Главная / Информатика / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»

Название документа УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТ

Автор
Тарасова Светлана Владимировна
учитель информатики
второй квалификационной категории
МОУ «СОШ №2»
г.Кудымкар, Пермский край







МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 2

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ
«___» ___________2007 г.
Директор ГОУ НПО КПУ:
_____________/____________/

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители: :
учитель литературы и русского языка
Никонова Н.Н.
учитель информатики
Тарасова С.В.

 

 

 

 

 

 

г. Кудымкар
2006 г.





Пояснительная записка

Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «я».
Данный интегрированный курс поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты.
В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся ознакамливаются с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции.
Издательское дело – это проект совместной деятельности учителя информатики и  учителя-филолога. Учитель – филолог раскрывает стилистические секреты при написании очерков и статей, что позволяет учащимся выработать свой стиль написания; помогает  сформировать определенные навыки вычленения необходимой информации из общего потока.  Учитель информатики знакомит ребят с основными программными продуктами, необходимыми для набора, редактирование и форматирования печатной продукции;  Общими усилиями они помогают учащимся применять полученные теоретические знания за партой в профессиональной деятельности,  что позволяет сформировать интерес к издательской работе.

Цель курса: знакомство  учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет (макет, дизайн, афиша, содержание).

Задачи :

  • Углубить теоретические знания учащихся о тексте;

  • Совершенствовать умения и навыки анализа текста;

  • Повысить уровень речевого развития;

  • Воспитать коммуникативную компетенцию;

  • Подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству;

  • Познакомить с работой СМИ;

  • Обучит методике создания журналистских материалов, созданию макета, дизайну и верстке газеты; работе с фотоматериалами, оргтехникой.

Данный курс способствует развитию литературно – творческих способностей учащихся, т.к. программа предусматривает знакомство учащихся с элементами теории и техникой сочинительства.

Образовательные результаты:

  • Предметные знания в области журналистики;

  • предметные умения и навыки:

    • поиск информации;

    • интервьюирование;

    • создание заметки, репортажа, интервью, статьи;

    • анализ  текста;

    • редактирование;

    • первичные  навыки создания печатной продукции.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, мастер-классы
Общие требования: создание творческого досье каждым учащимся, наполненным аналитическим материалами, краткими лекциями, личными статьями и материалами, «золотыми правилами» журналиста.


Учебно-тематический план курса

Тема занятия
(теория журналистики)

Кол-во
часов

Тема занятия
(компьютерный практикум)

Кол-во часов

1.Журналистика как вид деятельности

8

1. Социальная информатика

5

1.1 Знакомство с членами кружка. Что такое журналистика?

1

1.1 Характеристика информационного общества.

1

1.2 Виды средств массовой информации

1

1.2 Информационная культура человека.

1

1.3 Создаем макет нашей газеты

2

1.3 Информационные ресурсы, услуги и продукты. СМИ как товар. Рынок СМИ

1

1.4 Социальные функции СМИ

1

1.4 Этико-правовые нормы информационной деятельности человека

1

1.5 Практические занятия

2

1.5 Информационная безопасность. Защита информации

1

1.6 Мастер-класс (встреча с журналистом)

1

 

 

2. Содержание и форма журналистских произведений

9

2. Издательская система MS Publisher

11

2.1 Структура текста

1

2.1 Назначение издательских систем. Объекты печатного  издания.

1

2.2 Особенности публицистического стиля

2

2.2 Среда MS Publisher. Функции и возможности.

1

2.3 Стилистические средства языка

1

2.3 Работа с текстом,  графикой в среде MS Publisher

2

2.4 Художественно-изобразительные средства языка

2.4 Технология верстки страниц.

2

2.5 Практические занятия

2

2.5 Технология дизайна и макетирования страниц.

2

2.6 Мастер-класс(встреча с журналистами)

2

2.6 Практические занятия

3

3. Роды, виды и жанры журналистики

9

3.Интернет – технологии в издательском деле

9

3.1 Опреративно-новостные (заметка)

1

3.1 Возможности глобальной сети. Всемирная паутина.

1

3.2 Оперативно – исследовательские (интервью, репортажи)

2

3.2 Эффективный поиск информации в сети (по адресам, расширенный поиск, по рубрикатору, по ключевым словам,  поисковые машины)

3

3.3 Исследовательско-новостные (рецензия, комментарий)

1

3.3. Электронная почта, пересылка корреспонденции.

2

3.4 Исследовательские(статья, письмо, обозрение)

1

3.4 Образовательные ресурсы Интернет

1

3.5 Исследовательско-образные (очерки, эссе, фельетон, памфлет)

2

3.5 Практические занятия

2

3.6 Практические занятия

2

 

 

4. Речевая культура журналиста

8

4. Компьютерная графика

8

4.1 Культура устной речи

2

4.1 Виды компьютерной графики. Форматы и разрешения.

2

4.2 Культура письменной речи

2

4.2 Графические редакторы и их назначения. Среда PhotoShop.

2

4.3 Практикумы по речевым нормам

3

4.3 Подготовка изображения к вставке в документ.

2

 

 

4..4 Работа с техническим устройствами (цифровой фотоаппарат,  сканер, принтер)

1

 

 

4.5 Мастер-класс

1

Анализ итогов работы. Планирование на следующий год.

 

Содержание программы

Тема занятия
(теория журналистики)

Тема занятия
(компьютерный практикум)

1.Журналистика как вид деятельности

1. Социальная информатика

Роль каждого вкоманде. Знакомство с основными понятиями. Сущность и задачи школьного издательства.

Информационное общество. Информационные процессы. Инф.культура человека. Информ.ресурс. Виды ресурсов. СМИ. Законы о защите информации и инф.деятельности человека.

Зачет: Концепция печатного издания

2. Содержание и форма журналистских произведений

2. Издательская система MS Publisher

Тема. Идея. Интонация. Текст как смысловое и структурное единство. Заголовок текста. Заключительная часть  текста. Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля. Ошибки и способы их исправления. Понятия о средствах худ.изобразительности; их роль в тексте.

Издательская система. Объект печатного издания. Верстка. Дизайн. Редактирование и форматирование текста. Макет страницы. Элементы оформления. Быстрые публикации. Создание макета собственной газеты( название, цветовая гамма,  постоянные рубрики, иллюстративный материал, шрифты и рамки.

Зачет: Презентация личного творческого досье в виде публикации

3. Роды, виды и жанры журналистики

3.Интернет – технологии в издательском деле

Опреративно-новостные, оперативно – исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры.
Знакомство со  спецификой жанров и требованиями к их сообщениям: релевантность,  оперативность, краткость, лаконичность, точность.

Возможности Интернет. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Архивирование и разархивирование

Зачет: Подбор материала из сети Интернет и его представление в различных жанрах.

4. Речевая культура журналиста

4. Компьютерная графика

Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Устные выступления. Дикция. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок.

Форматы графических файлов. Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Зачет: Публичное выступление по теме «Мои иллюстрации в газете»

Обязанности в  команде по созданию газеты

Главный редактор -определяет состав номера и  отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера.
Редактор отдела новостей - ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.
Репортер – человек, собирающий материала для газеты и доступно ее преподносящий.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.

 

 

Литература:

  1. Рыдова Е.В. Основы журналистики.// Литература №12, 2006

  2. Лепилкина О.И. Азбука журналистики//Элективные курсы

  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 200. – 480с.

  4. Под ред. Резникова Ф.А. Быстро и легко осваивает работу в сети Интернет.: Практ.пособие.:М Лучшие книги, 2001 – 352с., ил

  5. Куртер Дж., Маркви А. Microsoft  Office 2000 – учебный курс – СПб: Питер, 2001. – 640с.,ил



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

Хорошие возможности для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности открываются при выборе элективных курсов, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «я».
Данный интегрированный курс поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты.
В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся ознакамливаются с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции.
Издательское дело – это проект совместной деятельности учителя информатики и учителя-филолога. Учитель – филолог раскрывает стилистические секреты при написании очерков и статей, что позволяет учащимся выработать свой стиль написания; помогает сформировать определенные навыки вычленения необходимой информации из общего потока. Учитель информатики знакомит ребят с основными программными продуктами, необходимыми для набора, редактирование и форматирования печатной продукции; Общими усилиями они помогают учащимся применять полученные теоретические знания за партой в профессиональной деятельности, что позволяет сформировать интерес к издательской работе.

Цель курса: знакомство учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет (макет, дизайн, афиша, содержание).

Задачи :
  • Углубить теоретические знания учащихся о тексте;
  • Совершенствовать умения и навыки анализа текста;
  • Повысить уровень речевого развития;
  • Воспитать коммуникативную компетенцию;
  • Подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству;
  • Познакомить с работой СМИ;
  • Обучит методике создания журналистских материалов, созданию макета, дизайну и верстке газеты; работе с фотоматериалами, оргтехникой.

Данный курс способствует развитию литературно – творческих способностей учащихся, т.к. программа предусматривает знакомство учащихся с элементами теории и техникой сочинительства.

Образовательные результаты:

  • Предметные знания в области журналистики;
  • предметные умения и навыки:
    • поиск информации;
    • интервьюирование;
    • создание заметки, репортажа, интервью, статьи;
    • анализ текста;
    • редактирование;
    • первичные навыки создания печатной продукции.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, мастер-классы
Общие требования: создание творческого досье каждым учащимся, наполненным аналитическим материалами, краткими лекциями, личными статьями и материалами, «золотыми правилами» журналиста.


Учебно-тематический план курса

Тема занятия
(теория журналистики)

Кол-во
часов

Тема занятия
(компьютерный практикум)

Кол-во часов

1.Журналистика как вид деятельности

8

1. Социальная информатика

5

1.1 Знакомство с членами кружка. Что такое журналистика?

1

1.1 Характеристика информационного общества.

1

1.2 Виды средств массовой информации

1

1.2 Информационная культура человека.

1

1.3 Создаем макет нашей газеты

2

1.3 Информационные ресурсы, услуги и продукты. СМИ как товар. Рынок СМИ

1

1.4 Социальные функции СМИ

1

1.4 Этико-правовые нормы информационной деятельности человека

1

1.5 Практические занятия

2

1.5 Информационная безопасность. Защита информации

1

1.6 Мастер-класс (встреча с журналистом)

1

 

 

2. Содержание и форма журналистских произведений

9

2. Издательская система MS Publisher

11

2.1 Структура текста

1

2.1 Назначение издательских систем. Объекты печатного издания.

1

2.2 Особенности публицистического стиля

2

2.2 Среда MS Publisher. Функции и возможности.

1

2.3 Стилистические средства языка

1

2.3 Работа с текстом, графикой в среде MS Publisher

2

2.4 Художественно-изобразительные средства языка

1

2.4 Технология верстки страниц.

2

2.5 Практические занятия

2

2.5 Технология дизайна и макетирования страниц.

2

2.6 Мастер-класс(встреча с журналистами)

2

2.6 Практические занятия

3

3. Роды, виды и жанры журналистики

9

3.Интернет – технологии в издательском деле

9

3.1 Опреративно-новостные (заметка)

1

3.1 Возможности глобальной сети. Всемирная паутина.

1

3.2 Оперативно – исследовательские (интервью, репортажи)

2

3.2 Эффективный поиск информации в сети (по адресам, расширенный поиск, по рубрикатору, по ключевым словам, поисковые машины)

3

3.3 Исследовательско-новостные (рецензия, комментарий)

1

3.3. Электронная почта, пересылка корреспонденции.

2

3.4 Исследовательские(статья, письмо, обозрение)

1

3.4 Образовательные ресурсы Интернет

1

3.5 Исследовательско-образные (очерки, эссе, фельетон, памфлет)

2

3.5 Практические занятия

2

3.6 Практические занятия

2

 

 

4. Речевая культура журналиста

8

4. Компьютерная графика

8

4.1 Культура устной речи

2

4.1 Виды компьютерной графики. Форматы и разрешения.

2

4.2 Культура письменной речи

2

4.2 Графические редакторы и их назначения. Среда PhotoShop.

2

4.3 Практикумы по речевым нормам

3

4.3 Подготовка изображения к вставке в документ.

2

 

 

4..4 Работа с техническим устройствами (цифровой фотоаппарат, сканер, принтер)

1

 

 

4.5 Мастер-класс

1

Анализ итогов работы. Планирование на следующий год.

 

Содержание программы

Тема занятия
(теория журналистики)

Тема занятия
(компьютерный практикум)

1.Журналистика как вид деятельности

1. Социальная информатика

Роль каждого вкоманде. Знакомство с основными понятиями. Сущность и задачи школьного издательства.

Информационное общество. Информационные процессы. Инф.культура человека. Информ.ресурс. Виды ресурсов. СМИ. Законы о защите информации и инф.деятельности человека.

Зачет: Концепция печатного издания

2. Содержание и форма журналистских произведений

2. Издательская система MS Publisher

Тема. Идея. Интонация. Текст как смысловое и структурное единство. Заголовок текста. Заключительная часть текста. Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля. Ошибки и способы их исправления. Понятия о средствах худ.изобразительности; их роль в тексте.

Издательская система. Объект печатного издания. Верстка. Дизайн. Редактирование и форматирование текста. Макет страницы. Элементы оформления. Быстрые публикации. Создание макета собственной газеты (название, цветовая гамма, постоянные рубрики, иллюстративный материал, шрифты и рамки.

Зачет: Презентация личного творческого досье в виде публикации

3. Роды, виды и жанры журналистики

3.Интернет – технологии в издательском деле

Опреративно-новостные, оперативно – исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры.
Знакомство со спецификой жанров и требованиями к их сообщениям: релевантность, оперативность, краткость, лаконичность, точность.

Возможности Интернет. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Архивирование и разархивирование

Зачет: Подбор материала из сети Интернет и его представление в различных жанрах.

4. Речевая культура журналиста

4. Компьютерная графика

Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Устные выступления. Дикция. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок.

Форматы графических файлов. Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Зачет: Публичное выступление по теме «Мои иллюстрации в газете»

Обязанности в команде по созданию газеты

Главный редактор -определяет состав номера и отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера.
Редактор отдела новостей - ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.
Репортер – человек, собирающий материала для газеты и доступно ее преподносящий.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.

 

 

Литература:

  1. Рыдова Е.В. Основы журналистики.// Литература №12, 2006
  2. Лепилкина О.И. Азбука журналистики//Элективные курсы
  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 200. – 480с.
  4. Под ред. Резникова Ф.А. Быстро и легко осваивает работу в сети Интернет.: Практ.пособие.:М Лучшие книги, 2001 – 352с., ил
  5. Куртер Дж., Маркви А. Microsoft Office 2000 – учебный курс – СПб: Питер, 2001. – 640с.,ил
Автор Тарасова Светлана Владимировна
Дата добавления 30.05.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2020
Номер материала 21
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы