Главная / Информатика / Программа кружка «Страна Информика» для учащихся начальных классов (12 часов)

Программа кружка «Страна Информика» для учащихся начальных классов (12 часов)

Документы в архиве:

23.5 КБ Геометрическая долина(заготовка) (ур 8).doc
23.5 КБ Геометрическая долина(цвет)(ур8).doc
22 КБ Задания для классифиации (ур 11).doc
22.5 КБ Игры (ур 5).doc
21 КБ Информационный диктант(ур 8).doc
27.5 КБ Конструирование букв(ур 3).doc
31 КБ Кораблекрушение (ур 8).doc
57 КБ Мой домик.doc
37.5 КБ Муравей (ур4).doc
37 КБ На внимательность ( к ур.5).doc
31 КБ Найди устройства(ур 2).doc
23.5 КБ Напечатай буквы ( к ур.4).doc
64.5 КБ Начало работы с мышью(ур 2).ppt
26 КБ Отгадай ребус и впиши в свободное поле(ур6).doc
59.5 КБ Понятие объекта(ур4).ppt
27.5 КБ Работа с цифрами и числами (ур 6).doc
97 КБ Развитие восприятия(ур5).ppt
24 КБ Речки черные и голубые.doc
24.5 КБ Схема изображения Лошарика (ур 10).doc
24.5 КБ Схема изображения яблока (ур 9).doc
401 КБ Техника безопасности и организация рабочего места(1).ppt
20.5 КБ письмо жителей побережья Моделирование (ур10).doc
31.5 КБ установи соответствие (ур 7).doc
86.5 КБ Программа Информика.doc

Название документа Геометрическая долина(заготовка) (ур 8).doc

hello_html_be30fd5.gif

Название документа Геометрическая долина(цвет)(ур8).doc

hello_html_m374f6add.gif

Название документа Задания для классифиации (ур 11).doc

Дорогие ребята, давайте попробуем выяснить что же такое классификация?

Чтобы наша модель была красивой и понятной, давай­те, разложим карточки таким образом, чтобы установить между классами отношения быть разновидностью, составим
схему разновидностей или, еще можно сказать, классифика­цию. Например, цветы — разновидность украшения комна­ты и т. д.

Задание 1.

Класс делится на две команды. Выигрывает та коман­да, которая назвала больше экземпляров одного класса.

Классы: посуда, одежда, мебель.

Задание 2.

Установите между классами отношения быть разновидно­стью:

  • корова, лошадь, кошка, тягловая лошадь, собака, домаш­ние животные, ездовая собака;

  • яблоня, хвойное дерево, дуб, дерево, береза, пихта, ель, лиственное дерево;

  • тыква, растения, горох, крапива, укроп, дикорастущие растения, подорожник, полынь, культурные растения.

Составьте схему разновидностей.

Задание 3.

Найдите в списке 5 пар классов, между которыми сущест­вуют отношения «быть разновидностью».

Слог, картошка, воробей, насекомое, пенал, птица, сло­во, окунь, грязь, математические действия, рыба, бабочка, сложение, кукла, солнце.


Название документа Игры (ур 5).doc

Дорогой друг, страна Инфомирка предлагает тебе поиграть.

Игра 1 «Опиши объект»

Учитель по очереди показывает картинки с предметами, дети описывают, указывая их свойства (цвет, форму, размер, вес, вкус, из какого материала они сделаны и т.д..)


Игра 2 «Отгадай объект»

Один ученик загадывает объект, находящийся в классе. Другие должны отгадать его, задавая вопросы о его свойствах. Например, какого они цвета, какой формы, какого размера и т.д. Ведущий отвечает односложно (красный, круглый, большой и.т.д.) Можно усложнить игру, тогда ведущий может отвечать только да или нет, сменится и тип вопроса (объект круглый, большой и т.д.)


Игра 3 «Назови части»

Учитель предлагает найти элементы в объектах, лежащих на столах учеников. Перечисляя объекты (ручка, тетрадь, компьютер). Можно обратить внимание детей на то, что все эти объекты являются средствами работы с информацией.


Игра 4 «Назови объект»

Класс делится на несколько групп по три человека. Каждая группа загадывает объект, состоящий из элементов. Вслух дети называют только элементы, составляющие объект. Остальные группы после минутного совещания должны предложить свой вариант ответа. Если объект не угадан, балл дается загадывающей группе, в противном случае балл получает группа, отгадавшая правильный ответ. Выигрывает группа, набравшая больше баллов.


Игра 5 «Я внимательный !?...»

Это задание выполняется за компьютером.

Название документа Информационный диктант(ур 8).doc

Информационный диктант.


  1. Назови множество, которое содержит следующие элементы:

  • ромашка, василек, роза, гвоздика (Цветы);

  • молоток, клещи, кусачки, топор (Инструменты);

  • молоко, чай, кофе, лимонад (Напитки);

  • картошка, морковка, свекла (Овощи)


Какие отношения между перечисленными объектами? (Являются элементами множества)

  1. Вставьте слово:


ноги – велосипед мотор - ? (автомобиль)

бумага – карандаш холст - ? (кисть)

крышка – ящик крыша - ? (дом)

стебель – цветок ствол - ? (дерево)


  1. Какое слово лишнее:


  • число, буква, цифра, нота (число)

  • лопата, молоток, ботинки, грабли, стамеска (ботинки)

  • понедельник, март, май, август (понедельник)

  • Вера, Ольга, Гюльнара, Динар, Марина (Динар)

  • Треугольник, отрезок, квадрат, прямоугольник (отрезок)

Название документа Конструирование букв(ур 3).doc

Конструирование букв.


Всего восемь различных элементов, из которых построены буквы:

  1. палочка – большая

  2. палочка – средней величины

  3. палочка – маленькая

  4. овал

  5. полуовал – большой

  6. полуовал – маленький

  7. две точки

  8. знак над буквой Й


Задание:

1. Перепечатайте с полотна клавиатуры, буквы которые состоят

  1. из одного элемента (О, С)

  2. из двух элементов (Т, Г, У, Х, Р, З, Л, Э, Ь)

  3. из трех элементов (А, Б, Н, К, Ф, Ы, В, П, Ж, Я, И, Ю, Ъ)

  4. из четырех и более элементов (Й, Ц, Е, Ш, Щ, Д, М)


2. Какая буква из радом стоящих имеет что-то одинаковое с отдельно расположенной буквой?

hello_html_43d3b014.gif



Название документа Кораблекрушение (ур 8).doc

Чтобы продолжить путешествие по стране Информика мы должны помочь попавшим в кораблекрушение.

Корабль разбился о скалы, и его выбросило на берег рядом с Геометрической долиной. В этой долине живут геометрические фигуры, может они и помогут построить новый корабль, чтобы снова продолжить путешествие по стране Информика. Но жители геометрической долины никогда не видели кораблей. Нужно объяснить им, из каких объектов состоит корабль.

Давайте выделим объекты и их свойства. Для этого заполним таблицу.


Объект

Свойства

Лодка

большая

деревянная

с вытянутым носом и кормой

длинная

Мачта

вытянутая

прямоугольная

деревянная

Парус

большой

треугольный

тряпичный

Флаг

маленький

треугольный

тряпичный


Исходя из вышеперечисленных свойств, какие геометрические фигуры нам нужно взять для строительства корабля в Геометрической долине? hello_html_m54931dc6.gif

  1. прямоугольный треугольник 5. трапеция

  2. овал 6. ромб

  3. окружность 7. прямоугольник

  4. равнобедренный треугольник

Название документа Мой домик.doc

Задание

Запустите программу Paint и создайте графическое изображение по заданному образцу. Наложите текст на изображение.

hello_html_m536f1121.png

Название документа Муравей (ур4).doc

hello_html_6dfaa8fe.gif

A

B

C

D

E

F

J

H

I

1










2










3










4










5










6










7










8










9










По команде учителя (вправо, влево, вниз, вверх) необходимо передвигать курсор (муравья) по клеточкам.

-Для начала игры щелкните указателем мыши левой верхней клетке

Название документа На внимательность ( к ур.5).doc

« Я внимательный !? …»


1. Напиши в пустую клеточку под каждой буквой количество элементов, из которых она состоит

Г

2

Например

Ц

Ф

Е

З

Й











2. Запиши через пробел буквы, которые ты видишь на рисунке

hello_html_m6904be40.png




Название документа Найди устройства(ур 2).doc

Устройства компьютера

Найди устройства, которые относятся к компьютеру. Нажми левую мышку и не отпуская ее перетащи их мышью в левую часть листа, все остальные устройства – в правую часть листа.

phone3hello_html_m543c7c5d.gif

computr2laptop

tower

cddrive

SoundLitebulb

Photo



Название документа Напечатай буквы ( к ур.4).doc

Напечатайте через пробел буквы, которые построены:


  1. Из двух палочек

  2. Из трех палочек

  3. Из четырех палочек

  4. Имеют овал

  5. Имеют большой полуовал

  6. Имеют малый полуовал -

Название документа Начало работы с мышью(ур 2).ppt

Нажми на стрелку «НАЗАД», вернись на предыдущую картинку и попытайся найти н...
1 из 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Нажми на стрелку «НАЗАД», вернись на предыдущую картинку и попытайся найти нову
Описание слайда:

Нажми на стрелку «НАЗАД», вернись на предыдущую картинку и попытайся найти новую кнопку перехода Назад

Название документа Отгадай ребус и впиши в свободное поле(ур6).doc


Дорогой друг, страна Информика снова пригашает тебя отгадать Занимательный ребус.

Отгадай ребус и впиши в свободное поле его название

Н

Р 1 А

апример


Р-один-а




3 О

7 Я

ПО 2 Л

С 3 ЖИ














Название документа Понятие объекта(ур4).ppt

Из двух палочек Из трех палочек Из четырех палочек Имеют овал Имеют большой п...
1 из 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Из двух палочек Из трех палочек Из четырех палочек Имеют овал Имеют большой полу
Описание слайда:

Из двух палочек Из трех палочек Из четырех палочек Имеют овал Имеют большой полуовал Имеют малый полуовал

Название документа Работа с цифрами и числами (ур 6).doc

Дорогой друг, страна Информика приготовила тебе еще одно интересное задание.


Щhello_html_m20d883ee.gifелкни левой кнопкой мыши внутрь кружочка со знаком вопроса. Сотри знак вопроса клавишей Delete или (в ряду цифр). Вставь недостающие числа, при сложении, которых получится число 9 на первом рисунке и число 7 на втором рисунке.

hello_html_46d4b6f8.gif




Название документа Развитие восприятия(ур5).ppt

далее
Те, кто правильно выполнят все задания, получат на следующем уроке пропуск в ...
Задание № 2 Какие буквы можно написать, если начинать написание всегда одина...
Задание № 3 	 Даны буквы Б, Ю, В, П, О, Н Найди среди этих букв похожие друг ...
1 из 5

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 далее
Описание слайда:

далее

№ слайда 3 Те, кто правильно выполнят все задания, получат на следующем уроке пропуск в стр
Описание слайда:

Те, кто правильно выполнят все задания, получат на следующем уроке пропуск в страну Информика Задание № 1 Рассмотри внимательно данный рисунок. Отыщи на нем все буквы и выпиши их в тетрадь. далее

№ слайда 4 Задание № 2 Какие буквы можно написать, если начинать написание всегда одинаков
Описание слайда:

Задание № 2 Какие буквы можно написать, если начинать написание всегда одинаково с большой палочки? Например - Н, Г Подумай и запиши в тетрадь эти буквы далее

№ слайда 5 Задание № 3 	 Даны буквы Б, Ю, В, П, О, Н Найди среди этих букв похожие друг на
Описание слайда:

Задание № 3 Даны буквы Б, Ю, В, П, О, Н Найди среди этих букв похожие друг на друга. Запиши их парами.

Название документа Речки черные и голубые.doc

Ну что ж, ребята, вот и подходит к концу наше маленькое путешествие в страну Информика.


Сегодня жители мыса Надежда читают отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Речки черные и голубые».

Давайте поможем им. На основе информации, полученной из рассказа, сделаем рисунки и раскрасим их.

hello_html_4a39b7f1.gif


Название документа Схема изображения Лошарика (ур 10).doc

Схема изображения Лошарика

hello_html_502a61c3.gif

Название документа Схема изображения яблока (ур 9).doc

Схема изображения яблока hello_html_m639bd9d9.gif


Название документа Техника безопасности и организация рабочего места(1).ppt

Техника безопасности и организация рабочего места
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ДИСЦИПЛИНИРОВАНЫ, ОСТОРОЖНЫ
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ
НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ И НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ КОМПЬЮТЕР БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
НЕ ТРОГАЙТЕ ПРОВОДА И РАЗЪЕМЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ
НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЭКРАНУ МОНИТОРА
РАБОТАЙТЕ НА КЛАВИАТУРЕ И С МЫШКОЙ ЧИСТЫМИ И СУХИМИ РУКАМИ
ИЗБЕГАЙТЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, НЕ ПОКИДАЙТЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТРАНИТЬ НЕПОЛАДКИ В РАБОТЕ КОМПЬЮТЕРА – НЕМЕДЛЕ...
Вот наилучший способ посадки за компьютером 50-70 см Экран монитора находится...
Вопросы Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерно...
Вопросы Как правильно организовать свое рабочее место за компьютером? К чему ...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Техника безопасности и организация рабочего места
Описание слайда:

Техника безопасности и организация рабочего места

№ слайда 2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ДИСЦИПЛИНИРОВАНЫ, ОСТОРОЖНЫ
Описание слайда:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ДИСЦИПЛИНИРОВАНЫ, ОСТОРОЖНЫ

№ слайда 3 НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ
Описание слайда:

НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ

№ слайда 4 НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ И НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ КОМПЬЮТЕР БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Описание слайда:

НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ И НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ КОМПЬЮТЕР БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

№ слайда 5 НЕ ТРОГАЙТЕ ПРОВОДА И РАЗЪЕМЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ
Описание слайда:

НЕ ТРОГАЙТЕ ПРОВОДА И РАЗЪЕМЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ

№ слайда 6 НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЭКРАНУ МОНИТОРА
Описание слайда:

НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЭКРАНУ МОНИТОРА

№ слайда 7 РАБОТАЙТЕ НА КЛАВИАТУРЕ И С МЫШКОЙ ЧИСТЫМИ И СУХИМИ РУКАМИ
Описание слайда:

РАБОТАЙТЕ НА КЛАВИАТУРЕ И С МЫШКОЙ ЧИСТЫМИ И СУХИМИ РУКАМИ

№ слайда 8 ИЗБЕГАЙТЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, НЕ ПОКИДАЙТЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Описание слайда:

ИЗБЕГАЙТЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, НЕ ПОКИДАЙТЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

№ слайда 9 НЕ ПЫТАЙТЕСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТРАНИТЬ НЕПОЛАДКИ В РАБОТЕ КОМПЬЮТЕРА – НЕМЕДЛЕННО
Описание слайда:

НЕ ПЫТАЙТЕСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТРАНИТЬ НЕПОЛАДКИ В РАБОТЕ КОМПЬЮТЕРА – НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ О НИХ УЧИТЕЛЮ

№ слайда 10 Вот наилучший способ посадки за компьютером 50-70 см Экран монитора находится на
Описание слайда:

Вот наилучший способ посадки за компьютером 50-70 см Экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз. Обе ступни стоят на полу. Спина расположена вертикально. Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура. Придерживайтесь этих рекомендаций, и тогда работа за компьютером не окажется вредной для здоровья.

№ слайда 11 Вопросы Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном к
Описание слайда:

Вопросы Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном классе? К чему может привести нарушение правил техники безопасности?

№ слайда 12 Вопросы Как правильно организовать свое рабочее место за компьютером? К чему мож
Описание слайда:

Вопросы Как правильно организовать свое рабочее место за компьютером? К чему может привести неправильная организация рабочего места? Может ли компьютер оказать негативное влияние на здоровье пользователя?

Название документа письмо жителей побережья Моделирование (ур10).doc

Посмотрите: жители побережья Моделирования прислали нам какое-то послание, прочитайте его:


«Здравствуйте, ребята!

Мы очень рады видеть вас на нашем побережье. Мы уже поделились с вами многими нашими тайнами. Вы умеете строить модели, выбирать форму представления информа­ции, формализовать информацию. Нам очень хочется узнать, как вы живете в своей стране, где учитесь. Чтобы нам легче было это представить, постройте модель вашей классной ком­наты.

Будем с нетерпением ждать.

Жители побережья Моделирования».



Название документа установи соответствие (ур 7).doc

Здравствуй дружок!

Страна Информика снова приглашает тебя к себе.

Сегодня ты будешь знакомиться с набором цифр. Для этого тебе необходимо установить соответствие между объектами.

1. К каждому слову найди соответствующее слово из предложенного списка и запиши в пустую графу через пробел только номер этого слова.

Дан список:

  1. обложка

  2. клавиатура

  3. трубка

  4. молоток

  5. системный блок

  6. пластинка

  7. монитор

  8. страницы

  9. мышь

10.ложка

Телефон


Проигрыватель


Компьютер


Книга



2. Какие органы чувств помогают нам различать следующую информацию. Установи соответствие, записав только номера в таблицу.

Дан список:

  1. сладость

  2. цвет

  3. громкость

  4. колкость

  5. горечь

  6. аромат

  7. тишина

  8. яркость

  9. вонь

10.шероховатость

Глаза


Уши


Язык


Руки


Нос



Название документа Программа Информика.doc

www.metod-kopilka.ru

Программа курса «Страна Информика»

для учащихся начальных классов (12 часов)


преподаватель – учитель информатики

Андрианова Ольга Юрьевна

Задачи:

1. Сформировать представления об информации как сведениях об окружающем мире, общее представление об информационных процессах.

2. Адаптировать знания детей в части возможности перенесения в компьютерную среду.

3. Формировать правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности.

4. Обеспечить положительную мотивацию для дальнейшего изучения предмета Информатика.


Пояснительная записка


Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.

Системно-информационная картина мира - это сложное целостное понятие, являющееся обобщенным информационно-языковым отражением взаимосвязанных фактов, явлений и закономерностей в их изменении и развитии, рассмотренных в свете той или иной теории.

Формирование системно-информационной картины мира подразумевает построение информационной модели мира, определяющейся понятиями «система», «информация», «модель — картина мира», причем ключевым понятием является понятие «информация». Нарастает необходимость эффективных методов синтезирования знаний. Происходит смена образовательных парадигм: XX век — узких профессионалов, XXI век — системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий). На первый план выходят философские концепции, высказанные еще К.А. Гельвецием о том, что знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов.

Если до настоящего времени человечество было озабочено приумножением и накоплением знаний, то сегодня в значительной степени внимание сосредоточивается на способах овладения накопленным, в связи с чем информатика приобретает новое глобальное значение.

Данная программа представляет преподавание информатики в виде развивающего курса информатики для начальной школы. Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса. Главной составляющей системного подхода к освоению знаний является формирование системного мышления — не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний (элементами системы — базы знаний) образуют циклы обратной связи. Обратная связь — возвращение информации на следующем этапе ее передачи. Системное мышление - это категория, которая предлагает основу для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающей действительности. Один из постулатов, создающих основу системного мышления это:

Проблема — это не проблема сама по себе, а часть большого процесса, включающего много «других» объектов, другого «поведения» и «других» значений.

На практике дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретенным ранее, органично вписывая новое в имеющуюся систему миропонимания, что влечет ее изменение, дополнение, а иногда и пересмотр уже существующих элементов системы знаний.

Структура курса, построенная в ключе развивающего обучения, включает задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоение нестандартных связей между входной и выходной информацией. Информационное моделирование — наиболее эффективное в данном контексте направление. Хотя в начальной школе ему уделяется мало времени.




Литература:


  1. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики, Начальная школа, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.

  2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002

  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993.

  4. Игры и развлечения. Кн.3/ Сост. Л.М. Фирсова, М.: Молодая гвардия, 1991

  5. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998

  6. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999,

  7. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000

  8. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001

  9. Методическая копилка для учителей начальных классов: Учебное пособие/ Автор – составитель В.П. Шульгина. Изд. 2-е, Ростов Н.Дону: издательство «Феникс», 2002

  10. Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996

  11. Суворова Н.И. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгогритмы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Название темы

Цель занятия

Методическое обоснование

Приложение

Раздел 1. Информация. Объекты. Знаки.

1

Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены

Познакомить с правилами поведения и ТБ в кабинете вычисли

Учащиеся должны понимать необходимость знания правил техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе для предотвращения негативных ситуаций.

Презентация по правилам ТБ.

2

Страна Информика. Знакомство с компьютером.

1.Знакомство с устройствами компьютера

2.Навыки работы с устройством мышь.


Используется прием метафоры – страна Информика. Такой подход активизирует познавательный интерес и развивает образное мышление.

Демонстрация основных и периферийных устройств компьютера, что удовлетворит любопытство учащихся.

Задание «Найди устройства» (тренинг анализа объектов)

Презентация «Начало работы с мышью»

3

Понятие «Информация». Способы передачи информации.

1.Знакомство с понятием «информация» и способами ее передачи.

2. Компьютер как инструмент работы с информацией.

3.Начальные навыки работы с клавиатурой.


Формируется правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности.

Развивающие задания на конструирование букв устанавливают межпредметные связи.

Игра «Стрельба глазами» (для изучения клавиш клавиатуры)

Задание: «Конструирование букв»

4

Понятие «Объект»

1.Знакомство с понятием «объект».

2.Выделение объектов из окружающего мира.

3.Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры.


Понятие объекта - центральное понятие информатики. Важно, чтобы дети не только понимали его смысл, но и могли свободно им оперировать. Пропедевтика понятий активных и пассивных объектов дает начальные представления о деятельности объектов. Задания на выделение объектов из текста направлено на развитие навыков первого этапа информационного моделирования. Пошаговые инструкции задания «Муравей» — пропедевтика понятия алгоритм.


Освоение клавиатуры игра «Муравей».

Развивающее задание «Напечатай буквы»

5

Сравнение объектов, по их свойствам. Оконная технология.

1.Научить характеризовать объекты.

2.Приобретение навыков выделения элементов объектов и их сравнение.

3.Знакомство с оконной технологией.

4. Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры.

Для работы на этом занятии необходимо поделить учащихся на группы, в каждую из которых должны войти разные по уровню обучения дети. Необходимой составляющей успешности дидактической игры будет являться личное целеполагание, ее субъектность. Ученики должны почувствовать в нем свободу. Проведение игр в форме соревнования повысит мотивацию и интерес учащихся. Задания направлены на дальнейшее освоение навыков работы с объектами. Ведется пропедевтика понятия информационной модели. Желательно каждый этап работы начинать в новом месте кабинета (у окна, у доски, в уголке). Такой подход повысит непринужденность общения, послужит эмоциональной и физиологической разрядкой.


Дидактические игры:

«Опиши объект»

«Отгадай объект»

«Назови части»

«Назови объект»


Развивающее задание:

«Я внимательный!?»

6

Знак как условное обозначение объекта и как знак передачи информации.

1. Научить детей устанавливать соответствие между объектами и знаками, их обозначающими.

2. Знакомство со знаками передачи информации

3.Формирование навыков работы с Панелью задач, кнопками управления окна


По мере продвижения в страну Информику уроки строятся на сюжетной линии путешествия, поэтому расстановка эмоциональных акцентов должна отражать таинственность и неизведанность. Занимательные ребусы и логические задачи можно оформить как на доске, так и на компьютере и использовать их как дополнительный материал. Задания урока подобраны в свете деятельностного подхода. Формируется способность переносить знания, полученные на других предметах в новые условия. Это изменяет позицию ученика в отношении учебного процесса, открывается ценностно-значимый смысл его деятельности.


Развивающее задание:

«Отгадай ребус»

«Работа с цифрами и числами»

Раздел 2. Информационные модели.

7

Множество, подмножество, отношение объектов.

1.Знакомство с понятием множество, подмножество.

2.Установление взаимосвязи объектов. Отношения объектов.

3.Виды отношений.


Все понятия курса Информатики для начальной школы вводятся опосредованно, через деятельностный подход. Таким образом, большую часть урока занимает не теоретическое изложение материала, а выполнение практических заданий. Происходит освоение понятий на интуитивном уровне.


Развивающее задание:

«Установи соответствие»

8

Модель. Свойство моделей

1.Контроль основных понятий.

1.Знакомство с понятием «модель».

2.Формирование умения различать свойства моделей.

3.Манипулятор мышь. Освоение и закрепление операции протягивания.


При проведении информационного диктанта необходимо учитывать следующие особенности: темп диктовки должен быть энергичным, если возникают вопросы лучше обсудить их после диктанта; задания выполняются на листочках и сдаются для проверки учителю; в ходе диктанта выясняется не только уровень сформированности умений и знаний, но и качество развития восприятия. Тема «Моделирование» обычно дается ученикам легко, поэтому целесообразно оставить больше времени на практическую часть урока.


Дидактическая игра «Кораблекрушение»

Развивающее задание «Геометрическая долина»

9

Модель. Виды моделей.

1. Формирование умений определять виды моделей

2. Знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка.

При работе с инструментами Paint особое внимание можно уделить тренировке интуитивного понимания формализованной информации. Не нужно спешить с объяснениями ученикам функций того или иного инструмента, целесообразнее подвести их к самостоятельному открытию в ходе беседы. Это очень важно не только с точки зрения информатики (значительная часть информации в автоматизированных системах и глобальных компьютерных сетях представляется именно в формализованном виде), но и с позиции формирования общеучебных навыков.

Так это занятие первое в системе уроков по графическому редактору Paint целесообразно после объяснения принципов работы Инструментов Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка предложить учащимся создать свою первую картинку (например: яблоко или грушу)

Домашнее задание: Изготовить из бумаги по технологии оригами модель любого объекта животного мира.


Дидактическая игра:

«Моя первая компьютерная картинка»

(см. Схему изображения яблока).

10

Информационные модели.

1.Выявление основных отличительных признаков информационных моделей.

2.Знакомство с методами и приемами формализации как основного этапа моделирования.

3. Продолжить знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Линия, Прямоугольник, Эллипс (овал), Надпись, Распылитель

Особое внимание уделено способам и этапам моделирования, как средства учебной деятельности. Тема урока имеет не только узко специальный характер, но и общеучебный. Акцент на применении обозначенных на информатике этапов и способов моделирования на других учебных предметах поднимет процесс обучения на качественно новый уровень. При решении задач на уроках математики, при разборе слов, предложений, текстов на уроках русского языка, при анализе рассказов и статей на уроках природоведения происходит процесс построения информационной модели. Необходимо еще раз продемонстрировать на примере изображения Лошарика этапы моделирования, тем самым, достигается осознанность при формировании учебных действий.


Выставка моделей в стиле оригами.


Дидактическая игра:

«Лошарик»

«Мой домик»


Домашнее задание Нарисовать модель классной комнаты. – ответ на письмо жителей побережья Моделирования.

11

Классы объектов. Классификация. Отношение быть разновидностью.

1.Знакомство с методами и приемами классификации.

2.Установление отношений между объектами класса

3.Продолжение знакомства с графическим редактором Paint. Операции выделения объектов, копирование объектов.


Работа с графическим редактором достаточно кропотлива, требует повышенного зрительного внимания. В зависимости от ситуации на уроке полезно применять комплекс упражнений для глаз:

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

  • Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4—5 раз.

  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

  • В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.


Дидактическая игра

«Классификация»


Развивающее задание:

«Речки черные и голубые»

12

Итоговый урок.

Создание праздничной открытки с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. Вывод картинки на принтер.








Программа кружка «Страна Информика» для учащихся начальных классов (12 часов)
  • Информатика
Описание:

Задачи:

1. Сформировать представления об информации как сведениях об окружающем мире, общее представление об информационных процессах.
2. Адаптировать знания детей в части возможности перенесения в компьютерную среду.
3. Формировать правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности.
4. Обеспечить положительную мотивацию для дальнейшего изучения предмета Информатика.

Пояснительная записка

Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.
Системно-информационная картина мира - это сложное целостное понятие, являющееся обобщенным информационно-языковым отражением взаимосвязанных фактов, явлений и закономерностей в их изменении и развитии, рассмотренных в свете той или иной теории.
Формирование системно-информационной картины мира подразумевает построение информационной модели мира, определяющейся понятиями «система», «информация», «модель — картина мира», причем ключевым понятием является понятие «информация». Нарастает необходимость эффективных методов синтезирования знаний. Происходит смена образовательных парадигм: XX век — узких профессионалов, XXI век — системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий). На первый план выходят философские концепции, высказанные еще К.А. Гельвецием о том, что знание некоторых принципов легко возместит незнание некоторых фактов.
Если до настоящего времени человечество было озабочено приумножением и накоплением знаний, то сегодня в значительной степени внимание сосредоточивается на способах овладения накопленным, в связи с чем информатика приобретает новое глобальное значение.
Данная программа представляет преподавание информатики в виде развивающего курса информатики для начальной школы. Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса. Главной составляющей системного подхода к освоению знаний является формирование системного мышления — не прямолинейного по своей сути, а циклического, в котором связи между объектами знаний (элементами системы — базы знаний) образуют циклы обратной связи. Обратная связь — возвращение информации на следующем этапе ее передачи. Системное мышление - это категория, которая предлагает основу для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающей действительности. Один из постулатов, создающих основу системного мышления это:
Проблема — это не проблема сама по себе, а часть большого процесса, включающего много «других» объектов, другого «поведения» и «других» значений.
На практике дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретенным ранее, органично вписывая новое в имеющуюся систему миропонимания, что влечет ее изменение, дополнение, а иногда и пересмотр уже существующих элементов системы знаний.
Структура курса, построенная в ключе развивающего обучения, включает задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоение нестандартных связей между входной и выходной информацией. Информационное моделирование — наиболее эффективное в данном контексте направление. Хотя в начальной школе ему уделяется мало времени.

Литература:

  1. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики, Начальная школа, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.
  2. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993.
  4. Игры и развлечения. Кн.3/ Сост. Л.М. Фирсова, М.: Молодая гвардия, 1991
  5. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998
  6. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999,
  7. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000
  8. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001
  9. Методическая копилка для учителей начальных классов: Учебное пособие/ Автор – составитель В.П. Шульгина. Изд. 2-е, Ростов Н.Дону: издательство «Феникс», 2002
  10. Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996
  11. Суворова Н.И. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгогритмы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


п/п

Название темы

Цель занятия

Методическое обоснование

Приложение

Раздел 1. Информация. Объекты. Знаки.

1

Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены

Познакомить с правилами поведения и ТБ в кабинете вычисли

Учащиеся должны понимать необходимость знания правил техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе  для предотвращения негативных ситуаций.

Презентация по правилам ТБ.

2

Страна Информика. Знакомство с компьютером.

1.Знакомство с устройствами компьютера
2.Навыки работы с устройством мышь.

Используется прием метафоры – страна Информика. Такой подход активизирует познавательный интерес и развивает образное мышление.
Демонстрация основных и периферийных устройств компьютера, что удовлетворит любопытство учащихся.

Задание «Найди устройства» (тренинг анализа объектов)
Презентация «Начало работы с мышью»

3

Понятие «Информация». Способы передачи информации.

1.Знакомство с понятием «информация» и способами ее передачи.
2. Компьютер как инструмент работы с информацией.
3.Начальные навыки работы с клавиатурой.

Формируется правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности.
Развивающие задания на конструирование букв устанавливают межпредметные связи.

Игра «Стрельба глазами» (для изучения клавиш клавиатуры)
Задание: «Конструирование букв»

4

Понятие «Объект»

1.Знакомство с понятием «объект».
2.Выделение объектов из окружающего мира.
3.Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры.

Понятие объекта - центральное понятие информатики. Важно, чтобы дети не только понимали его смысл, но и могли свободно им оперировать. Пропедевтика понятий активных и пассивных объектов дает начальные представления о деятельности объектов. Задания на выделение объектов из текста направлено на развитие навыков первого этапа информационного моделирования. Пошаговые инструкции задания «Муравей» — пропедевтика понятия алгоритм.

Освоение клавиатуры игра «Муравей».
Развивающее задание «Напечатай буквы»

5

Сравнение объектов, по их свойствам. Оконная технология.

1.Научить характеризовать объекты.
2.Приобретение навыков выделения элементов объектов и их сравнение.
3.Знакомство с оконной технологией.
4. Закрепление навыков работы с манипулятором мышь, дальнейшее освоение клавиатуры.

Для работы на этом занятии необходимо поделить учащихся на группы, в каждую из которых должны войти разные по уровню обучения дети. Необходимой составляющей  успешности дидактической игры будет являться личное целеполагание, ее субъектность.  Ученики должны почувствовать в нем свободу. Проведение игр в форме соревнования повысит мотивацию и интерес учащихся. Задания направлены на дальнейшее освоение навыков работы с объектами. Ведется пропедевтика понятия информационной модели. Желательно каждый этап работы начинать в новом месте кабинета (у окна, у доски, в уголке). Такой подход повысит непринужденность общения, послужит эмоциональной и физиологической разрядкой.

Дидактические игры:
«Опиши объект»
«Отгадай объект»
«Назови части»
«Назови объект»

Развивающее задание:
«Я внимательный!?»

6

Знак как условное обозначение объекта и как знак передачи информации.

1. Научить детей устанавливать соответствие между объектами и знаками, их обозначающими.
2. Знакомство со знаками передачи информации
3.Формирование навыков работы с Панелью задач, кнопками управления окна

По мере продвижения в страну Информику уроки строятся на сюжетной линии путешествия, поэтому расстановка эмоциональных акцентов должна отражать таинственность и неизведанность. Занимательные ребусы и логические задачи можно оформить как на доске, так и на компьютере и использовать их как дополнительный материал. Задания урока подобраны в свете деятельностного подхода. Формируется способность переносить знания, полученные на других предметах в новые условия. Это изменяет позицию ученика в отношении учебного процесса, открывается ценностно-значимый смысл его деятельности.

Развивающее задание:
«Отгадай ребус»
«Работа с цифрами и числами»

Раздел 2. Информационные модели.

7

Множество, подмножество, отношение объектов.

1.Знакомство с понятием множество, подмножество.
2.Установление взаимосвязи объектов. Отношения объектов.
3.Виды отношений.

Все понятия курса Информатики для начальной школы вводятся опосредованно, через деятельностный подход. Таким образом, большую часть урока занимает не теоретическое изложение материала, а выполнение практических заданий. Происходит освоение понятий на интуитивном уровне.

Развивающее задание:
«Установи соответствие»

8

Модель. Свойство моделей

1.Контроль основных понятий.
1.Знакомство с понятием «модель».
2.Формирование умения различать свойства моделей.
3.Манипулятор мышь. Освоение и закрепление операции протягивания.

При проведении информационного диктанта необходимо учитывать следующие особенности: темп диктовки должен быть энергичным, если возникают вопросы лучше обсудить их после диктанта; задания выполняются на листочках и сдаются для проверки учителю; в ходе диктанта выясняется не только уровень сформированности умений и знаний, но и качество развития восприятия. Тема «Моделирование» обычно дается ученикам легко, поэтому целесообразно оставить больше времени на практическую часть урока.

Дидактическая игра «Кораблекрушение»
Развивающее задание «Геометрическая долина»

9

Модель. Виды моделей.

1. Формирование умений определять виды моделей
2. Знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка.

При работе с инструментами Paint особое внимание можно уделить тренировке интуитивного понимания формализованной информации. Не нужно спешить с объяснениями ученикам функций того или иного инструмента, целесообразнее подвести их к самостоятельному открытию в ходе беседы. Это очень важно не только с точки зрения информатики (значительная часть информации в автоматизированных системах и глобальных компьютерных сетях представляется именно в формализованном виде), но и с позиции формирования общеучебных навыков.
Так это занятие первое в системе уроков по графическому редактору Paint  целесообразно после объяснения принципов работы Инструментов Карандаш, Кисть, Ластик и Заливка предложить учащимся создать свою первую картинку (например: яблоко или грушу)

Домашнее задание: Изготовить из бумаги по технологии оригами модель любого объекта животного мира.

Дидактическая игра:
«Моя первая компьютерная картинка»
(см. Схему изображения яблока).

10

Информационные модели.

1.Выявление основных отличительных признаков информационных моделей.
2.Знакомство с методами и приемами формализации как основного этапа моделирования.
3. Продолжить знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты Линия, Прямоугольник, Эллипс (овал), Надпись, Распылитель

Особое внимание уделено способам и этапам моделирования, как средства учебной деятельности. Тема урока имеет не только узко специальный характер, но и общеучебный. Акцент на применении обозначенных на информатике этапов и способов моделирования на других учебных предметах поднимет процесс обучения на качественно новый уровень. При решении задач на уроках математики, при разборе слов, предложений, текстов на уроках русского языка, при анализе рассказов и статей на уроках природоведения происходит процесс построения информационной модели. Необходимо еще раз продемонстрировать на примере изображения Лошарика этапы моделирования, тем самым, достигается осознанность при формировании учебных действий.

Выставка моделей в стиле оригами.

Дидактическая игра:
«Лошарик»
«Мой домик»

Домашнее задание Нарисовать модель классной комнаты. – ответ на письмо жителей побережья Моделирования.

11

Классы объектов. Классификация. Отношение быть разновидностью.

1.Знакомство с методами и приемами классификации.
2.Установление отношений между объектами класса
3.Продолжение знакомства с графическим редактором Paint. Операции выделения объектов, копирование объектов.

Работа с графическим редактором достаточно кропотлива, требует повышенного зрительного внимания. В зависимости от ситуации на уроке полезно применять комплекс упражнений для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4—5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

Дидактическая игра
«Классификация»

Развивающее задание:
«Речки черные и голубые»

12

Итоговый урок.

Создание праздничной открытки с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. Вывод картинки на принтер.

Автор Андрианова Ольга Юрьевна
Дата добавления 28.02.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4474
Номер материала 31
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓