Главная / Русский язык и литература / Отрицательные частицы (урок русского языка в 7 классе)

Отрицательные частицы (урок русского языка в 7 классе)

Четырнадцатое апреля. Классная работа. Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ...
Цели урока: Знать, какова роль отри-цательной частицы НЕ в речи. Уметь уместн...
А.П.Чехов Н.В. Гоголь М.А. Шолохов. Да разве найдутся на свете такие огни, му...
Знаете ли вы украинскую ночь? ____ подлежащее Кто? Что? ____ сказуемое Что де...
Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин) Самый страшный лес тот, г...
Отрицательные частицы. Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни яго...
Не бывать этому! Я был в школе. Вывод: частица НЕ может придавать отрицательн...
не не Вывод: Двойное отрицание делает всё пред- ложение утвердительным. Я мог...
Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл...
Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер вопросительным и восклицател...
В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли ш...
Подведём итоги. Для чего нам нужна частица НЕ? Что нужно помнить при написани...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Четырнадцатое апреля. Классная работа. Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в
Описание слайда:

Четырнадцатое апреля. Классная работа. Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в речи.

№ слайда 2 Цели урока: Знать, какова роль отри-цательной частицы НЕ в речи. Уметь уместно у
Описание слайда:

Цели урока: Знать, какова роль отри-цательной частицы НЕ в речи. Уметь уместно употреблять частицу НЕ, определять её смысловое значение, правильно писать НЕ с другими частями речи.

№ слайда 3 А.П.Чехов Н.В. Гоголь М.А. Шолохов. Да разве найдутся на свете такие огни, муки
Описание слайда:

А.П.Чехов Н.В. Гоголь М.А. Шолохов. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Знаете ли вы украинскую ночь?

№ слайда 4 Знаете ли вы украинскую ночь? ____ подлежащее Кто? Что? ____ сказуемое Что делае
Описание слайда:

Знаете ли вы украинскую ночь? ____ подлежащее Кто? Что? ____ сказуемое Что делает? Каков? _ _ _ дополнение Вопросы падежей определение Какой? Чей? _ _ _ обстоятельство Где? Куда? Как? Почему? и др.

№ слайда 5 Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин) Самый страшный лес тот, где
Описание слайда:

Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин) Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен. Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.

№ слайда 6 Отрицательные частицы. Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки
Описание слайда:

Отрицательные частицы. Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки. Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет. Не хвались казак травой, а хвались сеном. Песни играть - не поле пахать. Что ни слово, то ложь готова.

№ слайда 7 Не бывать этому! Я был в школе. Вывод: частица НЕ может придавать отрицательное
Описание слайда:

Не бывать этому! Я был в школе. Вывод: частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению. НЕ

№ слайда 8 не не Вывод: Двойное отрицание делает всё пред- ложение утвердительным. Я мог бы
Описание слайда:

не не Вывод: Двойное отрицание делает всё пред- ложение утвердительным. Я мог быть в школе. Я мог быть в школе.

№ слайда 9 Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл пр
Описание слайда:

Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их. Я забыл его фамилию. Дождь шёл всю ночь. Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл. Оля не нашла нужную книгу и взяла другую. Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.

№ слайда 10 Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер вопросительным и восклицательны
Описание слайда:

Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер вопросительным и восклицательным предложениям типа: Кто не знает русского балета! (Все знают). Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали). В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.) Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня. С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением. С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены! Кто (не)зна..т стихов Пушкина! Где наша (не)пр..п..дала!

№ слайда 11 В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школ
Описание слайда:

В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус. Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.

№ слайда 12 Подведём итоги. Для чего нам нужна частица НЕ? Что нужно помнить при написании ч
Описание слайда:

Подведём итоги. Для чего нам нужна частица НЕ? Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?

Отрицательные частицы (урок русского языка в 7 классе)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

 

 

Урок по русскому языку

в 7 классе

(по программе Львовой С.И.)

 

 

Отрицательные частицы.

Роль частицы НЕ в речи.

 

 

Разработала: учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

им. Ю.А.Гагарина

г. Батайска

Ростовской области

(ул. Первомайское к-цо, 175)

Черниченко Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

Русский язык. 7 класс.

 

Тема:Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в речи.

 

Цели: 1. Образовательные: дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ в речи, систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.

            2. Развивающие: формировать умение определять смысловые оттенки предложений с НЕ, уместно использовать частицу НЕ в речи, отрабатывать правописные умения, связанные с данной частицей.

            3. Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, к способам выражения мыслей; расширять кругозор.

 

Ход урока.

1.               Целеполагание.

ÚОбъявление темы урока. Слайд 1.

ÚЗапись числа и темы в ученические тетради.

ÚОбъяснения орфограмм в записанных словах, пунктограммы «точка в конце назывного предложения».

ÚОбъявление целей урока для ученика. Слайд 2.

 

2.               Актуализация знаний.

Задание 1. На каждой парте по 3 карточки с предложениями. Ознакомьтесь с ними. Вспомните  материал пройденных накануне нами тем: «Смыслообразующие (модальные) частицы», «Формообразующие частицы».

Задание 1-му  варианту:  возьмите себе карточку со смыслообразующими частицами, 2-му варианту  – с формообразующими.

Задание 2. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с модальными частицами.

·         Прочитайте предложения эти предложения. Слайд 3.

·         Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?

·         Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!

·         Знаете ли вы украинскую ночь?

·         Какому писателю принадлежат эти строки? Расскажите, что вы помните об этом писателе и его произведениях?

·         Назовите частицы (одновременно они выделяются на интерактивной доске), определите, какие смысловые оттенки они вносят в предложение.

·         Приведите свои примеры предложений со смыслообразующими частицами. Определите  оттенки значений.

·         Сделайте синтаксический разбор предложения Знаете ли вы украинскую ночь? ( в тетрадях и на доске). Слайд 4.

 

Задание 3. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с с формообразующими частицами. Слайд 5.

Ø  Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)

Ø  Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен.

Ø  Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.

·         Прочитайте предложения. Назовите частицы (выделяем их на интерактивной доске). Расскажите, какую функцию выполняет каждая из них.

·         Объясните орфограммы, встретившиеся в словах этих предложений.

 

3.               Введение новых знаний.

            Задание 1.

·         Прочитайте предложения на оставшейся карточке. Слайд 6.

·         Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки.

·         Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет.

·         Не хвались казак  травой, а хвались сеном.

·         Песни играть - не поле пахать.

·         Что ни слово, то ложь готова.

·         Объясните значение казачьих пословиц, поговорок. Запишите ту из них, какая вам больше понравилась.

·         Какие частицы использованы в данных предложениях. К какому разряду они относятся?

·         Предположите, какова роль отрицательных частиц в речи.

 

4.    Объяснение нового материала.  Слайд  № 7,8.

Вывод: частица  НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему  предложению.

Вывод: Двойное отрицание делает всё пред-

ложение утвердительным.

5.    Тренировочные упражнения. Слайд №  9.

Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их. 
               Я забыл его фамилию.
               Дождь шёл всю ночь.

Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл.

        Оля не нашла нужную книгу и взяла другую.

Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.

 

6.    Введение нового материалаСлайд №10.

Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер  вопросительным и восклицательным предложениям типа:

Кто не знает русского балета! (Все знают).
Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали).

Ø  В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.)

Ø  Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня.

Ø  С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением.

Ø  С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены!

Ø  Кто (не)зна..т стихов Пушкина!

Ø  Где наша (не)пр..п..дала!

 

7.    Тренировочные упражнения.

ÚПовторение по таблице «НЕ с различными частями речи».

ÚРабота с текстом. Слайд 11.

   В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.

            Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.

 

·      Прочитайте текст.

·      Определите тему, идею, стиль, тип текста.

·      Перескажите  текст.

·      Запишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

   8. Подведение итогов. Заключительные вопросы. Слайд 12.

ü  Для чего нам нужна частица НЕ?

ü  Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?

 

    9. Домашнее задание.

 

 

 

Автор Черниченко Наталья Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1509
Номер материала 16775
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓