Урок по теме «Отрицательные местоимения» в 6 классе
Учитель Федосова Г.И.
Отрицательные местоимения
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: познакомить с образованием, правописанием и значением отрицательных
местоимений.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
Формировать умение различать отрицательные и
неопределённые местоимения;
обосновать выбор приставок не- и ни- в отрицательных
местоимениях;
совершенствовать орфографические умения.
2.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развивать умение
анализировать, сопоставлять, делать выводы;
формирование УУД
(личностных, регулятивных, познавательных);
развитие внимания.
3.Воспитательные:
воспитывать интерес к
родному языку;
воспитание ценностного
отношения к слову;
развитие
коммуникативных УУД.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) использование норм речевого
этикета в собственной речевой
практике;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3)пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия
успешности;
Метапредметные: 1) извлекать информацию из
текстов,
содержащих теоретические сведения;
2)
соблюдать в практике письменного общения изученные
орфографические правила;
3) умение
соотносить свои действия с планируемым
результатом;
4)корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся
ситуацией.
Предметные: 1) знать значение, особенности
образования
отрицательных
местоимений;
2) развитие
творческой самостоятельности;
3) владение разными
видами речевой деятельности.
4) проведение
морфемного анализа слов.
Учебник: Русский язык 6 класс. Авторы:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова . Научный редактор – академик
Н.М.Шанский. Москва «Просвещение», 2010
Е.А.Ефремова. Рабочая тетрадь. Москва
«Просвещение» 2012.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Я рада видеть каждого из вас,
Пусть март прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
За работу! В добрый час!
II.Актуализация
знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
10 мин.
Посмотрите на доску, найди четвертое лишнее, обоснуйте своё мнение
А) ему, себе, его, о ней
Б) кто(то), какой(нибудь), (кое)что, кто
1. Проверка домашнего задания.
·
Проверим,
как вы усвоили теоретические сведения.
·
спишите зад. Б,
раскройте скобки.
·
Как образуются
неопределённые местоимения?
·
На что они
указывают?
·
Как пишутся
приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь?
2. Слово учителя.
· Мы продолжаем с вами
знакомство с местоимениями.
· С какими разрядами местоимений
мы познакомились на предыдущих уроках? ( личные, возвратное местоимение,
притяжательные, вопросительные ,относительные, неопределённые)
·
Умеете ли вы определять разряд местоимений?
III.Выявление места и причины затруднения .
3. Буквенный диктант.
Кто-то, чей, меня, кого, у нас, твой, куда-нибудь, её,
сколько, некто.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
н в л в л п н п в н
· Проверьте свои ответы по ключу и поставьте
оценку.
0 - «5», 1-2 - «4», 3-4 - «5».
· У кого какие оценки? ( Если есть 3-2, вывод –
выучить местоимения)
IV.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Формулировка темы, целей урока и постановка
проблемных вопросов.
10
мин.
·
Внимательно
прослушайте сказку «Умные спорщики». (слайд )
·
Подумайте,
какие знакомые местоимения вам встретятся, а какие незнакомы и попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
Умные спорщики
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше
сказку расскажет.
Первый начал: «В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге,
нашел нечто, встретил некоего
человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?»
А второй и говорит: «Ну что за рассказ?
Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел
он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось ?»
Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком
царстве, ни в каком государстве Никто не жил, Никто не шел, никого
не встретил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого
осталось.»
«Эх вы,
Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить
–то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
· Какие же разряды местоимений
нам встретились?
· А какие незнакомы вам?
Выпишите их из текста.
· Догадались, о каких
местоимениях будем вести речь?
· Сформулируйте тему урока.
· Тема урока «Отрицательные
местоимения» (запись в тетради)
( слайд)
· Что мы должны узнать на
уроке? (слайд)
· Как вы думаете, что
обозначают отрицательные местоимения?
(слайд )
V.
Реализация построенного проекта
· Проверим ваши предположения по учебнику с. 177(1)
· Прочитайте самостоятельно текст до конца и
сформулируйте вопросы для своих одноклассников.
Примерные вопросы:
Как образуются отрицательные местоимения?
Как изменяются отрицательные местоимения?
От каких местоимений нужно отличать
отрицательные местоимения? (от неопределенных).
VI.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Словообразование местоимений.
Упр.419. (у доски)
Вывод. При образовании отрицательных
местоимений НЕ - по ударением, НИ – без ударения.
В отрицательном местоимении
(слайд 9)
Знай: под ударением НЕ,
А НИ – без ударенья!
Физминутка.
На уроках не скучаем-
Орфограммы изучаем.
Вот немного отдохнём
И опять учить начнём.
Головой мы покачаем,
И кистями повращаем,
Глаза на миг закроем
И широко раскроем.
Пальцами пошевелим
Друг на друга поглядим.
По лицу себя погладим
И на место тихо сядем.
2. Проверьте себя по учебнику орф.45
3. Самостоятельная работа.
Упр.421
Прим. 1-ое предложение коллективно, затем по вариантам:
I В – 2,
3.
II В –4, 5.
· Проверка упражнения.
VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тест. (Слайд
10)
I
вариант - записать словосочетания
с НИ,
II вариант – записать словосочетания с НЕ
1)
Н…чего не получалось,
2)
Н…чего терять
3)
Н…какие варианты не
подходили
4)
Н…что не помогало,
5)
Н…кому было помочь,
6)
Н…кому не удалось решить
7)
Н…кого винить
8)
Н…чему поучиться
9)
Н…чьих советов не слушали
10)Н…кем восхищаться
· Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест сначала
друг у друга.
· Теперь проверьте себя по ключу и поставьте
оценку, считая исправленные ошибки за правильные ответы.
(Слайд )
VIII.
Включение в систему знаний и повторение .
В рабочей тетради по русскому языку выполнить
упр. 93 (Не или НИ) задания 3, 5 ,6, 7.
IX.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Наш урок подходит к концу и надо подвести итоги.
С какими местоимениями познакомились сегодня?
Что нового узнали?
Каким был урок?
Свои выводы, впечатления отразите в синквейне на тему
«Урок».
А пока вы пишете, я тоже подведу итог вашей работы на
уроке в виде оценок.
X.
Домашнее задание. 5 мин. (слайд )
с.177-178 (теория),
1) упр. 423.
2)Попробуйте сочинить стихотворение с
отрицательными местоимениями.
(по желанию и для сильных учащихся)
3) Выпишите из текстов художественных
произведений предложения с отрицательными местоимениями.
XI. Слово учителя.
Вот и кончился урок
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.