Главная / Информатика / РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ» для групп со средним (полным) общим образованием (НПО)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ» для групп со средним (полным) общим образованием (НПО)

Название документа МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Качканарское профессиональное училище»











РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
«____» ____________2006 г.
Председатель: ________/О.А.Чайкова/

СОГЛАСОВАНО
«___» ___________2006 г.
Зам.директора по УВР:_______/С.Г.Кошелева/

УТВЕРЖДАЮ
«___» ___________2006 г.
Директор ГОУ НПО КПУ:
_____________/С.М.Бородулина/













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ»
для групп со средним (полным) общим образованием (НПО)
















Разработала:
преподаватель I категории
Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна













Г. КАЧКАНАР
2006 г.





1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральная программа развития образования;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  • Учебные стандарты школ России;

  • Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;

  • Программа развития КПУ с отделение КШИ;

  • Устав ОУ КПУ с отделением КШИ;

  • Программно методические материалы;

  • Информатика 10 – 11 классы.

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики.

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы на базовом уровне по предмету «Основы информатики и вычислительной техники» в группах со средним (полым) общим образованием:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных и специальных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Место «Основ информатики и вычислительной техники» в структуре начального профессионального образования отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.


Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 этапа:

1 этап – пропедевтический (1-6 классы).
2 этап – базовый (7-9 классы).
3 этап – профильный (10-11 классы).
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Учебный план ГОУ КПУ с отделением КШИ;

  • Примерные учебные программы по информатике;

  • Методические разработки и рекомендации;

  • Индивидуальные проблемные задания;

  • Индивидуальные вариативные задания;

  • Тестовые тематические задания;

  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.


Для осуществления образовательного процесса в ОУ КПУ с отделением КШИ используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Дидактические игры;

  • Проблемное обучение;

  • Педагогики сотрудничества.


В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Творческая лаборатория;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-игра;

  • Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.


Формы рубежной и завершающей аттестации:

  • Тематические зачеты;

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  • Диктанты по информатике;

  • Решение задач;

  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

  • Итоговые контрольные работы;

  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).


Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним (полным) общим образованием проводится в форме:

  • итогового тестирования;

  • разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;

  • защиты рефератов.

2.   СТРУКТУРА КУРСА

Программой предусматривается прямое и концентрическое изучение материала указанных содержательных линий. Это позволяет по мере изучения курса давать более глубокие знания по каждой из перечисленных линий, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса.

Обучение информатике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Основ информатики и вычислительной техники» – это создание своей системы непрерывного изучения данной науки, в зависимости от специализации образовательного учреждени, выбранной профессии, уровня оснащенности компьютерами и т.д.

Описание: Структура курса

Данная структура позволяет усилить преемственные связи между разделами курса. В основе курса лежит поэтапный принцип построения обучения.

Учебно-тематическое планирование ведется в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Уровень А).

3.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Информатика и ИКТ» 1 курс
(76 час в год)



N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Тема 1. Информация и информационные процессы

1.

Информация, ее виды и свойства

1

-

1

2.

Информационные процессы

1

-

1

3.

От индустриального общества к информационному

1

-

1

4.

Информатика в жизни общества

1

-

1

Тема 2. Представление информации

5.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности

1

-

1

6.

Кодирование. Двоичная форма преставления символьной информации

1

-

1

7.

Кодирование. Двоичная форма преставления числовой информации

1

-

1

8.

Кодирование. Двоичная форма преставления графической и звуковой информации

1

-

1

9.

Контрольная работа «Представление информации»

1

-

1

Тема 3. Информационные технологии. Технологии обработки текста

10.

Аппаратное и программное обеспечение. Объекты печатного издания

1

-

1

11.

Интерфейс текстового процессора. Настройка пользовательского интерфейса

0,5

0,5

-

12.

Шрифт, начертание, размер

-

1

1

13.

Набор и редактирование текста

-

1

1

14.

Абзацные отступы и интервалы

-

3

3

15.

Рисование в документе

-

2

2

16.

Вставка готового рисунка

-

1

1

17.

Объект WordArt

-

1

1

18.

Таблицы в Word

-

2

2

19.

Работа со списками

-

1

1

20.

Комбинированный документ

-

1

1

21.

Диаграммы

-

1

1

22.

Редактор формул

-

1

1

23.

Верстка готового документа

-

1

1

24.

Создание титульного листа

-

3

3

25.

Контрольная работ «Технология работы в среде текстового процессора»

0,5

0,5

1

Тема 4. Компьютер

26.

Модульный принцип построения ЭВМ. Шинная архитектура

1

-

1

27.

Микропроцессор и материнская плата

1

-

1

28.

Память ПЭВМ. Внутренняя память

1

-

1

29.

Память ПЭВМ. Внешняя память

2

-

2

30.

Периферийные устройства. Устройства ввода информации

1

-

1

31.

Периферийные устройства. Устройства вывода информации

1

-

1

32.

Контрольная работа «АО ЭВМ»

1

-

1

33.

Файл и файловая система

1

1

2

34.

Программное обеспечение ПЭВМ

1

-

1

35.

Операционная система MS DOS

0,5

0,5

1

36.

Операционная система Windows

0,5

0,5

1

37.

Инсталляция программ

0,5

0,5

1

38.

Защита информации

0,5

0,5

1

39.

Вирусы и средства борьбы с ними

0,5

0,5

1

40.

Контрольная работа «ПО ЭВМ»

1

-

1

Тема 5. Информационные технологии. Технология обработки числовой информации

41.

Общая характеристика табличного процессора

1

-

1

42.

Создание и редактирование табличного документа

-

1

1

43.

Создание и редактирование табличного документа

-

1

1

44.

Формула и правила ее записи в электронной таблице

-

1

1

45.

Вычисления по формулам

-

1

1

46.

Использование в формулах встроенных функций

-

1

1

47.

Относительная, абсолютная и смешанная ссылка

-

1

1

48.

Логические функции

1

1

2

49.

Использование в вычислениях логических функций

-

1

1

50.

Выполнение расчетов в среде электронных таблиц

-

1

1

51.

Функции даты и времени

-

1

1

52.

Форматирование табличного документа

-

1

1

53.

Создание и настройка диаграмм

-

1

1

54.

Построение графиков функций

-

1

1

55.

Контрольная работа «Технология работы в среде табличного процессора»

0,5

0,5

1

Тема 6. Математические и логические основы информатики

56.

Системы счисления. Непозиционные системы

1

-

1

57.

Позиционные системы счисления

0,5

0,5

1

58.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1

2

3

59.

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

1

2

60.

Вычисления в позиционных системах счисления с помощью калькулятора

0,5

0,5

1

61.

Основы логики. Базовые логические операции

1

-

1

62.

Выполнение базовых логических операций над двоичными числами

-

1

1

63.

Логические выражения. Таблицы истинности

1

1

2

64.

Контрольная работа «Математические и логические основы информатики»

0,5

0,5

1

65.

Итоговый урок

1

-

1

 

Общее количество часов на I курсе

34,5

41,5

76




2 курс
(56 час в год)



N
п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Тема 1. Моделирование и формализация

1.

Моделирование как способ познания

1

-

1

2.

Виды информационных моделей

2

-

2

3.

Контрольная работа «Моделирование и формализация»

-

1

1

Тема 2. Информационные технологии. Технологии обработки графики

4.

Освоение среды графического редактора Paint

1

-

1

5.

Графический редактор растрового типа. Объекты растровой графики и действия над ними

0,5

0,5

1

6.

Графические примитивы и их настройка

-

1

1

7.

Создание и редактирование простейшего рисунка

-

1

1

8.

Построение с помощью клавиши Shift

-

1

1

9.

Понятие пикселя

0,5

0,5

1

10.

Редактирование по пикселям

-

1

1

11.

Построение изображений по алгоритму

-

1

1

12.

Конструирование из мозаики

-

1

1

13.

Конструирование с помощью меню готовых форм

-

1

1

14.

Моделирование в среде графического редактора

1

2

3

15.

Практикум «Граффити»

-

1

1

16.

Практикум «Логотип»

-

1

1

17.

Виды компьютерной графики

1

-

1

18.

Средства просмотра, катологизации и редактирования графических файлов

1

1

2

19.

Форматы графических файлов

1

1

2

20.

Контрольная работа «графический редактор Paint»

0,5

0,5

1

Тема 3. Информация и общество

21.

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства

2

-

2

22.

Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами

1

-

1

23.

Контрольная работа «Информация и общество»

1

-

1

Тема 4. Информационные технологии.
Технология хранения, поиска и сортировки информации

24.

Теоретические основы баз данных

1

-

1

25.

Типы данных в среде Access

1

-

1

26.

Основные приемы работы с данными

-

1

1

27.

Создание формы

-

1

1

28.

Элементы управления

-

1

1

29.

Организация поиска

-

1

1

30.

Создание отчета

-

1

1

31.

Организация работы с данными

-

1

1

32.

Управление данными

-

1

1

33.

Создание отчета. Построение выражений

-

1

1

34.

Создание запроса. Сортировка в запросе

-

1

1

35.

Создание запроса по образцу с условиями

-

2

2

36.

Контрольная работа «Технология работы в среде базы данных»

0,5

0,5

1

Тема 5. Компьютерные коммуникации

37.

Виды компьютерных сетей

1

-

1

38.

Обмен данными в локальной сети

-

1

1

39.

Сервис Интернет

1

-

1

40.

Адресация в Интернет

1

-

1

41.

Технология WWW

1

1

2

42.

Поисковые системы Интернет

1

1

2

43.

Контрольная работа «Компьютерные коммуникации»

1

-

1

44.

Резерв

4

-

4

 

Общее количество часов на I курсе

26

30

56




4.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Информация и информационные процессы. Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. Роль информации и информационных процессов во всех сферах деятельности человека. Информационная культура. Информационное общество.

  • Представление информации. Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления символьной, графической, звуковой информации. Количество и единицы измерения количества информации.

  • Математические и логические основы информатики. Системы счисления. Позиционная и непозиционная системы счисления. Двоичная, десятичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Двоичная арифметика. Сложение, вычитание, умножение, деление целых чисел в двоичной системе счисления. Основы логики. Базовые логические операции. Логические выражения. Таблицы истинности.

  • Компьютер. Понятие ЭВМ. Назначение ЭВМ. Схема фон Неймана. Основные компоненты компьютера, их функция и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение ЭВМ. Файлы, каталоги и файловая система. Носители информации. Ввод и вывод информации. Инсталляция программ. Защита информации. Антивирусные программные средства. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

  • Моделирование и формализация. Моделирование как метод познания. Формализация задач из различных предметных областей. Материальные и информационные модели. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

  • Информация и общество. Проблема информационной безопасности личности и государства: госорганы, осуществляющие правовое регулирование в сфере информации и КТ. Информационная преступность. Доктрина информационной безопасности РФ. Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Уголовный кодекс против преступлений в компьютерной информационной среде.

  • Информационные технологии.

А) Технологии обработки числовой информации

Электронные таблицы: как информационный объект, назначение и основные возможности. Ввод чисел, формул, текста. Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронной таблицы для решения задач. Средства и технологии работы с таблицами. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Б) Технологии обработки текста

Текст, как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии обработки и организации текстового материала. Основные приемы преобразования текста. Текстовый редактор: назначение и основные функции. Редактирование и форматирование текста.

В) Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Виды и способы организации запросов.

Г) Компьютерные коммуникации

Локальные и глобальные информационные ресурсы: электронная почта, телекоммуникации, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология WWW. Поиск информации.



5.   КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Требования к технике

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника, как минимум, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • PENTIUM II

  • 256 Мб RAM

  • 40Гб HDD

  • CD-DVD-ROM

  • Видео карта SVGA 8 Мб

  • Аудиокарта Sound Blaster Vibra 16

  • Манипулятор типа «мышь»

  • Акустическая система: наушники, микрофон, колонки.


Программное обеспечение

  • MS DOS

  • Total Commander

  • Операционная система WINDOWS 2000

  • Office 2000 – графический редактор Paint– текстовый процессор Word 2000, графический редактор Paint, табличный процессор Excel 2000, система управления базами данных Access 2000, редактор презентаций PowerPoint 2000, Internet Explorer, Adobe Acrobat 6.0, ACDSee 3.1, Media Player 9.0, Win Amp 2.7, тренажерные, тестовые, игровые программы, электронные учебники и справочники.


Учебно-методическая литература

  • Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

  • Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  • Ефимова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997

  • Информатика. 10-11 класс./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  • Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997

  • Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

  • Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996

  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  • Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001

  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

  • Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  • Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2002



6.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ



1. Информация и информационные процессы

Предметно-информационная составляющая:

  • Знать основные составные части информатики и предмет их исследования;

  • Иметь представление о каждом из разделов информатики;

  • Иметь представление об основах информационных процессов.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь приводить примеры получения, передачи и обработки информации в различных сферах деятельности человека, живой природе, обществе и технике.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознавать роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится научная картина мира;

  • Осознавать ценность информатики для других наук и общества;

  • Осознавать основополагающую роль информатики в развитии современного информационного общества;

  • Стремиться к постоянному пополнению знаний в области информатики.



2. Представление информации

Предметно-информационная составляющая:

  • Знать функции языка как способа представления информации.

  • Знать основные единицы измерения информации.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь определять объем имеющейся информации;

  • Уметь кодировать некоторые виды информации;

  • Объяснять принципы кодирования информации;

  • Перечислять преимущества и особенности двоичной формы представления информации;

  • Решать задачи по определению количества информации.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознавать роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится научная картина мира.



3. Математические и логические основы информатики

Предметно-информационная составляющая:

  • Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы в другую;

  • Базовые логические операции;

  • Законы преобразования логических выражений;

  • Таблицы истинности типичных логических выражений.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Переводить числа из одной системы в другую;

  • Выполнять арифметические и логические операции над двоичными числами;

  • Преобразовывать логические выражения.


Ценностно-ориентационная составляющая:
Осознавать:

  • Значение математических и логических основ работы информатики для дальнейшего понимания функционирования ВТ.



4. Компьютер

Предметно-информационная составляющая:

  • устройство ЭВМ и принципы её работы;

  • технические данные современных персональных компьютеров;

  • санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютеризированному рабочему месту;

  • классификацию современного ПО ПЭВМ;

  • основные элементы графического интерфейса операционной системы Windows;

  • структуру основных файлов и папок ОС Windows;

  • способы выполнения основных операций: создание, переименование, перенос, копирование, удаление и печать объектов;

  • назначение программ для архивации информации;

  • назначение антивирусных программ;

  • назначение программ для защиты информации от несанкционированного доступа;


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • правильно выбирать конфигурацию персонального компьютера, который необходим для решения конкретной задачи информатизации рабочего места;

  • относить конкретную программную продукцию к определённому классу;

  • выполнять набор простейших операций с объектами Windows,

  • пользоваться стандартными программами Windows;

  • проводить архивацию и распаковку информации;

  • пользоваться антивирусными программами;


Ценностно-ориентационная составляющая:
Осознавать:

  • необходимость изучения средств информатизации для их внедрения в жизнь общества;

  • значение ПЭВМ в жизни современного общества;

  • значение операционных систем для организации работы ПЭВМ,

  • значение различных утилит для обеспечения нормальной работы персонального компьютера;

  • стремиться к освоению средств информатизации для внедрения НИТ в жизнь общества.



5. Моделирование и формализация

Предметно-информационная составляющая:

  • Знать понятия математической модели;

  • Знать, что такое адекватность модели и область ее применения;

  • Знать методы математического моделирования;

  • Знать этапы технологии решения задач с помощью ПК.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • уметь характеризовать сущность моделирования;

  • уметь строить простейшие информационные и математические модели.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • осознавать важность моделирования как основного способа познания окружающего мира;

  • осознавать ценность хорошей математической модели для решения поставленной задачи;

  • стремиться к совершенствованию своих знаний и умений в области моделирования.



6. Информация и общество

Предметно-информационная составляющая:

  • Знать аспекты информационной безопасности как составной части национальной;

  • Знать об угрозе целостности информации;

  • Знать основные проблемы, связанные с информатизацией общества;

  • Знать принципы информационной безопасности личности;

  • Сущность основных законов об информации, информатизации, авторском праве;

  • Основы законодательства о правовой защите информации.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь применять знания о методах и способах работы с информацией;

  • Уметь соблюдать информационную этику и информационную безопасность;

  • Уметь выявлять ситуации применения правовых норм защиты информации и авторского права и применять эти нормы;

  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и навыков в области защиты информации;

  • Уметь культурно обращаться с информацией, в условиях современного общества;

  • Строить жизненные планы, основанные на достаточно полной информации о профессиях современного общества и рынка труда.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознавать необходимость защиты целостности информации;

  • Осознавать требования к профессиям и видам деятельности человека в информационной сфере;

  • Осознавать значение и нормы информационной этики и информационной безопасности;

  • Осознавать необходимость и значение правовой защиты информации и соблюдения авторского права в сфере информационных технологий;

  • Осознание значимость информационной культуры для практической деятельности (учебной, профессиональной, самообразования и др.)

7. Информационные технологии

А) Технологии обработки числовой информации
Предметно-информационная составляющая:

  • Иметь представление о числовой величине;

  • Иметь представление об электронной таблице;

  • Знать основные функциональные элементы электронной таблицы;

  • Знать метод адресации и поиска в электронной таблице;

  • Знать типы задач решаемых с помощью электронных таблиц.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь производить подготовку числовых данных к обработке в электронной таблице;

  • Уметь вводить числовые данные в таблицу и редактировать их;

  • Уметь создавать простые электронные таблицы с формулами;

  • Уметь решать простейшие задачи с помощью электронных таблиц.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознавать значение компьютеров в процессе совершенствования обработки числовых данных;

  • Осознавать роль современного ПО для повышения эффективности обработки числовых данных;

  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области обработки числовых данных.


Б) Технологии обработки текста
Предметно-информационная составляющая:

  • Иметь представление об основных элементах текста и различать их;

  • Знать назначение панелей инструментов и способы их включения;

  • Знать назначение шаблонов и стилей в текстовом редакторе;

  • Знать приемы форматирования текста;

  • Знать особенности и функциональные возможности различных текстовых редакторов (процессоров);

  • Знать технологию печати.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь производить подготовку текстового материала к работе;

  • Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текста;

  • Уметь работать (добавлять, удалять, изменять размер и цвет и пр.) с фрагментами и объектами в тексте;

  • Уметь использовать шаблоны и стили;

  • Уметь тиражировать текстовый материал.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознавать значение компьютеров в процессе совершенствования обработки текстовых документов;

  • Осознавать роль современного ПО для повышения эффективности обработки текстовых материалов;

  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области обработки текстовых документов.


В) Технологии хранения, поиска и сортировки информации
Предметно-информационная составляющая:

  • Знать разновидности и структуру информационных систем;

  • Знать типы полей в базах данных;

  • Знать назначение форм и отчетов;

  • Знать приемы проектирования баз данных;

  • Приемы поиска информации;


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь спроектировать структуру простой базы данных;

  • Уметь производить ввод данных в базу и редактировать их;

  • Уметь выполнять операции поиска необходимой информации.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознавать значение баз данных и баз знаний для современного общества;

  • Осознавать значение стандартного и грамотного представления данных в виде баз;

  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области НИТ.


Г) Мультимедийные технологии
Предметно-информационная составляющая:

  • Знать назначение презентаций;

  • Знать структуру презентаций;

  • Приемы создания простейших презентаций


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Уметь создавать простые презентации в PowerPoint;

  • Уметь делать переходы между слайдами;

  • Применять анимационные эффекты;

  • Уметь добавлять в слайд и редактировать любой вид информации (видео, звук, графика, текст, таблицы).


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Значение электронных презентаций в жизни современного общества;

  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области НИТ.


Д) Компьютерные коммуникации
Предметно-информационная составляющая:

  • Знать назначение Интернет;

  • Знать перечень услуг, предоставляемых через Интернет;

  • Знать адресацию в Интернет;

  • Знать возможности протоколов обмена данными в Интернет;

  • Знать методы поиска в Интернет;

  • Знать WEB-сайты и –страницы.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Называть назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

  • Описывать основные виды услуг, предоставляемых компьютерными сетями;

  • Уметь пользоваться поисковыми машинами в Интернете;

  • Уметь копировать информацию с различных серверов в Интернете.


Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Понимать основные принципы технологии поиска информации в Интернете;

  • Осознавать значение компьютеров в процессе совершенствования знаний и навыков работы в Интернете;

  • Осознавать роль современного ПО для повышения эффективности обмена информацией между членами современного общества;

  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области НИТ.



7.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Федеральная программа развития образования. 2000г.

  • Конвенция о правах ребенка. 1998г.

  • Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.

  • Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.

  • Областной закон «Об образовании Свердловской области», 1998г.

  • Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.

  • Устав ОУ Качканарского профессионального училища с отделением «Кадетская школа – интернат».

  • Программа развития ГОУ НПО КПУ с отделением «Кадетская школа – интернат».

  • Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.

  • Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  • Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997

  • Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996

  • Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997

  • Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  • Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001

  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

  • Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001

  • Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001

  • Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. – М.: Дрофа, 2001

  • Журнал «Информатика в школе»

  • Газета «Информатика»

  • Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года» - http://festival.1september.ru

  • Спутниковый канал ЕОИС – http://sputnik.mto.ru

  • Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Информатика и ИКТ» для групп со средним (полным) общим образованием (НПО)
  • Информатика
Описание:

 1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В настоящее время целью изучения курса «Основы информатики и вычислительной техники» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
  •  
  • Закон РФ «Об образовании»;  
  • Федеральная программа развития образования;  
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;  
  • Учебные стандарты школ России;  
  • Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;  
  • Программа развития  КПУ с отделение КШИ;  
  • Устав ОУ КПУ с отделением КШИ;  
  • Программно методические материалы;  
  • Информатика 10 – 11 классы.  
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики.

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы на базовом уровне по предмету «Основы информатики и вычислительной техники» в группах со  средним (полым) общим образованием:

  •  
  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;  
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин;  
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных и специальных  предметов;  
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;  
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Решению вышеперечисленных целей способствуют следующие принципы построения образовательного процесса: гуманизация, демократизация, диалогизация, индивидуализация, валеологизация, социализация.

Место «Основ информатики и вычислительной техники» в структуре начального профессионального образования отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.


Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 этапа:

1 этап – пропедевтический (1-6 классы).
2 этап – базовый (7-9 классы).
3 этап – профильный (10-11 классы).
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
  •  
  • Учебный план ГОУ КПУ с отделением КШИ;  
  • Примерные учебные программы по информатике;  
  • Методические разработки и рекомендации;  
  • Индивидуальные проблемные задания;  
  • Индивидуальные вариативные задания;  
  • Тестовые тематические задания;  
  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Для осуществления образовательного процесса в ОУ КПУ с отделением КШИ используются элементы следующих педагогических технологий:
  •  
  • Традиционное обучение;  
  • Развивающее обучение;  
  • Личностно-ориентированное обучение;  
  • Дифференцированное обучение;  
  • Дидактические игры;  
  • Проблемное обучение;  
  • Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
  •  
  • Комбинированный урок;  
  • Урок-лекция;  
  • Урок-демонстрация;  
  • Урок-практикум;  
  • Творческая лаборатория;  
  • Урок-демонстрация;  
  • Урок-игра;  
  • Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.


Формы рубежной и завершающей аттестации:
  •  
  • Тематические зачеты;  
  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;  
  • Диктанты по информатике;  
  • Решение задач;  
  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;  
  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;  
  • Итоговые контрольные работы;  
  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).    
   
   Итоговая аттестация по информатике  у учащихся групп со средним  (полным) общим образованием проводится  в форме:
   
  •    
  • итогового тестирования;    
  • разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;    
  • защиты рефератов.

 2.   СТРУКТУРА КУРСА

Программой предусматривается прямое и концентрическое изучение материала указанных содержательных линий. Это позволяет по мере изучения курса давать более глубокие знания по каждой из перечисленных линий, не теряя при этом целостности изложения всего материала курса.

Обучение информатике осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Основ информатики и вычислительной техники» – это создание своей системы непрерывного изучения данной науки, в зависимости от специализации образовательного учреждени, выбранной профессии,  уровня оснащенности компьютерами и т.д.

086.jpg

Данная структура позволяет усилить преемственные связи между разделами курса. В основе курса лежит поэтапный принцип построения обучения.

Учебно-тематическое планирование ведется в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Уровень А).



   

 3.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 «Информатика и ИКТ» 1 курс
 (76 час в год)



N
     п/п
Название темыКоличество часов
 Теория Практика Всего
Тема 1. Информация и информационные процессы
1.Информация, ее виды и свойства1-1
2.Информационные процессы1-1
3.От индустриального общества к информационному1-1
4.Информатика в жизни общества1-1
Тема 2. Представление информации
5.Количество информации как мера уменьшения неопределенности1-1
6.Кодирование. Двоичная форма преставления символьной информации1-1
7.Кодирование. Двоичная форма преставления числовой информации1-1
8.Кодирование. Двоичная форма преставления графической и звуковой информации1-1
9.Контрольная работа «Представление информации»1-1
Тема 3. Информационные технологии. Технологии обработки текста
10.Аппаратное и программное обеспечение. Объекты печатного издания1-1
11.Интерфейс текстового процессора. Настройка пользовательского интерфейса0,50,5-
12.Шрифт, начертание, размер-11
13.Набор и редактирование текста-11
14.Абзацные отступы и интервалы-33
15.Рисование в документе-22
16.Вставка готового рисунка-11
17.Объект WordArt-11
18.Таблицы в Word-22
19.Работа со списками-11
20.Комбинированный документ-11
21.Диаграммы-11
22.Редактор формул-11
23.Верстка готового документа-11
24.Создание титульного листа-33
25.Контрольная работ «Технология работы в среде текстового процессора»0,50,51
Тема 4. Компьютер
26.Модульный принцип построения ЭВМ. Шинная архитектура1-1
27.Микропроцессор и материнская плата1-1
28.Память ПЭВМ. Внутренняя память1-1
29.Память ПЭВМ. Внешняя память2-2
30.Периферийные устройства. Устройства ввода информации1-1
31.Периферийные устройства. Устройства вывода информации1-1
32.Контрольная работа «АО ЭВМ»1-1
33.Файл и файловая система112
34.Программное обеспечение ПЭВМ1-1
35.Операционная система MS DOS0,50,51
36.Операционная система Windows0,50,51
37.Инсталляция программ0,50,51
38.Защита информации0,50,51
39.Вирусы и средства борьбы с ними0,50,51
40.Контрольная работа «ПО ЭВМ»1-1
Тема 5. Информационные технологии. Технология обработки числовой информации
41.Общая характеристика табличного процессора1-1
42.Создание и редактирование табличного документа-11
43.Создание и редактирование табличного документа-11
44.Формула и правила ее записи в электронной таблице-11
45.Вычисления по формулам-11
46.Использование в формулах встроенных функций-11
47.Относительная, абсолютная и смешанная ссылка-11
48.Логические функции112
49.Использование в вычислениях логических функций-11
50.Выполнение расчетов в среде электронных таблиц-11
51.Функции даты и времени-11
52.Форматирование табличного документа-11
53.Создание и настройка диаграмм-11
54.Построение графиков функций-11
55.Контрольная работа «Технология работы в среде табличного процессора»0,50,51
Тема 6. Математические и логические основы информатики
56.Системы счисления. Непозиционные системы1-1
57.Позиционные системы счисления0,50,51
58.Перевод чисел из одной системы счисления в другую123
59.Арифметические операции в позиционных системах счисления112
60.Вычисления в позиционных системах счисления с помощью калькулятора0,50,51
61.Основы логики. Базовые логические операции1-1
62.Выполнение базовых логических операций над двоичными числами-11
63.Логические выражения. Таблицы истинности112
64.Контрольная работа «Математические и логические основы информатики»0,50,51
65.Итоговый урок1-1
 Общее количество часов на I курсе34,541,576



  2  курс
 (56 час в год)



N
     п/п
Название темыКоличество часов
 Теория Практика Всего
Тема 1. Моделирование и формализация
1.Моделирование как способ познания1-1
2.Виды информационных моделей2-2
3.Контрольная работа «Моделирование и формализация» -11
Тема 2. Информационные технологии. Технологии обработки графики
4.Освоение среды графического редактора Paint1-1
5.Графический редактор растрового типа. Объекты растровой графики и действия над ними0,50,51
6.Графические примитивы и их настройка-11
7.Создание и редактирование простейшего рисунка-11
8.Построение с помощью клавиши Shift-11
9.Понятие пикселя0,50,51
10.Редактирование по пикселям-11
11.Построение изображений по алгоритму-11
12.Конструирование из мозаики-11
13.Конструирование с помощью меню готовых форм-11
14.Моделирование в среде графического редактора123
15.Практикум «Граффити»-11
16.Практикум «Логотип»-11
17.Виды компьютерной графики1-1
18.Средства просмотра, катологизации и редактирования графических файлов112
19.Форматы графических файлов112
20.Контрольная работа «графический редактор Paint»0,50,51
Тема 3. Информация и общество
21.Проблема информационной безопасности личности, общества и государства2-2
22.Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами1-1
23.Контрольная работа «Информация и общество»1-1
Тема 4. Информационные технологии.
     Технология хранения, поиска и сортировки информации
24.Теоретические основы баз данных1-1
25.Типы данных в среде Access1-1
26.Основные приемы работы с данными-11
27.Создание формы-11
28.Элементы управления-11
29.Организация поиска-11
30.Создание отчета-11
31.Организация работы с данными-11
32.Управление данными-11
33.Создание отчета. Построение выражений-11
34.Создание запроса. Сортировка в запросе-11
35.Создание запроса по образцу с условиями-22
36.Контрольная работа «Технология работы в среде базы данных»0,50,51
Тема 5. Компьютерные коммуникации
37.Виды компьютерных сетей1-1
38.Обмен данными в локальной сети-11
39.Сервис Интернет1-1
40.Адресация в Интернет1-1
41.Технология WWW112
42.Поисковые системы Интернет112
43.Контрольная работа «Компьютерные коммуникации»1-1
44.Резерв 4-4
 Общее количество часов на I курсе263056



 4.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  •  
  •    

    Информация и информационные процессы. Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. Роль информации и информационных процессов во всех сферах деятельности человека. Информационная культура. Информационное общество.

     
  •    

    Представление информации. Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления символьной, графической, звуковой информации. Количество  и единицы измерения количества информации.

     
  •    

    Математические и логические основы информатики. Системы счисления. Позиционная и непозиционная системы счисления. Двоичная, десятичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Двоичная арифметика. Сложение, вычитание, умножение, деление целых чисел в двоичной системе счисления. Основы логики. Базовые логические операции. Логические выражения. Таблицы истинности.

     
  •    

    Компьютер.  Понятие ЭВМ. Назначение ЭВМ. Схема фон Неймана. Основные компоненты компьютера, их функция и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение ЭВМ. Файлы, каталоги и файловая система. Носители информации. Ввод и вывод информации. Инсталляция программ. Защита информации. Антивирусные программные средства. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

     
  •    

    Моделирование и формализация. Моделирование как метод познания. Формализация задач из различных предметных областей. Материальные и информационные модели. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

     
  •    

    Информация и общество. Проблема информационной безопасности личности и государства: госорганы, осуществляющие правовое регулирование в сфере информации и КТ. Информационная преступность. Доктрина информационной безопасности РФ. Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Уголовный кодекс против преступлений в компьютерной информационной среде.

     
  •    

    Информационные технологии.

А) Технологии обработки числовой информации

Электронные таблицы: как информационный объект, назначение и основные возможности. Ввод чисел, формул, текста. Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронной таблицы для решения задач. Средства и технологии работы с таблицами. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Б) Технологии обработки текста

Текст, как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии обработки и организации текстового материала. Основные приемы преобразования текста. Текстовый редактор: назначение и основные функции. Редактирование и форматирование текста.

В) Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Виды и способы организации запросов.

Г) Компьютерные коммуникации

Локальные и глобальные информационные ресурсы: электронная почта, телекоммуникации, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология WWW. Поиск информации.



 5.   КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Требования к технике
  •  
  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.  
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.  
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.  
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.  
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.  
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).  
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.  
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.  
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.  
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.  
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника, как минимум, должна удовлетворять следующим требованиям:
  •  
  • PENTIUM II  
  • 256 Мб RAM  
  • 40Гб HDD  
  • CD-DVD-ROM  
  • Видео карта SVGA 8 Мб  
  • Аудиокарта Sound Blaster Vibra 16  
  • Манипулятор типа «мышь»  
  • Акустическая система: наушники, микрофон, колонки.

Программное обеспечение
  •  
  • MS DOS  
  • Total Commander  
  • Операционная система WINDOWS  2000  
  • Office 2000 – графический редактор Paint– текстовый процессор Word 2000, графический редактор Paint, табличный процессор Excel 2000, система управления базами данных Access 2000, редактор презентаций PowerPoint 2000, Internet Explorer, Adobe Acrobat 6.0, ACDSee 3.1, Media Player 9.0, Win Amp 2.7, тренажерные, тестовые, игровые программы, электронные учебники и справочники.

Учебно-методическая литература
  •  
  • Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001  
  • Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001  
  • Ефимова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А.  Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997  
  • Информатика. 10-11 класс./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001  
  • Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997  
  • Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер, 2000г.  
  • Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996  
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998  
  • Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001  
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002  
  • Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001  
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998  
  • Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2002


 6.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
 ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ



1.    Информация и информационные процессы

Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать основные составные части информатики и предмет их исследования;  
  • Иметь представление о каждом из разделов информатики;  
  • Иметь представление об основах информационных процессов.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь приводить примеры получения, передачи и обработки информации в различных сферах деятельности человека, живой природе, обществе и технике.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Осознавать роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится научная картина мира;  
  • Осознавать ценность информатики для других наук и общества;  
  • Осознавать основополагающую роль информатики в развитии современного информационного общества;  
  • Стремиться к постоянному пополнению знаний в области информатики.


2.    Представление информации

Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать функции языка как способа представления информации.  
  • Знать основные единицы измерения информации.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь определять объем имеющейся информации;  
  • Уметь кодировать некоторые виды информации;  
  • Объяснять принципы кодирования информации;  
  • Перечислять преимущества и особенности двоичной формы представления информации;  
  • Решать задачи по определению количества информации.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Осознавать роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится научная картина мира.


3.    Математические и логические основы информатики

Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы в другую;  
  • Базовые логические операции;  
  • Законы преобразования логических выражений;  
  • Таблицы истинности типичных логических выражений.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Переводить числа из одной системы  в другую;  
  • Выполнять арифметические и логические операции над двоичными числами;  
  • Преобразовывать логические выражения.

Ценностно-ориентационная составляющая:
Осознавать:
  •  
  • Значение математических и логических основ работы информатики для дальнейшего понимания функционирования ВТ.


4.    Компьютер

Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • устройство ЭВМ и принципы её работы;  
  • технические данные современных персональных компьютеров;  
  • санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютеризированному рабочему месту;  
  • классификацию современного ПО ПЭВМ;  
  • основные элементы графического интерфейса операционной системы Windows;  
  • структуру основных файлов и папок ОС Windows;  
  • способы выполнения основных операций: создание, переименование, перенос, копирование, удаление и печать объектов;  
  • назначение программ для архивации информации;  
  • назначение антивирусных программ;  
  • назначение программ для защиты информации от несанкционированного доступа;

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • правильно выбирать конфигурацию персонального компьютера, который необходим для решения конкретной задачи информатизации рабочего места;  
  • относить конкретную программную продукцию к определённому классу;  
  • выполнять набор простейших операций с объектами Windows,  
  • пользоваться стандартными программами Windows;  
  • проводить архивацию и распаковку информации;  
  • пользоваться антивирусными программами;

Ценностно-ориентационная составляющая:
Осознавать:
  •  
  • необходимость изучения средств информатизации для их внедрения в жизнь общества;  
  • значение ПЭВМ в жизни современного общества;  
  • значение операционных систем для организации работы ПЭВМ,  
  • значение различных утилит для обеспечения нормальной работы персонального компьютера;  
  • стремиться к освоению средств информатизации для внедрения НИТ в жизнь общества.


5.    Моделирование и формализация

Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать понятия математической модели;  
  • Знать, что такое адекватность модели и область ее применения;  
  • Знать методы математического моделирования;  
  • Знать этапы технологии решения задач с помощью ПК.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • уметь характеризовать сущность моделирования;  
  • уметь строить простейшие информационные и математические  модели.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • осознавать важность моделирования как основного способа познания окружающего мира;  
  • осознавать ценность хорошей математической модели для решения поставленной задачи;  
  • стремиться к совершенствованию своих знаний и умений в области моделирования.


6.    Информация и общество

Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать аспекты информационной безопасности как составной части национальной;  
  • Знать об угрозе целостности информации;  
  • Знать основные проблемы, связанные с информатизацией общества;  
  • Знать принципы информационной безопасности личности;  
  • Сущность основных законов об информации, информатизации, авторском праве;  
  • Основы законодательства о правовой защите информации.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь применять знания о методах и способах работы с информацией;  
  • Уметь соблюдать информационную этику и информационную безопасность;  
  • Уметь выявлять ситуации применения правовых норм защиты информации и авторского права и применять эти нормы;  
  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и навыков в области защиты информации;  
  • Уметь культурно обращаться с информацией, в условиях современного общества;  
  • Строить жизненные планы, основанные на достаточно полной информации о профессиях современного общества и рынка труда.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Осознавать необходимость защиты целостности информации;  
  • Осознавать требования к профессиям и видам деятельности человека в информационной сфере;  
  • Осознавать значение и нормы информационной этики и информационной безопасности;  
  • Осознавать необходимость и значение правовой защиты информации и соблюдения авторского права в сфере информационных технологий;  
  • Осознание значимость информационной культуры для практической деятельности (учебной, профессиональной, самообразования и др.)
7.    Информационные технологии

А) Технологии обработки числовой информации
Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Иметь представление о числовой величине;  
  • Иметь представление об электронной таблице;  
  • Знать основные функциональные элементы электронной таблицы;  
  • Знать метод адресации и поиска в электронной таблице;  
  • Знать типы задач решаемых с помощью электронных таблиц.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь производить подготовку числовых данных к обработке в электронной таблице;  
  • Уметь вводить числовые данные в таблицу и редактировать их;  
  • Уметь создавать простые электронные таблицы с формулами;  
  • Уметь решать простейшие задачи с помощью электронных таблиц.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Осознавать значение компьютеров в процессе совершенствования обработки числовых данных;  
  • Осознавать роль современного ПО для повышения эффективности обработки числовых данных;  
  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области обработки числовых данных.

Б) Технологии обработки текста
Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Иметь представление об основных элементах текста и различать их;  
  • Знать назначение панелей инструментов и способы их включения;  
  • Знать назначение шаблонов и стилей в текстовом редакторе;  
  • Знать приемы форматирования текста;  
  • Знать особенности и функциональные возможности различных текстовых редакторов (процессоров);  
  • Знать технологию печати.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь производить подготовку текстового материала к работе;  
  • Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текста;  
  • Уметь работать (добавлять, удалять, изменять размер и цвет и пр.) с фрагментами и объектами в тексте;  
  • Уметь использовать шаблоны и стили;  
  • Уметь тиражировать текстовый материал.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Осознавать значение компьютеров в процессе совершенствования обработки текстовых документов;  
  • Осознавать роль современного ПО для повышения эффективности обработки текстовых материалов;  
  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области обработки текстовых документов.

В) Технологии хранения, поиска и сортировки информации
Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать разновидности и структуру информационных систем;  
  • Знать типы полей в базах данных;  
  • Знать назначение форм и отчетов;  
  • Знать приемы проектирования баз данных;  
  • Приемы поиска информации;

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь спроектировать структуру простой базы данных;  
  • Уметь производить ввод данных в базу и редактировать их;  
  • Уметь выполнять операции поиска необходимой информации.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Осознавать значение баз данных и баз знаний для современного общества;  
  • Осознавать значение стандартного и грамотного представления данных в виде баз;  
  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области НИТ.

Г) Мультимедийные технологии
Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать назначение презентаций;  
  • Знать структуру презентаций;  
  • Приемы создания простейших презентаций

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Уметь создавать простые презентации в PowerPoint;  
  • Уметь делать переходы между слайдами;  
  • Применять анимационные эффекты;  
  • Уметь добавлять в слайд и редактировать любой вид информации (видео, звук, графика, текст, таблицы).

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Значение электронных презентаций в жизни современного общества;  
  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области НИТ.

Д) Компьютерные коммуникации
Предметно-информационная составляющая:
  •  
  • Знать назначение Интернет;  
  • Знать перечень услуг, предоставляемых через Интернет;  
  • Знать адресацию в Интернет;  
  • Знать возможности протоколов обмена данными в Интернет;  
  • Знать методы поиска в Интернет;  
  • Знать WEB-сайты и –страницы.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:
  •  
  • Называть назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;  
  • Описывать основные виды услуг, предоставляемых компьютерными сетями;  
  • Уметь пользоваться поисковыми машинами в Интернете;  
  • Уметь копировать информацию с различных серверов в Интернете.

Ценностно-ориентационная составляющая:
  •  
  • Понимать основные принципы технологии поиска информации в Интернете;  
  • Осознавать значение компьютеров в процессе совершенствования  знаний и навыков работы в Интернете;  
  • Осознавать роль современного ПО для повышения эффективности обмена информацией между членами современного общества;  
  • Стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и умений в области НИТ.


 7.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  •  
  • Закон РФ «Об образовании»  
  • Федеральная программа развития образования. 2000г.  
  • Конвенция о правах ребенка. 1998г.  
  • Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.  
  • Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.  
  • Областной закон «Об образовании Свердловской области», 1998г.  
  • Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.  
  • Устав ОУ Качканарского профессионального училища с отделением «Кадетская школа – интернат».  
  • Программа развития ГОУ НПО КПУ с отделением «Кадетская школа – интернат».  
  • Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.  
  • Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001  
  • Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997  
  • Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996  
  • Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997  
  • Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001  
  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002  
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998  
  • Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001  
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002  
  • Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001  
  • Кузнецов А.А., Самовольнова  Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001  
  • Кузнецов А.А., Самовольнова  Л.Е., Угринович Н.Д. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. – М.: Дрофа, 2001  
  • Журнал «Информатика в школе»  
  • Газета «Информатика»  
  • Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года» -  http://festival.1september.ru  
  • Спутниковый канал ЕОИС – http://sputnik.mto.ru  
  • Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
Автор Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5241
Номер материала 5
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы