Главная / Информатика / Элективный курс "Дракоша и занимательная физика"

Элективный курс "Дракоша и занимательная физика"

Документы в архиве:

105.5 КБ dnevnik.doc
150 КБ programma.doc

Название документа dnevnik.doc






































МОУО Красноуфимский округ


МОУ Криулинская СОШ








ДНЕВНИК

ДОМАШНИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

по

элективному курсу

ДРАКОША И ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА”





ученика(цы) _____ класса

______________________

______________________







Криулино, 2007




































© Хузин Р.И., 2007

© Криулино, 2007

ДЭЗ № 8. Наблюдение броуновского движения.


Цель: пронаблюдать броуновского движение с помощью микроскопа.

Необходимые материалы и оборудование: тушь или краска, вода, микроскоп, спиртовка или горелка.


Выполнение работы


  1. Разотрите тушь или краску до чрезвычайно мелких крупинок.

  2. Размешайте их в воде.

  3. Полученную смесь рассмотрите под микроскопом.

  4. Ответьте на следующие вопросы:

- В каком состоянии находятся частицы краски?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Каков характер их движения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

- От чего зависит характер движения частиц краски?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Нагрейте над пламенем спиртовки смесь.

  2. Нагретую каплю снова рассмотрите под микроскопом.

- Изменился ли характер движения частиц краски?

____________________________________________________________________________________________________________________



Вывод:


Роспись



ДЭЗ № 7. Изучение степени электризации окружающих предметов с помощью самодельного электроскопа.


Цель: изготовить самодельный электроскоп и изучить степень электризации окружающих предметов.

Необходимые материалы и оборудование: литровая банка или бутылка с капроновой крышкой, спица или проволока, нитки, кусок бумаги или “серебряная” обертка шоколада, пластмассовая расческа или линейка, кусок шерсти.


Выполнение работы

  1. Возьмите литровую банку с капроновой крышкой (бутылка).

  2. Отогните нижний её конец под прямым углом.

  3. Пропустите через крышку спицу (проволока).

  4. Вырежьте из бумаги два тонких бумажных листочка или согните из обертки шоколада узкую полоску.

  5. Подвесьте на нижнем конце с помощью ниток бумажные листочки или накиньте согнутую узкую полоску.

  6. Наэлектризуйте пластмассовую расческу или линейку трением о волосы или шерсть.

  7. Коснитесь наэлектризованным телом (пластмассовая расческа или линейка) спицы или проволоки.

  8. Проследите за листочками бумаги.

  9. Опишите наблюдаемое явление________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Попробуйте наэлектризовать окружающие предметы и поднесите их к своему электроскопу.

Что происходит с листочками электроскопа? _______________

______________________________________________________

  1. Перечислите, какие предметы вам удалось наэлектризовать

______________________________________________________

Вывод:


Роспись



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Определение средней скорости движения автобуса.


  1. Изготовление динамометра и определение веса различных тел.


  1. Простые механизмы.


  1. Определение выталкивающей силы.


  1. Определение веса собственного тела.


  1. Расчет работы, совершаемой при ходьбе.


  1. Изучение степени электризации окружающих предметов с помощью самодельного электроскопа.


  1. Наблюдение броуновского движения при помощи микроскопа.














ДЭЗ № 1.Определение средней скорости движения автобуса.


Цель: определить среднюю скорость движения автобуса.

Необходимые материалы: часы с секундной стрелкой.


Выполнение работы


  1. Подсчитайте количество телеграфных столбов, находясь в автобусе, следующего по маршруту “Криулино-Вокзал” (можно проехать несколько остановок).

  2. Во время движения автобуса, начиная от начала и до конца вашего пути, засеките время вашего движения.

t = ________мин.


  1. Переведите полученное время в секунды (с):


t = ________с.


  1. Зная, что расстояние между телеграфными столбами равно 50 м, подсчитайте расстояние, которое вы проехали на автобусе.

Количество столбов: N = _________шт.

Расстояние s = 50*(N – 1)

s = __________ м.


  1. По формуле определите среднюю скорость движения автобуса, в котором вы ехали.


vср = _______м / с.


Вывод:




Роспись




ДЭЗ № 6. Расчет работы, совершаемой при ходьбе.


Цель: рассчитать работу, совершаемую при ходьбе из дома в школу.


Выполнение работы


  1. Подсчитайте количество шагов при ходьбе из дома в школу.

  2. Количество шагов N равно ________.


  1. Исходя из того, что каждому шагу соответствует работа, равная в среднем 20 Дж, подсчитайте работу, совершаемую при ходьбе из дома в школу.

  2. Работа равна А = 20 Дж*N


А = __________Дж.



Вывод:

















Роспись



ДЭЗ № 5.Определение веса собственного тела.


Цель: определить собственный вес собственного тела.

Необходимые материалы и оборудование: напольные весы.


Выполнение работы


  1. Определите массу своего тела с помощью напольных весов.


m = ___________ кг


  1. По формуле для нахождения веса тела, определите свой собственный вес (g принять равной 10 Н / кг):


P = ___________ Н.


Вывод:


















Роспись




ДЭЗ № 2. Изготовление динамометра и определение веса различных тел.


Цель: пользуясь миллиметровой линейкой и резиновым жгутом сконструируйте динамометр, и с его помощью определить вес различных тел.

Необходимые материалы и оборудование: миллиметровая линейка, резиновый жгут, школьный лабораторный динамометр, монета, карандаш, тетрадь.


Выполнение работы


  1. Сконструируйте простейший динамометр, имея миллиметровую линейку и резиновый жгутик.

  2. Проградуируйте его с помощью школьного лабораторного динамометра.

  3. С помощью своего динамометра определите вес различных тел (монета, карандаш, тетрадь).

  4. Запишите в таблицу вес, измеренных вами тел.


Тело

Вес тела, Н

Монета


Карандаш


Тетрадь




Вывод:








Роспись




ДЭЗ № 3. Простые механизмы.


Цель: выяснить, какой выигрыш в силе обеспечивает простой механизм – рычаг, в различных устройствах.

Необходимые материалы и оборудование: миллиметровая линейка, ножницы, гаечный ключ, ключ дверного замка, водопроводного крана.


Выполнение работы


  1. Рассмотрите внимательно ножницы, гаечный ключ, ключ дверного замка, водопроводный кран.

  2. Найдите рычаг во всех этих устройствах.

  3. Измерьте миллиметровой линейкой плечи рычага устройств.


Устройство

Плечо рычага, см

Ножницы


Гаечный ключ


Ключ дверного замка


Водопроводный кран



  1. Выясните, какой выигрыш в силе обеспечивает рычаг во всех устройствах.


Вывод:









Роспись



ДЭЗ № 4. Определение выталкивающей силы.


Цель: определить выталкивающую силу, действующую на картофелину.

Необходимые материалы и оборудование: мерная кружка, вода, картофелина.


Выполнение работы


  1. Возьмите мерную кружку и налейте в неё воду, примерно наполовину (обязательно до определенной отметки).

  2. Запишите количество воды в кружке: V1 = ______мл (л).

  3. Опустите в кружку картофелину.

  4. Запишите вновь количество воды в кружке: V2 = ______ мл (л).

  5. Найдите объем картофелины: Vк = V2V1 ;


Vк = ________ мл (л).


Переведите объем картофелины из мл (л) в м3 (1 л = 0,001 м3 , 1 мл = 0,000001 м3)

  1. Подсчитайте с помощью закона Архимеда выталкивающую силу, действующую на картофелину (принять плотность воды hello_html_644d471.gif= 1000 кг / м3 и постоянную величину g = 10 Н / кг).

Fвыт = _________Н


Вывод:









Роспись



Название документа programma.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МОУ КРИУЛИНСКАЯ СОШ








ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС



hello_html_mb66e68c.gif



Дисциплина: ФИЗИКА


Класс: 5 – 6 класс


Преподаватель: Хузин Р.И.,

учитель физики и информатики














Красноуфимский район

Пояснительная записка.


Элективный курс “Дракоша и занимательная физика”, рассчитанный на 17 часов (по 0,5 часу в неделю), целесообразно изучать в 5-6 классах. При проведении практических занятий по данном курсу рекомендуется изучать его 34 часа (по 1 часу в неделю).

Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в 7 – 9 классах основной школы. Изучая данный курс учащиеся как бы совершают путешествие в пространстве и во времени начиная со времен строителей Египетских пирамид и до сегодняшних дней, помогая Дракоше найти новый двигатель для его космического корабля. В основу курса входят основные законы, понятия и разделы физики, так например, передвигаясь по пустыне учащиеся знакомятся с понятиями механическое движение и основными характеристиками движения, силы; передвигаясь по России учащиеся знакомятся с основным разделом физики – электричество и т.д.

Во время “путешествия” учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями некоторых ученых, что, несомненно, должно способствовать вызыванию интереса к учению физики в основной и средней школе.

Данная программа составлена с учетом цели ОУ, и целям, поставленных на второй ступени обучения.

Цель ОУ: формирование общей культуры личности воспитанников, обучающихся на основе усвоения государственного стандарта (федерального и регионального компонентов), расширение возможностей социализации обучающихся, создание основы для самоопределения в отношении дальнейшего образовательного пути с учётом интересов, склонностей и способностей учащихся.

Цели 2 ступени:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;


создание условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории в соответствии с индивидуальными интересами ребёнка и потребностями региона

формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, сверстниками;

воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в кабинете информатики при работе на персональных компьютерах, а также выполнение простых экспериментальных заданий в домашних условиях. Все домашние экспериментальные задания (далее ДЭЗ) рассчитаны на использование подручных домашних средств, что полезно для школьников при решении задач, встречающихся в повседневной жизни. Для оформления ДЭЗ учащимся предлагается вести дневник, в котором отображается содержание работ, поставлены цели, а также предлагается необходимое оборудование и материалы. Данные задания предлагается выполнять после каждой изученной темы курса.

Данный элективный курс можно интегрировать с информатикой, т.к. учащимся достаточно времени придется работать с обучающей программой на ПК. В связи с этим необходимо иметь основные навыки работы с ОС Windows, клавиатурой, мышью.

Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как

  • приобретение учащимися знаний:

- о месте эксперимента в цикле научного познания, о соотношении теории и эксперимента,

- об истории развития физики,

- о биографии ученых и их научной деятельности;

  • приобретение учащимися предметных умений:

- планировать эксперимент,

- отбирать приборы для выполнения эксперимента,

- выполнять эксперимент,

- применять математические методы к решению теоретических задач;

  • приобретение учащимися общеучебных умений:

готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обуче­ния и средства новых информационных технологий.

  • воспитания учащихся:

- формирование научного мировоззрения,

- нравственное,

- эстетическое;

  • развития речи, мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.
















Содержание программы (17 ч).


  1. Введение (1 ч).

Знакомство учащихся с работой элективного курса. Техника безопасности в кабинете информатики.


  1. Механическое движение (2 ч).

Механическое движение. Характеристики механического движения.


  1. Силы (2 ч).

Силы. Деформация.


  1. Простые механизмы (2 ч).

Простые механизмы. “Золотое правило” механики.


  1. Гидростатика (2 ч).

Закон Архимеда. Плавание тел.


  1. Законы Ньютона (2 ч).

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Невесомость.


  1. Работа. Мощность (2 ч).

Работа. Мощность.


  1. Электричество (2 ч).

Электрический ток. Электризация тел. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Элементы электрической цепи и их обозначение.


  1. Физика атомного ядра (2 ч).

Ядерные реакции и строение материи. Броуновское движение. Радиоактивность.


Организация и проведение аттестации учащихся.


Данному элективному курсу наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

Зачет после изучения каждого раздела предлагается выставлять по итогам контрольного теста, находящегося в обучающей программе “Дракоша и занимательная физика”.

Зачет за выполнение домашнего экспериментального задания целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны соответствующие выводы. Учителю предлагается ставить свою роспись в дневнике для домашних экспериментальных заданий.

По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий, таких как, например, изготовление самодельного динамометра или электроскопа (ДЭЗ № 2 и ДЭЗ № 7 соответственно) возможно практиковать демонстрацию изготовленных приборов на общественных презентациях в ОУ или в виде конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать изготовленные приборы в действии, но и рассказать об оригинальности конструкции. Оценку участникам конкурса могут выставлять сами учащиеся данного класса.

Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу выставлять, например, по следующим критериям (данные критерии не являются обязательными и могут быть установлены учителем по усмотрению): 1) посещение более 85 % занятий; 2) выполнение не менее половины домашних экспериментальных заданий (наличие соответствующих отметок – роспись учителя); 3) активное участие в подготовке и проведении дискуссий, конкурсов.





Календарно – тематический план.




п/п





Название раздела,

тема урока




Кол-во

часов



Составляющие образованности НРК ГОСа

Реализуемая

содержательная

линия образования


Форма

занятия






Д/з

Примечание


Предметно-информационная


Деятельностно-коммуникативная


Ценостно-ориентационная

1

Введение.

1





лекция








2

Механическое движение.

2


Механическое движение.



1

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физ. закон, механическое движение;

смысл физ.величин: путь, скорость, ускорение,

иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации



уметь

описывать и объяснять физ.явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;

использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: расстояния, промежутка времени;

использовать физические знания о мех.явлениях.


использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


И


беседа




Характеристики механического движения.


1


И,


КЗ и ОЖ



Работа на PC


Решение задач, ДЭЗ № 1








3

Силы.

2


Сила.

1

знать/понимать

смысл понятий: взаимодействие; смысл физ.величин: сила,

виды деформаций;

методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации


уметь

использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: силы;

использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.








И,


Х

беседа




Деформация.


1


Работа на PC


ДЭЗ № 2









4

Простые механизмы.

2


Простые механизмы.

1

знать/понимать

смысл физ.величин: кинетическая и потенциальная энергия,

иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности;

методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации



уметь

использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразовании; проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: рационального применения простых механизмов.







И,


КЗ и ОЖ,


СЭ и П

беседа

доклады, сообщения



Золотое правило механики.


1



Работа на PC


ДЭЗ № 3








5

Гидростатика.

2


Закон Архимеда.

1

знать/понимать

смысл закона Архимеда;

иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление социального здоровья;

знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации



уметь

описывать и объяснять плавание тел;

использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования; проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности..

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире.







И,


КЗ и ОЖ,


СЭ и П

беседа

ДЭЗ № 4



Плавание тел.


1



Работа на PC,


творч.

конкурс работ

Доклады, сообщения







6

Законы Ньютона.

2


Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести. Вес тела.

1

знать/понимать

смысл понятий: физ. закон, взаимодействие;

смысл физ.величин масса, плотность, смысл закона всемирного тяготения;

иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации



уметь

описывать и объяснять физ.явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;

использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: расстояния, промежутка времени;

использовать физические знания о мех.явлениях.




И

лекция

сообщения


Сила упругости. Невесомость.

1


Работа на PC

ДЭЗ № 5







7

Работа. Мощность.

2


Работа.

1

знать смысл физ.величин: работа и мощность; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации.

уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.





И

лекция


ДЭЗ № 6

Решение задач


Мощность.

1


Работа на PC




8

Электричество.

2


Электрический ток. Электризация тел. Проводники и диэлектрики.

1

знать/понимать смысл понятий: электрическое поле; смысл физ.величин: эл.заряд, сила эл.тока, эл. напряжение; иметь представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление своего социального здоровья; иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.

уметь описывать и объяснять физ.явления: электризацию тел, взаимодействие эл.зарядов; использовать физ. приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: силы тока. напряжения, сопротивления;

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники.







И,


КЗ и ОЖ,


Х


лекция

ДЭЗ

7



Источники тока. Элементы электрической цепи.

1


Работа на PC

выучить условные обозначения

элементов эл.цепи









9

Физика атомного ядра.

2



Ядерные реакции и строение материи.

1

знать смысл понятий: атом, атомное ядро, ионизирующее излучение; специфику экологической ситуации по месту жительства;

уметь владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства; участвовать в экологических акциях двора, школы; ответственно относиться к природе; владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе.

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: оценки безопасности радиационного фона.


Э,



И

беседа






Броуновское движение.


Радиоактивность.

1


Работа на PC

ДЭЗ № 8


Краткие обозначения реализуемых содержательных линий образованности:


Х - Художественная культура

СЭ и П - Социально-экономическая и правовая культура

КЗ и ОЖ - Культура здоровья и охраны жизнедеятельности

Э - Экологическая культура

И - Информационная культура

Средства обучения.

  1. Персональный компьютер.

  2. Физические приборы и оборудование.

  3. Компьютерная обучающая программа “Дракоша и занимательная физика”.

  4. Графические иллюстрации.

  5. Учебные пособия по физике, хрестоматия по истории физики, энциклопедический словарь юного физика, ресурсы Интернета.

Элективный курс "Дракоша и занимательная физика"
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка



Элективный курс «Дракоша и занимательная физика», рассчитанный на 17 часов (по 0,5 часу в неделю), целесообразно изучать в 5-6 классах. При проведении практических занятий по данном курсу рекомендуется изучать его 34 часа (по 1 часу в неделю).

Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в 7 – 9 классах основной школы. Изучая данный курс учащиеся как бы совершают путешествие в пространстве и во времени начиная со времен строителей Египетских пирамид и до сегодняшних дней, помогая Дракоше найти новый двигатель для его космического корабля. В основу курса входят основные законы, понятия и разделы физики, так например, передвигаясь по пустыне учащиеся знакомятся с понятиями механическое движение и основными характеристиками движения, силы; передвигаясь по России учащиеся знакомятся с основным разделом физики – электричество и т.д.

Во время «путешествия» учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями некоторых ученых, что, несомненно, должно способствовать вызыванию интереса к учению физики в основной и средней школе.

Данная программа составлена с учетом цели ОУ, и целям, поставленных на второй ступени обучения.

Цель ОУ: формирование общей культуры личности воспитанников, обучающихся на основе усвоения государственного стандарта (федерального и регионального компонентов), расширение возможностей социализации обучающихся, создание основы для самоопределения в отношении дальнейшего образовательного пути с учётом интересов, склонностей и способностей учащихся.

Цели 2 ступени:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • создание условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории в соответствии с индивидуальными интересами ребёнка и потребностями региона

  • формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, сверстниками;

  • воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в кабинете информатики при работе на персональных компьютерах, а также выполнение простых экспериментальных заданий в домашних условиях. Все домашние экспериментальные задания (далее ДЭЗ) рассчитаны на использование подручных домашних средств, что полезно для школьников при решении задач, встречающихся в повседневной жизни. Для оформления ДЭЗ учащимся предлагается вести дневник, в котором отображается содержание работ, поставлены цели, а также предлагается необходимое оборудование и материалы. Данные задания предлагается выполнять после каждой изученной темы курса.

Данный элективный курс можно интегрировать с информатикой, т.к. учащимся достаточно времени придется работать с обучающей программой на ПК. В связи с этим необходимо иметь основные навыки работы с ОС Windows, клавиатурой, мышью.

Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как

  • приобретение учащимися знаний:

- о месте эксперимента в цикле научного познания, о соотношении теории и эксперимента,

- об истории развития физики,

- о биографии ученых и их научной деятельности;

  • приобретение учащимися предметных умений:

- планировать эксперимент,

- отбирать приборы для выполнения эксперимента,

- выполнять эксперимент,

- применять математические методы к решению теоретических задач;

  • приобретение учащимися общеучебных умений:

готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий.

  • воспитания учащихся:

- формирование научного мировоззрения,

- нравственное,

- эстетическое;

  • развития речи, мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.


Содержание программы (17 ч).

  • Введение (1 ч).

Знакомство учащихся с работой элективного курса. Техника безопасности в кабинете информатики.

  • Механическое движение (2 ч).

Механическое движение. Характеристики механического движения.

  • Силы (2 ч).

Силы. Деформация.

  • Простые механизмы (2 ч).

Простые механизмы. «Золотое правило» механики.

  • Гидростатика (2 ч).

Закон Архимеда. Плавание тел.

  • Законы Ньютона (2 ч).

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Невесомость.

  • Работа. Мощность (2 ч).

Работа. Мощность.

  • Электричество (2 ч).

Электрический ток. Электризация тел. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Элементы электрической цепи и их обозначение.

  • Физика атомного ядра (2 ч).

Ядерные реакции и строение материи. Броуновское движение. Радиоактивность.

Организация и проведение аттестации учащихся.

Данному элективному курсу наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

Зачет после изучения каждого раздела предлагается выставлять по итогам контрольного теста, находящегося в обучающей программе «Дракоша и занимательная физика».

Зачет за выполнение домашнего экспериментального задания целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны соответствующие выводы. Учителю предлагается ставить свою роспись в дневнике для домашних экспериментальных заданий.

По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий, таких как, например, изготовление самодельного динамометра или электроскопа (ДЭЗ № 2 и ДЭЗ № 7 соответственно) возможно практиковать демонстрацию изготовленных приборов на общественных презентациях в ОУ или в виде конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать изготовленные приборы в действии, но и рассказать об оригинальности конструкции. Оценку участникам конкурса могут выставлять сами учащиеся данного класса.

Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу выставлять, например, по следующим критериям (данные критерии не являются обязательными и могут быть установлены учителем по усмотрению): 1) посещение более 85 % занятий; 2) выполнение не менее половины домашних экспериментальных заданий (наличие соответствующих отметок – роспись учителя); 3) активное участие в подготовке и проведении дискуссий, конкурсов.






п/п

Название раздела,
тема урока

Кол-во
часов

Составляющие образованности НРК ГОСа

Реализуемая
содержательная
линия образования

Форма
занятия

Д/3

Примечание

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценостно-ориентационная

1

Введение.

1

 

 

 

 

лекция

 

 

 

2

Механическое движение.

2

 

Механическое движение.

 

1

знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физ. закон, механическое движение;
смысл физ.величин: путь, скорость, ускорение,
иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации

уметь
описывать и объяснять физ.явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;
использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: расстояния, промежутка времени;
использовать физические знания о мех.явлениях.

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

 

И

 

беседа

 

 

 

Характеристики механического движения.

 

1

 

И,

КЗ и ОЖ

 

Работа на PC

 

Решение задач, ДЭЗ № 1

 

 

3

Силы.

2

 

Сила.

1

знать/понимать
смысл понятий: взаимодействие; смысл физ.величин: сила,
виды деформаций;
методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации

уметь
использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: силы;
использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.

 

 

И,

Х

беседа

 

 

 

Деформация.

 

1

 

Работа на PC

 

ДЭЗ № 2

 

 

 

 

4

Простые механизмы.

2

 

Простые механизмы.

1

знать/понимать
смысл физ.величин: кинетическая и потенциальная энергия,
иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности;
методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации

уметь
использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразовании; проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: рационального применения простых механизмов.

 

 

 

И,

КЗ и ОЖ,

СЭ и П

беседа

доклады, сообщения

 

 

«Золотое правило механики».

 

1

 

Работа на PC

 

ДЭЗ № 3

 

5

Гидростатика.

2

 

Закон Архимеда.

1

знать/понимать
смысл закона Архимеда;
иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление социального здоровья;
знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации

уметь
описывать и объяснять плавание тел;
использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования; проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире.

 

 

 

И,

КЗ и ОЖ,

СЭ и П

беседа

ДЭЗ № 4

 

Плавание тел.

 

1

 

Работа на PC,

творч.
конкурс работ

Доклады, сообщения

 

 

 

6

Законы Ньютона.

2

 

Закон всемирного тяготения.
Сила тяжести. Вес тела.

1

знать/понимать
смысл понятий: физ. закон, взаимодействие;
смысл физ.величин масса, плотность, смысл закона всемирного тяготения;
иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации

 

уметь
описывать и объяснять физ.явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;
использовать физ.приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: расстояния, промежутка времени;
использовать физические знания о мех.явлениях.

 

 

И

лекция

сообщения

 

Сила упругости. Невесомость.

1

 

Работа на PC

ДЭЗ № 5

 

 

7

Работа. Мощность.

2

 

Работа.

1

знать смысл физ.величин: работа и мощность; методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации.

уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования.

 

 

 

И

лекция

 

ДЭЗ № 6
Решение задач

 

Мощность.

1

 

Работа на PC

 

 

8

Электричество.

2

 

Электрический ток. Электризация тел. Проводники и диэлектрики.

1

знать/понимать смысл понятий: электрическое поле; смысл физ.величин: эл.заряд, сила эл.тока, эл. напряжение; иметь представления о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление своего социального здоровья; иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.

уметь описывать и объяснять физ.явления: электризацию тел, взаимодействие эл.зарядов; использовать физ. приборы и измерительные инструменты для измерения физ.величин: силы тока. напряжения, сопротивления;

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники.

 

 

 

И,

КЗ и ОЖ,

Х

 

лекция

ДЭЗ
№ 7

 

 

Источники тока. Элементы электрической цепи.

1

 

Работа на PC

выучить условные обозначения
элементов эл.цепи

 

 

 

 

 

9

Физика атомного ядра.

2

 

 

Ядерные реакции и строение материи.

1

знать смысл понятий: атом, атомное ядро, ионизирующее излучение; специфику экологической ситуации по месту жительства;

уметь владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства; участвовать в экологических акциях двора, школы; ответственно относиться к природе; владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе.

использовать приобретенные знания и умения в практ.деятельности и повседневной жизни для: оценки безопасности радиационного фона.

 

Э,

 

И

беседа

 

 

 

 

Броуновское движение.

Радиоактивность.

1

 

Работа на PC

ДЭЗ № 8

Средства обучения

  • Персональный компьютер.
  • Физические приборы и оборудование.
  • Компьютерная обучающая программа «Дракоша и занимательная физика».
  • Графические иллюстрации.
  • Учебные пособия по физике, хрестоматия по истории физики, энциклопедический словарь юного физика, ресурсы Интернета.
Автор Хузин Руслан Илдарович
Дата добавления 15.02.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1864
Номер материала 17
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы