Главная / Физкультура / Отношение младших школьников к здоровому образу жизни

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни.

Существует достаточно большое количество определений понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает пожелание здоровья. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Удивляясь и оценивая нечто положительное, мы нередко восклицаем: «вот здорово!». Общеупотребительными стали такие выражения, как, например, «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровая семья», и многие другие. От вышедшего из употребления слова «здравие» образовалось множество других понятий: «здравый», «здравомыслящий» - как разумный и правильный; «здравница» - как лечебно-профилактическое учреждение, «здравоохранение» - как система государственных и общественных мероприятий. Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит», - гласит народная мудрость. Известный русский врач и писатель В. Вересаев так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его трудно» . Тем не менее, в настоящее время насчитывается более 79 определений этого понятия. Но, ни одно из них не может в настоящее время раскрыть его в полном объеме. По данным ВОЗ здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в неменьшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Никифоров Г.С. выделил несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Под «здоровым образом жизни» следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на некую абстракцию, а как конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели. Укрепление же здоровья – это мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия. Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно двигательных действиях, физических упражнениях.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой значение имеет правильное физическое воспитание, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания.

В основу ЗОЖ положено ряд основных принципов:

1) здоровый образ жизни – его носителем является человек; 2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; 3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций; 4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний.

Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Средства физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основными специфическими средствами физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологически и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения. Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья. Под воздействием физических упражнений можно изменить формы телосложения. Так же можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, что в свою очередь отразится на показателях здоровья.

Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера такие как: смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность, воля и др. Занятия физическими упражнениями во многих случаях проводятся в коллективе. И при выполнении физических упражнений действия одного занимающегося зависят от действия другого. Происходит подчинение личности под общую стратегию действия. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, найти одно единственное правильное решение, помочь товарищу, эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Важно для учителя физической культуры умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения, определить возможность использования его в образовательно-воспитательных целях.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Так при изменении метеорологических условий (воздействие температуры и воздуха, изменение атмосферного давления и др.) вызывают определенные изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, где осуществляется процесс физического воспитания; 2) как самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны).

К гигиеническим факторам относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Младший школьный возраст – это период значительных позитивных изменений.

В младшем школьном возрасте происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период отмечаются существенные изменения всего психического облика ребенка, перестройка его отношений с социальным окружением. Ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. Его поведение становится странным, немотивированным и демонстративным. За внешними проявлениями поведения скрываются внутренние изменения. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок в зависимости от результата. Поведение становится менее импульсивным, более управляемым. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которые изменяют мотивы его поведения. Учебная деятельность является обязательным, целенаправленным, общественно значимым и систематизированным. В процессе учебной деятельности происходит развитие основных психических процессов и свойств личности. Ребенок понимает значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, и хочет быть умным, культурным и развитым.

Также важное место в младшем школьном возрасте занимает внимание. Внимание может быть непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия) и произвольным (наличие цели и активное ее поддержание). Но младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащиеся обращают внимание на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Развитие произвольного внимания происходит при реализации цели деятельности. Развивается ответственность за свои знания, что также способствует развитию личности ребенка. Произвольное внимание младшего школьника развивается в работе, требующей умственной и двигательной активности.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. Наглядный  метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Физиологические особенности детей 7-12 лет, то есть детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. У мальчиков в гораздо меньшей степени выражено половое созревание. Вес тела увеличивается вес на 2-2,5 кг, а рост увеличивается ежегодно на 4-5 см. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека и составляет 250-300г. зависит от величины тела, так и от физического развития (размер сердца в среднем соответствует сложенной в кулак кисти рук). Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечнососудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений. Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой. Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

В МАОУ «СОШ №43» г. Петропавловска-Камчатского организационно сложились и проводятся на протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся школы. В школе регулярно проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, подвижные игры на удлиненных переменах. В течение года в школе проводились такие физкультурно-оздоровительные мероприятия как «День Здоровья», эстафета «Зимние забавы», «Веселые старты», военно-спортивная игра «Зарница», спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», туристические походы. Также при школе функционируют спортивные секции по всем основным направлениям физической культуры. Они были созданы с целью укрепления здоровья школьников, молодежи и взрослого населения.

Для выявления отношения младших школьников к здоровому образу жизни нами проведено анкетирование. По итогам анкетирования нами выявлено следующее. Так в течение учебного года наблюдался рост показателей выполнения школьниками утренней гигиенической гимнастики на 10%. Количество учащихся, соблюдающих режим дня на конец года увеличился на 6%. На протяжении учебного года показатели положительного отношения к уроку ФК выросли на 2%. На рост показателей повлияло и систематическое использование методов физического воспитания: игрового, соревновательного, наглядно-иллюстративного. В целях пропаганды ЗОЖ по итогам анкетирования процент семей выбравших активный отдых на конец учебного года увеличился на 4%, что является результатом увеличения и качественного улучшения физкультурно-спортивных, оздоровительных мероприятий. Заинтересованность родителей к спортивным достижениям детей увеличился на 3%, следствием чего является систематическое участие детей и родителей в совместных спортивных мероприятиях. По итогам анкетирования на начало года процент школьников выбравших активный отдых составило 96%, а к концу года процент школьников выбравших активный отдых вырос на 4%. Это говорит о том, что в школе учителя ФК и классные руководители систематически работают по формированию ЗОЖ у младших школьников.

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни
  • Физкультура
Описание:

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни.

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни.

Существует достаточно большое количество определений понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает пожелание здоровья. Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Удивляясь и оценивая нечто положительное, мы нередко восклицаем: «вот здорово!». Общеупотребительными стали такие выражения, как, например, «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровая семья», и многие другие. От вышедшего из употребления слова «здравие» образовалось множество других понятий: «здравый», «здравомыслящий» - как разумный и правильный; «здравница» - как лечебно-профилактическое учреждение, «здравоохранение» - как система государственных и общественных мероприятий. Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит», - гласит народная мудрость. Известный русский врач и писатель В. Вересаев так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его трудно» . Тем не менее, в настоящее время насчитывается более 79 определений этого понятия. Но, ни одно из них не может в настоящее время раскрыть его в полном объеме. По данным ВОЗ здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в неменьшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Никифоров Г.С. выделил несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Под «здоровым образом жизни» следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на некую абстракцию, а как конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели. Укрепление же здоровья – это мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия. Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно двигательных действиях, физических упражнениях. 

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой значение имеет правильное физическое воспитание, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания.

В основу ЗОЖ положено ряд основных принципов:

1) здоровый образ жизни – его носителем является человек; 2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; 3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций; 4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний.

Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Средства физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основными специфическими средствами физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологически и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения. Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья. Под воздействием физических упражнений можно изменить формы телосложения. Так же можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, что в свою очередь отразится на показателях здоровья.

Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера такие как: смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность, воля и др. Занятия физическими упражнениями во многих случаях проводятся в коллективе. И при выполнении физических упражнений действия одного занимающегося зависят от действия другого. Происходит подчинение личности под общую стратегию действия. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, найти одно единственное правильное решение, помочь товарищу, эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Важно для учителя физической культуры умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения, определить возможность использования его в образовательно-воспитательных целях.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Так при изменении метеорологических условий (воздействие температуры и воздуха, изменение атмосферного давления и др.) вызывают определенные изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, где осуществляется процесс физического воспитания; 2) как самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны).

К гигиеническим факторам относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Младший школьный возраст – это период значительных позитивных изменений. 

В младшем школьном возрасте происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период отмечаются существенные изменения всего психического облика ребенка, перестройка его отношений с социальным окружением. Ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. Его поведение становится странным, немотивированным и демонстративным. За внешними проявлениями поведения скрываются внутренние изменения. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок в зависимости от результата. Поведение становится менее импульсивным, более управляемым. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. 

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которые изменяют мотивы его поведения. Учебная деятельность является обязательным, целенаправленным, общественно значимым и систематизированным. В процессе учебной деятельности происходит развитие основных психических процессов и свойств личности. Ребенок понимает значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, и хочет быть умным, культурным и развитым. 

Также важное место в младшем школьном возрасте занимает внимание. Внимание может быть непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия) и произвольным (наличие цели и активное ее поддержание). Но младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащиеся обращают внимание на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Развитие произвольного внимания происходит при реализации цели деятельности. Развивается ответственность за свои знания, что также способствует развитию личности ребенка. Произвольное внимание младшего школьника развивается в работе, требующей умственной и двигательной активности. 

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. Наглядный  метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка. 

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Физиологические особенности детей 7-12 лет, то есть детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. У мальчиков в гораздо меньшей степени выражено половое созревание. Вес тела увеличивается вес на 2-2,5 кг, а рост увеличивается ежегодно на 4-5 см. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека и составляет 250-300г. зависит от величины тела, так и от физического развития (размер сердца в среднем соответствует сложенной в кулак кисти рук). Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечнососудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений. Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой. Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей. 

В МАОУ «СОШ №43» г. Петропавловска-Камчатского организационно сложились и проводятся на протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся школы. В школе регулярно проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, подвижные игры на удлиненных переменах. В течение года в школе проводились такие физкультурно-оздоровительные мероприятия как «День Здоровья», эстафета «Зимние забавы», «Веселые старты», военно-спортивная игра «Зарница», спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», туристические походы. Также при школе функционируют спортивные секции по всем основным направлениям физической культуры. Они были созданы с целью укрепления здоровья школьников, молодежи и взрослого населения. 

Для выявления отношения младших школьников к здоровому образу жизни нами проведено анкетирование. По итогам анкетирования нами выявлено следующее. Так в течение учебного года наблюдался рост показателей выполнения школьниками утренней гигиенической гимнастики на 10%. Количество учащихся, соблюдающих режим дня на конец года увеличился на 6%. На протяжении учебного года показатели положительного отношения к уроку ФК выросли на 2%. На рост показателей повлияло и систематическое использование методов физического воспитания: игрового, соревновательного, наглядно-иллюстративного. В целях пропаганды ЗОЖ по итогам анкетирования процент семей выбравших активный отдых на конец учебного года увеличился на 4%, что является результатом увеличения и качественного улучшения физкультурно-спортивных, оздоровительных мероприятий. Заинтересованность родителей к спортивным достижениям детей увеличился на 3%, следствием чего является систематическое участие детей и родителей в совместных спортивных мероприятиях. По итогам анкетирования на начало года процент школьников выбравших активный отдых составило 96%, а к концу года процент школьников выбравших активный отдых вырос на 4%. Это говорит о том, что в школе учителя ФК и классные руководители систематически работают по формированию ЗОЖ у младших школьников.

 

Автор Алексеева Ольга Петровна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 1283
Номер материала 4840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓