Главная / Обществознание / Открытый урок"Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом"

Открытый урок"Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом"

Учитель истории и обществознания

Яшкульской многопрофильной гимназии

Берикова Н.Б.

Т-у: Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.

(Повторительно-обобщающий по главе 1, учебник «Введение в обществознание» Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова)

Урок рассчитан на 1 час, I концентр 6 класс.

Цели урока:

  • Продолжить работу, направленную на осмысление уч-ся связи между отношением людей к жизни и смерти, и условиям жизни, уровнем развития культуры общества.

  • продолжить формирование умений делать выводы, сотрудничать в процессе групповой работы.

Учащиеся должны:

  • Рассказывать об отношении людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи;

  • Называть причины низкие ценности человеческой жизни в ранние исторические эпохи;

  • Объяснять, почему требованием современной культуры является признание права человека на жизнь.

Проблема урока: Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

План урока:

Самые важные права человека

  1. Как ценилась человеческая жизнь в первобытном обществе.

  2. Как ценилась человеческая жизнь в период античности.

  3. Как ценилась человеческая жизнь в средние века.

  4. Как ценится человеческая жизнь в современный период.

Тип урока: урок – размышление в форме презентации POWER POINT по заданной теме

Метод обучения: самостоятельная, проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения: работа в группах

Тип урока: обобщающий

Оборудование:

Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролик, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, презентация POWER POINT по заданной теме

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 31 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы

Основные понятия: Право, Всеобщая декларация прав человека, мировоззрение, тотем, сострадание, милосердие, герой, гуманность, варвары, просветитель.

Эпиграф к уроку:

«Важнее спасти жизнь одного человека,

чем построить семиярусную пагоду

в честь Будды» (восточное изречение)


Домашнее задание: п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью.

Ход урока.

I этап. Вступительное слово учителя.

Доброе утро всем. Тема нашего урока «Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.»

Прежде чем говорить о правах человека, давайте ответим на вопрос: Что такое право? Какие значения слова «право» вы знаете?

Право – это совокупность законов, то есть все-все законы, существующие в государстве.

Право – это то, что определяет наши с вами права. (С.5)

Теперь, когда вы вспомнили, что означает понятие право, давайте выясним, какие права люди назвали самыми важными правами человека и почему.

(Право на жизнь, собственность, свободу)

Учитель: Давайте приоткроем завесу прошлого, заглянем в глубь веков и посмотрим, как в предыдущие эпохи люди относились к самим себе, к своим и чужим правам. Конечно, мы не будем рассматривать, как обстояло дело со всеми известными правами – на это потребуется слишком много времени. Поэтому обратимся лишь к самому важному праву – праву на жизнь. Был ли человек свободен в выборе своей судьбы, было ли у него право на собственную жизнь и смерть в первобытном, античном и средневеком обществах. На основе работы в группах, попытаемся выяснить

  1. Как ценилась человеческая жизнь в первобытном обществе.

  2. Как ценилась человеческая жизнь в период античности.

  3. Как ценилась человеческая жизнь в средние века.

  4. Как ценится человеческая жизнь в современный период.

И ответим на главный вопрос, на который мы ищем ответ:

Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

Оформим свои выводы в таблице.

Как ценилась человеческая жизнь

в первобытном обществе

в период античности

в средние века

в современный период





Ребята, у вас на столах листы с заданиями Результаты работы оформите в таблице. (на работу отводится 5-10мин)

Пока работают группы, мы прослушаем сообщение.

Сообщение ученика: Из истории создания Всеобщей декларации прав человека.

II этап. Работа по группам

Задание группе 1

Прочитайте текст п. 3 (с.21 -28) и выполните следующие задания:

  1. Какова была основная цель первобытного коллектива?

  2. Чем можно объяснить то, что интересы коллектива считались выше интересов отдельного человека?

  3. Чем объясняются причины столь своеобразного отношения к жизни и смерти у людей первобытного общества?

  4. Можем ли мы сказать, что у первобытного человека отсутствовало право на жизнь?

  5. Как вы думаете, могла ли в первобытном обществе возникнуть мысль о необходимости гарантии права на жизнь? Почему?


Учитель. Попытайтесь ответить на главный вопрос: Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

«В первобытном обществе жизнь человека не представляла особой ценности, т.к.а) важнее были интересу коллектива, поскольку человек не мог выжить один, погибнет род- погибнет человек; б) люди не знали, что человек умирает навсегда, они верили, что через какое –то время вновь смогут вернуться в общество».


Задание для группы № 2.

Прочитайте текст п.4 (с.35-41) и выполните следующие задания:

  1. В чем причина изменения отношения людей к жизни и смерти?

  2. В связи с чем появились первые представления о необходимости отказа от кровной мести?

  3. Представьте себя на Народном собрании в Афинах в 427 г. до н.э. Кого из двух ораторов поддержали бы вы, почему? Попоробуйте возразить тому из них, с доводами которого вы не согласны.

  4. Ученые утверждают, что смертная казнь – «дочь» кровной мести. Объясните, как вы понимаете это выражение. На чем основано подобное утверждение ученых?

  5. Как по-вашему, могла ли в Древней Греции возникнуть идея защиты права человека на жизнь?


Учитель. Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности. Ответьте на главный вопрос, используя в качестве примера Древнюю Грецию.

В Древней Греции жизнь человека ценилась меньше интересов коллектива, поскольку еще давали о себе знать обычаи первобытного общества. Но во времена античности уже стали появляться идеи ценности человеческой жизни.


Задание группе № 3.


Прочитайте текст п. 5,6 (с.48-59) и выполните следующие задания:


  1. Почему варвары разрушали дворцы, произведения искусства?

  2. Сегодня нередко можно услышать, что каких-то людей называют варварами. Есть ли варвары в наше время? Обоснуйте свое мнение.

  3. Отсутствие каких культурных качеств приводит к появлению варваров в современном обществе?

  4. Что можно сказать об отношении к жизни и смерти людей средневековья?

  5. Как люди Средневековья воспринимали окружавший их мир?


Учитель. Мы с вами продолжаем выяснять причины малой ценности человеческой жизни в древности.

В ранее Средневековье, в результате разгрома варварами античной цивилизации (культуры), народы Европы сделали шаг назад в культурном развитии, вернувшись в своем миропонимании во времена первобытности.

В эпоху Средневековья люди не делали различий между реальным и потусторонним миром, жизнь человека обесценивали постоянные эпидемии и войны.

Учитель. В Средние века, как и во времена античности, были люди, которые значительно опережали свое время. Они утверждали, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Однако их современники, как когда-то древние греки, не слышали голоса мудрых и по прежнему хватались за оружие по любому поводу и без всякого повода. Конечно, людей мысливших подобным образом, было немного, но век от века их становилось все больше. В XVII веке жил и творил уже известный вам Джон Локк, были и другие мыслители, которые соглашались с ним в том, что нет ничего ценнее человеческой жизни и что право на жизнь есть естественное и неотъемлемое право каждого человека. Давайте заслушаем, что писал о правах человека один из современников Дж. Локка, английский философ Ричард Овертон: «Каждому живому существу от природы дано то свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей собственностью, и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы, и Закон справедливых отношений между людьми, между вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими; я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое «я» - не менее, но и не более того».

Вы согласны с тем, что нет ничего ценнее человеческой жизни?



III этап. Обсуждение результатов работы в группах и заполнение таблицы


Итоговая таблица.

Как ценилась человеческая жизнь

В первобытном

обществе

«В первобытном обществе жизнь человека не представляла особой ценности, т.к.а) важнее были интересу коллектива, поскольку человек не мог выжить один, погибнет род- погибнет человек; б) люди не знали, что человек умирает навсегда, они верили, что через какое –то время вновь смогут вернуться в общество».


В период

античности

В Древней Греции жизнь человека ценилась меньше интересов коллектива, поскольку еще давали о себе знать обычаи первобытного общества. Но во времена античности уже стали появляться идеи ценности человеческой жизни.


В средние

века

В ранее Средневековье, в результате разгрома варварами античной цивилизации (культуры), народы Европы сделали шаг назад в культурном развитии, вернувшись в своем миропонимании во времена первобытности.

В эпоху Средневековья люди не делали различий между реальным и потусторонним миром, жизнь человека обесценивали постоянные эпидемии и войны.


В современный

период

В XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.


Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что на протяжении многих веков жизнь человека ценилась невысоко, считалось вполне возможным пожертвовать ею ради интересов коллектива. При этом решение о жертве человек далеко не всегда принимал самостоятельно, часто о том, можно ли отдать одну жизнь на благо множества людей, решал коллектив.

Прошли годы, мы живем в третьем тысячелетии. Что изменилось? Что сегодня более важно: жизнь одного человека или выживание коллектива?»

Решение дилеммы.

На воздушном шаре путешествует небольшая группа людей. Пролетая над океаном, они обнаружили, что шар теряет высоту и все больше снижается. Установив место своего нахождения, воздухоплаватели решили попробовать продержаться до ближайшего берега и сбросили все, что имелось на борту: шар взмыл вверх, но через некоторое время вновь начал снижаться. Что делать? Тогда один из путешественников предложил тянуть жребий: кому из них броситься в бушующий океан, пожертвовать собой ради спасения всех остальных.

Вопрос: Представьте, что вы оказались одним из путешественников, поддержали бы вы данную идею или с возмущением отвергли бы ее? Какое решение предложили бы вы?

Учитель. Предложить уч-ся, утверждающим право коллектива распорядиться чьей-то жизнью, найти решение еще одной проблемы: человек, которому выпал жребий, отказывается прыгать за борт, смогли бы вы выполнить роль палача?

Учитель. Идея жребия свидетельствует о том, что люди понимают несправедливость своего решения и хотят переложить ответственность за него на случай, на судьбу, на что-то высшее, что поможет им в будущем облегчить муки совести. В то же время человек, принуждающий кого-то отдать свою жизнь во имя жизни других людей, прекрасно понимает, что берет на себя вину всего коллектива, он будет убийцей живого человека, который только что говорил, смеялся, надеялся на будущее…

Дело в том, что человек, взявший на себя эту страшную обязанность, в памяти тех, кто остался жить, будет не их спасителем, а именно убийцей того, кто с мольбой о пощаде протягивал к нему руки.

Закрепление.

Тесты:

1. Подчеркните верный вариант продолжения фразы.

1) Равнодушное отношение к смерти у людей первобытного общества объясняется…

а) жестокостью б) особым миропониманием в) смелостью

2) в первобытном обществе интересы коллектива были…

А) важнее интересов отдельного человека

Б) менее важны, чем интересы отдельного человека

В) так же важны, как и интересы отдельного человека

3) Понятие «герой появилось …

а) в первобытном обществе б) в Средние века в) в эпоху античности

4) Гуманизм это

А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому достоинству.

В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов, полей, воздуха, рек, морей и т.п. от загрязнения.

5) Люди начали осуждать месть и считать ее недопустимой, противоречащей нормам морали…

А) в Новое время б) в Средние века в) в эпоху античности

6) Люди Средневековья считали, что жизнь человека…

А) принадлежит ему, и он вправе распорядиться ею по своему усмотрению

Б) принадлежит обществу, и оно может распоряжаться ею

В) принадлежит Богу, и только он властен отнять ее.

7. После того как люди узнали, что смерть уносит человека навсегда…

А) появились первые идеи о недопустимости кровной мести

Б) появилось понятие «героизм»

В) жизнь каждого отдельного человека стала цениться выше интересов коллектива.

Задание для индивидуальной работы учащихся

1. Заполните пропуски в тексте:

1. Герой – это человек, … жертвующий своей жизнью, своими … во имя других людей.

2.Вторгнувшись на территорию …, варварские племена … и … многие произведения античной культуры, так как они были представителями …

3. Варвары не могли понять христианские заповеди, призывающие не …., …, так как в основе их культуры лежало правило: «…»

4. Быть христианином – это значит принять определенные …

2. Текст с ошибками.

Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.

Главную роль в изменении понимания человеком самого себя сыграло то, что люди стали больше думать о смерти.

После того как люди стали размышлять о жизни и смерти, они поняли, что человек умирает точно так же, как умирает все живое на Земле.

3. Соедините стрелками термины и определения

1. Тотем

А)Сообща переносить горе, сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать

2. Сострадание

Б) Готовность делать людям добро; синонимами этого понятия являются такие слова, как «мягкосердечность», «жалостливость»

3. Милосердие

В) животное, растение или какой-либо неодушевленный предмет, которых люди первобытного общества считали своими родственниками.


  1. Давайте поразмышляем.

Вы знаете, что со временем отношение человека к человеку менялось. Какое из двух приведенных ниже утверждений могло бы соответствовать людям первобытной культуры (если бы они вообще задумывались об этом), а какое – современной?

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами.

У человека не может быть никаких прав и свобод, он целиком зависит от коллектива, и поэтому воля коллектива важнее.

Обсуждение вопроса: кем дано человеку право на жизнь?

Учитель: Право на жизнь является естественным и конституционным правом человека. В Конституции РФ оно зафиксировано в статье 20. Государство таким образом, берет на себя обязательства создавать условия для реализации права человека на жизнь…

Работа с текстом статьи 20 Конституции РФ и статьи 3 Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 3.

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновеность.

Конституции РФ. Статья 20.

  1. Каждый имеет право на жизнь.

  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вопросы и задания к документам.

1. Вспомните, какие права являются естественными и неотъемлемыми.

2. Почему право на жизнь признают главным и основным?

3. Каким образом Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека защищают право человека на жизнь?

Возможные ответы уч-ся: Государство должно делать все, чтобы человек родился, условия создания семьи, организация медицинского обслуживания граждан, образования, условий жизни.

Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека:

  1. борьба с преступностью;

  2. здоровый образ жизни, охрана труда;

  3. борьба с вредными привычками, с болезнями.

Учитель: Реальным право человека на жизнь становится только там, где государство берет на себя гарантии его соблюдения.

Работа с высказыванием:

«Важнее спасти жизнь одного человека, чем построить семиярусную пагоду в честь Будды» (восточное изречение)

Вывод урока: Сегодня на уроке мы с вами ребята узнали о том, как долог был был путь, проделанный человечеством, прежде чем идея прав человека поселилась в умах и сердцах многих жителей планеты Земля и получила реальное воплощение в документе, названном Всеобщей декларацией прав человека.

Первая мысль о недопустимости человеческого жертвоприношения, первая добровольная смерть за людей, за их счастье – это великие достижения, великий подвиг. И люди, совершившие его, достойны почитания. Век от века все слышнее становились голоса мыслителей о ценности жизни каждого человека. Но только в XX веке, оказавшись перед угрозой гибели человечества, люди поняли, как дорога жизнь и что выживание всего человечества возможно лишь при условии признания за каждым права на жизнь.

Домашнее задание: повторить п.1- 6. Письменно ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы все люди третьего тысячелетия признали жизнь человека безусловной ценностью



Творческие задания . Жизнь дается один раз.

  1. Существует немало пословиц и поговорок, рассказывающих о любви к жизни. Вспомните или найдите в книгах не менее трех таких пословиц и поговорок. Объясните их.

______________________________________________________________

  1. Понравившуюся больше всего пословицу или поговорку изобразите в рисунке, можно шуточном.

  2. Продолжите фразы.

Древнегреческий драматург Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) писал: «Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие ________________________________________________________________

Французский писатель Ж. Лабрюйер (1645-1696) утверждал: «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего ________________________________________________________________

Русский писатель П.А.Павленко (1899-1951) полагал: «Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что ________________________________________________________________

  1. Ходом шахматного коня, начиная со значка +, прочитайте высказывание писателя С.П. Бородина (1902-1974).

    страшна -

    +

    что

    приходит

    времени.

    она

    смерть

    XXXXXXXXXX

    Не

    страшно

    раньше

    всегда

  2. Здесь зафиксированы слова французского философа и писателя Ж. –Ж. Руссо (171201778). Начиная с буквы «С» в центре лабиринта, соедините все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. А есть ли другие мерила человеческой жизни.

    л

    е

    н

    и

    я

    .




    б

    т

    ;

    ц

    е

    н

    а

    е

    е

    е

    и

    ж

    и

    з

    н

    ь

    н

    з

    р

    ч

    е

    С

    а

    м

    а

    и

    а

    т

    а

    б

    е

    с

    о

    п

    ч

    в

    о

    н

    з

    е

    н

    о

    г

    е

    и

    п

    у

    е

    е

    т

    о

    т

    и

    с

  3. Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание немецкого поэта Г.Гейне (1797-1856). Постарайтесь его объяснить.

    Авмсреозндиотрлодвшыаеелгюшдщиьлоюрбпямтт –

    жоилзднщь

  4. Продолжите предложения.

Хорошая жизнь – это ________________________________________________________________

Самое главное в жизни - _______________________________________________________________Нельзя прожить жизнь без - _______________________________________

________________________________________

Задание для индивидуальной работы учащихся

1. Заполните пропуски в тексте:

1. Герой – это человек, … жертвующий своей жизнью, своими … во имя других людей.

2.Вторгнувшись на территорию …, варварские племена … и … многие произведения античной культуры, так как они были представителями …

3. Варвары не могли понять христианские заповеди, призывающие не …., …, так как в основе их культуры лежало правило: «…»

4. Быть христианином – это значит принять определенные …

2. Текст с ошибками.

Подчеркните ошибки в тексте. Ниже напишите правильный вариант.

Главную роль в изменении понимания человеком самого себя сыграло то, что люди стали больше думать о смерти.

После того как люди стали размышлять о жизни и смерти, они поняли, что человек умирает точно так же, как умирает все живое на Земле.

3. Соедините стрелками термины и определения

1. Тотем

А)Сообща переносить горе, сочувствовать горю, сокрушаться за кого-то, соболезновать

2. Сострадание

Б) Готовность делать людям добро; синонимами этого понятия являются такие слова, как «мягкосердечность», «жалостливость»

3. Милосердие

В) животное, растение или какой-либо неодушевленный предмет, которых люди первобытного общества считали своими родственниками.



Работа с текстом статьи 20 Конституции РФ и статьи 3 Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 3.

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновеность.

Конституции РФ. Статья 20.

  1. Каждый имеет право на жизнь.

  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Вопросы и задания к документам.

1. Вспомните, какие права являются естественными и неотъемлемыми.

2. Почему право на жизнь признают главным и основным?

3. Каким образом Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека защищают право человека на жизнь?



Открытый урок"Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом"
  • Обществознание
Описание:

Цели урока:

Ø     Продолжить работу, направленную на осмысление уч-ся связи между отношением людей к жизни и смерти,  и условиям жизни, уровнем развития культуры общества.

Ø      продолжить формирование умений делать выводы, сотрудничать в процессе групповой работы.

Учащиеся должны:

Ø     Рассказывать об отношении людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи;

Ø     Называть причины низкие  ценности человеческой жизни в ранние исторические эпохи;

Ø     Объяснять,  почему требованием современной культуры является признание права человека на жизнь.

Проблема урока: Почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь?

План урока:

               Самые важные права человека

1.     Как ценилась человеческая жизнь в первобытном обществе.

2.     Как ценилась человеческая жизнь в период античности.

3.     Как ценилась человеческая жизнь в средние века.

4.     Как ценится человеческая жизнь в современный период.

Тип урока: урок – размышление в форме презентации POWERPOINT по заданной теме

Метод обучения: самостоятельная, проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения: работа в группах

Тип урока: обобщающий

Оборудование:

Компьютер и проектор, интерактивная доска, видеоролик, учебники, таблицы, информационные листы к уроку, презентация POWERPOINT по заданной теме

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

 

Вся презентация состоит из 31 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы

Автор Берикова Надежда Бадаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 975
Номер материала 15994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓