ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей естественных наук
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ___________ 2013 г.
Руководитель МО
___________ Лишик Л.И.
|
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ___________ 2013 г.
Зам. директора по УВР ________Казакова Л.В.
|
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «____» _______ 2013 г.
Директор МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
_______Непомнящая Т.Е.
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
для учащихся 6 класса
на 2013/2014 учебный год
Образовательная область: «Информатика и ИКТ»
Разработала: Гаврилина Т.А.
учитель информатики и математики II квалификационной категории.
п. Боровской
2013 г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая
программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся 6 класса МКОУ
«Боровская СОШ» разработана на основе опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных
учреждений 2-11 классов» М.Н. Бородин, БИНОМ, 2009г «Программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7
классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босова» в соответствии с Федеральными Государственными
стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.
Нормативно-правовая основа
разработки программы
Рабочая программа создана на основе следующих
документов:
·
Закон
РФ «Об образовании»;
·
Стандарт
среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень)
(приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05
марта 2004 г. № 1089
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;
·
Положение
о рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ»
·
Сборник
«Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классов» М.Н. Бородин,
БИНОМ, 2009г
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению
с авторской программой
Данная рабочая программа полностью
соответствует базовой программе
Образовательная
область и предмет изучения, функции данного курса
Предмет
Информатика и ИКТ входит в образовательную область Информатика и ИКТ
В основу
представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов положены такие
принципы как:
1. Целостность и
непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой
общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках
данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного
обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 классах
2. Научность в
сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в
содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных
особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация
набора понятий .настоящей информатики. для школьников.
3. Практико-ориентированность,
обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших
практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации,
инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств
информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности
информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что
компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип
дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения
информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта
обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки
для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего
обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области
информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных
процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов
деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Цели, задачи программы.
Цели курса информатики в 6 классе:
·
формирование общеучебных
умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
·
пропедевтическое изучение
понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
·
воспитание ответственного
и избирательного отношения к информации; развитие познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
·
включить в
учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных
общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ
объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных;
подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных
связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
·
создать
условия для овладения основными универсальными умениями информационного
характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
·
показать роль
средств информационных и коммуникационных технологий в информационной
деятельности человека;
·
расширить
спектр умений использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
создать условия для овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной
работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения
другим предметам и в жизни;
·
организовать
деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской
деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с
помощью составленных для них алгоритмов;
·
создать
условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать
мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания,
формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира,
изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования,
передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и
постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с
использованием информационных технологий.
Современный период общественного развития характеризуется интенсивным
становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении
фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование.
Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно
не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек
должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть
уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной
деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей,
использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую
информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,
сотрудничать с другими учащимися.
Описание места
учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики и ИКТ в 6 классе в 2013-2014
учебном году из регионального компонента отводится 35 учебных часа, из расчета
1 час в неделю.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Компьютер и информация (11 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное
кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.
Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти
компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы
измерения информации.
Компьютерный
практикум.
Клавиатурный
тренажер.
Практическая
работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая
работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая
работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая
работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая
работа №5 «Маркированные списки».
2.
Человек и информация (13 ч).
Информация и знания. Чувственное познание окружающего
мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются
понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество,
перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие).
Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение
как форма мышления.
Компьютерный
практикум.
Практическая
работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая
работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая
работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая
работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая
работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая
работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3.
Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг
нас.
Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic.
Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов.
Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный
практикум.
Практическая
работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая
работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая
работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая
работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая
работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Итоговые проекты (2ч)
Практическая
работа №17 «Создаем слайд-шоу».
IV. ОЖИДАЕМЫЕ (ПЛАНИРУЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ (КУРСА) ПО ПРОГРАММЕ
В результате изучения курса
учащиеся должны
Знать/понимать:
·
требования
безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
·
требования
к организации компьютерного рабочего места
·
виды
прикладных программ, основные операции с файлами.
·
виды
систем счисления
·
виды
объектов текстовой информации
·
алгоритм
перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
·
связь
между единицами измерения информации
·
достоинства и
недостатки представления информации в виде текста
·
способы
познания человеком мира через органы чувств
·
логические приемы оперирования с понятием
·
отличия текстового редактора и процессора
·
основные этапы подготовки текстового документа,
содержащего графические объекты; правила
ввода текста, приемы работы с текстовым документом
·
возможности графического редактора Paint
·
виды определений, требования к построению
родовидового определения.
·
требования к классификации, признаки классификации
·
виды суждений
·
правила получения умозаключений
·
пошаговое исполнение алгоритма
·
способы описания алгоритмов,
·
понятие блок-схемы, обозначения блоков
·
правила записи
линейного алгоритма; обозначения блоков
·
правила записи
разветвленного алгоритма
·
понятие цикла, его разновидности
Уметь:
·
различать виды информации по способам ее восприятия;
·
приводить примеры обработки информации на компьютере;
·
определять устройства компьютера, моделирующие
основные компоненты информационных функций человека
·
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки,
определять назначение файла по его расширению
·
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять
правописание,
·
сохранять документы
·
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
·
выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре
Word
·
переводить целые числа из десятичной системы счисления в
двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
·
редактировать и форматировать текст, используя формат
абзац и текст; создавать надписи
·
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по
образцу
·
создавать нумерованные списки
·
переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
·
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
·
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки,
строки, столбцы
·
получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение
и размещение в тексте графических объектов
·
создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление
информации
·
применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования любых текстов
·
различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных
признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
·
устанавливать логические отношения
·
делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
·
классифицировать понятия по определенному признаку
·
создавать рисунки, используя возможности встроенного
в текстовый процессор графического
редактора
·
встраивать в текст графические объекты из коллекции.
·
записывать алгоритм известными способами
·
составлять линейные алгоритмы
·
записывать алгоритмы различными способами
·
разрабатывать
алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
·
использовать
при создании графического объекта циклический алгоритм
·
составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их
различными способами
·
создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
·
составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
·
выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и в повседневной жизни:
·
определять, информативно
или нет некоторое сообщение, если известны способность
·
конкретного субъекта к его
восприятию;
·
уметь применять текстовый
процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков
и таблиц.
·
понимать смысл терминов
«понятие», «суждение», «умозаключение»,
·
приводить
примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями
·
различать
необходимые и достаточные условия,
·
уметь
пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
·
уметь
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и
редактирования рисунков.
V. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Виды
контроля:
§
входной
§
текущий
§
тематический
Формы
контроля:
- фронтальный опрос
- самостоятельные
работы
- практическая работа
- проект
- проверочная работа
- тестирование
- контрольные работы
Контроль
предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в
целом.
Критерии оценки фронтальных опросов
учащихся
Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик:
· полно
раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
· изложил
материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
· правильно
выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
· показал
умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
· продемонстрировал
усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал
самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две
неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,.
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом
имеет один из недостатков:
·
допущены один-два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
· допущены
ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих
случаях:
· неполно
или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих
случаях:
· не
раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено
незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
· допущены
ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в
рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя.
Критерии оценки самостоятельной работы
учащихся
Отметка «5» ставится
в следующих случаях:
· самостоятельном выполнении всех
заданий
· выполнение всех заданий полностью
или при наличии 1-2 мелких погрешностей
Отметка
«4» ставится в следующих случаях:
· ставится при наличии 1-2 недочетов
или одной ошибки,
· при выполнении работы учащийся не
более двух раз обращался за помощью к учителю.
Отметка
«3» ставится в следующих случаях:
· при выполнении 2/3 от объема
предложенных заданий;
· учащийся выполнял задания с
помощью учителя.
Отметка
«2» ставится в следующих случаях:
· выполнено менее 2/3 от объема
предложенных заданий;
· учащийся не преступил к выполнению
заданий
Критерии оценки
выполнения практической работы учащимися
Отметка «5» ставится
в следующих случаях:
·
работа
выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий:
·
проводит
работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
·
соблюдает
правила техники безопасности;
·
в
ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления;
·
правильно
выполняет анализ ошибок.
Отметка «4» ставится
в следующих случаях:
·
работа
выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов,
исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»
ставится если:
·
работа
выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна
грубая ошибка.
Отметка «2» ставится
если:
·
допущены
две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить
даже по требованию учителя.
Критерии оценок
для проекта:
Проект оценивается
отметкой «5», если в нем соблюдены следующие требования:
·
эстетичность
оформления;
·
содержание,
соответствующее теме работы;
·
полная
и достоверная информация по теме;
·
отражение
всех знаний и умений учащихся в данной программе.
Проект оценивается отметкой «4»,.
если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет
один из недостатков:
·
проект
оформлен не эстетично;
·
содержание,
имеет небольшое несоответствие теме работы;
·
отображена
неполная информация по теме.
Проект оценивается
отметкой «3», если в нем имеются следующие недостатки
·
проект
оформлен не эстетично;
·
содержание,
соответствующее теме работы;
·
отображена
неполная информация по теме;
·
отображена
недостоверная информация по теме;
Проект оценивается
отметкой «2», если учащийся не приступил к выполнению проекта
Критерии оценки при выполнении проверочной
работы:
· «5» ставится при выполнении всех
заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
· «4» ставится при наличии 1-2
недочетов или одной ошибки:
· «3» ставится при выполнении 2/3 от
объема предложенных заданий;
· «2» ставится, если допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Критерии оценки
выполнения тестирования учащихся:
·
«5»
- получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 95 %;
·
«4»
- ставится в том случае, если верные ответы составляют 75-95 % от общего
количества;
·
«3»
- соответствует работа, содержащая 50 – 75 % правильных ответов.
При выполнении контрольной работы:
Содержание и объем материала,
подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При
проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной
системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
· «5» ставится при выполнении всех
заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
· «4» ставится при наличии 1-2
недочетов или одной ошибки:
· «3» ставится при выполнении 2/3 от
объема предложенных заданий;
· «2» ставится, если допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс
УМК обучающихся
·
Л.Л.
Босова «Информатика учебник для 6 класса» -БИНОМ, 2011г
УМК учителя
·
Л.Л.
Босова «Информатика учебник для 6 класса» -БИНОМ, 2011г
·
Л.Л.
Босова «Информатика рабочая тетрадь для 6 класса» -БИНОМ, 2011г
·
Л.Л.
Босова «Информатика и ИКТ методическое пособие для 5-7 классов» - БИНОМ, 2008г
·
Н.Л.
Югова «Поурочные разработки по информатике 6 класс» - ВАКО, 2012г
·
Л.Л.
Босова «Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для
5-7 классов» - БИНОМ, 2008г
·
Л.Л. Босова Набор цифровых образовательных
ресурсов «Информатика 5-7». —БИНОМ, 2007г
·
Л.А. Залагова «Информатика –задачник
практикум в 2-х частях» -БИНОМ 2006г
·
С.В. Сидорова «Информатика 5-7 материалы к
урокам» -Учитель, 2008г
Технические средства обучения (средства
ИКТ)
·
компьютер
·
проектор
Цифровые
образовательные ресурсы
·
иллюстрации
в электронном виде по темам
·
презентации
к урокам
·
видеоуроки
Программное обеспечение:
·
Paint
·
MO Word
·
MO Power Pоint
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.