Главная / Физика / Открытый урок в 9 классе

Открытый урок в 9 классе

Урок физики в 9 классе по теме:

"Атомная энергетика: "за и против".

Цель урока: 

* Выявить преимущества и недостатки использования энергии атома.

Задачи:

  • Формирование умения анализировать исторические процессы и вырабатывать на основе изученных источников свою точку зрения, умения характеризовать предмет, явление, событие с разных сторон (+ и - );

  • Умение анализировать информацию с последующей её обработкой путем восприятия и самостоятельного анализа фактов;

  • Развитие навыков самостоятельности, творческую активность детей;

Подготовка.

Класс делится на две группы. Одна группа подбирает материалы, которые бы выступают в поддержку атомной энергетики, вторая находит сведения, выступающие против использования атомной энергетики. В каждой группе есть дети, отвечающие конкретно за тот или иной вид деятельности. Одни собирают необходимую информацию, другие подбирают иллюстрации, третьи участвуют в оформлении презентации и работают с интернетом. Итогом собранного материала стала дискуссия, где каждый ученик играет свою роль.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация.



Ход урока

1. Орг. момент. (1 минута)

Приветствие.

-Учитель. Сегодня наше занятие будет не совсем обычным.

2. Введение в тему.(4 минут)

-Учитель. Нам предстоит узнать всю правду об использовании человечеством энергии атома в мирных целях. По первоначальному проекту Костромской АЭС в середине 1970-х принималось решение о использовании в качестве реакторов этой станции двух пароперегревающих  РБМКП-2400.Строительство Костромской АЭС было начато в 1979 году, однако после аварии на Чернобыльской АЭС было прекращено. План в дальнейшем (на этапе строительства) был изменен и подразумевал строительство двух реакторов РБМК-1500, но позже был снова пересмотрен в пользу реакторов ВПБЭР-600 (модификация ВВЭР-640), так и не пошедших в серийное производство. 8 декабря 1996 года в Костромской области состоялся референдум, в ходе которого 87% проголосовавших отвергли идею продолжения строительства АЭС. В 2000 году Костромская областная дума наложила вето на строительство АЭС, однако в 2007 году вето было снято.

Но поскольку эта тема вызывает в настоящее время много споров, мы проведем свой урок, взвесив все «за» и «против».

-Учитель. Ребята, давайте сформулируем тему нашего с вами урока!

Презентация - Приложение №1. Атомная энергетика: за и против.(2 минуты)

Слайд №1: Тема.

Слайд №2: Эпиграф.

Так не бывает, чтобы экспериментаторы вели свои поиски ради открытия нового источника энергии или ради получения редких или дорогих элементов. Истинная побудительная причина лежит глубже и связана с захватывающей увлекательностью проникновения в одну из величайших тайн природы. 
Э. Резерфорд

Эти слова известного физика Резерфорда не случайно стали эпиграфом нашего урока. Нам предстоит выяснить, действительно ли одно из величайших открытий человечества – энергия атома – может служить во благо, и насколько мы достойны проникновения в одну из загадок природы. Это и есть цель нашего урока.

3. Основная часть (25 минут)

Ученик 1. Энергетическая проблема – одна из важнейших проблем, которые сегодня приходится решать человечеству. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии. Однако, известно, что запасов угля может хватить примерно на 350 лет, нефти – на 40 лет, природного газа – на 60 лет.

Слайд №3: Запасы.

В настоящее время проблему «энергетического голода» может помочь решить ядерная энергетика.

Ученик 2. Я считаю, что за АЭС будущее нашей энергетики.

Слайд № 4-5 Атомная энергетика…

Атомная энергетика - один из наиболее перспективных путей утоления энергетического голода человечества в условиях энергетических проблем, связанных с использованием ископаемого горючего топлива.

Слайд №6-7 Сегодня…

В настоящее время, согласно данным WNA, энергетические ядерные реакторы эксплуатируются в 30 странах. Их общее количество составляет 436 штук. Общая установленная мощность составляет примерно 372 ГВт. За 2011 год ядерная генерация составила приблизительно 13,5% от общей мировой генерации.

На стадии строительства находятся 62 новых ядерных реактора в 13 странах, которые составляют около 17% существующих генерирующих мощностей. На строительство 150 реакторов оформлен заказ, что эквивалентно 48% существующих мощностей. Таким образом, японская авария существенно не повлияла на мировые планы по развитию атомной энергетики.

hello_html_1952199d.jpg

Ученик 3. Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.

Слайд №8-9 Преимущества атомных электростанций…

Ученик 4. Экономистами подсчитано, что при полном делении 1 г урана выделяется 57,6 х 1010 Дж энергии. Чтобы покрыть расходы радиоактивного топлива, понадобиться сжечь почти 30 т каменного угля или 2,5 т нефти, привычного топлива для ТЭС.

Работа всех энергетических установок сопровождаются образованием радиоактивных отходов, являющихся источником ионизирующих излучений и представляющих в связи с этим потенциальную длительную экологическую опасность.

С 1970 года введен мораторий на выброс в море радиоактивных отходов, но их там уже более 90 тыс. контейнеров, общей радиоактивностью 19 тыс. кюри.

Слайд №10

Ученик 5. Техногенные воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации атомных электростанций многообразны. Наиболее существенные факторы:

  • Локальное механические воздействия на рельеф – при строительстве;

  • Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;

  • Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС;

  • Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

Ученик 6. Отмечу важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды.

Слайд №11: Проблемы АЭС…

Отмечу важность не только радиационных факторов возможных вредных воздействий АС на экосистемы, но и тепловое и химическое загрязнение окружающей среды, механическое воздействие на обитателей водоемов-охладителей, изменения гидрологических характеристик прилежащих к АС районов, т.е. весь комплекс техногенных воздействий, влияющих на экологическое благополучие окружающей среды. Атомная энергия невыгодна!

Ученик 7. В словаре понятие «катастрофа» означает следующее: «Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или разрушения в значительных размерах». Это случайные (природные) катастрофы. А кто даст определение событиям, произошедшим в Чернобыле?

Слайд №12: Трагедия Чернобыля…

Ученик 8. Трагедия, случившаяся на Чернобыльской АЭС, заставляет нас задуматься о том, что человеческий фактор может сыграть решающую роль в развитии цивилизации. Взрыв четвёртого реактора на Чернобыльской АЭС показал, что риск разрушения активной зоны реактора из-за ошибок персонала и просчётов в конструкции реакторов остаётся реальностью, поэтому принимаются строжайшие меры для снижения этого риска.

Слайд №13: сроение реактора…

Ученик 9. Сейчас мы с вами поговорим о преобразовании внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию, т.е. рассмотрим принцип работы ядерного реактора. Ядерный реактор – это устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции.

Управление ядерной реакции заключается в регулировании скорости размножения свободных нейтронов в уране, чтобы их число оставалось неизменным. При этом цепная реакция будет продолжаться столько времени, сколько это необходимо, не прекращаясь и не приобретая взрывного характера.

Рассмотрим устройство и принцип действия реактора, в котором в качестве делящегося вещества (его называют также ядерным топливом или горючим) используется в основном U-235. В природном уране этого изотопа недостаточно для протекания цепной реакции (всего 0,7%), поэтому природный уран обогащают, т.е. увеличивают процентное содержание в нём урана – 235 (до 5%).

Реактор, работающий на этом изотопе урана, называется реактором на медленных нейтронах. Специальные графитовые стержни поглощают быстрые нейтроны. С их помощью можно управлять ходом реакции. Нажмите кнопку Поднять (это можно сделать, только если будут включены насосы, закачивающие холодную воду в реактор) и включите Условия процесса. После того, как стержни будут подняты, начнется ядерная реакция. Температура T1 внутри реактора возрастет до 300 °С, и вода вскоре начнет кипеть. Взглянув на амперметр в правом углу экрана, можно убедиться, что реактор начал вырабатывать электрический ток.

Задвинув стержни обратно, можно приостановить цепную реакцию.

Слайд №14: эксплуатация АЭС…

Ученик 10.С одной стороны, строительство атомной электростанции – это, несомненно, определенный риск для населения области. С другой стороны, той электроэнергии, которую на сегодня потребляем уже не хватает. Есть риск, что уже в ближайшие годы мы столкнемся с перебоями в энергоснабжении.

Конечно, в такой ситуации необходимо строить атомную электростанцию. Подчеркну, что сейчас при возведении подобных объектов используются принципиально новые технологии. Это дешевая электроэнергия, это новый виток в развитии экономики региона. Кроме того, в перспективе снижение тарифов на стоимость электроэнергии в регионе.

Ученик 11. Теоретически возможно построить безопасную АЭС, но нельзя сделать безопасными ее отходы. В мире отсутствует технология безопасной ликвидации радиоактивных отходов. Отработанное топливо надо хранить где-то 100 тыс. лет – период времени, который невозможно представить.

Остается надеяться, что человек извлечет уроки из всего происходящего и что «…радиофобией, может быть, вылечим мир от беспечности, алчности, сытости, от без духовности, бюрократизма, чтоб не пришлось нам по чьей-либо милости в не человечество переродиться».

4. Итог. (10 минут)

- Учитель. Ребята вы рассказали все плюсы и минусы атомной энегрии на примере АЭС, а теперь давайте заполним таблицу, которая лежит у вас на столах.

Слайд №15:Таблица… (Приложение2)

«Достоинства и недостатки АЭС».

ПЛЮС

МИНУС

- Экономия органического топлива.

- Малые массы горючего.

- Получение большой мощности с одного реактора.

- Невысокая себестоимость энергии.

- Отсутствие потребности в атмосферном воздухе.

- Экологическая чистота (при правильной их эксплуатации).

- Опасность окружающих АЭС территорий.

- Особенности ремонта.

- Сложность ликвидации ядерного энергетического объекта.

- Высокая квалификация и ответственность кадров.

- Доступность для терроризма и шантажа с катастрофическими последствиями.

- Необходимость захоронения радиоактивных отходов.

-Учитель. Подведём итоги нашего урока. Как вы думаете, нужна ли нам атомная энергетика? Сделайте вывод в виде рисунков, тезисов, призыва.

5. Оценки.(2 минуты)

-Учитель.Большое спасибо вам ребята за отличную работу! Надеюсь, в скором будущем из вас получатся настоящие мастера своего дела, умеющие решать глобальные проблемы человечества.

6. Домашнее задание.(1 минута)

§77

7. Урок окончен.

Ссылки:

  1. http://www.science-education.ru/

  2. http://smartnews.ru/regions/kostroma/3325.html

  3. http://otherreferats.allbest.ru/physics/

Анализ урока

7


Открытый урок в 9 классе
  • Физика
Описание:

Атомная энергетика: "за и против".

Класс делится на две группы. Одна группа подбирает материалы, которые бы выступают в поддержку атомной энергетики, вторая находит сведения, выступающие против использования атомной энергетики. В каждой группе есть дети, отвечающие конкретно за тот или иной вид деятельности. Одни собирают необходимую информацию, другие подбирают иллюстрации, третьи участвуют в оформлении презентации и работают с интернетом. Итогом собранного материала стала дискуссия, где каждый ученик играет свою роль.                                                                             

 

 

Автор Эмирова Татьяна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 34497
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓