Главная / Информатика / Авторская программа «Программист» 10 - 11 класс

Авторская программа «Программист» 10 - 11 класс

Название документа Авдеева Татьяна Юрьевн1.docx


Авдеева Татьяна Юрьевна

учитель информатики

первая квалификационная категория

МОУ СОШУИП 3

ЯНАО, город Лабытнанги

tua_lbt@mail.ru

авторская программа "Программист"

предмет "Информатика"

10-11 классы

литература

Для ученика

1. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.

2. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций "Язык программирования Pascal ".

3. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .

4. Вирт Н Алгоритмы и структура данных: Пер. с англ. в "М.: Мир, 1989.

5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: "Интеллект-центр", 2001.

6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: "Интеллект-центр", 2001.

7. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: "Первое сентября", 2001.

8. Немнюгин С.А. Turbo Pascal учебник. Издательство "Питер", 2001.

9. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, "Питер", 2002.

Для учителя

1. Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. в " СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования.Учебник.в "М.: Мастерство, 2002.

3. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, "Питер", 2002.

4. Фокс Дж. Программное обеспечение и его разработка: Пер. с англ. в " М.: Мир,2002.

5. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П.Савин. в "М.: Педагогика.1989.

6. Молчанова С.И. Основы программирования. Turbo Pascal 7.0 для школьников и абитуриентов. в "М.: "Аквариум"; ООО "Фирма Издательство АСТ",1999.

7. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi/ Второе издание, переработанное и дополненное. в " СПб.: БХВ- Санкт-Петербургю1999.

8. Газета "Информатика", приложение к "1 сентября" Олимпиады по информатике.

9. Газета "Информатика", приложение к "1 сентября" Практикум по Turbo Pascal. Конспекты занятий по информатике.



Название документа Программа_Программист.doc




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»












ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







hello_html_73611312.gif












СОСТАВИТЕЛЬ: АВДЕЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА, учитель информатики МОУ СОШУИП №3, 1 квалификационная категория














город Лабытнанги

2009 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы «Программист»: научно-техническая

Вид дополнительной образовательной программы «Программист»: рабочая.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы «Программист» профессионально-ориентированный.

Уровень реализации дополнительной образовательной программы «Программист»: образование.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы «Программист»: общекультурный.

Способ освоения содержания дополнительной образовательной программы «Программист»: репродуктивный.

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Наступило такое время, когда человека нельзя назвать образованным, если он не знает, как работать на компьютере и не знаком хотя бы с одним языком программирования. В этом и состоит актуальность программы. Поэтому в нашей школе ежегодно формируется группа учащихся 10-11 классов, где обучаются программированию.

Общие цели обучения программированию, являющейся частью информатики, определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества.

Образовательная и развивающая цель — дать школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества.

Практическая цель - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т.е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы.

Воспитательная цель обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом.

Программирование — наиболее традиционная сфера деятельности при организации профильно-ориентированных курсов информатики.

Программа дополнительного образования «Программист» составлена для учащихся 10-11 классов старшей школы, и в основном предназначена для подготовки к олимпиадам по информатике.

Программа рассчитана на 108 часов по 2 часа в неделю в 10 (72 часов) и 1 час в неделю в 11 классах (36 часов). Концентрированное изучение позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

 

Программа включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

 

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

 

Цели курса:

 

  • Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.

  • Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.

  • Развить у учащихся навыки логического мышления.

  • Реализовать математические способности учащихся для составления программ на языке программирования.

 

Задачи курса:

 

  • Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

  • Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

  • Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

  • Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

  • Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .

  • Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

 


Межпредметные связи

 

Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.






2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Состав группы: постоянный.

Сроки реализации программы «Программист» 2 года. В 10 классе 72 часа, 2 час в неделю, и в 11 классе 36 часов, 1 час в неделю Количество обучающихся в группе не более 13 человек.


Формы и режим занятий: индивидуальная, групповая.

Курс предусматривает классно-урочную систему обучения с использованием персональных компьютеров.


В содержании программы курса 2 части:

  • теоретическая;

  • практическая.

 

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции.

 

В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.

 

Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

 

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

 

Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

 

В ходе обучения учащимся предлагаются задачи для самостоятельного выполнение на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовых работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение срезовых работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

 

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

 

 




3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, разбивает содержание образовательной программы по годам обучения, является годовым календарным учебным графиком.

Учебно-тематический план, расписывает темы и часы лекционных, практических, самостоятельных работ и других работ учащихся.

10 класс (72 часа)


Тема

Всего часов

Теория

Практика

Ввод-вывод

5

2

3

Графика

5

2

3

Команды ветвления

8

3

5

Операторы цикла

9

3

6

Целочисленная арифметика

4

2

2

Процедуры и функции

6

2

4

Рекурсия

4

2

2

Одномерные массивы

7

2

5

Двумерные массивы

7

2

5

Сортировка массива

7

2

5

Строки

8

2

6

Резерв

2



Общее кол-во часов

72

24

46

11 класс (36 часов)


Тема

Всего часов

Теория

Практика

Множества

4

2

2

Записи

4

2

2

Типизированные файлы

4

2

2

Текстовые файлы

4

2

2

Нетипизированные файлы

4

1

3

Указатели. Однонаправленные списки

6

2

4

Стеки, очереди, кольца

6

2

4

Деревья

4

2

2

Общее кол-во часов

36

15

21







4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс


1. Ввод-вывод (5 часов)


Основные цели. Ознакомить с историей появления языка Pascal и причины его популярности. Изучить опции меню среды Turbo Pascal Version 7.1. Рассмотреть структуру программы, описание и преобразование типов, действия над типами, команды ввода и вывода информации.

Практическая работа №1 «Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций и комментарии в программе»

Практическая работа №2 «Решение задач с использованием функций DIV и MOD» .

Практическая работа №3 «Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций. Решение прикладных задач».

Основные понятия. Тип переменной (integer, real, char, string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln, write, writeln, позиционный вывод целых и вещественных чисел, стандартные процедуры и функции языка (div, mod, round, trunk, sqrt, sqr, sin, cos, tg, ln, lg, randomize, random, abs)

2. Графика (5 часа)

Основные цели. Научить пользоваться опциями меню среды Turbo Pascal Version 7.1. Познакомить учащихся со структурой программы, описанием и преобразованием типов, действиям над типами, командами ввода и вывода информации. Познакомиться с понятием предопределенные константы стандартного модуля Graph. Изучить графические примитивы и форматы их записи.

Практическая работа №1 «Графические примитивы. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор».

Практическая работа №2 «Графика. Закрашивание. Динамическая графика»

Практическая работа №3 «Построение графиков на экране. Построение поверхностей»

Основные понятия. Тип переменной (integer, real, char, string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln, write, writeln, модуль Graph. Графические фигуры: line, pset, circle,SetColor, позиционный вывод целых и вещественных чисел, стандартные процедуры и функции языка (div, mod, round, trunk, sqrt, sqr, sin, cos, tg, ln, lg, randomize, random, abs)

3. Команды ветвления (8 часов)

Основные цели. Научить учащихся составлять алгоритмы, в которых используется выбор альтернативы. Познакомить учащихся с полной и неполной формой ветвления, и её записью на блок-схемах. Показать, что существуют задачи, в которых необходимо использовать несколько условных операторов, вложенные условные операторы. Изучить оператор выбора.

Практическая работа №1 «Условный оператор. Простые условия».

Практическая работа №2 « Составные условия. Операторные скобки».

Практическая работа №3 « Составной оператор. Оператор выбора».

Практическая работа №4 «Оператор выбора Case».

Практическая работа №5 «Практикум по решению задач на ветвление».

Основные понятия. Команды if..then; if..then..else, case, case..else. Полный, неполный, простой, составной условный оператор, логические связки (or, and, not), логические выражения. Вложенный условный оператор.

4. Циклы (9 часов)

Основные цели. Рассказать учащимся о необходимости использования циклических алгоритмов. Объяснить, как записываются, и как работают отдельные циклические команды. Показать отличия между циклами for, while, repeat. Продемонстрировать, как можно записать один и тот же фрагмент программы с использованием различных циклов. Научить решать задачи с использованием вложенных циклов. Объяснить, что неправильная запись команды может привести к зацикливанию.

Практическая работа №1 «Операторы повторения».

Практическая работа №2 «Цикл с параметром».

Практическая работа №3 «Цикл с предусловием».

Практическая работа №4 «Цикл с постусловием».

Практическая работа №5 «Вложенные циклы».

Практическая работа №6 «Алгоритмы с повторениями. Практикум по решению задач».

Основные понятия. Операторы повторения if, goto. Циклы for..do, while..do, repeat..until, параметр цикла, тело цикла, зацикливание, условие выполнения (окончания) цикла, вложенные циклы.

5. Целочисленная арифметика (4 часа)

Основные цели. Показать на примерах свойства натуральных чисел. Научить решать задачи.

Практическая работа №1 «Анализ состава числа».

Практическая работа №2 «Решение геометрических задач».

Основные понятия. Простое, совершенное, автоморфное, дружественное, симметричное числа; числа близнецы, палиндромы, числа ряда Фибоначчи.





6. Процедуры и функции (6 часов)

Основные цели. Объяснить, что такое метод пошаговой детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются и чем они отличаются. Рассмотреть основные стандартные процедуры и функции модуля system, crt. Объяснить, в каких случаях удобно использовать процедуры, а в каких функции. Научить записывать рекурсивные алгоритмы.

Практическая работа №1 «Использование функций Abs(x), ArcTan(x), Shr(x) при решении задач».

Практическая работа №2 «Использование функций Cos(x), Exp(x), Int(x) при решении задач».

Практическая работа №3 «Использование процедур Append, Assign при решении задачи».

Практическая работа №4 «Использование процедур ClrScr, Delay и др. при решении данной задачи».

Основные понятия. Метод пошаговой детализации, процедура, функция, формальные и фактические параметры, механизм передачи параметров по ссылке и по значению, глобальные и локальные переменные.

7. Рекурсия (4 часа)

Основные цели. Объяснить, что такое метод пошаговой детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются и чем они отличаются. Объяснить, в каких случаях удобно использовать процедуры, а в каких функции. Научить записывать рекурсивные алгоритмы.

Практическая работа №1 «Перебор с возвратами».

Практическая работа №2 «Комбинаторные вычисления».

Основные понятия. Рекурсивный алгоритм, прямая и косвенная рекурсия, организация выделения стека.

8. Одномерные массивы (7 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся со структурным типом данных — массивами. Показать преимущество использования массивов при решении ряда задач. Научить решать задачи с использованием алгоритмов обработки массивов с применением циклов.

Практическая работа №1 «Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива».

Практическая работа №2 «Задание массива в разделе констант».

Практическая работа №3 «Поиск в одномерном массиве элементов с заданными свойствами».

Практическая работа №4 «Поиск максимального (минимального) элемента одномерного массива».

Практическая работа №5 «Примеры решения задач с использованием одномерных массивов».

Основные понятия. Тип массив, одномерный массив, элемент массива, индекс элемента.

9. Двумерные массивы (7 часов)

Основные цели. Ввести понятие двумерного массива. Дать отличия от одномерных массивов. Научить решать задачи с использованием двумерных массивов.

Практическая работа №1 «Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам».

Практическая работа №2 «Поиск в двумерном массиве элементов по заданным условиям».

Практическая работа №3 «Нахождение номера элемента массива по заданным условиям».

Практическая работа №4 «Примеры решения задач с использованием двумерных массивов».

Практическая работа №5 «Примеры решения задач с использованием двумерных массивов».

Основные понятия. Двумерный массив, строка и столбец массива.

10. Сортировка массива (7 часов)

Основные цели. Познакомить учащихся с правилами сортировки массивов и основными методами сортировки: сортировка вставкой, сортировка выбором, сортировка обменом.

Практические работы №1 «Сортировка вставкой. Сортировка одномерного массива по возрастанию, убыванию».

Практические работы №2 «Сортировка вставкой. Сортировка двумерного массива по возрастанию, убыванию с указанием позиции элемента ».

Практические работы №3 «Сортировка выбором. Поиск минимума и максимума в одномерных массивах».

Практические работы №4 «Сортировка выбором. Сортировка двумерного масива».

Практические работы №5 «Сортировка обменом. Преобразование матрицы».

Основные понятия. Сортировка массива. Методы сортировок массивов.





11. Строки (8 часов)

Основные цели. Познакомить учащихся с типами String и Strings, и функциями, выполняемыми над этим типом. Научить решать задачи предложенные учителем.

Практическая работа №1 «Использование операций конкатенация и функции copy».

Практическая работа №2 «Использование процедур STR, VAL».

Практическая работа №3 «Нахождение позиции данной буквы».

Практическая работа №4 «Определение количества n-значных чисел в строке».

Практические работы №5 «Реализация строк с неограниченной длинной символов».

Практические работы №6 «Решение задач повышенной сложности».

Основные понятия. Тип String. Функции pos, insert, val, str, copy, delete, length. . Тип Strings. Функции StrCat, StrComp, StrCopy, StrLCat, StrLen и т.д.

11 класс

1. Множества (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с понятием множества в Паскале. Научить выполнять операции над множествами. Показать эффективность применения множеств при решении ряда задач.

Практическая работа №1 «Составление задач с использованием целых, логических и скалярных типов множеств».

Практическая работа №2 «Составление задач с вещественных типов множеств».

Основные понятия. Множество, объявление множества, базовый тип элементов множества, множественные выражения, объединение, пересечение, разность двух множеств, операции отношения.

2. Записи (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с понятием запись. комбинированным типом данных. Объяснить, что значение комбинированного типа состоит из нескольких компонент, которые могут иметь разные типы, в том числе и тип массива. На примерах показать алгоритмы работы с данными типа record.

Практическая работа №1 «Составление задач с использованием фиксированной записи».

Практическая работа №2 «Составление задач с использованием вариантной записи».

Основные понятия. Тип Record. Оператор With.



3. Типизированные файлы (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с понятием типизированные файлы. Рассмотреть процедуры и функции для работы с типизированными файлами.

Практическая работа №1 «Составление программы сортировки файла, работающего по методу обмена («пузырька»)».

Практическая работа №2 «Составление программы для вывода кода ASCII символов с использованием разных шаблонов».

Основные понятия. Read, Write, Seek, Truncate, FilePos, FileSize.

4. Текстовые файлы (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся со структурой текстового файла. Рассмотреть процедуры и функции для работы с текстовыми фалами. Научить решать задачи.

Практическая работа №1 «Составление программ с использованием Text File».

Практическая работа №2 «Составление программ с использованием File of Char».

Основные понятия. Файл, имя файла, путь к файлу, процедуры и функции работы с текстовыми файлами: text, assign, Reset, Rewrite, Close, Erase, rename, IOResult, eof, eoln, read, readln, append, eoln, write, writeln.

5. Нетипизированные файлы (4 часа)

Основные цели. Познакомить учащихся с нетипизированными файлами. Объяснить для каких целей применяются нетипизированные файловые переменные. Рассмотреть процедуры и функции работы с нетипизированными файлами.

Практическая работа №1 «Составление программ с использованием процедур BlockRead и BlockWrite».

Практическая работа №2 «Составление программ с использованием процедур Reset и Rewite».

Практическая работа №3 «Составление программ с использованием процедуры Word».

Основные понятия. File, BlockRead, BlockWrite, Word.

6. Указатели. Однонаправленные списки. (6 часов)

Основные цели. Дать определение понятиям: указатель, операции разыменования, список указателей. Рассказать о статических и динамических переменных. Рассмотреть простейшие действия с указателями.

Практические работы №1,2 «Составление программ с использованием простейших действий с указателями».

Практическая работа №3 «Работа с несвязанными динамическими данными».

Практическая работа №4 «Организация взаимосвязей в связанных динамических данных».

Основные понятия. Динамические переменные, указатели, команды New, Dispose, GetMen, FreeMen, Mark, Release, nil, тип pointer.

7. Стеки. Очереди. (6 часов)

Основные цели. Ввести понятия списка, стека, очереди. Рассказать основные операции применимые к стекам, очередям, спискам.

Практические работы №1 «Создание очереди».

Практическая работа №2 «Добавление и удаление элемента очереди».

Практическая работа №3 «Создание стека».

Практическая работа №4 «Добавление и удаление элемента стека».

Основные понятия. Стек, очередь, список. Идентификаторы BegQ, EndQ, Link. Процедуры AddEl, GetDelEl.

8. Деревья (4 часа)

Основные цели. Закрепить основные определения связанных динамических данных: линейные списки, кольцевые списки, очередь, стек. Ввести понятия деревья и пирамида. Рассмотреть возрастающие и убывающие пирамиды.

Практические работы №1 «Создание программ с использованием принципа возрастающей пирамиды».

Практическая работа №2 ««Создание программ с использованием принципа убывающей пирамиды».

Основные понятия. Двоичное дерево, упорядоченное дерево.



















5. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КУРСА

 

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают роль программного обеспечения и его виды;

  • у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;

  • знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;

  • умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

  • умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

  • умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;

  • умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

  • умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

 

Форма контроля за уровнем достижения учащихся


Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.

 

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

 

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

 

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

  • знание основных алгоритмических конструкций;

  • умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;

  • умение найти более эффективный способ решения задачи;

  • умение тестировать программу.

В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.

 На протяжении изучения курса учащиеся участвуют в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах по программированию. А так же на протяжении всего года участвуют в Интернет олимпиадах по информатике.



 


6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ



1. Компьютеры

Помещение

Кем используется

Кол-во

Процессор

Операционная система (ОС)

Монитор

Год изго­товле­ния

Год

устано

вки

Кабинет

211

Рабочее место учащегося

14

Intel Pentium IV 1700 MHz

MS Windows 2000 Pro

LG Studioworks 700 В

2002

2003

Рабочее место преподавателя

1

Intel Pentium IV 2000 MHz

MS Windows 2000 Pro

Samsung Sync Master 171 s

2002

2003

Кабинет

212

Рабочее место учащегося

12

Intel Celeron 2400 MHz

MS Windows 2000 Pro

Rolsen

C708flat 17"

2004

2004

Рабочее место преподавателя

1

Intel Pentium IV 2600 MHz

MS Windows 2000 Pro

BENQ FP767 17"

2004

2004


2. Периферийное оборудование


Год изготовления

Кабинет 211

Сканер, принтер HP PhotosmartC3183

2006

Принтер:

Лазерный - HP Laser Jet 1200

2006

Плазменная панель Teckton

2006

Кабинет 212

Плазменная панель Teckton

2006


3. Компьютерная сеть

Компьютерный класс кабинета 211 и Компьютерный класс кабинета 212 входят в единую локальную сеть МОУ СОШУИП №3 - скорость 100 Мбит/сек, доступ к ресурсам глобальной сети «Internet» осуществляется через сервер МОУ СОШУИП №3 (под управлением MS Windows 2000 Pro) по выделенному каналу.

  1. Программное обеспечение общего назначения

  • MS Windows 2000 (Pro) MS

  • Office 2003(Pro)

  • Turbo Pascal Version 7.1

  1. Образовательное ПО

  • Издательство Медиа2000 «Обучение работе с Интернет»

  • Издательство Медиа2000 «Обучение MS Windows 2000»

  • Издательство Медиа2004 «Информатика 9-11» Задачник

  • CD-R Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Издательство Бином «Компьютерный практикум»

  • СD-R «Экспресс-подготовка к экзамену»

  • Программа Turbo Pascal Version 7.1



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для ученика

  1. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.

  2. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».

  3. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .

  4. Вирт Н Алгоритмы и структура данных: Пер. с англ. –М.: Мир, 1989.

  5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.

  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.

  7. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.

  8. Немнюгин С.А. Turbo Pascal учебник. Издательство «Питер», 2001.

  9. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.

Для учителя

  1. Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

  2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования.Учебник.–М.: Мастерство, 2002.

  3. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.

  4. Фокс Дж. Программное обеспечение и его разработка: Пер. с англ. – М.: Мир,2002.

  5. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П.Савин. –М.: Педагогика.1989.

  6. Молчанова С.И. Основы программирования. Turbo Pascal 7.0 для школьников и абитуриентов. –М.: «Аквариум»; ООО «Фирма Издательство АСТ»,1999.

  7. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi/ Второе издание, переработанное и дополненное. – СПб.: БХВ- Санкт-Петербургю1999.

  8. Газета «Информатика», приложение к «1 сентября» Олимпиады по информатике.

  9. Газета «Информатика», приложение к «1 сентября» Практикум по Turbo Pascal. Конспекты занятий по информатике.




Авторская программа «Программист» 10 - 11 класс
  • Информатика
Описание:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Направленность  дополнительной образовательной программы «Программист»: научно-техническая
 Вид  дополнительной образовательной программы «Программист»: рабочая.
 Уровень  освоения дополнительной образовательной программы «Программист» профессионально-ориентированный.
 Уровень  реализации дополнительной образовательной программы «Программист»: образование.
 Уровень  освоения дополнительной образовательной программы «Программист»: общекультурный.
 Способ  освоения содержания дополнительной образовательной программы «Программист»: репродуктивный.
 Одна  из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения,  отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного  общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в  ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и  преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных  задач.
 Наступило  такое время, когда человека нельзя назвать образованным, если  он не знает, как работать на компьютере и не знаком  хотя бы с одним языком программирования. В этом и состоит актуальность программы. Поэтому в нашей  школе ежегодно формируется группа учащихся 10-11 классов, где обучаются программированию.
 Общие  цели обучения программированию, являющейся частью информатики, определяются  с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места  в системе наук, в жизни современного общества.
 Образовательная  и развивающая цель  —  дать школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики,  включая представления о процессах преобразования, передачи  и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся  значение информационных процессов в формировании современной научной  картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной  техники в развитии современного общества.
 Практическая  цель - внести вклад  в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т.е. вооружить  их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы  обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы.
 Воспитательная  цель обеспечивается,  прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика,  которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники  и средств информационных технологий в развитии общества  и цивилизации в целом.
 Программирование  — наиболее традиционная сфера  деятельности при организации профильно-ориентированных курсов информатики.
 Программа  дополнительного образования «Программист»  составлена для учащихся 10-11 классов старшей  школы, и в основном предназначена для подготовки к олимпиадам по информатике.
 Программа рассчитана на 108 часов по 2  часа в неделю в 10 (72 часов) и 1 час в неделю в 11 классах (36 часов).  Концентрированное изучение позволяет учащимся более полно выявить свои  способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению  освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору  профессий, предусматривающих программирование.

Программа включает  в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с  ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного  представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;  на развитие логического мышления и реализацию математических способностей  учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная,  практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения  информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и  самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным  технологиям и ресурсам.

Цели курса:

  •  
  • Познакомить учащихся с ролью программного  обеспечения и его видами.  
  • Сформировать целостное представление  об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.  
  • Развить у учащихся навыки логического  мышления.  
  • Реализовать математические способности  учащихся для составления программ на языке программирования.

Задачи курса:

  •  
  • Познакомить учащихся с основными  алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами  организации данных.  
  • Научить учащихся составлять и  записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических  конструкций.  
  • Научить распознавать необходимость  применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.  
  • Научить организовывать данные для  эффективной алгоритмической обработки.  
  • Научить учащихся разрабатывать алгоритмы  и реализовывать их на языке программирования Pascal.  
  • Научить учащихся осуществлять отладку  и тестирование программы.

Межпредметные связи
  
Знания, полученные при изучении курса  «Программирование на языке Pascal», учащиеся могут  использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для  решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии,  биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного  курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области  программирования.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Состав группы: постоянный.
 Сроки реализации  программы «Программист» 2  года. В 10 классе 72 часа, 2 час в неделю, и в 11 классе 36 часов, 1 час в  неделю Количество обучающихся в группе не более 13 человек.

Формы  и режим занятий: индивидуальная, групповая.
 Курс предусматривает классно-урочную  систему обучения с использованием персональных компьютеров.

В содержании программы курса 2 части:

  •  
  • теоретическая;  
  • практическая.

В теоретической части рассматриваются  основные понятия языка программирования Pascal,  основные алгоритмические конструкции.

В практической части предлагаются  практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических  конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических  способностей учащихся в ходе составления программ.

Практическая часть предполагает  использование школьного компьютерного класса.
 Основной тип занятий – практикум.  Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и  необходимых программных средств.
  
 Занятия включают лекционную и  практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную  систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа  учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке  материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов  работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное  выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для  самостоятельного выполнения.
  
 Теоретическая и практическая части  курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на  практике.
  
 В ходе обучения учащимся предлагаются  задачи для самостоятельного выполнение на проверку освоения изученных способов  действий. Проводятся краткие срезовых работы (тесты,  творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме.  Выполнение срезовых работ способствует быстрой мобилизации и переключению  внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая  деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором  успешности образовательного процесса.
  
 Регулярное повторение способствует  закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и  использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма  распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют  научное мировоззрение учеников.

3.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН, разбивает  содержание образовательной программы по годам обучения, является годовым  календарным учебным графиком.
 Учебно-тематический  план, расписывает темы и часы лекционных, практических, самостоятельных  работ и других работ учащихся.

10 класс (72 часа)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Ввод-вывод

5

2

3

Графика

5

2

3

Команды    ветвления

8

3

5

Операторы    цикла

9

3

6

Целочисленная    арифметика

4

2

2

Процедуры    и функции

6

2

4

Рекурсия

4

2

2

Одномерные    массивы

7

2

5

Двумерные    массивы

7

2

5

Сортировка    массива

7

2

5

Строки

8

2

6

Резерв

2

 

 

Общее кол-во часов

72

24

46

 

11 класс (36 часов)

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Множества

4

2

2

Записи

4

2

2

Типизированные    файлы

4

2

2

Текстовые    файлы

4

2

2

Нетипизированные    файлы

4

1

3

Указатели.    Однонаправленные списки

6

2

4

Стеки,    очереди, кольца

6

2

4

Деревья

4

2

2

Общее кол-во часов

36

15

21


4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс

1. Ввод-вывод (5 часов)

Основные  цели . Ознакомить с историей появления языка Pascal  и причины его популярности. Изучить опции меню среды Turbo Pascal Version 7.1. Рассмотреть структуру программы,  описание и преобразование типов, действия над типами, команды ввода  и вывода информации.
 Практическая работа №1 «Составление линейных алгоритмов с использованием  арифметических операций и комментарии в программе»
 Практическая работа №2 «Решение задач с использованием функций DIV и MOD».
 Практическая работа №3 «Составление линейных алгоритмов с использованием основных  функций. Решение прикладных задач».
 Основные понятия. Тип переменной (integer, real, char,  string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln,  write, writeln, позиционный вывод целых и вещественных чисел, стандартные  процедуры и функции языка (div, mod, round, trunk, sqrt, sqr, sin, cos,  tg, ln, lg, randomize, random, abs)
 2.  Графика (5 часа)
 Основные цели. Научить пользоваться опциями меню  среды Turbo  Pascal Version 7.1. Познакомить учащихся  со структурой программы, описанием и преобразованием типов, действиям  над типами, командами ввода и вывода информации. Познакомиться с понятием  предопределенные константы стандартного модуля Graph. Изучить графические примитивы и  форматы их записи.
 Практическая работа №1 «Графические примитивы. Структура графической программы.  Прямые линии. Прямоугольники. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор».
 Практическая работа  №2 «Графика.  Закрашивание. Динамическая графика»
 Практическая работа №3 «Построение графиков на экране. Построение поверхностей»
 Основные понятия. Тип переменной (integer, real, char,  string, boolean), оператор begin..end, оператор :=, команды read, readln,  write, writeln, модуль Graph.  Графические фигуры: line,  pset, circle,SetColor, позиционный вывод целых и  вещественных чисел, стандартные процедуры и функции языка (div, mod, round,  trunk, sqrt, sqr, sin, cos, tg, ln, lg, randomize, random, abs)
 3.  Команды ветвления (8 часов)
 Основные цели. Научить учащихся составлять  алгоритмы, в которых используется выбор альтернативы. Познакомить учащихся  с полной и неполной формой ветвления, и её записью на блок-схемах. Показать,  что существуют задачи, в которых необходимо использовать несколько условных  операторов, вложенные условные операторы. Изучить оператор выбора.
 Практическая работа №1 «Условный оператор. Простые условия».
 Практическая работа №2 « Составные условия. Операторные скобки».
 Практическая работа №3 « Составной оператор. Оператор выбора».
 Практическая работа №4 «Оператор выбора  Case».
 Практическая работа №5 «Практикум  по решению задач на ветвление».
 Основные понятия. Команды if..tden; if..tden..else,  case, case..else. Полный, неполный, простой, составной условный оператор,  логические связки (or, and, not), логические выражения. Вложенный условный  оператор.
 4.  Циклы (9 часов)
 Основные цели. Рассказать учащимся о необходимости  использования циклических алгоритмов. Объяснить, как записываются, и как  работают отдельные циклические команды. Показать отличия между циклами for,  while, repeat. Продемонстрировать, как можно записать один и тот же  фрагмент программы с использованием различных циклов. Научить решать  задачи с использованием вложенных циклов. Объяснить, что неправильная запись  команды может привести к зацикливанию.
 Практическая работа №1 «Операторы повторения».
 Практическая работа №2 «Цикл с параметром».
 Практическая работа №3 «Цикл с предусловием».
 Практическая работа №4 «Цикл с постусловием».
 Практическая работа №5 «Вложенные циклы».
 Практическая работа №6 «Алгоритмы с повторениями. Практикум по решению задач».
 Основные понятия. Операторы повторения if, goto. Циклы for..do, while..do,  repeat..until, параметр цикла, тело цикла, зацикливание, условие выполнения  (окончания) цикла, вложенные циклы.
 5.  Целочисленная арифметика (4 часа)
 Основные цели. Показать на примерах свойства  натуральных чисел. Научить решать задачи.
 Практическая работа №1  «Анализ  состава числа».
 Практическая работа №2 «Решение геометрических задач».
 Основные понятия. Простое, совершенное, автоморфное,  дружественное, симметричное числа; числа близнецы, палиндромы, числа ряда  Фибоначчи.
6.  Процедуры и функции (6 часов)
 Основные цели. Объяснить, что такое метод пошаговой  детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать  учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются  и чем они отличаются. Рассмотреть основные стандартные процедуры и функции  модуля system,  crt. Объяснить, в  каких случаях удобно использовать процедуры, а в каких функции. Научить  записывать рекурсивные алгоритмы.
 Практическая работа №1 «Использование функций Abs(x), ArcTan(x), Shr(x) при решении задач».
 Практическая работа №2 «Использование функций Cos(x), Exp(x), Int(x) при решении задач».
 Практическая работа №3 «Использование процедур  Append, Assignпри решении задачи».
 Практическая работа №4 «Использование процедур ClrScr, Delayи др. при решении данной задачи».
 Основные понятия. Метод пошаговой детализации,  процедура, функция, формальные и фактические параметры, механизм передачи  параметров по ссылке и по значению, глобальные и локальные  переменные.
 7.  Рекурсия (4 часа)
 Основные цели. Объяснить, что такое метод пошаговой  детализации и необходимость его применения в ряде задач. Рассказать  учащимся, что такое процедуры и функции. Показать, как они записываются  и чем они отличаются. Объяснить, в каких случаях удобно использовать  процедуры, а в каких функции. Научить записывать рекурсивные алгоритмы.
 Практическая работа №1 «Перебор с возвратами».
 Практическая работа №2 «Комбинаторные вычисления».
 Основные понятия. Рекурсивный алгоритм, прямая  и косвенная рекурсия, организация выделения стека.
 8.  Одномерные массивы (7 часа)
 Основные цели. Познакомить учащихся со структурным  типом данных — массивами. Показать преимущество использования массивов при  решении ряда задач. Научить решать задачи с использованием алгоритмов обработки  массивов с применением циклов.
 Практическая работа №1  «Понятие  массива. Ввод и вывод элементов массива».
 Практическая работа №2 «Задание массива в разделе констант».
 Практическая работа №3 «Поиск в одномерном массиве элементов с заданными  свойствами».
 Практическая работа №4 «Поиск максимального (минимального) элемента одномерного  массива».
 Практическая работа №5 «Примеры решения задач с использованием одномерных  массивов».
 Основные понятия. Тип массив, одномерный массив,  элемент массива, индекс элемента.
 9.  Двумерные массивы (7 часов)
 Основные цели. Ввести понятие двумерного массива.  Дать отличия от одномерных массивов. Научить решать задачи  с использованием двумерных массивов.
 Практическая работа №1 «Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам».
 Практическая работа №2 «Поиск в двумерном массиве элементов по заданным условиям».
 Практическая работа №3 «Нахождение номера элемента массива по заданным условиям».
 Практическая работа №4 «Примеры решения задач с использованием двумерных массивов».
 Практическая работа №5 «Примеры решения задач с использованием двумерных массивов».
 Основные понятия. Двумерный массив, строка  и столбец массива.
 10.  Сортировка массива (7 часов)
 Основные цели. Познакомить учащихся  с правилами сортировки массивов и основными методами сортировки:  сортировка вставкой, сортировка выбором, сортировка обменом.
 Практические работы №1 «Сортировка вставкой. Сортировка одномерного массива по возрастанию,  убыванию».
 Практические работы №2 «Сортировка вставкой. Сортировка двумерного массива по возрастанию,  убыванию с указанием позиции элемента ».
 Практические работы №3 «Сортировка выбором. Поиск минимума и максимума в одномерных массивах».
 Практические работы №4 «Сортировка выбором. Сортировка двумерного масива».
 Практические работы №5 «Сортировка обменом. Преобразование матрицы».
Основные понятия. Сортировка массива. Методы  сортировок массивов.
11.  Строки (8 часов)
 Основные цели. Познакомить учащихся с типами  String и Strings,  и функциями, выполняемыми над этим типом. Научить решать задачи предложенные  учителем.
 Практическая работа №1 «Использование операций конкатенация и функции copy».
 Практическая работа №2 «Использование процедур STR, VAL».
 Практическая работа №3 «Нахождение позиции данной буквы».
 Практическая работа №4 «Определение количества n-значных  чисел в строке».
 Практические работы №5 «Реализация строк с неограниченной длинной символов».
 Практические работы №6 «Решение задач повышенной сложности».
Основные понятия. Тип String. Функции  pos, insert, val, str, copy, delete, lengtd. Тип Strings. Функции StrCat, StrComp, StrCopy, StrLCat, StrLen и т.д.

11 класс

1.  Множества (4 часа)
 Основные  цели. Познакомить учащихся с понятием множества в Паскале. Научить выполнять  операции над множествами. Показать эффективность применения множеств при  решении ряда задач.
 Практическая работа №1 «Составление задач с использованием целых, логических и скалярных типов  множеств».
 Практическая работа №2 «Составление задач с вещественных типов множеств».
 Основные понятия. Множество, объявление множества,  базовый тип элементов множества, множественные выражения, объединение,  пересечение, разность двух множеств, операции отношения.
 2.  Записи (4 часа)
 Основные цели. Познакомить учащихся с понятием  запись. комбинированным типом данных. Объяснить, что значение комбинированного  типа состоит из нескольких компонент, которые могут иметь разные типы,  в том числе и тип массива. На примерах показать алгоритмы работы  с данными типа record.
 Практическая работа №1 «Составление задач с использованием фиксированной записи».
 Практическая работа №2 «Составление задач с использованием вариантной записи».
Основные понятия. Тип Record. Оператор Witd.
3.  Типизированные файлы (4 часа)
 Основные цели. Познакомить учащихся с понятием  типизированные файлы. Рассмотреть процедуры и функции для работы  с типизированными файлами.
 Практическая работа №1 «Составление программы сортировки файла, работающего по методу обмена  («пузырька»)».
 Практическая работа №2 «Составление программы для вывода кода ASCIIсимволов с использованием разных  шаблонов».
 Основныепонятия. Read,  Write, Seek, Truncate, FilePos, FileSize.
 4.  Текстовые файлы (4 часа)
 Основные цели. Познакомить учащихся со структурой текстового  файла. Рассмотреть процедуры и функции для работы с текстовыми фалами. Научить  решать задачи.
 Практическая работа №1 «Составление программ с использованием Text File».
 Практическая работа №2 «Составление программ с использованием FileofChar».
 Основные понятия. Файл, имя файла, путь к файлу,  процедуры и функции работы с текстовыми файлами: text, assign, Reset,  Rewrite, Close, Erase, rename, IOResult, eof, eoln, read, readln, append, eoln,  write, writeln.
 5.  Нетипизированные файлы (4 часа)
 Основные цели. Познакомить учащихся  с нетипизированными файлами. Объяснить для каких целей применяются  нетипизированные файловые переменные. Рассмотреть процедуры и функции работы  с нетипизированными файлами.
 Практическая работа №1 «Составление программ с использованием процедур BlockReadи BlockWrite».
 Практическая работа №2 «Составление программ с использованием процедур Resetи Rewite».
 Практическая работа №3 «Составление программ с использованием процедуры Word».
 Основныепонятия. File,  BlockRead, BlockWrite, Word.
 6.  Указатели. Однонаправленные списки. (6 часов)
 Основные цели. Дать определение понятиям: указатель,  операции разыменования, список указателей. Рассказать о статических и  динамических переменных. Рассмотреть простейшие действия с указателями.
 Практические работы №1,2 «Составление программ с использованием простейших действий с указателями».
 Практическая работа №3 «Работа с несвязанными динамическими данными».
 Практическая работа №4 «Организация взаимосвязей в связанных динамических данных».
 Основные понятия. Динамические переменные, указатели, команды New, Dispose, GetMen,  FreeMen, Mark, Release, nil, тип  pointer.
 7.  Стеки. Очереди. (6 часов)
 Основные цели. Ввести понятия списка, стека,  очереди. Рассказать основные операции применимые к стекам, очередям,  спискам.
 Практические работы №1 «Создание очереди».
 Практическая работа №2 «Добавление и удаление элемента очереди».
 Практическая работа №3 «Создание стека».
 Практическая работа №4 «Добавление и удаление элемента стека».
 Основные понятия. Стек, очередь, список. Идентификаторы  BegQ, EndQ, Link. Процедуры AddEl, GetDelEl.
 8.  Деревья (4 часа)
 Основные цели. Закрепить основные определения  связанных динамических данных: линейные списки, кольцевые списки, очередь,  стек. Ввести понятия деревья и пирамида. Рассмотреть возрастающие и убывающие  пирамиды.
 Практические работы №1 «Создание программ с использованием принципа возрастающей пирамиды».
 Практическая работа №2 ««Создание программ с использованием принципа убывающей пирамиды».
Основные понятия. Двоичное дерево, упорядоченное  дерево.

 5. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  КУРСА

В  рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями,  умениями и способами деятельности :

  •  
  • знают  роль программного обеспечения и его виды;  
  • у  учащихся сформировано целостное представление об организации данных для  эффективной алгоритмической обработки;  
  • знают  основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными  способами организации данных;  
  • умеют  составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих  алгоритмических конструкций;  
  • умеют  распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции  при решении задачи;  
  • умеют  организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;  
  • умеют  разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;  
  • умеют  осуществлять отладку и тестирование программы.

 

Форма  контроля за уровнем достижения учащихся

Предметом  диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке  программирования Pascal к предложенным задачам.
  
 Оценка имеет различные способы  выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики,  систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и  рейтинги.
  
 Оценке подлежит в первую очередь  уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в  целях и задачах курса.
  
 Качество  знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

  •  
  • знание  основных алгоритмических конструкций;  
  • умение  составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической  конструкции;  
  • умение  найти более эффективный способ решения задачи;  
  • умение  тестировать программу.

В  течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за  решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс  составляет не менее 60% от всей суммы баллов.
  На протяжении изучения курса учащиеся  участвуют в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах по  программированию. А так же на протяжении всего года участвуют в Интернет  олимпиадах по информатике. 

 

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

 1.   Компьютеры


     Помещение

Кем используется

Кол-во

Процессор

Операционная система (ОС)

Монитор

Год изготовления

Год
     устано
     вки

Кабинет
     211

Рабочее место учащегося

14

Intel Pentium IV 1700 MHz

MS Windows 2000    Pro

LG Studioworks 700    В

2002

2003

Рабочее место    преподавателя

1

Intel Pentium IV 2000 MHz

MS Windows 2000    Pro

Samsung Sync Master 171 s

2002

2003

Кабинет
     212

Рабочее место учащегося

12

Intel Celeron 2400    MHz

MS Windows 2000    Pro

Rolsen
     C708flat    17"

2004

2004

Рабочее место преподавателя

1

Intel Pentium IV 2600 MHz

MS Windows 2000    Pro

BENQ FP767 17"

2004

2004

2.    Периферийное оборудование

 

Год изготовления

Кабинет 211

Сканер,принтер HP    PhotosmartC3183

2006

Принтер:
     Лазерный - HP Laser Jet 1200

2006

Плазменная панель Teckton

2006

Кабинет 212

Плазменная панель Teckton

2006

3.   Компьютерная  сеть
 Компьютерный класс кабинета 211 и  Компьютерный класс кабинета 212 входят в единую локальную сеть МОУ СОШУИП №3 -  скорость 100 Мбит/сек, доступ к ресурсам глобальной сети «Internet» осуществляется через сервер МОУ СОШУИП №3 (под управлением MS Windows  2000 Pro)  по выделенному каналу.

4.   Программное  обеспечение общего назначения

  •  
  • MS Windows 2000 (Pro) MS  
  • Office 2003(Pro)  
  • Turbo  Pascal Version 7.1

4.   Образовательное  ПО

  •  
  • Издательство Медиа2000 «Обучение работе с Интернет»  
  • Издательство Медиа2000 «Обучение MS Windows 2000»  
  • Издательство Медиа2004 «Информатика 9-11» Задачник  
  • CD-R Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.  Издательство Бином «Компьютерный практикум»  
  • СD-R «Экспресс-подготовка к экзамену»  
  • Программа  Turbo Pascal Version 7.1

 

7.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для ученика

  1.  
  2. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/Полный обучающий курс Турбо Паскаль.  
  3. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/Курс лекций «Язык программирования Pascal.  
  4. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/metdodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal.  
  5. Вирт Н Алгоритмы и структура  данных: Пер. с англ. –М.: Мир, 1989.  
  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К.  Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.  
  7. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal. М.: «Интеллект-центр», 2001.  
  8. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики.  М.: «Первое сентября», 2001.  
  9. Немнюгин С.А. Turbo Pascal учебник. Издательство «Питер»,       2001.  
  10. Тимофеевская       М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур,  «Питер», 2002.

Для учителя

  •  
  • Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.:  БХВ-Петербург, 2006.  
  • Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы  программирования.Учебник.–М.: Мастерство, 2002.  
  • Тимофеевская  М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер»,  2002.  
  • Фокс Дж. Программное обеспечение и его  разработка: Пер. с англ. – М.: Мир,2002.  
  • Энциклопедический словарь юного  математика. Сост. А.П.Савин. –М.: Педагогика.1989.  
  • Молчанова С.И. Основы  программирования. Turbo  Pascal 7.0 для  школьников и абитуриентов. – М.: «Аквариум»; ООО «Фирма Издательство АСТ»,1999.  
  • Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi/ Второе издание, переработанное и  дополненное. – СПб.: БХВ- Санкт-Петербургю1999.  
  • Газета «Информатика», приложение к «1  сентября» Олимпиады по информатике.  
  • Газета «Информатика», приложение к «1  сентября» Практикум по Turbo  Pascal. Конспекты  занятий по информатике.
Автор Авдеева Татьяна Юрьевна
Дата добавления 19.01.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2276
Номер материала 42
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓