Главная / География / "Озёра. Многолетняя мерзлота. Ледники. Болота. Подземные воды."

"Озёра. Многолетняя мерзлота. Ледники. Болота. Подземные воды."

hello_html_m133246cc.gifТема урока : « Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.»

Форма урока: презентационная лекция с элементами беседы.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы.



«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать что ты необходима для
жизни, ты сама жизнь»
Экзюпери



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Как вы, наверное, ребята, поняли разговор на нашем уроке пойдёт о воде. О воде, водных ресурсах, которыми богата наша страна.

С каким видом водных ресурсов мы уже познакомились ?

- ответ уч – ся ( Река ).

2) . Вспомним изученное - тест – 8 уч-ся

- проверка карты – 2 уч-ся (у доски)

- проверка по карточкам – 2 уч-ся (у доски)

Ребята, давайте вспомним, что ещё относится к водным ресурсам ?

( ответ - учащихся )

Откройте тетради и запишите число и тему урока …



( слайд – тема урока : « Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота».



  • Цель : Изучить особенности важнейших озер и их происхождение, особенности болот, ледников и многолетней мерзлоты.

Почти 2/3 территории нашей страны занимает вечная мерзлота. Это толщи замёрзших горных пород не оттаивающих в течении длительного времени.

( слайд )

3. Многолетняя мерзлотасообщение уч - ся. – ( у карты ).

( слайд )

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 10% ЗЕМЛИ ПОКРЫТО ЛЕДНИКАМИ.

4.Просмотр кинофрагмента « Ледники»

Учитель – Вопрос учащимся:

Что такое ледник? Почему ледники ниже снеговой линии не таят?

  • Подумайте, какую роль играют ледники в природе и в жизни человека?

  • Как называется верхняя часть ледника? - фирновое поле

  • Как называется нижняя часть ледника? - язык ледника

Опыт – 1 . № 202 – путь ледника.

( Экспонаты из коллекции кабинета географии – зуб шерстистого носорога и тазовая кость мамонтёнка, + камни в кабинете и в полях )

Вспомним наш опыт и кинофрагмет. Мы видели, как на своём пути ледник отступая оставляет углубления, которое заполняется водой после таяния ледника, образуется ледниковое озеро…

5). СТРОЕНИЕ ОЗЁРНЫХ КОТЛОВИН :

Объяснение с рисунком на доске + работа с контурной картой и картой атласа.

- ледниковые озёра – Ладожское, Онежское ( далее рисую на доске …)

- остаточные - Каспийское

- тектонические – Байкал

- вулканические – Кроноцкое ( Камчатка ) слайды

- завальные ( запрудные ) – Алтай, Кавказ и другие горные районы карта

- озёра – старицы – все озёра Заполянки ( фото ) показ


6). Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое - бессточным?

слайд

рисунок В рисунок А

P1020280.JPGP1020279.JPG



Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное

Учитель. Почему вы так считаете?

Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;

рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.

Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?

Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.

Учитель. Найдите на карте озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?

Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское.

8). Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А .

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

А теперь вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.

9). Практическая часть.

( Слайд – карта Поволжья – найти Волгоград.)

( слайд – Волгоград – восток, -юг ?! )

Учитель. Пользуясь картой, назовите озёра расположенные к востоку и к югу от Волгограда.

( ответ учащихся ) .

Учитель : А почему – красным цветом ?

Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.солёные.

( слайд ) – Каспийское море-озеро и озеро Байкал.

Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?

Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большое в мире по площади, Байкал самое глубокое).

( слайд )- Чудское и Ладожское.

Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?

Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.

Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.

Учитель. Зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7миллиона тонн грузов.


Учитель. Наряду с естественными водоемами имеются и искусственные, созданные человеком. Как называются такие водоемы?

Ответ учащихся: (пруды, водохранилища)

Учитель. Найдите указанные на слайде водохранилища в атласе и нанесите их на контурную карту. ( Волгоград – запад, северо-восток.)

( ответ учащихся : запад – Цимлянское, северо-восток – Волгоградское )

Учитель. А на реке Медведице есть водохранилища?

Ответ учащихся: ( на реке Медведица в Жирновском районе, Красный Яр)

Учитель. С какой целью человек строит водохранилища?

Ответ учащихся: Используется Цимлянской и Волжской ГЭС, а также является зоной отдыха. В водохранилище водится разнообразная рыба: карась, карп, окунь, толстолобик, щука, линь, судак, сом.


-Если изменится питание озер, что с ними может произойти?

Ответ учащихся: сначала оно начнёт зарастать и превратится в болото, а затем высохнет.

10). Проблемное поле

Учитель. Пользуясь учебником, энциклопедией, Интернетом, дайте определение болоту и назовите причины образования болот?

Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.

Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

И сделайте вывод: Какое значение имеют болота? Надо ли их осушать?



Вред болот

Польза болот

территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

опасное место для жизни людей.

болото – место обитания птиц;

на болотах образуется торф;

на болотах растут ценные ягоды; болота дают начало многим рекам;

на болотах идет очистка воды

Вывод учащихся: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

11). Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

12). Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.

Д/З – параграф 24, вопросы.

Озёра нашего края – РЕФЕРАТ

Подземные воды – ВОПРОС ??? ---- СОЛИ ?!

( Две пачки соли : -одна обыкновенная белая, другая – йодированная. Какую соль целесообразнее использовать в нашей местности и почему ? )

Ну и хотелось бы закончить наш урок одой воде:

Не умыться, не напиться без воды,
листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
птицы, зверь и человек,
и поэтому всегда и везде
вечная слава воде!











"Озёра. Многолетняя мерзлота. Ледники. Болота. Подземные воды."
  • География
Описание:

Тема урока:  "Озёра. Многолетняя мерзлота. Ледники. Болота. Подземные воды."

Форма урока: презентационная лекция с элементами беседы.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы 8 класса, интерактивная доска.

"Вода, у тебя нет ни вкуса,

ни запаха, тебя не возьожно описать,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать что ты необходима для жизни,

ты сама жизнь."

А. С. Экзюпери.

Ход урока:

Организационный момент:

Как вы, наверное, ребята, поняли разговор на нашем уроке пойдёт о воде. О воде, водных ресурсах, которыми богата наша страна.

С каким видом водных ресурсов мы уже познакомились ?

- ответ уч – ся ( Река ).

    2) . Вспомним изученное - тест – 8 уч-ся

                                                 - проверка карты – 2 уч-ся (у доски)- по карточкам

                                                 - проверка по карточкам – 2 уч-ся (у доски) – по карточкам

           Ребята, давайте вспомним, что ещё относится к водным ресурсам ?

( ответ  - учащихся )

Откройте тетради и запишите число и тему урока …

 

( слайд – тема урока : « Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота».

 

  • Цель : Изучить особенности важнейших озер и их происхождение, особенности болот, ледников и многолетней мерзлоты.

Почти 2/3 территории нашей страны занимает вечная мерзлота. Это толщи замёрзших горных пород не оттаивающих в течении длительного времени.

( слайд )

3. Многолетняя мерзлотасообщение  уч - ся.      – ( у карты ).

(  слайд )

А   ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 10% ЗЕМЛИ ПОКРЫТО ЛЕДНИКАМИ.

4.Просмотр кинофрагмента « Ледники»    

Учитель – Вопрос   учащимся:

 Что такое ледник? Почему ледники ниже снеговой линии не таят?

  • Подумайте, какую роль играют ледники в природе и в жизни человека?
  • Как называется верхняя часть ледника?   -   фирновое поле
  • Как называется нижняя часть ледника?   -   язык ледника

Опыт – 1  . № 202 – путь ледника.

(  Экспонаты из коллекции кабинета географии – зуб шерстистого носорога и тазовая кость мамонтёнка, + камни в кабинете и в полях )     

Вспомним наш опыт и кинофрагмент. Мы видели, как на своём пути ледник отступая оставляет углубления,  которое заполняется водой после таяния ледника, образуется ледниковое озеро…

5).  СТРОЕНИЕ   ОЗЁРНЫХ   КОТЛОВИН :

Объяснение с рисунком на доске + работа с контурной картой и картой атласа.

- ледниковые озёра – Ладожское, Онежское ( далее рисую на доске …)

- остаточные - Каспийское

- тектонические – Байкал

- вулканические – Кроноцкое ( Камчатка )                                                              слайды

- завальные ( запрудные ) – Алтай, Кавказ и другие горные районы                                 карта

- озёра – старицы – все озёра  Заполянка ( фото )                         показ

 

 

6). Учитель. Определите,  какое озеро является сточным,  какое  - бессточным?

Автор Осинский Виктор Владимирович
Дата добавления 08.12.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1037
Номер материала 6757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓