Главная / Начальные классы / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. для начальной школы

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. для начальной школы

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, что может привести к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, т.к. только интенсивная деятельность служит залогом полноценного развития растущего организма. Для школьника необходима смена вида деятельности. При правильно организованном режиме обучения интенсивная умственная или физическая нагрузка должна сменяться отдыхом. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление, что является снижением работоспособности.

Продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15 – 20 минут. После 30 – 35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её – на 50 %. При этом около половины учащихся начинают отвлекаться от работы. Устранить утомление можно. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Учителю необходимо использовать оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены.


ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ – кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8 – 20 мин. занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы детям.


ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Для их проведения следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения уч-ся могут самостоятельно, группами (фронтально). Длительность – 5 – 8 мин.


Самостоятельный способ выполнения физ.упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.


Групповой ( фронтальный) – способ проведения физ.пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физ.упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки и дисциплинирующим элементом. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям.






ДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Длительность – 35 мин.:

  1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме – 6 – 8 мин.

  2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность – 22 – 25 мин.

  3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов – 4 – 6 мин.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.


Оздоровительные.

К ним относятся:

Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц).


Подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся. Используют игры малой и средней подвижности. Например, на уроке природоведения при изучении темы « Животный мир » можно провести игру «Мышеловка», « Хитрая лиса».

Во время физ.пауз и динамических перемен целесообразно использовать игры большей подвижности, но обязательно знакомые детям.



Танцевальные. Эти физминутки проводятся под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить детям прослушать музыку П.Чайковского

« Времена года» и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья, падающие снежинки.


Ритмические. Данные физминутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать аудиокассету, записав на нее музыкальное произведение и ритмичное стихотворение. Данная форма проведения физминуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.


Гимнастика для пальцев.

  • Надавливание на подушечку большого пальца всеми пальцами поочередно.

  • Переплетение пальцев и поднятие рук вверх.

  • Сжимание, разжимание пальцев в кулак.

  • Имитация пальцами улитки, зайца, собачки, киски, паучка.

Упражнения можно выполнять сидя на коврике в виде игры с пальцами. Данные упражнения развивают мышление, речь, координацию движений.





Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 - 6 раз с интервалом в 30 с.

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

  • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 с, а затем открыть их на 3 – 5 с. Повторить 6 – 8 раз.

  • Встать, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25 – 30 см от глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 с. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.

  • Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

  • Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10 -12 раз.

  • Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4 – 6 раз.


Массаж биологически активных точек.

  1. массаж биологически активных точек на ушной раковине:

  • разминание ушной раковины, массаж мочек, загибание ушек – «Чебурашка».

  1. массаж языком ротовой полости:

  • поглаживание языком верхнего нёба;

  • массаж языком верхних и нижних десен;

  • касание языком бугорка над верхними зубами и под нижними зубами (развивает обоняние);

  • касание языком внутренней поверхности щек.

Все упражнения служат для развития языка как мышцы, что способствует развитию речевого аппарата.


Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое

упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)


Двигательно-речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения.


Когнитивные


Когнитивные ( познавательные ) физминутки способствуют развитию познавательных интересов. К ним относятся:

Дидактические игры с движениями. Например, на уроках природоведения при изучении темы « Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» и др.

Двигательные действия с заданиями. Загадывают загадку, отгадку учащиеся имитируют в движении.

Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон» ( отличие игры в том, что учащиеся передают друг другу комплекс из 3 – 4 упражнений или различные ритмические движения); «Запомни движение и повтори», ( комплекс из 3 – 4 движений выполняется в прямом и обратном порядке).


Креативные (творческие)


Гимнастика для ума (с использованием физкультурного инвентаря). Учащиеся придумывают необычные действия с физ. инвентарем. Например: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, ходить с ним на голове. Фантазируют, на что похожа кегля (ваза, жезл), скакалка

( змейкой, мостиком) и т.п.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям). Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка на качелях и т.д.

Сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях). Например, игра «Магазин игрушек». Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют дети. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ (машина, неваляшка, кошка и др.).

Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физупражнения (например, «Летящая птица», «Разминка балерины», «Любопытный щенок»). Глядя на карточку, учащиеся выполняют упражнение.

Пантомимическая гимнастика. Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка (со словесной инструкцией или с картинкой), на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные (добрая (злая) волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и др.). Учащиеся должны передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный, грустный. Кошка – гуляет, спит, умывается, сердится, сторожит.


Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.













НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ

ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ


Правильная организация обучения младших школьников имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно либо невозможно восполнить впоследствии. Требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Школа снизила их двигательную активность почти наполовину, зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, а не только из – за сложности умственного труда, устают дети, занимаясь в школе и выполняя уроки дома. Педагоги могут в значительной степени облегчить переход к новой для них деятельности, помочь им успешно учиться без ущерба для здоровья. Более того, они должны помнить, что укрепление здоровья, нормальный рост и развитие детей остаются залогом успехов в обучении. Выполняя учебные и трудовые задания, дети утомляются. Невозможно, да и не нужно добиваться, чтобы у детей вообще не возникало утомления – усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы более эффективным был отдых. Решить проблему организации отдыха младших школьников и проведения динамической паузы между занятиями помогают подвижные народные игры.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри школы, так и на улице. В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Находить выход из критического положения, быстро принимать решение, проявлять инициативу.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.






Русская народная игра «У медведя во бору».


Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами и напевают песенку:

У медведя во бору грибы, ягоды беру!

Медведь постыл, на печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходить из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого – то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.


Русская народная игра «Филин и пташки».


Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогу подражать. Например, голубь, ворона, гусь, утка и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтоб не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал « Филин!» все птицы стараются занять место в своем доме. Если филин успеет кого – то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дама птиц и филина нужно располагать на возвышении. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.


Русская народная игра « Горелки».


Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло:

Стой подоле, гляди на поле,

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звезды горят,

Журавли кричат: - Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.





Русская народная игра « Кот и мыши».


Играющие встают в два ряда лицом друг к другу. Берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоя коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают вряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.


Русская народная игра « Зарница».


Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – заря зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые, за водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.


Башкирская народная игра « Липкие пеньки».


Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пеньки должны постараться коснуться пробегающих мимо. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.



















hello_html_m1838a88.jpg

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. для начальной школы
  • Начальные классы
Описание:

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, что может привести к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, т.к. только интенсивная деятельность служит залогом полноценного  развития растущего организма.  Для школьника необходима смена вида  деятельности. При правильно организованном режиме обучения интенсивная умственная  или физическая нагрузка должна сменяться отдыхом

Автор Свирина Наталья Викторовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 8037
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓