Главная / Обществознание / Открытый урок«Женщины российского политического олимпа: за и против».

Открытый урок«Женщины российского политического олимпа: за и против».

Учитель истории и обществознания

Яшкульской многопрофильной гимназии

Берикова Н.Б.

Тема урока: «Женщины российского политического олимпа: за и против».

Урок рассчитан на 2 часа, II концентр 11 класс

Цели и задачи урока:

Образовательные:

- Подвести учащихся к пониманию и значимости выдвинутой проблемы.

- Раскрыть перед учащимися сложность реализации в условиях современной политической жизни в Российской Федерации подлинного равноправия мужчин и женщин.

- Значительно углубить материал по отдельным темам курса «История России»

- Способствовать развитию навыка работы с интернет-информацией.

Развивающие:

- Способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умения и навыки исследования (видеть и формулировать проблему, планировать ее исследование, анализировать и делать выводы.

- Развивать коммуникативные способности через развитие навыка ведения дискуссии, проведение экспресс-опроса, выступления по заданным вопросам.

Воспитательные:

- Воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

- Разрушать стереотипы по отношению к роли, личности и значению женщин в семье, обществе и политике.

Тип урока: урок – диалог в форме презентации POWER POINT по заданной теме

Межпредметные связи: обществознание, история

Оборудование: компьютор и проектор, учебники, таблицы, рабочие листы к уроку, презентация POWER POINT по заданной теме

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, опережающими заданиями, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов

Вся презентация состоит из 24 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Форма урока: работа в группах.

Используемые технологии:


  1. Исследовательская деятельность учащихся.

  2. Дебаты – формализованная дискуссия по выдвинутым положениям.


Основные понятия урока: политика, политический статус личности, политический лидер, политические права, гендер, гендерное неравенство, гендерная ассиметрия, гендерные стереотипы, политика гендерного равенства.

Подготовительный этап.

К данному занятию необходимо создать 4 группы, каждая из которых получает свое задание; на занятии участники групп будут использовать тексты, документальные материалы, словари, несколько учащихся получают опережающие задания подготовить краткие сообщения о наиболее известных женщинах-политиках.

Задание 1. группе.

1. Изучите документы и выберите статьи о равноправии женщин в современном обществе.

Документы по проблеме.

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «О политических партиях».

  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М. 1980.

  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждение национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.»

  5. Степное Уложение Республики Калмыкия

  6. Выводы

Задание 2. группе.

  1. Изучите специальную литературу и разработайте словарь темы. Дайте определения: гендер, гендерное неравенство, гендерная ассиметрия, гендерное равенство, гендерные стереотипы, политика гендерного равенства.

2. Выводы

Задание 3 группе.

  1. Сбор и анализ статистического материала, отражающего реальную занятость российских женщин в политике федерального, регионального, муниципального, школьного уровня.

  2. Выводы

Задание 4 группе.

  1. Провести социологическое исследование (анкета прилагается)

  2. Взять интервью у руководителей района.

  3. Выводы

Опережающие задание

1. Подготовить сообщение о женщинах политиках Российского государства

2. Подготовить сообщение о женщинах-политиках современного политического олимпа.

.3. Подготовить сообщение о женщинах-политиках Калмыкии

  1. Выводы.

Подготовительный этап 5-10 мин. Презентация своего задания 3-4 мин.

Проблемное задание: «Политика – не женское дело»

«Женщина президент в нашей стране – это утопия»

Эпиграф к уроку: «Политика – не женское дело»

«Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное» Лао Цзы

Ход урока.

Учитель. Тема нашего урока «Женщины современного политического олимпа: за и против». Я надеюсь, вас заинтересует тема сегодняшнего урока. Традиционно считается, что политика является той сферой общественной деятельности, где доминирует мужчина. В российском обществе сохраняются гендерные стереотипы относительно роли женщины в обществе: предназначение женщины быть только матерью и хозяйкой.

У нас мало женщин – политиков, женщин – лидеров, женщин – руководителей. Например, среди государственных служащих женщины составляют 56 %, руководителей из них – только 9 %. Сейчас в структуре Госдумы женщины составляют не более 7%. А во всех законодательных собраниях в целом по стране — только 9%.

А высшие руководящие должности в России занимают лишь 1,3% женщин. В стране только одна женщина – губернатор – В.И. Матвиенко.

Чем вызвана такая ситуация? Может ли женщина быть успешной в политической сфере? И может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной – руководителем? Нужны ли вообще женщины во власти? В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое значение.

Учитель. Сейчас наша задача попробовать ответить на эти вопросы в процессе работы в группах..

Задания группам

Пока работают группы мы прослушаем сообщения.

Учитель. Женщина-политик. Об этом начали говорить как о феномене совсем недавно. Видно, начинает меняться содержание понятий «политика», «государственный деятель», «политический деятель». И старое утверждение, что для управления государством необходим мужской характер, а все свойства женского характера только мешают заниматься политической деятельностью, постепенно отмирает, тем более что история уже не раз доказывала совершенно обратные вещи.

И в наши дни мы видим, что женщины-политики зачастую и более сдержаны, и более толерантны, и более прагматичны. А насколько этот постулат доказуем нашей историей? Без рассмотрения конкретной эпохи, в которой жила и управляла государством та или иная правительница, без конкретных дел, преобразований, которые ею проводились в государстве, без оценки того, насколько эти преобразования изменили жизнь общества – без этих основополагающих вопросов невозможно ответить на вопрос урока.

Историческая справка. Сообщение 1 (Приложение 1)

Вывод: И Ольга, и Елена Глинская вынуждены были взять бразды правления в свои руки, в силу необходимости, чтобы сохранить престол для своих детей. Но, взяв власть в свои руки, они довольно успешно правили страной, о чем свидетельствуют их деятельность. За долгие годы правления Ольга заслужила звание «мудрейшей из людей» Одно из главных деяний княгини Ольги – установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Именно благодаря ей на Руси установился прочный мир между племенами и порядок в управлении. Т.о, наибольший вклад в развитие русской государственности внесла княгиня Ольга. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, История – Мудрою». Н. М. Карамзин

Трагедия же Софьи в том, что она намного опередила свое время По своему характеру она очень напоминала своего сводного брата Петра: оба были сильными личностями, обладавшими большими способностями, но волею судеб оказались по разные стороны «баррикад». Властолюбивый характер Софьи не позволял ей довольствоваться обычной ролью царевны, она стремилась стоять у самого руля управления страной, жаждала славы и почестей. Она буквально видела себя на месте византийских царевен, управляющих империей при малолетних братьях-императорах. Недаром ее ближайший сподвижник Сильвестр Медведев называл свою покровительницу то Семирамидой, то Елизаветой Английской. Если бы русская традиция того времени признавала возможность занятия престола особой женского пола, то Софья Алексеевна была бы реальной претенденткой на роль самодержавной государыни.

Но в российском обществе XVII в. сохраняются гендерные стереотипы относительно роли женщины в обществе: предназначение женщины быть только матерью и хозяйкой.

Сообщение 2, 3

Вывод: Примеры политической жизни в нашей стране, в нашей республике говорят о том, что женщины могут быть успешными руководителями, проводить эффективную политику.

  1. Работа в группах.

1 группа. Изучение документов о равноправии женщин в современном обществе

Группа изучила документы по заявленной проблеме.

Конституция РФ говорит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В Федеральном законе «О политических партиях» записано: «Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные должности в органах власти и органах местного самоуправления». (Ст.8, п.4).

«Членство в политической партии не может быть ограниченно по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации конституционными законами и федеральными (Ст.23, п.10)

Постановление Правительства РФ от 29 августа 1996 года №1032 «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года».


Вывод: содержание представленных документов доказывает полное равенство мужчин и женщин в РФ.


2 группа. Гендер и гендерный аспект темы. Работа над основными понятиями по домашнему заданию.

  • В результате изучения специальной литературы эта группа разработала словарь темы: гендер – социальный пол;


  • Гендерное неравенство – дискриминация по признаку пола;

  • Гендерная ассиметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин;

  • Гендерное равенство – равное социальное положение мужчин и женщин, независимость, ответственность обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни;

  • Гендерные стереотипы – исторически сложившиеся представления о поведении мужчин и женщин;

  • Политика гендерного равенства – создание условий для самореализации личности во всех сферах с учетом их различий.

Вывод: знакомство с специальной терминологией по теме «Женщины политического олимпа: за и против» позволяет расширить круг рассматриваемых понятий, закрепить и применять их.


3 группа. Сбор и анализ статистического материала, отражающего реальную занятость российских женщин в политике федерального, регионального, муниципального, школьного уровня.

На Федеральном уровне государственных служащих женщин -56%, руководителей из них – только 9%. А высшие руководящие должности в России занимают лишь 1,3% женщин. На региональном уровне: в Законодательном собрании РК 27 депутатов, работающих на освобожденной основе. Из них – 4 женщины, что составляет 15 %

На муниципальном уровне п. Яшкуль: заместителей главы района 2 , из них женщин - 1 , что составляет 50 %.

На школьном уровне (ЯМГ): администрация – 100% женщины, совет школы – 60% , совет старшеклассников - 60 % девушек.

Выводы: Проанализировав эти данные, можно сделать выводы, что в нашей стране женщин-руководителей меньше, чем мужчин. Хотя на республиканском уровне отмечаем рост количества женщин во власти. А в нашей школе – вся власть в руках представительниц женского пола.


4 группа. Проведение социологического опроса «Женщина-политик: за и против» (Приложение 2) Отношение к проблеме равноправия мужчин и женщин. Руководитель исследовательской группы информирует о результатах проведенных исследований: анкетирования, интервью.

В анкетировании приняли участие 28 человек, из них 11мальчиков и 17 девочек в возрасте от 15 до 17 лет.

Результаты анкетирования: (Приложение 3)

Результаты интервью. Прослушивание записи интервью с

Еще одним видом работы было интервью с заместителем районной администрации Шининовой Г.Л. и депутатом Народного Хурала Гаряевым М.А. Их мнение по исследуемой проблеме.

М.В. Гаряев приветствует женщин-политиков, так как главное в руководителе, по его мнению – профессионализм.

Мингиян Викторович Гаряев считает, что гендерное просвещение не обязательно, но должна существовать система подготовки руководящих кадров, управленцев, которая охватывала бы и мужчин, и женщин.


Галина Лиджиевна Шининова высказала такую точку зрения. Все новое, прогрессивное придумывают мужчины, но только женщина может с присущим ей терпением, целеустремленностью, мудростью претворять в жизнь изобретения мужчин. Политика очень нуждается в женщинах.


Проведение дебатов по выдвинутым положениям:

  • «Политика – не женское дело»

  • «Женщина президент в нашей стране – это утопия?»,

  • «Вы хотели бы, чтобы ваша мама выбрала путь политика?»

  • Учащиеся делятся на две команды: сторонники женщин – политиков и противники женщин – политиков. Каждая команда приводит свои контраргументы по дискуссионным вопросам.


Сторонники женщин - политиков

Противники женщин - политиков

женщины-политики более сдержаны, и более толерантны, и более прагматичны.

способность к управлению у мужчин «в крови», они умнее, что «так заведено с давних времен», а место женщины заниматься семьей.


- Активно занимаясь политической деятельностью, женщина обретает самостоятельность, удовлетворяет свою потребность в индивидуальном развитии и самореализации.

- Развитие многих отраслей (образование, медицина, сфера услуг) сегодня невозможно без использования женского труда.

- Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

Все более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни


- Самостоятельная женщина в более позднем возрасте вступает в брак и не склонна иметь много детей.

- Занятая политикой, женщина уделяет меньше времени мужу и детям. Это ослабляет семейные контакты.

- Увеличение своих домашних обязанностей муж может воспринимать как подрыв собственного положения в семье и обществе. Это нередко становится почвой для семейных конфликтов.

- Попытки женщины совместить профессиональную и общественную деятельность с семейными обязанностями могут обернуться для нее двойным бременем.

Характерными чертами политиков-женщин анкетируемые называют: долготерпение, целеустремленность, гибкость, развита интуиция, выдержанность, ответственность.

решительность, любовь к политике как к занятию, ум, предприимчивость, жесткость, нетерпимость, способность заниматься политикой от природы.



  1. Подведение итогов занятия.

  2. Выводы:

1.В условиях современной политической жизни в РФ равноправия мужчин и женщин не существует.

2. Примеры политической жизни в нашей стране, в нашей республике говорят о том, что женщины могут быть успешными руководителями, проводить эффективную политику.

3. Ситуация, когда женщин во власти мало, объясняется тем, что в нашем обществе преобладает традиционное сознание или гендерные стереотипы. Современные юноши 15-17 лет в большинстве своем уверены, что «политика - не женское дело». Немало девочек руководителями видят представителей мужского пола.

4. Проведенное исследование показало необходимость гендерного просвещения и развития гендерного образования, т.к. общество, в котором предстоит жить современной молодежи, - это общество основано на принципах равноправия, уважения и приоритета личности.


  1. Работа с высказыванием Лао Цзы «Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное»

Учитель. Лао Цзы считал, что «человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое».

И может права Галина Старовойтова сказав однажды, что с приходом женщин в большую политику политика опустится с небес на землю и приблизится к насущным нуждам народа, станет более реалистичной и человечной. Тем более, что исследователи уверены: будь у нас в федеральной власти женщин хотя бы 30%, социальная политика России выглядела бы совершенно иначе и больше напоминала бы страны Северной Европы, а внешняя стала бы менее агрессивна.

Сейчас в структуре Госдумы женщины составляют не более 7%. А во всех законодательных собраниях в целом по стране — только 9%.

В. Матвиенко. Во многих странах мира женщины- президенты и женщины министры – дело привычное. Там никто не удивляется министрам, уходящим в декрет…Россияне просто не готовы видеть дам на высоких госпостах. Хотя ситуация меняется: талантливые молодые женщины появились и в правительстве, а в Госдуме женщины- депутаты проявляют себя активнее мужчин…У женщин другой взгляд на мир. Им ближе и понятней повседневные проблемы граждан. Безусловно, женщины более гибкие, они лучше и быстрее приспосабливаются к переменам. И это подчас дает им преимущество.


  1. Рефлексия


- Что нового я узнал(а) во время урока?

- Какие трудности вы испытывали в ходе проведения исследования?

- Какие этапы работы вызвали у вас чувство удовлетворения, особенно запомнились?

- Что изменилось в моих убеждениях?

- Был данный урок интересен? Чем?


Домашнее задание: написать эссе на тему: «Женщина российского политического олимпа: за и против»



Приложение 1 Историческая справка.

Княгиня Ольга, жена князя Олега.

В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав был еще слишком мал. Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа.

За долгие годы правления Ольга заслужила звание «мудрейшей из людей» Одно из главных деяний княгини Ольги – установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Именно благодаря ей на Руси установился прочный мир между племенами и порядок в управлении. Благодаря тому, что Ольга подавила восстание древлян, ввела «уроки» и установила «погосты» и «становища», в Киевской Руси упорядочился процесс взимания дани с покоренных племен, утвердилась вера в справедливость власти Киевского князя. Княгиня сумела усмирить непокорные племена, используя не только силу, но и хитрость и дипломатию, что было несвойственно другим русским князьям.

Внешнеполитическая деятельность княгини Ольги также способствовала укреплению могущества Русского государства. Правительница предпочитала действовать не военной силой, а использовала дипломатические методы, причем проявляла себя талантливым дипломатом. Благодаря княгине Ольге значительно улучшились отношения Руси и Византии, основного внешнеполитического партнера государства.

В годы своего правления Ольга показала себя прозорливой и талантливой правительницей. Обладала даром исторического видения. Она первой из русских правителей приняла христианскую веру, которая в дальнейшем позволила Руси стать равноправным партнером многих европейских государств. Возможно, что именно ее решение предопределило выбор веры князем Владимиром в к. X века

Т.о, наибольший вклад в развитие русской государственности внесла княгиня Ольга.

«Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, История – Мудрою». Н. М. Карамзин


Елена Глинская.

Елена Васильевна Глинская родилась в 1508 году. Она принадлежала к родам литовских князей, в 1508 году бежавших в Россию из Литвы после неудачного восстания. Один из Глинских, князь Михаил Львович (?-1534), с 1526 года был приближенным Великого князя Василия III Ивановича.

Из-за того, что первый брак Василия III был бездетным, князь развелся с первой женой и женился вновь. Его невестой стала племянница Михаила Львовича Глинского Елена Васильевна Глинская.

25 августа 1530 года у Великой княгини Елены родился старший сын Иван. Прежде чем Василий умер, его молодая жена успела ему подарить еще одного сына – Юрия(1532-1564)

После смерти мужа в 1533 году Елена Глинская стала правительницей России. Современники считали ее женщиной умной и решительной. Но годы ее правления не были ни легкими, ни мирными: в отсутствие взрослого Великого князя нашлось слишком много желающих занять его место.

Первую смуту подняли брат Василия III, дядя молодого Ивана IV князь Юрий и его сообщник князь Андрей Шуйский. Но они не сумели добиться ничего, потерпели поражение и были заключены в тюрьму.

Вслед за ними прибрать к рукам власть попытался дядя Елены Васильевны князь Михаил Глинский, также безуспешно.

Затем второй брат Василия III князь Андрей Старицкий поднял уже не смуту, а целое восстание, и тоже безрезультатно: Елена Васильевна Глинская цепко держала власть в своих руках и была твердо намерена сохранить ее для своих сыновей.

Однако в 1538 год, в возрасте всего 30 лет, Елена Васильевна умерла.

Софья Алексеевна

Дочерей русских царей из дома Романовых в 17 веке обычно ждала одна и та же участь. Всю жизнь они проводили на положении тюремных затворниц, которых не смел видеть ни один посторонний мужчина. Замуж их не выдавали, царевны коротали свой век в обществе многочисленной женской прислуги и подруг-боярышень за рукоделием, посещением церковных служб, сплетнями, а иногда и любовными интригами. Родившаяся в 1657 году от первого брака царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской, царевна Софья на фоне сестер и тетушек являет собой пример ярчайшего исключения. Она не только обладала хорошим здоровьем, что характеризовало женское потомство от этого брака, в отличие от мужского, но и отличалась живым, порывистым и твердым характером, а более всего недюжинным умом.

Софья Алексеевна получила прекрасное образование. Она брала уроки у Симеона Полоцкого. Симеон рано сумел разглядеть в царевне ее незаурядные способности. Под влиянием наставника Софья обучалась иностранным языкам, прежде всего латыни и польскому, пробовала силы в стихосложении, особенный интерес проявляла к истории. Участвовала она и в театральных действах, которые проходили при дворе отца, и даже сама сочиняла пьесы. Хорошее образование позволило Софье быстро выйти за привычный для русских царевен круг занятий; она всегда живо воспринимала новое, интересуясь достижениями европейской культуры. По своему характеру она очень напоминала своего сводного брата Петра: оба были сильными личностями, обладавшими большими способностями, но волею судеб оказались по разные стороны «баррикад». Властолюбивый характер Софьи не позволял ей довольствоваться обычной ролью царевны, она стремилась стоять у самого руля управления страной, жаждала славы и почестей. Она буквально видела себя на месте византийских царевен, управляющих империей при малолетних братьях-императорах. Недаром ее ближайший сподвижник Сильвестр Медведев называл свою покровительницу то Семирамидой, то Елизаветой Английской. Если бы русская традиция того времени признавала возможность занятия престола особой женского пола, то Софья Алексеевна была бы реальной претенденткой на роль самодержавной государыни.

Так в обстановке усилившихся при дворе Алексея Михайловича западных веяний, влиявших на ослабление строгих правил, которыми определялась жизнь женской половины дворца, постепенно сформировался крупный политический деятель «в кокошнике», выдвинувшийся в 1682 г. со смертью царя Федора.




















Анкета (Приложение 2 )


  1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране: а) много б) мало в) не знаю

  2. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите их.

  3. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины? а) да б) нет в) не думал(а) об этом

  4. Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-женщин? Перечислите их.

  5. Кого вы выберет, если выбирать из двух кандидатов – мужчину или женщину? а) мужчину б) женщину в) все равно

  6. Кто, по вашему мнению, более способен на управленческую деятельность? а) мужчина б) женщина в) это не зависит от пола

  7. Как вы считаете, почему в нашем государстве образование, здравоохранение и культура относятся к женским (феминизированным) областям? Образование, здравоохранение и культура в нашем государстве относятся к женским областям, потому что: а) это малооплачиваемые сферы б) эти области требуют особых качеств (терпение, доброта) в) это физически легкая работа г) не знаю

  8. Встречались ли вы с дискриминацией по признаку пола? Где и как?

  9. Сталкивались ли вы с гендерной дискриминацией на уроках? а) да б) нет в) иногда

  10. Влияют ли гендерные стереотипы на выбор профессии, жизненного пути? а) влияют б) не влияют в) затрудняюсь ответить

  11. Готова ли наша молодежь жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства?

а) да б) нет в) необходимо гендерное просвещение


























Приложение 3

Результаты анкетирования.


  1. О количестве женщин в нашей стране сложилось такое мнение: Вывод: Полное единодушие: на российской политической арене женщин-политиков мало.

  2. Наиболее известные имена женщин-политиков: И. Хакамада, В. Новодворская, Г. Старовойтова, В Матвиенко, Ю. Тимощенко, Г. Слиска, А.Буратаева. Е. Поканинова. Таким образом, женщин-политиков знают мало, в основном тех, кого часто видят на телеэкране. Среди руководителей-женщин п. Яшкуля называют

  3. Реальным избранием на пост президента РФ женщины считают: Ответы показали, что большинство опрошенных рассматривает ситуацию, когда президентом нашей страны станет женщина, как нереальную. Это характерно для общества, где преобладает традиционное сознание.

  4. Характерными чертами политиков мужчин опрошенные считают: решительность, любовь к политике как к занятию, ум, предприимчивость, жесткость, нетерпимость, способность заниматься политикой от природы. Так ответили 66,7% мальчиков и 11% девочек.

Характерными чертами политиков-женщин анкетируемые называют: долготерпение, целеустремленность, гибкость, развита интуиция, выдержанность, ответственность. Так думают 22% мальчиков и 62% девочек. Не думали над этим вопросом 37% мальчиков и 22% девочек. Эти данные показывают, что почти все мальчики считают, что способность к управлению у мужчин «в крови», они умнее, что «так заведено с давних времен», а место женщины заниматься семьей.

5.Показательно, что сами девочки предпочитают кандидатов-мужчин.


6. Способность к управленческой деятельности опрошенные оценивают следующим образом:

Анализ полученных данных показал, что мальчики традиционно рассматривают политику, управление как «неженское дело». Конструктивно настроены девочки, они оценивают участие женщин в управлении достаточно высоко. Обнадеживает процент отметивших, что «способности от пола не зависят» - 49%

  1. Образование, здравоохранение и культура в нашем государстве относятся к женским областям, потому что: это малооплачиваемые сферы -52%, эти области требуют особых качеств (терпение, доброта) – 30%, это физически легкая работа – 19%

  2. 50% опрошенных сталкивались с нарушениями прав по признаку пола, но примеры назвать отказались.

  3. С гендерной дискриминацией на уроке сталкивались -24%, нет – 44%, иногда -31%

  4. На этот вопрос получены следующие ответы: влияют -63%, не влияют -27%, затрудняюсь ответить -32%.

  5. На вопрос готова ли наша молодежь жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства ответили да -34%, нет – 49%, необходимо гендерное просвещение -17%.









Словарь урока


Политика – способ организации политического управления обществом.

Политика – процесс принятия и реализации общественно-значимых властных решений, от которых зависит жизнь и судьба каждого человека и перспективы развития общества.

Политический статус личности – функции, которые выполняет человек в соответствии со своим политическим статусом. Участие в избирательной компании, выборах и референдумах – основные политические роли граждан.

Политический лидер – наиболее авторитетное и активно действующее начало социальной группы, способный отражать и удовлетворять интересы своих последователей.

Политические права и свободы гражданина призваны обеспечить ему участие в управлении делами государства. (право на участие в управлении делами государства; право на объединение, свобода союзов, партий; право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования; равное право доступа к любым должностям; право обращений в государственные органы; право избирать и быть избранным; право на информацию)

Гендер – социальный пол;

Гендерное неравенство – дискриминация по признаку пола;

Гендерная ассиметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин;

Гендерное равенство – равное социальное положение мужчин и женщин, независимость, ответственность обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни;

Гендерные стереотипы – исторически сложившиеся представления о поведении мужчин и женщин;

Политика гендерного равенства – создание условий для самореализации личности во всех сферах с учетом их различий.
































Открытый урок«Женщины российского политического олимпа: за и против».
  • Обществознание
Описание:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

- Подвести учащихся к пониманию и значимости выдвинутой проблемы.

- Раскрыть перед учащимися  сложность реализации в условиях современной политической жизни в Российской Федерации подлинного равноправия мужчин и женщин.

- Значительно углубить материал по отдельным темам курса «История России»

- Способствовать развитию навыка работы с интернет-информацией.

Развивающие:

- Способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умения и навыки исследования (видеть и формулировать проблему, планировать ее исследование, анализировать и делать выводы.

- Развивать коммуникативные способности через развитие навыка ведения дискуссии, проведение экспресс-опроса, выступления по заданным вопросам.

Воспитательные:

- Воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

- Разрушать стереотипы по отношению к роли, личности и значению женщин в семье, обществе и политике.

 

Тип урока: урок – диалог в форме презентации POWERPOINT по заданной теме

Автор Берикова Надежда Бадаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 441
Номер материала 21040
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓