Главная / Биология / Открытый урок в 8 классе "Опорно двигательная система"

Открытый урок в 8 классе "Опорно двигательная система"

Название документа ОДС, 8 кл..ppt

Что объединяет эти изображения?
Исключи лишнее и объясни почему. Лопатка, грудина, ребро, бицепс, ключица, по...
Объяснение Бицепс – это мышца, а все остальные слова обозначают названия кост...
Более 200 костей Скелет –это совокупность всех костей организма.
Составить синквейн 1. Существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4....
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Что объединяет эти изображения?
Описание слайда:

Что объединяет эти изображения?

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Исключи лишнее и объясни почему. Лопатка, грудина, ребро, бицепс, ключица, позво
Описание слайда:

Исключи лишнее и объясни почему. Лопатка, грудина, ребро, бицепс, ключица, позвонок. Плоскостопие, миозит, сколиоз, перелом, остеопороз.

№ слайда 5 Объяснение Бицепс – это мышца, а все остальные слова обозначают названия костей.
Описание слайда:

Объяснение Бицепс – это мышца, а все остальные слова обозначают названия костей. Миозит – это воспаление мышц, а все остальные слова обозначают заболевания скелета.

№ слайда 6 Более 200 костей Скелет –это совокупность всех костей организма.
Описание слайда:

Более 200 костей Скелет –это совокупность всех костей организма.

№ слайда 7 Составить синквейн 1. Существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Ра
Описание слайда:

Составить синквейн 1. Существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Развернутое (сложное) предложение 5. Устойчивое словосочетание, народная мудрость или существительное

Название документа Открытый урок в 8 кл.doc

Конспект урока биологии в 8 кл.

ОДС. Скелет.


Цель: Расширить знания о скелете, костях и пробудить интерес к самостоятельной работе по изучению нового материала.

Задачи: 1. Выявить отличия между разными типами соединений костей и назвать основные типы суставов у человека.

2. Изучить химический состав и строение костей,

3.Отметить особенности роста костей в длину и толщину и особенности строения разных типов костей.

.

Оборудование: Тексты для групповой работы, табл. «Скелет», «Соединения костей», комп., презентация, лист для синквейна на группу и фломастер 4 шт. Маленькие листочки на каждого ученика для ответов. Модель скелета.

Методы и приемы: технология критического мышления, групповая работа.

Ход урока.

  1. Вызов.(10 мин.)

  1. Учитель:

На урок пришли не зря,

Польза будет - вижу я.

Вместе тему мы изучим

И компьютер наш подключим.

На картинки поглядим

И ответ тот час дадим.

1.Через комп. демонстрация 1 и 2 слайдов презентации и вопрос для класса:

Что объединяет эти изображения?

Ответ дают ученики, а учитель объединяет их предположения, рисуя на доске схему:

ОДА

Скелет - кости Мышечная система – мышцы

  1. Учитель:

Выбрав то, что вам понятно

Вы ответ давайте внятно.

Рассказ запиши на листочке,

Уместив все в четыре строчки.

Выбрав одно изображение с 1 и 2 слайдов, то, что понятнее всего, записать по нему рассказ из 3-5 предложений.

Через 2-3 минуты заслушать несколько вариантов рассказов от разных учеников (учитель демонстрирует 3 слайд презентации)

  1. Учитель:

Вот и следующий шаг,

Сделать его для вас – пустяк!

Одно лишь слово исключить

И «почему»? Всем объяснить.

На тех же листочках с рассказом дайте ответ, решив анаграмму (учитель демонстрирует 4 слайд презентации). Собрать листочки для выборочного проставления оценок.

Ученики предлагают несколько вариантов своих ответов, учитель демонстрирует 5 слайд презентации и комментирует ответы, подводя их к самостоятельной формулировке темы урока «Скелет».(слайд 6)

Демонстрация модели скелета человека (Объявление о фотографии на память со скелетом всем, активно работающим на уроке – награда).

  1. Осознание. (25 мин) Приложения 1-4 (тексты для групп)

1. Разбившись на 4 группы, ученики изучают 10 мин. выданный текст и готовят одного выступающего с пересказом данного текста и демонстрацией таблиц. В это же время на листе бумаги составляют синквейн (правила составления на экране) по той части темы, что изучают.

2. Выступление представителей от групп и афиширование синквейнов (2 ч.) – (15 мин.)

III. Рефлексия (3 мин.) - фронтально для всех зачитываются вопросы

Верите ли вы:

  1. Шов – это неподвижное соединение костей (да)

  2. Прочность костям придают органические вещества. (нет).

  3. Большая берцовая кость при своей относительно небольшой массе (около 0, 5 кг.) может выдерживать нагрузку до 1500 кг (да).

  4. Эйфелева башня в Париже построена с учетом особенностей строения длинных трубчатых костей (да).

  5. Костная ткань является разновидностью эпителиальной ткани (нет)

Д.з. стр.92-97. оценки выступающим.

Фотосессия со скелетом для активных ребят



Приложение 1.

Развитие и рост костей


Развитие кости происходит 2 способами: или из соединительной ткани, или хряща. Первым способом развиваются К. свода и боковых отделов черепа, нижняя челюсть и, по мнению некоторых, ключица (а у низших позвоночных и некоторые другие) — это так назыв. покровные или облегающие кости. Они развиваются прямо из соединительной ткани; волокна её несколько сгущаются, между ними появляются костные клетки и в промежутках между последними отлагаются известковые соли; образуются сначала островки костной ткани, которые затем сливаются между собой. Большинство костей скелета развивается из хрящевой основы, имеющей такую же форму, как будущая кость. Хрящевая ткань подвергается процессу разрушения, всасывания и вместо неё образуется, при деятельном участии особого слоя образовательных клеток (остеобластов), костная ткань; процесс этот может идти как с поверхности хряща, от одевающей его оболочки, перихондрия, превращающегося затем в надкостницу, так и внутри его. Обыкновенно развитие костной ткани начинается в нескольких точках, в трубчатых костях отдельными точками окостенения обладают эпифизы и диафиз.


Рост кости в длину происходит главным образом в частях ещё не окостеневших (в трубчатых костях между эпифизами и диафизом), но отчасти и путём отложения новых частиц ткани между существующими («интуссусцепция»), что доказывают повторные измерения расстояний между вбитыми в кость остриями, питательными отверстиями и т. п.; утолщение костей происходит путём отложения на поверхности кости новых слоев («аппозиция») благодаря деятельности остеобластов надкостницы. Эта последняя обладает в высокой степени способностью воспроизводить разрушенные и удалённые части кости. Деятельностью её обусловливается и срастание переломов. Параллельно с ростом кости идёт разрушение, всасывание («резорбция») некоторых участков костной ткани, причём деятельную роль играют так называемые остеокласты («клетки, разрушающие кость»), многоядерные элементы, которые наблюдаются на стенках мозговых полостей, в надкостнице и стенках больших полостей в кости (напр. гайморова пазуха и т. п.).





Приложение 2.

Строение кости.

По микроскопическому строению костное вещество представляет особый вид соединительной ткани (в широком смысле слова), костную ткань, характерные признаки которой: твёрдое, пропитанное минеральными солями волокнистое межклеточное вещество и звездчатые, снабжённые многочисленными отростками, клеточки.


В костях различают плотное и губчатое костное вещество. Первое отличается однородностью, твёрдостью и составляет наружный слой кости; оно особенно развито в средней части трубчатых костях и утончается к концам; в широких костях оно составляет 2 пластинки, разделённые слоем губчатого вещества; в коротких оно в виде тонкой плёнки одевает кость снаружи. Губчатое вещество состоит из пластинок, пересекающихся в различных направлениях, образуя систему полостей и отверстий, которые в середине длинных костей сливаются в большую полость.


Наружная поверхность кости одета так называемой надкостницей (Periosteum), оболочкой из соединительной ткани, содержащей кровеносные сосуды и особые клеточные элементы и служащей для питания, роста и восстановления кости. Внутренние полости кости выполнены особой мягкой тканью, называемой костным мозгом.


Приложение 3.

Форма костей.

По форме кости делят на длинные, широкие и короткие. Длинные или трубчатые кости — такие, у которых длина сильно преобладает над шириной и толщиной; они имеют более или менее цилиндрическую среднюю часть, тело (Corpus s. Diaphysis) с полостью внутри и 2 конца или эпифиза (Extremitates s. Epiphyses), которые всегда шире тела и покрыты на суставных поверхностях слоем хряща, находятся в конечностях и более или менее изогнуты. У широких костей два измерения преобладают над третьим; такие кости служат преимущественно для образования стенок полостей, заключающих различные органы (череп, грудная, тазовая полость) и могут быть плоскими, изогнутыми, вогнутыми и т. д. В коротких костях ни одно измерение не преобладает значительно над другими; это кости неправильные, округленные или многогранные (напр. позвонки, кости запястья и пятки).

Поверхность кости может представлять различные углубления (бороздки, ямки и т. д.) и возвышения (углы, края, ребра, гребни, бугорки и т. п.). Неровности служат для соединения костей между собой или для прикрепления мускулов и бывают тем сильнее развиты, чем более развита мускулатура. На поверхности находятся так называемые «питательные отверстия» (Foramina nutritiva), через которые входят внутрь кости питающие и кровеносные сосуды.


Приложение 4.

Состав костей.

В состав костей входят как органические, так и неорганические вещества; количество первых тем больше, чем моложе организм; в связи с этим кости молодых животных отличаются гибкостью и мягкостью, а кости старых — твёрдостью и хрупкостью. Отношение между обеими составными частями представляет различие в разных группах позвоночных; так, в кости рыб и особенно глубоководных содержание минеральных веществ относительно мало, и они отличаются мягким волокнистым строением.

У взрослого человека количество минеральных составных частей (главным образом, фосфата и карбоната кальция и фосфата магния, а также фторида, хлорида кальция и др.) составляет около 60—70 % веса кости, а органическое вещество (главным образом оссеин) — 30—40 %. Кости имеют большую прочность и громадное сопротивление сжатию, чрезвычайно долго противостоят разрушению и принадлежат к числу самых распространённых остатков ископаемых животных. При прокаливании кость теряет органическое вещество, но сохраняет свою форму и строение; подвергая кость действию кислоты (напр. соляной), можно растворить минеральные вещества и получить гибкий хрящевый остов кости.

Основу кости составляют коллагеновые волокна со спаивающим их веществом, которые пропитаны минеральными солями и слагаются в пластинки, состоящие из слоев продольных и поперечных волокон; кроме того, в костном веществе находятся ещё упругие волокна (волокна Шарпе). Пластинки эти в плотном костном веществе частью располагаются концентрическими слоями вокруг проходящих в костном веществе длинных разветвляющихся каналов (Гаверсовы каналы), частью лежат между этими системами, частью обхватывают целые группы их или тянутся вдоль поверхности кости. Гаверсов канал в сочетании с окружающими его концентрическими костными пластинками считается структурной единицей компактного вещества кости — остеоном. Параллельно поверхности этих пластинок в них расположены слои маленьких звездообразных пустот, продолжающихся в многочисленные тонкие канальцы — это так называемые «костные тельца», в которых находятся костные клеточки, дающие отростки в канальцы. Канальцы костных телец соединяются между собой и с полостью Гаверсовых каналов, внутренними полостями и надкостницей, и таким образом вся костная ткань оказывается пронизанной непрерывной системой наполненных клеточками и их отростками полостей и канальцев, по которым и проникают необходимые для жизни кости питательные вещества.


Открытый урок в 8 классе "Опорно двигательная система"
  • Биология
Описание:

Урок по теме «Скелет человека» является первым при изучении темы «Опорно-двигательный аппарат», поэтому сознательно упущен этап проверки ранее изученного материала. Данная разработка создана в соответствии с требованиями к технологии  развития критического мышления. Этап вызова предусматривает использование ассоциаций у детей при рассматривании изображений и выявление первоначальных знаний по одной теме. Для активизации работы учащихся  возможно использование презентации. Для перехода от одного задания или этапа урока к другому используются  стихотворные строки. Этап осознания материала организован в форме групповой работы с текстами, содержащими информацию в объеме больше программного. Для рефлексии усвоения материала используется  синквейн  и игровой прием  «Верители вы?».

Автор Вилесова Лариса Романовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1073
Номер материала 44371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓