Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике для 5 класса (II ступень)

Рабочая программа по информатике для 5 класса (II ступень)

Название документа Рабочая программа 5 класс новая.doc


Управление образованием администрации муниципального образования Ширинский район

Муниципальное образовательное учреждение

Ширинская средняя общеобразовательная школа №4

Согласована:

Заместитель

директора по УВР:

_______/Массанов В.В./



Утверждена:

Приказ по школе №__

от «__»___200_г.

Директор школы:

________/Ботандаева Н.Н./









Рабочая программа

по информатике

для 5 класса

(II ступень)


Егоркиной Алены Александровны










Рассмотрена

Заседание МО учителей математики и информатики

Протокол №___

от «___»________200__г.





Шира – 2009

Пояснительная записка


«Человек в XXI века,

который не будет уметь

пользоваться ЭВМ, будет

подобен человеку XX века,

не умевшему ни читать, ни писать»

Академик Глушков

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.

Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

  • Компьютер как средство обработки информации.

  • Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:

1 уровень: начальный (пропедевтический) – 5-6 класс;

2 уровень: базовый – 7-9 класс.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Программы профессора Н.В. Макаровой для 5 класса.


Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5 классе в объеме 34 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. При изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор» включаются национальный и региональный компоненты. При изучении темы «Клавиатура – инструмент писателя» используется клавиатурный тренажер.



Цели изучения основ информатики в 5 классе:


  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • знакомство с терминологией предмета;

  • освоение операционной системы Windows;

  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.


Федеральный компонент государственного стандарта образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Обязательный минимум содержания


Учимся работать на компьютере


Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.


Компьютерная графика


Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

- название и назначение основных частей персонального компьютера;

- назначение основных клавиш на клавиатуре;

- способ представления информации в компьютере;

- основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;

- интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

- назначение графического редактора и сферы его применения;

- возможности простого графического редактора Paint;

- понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

- понятие «алгоритм».


В результате обучения учащиеся должны уметь:


- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

- работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

- работать с окнами;

- настраивать Рабочий стол;

- пользоваться мышью.

- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

- настраивать инструменты графического редактора;

- выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;

- создавать рисунок по данному алгоритму;

- редактировать рисунок;

- сохранять рисунок на диске.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям


1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.


Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Содержание учебной дисциплины


Тематический план учебного материала


Тема



Распределение часов

Лекции

Практика

Контрольные работы

Самостоятельные работы, тесты, творческие работы

Всего часов

Из них НРК


1

Учимся работать на компьютере


6

6

1

1

12

1

2

Компьютерная графика


11

11

1


22

2

Всего:

17

17

2

1

34

3 (9%)


Основное содержание всех тем


п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

12

2

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

22


Практические занятия


В 5 классе национальный и региональный компоненты включены при изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор».

Контрольные работы проводятся по следующим темам:

Контрольная работа №1 «Введение в информатику»;

Контрольная работа №2 «Алгоритмы и модели».

В курсе изучения информатики и ИКТ за 5 класс проводится одна проверочная работа по теме:

Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор».

При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В соответствии с программой Н.В.Макаровой на каждом уроке запланирована практическая часть. В курсе информатики за 5 класс планируется проведение следующих практических занятий:

Практическая работа №1 «Рабочий стол в реальном и виртуальном мире»;

Практическая работа №2 «Начните работу с нажатия кнопки Пуск»;

Практическая работа №3 «Окно в компьютерный мир»;

Практическая работа №4 «Клавиатура – инструмент писателя»;

Практическая работа №5 «Организация обмена данными»;

Практическая работа №6 «Набор и редактирование текста»;

Практическая работа №7 «Действия с фрагментом текста»;

Практическая работа №8 «Калькулятор – помощник математика»;

Практическая работа №9 «Один помощник – хорошо, а два – лучше»;

Практическая работа №10 «Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором»;

Практическая работа №11 «Создание компьютерного рисунка»;

Практическая работа №12 «Настройка инструментов»;

Практическая работа №13 «Редактирование рисунка»;

Практическая работа №14 «Настройка инструментов»;

Практическая работа №15 «Фрагмент рисунка»;

Практическая работа №16 «Как открыть сохраненный рисунок»;

Практическая работа №17 «Построения с помощью клавиши Shift»;

Практическая работа №18 «Что такое пиксель»;

Практическая работа №19 «Что такое пиктограмма»;

Практическая работа №20«Компьютерная среда и алгоритмы»;

Практическая работа №21 «Составление карты района из фрагментов рисунка»;

Практическая работа №22 «Повторяющиеся действия в алгоритмах»;

Практическая работа №23 «Конструирование из мозаики»;

Практическая работа №24 «Меню готовых форм»;

Практическая работа №25 «Конструирование из кубиков»;

Практическая работа №26 «Модель «Моя школа»»;

Практическая работа №27 «Учебные модели».



Контроль уровня обучения


Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля используются дифференцированные карточки по вариантам с обязательным последующим разбором или тестовые задания. Длительность контрольной работы – не более 25 минут.

При практической работе с учебником используется взаимоконтроль и самоконтроль. При этом используются следующие контролирующие действия:

  • сверка с образцом (ответом);

  • повторное решение задачи;

  • решение обратной задачи;

  • проверка полученных результатов по условию задачи;

  • примерная оценка искомых результатов;

  • проверка на частном случае.

В 5 классе 2 контрольных работы, 1 проверочная работа.


Проверочная работа №1

«Блокнот и Калькулятор»

1. Напечатайте в один столбик два отрывка из стихотворений К. Чуковского. Затем переставьте строки в правильном порядке, используя команды: Правка - Вырезать, Правка - Вставить.


«Айболит»

Добрый доктор Айболит!

Позолоченное брюхо!

Приходи к нему лечиться

Муха денежку нашла.

И жучок, и червячок,

И купила самовар:

Всех излечит, исцелит

Я вас чаем угощу!»

«Муха-Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Он под деревом сидит.

Муха по полю пошла,

И корова, и волчица,

Пошла Муха на базар

И медведица!

«Приходите, тараканы,

Добрый доктор Айболит!

2. Решите задачу в Калькуляторе. Решение и ответ оформите в Блокноте:

В магазин завезли 70 кг яблок желтых, 40 кг яблок красных и 35 кг яблок зеленых. Все яблоки разложены в ящики по 5 кг. Сколько всего ящиков яблок привезли в магазин? И можно ли их привезти в легковом автомобиле, если его грузоподъемность 300 кг, и в машине находятся шофер, вес 81 кг, и экспедитор, вес 95 кг?

3. Используя Калькулятор, найдите 12 трехзначных чисел, которые делятся на 9. Ответ и описание того, как вы нашли эти цифры, запишите в Блокноте.

4. Вычислите сумму трех произведений: 8х5х9+4х6х7+2х3х1. Составьте еще одну сумму из трех произведений и этих же чисел, равную этому результату.


Контрольная работа №1

«Введение в информатику»

1 вариант

Ответьте на вопросы на стр.82 учебника: №1, №3, №5, №7, №9.


Контрольная работа №1

«Введение в информатику»

2 вариант

Ответьте на вопросы на стр.82 учебника: №2, №4, №6, №8, №10.



Контрольная работа №2

1 вариант

1. Как выбрать инструмент в графическом редакторе?

2. Как связаны в графическом редакторе точки начала и конца прорисовки эллипса с прямоугольником?

3. Что такое пиксель?

4. Как рассмотреть рисунок в увеличенном виде и отредактировать по пикселям?



Контрольная работа №2

2 вариант

  1. Как выбрать цвет в графическом редакторе?

  2. Как исправить неудачно нарисованный элемент рисунка?

  3. Чем отличается выделение с фоном от выделения без фона?

  4. В какой последовательности следует проводить конструирование из виртуальных кубиков в графическом редакторе?


Контрольная работа №2

3 вариант

1. Как узнать, какой инструмент графического редактора выбран в данный момент времени?

2. Какими способами можно выделить фрагмент рисунка?

3. Как в графическом редакторе рисуется квадрат?

4. Как сделать надпись на рисунке?


Контрольная работа №2

4 вариант


1. Как выбрать цвет в графическом редакторе?

2. Как открыть один из последних рисунков, с которым производилась работа?

3. Что такое пиктограмма? Приведите пример.

4. Какие действия можно выполнить с фрагментом рисунка?



Учебно-методический комплект:


  1. Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008


Дополнительная литература:


  1. Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».

  2. Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

  4. Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)

  5. Электронный диск «Дракоша и занимательная информатика»

  6. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  7. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  8. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

Средства обучения:


  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Плакаты

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  9. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

  10. Готовые файлы с заданиямиhello_html_3ae266fd.png


Название документа кал-тем по информатике, 5 класс.doc

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 1 четверть 2009 - 2010 учебного года

Класс: 5, 34 часа

Учитель: Егоркина Алена Александровна, I квалификационная категория

Учебник: Макарова Н.В. «Информатика 5-6», 2008 г. Автор программы: Егоркина А.А.

п/п

Дата проведения

Тема урока

параграфа

Тип урока

Форма проведения

Оборудование

Повторение

Тема «Учимся работать на компьютере» (12 часов)

1


Человек и компьютер. Правила поведения за компьютером

§1.1

Изучение нового материала

Беседа, показ видеофильма

Компьютер, диск «Мир информатики» (1 часть)


2


Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

§1.2, 1.4

Комбинированный

Диалог; работа за компьютером

Компьютер, папки с практическими работами

Правила по ТБ

3


Начните работу с нажатия кнопки Пуск. Окно в компьютерный мир

§1.5, §1.6

Комбинированный

Беседа, работа за компьютером

Компьютер


4


Клавиатура – инструмент писателя

§1.7

Комбинированный

Беседа, работа за компьютером

Компьютер; тренажер Baby tape, плакаты

§1.1

5


Набор и редактирование текста

§1.8, 1.9

Комбинированный

Работа за компьютером, рассказ

Компьютер, плакаты

§1.7

6


Действия с фрагментом текста

§1.10

Комбинированный

Работа за компьютером, лекция

Компьютер


7


Контрольная работа №1 «Введение в информатику»


Проверка ЗУН

Решение заданий

Карточки, компьютер

§1.1-1.7

8


Калькулятор – помощник математика

§1.11

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер, папки с лабораторными работами


9


Повторение


Повторение

Работа за компьютером; групповая работа

Карточки-лото, компьютер



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 2 четверть 2009 - 2010 учебного года

Класс: 5, 34 часа

Учитель: Егоркина Алена Александровна, I квалификационная категория

Учебник: Макарова Н.В. «Информатика 5-6», 2008 г. Автор программы: Егоркина А.А.


п/п

Дата проведения

Тема урока

параграфа

Тип урока

Форма проведения

Оборудование

Повторение

1


Один помощник – хорошо, а два – лучше

§1.12

Практическая работа

Работа за компьютером

Компьютер, папки с лабораторными работами

§1.11, 1.8

2


Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором

§1.12

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер

§1.11, 1.8

3


Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор»


Проверка ЗУН

Решение заданий

Карточки


Тема «Компьютерная графика» (22 часа)

4


Создание компьютерного рисунка

§2.1-2.3

Комбинированный

Беседа, работа за компьютером

Компьютер

§2.1, 2.2, ТБ

5


Настройка инструментов

§2.4

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер

§2.1, 2.2

6


Редактирование рисунка

§2.5

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер

§2.1, 2.2

7


Фрагмент рисунка

§2.6

Комбинированный

Беседа; практическая работа

Компьютер

§2.1-2.3



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 3 четверть 2009 – 2010 учебного года

Класс: 5, 34 часа

Учитель: Егоркина Алена Александровна, I квалификационная категория

Учебник: Макарова Н.В. «Информатика 5-6», 2008 г. Автор программы: Егоркина А.А.

п/п

Дата проведения

Тема урока

параграфа

Тип урока

Форма проведения

Оборудование

Повторение

1


Повторение. Правила по ТБ


Повторение

Диалог, практ.раб.

Компьютер


2


Как открыть сохраненный рисунок

§2.8,2.9

Комбинированный

Показ видеофильма, практическая работа

Компьютер, диск «Мир информатики»,

§2.3

3


Построения с помощью клавиши Shift

§2.10,2.11

Комбинированный

Беседа, практическая работа

Доска, мел, компьютер


4


Что такое пиксель

§2.12

Изучение нового материала

Беседа, показ видеофильма

Компьютер, диск «Интернет видео»


5


Что такое пиксель

§2.12

Изучение нового материала

Беседа, показ видеофильма

Компьютер, диск «Интернет видео»


6


Что такое пиктограмма.

§2.13

Комбинированный

Беседа, работа за компьютером

Компьютер

§2.12

7


Алгоритм. Компьютерная среда и алгоритмы

§2.14-2.16

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер


8


Действия с фрагментом рисунка. Составление карты района из фрагментов рисунка

§2.18

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер, готовый файл «Карта»

Основные приемы работы, ТБ

9


Повторяющиеся действия в алгоритмах. Алгоритм «Переходим улицу»

§2.19,2.20

Комбинированный

Беседа; игра; показ видеофильма

Компьютер, диск «Мир информатики», доска, мел

§2.14-2.17

10


Конструирование из мозаики.

§2.21

Комбинированный

Беседа, практическая работа

Компьютер, доска, мел

§2.13


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

на 4 четверть 2009 - 2010 учебного года

Класс: 5, 34 часа

Учитель: Егоркина Алена Александровна, I квалификационная категория

Учебник: Макарова Н.В. «Информатика 5-6», 2008 г. Автор программы: Егоркина А.А.


п/п

Дата проведения

Тема урока

параграфа

Тип урока

Форма проведения

Оборудование

Повторение

1


Повторение. Правила по технике безопасности


Повторение

Диалог, практ.раб.

Компьютер


2


Меню готовых форм

§2.22

Изучение нового материала

Работа за компьютером

Компьютер, доска, мел


3


Конструирование из кубиков

§2.23

Комбинированный

Работа за компьютером

Компьютер, доска, мел


4


Моделирование окружающего мира. Модель «Моя школа»

§2.24

Комбинированный

Работа за компьютером, диалог, показ видеофильма

Компьютер, доска, мел, диск «Мир информатики»

§2.22

5


Учебные модели

§2.25

Комбинированный

Беседа, работа за компьютером, показ видеофильма

Компьютер, диск «Мир информатики»

§2.24

6


Контрольная работа №3 «Алгоритмы и модели»


Проверка ЗУН

Работа за компьютером

Компьютер


7


Повторение


Повторение

Работа за компьютером

Компьютер


8


Повторение


Повторение

Беседа




Рабочая программа по информатике для 5 класса (II ступень)
  • Информатика
Описание:
Пояснительная записка



  «Человек в XXI века,
который не будет уметь
пользоваться ЭВМ, будет
подобен человеку XX века,
не умевшему ни читать, ни писать»
Академик Глушков




Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
  • Компьютер как средство обработки информации.
  • Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:
1 уровень: начальный (пропедевтический) – 5-6 класс;
2 уровень: базовый – 7-9 класс.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Программы профессора Н.В. Макаровой для 5 класса.

Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 5 классе в объеме 34 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. При изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор» включаются национальный и региональный компоненты. При изучении темы «Клавиатура – инструмент писателя» используется клавиатурный тренажер.

Цели изучения основ информатики в 5 классе:

  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;
  • знакомство с терминологией предмета;
  • освоение операционной системы Windows;
  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;
  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.

Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Обязательный минимум содержания

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
- название и назначение основных частей персонального компьютера;
- назначение основных клавиш на клавиатуре;
- способ представления информации в компьютере;
- основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;
- интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.
- назначение графического редактора и сферы его применения;
- возможности простого графического редактора Paint;
- понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;
- понятие «алгоритм».

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
- работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;
- работать с окнами;
- настраивать Рабочий стол;
- пользоваться мышью.
- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
- настраивать инструменты графического редактора;
- выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;
- создавать рисунок по данному алгоритму;
- редактировать рисунок;
- сохранять рисунок на диске.



Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Содержание учебной дисциплины

Тематический план учебного материала

Тема

   

Распределение часов

Лекции

Практика

Контрольные работы

Самостоятельные работы, тесты, творческие работы

Всего часов

Из них НРК

 

1

Учимся работать на компьютере

6

6

1

1

12

1

2

Компьютерная графика

11

11

1

 

22

2

Всего:

17

17

2

1

34

3 (9%)





Основное содержание всех тем

№ п/п

Название темы

Содержание темы

Кол-во часов

1

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

12

2

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

22

Практические занятия

В 5 классе национальный и региональный компоненты включены при изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор».
Контрольные работы проводятся по следующим темам:
Контрольная работа №1 «Введение в информатику»;
Контрольная работа №2 «Алгоритмы и модели».
В курсе изучения информатики и ИКТ за 5 класс проводится одна проверочная работа по теме:
Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор».
При освоении информационных технологий большое внимание уделяется проведению практических работ. В соответствии с программой Н.В.Макаровой на каждом уроке запланирована практическая часть. В курсе информатики за 5 класс планируется проведение следующих практических занятий:
Практическая работа №1 «Рабочий стол в реальном и виртуальном мире»;
Практическая работа №2 «Начните работу с нажатия кнопки Пуск»;
Практическая работа №3 «Окно в компьютерный мир»;
Практическая работа №4 «Клавиатура – инструмент писателя»;
Практическая работа №5 «Организация обмена данными»;
Практическая работа №6 «Набор и редактирование текста»;
Практическая работа №7 «Действия с фрагментом текста»;
Практическая работа №8 «Калькулятор – помощник математика»;
Практическая работа №9 «Один помощник – хорошо, а два – лучше»;
Практическая работа №10 «Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором»;
Практическая работа №11 «Создание компьютерного рисунка»;
Практическая работа №12 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №13 «Редактирование рисунка»;
Практическая работа №14 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №15 «Фрагмент рисунка»;
Практическая работа №16 «Как открыть сохраненный рисунок»;
Практическая работа №17 «Построения с помощью клавиши Shift»;
Практическая работа №18 «Что такое пиксель»;
Практическая работа №19 «Что такое пиктограмма»;
Практическая работа №20«Компьютерная среда и алгоритмы»;
Практическая работа №21 «Составление карты района из фрагментов рисунка»;
Практическая работа №22 «Повторяющиеся действия в алгоритмах»;
Практическая работа №23 «Конструирование из мозаики»;
Практическая работа №24 «Меню готовых форм»;
Практическая работа №25 «Конструирование из кубиков»;
Практическая работа №26 «Модель «Моя школа»»;
Практическая работа №27 «Учебные модели».

Контроль уровня обучения

Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля используются дифференцированные карточки по вариантам с обязательным последующим разбором или тестовые задания. Длительность контрольной работы – не более 25 минут.
При практической работе с учебником используется взаимоконтроль и самоконтроль. При этом используются следующие контролирующие действия:

  • сверка с образцом (ответом);
  • повторное решение задачи;
  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • примерная оценка искомых результатов;
  • проверка на частном случае.

В 5 классе 2 контрольных работы, 1 проверочная работа.

Проверочная работа №1
«Блокнот и Калькулятор»
1. Напечатайте в один столбик два отрывка из стихотворений К. Чуковского. Затем переставьте строки в правильном порядке, используя команды: Правка - Вырезать, Правка - Вставить.

«Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Позолоченное брюхо!
Приходи к нему лечиться
Муха денежку нашла.
И жучок, и червячок,
И купила самовар:
Всех излечит, исцелит
Я вас чаем угощу!»
  «Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Он под деревом сидит.
Муха по полю пошла,
И корова, и волчица,
Пошла Муха на базар
И медведица!
«Приходите, тараканы,
Добрый доктор Айболит!

2. Решите задачу в Калькуляторе. Решение и ответ оформите в Блокноте:
В магазин завезли 70 кг яблок желтых, 40 кг яблок красных и 35 кг яблок зеленых. Все яблоки разложены в ящики по 5 кг. Сколько всего ящиков яблок привезли в магазин? И можно ли их привезти в легковом автомобиле, если его грузоподъемность 300 кг, и в машине находятся шофер, вес 81 кг, и экспедитор, вес 95 кг?
3. Используя Калькулятор, найдите 12 трехзначных чисел, которые делятся на 9. Ответ и описание того, как вы нашли эти цифры, запишите в Блокноте.
4. Вычислите сумму трех произведений: 8х5х9+4х6х7+2х3х1. Составьте еще одну сумму из трех произведений и этих же чисел, равную этому результату.

Контрольная работа №1
«Введение в информатику»

1 вариант
Ответьте на вопросы на стр.82 учебника: №1, №3, №5, №7, №9

Контрольная работа №1
«Введение в информатику»

2 вариант
Ответьте на вопросы на стр.82 учебника: №2, №4, №6, №8, №10.

Контрольная работа №2
1 вариант

1. Как выбрать инструмент в графическом редакторе?
2. Как связаны в графическом редакторе точки начала и конца прорисовки эллипса с прямоугольником?
3. Что такое пиксель?
4. Как рассмотреть рисунок в увеличенном виде и отредактировать по пикселям?

Контрольная работа №2
2 вариант

  • Как выбрать цвет в графическом редакторе?
  • Как исправить неудачно нарисованный элемент рисунка?
  • Чем отличается выделение с фоном от выделения без фона?
  • В какой последовательности следует проводить конструирование из виртуальных кубиков в графическом редакторе?

Контрольная работа №2
3 вариант

1. Как узнать, какой инструмент графического редактора выбран в данный момент времени?
2. Какими способами можно выделить фрагмент рисунка?
3. Как в графическом редакторе рисуется квадрат?
4. Как сделать надпись на рисунке?

Контрольная работа №2
4 вариант

1. Как выбрать цвет в графическом редакторе?
2. Как открыть один из последних рисунков, с которым производилась работа?
3. Что такое пиктограмма? Приведите пример.
4. Какие действия можно выполнить с фрагментом рисунка?

Учебно-методический комплект:

  • Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
  • Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Дополнительная литература:

  • Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».
  • Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.
  • Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)
  • Электронный диск «Дракоша и занимательная информатика»
  • Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
  • Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
  • Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net

Средства обучения:

  • Учебник
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Плакаты
  • Сканер
  • Принтер
  • Интернет
  • Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
  • Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
  • Готовые файлы с заданиями
Автор Егоркиной Алены Александровны
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5122
Номер материала 29
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы