Главная / Информатика / Программа учебной дисциплины ОДП.02. Информатика и ИКТ для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Программа учебной дисциплины ОДП.02. Информатика и ИКТ для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Название документа Информатика и ИКТ программа 080114 Экономисты.doc


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МО

«КРАСНОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»




hello_html_57e94e0f.gif








ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОДП.02. иНФОРМАТИКА И

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ


«социально-экономический профиль общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы»




для специальности:

080114 Экономика и бухгалтерский учет











Красногорск

2012 г.

ОДОБРЕНА

на заседании отделения специальности 230115 Программирование в компьютерных системах протокол № 15 от 30.08.2012г.

Заведующая отделением

________к.п.н. Е.С. Трегубова


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора
по учебной работе

______к.т.н. Е.В.Романова

Заведующая отделением

__________ к.п.н. Н.А. Гусева

Заведующий отделением

__________ Г.К. Прибыткова

Рассмотрена на заседании методического совета колледжа, протокол №_____ от «____» ____ 2012г.

____________ к.э.н. Т.П.Дубровская



Переутверждение программы:

Программа рассмотрена на заседании методического совета, протокол №____ от «__»_______ 20_____г. и переутверждена на 20___/20___ уч.год.

Зам.директора по учебной работе______________

Программа рассмотрена на заседании методического совета, протокол №____ от «__»_______ 20_____г. и переутверждена на 20___/20___ уч.год.

Зам.директора по учебной работе______________

Программа рассмотрена на заседании методического совета, протокол №____ от «__»_______ 20_____г. и переутверждена на 20___/20___ уч.год.

Зам.директора по учебной работе______________

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Информатика и ИКТ» разработана на основе Государственного стандарта общего полного среднего образования, утвержденного Министерством образования РФ от 5.03.2004 года №1089, и примерной программы по информатике для использования в учреждениях СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области – Красногорский государственный колледж

Разработчик: Трегубова Елена Сергеевна – преподаватель специальных дисциплин, кандидат педагогических наук


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


16

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


17



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии примерной программой по «Информатике и ИКТ», утвержденной Федеральным институтом развития образования по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» принадлежит к общеобразовательному циклу, профильный уровень.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


В результате освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • перечислять основные характерные черты информационного общества;

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;

  • применять электронные таблицы для решения задач;

  • создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;

  • работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;

  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.


В результате освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен знать:

  • функции языка как способа представления информации;

  • способы хранения и основные виды хранилищ информации;

  • основные единицы измерения количества информации;

  • правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

  • основные логические операции, их свойства и обозначения;

  • общую функциональную схему компьютера;

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • назначение и основные функции операционной системы;

  • назначение и возможности электронных таблиц;

  • назначение и основные возможности баз данных;

  • основные объекты баз данных и допустимые операции над ними;

  • этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;

самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

143

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:


лабораторные работы

8

практические занятия

20

контрольные работы

8

лекционные занятия

59

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:


работа с литературными и электронными источниками

10

проектная деятельность

12

написание реферата

6

подготовка докладов

6

подготовка к участию в студенческих конференциях

6

оформление мультимедийных презентаций

8

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы (1 семестр)

Итоговая аттестация в форме контрольной работы (2 семестр)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информация и информационные процессы.




Тема 1.1.

Информация.

Информационная деятельность человека.

Содержание учебного материала

6


1.

Введение в дисциплину, предмет и содержание курса. Основные понятия и определения. Этапы информационного развития общества. Информационные ресурсы общества.

2

1

2.

Понятие информации. Информация и ее свойства. Информация и управление. Информация и моделирование. Единицы измерения информации. Файловая система хранения, поиска и обработки информации.

2

1

3.

Виды экономической информации. Первичная информация в информационных системах.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

6


1.

Подготовка доклада «Данные – основа бухгалтерских расчетов».

Подготовить материал для выполнения проекта

«Плакат-схема – Типы данных» [1, стр.30]

«Способы организации данных. Массив»

«Способы организации данных. Запись. Бухгалтерская ведомость по заработной плате»

«Способы организации данных. Файл»

3

2

2.

Подготовка реферата «Экономика – вчера, сегодня, завтра».

«Роль информации в развитии экономики»

1

2

3.

Ответы на вопросы учебника [13 стр.21 №1-5, стр.27 №1-5]

2

2

Контрольные работы

1


1.

Входной контроль – тестирование на владение материалом

1


Тема 1.2.

Системы счисления

Содержание учебного материала

4


1.

Понятие системы счисления. История развития систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2

1

2.

Кодирование информации

2

1

Практические занятия

4


1.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую x10- x2- x8- x16

2

2

2.

Кодирование информации

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Ответы на вопросы учебника [13 стр.54, стр.61, стр.63]

2

2

2.

Подготовка реферата «Системы счисления Древнего Мира»

Выполнить проект «Почему именно двоичная система счисления нашла широкое применение в компьютерной технике».

«Двоичное кодирование и компьютер»

2

2

Тема 1.3.

Основы алгоритмизации

Содержание учебного материала

4


1.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов. Виды алгоритмических конструкций. Системы и технологии программирования.

2

1

2.

Введение в язык программирования. Синтаксис программы. Семантика программы.

2

1

Практические занятия

2


1.

Алгоритм и формы его записи. Блок-схемы.

1

2

2.

Машина Тьюринга.

1

2

Контрольные работы

1


1.

Итоговая КР по разделу.

1


Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Ответа на контрольные вопросы учебника [13 стр.102, 110]

Выполнить проект: Построить структурную схему алгоритма поиска среднего роста студентов в группе, а также максимального и минимального значений роста.

2

2


2.

Подготовка доклада «Известные алгоритмы в истории математики»

«Робот-манипулятор – исполнительный алгоритм?»

«Автомат продажи газет – исполнительный алгоритм?»

2

2

Раздел 2.

Средства информатизации и коммуникационных технологий




Тема 2.1.

История компьютера

Содержание учебного материала

4


1.

История развития вычислительной техники.

2

1

2.

Поколения электронно-вычислительных машин.

2

1

Самостоятельная работа студентов

4


1.

Подготовка реферата «Эволюция развития ЭВТ»

«Машина Бэббиджа»

«Первый компьютер Eniac»

«Портреты великих информатиков»

2

2

2.

Подготовка мультимедийной презентации «Портреты великих программистов»

«Ада Лавлейс – первая женщина программист»

«Билл Гейтс – миллионер из трущеб»

«Цифровые устройства – граф-планшет с пером и мышью»

«Флеш-память»

«Web-камера»

«Лазерный принтер»

2

2

Тема 2.2.

Состав персонального компьютера

Содержание учебного материала

4


1.

Архитектура персонального компьютера. Основные функции ПК. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

2

1

2.

Память персонального компьютера. Виды памяти. Программное обеспечение ПК. Защита информации.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Подготовка доклада на тему «Профилактика вирусов ПК»

Ответы на вопросы учебника [13, стр.147]

Выполнить проект: «Для Сайта колледжа подготовить материал цифровые технологии и компьютер и профессия». Описать состав и оценить стоимость ПК АРМ для выбранной профессии:

- юрист

- экономист

- программист

- оптик

- менеджер

- главный бухгалтер

2

2

2.

Подготовка презентации на тему «Архитектура ПК»

«Магистрально-модульный принцип построения компьютера»

«Программное управление»

2

2

Тема 2.3.

Элементная база ПК

Содержание учебного материала

6


1.

Логические функции и схемы ПК.

2

1

2.

Логические выражения и таблицы истинности.

4

1

Практические занятия

2


1.

Логические элементы И, ИЛИ, НЕ.

1

2

2.

Логические элементы И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Подготовка к студенческой конференции с докладом на тему «Вычислительная техника: вчера, сегодня, завтра»

Подготовить проект «В гостиницах, аэропортах есть двери, которые открываются сами при приближении человека. Опишите логическую схему, которую можно использовать для реализации логической функции «человека нет- дверь закрыта, человек есть – дверь открыта»»

2

3


2.

Ответы на контрольные вопросы учебника [13 стр.156, 162]

2

2

Раздел 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов




Тема 3.1.

Текстовые редакторы

Содержание учебного материала

11


1.

Технологии обработки текстовой информации

2

1

2.

Текстовый процессор Microsoft Word

4

1

3.

Использование шаблонов документов и других средств, повышающих эффективность работы с текстом

4

1

4.

Программы верстки оригинал-макетов

1

1

Лабораторные работы

2


1.

Работа с текстовым процессором MS Word

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Выполнить проекты:

«Генеалогическое дерево»

«Газетная статья»

«Реферат»

«Особенности работы с документами большого объема»

«Статья для конференции»

«Шаблоны и их использование для создания документов»

Выполнить коллективный курсовой проект: «Электронная тетрадь по информатике»

2

3

2.

Ответы на контрольные вопросы учебника [13, стр.192]

2

3

Тема 3.2.

Графика и звук

Содержание учебного материала

2


1.

Технологии обработки графической информации. Графика в профессии.

1

1

2.

Видеомонтаж. Автоматизированное проектирование. Звук. Синтезаторы звука на персональном компьютере.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Проект «Растровая графика: BMP, TIFF, GIF, PNG»

Проект «Векторная графика: Adobe Illustrator, Corel Draw, EPS, PDF, PSD»

2

3

2.

Проект «Мультимедийная энциклопедия»

2

3

Тема 3.3.

Электронная презентация

Содержание учебного материала

2


1.

Система компьютерной презентации MS Power Point

2

1

Контрольные работы

2


1.

Состав персонального компьютера. Функции устройств ПК. Технологии преобразования информации.

2


Самостоятельная работа обучающихся

2


1.

Подготовка презентации

«Ручные сканеры», «Протяжные сканеры», «Планшетные сканеры», «Барабанные сканеры»

«Файловая система ОС. Файлы и их характеристика»

«Диспетчер задач в ОС»

«Особенности операционной системы Windows»

2

2

Раздел 4.

Технологии работы с информационными структурами




Тема 4.1.

Электронные таблицы

Содержание учебного материала

5


1.

Персональный компьютер как вычислитель. Моделирование электронной таблицы.

2

1

2.

Объекты рабочей книги. Ввод данных в таблицы.

3

1

Лабораторные работы

2


1.

Работа в программе MS Excel. Использование формул для ввода данных в таблицы.

2

2

Практические занятия

8


1.

Работа в программа MS Excel:

Относительные и абсолютные ссылки.

Функции в электронных таблицах.

Ранжирование данных. Логические функции.

Финансовые функции.

Решение задач [1, стр.196-198]:

Задача 1.Предположим, заемщику известны условия, на которых он может получить кредит. Необходимо оценить величину периодических платежей, которые ему придется выплачивать банку в погашение этого кредита.

Задача 2. Заемщику известны условия, на которых он может получить кредит. Необходимо оценить максимально возможную сумму кредита, если ограничена величина периодических платежей, которые ему придется выплачивать банку в погашение этого кредита.

Задача 3. Заемщику известны условия, на которых он может получить кредит. Необходимо оценить срок, на который можно взять кредит, если известна сумма и величина периодических платежей.

8

2

Тема 4.2.

Базы данных

Содержание учебного материала

3


1.

База данных как модель информационной структуры. Компьютерная база данных – система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации

2

1

2.

Модель расчета оплаты труда в табличной базе данных

1

1

Лабораторные работы

4


1.

Создание базы данных в программе MS Access

2

2

2.

Создание связей между таблицами

2

2

Практические занятия

2


1.

Создание экранных форм и отчетов в программе MS Access

2

2

Контрольные работы

2


1.

Электронные таблицы и базы данных

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Подготовка к студенческой конференции «1С: Предприятие – комплексная автоматизация всех видов учета»

Ответы на контрольные вопросы учебника [13, стр. 267, 280]

Выполнить проект: «Мой интернет-магазин». Построить модель таблицы. Определить ассортимент товара, заполнить таблицу. Сформировать отчеты «прайс-лист», «Товарная ведомость», «зарплата».

Подготовить презентации:

«Состав и классификация информационных систем»

«Классификация ИС по характеру использования информации»

«Классификация ИС по сфере применения»

«Справочно-правовые системы»

«Консультант-Плюс»

«Гарант»

«Кодекс»

«ЮСИС»

«Референт»

«Юридический мир»

«Юрисконсульт»

«1С:Кодекс», «1С:Гарант»



Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии




Тема 5.1.

Компьютерные сети

Содержание учебного материала

4


1.

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации. Компьютерные сети в финансово-экономической деятельности.

2

1

2.

Виды компьютерных сетей. Принцип работы программы «1С: Предприятие» в локальной сети.

2

1

Практические занятия

2


1.

Создание макета локальной компьютерной сети

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1.

Подготовка презентации «Виды компьютерных сетей»

«Топология шина», «Топология кольцо», «Звездообразная топология», «Гибридная топология»

2

2

2.

Составление сводной таблица на тему «Архитектуры компьютерных сетей», «История Интернет»

Ответы на контрольные вопросы учебника [13 стр. 292, 306]

Выполнить проекты [13, стр.297,323, 330, 334]

2

2

Тема 5.2.

Интернет

Содержание учебного материала

4


1.

Интернет страница и редакторы для ее создания . Личные сетевые сервисы в Интернет

2

1

3.

Пример работы в телеконференциях на основе Skype. Сетевая этика и культура

2

1

Контрольные работы

2


1.

Телекоммуникационные технологии

2



Самостоятельная работа обучающихся

4



1.

Проект «Web сайт на HTML «Великие экономисты»»

«Старинные профессии», «Моя профессия - бухгалтер», «Моя профессия - экономист», «Моя профессия - кассир», «Моя профессия – операционист банка»

2

3


2.

Ответы на вопросы учебника [13 стр.316, 334]

2

2



Итого:

143 час., из них 48 сам.работа.




3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ», лаборатории «Информационно-коммуникационных систем».

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям, информационные стенды, материал для внеаудиторной работы по дисциплине.

Технические средства обучения: персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, микрофон, web-камера.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Агальцов В.П. Информатика для экономистов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448с.

  2. Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 272с.

  3. Згадай О.Э. Информатика для юристов. – М.: Мастерство, 2001. – 256с.

  4. Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов. – М.: Бином, 2010. – 286с.

  5. Ларина Э.С. Информатика: проектная деятельность. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155с.

  6. Малясова С.В. Информатика и ИКТ. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 304с.

  7. Михеева Е.В. Практикум по информатике. М.: ИЦ Академия, 2009. – 192с.

  8. Могилев А.В. Практикум по информатике. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 608с.

  9. Тозик В.Т. Компьютерная графика и дизайн. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 208с.

  10. Торшина И.П. Компьютерное моделирование оптико-электронных систем первичной обработки информации. – М.: Логос, 2009. – 248с.

  11. Фалина И.Н. Алгоритмизация и программирование. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. 276с.

  12. Федосеев В.И. Оптико-электронные приборы и ориентации и навигации космических аппаратов. – М.: Логос, 2007. - 248с.

  13. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 352с.




Дополнительные источники:

  1. Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. – М.:Солон-Пресс, 2006. – 128с.

  2. Колдаев В.Д. Сборник задач и упражнений по информатике. – М.:ИД Форум-Инфра-М, 2007. – 256с.

  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 1. Информационная картина мира. – СПб.: Питер, 2009. – 300с.

  4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009. – 430с.

  5. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009. – 206с.

  6. Молодцов В.А. Персональный компьютер: от байта до сайта. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 325с.

  7. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.:Дрофа, 2007. – 191с.

  8. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т. Том1. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 309с.

  9. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т.Том2. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 294с.

  10. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». – М.: Бином, 2008. – 180с.

  11. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ – компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: Бином, 2008. 188с.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;

  • применять электронные таблицы для решения задач;

  • создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;

  • работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;

  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.


Текущий контроль в форме:

- лабораторных работ;

- практических занятий;

- рефератов;

- докладов;

- контрольных работ по темам;

- самостоятельных работ;

- защита проектов;

- подготовка презентаций;

- подготовка к участию в студенческих конференциях.

 

Промежуточный контроль в форме контрольной работы

Итоговый контроль в форме контрольной работы




Программа учебной дисциплины ОДП.02. Информатика и ИКТ для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет
  • Информатика
Описание:


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии примерной программой по «Информатике и ИКТ», утвержденной Федеральным институтом развития образования по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» принадлежит к общеобразовательному циклу, профильный уровень.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В результате освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • перечислять основные характерные черты информационного общества;
  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
  • применять электронные таблицы для решения задач;
  • создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;
  • работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.

В результате освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен знать:

  • функции языка как способа представления информации;
  • способы хранения и основные виды хранилищ информации;
  • основные единицы измерения количества информации;
  • правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
  • основные логические операции, их свойства и обозначения;
  • общую функциональную схему компьютера;
  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;
  • назначение и основные функции операционной системы;
  • назначение и возможности электронных таблиц;
  • назначение и основные возможности баз данных;
  • основные объекты баз данных и допустимые операции над ними;
  • этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося  144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  96 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

 

     лабораторные  работы

28

     практические занятия

20

     контрольные работы

8

     лекционные занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:

 

работа с литературными и электронными источниками

10

проектная деятельность

12

написание реферата

6

подготовка докладов

6

подготовка к участию в студенческих конференциях

6

оформление мультимедийных презентаций

8

Промежуточная аттестация в форме зачета (1 семестр)
Итоговая аттестация в форме диф.зачета (2 семестр)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Информатика и ИКТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.
Информация и информационные процессы.

 

50

 

Тема 1.1.
Информация.
Информационная деятельность человека.

Содержание учебного материала

4

 

1.

Введение в дисциплину, предмет и содержание курса. Основные понятия и определения. Этапы информационного развития общества. Информационные ресурсы общества.

1

1

2.

Понятие информации. Информация и ее свойства. Информация и управление. Информация и моделирование. Единицы измерения информации.

2

1

3.

Файловая система хранения, поиска и обработки информации.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

 

1.

Подготовка доклада «История развития информатики».
Подготовить материал для выполнения проекта «Плакат-схема. История развития информационного общества».

2

2

2.

Подготовка реферата «Информационный бизнес».
«Роль информации в развитии общества»
«Появление письменности – как толчок развития науки и культуры»
«Книгопечатание – этап массовых коммуникаций в развитии информационного общества»

2

2

3.

Ответы на вопросы учебника [9 стр.21 №1-5, стр.27 №1-5]

1

2

Контрольные работы

1

 

1.

Входной контроль – тестирование на владение материалом

1

 

Тема 1.2.
Системы счисления

Содержание учебного материала

2

 

1.

Понятие системы счисления. История развития систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.

1

1

2.

Кодирование информации

1

1

Практические занятия

4

 

1.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую x10- x2- x8- x16

2

2

2.

Кодирование информации

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Ответы на вопросы учебника [9 стр.54, стр.61, стр.63]

2

2

2.

Подготовка реферата «Системы счисления Древнего Мира»
Выполнить проект «Почему именно двоичная система счисления нашла широкое применение в компьютерной технике».
«Двоичное кодирование и компьютер»

2

2

Тема 1.3.
Основы алгоритмизации

Содержание учебного материала

3

 

1.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов.

1

1

2.

Виды алгоритмических конструкций. Системы и технологии программирования.

1

1

3.

Введение в язык программирования. Синтаксис программы. Семантика программы.

1

1

Лабораторные работы

18

 

1.

Условные операторы

2

2

2.

Операторы цикла while, for.

2

2

3.

Операторы цикла repeat, until.

2

2

4.

Процедуры и функции.

2

2

5.

Массивы. Описание массивов.

2

2

6.

Алгоритмы обработки массивов. Двумерные массивы.

2

2

7.

Строки.

2

2

8.

Множества и записи.

2

2

9.

Рекурсии. Файлы.

2

2

Практические занятия

4

 

1.

Алгоритм и формы его записи. Блок-схемы.

2

2

2.

Машина Тьюринга.

2

2

Контрольные работы

1

 

1.

Итоговая КР по разделу.

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Ответа на контрольные вопросы учебника [9 стр.102, 110]
Выполнить проект: Построить структурную схему алгоритма поиска среднего роста студентов в группе, а также максимального и минимального значений роста.

2

2

 

2.

Подготовка доклада «Известные алгоритмы в истории математики»
«Робот-манипулятор – исполнительный алгоритм?»
«Автомат продажи газет – исполнительный алгоритм?»

2

2

Раздел 2.
Средства информатизации и коммуникационных технологий

 

23

 

Тема 2.1.
История компьютера

Содержание учебного материала

2

 

1.

История развития вычислительной техники.

1

1

2.

Поколения электронно-вычислительных машин.

1

1

Самостоятельная работа студентов

4

 

1.

Подготовка реферата «Эволюция развития ЭВТ»
«Машина Бэббиджа»
«Первый компьютер Eniac»
«Портреты великих информатиков»

2

2

2.

Подготовка мультимедийной презентации «Портреты великих программистов»
«Ада Лавлейс – первая женщина программист»
«Билл Гейтс – миллионер из трущеб»
«Цифровые устройства – граф-планшет с пером и мышью»
«Флеш-память»
«Web-камера»
«Лазерный принтер»

2

2

Тема 2.2.
Состав персонального компьютера

Содержание учебного материала

3

 

1.

Архитектура персонального компьютера. Основные функции ПК. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

1

1

2.

Память персонального компьютера. Виды памяти. Программное обеспечение ПК. Защита информации.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Подготовка доклада на тему «Профилактика вирусов ПК»
Ответы на вопросы учебника [9, стр.147]
Выполнить проект: «Для Сайта колледжа подготовить материал цифровые технологии и компьютер и профессия». Описать состав и оценить стоимость ПК АРМ для выбранной профессии:
- юрист
- экономист
- программист
- оптик
- менеджер
- главный бухгалтер

2

2

2.

Подготовка презентации на тему «Архитектура ПК»
«Магистрально-модульный принцип построения компьютера»
«Программное управление»

2

2

Тема 2.3.
Элементная база ПК

Содержание учебного материала

2

 

1.

Логические функции и схемы ПК.

1

1

2.

Логические выражения и таблицы истинности.

1

1

Практические занятия

4

 

1.

Логические элементы И, ИЛИ, НЕ.

2

2

2.

Логические элементы И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Подготовка к студенческой конференции с докладом на тему «Вычислительная техника: вчера, сегодня, завтра»
Подготовить проект «В гостиницах, аэропортах есть двери, которые открываются сами при приближении человека. Опишите логическую схему, которую можно использовать для реализации логической функции «человека нет- дверь закрыта, человек есть – дверь открыта»»

2

3

 

2.

Ответы на контрольные вопросы учебника [9 стр.156, 162]

2

2

Раздел 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов

 

31

 

Тема 3.1.
Текстовые редакторы

Содержание учебного материала

4

 

1.

Технологии обработки текстовой информации

1

1

2.

Текстовый процессор Microsoft Word

1

1

3.

Использование шаблонов документов и других средств, повышающих эффективность работы с текстом

1

1

4.

Программы верстки оригинал-макетов

1

1

Лабораторные работы

2

 

1.

Работа с текстовым процессором MS Word

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Выполнить проекты:
«Генеалогическое дерево»
 «Газетная статья»
«Реферат»
«Статья для конференции»
Выполнить коллективный курсовой проект: «Электронная тетрадь по информатике»

2

3

2.

Ответы на контрольные вопросы учебника [9, стр.192]

2

3

Тема 3.2.
Графика и звук

Содержание учебного материала

6

 

1.

Технологии обработки графической информации. Графика в профессии.

2

1

2.

Видеомонтаж. Автоматизированное проектирование.

2

1

3.

Звук. Синтезаторы звука на персональном компьютере.

2

1

Практические занятия

2

 

1.

Работа в графическом редакторе

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Проект «Создание видеофильма»

2

3

2.

Проект «Мультимедийная энциклопедия»

2

3

Тема 3.3.
Электронная презентация

Содержание учебного материала

2

 

1.

Система компьютерной презентации MS Power Point

2

1

 

Лабораторные работы

2

 

1.

Создание электронной презентации с наложением звука

2

2

Контрольные работы

2

 

1.

Состав персонального компьютера. Функции устройств ПК. Технологии преобразования информации.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

1.

Подготовка презентации
«Город, в котором я живу»
 «Мир моих увлечений»
«Золотое кольцо России»
«Москва – столица нашей страны»
«Москва – порт пяти морей»
«Санкт-Петербург – северная столица»

2

2

Раздел 4.
Технологии работы с информационными структурами

 

22

 

Тема 4.1.
Электронные таблицы

Содержание учебного материала

3

 

1.

Персональный компьютер как вычислитель. Моделирование электронной таблицы.

2

1

2.

Примеры моделирование в электронной таблице

1

1

Лабораторные работы

2

 

1.

Работа в программе MS Excel

2

2

Практические занятия

2

 

1.

Работа в программа MS Excel

2

2

Тема 4.2.
Базы данных

Содержание учебного материала

3

 

1.

База данных как модель информационной структуры. Компьютерная база данных – система организации, хранения,  доступа, обработки и поиска информации

2

1

2.

Модель расчета оплаты труда в табличной базе данных

1

1

Лабораторные работы

4

 

1.

Создание базы данных в программе MS Access

2

2

2.

Создание связей между таблицами

2

2

Практические занятия

2

 

1.

Создание экранных форм и отчетов в программе MS Access

2

2

Контрольные работы

2

 

1.

Электронные таблицы и базы данных

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Подготовка к студенческой конференции с докладом на тему «Современные средства разработки баз данных», «Постреляционные СУБД»
Ответы на контрольные вопросы учебника [9, стр. 267, 280]
Выполнить проект: «Мой интернет-магазин». Построить модель таблицы. Определить ассортимент товара, заполнить таблицу. Сформировать отчеты «прайс-лист», «Товарная ведомость», «зарплата».

4

1

Раздел 5.
Телекоммуникационные технологии

 

18

 

Тема 5.1.
Компьютерные сети

Содержание учебного материала

2

 

1.

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации

1

1

2.

Виды компьютерных сетей

1

1

Практические занятия

2

 

1.

Создание макета локальной компьютерной сети

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

1.

Подготовка презентации «Виды компьютерных сетей»
«Топология шина»
«Топология кольцо»
«Звездообразная топология»
«Гибридная топология»

2

2

2.

Составление сводной таблица на тему «Архитектуры компьютерных сетей», «История Интернет»
Ответы на контрольные вопросы учебника [9 стр. 292, 306]
Выполнить проекты [9, стр.297,323, 330, 334]

2

2

Тема 5.2.
Интернет

Содержание учебного материала

4

 

1.

Интернет страница и редакторы для ее создания

1

1

2.

Личные сетевые сервисы в Интернет

1

1

3.

Пример работы в телеконференциях на основе Skype

1

1

4.

Сетевая этика и культура

1

1

Контрольные работы

2

 

1.

Телекоммуникационные технологии

2

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

 

1.

Проект «Web сайт на HTML «Старинные профессии»»

2

3

 

2.

Ответы на вопросы учебника [9 стр.316, 334]

2

2



Итого:

144 час., из них 48 сам.работа.

 

3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ», лаборатории «Информационно-коммуникационных систем».
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям, информационные стенды, материал для внеаудиторной работы по дисциплине.
Технические средства обучения: персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, микрофон, web-камера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  • Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 272с.
  • Згадай О.Э. Информатика для юристов. – М.: Мастерство, 2001. – 256с.
  • Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов. – М.: Бином, 2010. – 286с.
  • Ларина Э.С. Информатика: проектная деятельность. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155с.
  • Малясова С.В. Информатика и ИКТ. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 304с.
  • Михеева Е.В. Практикум по информатике. М.: ИЦ Академия, 2009. – 192с.
  • Могилев А.В. Практикум по информатике. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 608с.
  • Фалина И.Н. Алгоритмизация и программирование. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. 276с.
  • Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 352с.

Дополнительные источники:

  • Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. – М.:Солон-Пресс, 2006. – 128с.
  • Колдаев В.Д. Сборник задач и упражнений по информатике. – М.:ИД Форум-Инфра-М, 2007. – 256с.
  • Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 1. Информационная картина мира. – СПб.: Питер, 2009. – 300с.
  • Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009. – 430с.
  • Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009. – 206с.
  • Молодцов В.А. Персональный компьютер: от байта до сайта. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 325с.
  • Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.:Дрофа, 2007. – 191с.
  • Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т. Том1. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 309с.
  • Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т.Том2. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 294с.
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». – М.: Бином, 2008. – 180с.
  • Хеннер Е.К. Формирование ИКТ – компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: Бином, 2008. 188с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
  • применять электронные таблицы для решения задач;
  • создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;
  • работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.

Текущий контроль в форме:
- лабораторных работ;
- практических занятий;
- рефератов;
- докладов;
- контрольных работ по темам;
- самостоятельных работ;
- защита проектов;
- подготовка презентаций;
- подготовка к участию в студенческих конференциях.

Промежуточный контроль в форме зачета
Итоговый контроль в форме диф.зачета



05.06.2013
Автор Трегубова Елена Сергеевна
Дата добавления 12.06.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1459
Номер материала 97
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓