Главная / Информатика / ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для гуманитарного и лингвистического профилей 10-11 классы общеобразовательных учреждений

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для гуманитарного и лингвистического профилей 10-11 классы общеобразовательных учреждений

Название документа ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

для гуманитарного и лингвистического профилей
10-11 классы общеобразовательных учреждений


Учебное пособие:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика Х, Информатика ХI





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Информатика-ХХI» - курс информатики для старших классов (10, 10-11 кл.), изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе. Владение базовым курсом достаточно в объеме Обязательного минимума по информатике, рекомендуемого Министерством образования РФ.

«Информатика-ХХI» может изучаться по разным вариантам учебного плана:
34 часа (сокращенный вариант) — 1 учебный год по 1 уроку в неделю;
68 часов (полный вариант) — 1 учебный год по 2 урока в неделю или 2 учебных года по 1 уроку в неделю.

«Информатика-ХХI» - курс, ориентированный на старшие классы общеобразовательных средних школ, специализирующихся по дисциплинам образовательных областей Обществознание (история, обществознание, география, экономика) и Филология (русский и иностранные языки, литература). Кроме того, он может изучаться и в неспециализированных (общеобразовательных) классах.

Курс «Информатика-ХХI» состоит из двух разделов: теоретического раздела и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно.

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления общеобразовательного научного содержания. Курс продолжает, начатое базовым курсом информатики, ознакомление учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область математика, информатика». Это, прежде всего, линии:
Информация и информационные процессы (информационная культура человека, информационное общество, информационные основы процессов управления);
Моделирование и формализация (Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Информационные технологии (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

«Информатика-XXI» не является узкоспециализированным курсом, привязанным к конкретному виду профессиональной деятельности, а носит общеобразовательный характер.

Учебный курс «Информатика-XXI» ориентирован на использование персональных компьютеров класса IBM PC с программным обеспечением (ПО) Microsoft Windows - Microsoft Office. В школах, не обладающих такой техникой и программным обеспечением, данный курс (по крайней мере, в практической своей части) не применим.

В процессе выполнения лабораторного практикума ученикам предстоит поработать с операционной системой Windows, текстовым процессором Word, пакетом для подготовки презентаций PowerPoint, реляционной СУБД Access, табличным процессором Excel, сетевыми клиент-программами (почтовой программой и браузером Интернет). В результате первоначальные навыки, заложенные базовым курсом, должны перейти на более высокий уровень, близкий к профессиональному.

Содержание профильных курсов не является столь жестко регламентированным требованиями образовательного стандарта, как это имеет место для базового курса информатики. Учитель, преподающий профильный курс, имеет большее число «степеней свободы» в выборе тематики и методики. Поэтому в каждом конкретном случае предлагаемый в учебнике порядок и объем материала может быть изменен. Например, по каким-либо причинам учитель решит не рассматривать тему «Информационные модели планирования и управления» (Глава 5). Оказавшееся свободным учебное время может быть занято дополнительными уроками, выделенными на другие темы курса. Дополнительные задания для лабораторных работ по этим темам можно извлечь из учебного пособия «Задачник-практикум по информатике. Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. Изд-во Лаборатория базовых знании, М., 2000»

Содержание сокращенного варианта курса «Информатика-XXI» (34 часа) включает в себя все три темы инвариантной составляющей и тему «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Здесь также возможны изменения, но за счет вариативной компоненты. Например, из-за отсутствия практической возможности работы в Интернет, учитель может заменить этот раздел темой «Информационные системы и базы данных», несколько сократив ее объем в пределах резерва учебного времени. Для школ, не имеющих выхода в Интернет, следует обратить внимание на использование Интранет-технологий. Имеющийся педагогический опыт в некоторых учебных заведениях в этом направлении, дает отличные результаты.

В заключении следует отметить, что курс «Информатика-XXI» ориентирован на все основные педагогические цели, которые ставятся перед школьным курсом информатики в нормативных документах Минобразования:

  1. способствует формированию научного мировоззрения, основанного на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе;

  2. развивает представления учащихся об информационных объектах и их преобразовании с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;

  3. способствует формированию совокупности общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



10 класс



N
п/п

Название темы

Раздел учебника

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение. Структура информатики

Предисловие, §1.1

1

-

2.

Работа в среде MS Windows: работа с окнами, папками, файлами, объектами

-

-

1

3.

Теоретическая информатика

§1.2

1

-

4.

Работа с MS Word. Ввод, редактирование и форматирование текстов

-

-

1

5.

Средства информатизации и информационные технологии

§1.3, §1.4

1

-

6.

Работа с MS Word. Шрифты, оформление текста

-

-

1

7.

Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России

§1.5, §1.6

1

-

8.

Работа с MS Word. Вставка объектов. Работа с таблицами

-

-

1

9.

Итоговая работа с текстовым процессором MS Word

-

-

1

10.

История и развитие компьютерных телекоммуникаций. Технические и программные ресурсы Интернет

§2.1, §2.2

1

-

11.

Оформление конспекта по теме «Компьютерные телекоммуникации» средствами MS Word

-

-

1

12.

Как работает Сеть. Информационные услуги Интернет

§2.3, §2.4

1

-

13.

Работа с электронной почтой и телеконференциями

-

-

1

14.

Основные понятия World Wide Web. Работа с браузером WWW

§2.5, §2.6

1

-

15.

Работа с броузером, просмотр Web-страниц

-

-

1

16.

Поисковая служба Интернет. Поиск информации в WWW

§2.7,§2.8

1

-

17.

Сохранение загруженных Web-страниц

-

-

1

18.

Работа с поисковыми системами

-

-

1

19.

Создание Web-сайтов

§2.9

1

-

20.

Сохранение загруженных Web-страниц

-

-

1

21.

Итоговое творческое задание на работу с Интернет

-

-

1

22.

Компьютерное информационное моделирование. Основные понятия системологии

§3.1,§3.2

1

-

23.

Знакомство с пакетом презентаций PowerPoint

-

-

1

24.

Оформление презентации на тему «Модели и системы»

-

-

1

25.

О типах связи и системах управления

§3.3

1

-

26.

Инструментальные средства для рисования в MS Word

-

-

1

27.

Графы и сети. Иерархические структуры и деревья

§3.4, §3.5

1

-

28.

Построение моделей систем на графах

-

-

1

29.

Описание иерархических систем

-

-

1

30.

Табличная организация данных

§3.6

1

-

31.

Построение табличных информационных моделей средствами MS Word

-

-

1

32.

Социальная информатика. Понятие информационного общества. (Выдать тему для реферата)

§6.1, §6.2, §6.3

1

-

33.

Вопросы информационной безопасности и правые акты в информационной сфере

§6.4 §6.5

1

-

34.

Защита рефератов по вопросам социальной информатики

-

-

1




11 класс



N
п/п

Название темы

Раздел учебника

Количество часов

Теория

Практика

1.

Информационные системы. Локальные компьютерные сети

§5.1, §5.2

2

1

2.

Основные понятия баз данных. СУБД

§5.3, §5.4

1

1

3.

Проектирование информационной системы

§5.5

1

-

4.

Создание структуры БД и ее заполнение

§5.6, §5.7

-

2

5.

Использование базы данных. Запросы.

§5.8 - §5.13

3

4

6.

Отчет как итоговый документ работы информационной системы

§5.14, §5.15

1

1

7.

Геоинформационные системы

§5.16

1

1

8.

Задачи планирования и управления. Табличный процессор как инструмент для их решения

§6.1 - §6.3

2

1

9.

Деловая графика и ее реализация в табличном процессоре

§6.4, §6.5

1

1

10.

Представление зависимостей между величинами. Регрессионные модели и прогнозирование

§6.6 - §6.11

3

2

11.

Корреляционные зависимости

§6.12

1

1

12.

Оптимальное планирование

§6.13, §6.14

2

1



ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для гуманитарного и лингвистического профилей 10-11 классы общеобразовательных учреждений
  • Информатика
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Информатика-ХХI» - курс информатики для старших классов (10, 10-11 кл.), изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе. Владение базовым курсом достаточно в объеме Обязательного минимума по информатике, рекомендуемого Министерством образования РФ.

«Информатика-ХХI» может изучаться по разным вариантам учебного плана:
34 часа (сокращенный вариант) — 1 учебный год по 1 уроку в неделю;
68 часов (полный вариант) — 1 учебный год по 2 урока в неделю или 2 учебных года по 1 уроку в неделю.

«Информатика-ХХI» - курс, ориентированный на старшие классы общеобразовательных средних школ, специализирующихся по дисциплинам образовательных областей Обществознание (история, обществознание, география, экономика) и Филология (русский и иностранные языки, литература). Кроме того, он может изучаться и в неспециализированных (общеобразовательных) классах.

Курс «Информатика-ХХI» состоит из двух разделов: теоретического раздела и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно.

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления общеобразовательного научного содержания. Курс продолжает, начатое базовым курсом информатики, ознакомление учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область математика, информатика». Это, прежде всего, линии:
Информация и информационные процессы (информационная культура человека, информационное общество, информационные основы процессов управления);
Моделирование и формализация (Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Информационные технологии (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

«Информатика-XXI» не является узкоспециализированным курсом, привязанным к конкретному виду профессиональной деятельности, а носит общеобразовательный характер.

Учебный курс «Информатика-XXI» ориентирован на использование персональных компьютеров класса IBM PC с программным обеспечением (ПО) Microsoft Windows - Microsoft Office. В школах, не обладающих такой техникой и программным обеспечением, данный курс (по крайней мере, в практической своей части) не применим.

В процессе выполнения лабораторного практикума ученикам предстоит поработать с операционной системой Windows, текстовым процессором Word, пакетом для подготовки презентаций PowerPoint, реляционной СУБД Access, табличным процессором Excel, сетевыми клиент-программами (почтовой программой и браузером Интернет). В результате первоначальные навыки, заложенные базовым курсом, должны перейти на более высокий уровень, близкий к профессиональному.

Содержание профильных курсов не является столь жестко регламентированным требованиями образовательного стандарта, как это имеет место для базового курса информатики. Учитель, преподающий профильный курс, имеет большее число «степеней свободы» в выборе тематики и методики. Поэтому в каждом конкретном случае предлагаемый в учебнике порядок и объем материала может быть изменен. Например, по каким-либо причинам учитель решит не рассматривать тему «Информационные модели планирования и управления» (Глава 5). Оказавшееся свободным учебное время может быть занято дополнительными уроками, выделенными на другие темы курса. Дополнительные задания для лабораторных работ по этим темам можно извлечь из учебного пособия «Задачник-практикум по информатике. Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. Изд-во Лаборатория базовых знании, М., 2000»

Содержание сокращенного варианта курса «Информатика-XXI» (34 часа) включает в себя все три темы инвариантной составляющей и тему «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Здесь также возможны изменения, но за счет вариативной компоненты. Например, из-за отсутствия практической возможности работы в Интернет, учитель может заменить этот раздел темой «Информационные системы и базы данных», несколько сократив ее объем в пределах резерва учебного времени. Для школ, не имеющих выхода в Интернет, следует обратить внимание на использование Интранет-технологий. Имеющийся педагогический опыт в некоторых учебных заведениях в этом направлении, дает отличные результаты.

В заключении следует отметить, что курс «Информатика-XXI» ориентирован на все основные педагогические цели, которые ставятся перед школьным курсом информатики в нормативных документах Минобразования:

  1. способствует формированию научного мировоззрения, основанного на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе;
  2. развивает представления учащихся об информационных объектах и их преобразовании с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;
  3. способствует формированию совокупности общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс


N
п/п
Название темы Раздел учебника Количество часов
Теория Практика
1. Введение. Структура информатики Предисловие, §1.1 1 -
2. Работа в среде MS Windows: работа с окнами, папками, файлами, объектами - - 1
3. Теоретическая информатика §1.2 1 -
4. Работа с MS Word. Ввод, редактирование и форматирование текстов - - 1
5. Средства информатизации и информационные технологии §1.3, §1.4 1 -
6. Работа с MS Word. Шрифты, оформление текста - - 1
7. Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России §1.5, §1.6 1 -
8. Работа с MS Word. Вставка объектов. Работа с таблицами - - 1
9. Итоговая работа с текстовым процессором MS Word - - 1
10. История и развитие компьютерных телекоммуникаций. Технические и программные ресурсы Интернет §2.1, §2.2 1 -
11. Оформление конспекта по теме «Компьютерные телекоммуникации» средствами MS Word - - 1
12. Как работает Сеть. Информационные услуги Интернет §2.3, §2.4 1 -
13. Работа с электронной почтой и телеконференциями - - 1
14. Основные понятия World Wide Web. Работа с браузером WWW §2.5, §2.6 1 -
15. Работа с броузером, просмотр Web-страниц - - 1
16. Поисковая служба Интернет. Поиск информации в WWW §2.7,§2.8 1 -
17. Сохранение загруженных Web-страниц - - 1
18. Работа с поисковыми системами - - 1
19. Создание Web-сайтов §2.9 1 -
20. Сохранение загруженных Web-страниц - - 1
21. Итоговое творческое задание на работу с Интернет - - 1
22. Компьютерное информационное моделирование. Основные понятия системологии §3.1,§3.2 1 -
23. Знакомство с пакетом презентаций PowerPoint - - 1
24. Оформление презентации на тему «Модели и системы» - - 1
25. О типах связи и системах управления §3.3 1 -
26. Инструментальные средства для рисования в MS Word - - 1
27. Графы и сети. Иерархические структуры и деревья §3.4, §3.5 1 -
28. Построение моделей систем на графах - - 1
29. Описание иерархических систем - - 1
30. Табличная организация данных §3.6 1 -
31. Построение табличных информационных моделей средствами MS Word - - 1
32. Социальная информатика. Понятие информационного общества. (Выдать тему для реферата) §6.1, §6.2, §6.3 1 -
33. Вопросы информационной безопасности и правые акты в информационной сфере §6.4 §6.5 1 -
34. Защита рефератов по вопросам социальной информатики - - 1

11 класс


N
п/п
Название темы Раздел учебника Количество часов
Теория Практика
1. Информационные системы. Локальные компьютерные сети §5.1, §5.2 2 1
2. Основные понятия баз данных. СУБД §5.3, §5.4 1 1
3. Проектирование информационной системы §5.5 1 -
4. Создание структуры БД и ее заполнение §5.6, §5.7 - 2
5. Использование базы данных. Запросы. §5.8 - §5.13 3 4
6. Отчет как итоговый документ работы информационной системы §5.14, §5.15 1 1
7. Геоинформационные системы §5.16 1 1
8. Задачи планирования и управления. Табличный процессор как инструмент для их решения §6.1 - §6.3 2 1
9. Деловая графика и ее реализация в табличном процессоре §6.4, §6.5 1 1
10. Представление зависимостей между величинами. Регрессионные модели и прогнозирование §6.6 - §6.11 3 2
11. Корреляционные зависимости §6.12 1 1
12. Оптимальное планирование §6.13, §6.14 2 1
Автор Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика Х, Информатика ХI
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3642
Номер материала 11
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы