем столе»




9

Вводный контроль

 


 

10

Вводный контроль




11

Операционная система Linux. Инструктаж по

П. 1.3 с. 36-43


 

12

Тб. Практическая работа №5 «Настройка графического интерфейса Linux»




13

Проверочная работа.

П. 1.3 с. 36-43


 

14

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Установка пакетов в Linux»




15

Защита от несанкционированного доступа к информации.

П. 1.4 с. 43-50


 

16

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7 «Биометрическая защита»




17

Защита от вредоносных программ.

П. 1.6 с. 51-63



18

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Защита от компьютерных вирусов»




19

Сетевые черви и защита от них.

П. 1.6 с. 63-70



20

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9 «Защита от сетевых червей»




21

Троянские программы и защита от них.

П. 1.6 с. 71-74



22

Инструктаж по Тб. Практическая работа №10 «Защита от троянских программ»




23

Хакерские утилиты и защита от них.

П. 1.6 с. 75-78



24

Инструктаж по Тб. Практическая работа №11 «Защита от хакерских атак»




25

Уголовная ответственность за компьютерные преступления




26

История хакерства




27

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»




28

Повторение




Моделирование и формализация (14 часов)

29

Моделирование как метод познания.

П. 2.1, 2.2 с. 80-84



30

Системный подход в моделировании.




31

Формы представления моделей.

П. 2.3-2.4   с. 84-87



32

Формализация.




33

Основные этапы разработки и исследования моделей на ПК

П. 2.5-2.6 с. 88-90



34

Исследование физических моделей.




35

Исследование астрономических моделей.

П. 2.6 с. 91-95



36

Исследование математических моделей.




37

Исследование химических моделей

П. 2. 6 с. 97-100



38

Исследование биологических моделей




39

Создание интерактивной модели




40

Создание интерактивной модели




41

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация»




42

Повторение




Хранение, поиск и сортировка информации  в базах данных (16 часов)

43

Табличные базы данных.

П. 3.1 с. 101-104








44

СУБД. Инструктаж по Тб. Практическая работа №12 «Создание табличной базы данных»

П. 3.2 с. 104-108



45





46

Формы в СУБД. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Создание форм в табличной базе данных»

П. 3. 2 с. 108-113



47





48

Поиск записей в СУБД. Инструктаж по Тб. Практическая работа №14 Поиск записей в табличной базе данных»

П. 3. 2 с. 113-117



49





50

Сортировка записей в СУБД. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №15 «Сортировка записей в табличной базе данных»

П. 3. 2 с. 117-119



51





52

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №16 «Создание отчета в табличной базе данных». Проверочная работа

П. 3.2 с. 119-120



53





54

Иерархические базы данных. Сетевые базы данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №17 «Создание генеалогического дерева семьи»

П. 3.3, 3.4 с. 120-126



55





56





57

Контрольная работа №3 по теме «Базы данных. СУБД»

 



58





Основы социальной информатики (4 часа)

59

Право и этика в Интернете.

П. 4.1, 4.2 с. 127-131



60

Повторение по теме «Кодирование информации




61

Перспективы развития ИКТ.

П. 4. 3 с. 131-136



62

Повторение по теме «Системы счисления»




Повторение (6 часов)

63

Повторение по теме «Основы логики»

 



64





65

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»

 



67

Итоговая контрольная работа

 



68

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»

 








Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, со­хранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих ре­альные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные ре­зультаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социаль­ных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их со­ответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств ин­формационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изме­нения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические реко­мендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распро­страненными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.



Дополнительная литература.


  • Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы : методическое пособие / Н.Д.Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  • Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux.


7


Название документа Угринович 8 2011г.doc


Комитет по образованию администрации Хабарского района
Алтайского края
Муниципальное образовательное учреждение
«Хабарская средняя общеобразовательная школа №2
»



«Согласовано»

Зам.директора по УВР


___________ Кислых О.М.


от «____» августа 2011 г.


«Принято»
РМО учителей информатики


___________ Гавриленко С.В.

Протокол № ___

от «____» августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ
«Хабарская СОШ №2»

__________

Приказ № ___

от «___» августа 2011 г.









Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

8 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.



Составитель Лапушкин С.С.
учитель информатики и ИКТ
первая квалификационная категория



















Хабары

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа.

Программой предусмотрено проведение: 15 практических работ, 3 контрольных работ.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.




Перечень учебно-методических средств обучения


Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 8 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  3. 8

  4. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006

  5. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.



Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

8 класс


Тема

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание



Информация и информационные процессы (9 ч.)




1/1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе

§ 1.1.1 – 1.1.2

Стр8-12




2/2

Информация в обществе и технике.

§ 1.1.3 – 1.1.4

Стр. 12-17




3/3

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Стр. 126.




4/4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

§ 1.2.1,

1.2.2,

1.2.3.

Стр. 18-25




5/5

Количество информации.

Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации»

§ 1.3.1

Стр. 26-28




6/6

Определение количества информации.

§ 1.3.2.

Стр. 28-30




7/7

Алфавитный подход к определению количества информации.


§ 1.3.3.

Стр. 30-32




8/8

Решение задач по теме «Количество информации».

§ 1.3

Стр. 26-32




9/9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».






Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)





1/10

Устройство компьютера.

Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

§ 2.1-2.2

Стр.33-49.

Стр. 134

Стр. 133




2/11

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

§ 2.3

Стр. 50-58

Стр. 130




3/12

Программное обеспечение компьютера.

§ 2.4

Стр. 58-62





4/13

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

Стр. 137




5/14

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

§ 2.7

Стр. 69-72

Стр. 140




6/15

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

§ 2.8.

Стр. 72-78




7/16

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».






Коммуникационные технологии – 16 ч.





1/17

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

§ 3.1.

Стр. 80-81




2/18

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.

§ 3.2

Стр. 81-84

Стр. 143




3/19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 144




4/20

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 10 «География Интернета».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 149




5/21

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

§ 3.4

Стр. 94-98

Стр. 151




6/22

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

§ 3.4

Стр. 98-100

Стр. 155




7/23

Файловые архивы.

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

§ 3.4

Стр. 100-102

Стр. 158




8/24

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

§ 3.4

Стр. 102-106




9/25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

§ 3.5

Стр. 107–110

Стр. 161




10/26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

§ 3.7

Стр. 113 -117





11/27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

§ 3.7

Стр. 117-119




12/28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

§ 3.7

Стр. 119-123




13/29

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165




14/30

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165




15/31

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165




16/32

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».





33

Повторение





34

Повторение






Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.









КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.



Название документа Угринович 9 2011г.doc


Комитет по образованию администрации Хабарского района
Алтайского края
Муниципальное образовательное учреждение
«Хабарская средняя общеобразовательная школа №2
»



«Согласовано»

Зам.директора по УВР


___________ Кислых О.М.


от «____» августа 2011 г.


«Принято»
РМО учителей информатики


___________ Гавриленко С.В.

Протокол № ___

от «____» августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ
«Хабарская СОШ №2»

__________

Приказ № ___

от «___» августа 2011 г.









Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

9 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.



Составитель Лапушкин С.С.
учитель информатики и ИКТ
первая квалификационная категория



















Хабары

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы.


Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.




Перечень учебно-методических средств обучения


Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  1. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

  2. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор WеЬ-страниц.



Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

9 класс




Тема

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание


Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов




1

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

§ 1.1.1 – 1.1.2

Стр10-52



2

Кодирование графической информации.

§1.1.3



3

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».




4

Растровая и векторная графика.

§1.2.1-1.2.2



5

Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

§ 1.3.1



6

Практическая работа №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

§1.323



7

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1.3.3



8

Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

§1.3.3



9

Практическая работа №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе




10

Растровая и векторная анимация.

§1.4



11

Практическая работа №4 Анимация




12

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации

§1.5



13

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

§1.6



14

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации




15


Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»





Кодирование и обработка текстовой информации - 9 ч




16

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №7

Кодирование текстовой информации.

§2.1



17

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №8 Вставка в документ формул

§2.2-2.4



18

Форматирование документа .

Практическая работа №9

Форматирование символов и абзацев

§2.5



19

Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

§



20

Практическая работа №10

Создание и форматирование списков.

§



21

Таблицы.

Практическая работа №11

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

§2.6



22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №12

Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

§2.7



23

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

§2.8



24

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»





Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч




25

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №14.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

§3.1.1



26

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

§3.1.2



27

Электронные таблицы. Основные типы данных.

§3.2.1-3.2.2



28

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2.3



29

Практическая работа №15

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.




30

Встроенные функции.

Практическая работа №16

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

§3.2.4



31

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №17.
Построение диаграмм различных типов.

§3.3



32

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

§3.4



33

Повторение темы




34

Контрольная работа №3

Кодирование и обработка числовой информации.





Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч




35

Алгоритм и его формальное исполнение.

§4.1



36

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке

§4.2



37

Практическая работа № 19 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.




38

Переменная: тип, имя, значение

Практическая работа №20

Проект «Переменные»

§4.3



39

Арифметические, строковые и логические выражения

§4.4



40

Практическая работа №21 Проект «Строковый калькулятор»




41

Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

Практическая работа № 22

«Дата и время»

§4.5



42

Линейный алгоритм

§4.2.1



43

Практическая работа № 23

Проект « Калькулятор»




44

Алгоритмическая структура «Ветвление»

4.2.2



45

Практическая работа № 24 Проект «Сравнение кодов символов»




46

Алгоритмическая структура «Выбор»

§4.2.3



47

Практическая работа № 25

Проект «Отметка»




48

Алгоритмическая структура «Цикл»

§4.2.4



49

Алгоритмическая структура «Цикл»

Практическая работа № 26

Проект «Коды символов»

§4.2.4



50

Практическая работа №27

Проект «Слово-перевертыш»




51

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

§4.7



52

Практическая работа № 28

Проект «Графический редактор»




53

Основы объектно-ориентированного программирования




54

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»





Моделирование и формализация -10 ч




55

Моделирование, формализация, визуализация.

§5.1-5.2.1



56

Материальные и информационные модели

§5.2.2-5.2.3



57

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3



58

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»

§5.4



59

Приближенное решение уравнений .

Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения

§5.5



60

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №31 Распознавание удобрений

§5.6



61

Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»




62

Информационные модели управления объектами

§5.7



63

Повторение темы




64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»





Информатизация общества (3 ч)




65

Информационное общество


§6.1



66

Информационная культура

§6.2



67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

§6.3



68

Итоговая контрольная работа.





Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;


уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.


Комплект рабочих программ учебного курса «Информатика и ИКТ» 8-11 класс базовый уровень составлены на основе авторской программы Угриновича Н.Д.
  • Информатика
Описание:

Программа 8 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»; 
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа.
Программой предусмотрено проведение: 15 практических работ, 3 контрольных работ.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  • Н.Д.Угринович «Преподавание курса «Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе» 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  • Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ»  : учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  • 8
  • Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
  • Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2005

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

8 класс

Тема

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание

Информация и информационные процессы (9 ч.)

     

1/1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе

§ 1.1.1 – 1.1.2
Стр8-12

   

2/2

Информация в обществе и технике.

§ 1.1.3 – 1.1.4
Стр. 12-17

   

3/3

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Стр. 126.

   

4/4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

§ 1.2.1,
1.2.2,
1.2.3.
Стр. 18-25

   

5/5

Количество информации.
Практическая работа № 2  «Перевод единиц измерения количества информации»

§ 1.3.1
Стр. 26-28

   

6/6

Определение количества информации.

§ 1.3.2.
Стр. 28-30

   

7/7

Алфавитный подход к определению количества информации.

§ 1.3.3.
Стр. 30-32

   

8/8

Решение задач по теме  «Количество информации».

§ 1.3
Стр. 26-32

   

9/9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

     
 

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)

     

1/10

Устройство компьютера.
Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

§ 2.1-2.2
Стр.33-49.
Стр. 134
Стр. 133

   

2/11

Файлы и файловая система.
Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

§ 2.3
Стр. 50-58
Стр. 130

   

3/12

Программное обеспечение компьютера.

§ 2.4
Стр. 58-62

   

4/13

Графический интерфейс операционных систем
Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

§ 2.5-2.6
Стр. 63-69
Стр. 137

   

5/14

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

§ 2.7
Стр. 69-72
Стр. 140

   

6/15

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

§ 2.8.
Стр. 72-78

   

7/16

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

     
 

Коммуникационные технологии – 16 ч.

     

1/17

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

§ 3.1.
Стр. 80-81

   

2/18

Локальные компьютерные сети.
Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.

§ 3.2
Стр. 81-84
Стр. 143

   

3/19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

§ 3.3
Стр. 84-94
Стр. 144

   

4/20

Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 10  «География Интернета».

§ 3.3
Стр. 84-94
Стр. 149

   

5/21

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

§ 3.4
Стр. 94-98
Стр. 151

   

6/22

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.
Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

§ 3.4
Стр. 98-100
Стр. 155

   

7/23

Файловые архивы.
Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

§ 3.4
Стр. 100-102
Стр. 158

   

8/24

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

§ 3.4
Стр. 102-106

   

9/25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

§ 3.5
Стр. 107–110
Стр. 161

   

10/26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

§ 3.7
Стр. 113 -117

   

11/27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

§ 3.7
Стр. 117-119

   

12/28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

§ 3.7
Стр. 119-123

   

13/29

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165

   

14/30

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165

   

15/31

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165

   

16/32

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

     

33

Повторение

     

34

Повторение

     

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  •  
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения  практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.

Автор Лапушкин Сергей Сергеевич
Дата добавления 21.09.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5687
Номер материала 51
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓